Как сделать опросник по психологии

Обновлено: 07.07.2024

В каких ситуациях обостряется? С какими людьми? После каких стрессов? Перед какими испытаниями?

Эмоциональный Фон.

В каком настроении Вы проводите больше времени?___________________________

Что Вы чувствуете чаще когда Вы в плохом настроении?____________________________

Часто ли Вы чувствуете

Обиду постоянно часто иногда почти никогда

тревогу или страх постоянно часто иногда почти никогда

печаль, подавленность постоянно часто иногда почти никогда

злость постоянно часто иногда почти никогда

боль постоянно часто иногда почти никогда

бессилие постоянно часто иногда почти никогда

несправедливость постоянно часто иногда почти никогда

вину постоянно часто иногда почти никогда

Ваши варианты:

Наблюдайте за настроением на протяжении нескольких дней \ недель- дополняйте записи

Каким Вы хотели бы стать в результате курса

Если курс оправдает ВСЕ Ваши ожидания

что измениться в Вашей жизни?

Представьте себе что в результате курса в Вашей жизни может произойти чудо. Что бы это было?

Ваш настрой:

Ничего не получится

Сделаю все, что в моих силах, пока не буду убеждён что ничего не получиться

Сделаю все, что в моих силах, добьюсь улучшений в любом случае

У меня всё получится

На сколько активно Вы готовы участвовать в терапии?

Что Вы сделаете для того чтобы получить максимум пользы и удовольствия?

Что Вы ожидаете от ведущего?

Записывайте свои вопросы, и комментарии

История психического здоровья: расстройства, симптомы

Посещали ли Вы ранее психиатра? _____

Принимали ли психиатрические препараты (антидепрессанты, нейролептики, седативы) ? __

Какие именно препараты?

Ставили ли Вам диагноз /заключение (психиатр, психотерапевт) ? ______

Даёте ли вы разрешение на полный или частичный обмен информацией с указанными врачами? ______

Комментарии и уточнения:

Нарушения сна (если есть)

Насколько хорошо высыпаетесь (от 1 до 5)

Как долго засыпаете______________________________________

Частые пробуждения / неспособность заснуть_________________

Раннеее пробуждение вопреки желанию и возможностям________

Нет глубокого сна_________________________________________

Нарушения аппетита

Нет аппетита, не получаю удовольствия от еды________________

Негативные эмоции в связи с питанием (вина, отвращение, злость, самобичевание и тд) ______________________________________

Произвольное вызывание рвоты_____________________________

Чрезмерное истощение себя диетой _________________________

Затяжные периоды депрессии, апатии, вины, недовольста собой, слабости, потери интереса к радостям жизни

на какой период времени________________________________________

в связи с соответствующими стрессорами или без определённо причины

Упадок сил /настроения по утрам или вечером?_______________________

Суицидальные мысли в прошлом и настоящем:

абстрактные суицидальные мысли или конкретные идеи /план

Склонность к агрессии и насилию

приводы в милицию /полицию

склонность/история физического и психологического насилия

Опыт пережитого насилия:

Физическое здоровье и медицинские проблемы.

Эндокринные нарушения /обседования

Астма, хронический бронхит, нарушения дыхания

Зависимости (алкоголизм/пьянство, химическая, игровая и тд)

История указанных расстройств в семье

История суицидальности и насилия в семье

История психических /эмоциональных расстройств в семье

Искажения восприятия

Возможно Вы чувствуете то, чего нет; видите то, чего не видят другие, необычные явления

Галлюцинации

Видения / звуки / ощущения

Пси травмы

Вспомните события своей жизни, которые повлияли на Вас.

Для начала вспоминайте всё, что придёт в голову, не пытаясь оценивать логикой а скорее прислушиваясь к чувствам. Если события вспомнились , они вызывают эмоции, но, кажется, не оставили следа- дайте себе время поразмышлять

На следующей таблице отметьте самые значимые события (переживания), воспоминания о которых вызывает отклик, положительные со знаком +, неприятные, соответственно –

Ставьте соответствующую цифру на координате возраст и находите точку на плоскости напротив возраста соответствующую интенсивности эмоционального отклика (сегодня) от 0 (безразличие) до 10 (не выносимо)

(утраты, болезни, опыт достижений, путешествия, унижения, встречи и расставания)

Ниже и на обратной стороне листа напишите как эти события изменили Вас, Вашу самооценку, поведение, усилило или ослабило некоторые спсобности, появились телесные реакции (например спазм в горле в присутствии мужчин), привычки, телесные и психологические симптомы и пр

