Как сделать опыт круговорот воды в природе

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Круговорот воды в природе – это непрерывный замкнутый процесс перемещения воды на Земле между гидросферой, атмосферой и литосферой. Это становится возможным благодаря способности воды изменять свое состояние. Круговорот воды обеспечивает присутствие воды практически во всех уголках нашей планеты.

Благодаря предложенным проектам мы узнаем, как происходит круговорот воды в природе, что такое опреснение воды, изучим дождевую воду и при каких условиях возможно выпадение снега.

Климат земли создаёт значительные перепады температуры и процентного содержания соли в океане. Циркуляция горячей и холодной воды, а также разная концентрации соли влияют на плотность воды. При повышении температуры ее молекулы отдаляются друг от друга, следовательно, плотность понижается. Если молекулы соли располагаются между молекулами воды, то общая плотность повышается.

Поскольку концентрация соли в наземных водоёмах меняется, это отражается на изменении плотности воды. Пресная вода обладает более низкой плотностью по сравнению с солёной, из-за чего она располагается ближе к поверхности. Тёплая пресная вода обладает более низкой плотностью.

Из-за глобального потепления ожидается более ощутимое повышение температуры в высоких широтах, по сравнению с другими регионами. Таяние ледников, увеличение количества атмосферных осадков и другие способы поступления пресной воды в Северную Атлантику уменьшает плотность воды в этих районах.

Этот проект позволит смоделировать влияние глобального потепления на термохалинную циркуляцию с помощью смешивания воды разной температуры.

Что нам понадобится:

  • литровая банка с широким горлышком;
  • кухонная ложка;
  • соль;
  • пищевой краситель;
  • стаканы;
  • пищевой термометр.

Ход эксперимента:

  1. Почитайте о глобальном потеплении и термохалинной циркуляции.
  2. Выскажите гипотезу. Попробуйте объяснить, как глобальное потепление может повлиять на термохалинную циркуляцию посредством изменения температуры и процентного содержания соли.
  3. Подготовьте одну литровую банку с широким горлышком (с прозрачным стеклом).
  4. Растворите 4 чайные ложки в стакане проточной воды из холодильника объемом 250 мл. Измерьте температуру воды. Этот образец представляет холодные полярные воды.
  5. Налейте холодную солёную воду в банку с широким горлышком.
  6. Растворите 4 чайные ложки в стакане воды комнатной температуры объемом 250 мл. Измерьте температуру воды. Этот образец представляет тёплую солёную воду из полярных регионов.
  7. Добавьте несколько капель пищевого красителя в воду комнатной температуры и перемешайте.
  8. Начните осторожно лить воду комнатной температуры в ложку, размещённую над банкой. Вода должна медленно стекать из ложки в банку с холодной водой. Ложка поможет смягчить перемещение воды.
  9. Понаблюдайте за тем, как происходит процесс смешения и вода располагается слоями.
  10. Повторите эти шаги, используя воду разной температуры и с разной концентрацией соли.
  11. Сравните с тем, что вы видели во время проведения первой части эксперимента.
  12. Подумайте о том, как холодные потоки воды влияют на термохалинную циркуляцию.
  13. Оцените свою гипотезу. Пересмотрите свои соображения, если необходимо. Проведите дополнительные эксперименты. Попробуйте смешать воду другой температуры.

Вывод:

Какой вывод можно сделать из этого опыта по смешиванию холодной и горячей воды?

Круговорот воды – это перемещение воды на Земле. Самое большое количество воды собрано в океанах. Существует множество мелких процессов, посредством которых вода попадает из одного места в другое. Однако главных процессов, на которых основывается перемещение воды на планете, всего несколько.

Испарение – это процесс, во время которого молекулы воды в жидком состоянии получают достаточно энергии для того, чтобы испариться или превратиться в газ. Когда пар охлаждается, вода конденсируется или превращается обратно в жидкость. Мы можем увидеть конденсат на поверхности стакана с холодной водой или на небе в виде облаков. Атмосферные осадки – это процесс, во время которого конденсат воды, образовавший облака, падает на землю, например, в виде дождя.