  • Если воспоминания не вызывают эмоций- возможно Вы не столько вспоминаете (визуализитруете) их сколько думаете о них
  • Или Вы, вспоминая события, смотрите на ситуацию со стороны (или сверху)

Поэтому вспомните события, оживив их в памяти, поместив себя именно туда

Выберите симптомдля исцеления: телесная реакция, эмоция, зажимы деструктивная привычка и т.п

Выберите событие/симптом с интенсивностью эмоций (сегодня, при воспоминании) между 4 и 6

оживите воспоминания так, чтобы ожили эмоции и в теле поя вился отклик

Чтобы не залипнуть в неприятных эмоциях- дышите всё время, лучше вздыхайте

Идентифицируйте и запишите:

В каких ситуациях это чувствуется сильнее (где и с кем) ___

Что запускает реакцию ( человек за спиной, темнота, интонация голоса и тп) __

Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

Ваши эмоции (страх, гнев, бессилие, стыд и тп) __

Реакция ( хочется бежать, плакать, напасть, застыть, свернуться, ругаться) ___

Дышите и отреагируйте если нужно

Мысли о страхе смерти или потери контроля ___

Мысли обиды и претензии (родителю, партнёру, обидчику, себе, богу, судьбе) __

Появился ли новый импульс/реакция ( хочется бежать, плакать, напасть, застыть) ___

Дышите и отреагируйте если нужно

Подышите медленно, растянутыми вдохами и выдохами, повздыхайте, позевайте

Вспомните ситуацию- какая интенсивностью эмоций теперь (от 0 до 10)

Что бы Вы хотели сказать себе там?

Какое решение Вы приняли там и тогда?

Какое принимаете сейчас, учитывая Ваши сильные и слабые стороны и Ваше намерение освободиться?

Ваши РЕСУРСЫ

Внутренние ресурсы - Ваши СИЛЬНЫЕ личностные качества, уменья, таланты, привычки и т.д.

Внешние Внешние ресурсы. Семья, друзья, сообщества, вдохновляющие книги, места и т.д.

Ваши БАРЬЕРЫ

Субъективные (Ваши личные качества убеждения и привычки, опыт неудач)

Привычка откладывать, недстаток решительности, упрямство(Я всегда прав/а), одинокий волк- отказ от помощи/поддержки, смирение, неумение говорить "Нет", Привычка контролироватьсобытия и людей, неумение или нежелание говорить"Да",Неумелый выбор приоритетов, следование второстепенным, Привычка не признавать всю правду(умалчивание, ошибки мышления)

Объективные(Физические ограничения, финансовые, социальные и т.д.) препятствия на пути к Вашим целям

Разрушительное окружение: люди, сообщества, музыка, кино, мультимедиа, всё что лишает сил, уверенности, самообладания и т.д.

Как Вы планируете справляться с описаннымибарьерами с помощью вышеуказанных ресурсов

От чего Вы намерены избавиться в результате (страхи, привычки, убеждения и т.д.)

Отвечайте на вопросы письменно.

Позвольте себе мыслить не столько логически сколько ассоциативно- обращайте особенное внимание на то, что приходит в голову в первую очередь.

Напишите не менее пяти своих положительных качеств

Напишите не менее пяти качеств, которые Вам в себе не нравяться

Назовите те качества, которые Вам свойствены, но не относятся ни к положительным не к отрицательным характеристикам.

Напишите не менее пяти определений не раздумывая, первое что приходит в голову и лишь после этого, внимательно поразмыслив, отвечайте на вопрос предельно искренне и вдумчиво

Оживите воспоминания так, чтобы ожили эмоции и в теле появился отклик. Ваши эмоции (радость, гордость, и тп). Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

  1. Какие занятия, поведение, работа дают Вам это ощущение, возможно это ощущение что Вы действительно занимаетесь тем что Вам близко, свойственно Вашей натуре

Оживите воспоминания так, чтобы ожили эмоции и в теле появился отклик. Ваши эмоции (радость, гордость, и тп). Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

  1. Какие мысли у Вас в голове когда Вы чувствуете себя таким образом

Какие приятные эмоции возникают при этих мыслях. Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

  1. Какие Роли Вы считаете исконно Вашими, соответствующими Вашей сущности, отражающими Вашу суть (Отец, лидер, возмутитель спокойствия и т.п.)