Цель проекта – понаблюдать за процессом испарения и конденсации в разных условиях.

Что нам понадобится:

  • стеклянная банка с металлической крышкой (лучше всего подойдёт банка с завинчивающейся крышкой);
  • кубики льда;
  • вода;
  • секундомер;
  • термометр.

Ход эксперимента:

  1. Налейте в стеклянную банку воды глубиной 1 см от дна. Закрутите крышку.
  2. На металлической крышке разместите кубики льда.
  3. Измерьте температуру внутри комнаты.
  4. Включите секундомер. Определите, сколько времени потребуется для того, чтобы кубики льда полностью растаяли.
  5. Осторожно поднимите банку, удерживая её параллельно полу, и посмотрите на дно крышки с внутренне стороны. Запишите свои наблюдения. Что вы видите? Если есть возможность, сделайте фотографию или быструю зарисовку.
  6. Немного наклоните банку, чтобы несколько капель с крышки сгруппировались. Что произошло?
  7. Повторите эксперимент на улице во время теплой солнечной погоды, а также в прохладном темном месте.

Вывод:

Проводя этот опыт, основанный на знаниях про круговорот воды в природе, вы заметите, что вода будет испаряться быстрее в тепле, и медленнее – в условиях прохлады. Вода конденсируется, и на внутренней стороне крышки образуются капли. Если наклонить банку в сторону, мелкие капельки, образованные во время процесса конденсации, объединяются. Когда они становятся достаточно большими, они падают на дно банки. Почему? В тепле кубики льда будут таять быстрее, поскольку температурные различия между окружающей средой и кубиками более ощутимы. К тому же, в тепле вода быстрее испаряется. Испарение происходит тогда, когда молекулы получают достаточно энергии, чтобы перейти в пар или газообразное состояние. В тёплой окружающей среде воздух содержит больше энергии тепла, которая способствует переходу молекул воды. Это позволяет преобразовать в пар больше молекул воды. Испарившаяся вода внутри банки образует конденсат на прохладной металлической крышке.

Конденсат, который при охлаждении из газового состояния вновь переходит в жидкое, – это антоним пара. Лёд охладил металлическую крышку, благодаря чему вода из газообразного состояния перешла в конденсат.

При комнатной температуре и в холоде вы получите идентичные результаты. Но лёд будет таять медленнее, а количество пара и конденсата будет меньше.

Если наклонить банку в сторону, мелкие капли, образовавшиеся на крышке во время конденсации, объединятся. То же самое происходит тогда, когда формируются атмосферные осадки. Капли конденсата, образующие облака со временем становятся достаточно тяжёлыми, чтобы упасть на землю в виде дождя. При низкой температуре они образуют град или снег.

Вода – очень важный природный ресурс. Земля покрыта водой. Однако приблизительно 97% мирового океана – это солёная вода. Это значит, что большая часть воды на Земле непригодна для питья. Благодаря процессу, известному как опреснение соленой воды, есть возможность убрать из нее соль, превратив ее в пресную воду. Опреснители в виде сложных установок, расположенные по всему миру, играют важную роль в сохранении запасов воды.

Во время проведения этого эксперимента вы выясните, как происходит опреснение морской воды и ее превращение в пресную, пригодную для употребления. Также вы создадите модель круговорота воды в природе и будете использовать его принципы.