Какие приятные эмоции возникают при этих мыслях. Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

  1. Какие убеждения Вы считаете, исконно Вашими, соответствующими Вашей сущности, отражающими Вашу суть, стоящими того чтобы за них постоять (главное в жизни это-…)

Какие приятные эмоции возникают при этих мыслях. Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

  1. Какие ценности Вы считаете исконно Вашими, соответствующими Вашей сущности, отражающими Вашу суть (любовь, семья, деньги)

Какие приятные эмоции возникают при этих мыслях. Что Вы при этом ощущаете в теле (что и каких частях) ___

Кем Вы себя чувствуете на самом деле, без лишней скромности и хвастовства, пишите что придёт в голову, не размышляя:

Дополните фразы спонтанно, не размышляя, прислушиваясь к ощущениям в теле, можно неопределёнными метафорами:

  • Я всегда был, есть и буду….
  • Мой великий дар в этой жизни….
  • Я пришёл в эту жизнь для того, чтобы….
  • Моя миссия в мире -….
  • Я обязательно…

Обращайте особое внимание на приятные ощущения, которые подкрепляют Ваше ощущение уверенности в своей силе и способностях, позволяйте воображению создавать образы. Запоминайте эти образы и ощущения чтобы легче входить в эти состояния в будущем.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чучкова Галина Сергеевная

Анализируются особенности организации и проведения опросов и психологического тестирования он-лайн. Автором рассматриваются такие проблемы исследований в Интернет, как обеспечение репрезентативности "виртуальной" выборки и достоверности получаемых данных, создание электронного инструментария, информирование пользователей о проводящемся исследовании, способы мотивирования участников, предупреждение нежелательных социально-психологических эффектов, организация сбора данных, осуществление обратной связи.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чучкова Галина Сергеевная

Problem of organizing and conducting a survey and testing in the Internet

The article is concerned with peculiarities of organizing and conducting an on-line survey and psychological testing. The author studies such problems of Internet research as ensuring "virtual" sample representativeness and data validity, creation of electronic tools, informing users of a research being conducted, ways of motivating participants, control of undesirable socio-psychological effects, data acquisition, realizing feed-back.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

И ТЕСТИРОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТ

В настоящее время значительное число людей активно использует Интернет в повседневной жизни, и виртуальная среда все чаще становится объектом научного анализа. Недостаточная изученность свойств виртуальной реальности и последствий опосредованной компьютером деятельности обусловливает определенную популярность данной исследовательской тематики. Вместе с тем Интернет, служащий универсальным средством коммуникации и объединяющий отдельных пользователей в часто значительные по численности сообщества, сам может выступать инструментом исследования, предоставляя новые возможности для применения таких традиционных научных методов, как опрос и тестирование. Указанные методы в широких пределах допускают формализацию, благодаря чему опосредование контакта между экспериментатором и испытуемым знаковой Интернет-средой не искажает процесс получения информации. Минимизация степеней свободы респондента в этом случае играет положительную роль, т.к. контроль над осуществлением он-лайнового исследования носит дистанцированный и разорванный во времени характер, из-за чего исследователь не может своевременно скорректировать неверное понимание задания и неправильные действия участника. Учитывая постоянное увеличение аудитории пользователей Интернет в нашей стране и в мире в целом, можно прогнозировать быстрый рост популярности научных исследований, организуемых на базе

Собственный опыт проведения психологического исследования в Интернет позволил нам выделить не-

исследователем в соответствии с поставленными научными целями (например, глобальные и региональные, тематические ресурсы и ресурсы универсальной направленности и т.п.), что не исключает влияние фактора субъективности.

Особую сложность представляет собой обсуждение появившейся на форуме темы его участниками. Комментирование пользователями результатов собственного тестирования, содержания вопросов и предлагаемых альтернатив, реплики в адрес экспериментатора выступают дополнительным фактором, влияющим на результат исследования, поскольку высказываемые поучаствовавшими в исследовании людьми мнения неизбежно формируют определенные установки у тех, кто ещё не принял участия в опросе.