Что нам понадобится:

  • целлофан;
  • канцелярская резинка;
  • ложка;
  • миска;
  • небольшой пластиковый контейнер;
  • соль;
  • соломинка (трубочка);
  • глина для лепки;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Добавьте 2 полные ложки соли в воду и перемешайте. Возьмите соломинку и попробуйте на вкус раствор соли. Но никогда ничего не пробуйте на вкус во время экспериментов, если нет прямых указаний это сделать!
  2. Разровняйте небольшой кусочек глины на дне миски.
  3. Налейте солёную воду в миску (приблизительно на 2,5 см).
  4. Поместите небольшой контейнер на глину внутри миски с солёной водой так, чтобы он не двигался. Он должен быть выше уровня воды и не содержать воду.
  5. Натяните целлофан поверх миски. Целлофан должен немного свисать, но не касаться воды. Прикрепите целлофан при помощи резинки.
  6. Сделайте небольшой глиняный шарик. Поместите его на целлофане, осторожно расположив его над маленьким контейнером.
  7. Поместите контейнер на солнце на весь день.
  8. Выскажите предположение. Как вы считаете, что произойдёт?
  9. На следующий день посмотрите внимательно на миску, целлофан и маленький контейнер. Запишите свои наблюдения.
  10. В маленьком контейнере не было воды. Как она там оказалась? С помощью соломинки (трубочки) попробуйте на вкус воду из маленького контейнера. Какая она на вкус: солёная или пресная?
  11. Как это произошло? Этот проект показывает круговорот воды в природе в действии. Вода испарилась, поэтому на целлофане остался конденсат. Затем пресная вода переместилась внутрь небольшой ёмкости (подобно атмосферным осадкам).
  12. Изобразите модель круговорота воды в природе в виде иллюстрации, отмечая пути, которые проделала солёная и пресная вода.

Вывод:

Что происходит во время круговорота воды? Каким образом круговорот воды используется для опреснения? Как солёная вода становится пресной? Какие существуют способы опреснения морской воды?

Особенность дождя заключается в том, что он присутствует во всём мире, однако не всегда случается в нужном месте и нужное время. Процесс обработки дождевой воды (включающий сбор, очищение, хранение и применение) – это важная промышленная составляющая, которая позволяет значительно улучшить экономическое положение во многих странах. Мы рассмотрим системы сбора и хранения дождевой воды, а также процесс очищения, благодаря которому дождевая вода становится пригодной для употребления.

Цели этого проекта:

  1. Определить свойства дождевой воды.
  2. Изучить техники сбора дождевой воды.
  3. Обозначить экономические преимущества сбора дождевой воды.

Что нам понадобится:

  • компьютер с доступом к интернету;
  • простерилизованные контейнеры для сбора дождевой воды;
  • увеличительное стекло;
  • микроскоп и дополнительные принадлежности (стёкла, медицинские пипетки др.);
  • цифровой фотоаппарат;
  • обычные офисные принадлежности (бумага, ручки, картон).

Ход эксперимента:

  1. Сконструируйте свою собственную систему сбора воды или используйте готовую, например, водосточный жёлоб на крыше. Соберите дождевую воду.
  2. Изучите образцы дождевой воды под микроскопом. Сравните их с образцами водопроводной и кипячёной воды. Также сравните её с образцами дождевой воды, собранной в других местах.
  3. Очистите дождевую воду и проанализируйте снова, сравните её с другими образцами.
  4. Подробно запишите свои наблюдения. Опишите систему очищения, которую использовали.
  5. Подготовьте всё для дегустации питьевой воды, чтобы узнать о предпочтениях потребителей.
  6. Изложите свои выводы в подробном отчёте.
  7. Изложите результаты с помощью графиков и диаграмм.
  8. Подготовьте интересные фотографии, которые вы делали во время эксперимента.
  9. Пригласите посетителей на дегустацию воды.

Вывод:

Как используется дождевая вода? Каковы отличия дождевой воды в разных регионах? Как дождевая вода собирается и хранится? Как очищается дождевая вода? Каким образом компании зарабатывают на сборе дождевой воды?

Во время сильного ливня создаётся впечатление, будто дождевые капли отскакивают от поверхности тротуара. Что на самом деле происходит и как размер и высота падения капель заставляет их разбрызгиваться по-разному?

Этот проект покажет нам, как понаблюдать за дождевыми каплями и измерить их.

Что нам понадобится:

  • кулинарный спрей;
  • металлический противень;
  • вода;
  • морозильник;
  • три идентичных пипетки;
  • линейка маленькая;
  • линейка длинная или рейка (1 м и более);
  • бумажное полотенце;
  • мензурка;
  • большие прочные ножницы;
  • блокнот;
  • карандаш.

Ход эксперимента:

Вывод:

Более крупные капли, а также капли, упавшие с большой высоты, разбрызгиваются сильнее. Почему? Как дождевая капля становится таковой? Дождь появляется тогда, когда вода скапливает вокруг маленькой частички пыли или грязи. Эта частичка настолько мала, что вы не можете её увидеть.

Поднимается тёплый воздух, после чего остывает. По мере его охлаждения, вода, находящаяся в воздухе, тоже остывает, достигая отметки, называемой точкой насыщения. Она переходит в жидкое состояние и собирается вокруг частичек пыли, формируя капли. Затем эти капли формируют облака. Когда скапливается достаточное количество капель и гравитация начинает тянуть их вниз, начинается дождь.

Одни капли крупнее, другие меньше. Некоторые из них падают с большой высоты, а другие попадают на землю, стекая с деревьев и кустов. Изучение брызг может быть интересным для учёных во многих сферах. Но особенно это направление интересует археологов. Древние модели падения капель, запечатлённые в окаменелостях, могут многое рассказать о погоде в тех регионах.

Когда вы попытались создать капли разных размеров и выпустить их с разной высоты, вы заметили, что чем больше капля и высота, тем сильнее брызги. Это объясняется тем, что большая капля содержит больше материи. Это всё равно, что бросить помидор черри и обычный крупный помидор на землю. Если они одинаковы по твёрдости, тогда крупный помидор оставит более крупное пятно.

Почему некоторые капли создают более крупные капли, если они падают с разной высоты? Это связано с ускорением. Если одинаковое количество воды падает с более значительной высоты, у капли появляется больше времени для того, чтобы развить скорость. Если объект подвешен в воздухе, у него есть потенциальная энергия. Если объект отпустили и он начинает падать, то он обладает кинетической энергией. Это энергия движущегося объекта. Чем больше высота, с которой падает капля, тем больше её потенциальная и кинетическая энергия. Это значит, что ускорение во время столкновения с поверхностью земли, выше. Поэтому получаются более сильные брызги. Вспомните о помидорах. Что произойдёт, если один помидор бросить с высоты 30 см, а другой из окна верхнего этажа дома? После какого из них останется более крупное пятно?

Измерьте капли. Можете ли вы узнать, насколько отличается ускорение капли, падающей с высоты 30 см, по сравнению с каплями, упавшими с высоты 60 см и 90 см? Как это можно высчитать?

Понимание условий, необходимых для образования снегопада, поможет вам изучить данные. Для того, чтобы пошёл снег, нужно три условия. Первое, температура воздуха в облаках и возле земли должна быть ниже нуля. Очевидно, что снега не будет, если снежинки начнут сразу же таять. Второе, должен быть достаточный уровень влажности для формирования облаков и выпадения атмосферных осадков. И, наконец, последнее, для формирования облаков от земли должен подниматься влажный воздух. Подобное происходит, когда тёплый воздух сталкивается с холодным. Те регионы, на территории которых сталкиваются холодные и тёплые потоки воздуха, называются фронтами.

На самом деле, когда люди говорят, что сейчас слишком холодно для снега, они подразумевают, что на данный момент недостаточно тёплого воздуха. Если температура воздуха опускается ниже -17 градусов Цельсия, влажный воздух не может подняться в атмосферу. К тому же, холодный воздух содержит меньше влаги, чем тёплый, поэтому снег не может образоваться.

Цели проекта – выяснить, как формируется метель зимой и какова взаимосвязь между температурой, влагой и снегом.

Что нам понадобится:

  • доступ к интернету;
  • если нет доступа к интернету, можете использовать архивы старых газет;
  • блокнот;
  • карандаш.