Выше уже упоминалось о чувствительности респондентов к тематике исследования. Предлагая пользователям Интернет ряд психологических тестов, мы на практике столкнулись с феноменом предпочтения участниками проекта популярных и широко используемых тестовых методик, вне зависимости от их трудоемкости. Так, опросник ММР1 в адаптации Б.Ф. Березина, состоящий из 377 вопросов, респонденты выбирали гораздо чаще, чем опросник Келлермана-Плутчика или опросник межличностных отношений В. Шутца, включающих гораздо меньшее число утверждений, но менее

Таким образом, в предваряющей опрос инструкции должны быть заключены содержательные моменты, уравнивающие привлекательность различных методик в глазах респондентов. Решая этот вопрос, важно помнить о том, что уровень психологической культуры участников Интернет-исследований весьма различен, и психологическая терминология в аннотации к методике способна как привлечь, так и отпугнуть их. Как мы убедились, достичь выполнения каждым респондентом всех предложенных методик, если исследование носит многоаспектный характер, практически невозможно, и выражение этого пожелания в обращении к респондентам на деле малоэффективно. Определенный вклад в эту тенденцию вносит и стоимость услуг провайдера. В ряде случаев тариф по оплате за глобальный Интернет и региональные ресурсы значительно разнится, поэтому учет географической привязки и размещение электронного инструментария на местных сайтах отчасти может сгладить влияние этого фактора. Однако в целом указанная проблема решается с трудом. Обязать, насколько это возможно технически, респондента пройти все тесты за один прием нецелесообразно, даже допуская, что испытуемый пойдет на это и не закроет окно с электронным вариантом методики. В этом последнем случае данные тестирования будут искажены в результате утомления пользователя (валидные и надежные тестовые методики неизбежно включают большое число пунктов). В итоге экспериментатор может относительно легко собрать большое количество данных по каждой методике, не имея при этом возможности выявлять взаимосвязи между показателями различных тестов, что снижает эвристическую ценность подобных исследований. С другой стороны, использование экспресс-методик позволяет получать лишь очевидные сведения и не дает возможности вскрыть латентные закономерности.

критерии качества получаемого с его помощью нового формирования соответствующей методологической знания. Таким образом, решение описанных исследова- культуры, учитывающей специфику общения и дея-тельских задач находится в прямой зависимости от тельности в виртуальной среде.

1 Для того чтобы приведенные ниже факты не казались искусственно сконструированными или вырванными из контекста конкретной исследовательской ситуации, кратко охарактеризуем содержание нашего проекта. Исследование было посвящено изучению психологических факторов, обусловливающих привлекательность для личности общения в виртуальной среде. Выборочная совокупность формировалась из посетителей популярных чат-ресурсов Рунета; отбор чатов проводился в соответствии с данными рейтинга по числу посетителей, кроме того, большое внимание уделялось региональным ресурсам данного рода. Исследовательский инструментарий состоял из пяти тестовых методик (тест-опросник Келлермана-Плутчика, опросник межличностных отношений В. Шутца, тест на Интернет-зависимость К. Янг в адаптации В.А. Буровой, MMPI в адаптации Б.Ф. Березина, методика диагностики значимых отношений А.Е. Кроника) и электронного опросного листа, включавшего 18 открытых вопросов. Исследование проводилось в режиме он-лайн, всего в нем приняли участие 278 пользователей.

“ IP-адрес (ай-пи адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) - уникальный идентификатор (адрес) устройства (обычно компьютера), подключённого к локальной сети или Интернету [4].

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социальная и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет. Режим дос-

ным социологических опросов // Полис. 2002. № 5. С. 146-157.

Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Анкетирование – что это такое

Что такое анкетирование

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

  • Есть ли у вас приусадебный участок?
  • Какие культуры вы на нем выращиваете?
  • Получаете ли вы доход с сада и огорода?
  • Хотели бы вы заняться фермерством?
  • Какие виды плодовых культур вы знаете?
  • К какому семейству относится томат?
  • Что представляет собой плод томата с точки зрения ботаники?

Сферы применения

Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Разновидности анкетирования

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Раздаточное анкетирование

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа Survey Harbor , YouThink , Анкетка , Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

  • Заведите электронный почтовый ящик и кошелек в любой из платежных систем (например, Вебмани, Юмани, Пейпал).
  • Изучите популярные онлайн-опросники. Их десятки, но правила примерно одинаковы на всех.
  • Зарегистрируйтесь на избранных ресурсах. Рекомендую сразу пройти регистрацию на 3-5 площадках. Это сделает заработок более-менее весомым, ведь один сайт приносит в месяц не более 5-10 доступных анкет.
  • Заполните профиль. Это позволит системе составить ваш портрет и приглашать к участию только в подходящих к вашим данным опросам.
  • Ожидайте приглашений. Информация о доступных опросах будет отображаться в ваших личных кабинетах и приходить на указанный емейл.