Ход эксперимента:

  1. Подготовьте таблицу из 4 колонок: дата, высокая и низкая температура, атмосферные осадки.
  2. Определите, какую местность вы будете изучать. Вы должны выбрать то место, о котором есть много записей, и где часто идёт снег.
  3. Выберите зимний месяц. Используйте архивы старых газет или найдите их по интернету. Проверьте погоду и температуру за каждый день месяца. Чтобы получить более точные данные, посмотрите сведения и за второй месяц.
  4. После того, как вы подготовили таблицу, проанализируйте полученные данные. Составьте график. На оси y будет представлена температура, а на оси x – данные.

Вывод:

Какова самая высокая и самая низкая температура во время снегопадов? Было ли теплее или холоднее, по сравнению с другими днями месяца? Были ли очень холодные дни? Каковы изменения температуры наблюдались за этот период?

Этот опыт покажет, как самостоятельно сконструировать дождемер для измерения количества осадков.

Что нам понадобится:

  • 2 пустые двухлитровые пластиковые бутылки;
  • ножницы;
  • немного чистой гальки, гравия и мраморных шариков;
  • клейкая лента;
  • вода;
  • линейка;
  • перманентный маркер;
  • дождливая погода;
  • бумага;
  • карандаш.

Ход эксперимента:

Вывод:

Как измеряются атмосферные осадки?

Заключение

После проведения предложенных опытов вы узнали много интересных фактов про поведение воды в природе. На основе полученных знаний продолжите исследования и, например, изучите методы опреснения морской воды, так как в наше время эти данные имеют большое практическое значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в подготовительной группе о свойствах воды. Где дошкольники путем экспериментирования выясняют какими свойсвами обладает вода.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Активизировать их знания о различных природных явлениях. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д.

2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значенииводы в жизни человека;

3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Вовлекать детей в общую беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;

4. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы;

5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу, где уже идет презентация о путешественниках и дети говорят, что тоже любят путешествовать.

Воспитатель разворачивает диалогическую беседу:

Так вот и нам нужна какая-то подсказка, чтобы узнать, куда же мы отправимся. (предположения детей)

-Может, поищем ее здесь?

(Дети обращают внимание на кроссворд)

- Кто из вас их может разгадать?.

Вводная (информационно-познавательная)

Вот мы с Вами отправляемся в страну исследователей, но прежде чем попасть туда, необходимо отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. А отгадывать его мы будем с помощью загадок.

1. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(ответ:Снежинка)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(ответ: Сосулька)

3. Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растенья поливает,

Урожай чтоб лучше был.

4. Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой?

(ответ:Ручеек)

А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет снежинку, сосульку, дождь и ручеек.

(Это все вода)

Какое слово у нас получилось? (Вода).

Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода?

(Жидком, твердом, газообразном).

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в лабораторию.

Кто из вас знает,что люди делают в лабораториях, а кто там работает?ответы детей (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

-А вам интересно? Хотели бы туда попасть? (ответы детей)

Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в лабораторию

Ребята ответьте мне, что находится перед вами (разовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)

(инициатива детей – поучаствовать в проведении опытов)

Вам интересно? Вы уже догадались, что ученые исследуют в этой лаборатории?(ответы детей)

- Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

(дети переодеваются в лаборантов, одевают белые халаты, помогают друг другу.Занимают свои рабочие места.)

- Приступим к нашим исследованиям.

(Алгоритмы разложены на столе-это картинки.)

Ребята берите любой алгоритм-Вода не имеет формы

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?

(ответы детей: да, нет)

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды.(Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не имеет цвета

Опыт 2. Какого цвета вода?

Дети обращают внимание на стаканы в руках воспитателя, у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится(молоко, вода)

Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом)

Молоко, какого цвета (белого, а вода (бесцветная)

Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. (ответы детей: да, нет)

А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?

(ответы детей)

Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель берет (2-х человек)и предлагает им смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.

Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей), Скажите, что будет, если еще раз перелить воду (она опять поменяет цвет)

Вывод: Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода растворитель

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Для этого опыта потребуется смешать воду с сахаром, солью.)Ребята решают,кто будет делать какой опыт)

После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая-как сироп, соленая-как рассол

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)


От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Вам интересно, что случилось с мукой и маслом? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как мука, которая выпадает в осадок)

Ребята, а вы знаете, что нефть, она как масло жирная и на поверхности воды оставляет пленку. Поэтому очень опасна для организмов которые живут в воде, это иногда случается , когда нефть разливается на поверхности океана, кислород не поступает в воду из-за жирной пленки и рыбы погибают , так как им не чем дышать

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не пахнет

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

-Ребят ,а вода чем пахнет?дети определяют, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем дети предлагают размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхают воду. У воды появился запах

Но не только от жидкостей вода может пахнуть, я предлагаю вам заварить мятный чай в пакетах.(Воспитатель помогает детям заварить чай, уже при наливании кипятка, от чашек с чаем идет аромат)

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

-Ребята вы справились со всеми экспериментами.

-Мы продолжаем наше путешествие?

-Я приглашаю вас в лесную школу, где звери интересуются путешествием воды.(Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)

-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды?(ответы детей) А вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе? (ответы детей)

-Перед Вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку.

-Скажите, какие детали перед Вами.

Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки)

(Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)

А вот послекаждого дождя в природе ,когда выходит солнце, на небе можно увидеть…..(ответы детей -радугу)

Сюрпризный момент

-Ребята вы чувствуете приятный запах ?ДА, это -мята, так это же наш чай, который вы заварили. Хотите попробовать? Тогда я вас приглашаю на дегустацию полезного и вкусного чая.

ВИДЕО-ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
"КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ"

В этом ролике вы узнаете, что такое круговорот воды в природе, как он происходит, как в домашних условиях провести экспериент, связанный с темой.

Вы узнаете о круговороте воды в природе. Путешествие главной героини – Капельки – начинается на озере.

Главным героем этого познавательного, и не менее увлекательного мультфильма является Альберт - необыкновенная птица, которая также хорошо плавает как и летает. Альберт путешествует по всей Земле и добираться в любые уголки планеты. В этом мультфильме Альберт рассказывает подробности о круговороте воды в природе.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Круговорот воды в природе


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как – то раз мы с родителями и братом катались на горках и вернулись домой все в снегу. Дома, на полу, когда мы раздевались, образовалось много снежных луж. И мама мне сказала:

-Вытри, пожалуйста, сынок.

Я заигрался с братом, и когда вспомнил, на полу ничего уже не было.

-Мама, это ты вытерла пол?

-Нет, это испарение,- ответила мама.

Потом я увидел, как мама сушит волосы феном, я спросил:

Оказывается, испарение везде, вокруг нас: когда мы протираем доску мокрой тряпкой – она высыхает. Лужи высыхают после дождя; бельё, которое сохнет на сушилке.

Мне стало интересно, как испаряется вода в природе, и я решил узнать об испарении как можно больше.

Цель работы:

Изучить круговорот воды в природе.

Задачи исследования:

Узнать, что такое круговорот воды в природе и как он происходит.

Провести опыты по испарению воды.

Пронаблюдать на практике круговорот воды.

Теоретическая часть

Вода - одно из самых важных веществ на Земле. Роль воды на нашей планете велика. Все растения и животные состоят главным образом из воды, которая необходима для зарождения и поддержания жизни. Например, тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды человек может прожить не более 4-х суток.

Вода – это жидкость без вкуса, запаха и цвета. Вода состоит из молекул, они настолько малы, что даже в самой маленькой дождевой капле их миллиарды.

Вода – великая путешественница. Она постоянно меняет свой облик, превращаясь в пар или лёд. При нагревании воды происходит испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное. Конденсация – это процесс обратный испарению, в результате которого вода из газообразного состояния переходит в жидкое. Вода замерзает при температуре 0 0 С. Лёд – это твёрдое состояние воды. Молекулы в нём тесно связаны друг с другом.

В природе происходит непрерывный круговорот воды. Испаряясь с поверхностей земли, рек, морей и океанов, вода в виде пара попадает в воздух. Там пар охлаждается, конденсируется, соединяется в капельки, из которых образуются облака. Водяной пар возвращается на землю в виде осадков. Осадки – это атмосферная влага, которая оседает на землю в виде дождя, снега, града, тумана, росы, инея и т п.

Часть воды просачивается в почву, питая растения, но значительно больше выпавшей воды реки уносят в моря и океаны. Вода опять начинает испарятся с их поверхности, и процесс круговорота начинается вновь.

Этапы круговорота воды в природе:

Испарение воды с поверхности.

Охлаждение пара и конденсация.

Образования облаков и перемещение их на сушу.

Пополнение рек и подземных вод.

С
ток в моря и океаны. (Рисунок 1)

Различают несколько видов круговорота воды в природе:

Большой (мировой) круговорот – водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки. Там он выпадает в виде атмосферных осадков, а затем возвращается в океан в виде стока. Очень важно, что в этом процессе изменяется качество воды, ведь при испарении солёная морская вода превращается в пресную воду, а загрязнённая – очищается почвой.

Малый (океанический) круговорот– вода испаряется над океаном, конденсируется и выпадает опять же в него в виде осадков.

Внутриконтинентальный круговорот – вода, которая испарилась над поверхностью суши, выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.

Практическая часть

Я решил узнать, от чего зависит скорость испарения воды. Для этого я провёл следующие опыты.

В две одинаковые кружки я налил одинаковое количество воды. Одну кружку я поставил на батарею, а другую в шкаф. На батарее вода испарилась за одну ночь, а в кружке, которая стояла в шкафу, вода испарилась лишь за месяц.(Фото 1)

Опыт показал, что в тёплом месте вода испаряется быстрее.

взял 4 тарелки разной глубины и налил в них одинаковое количество воды (отмерял мерным стаканом) и оставил на шкафу. (Фото 2, 3)

Фото 2 Фото 3

Вода из плоской тарелки испарилась за 5дней,

из тарелки средней глубины – за 8 дней,

вода в глубокой тарелке - за 17дней,

а в чашке – за 37 дней.

Опыт показал, что скорость испарения воды зависит от площади испаряемой поверхности.

Я взял 2 одинаковых сосуда, налил одинаковое количество воды и один накрыл крышкой. Поставил ёмкости на шкаф. Вода в сосуде без крышки испарилась за 1 месяц, а сосуд с крышкой остался полным, но на крышке появились капли. (Фото 4, 5)

Фото 4 Фото 5

Опыт помог мне понять, как происходит конденсация - когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоёв атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят в воздухе и образуют облака.

Когда я путешествовал на самолёте, мне удалось самому сфотографировать облака. (Фото 6, 7)

Фото 6 Фото 7

Чтобы смоделировать процесс круговорота воды в домашних условиях, я провёл следующий эксперимент.

Фото 8 Фото 9 Фото 10

Подвесил пакет на окне с помощью скотча и вскоре увидел, что вверху пакета начал скапливаться конденсат. Потом капельки воды появились внутри пакета и когда стали большими и тяжёлыми, они начали сползать вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.(Фото 11)

Если пакет висит на солнечной стороне, круговорот воды в нём будет продолжаться.

Круговорот воды в природе – один из главных процессов на планете Земля.

Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки.

Скорость испарения воды зависит от температуры и от площади поверхности воды. Чем выше температура воды, тем быстрее двигаются ее молекулы и тем интенсивнее происходит испарение. Чем больше площадь поверхности воды, а испарение происходит исключительно на поверхности, тем больше молекул воды смогут перейти из жидкого состояния в газообразное, что увеличивает скорость испарения.

Читайте также: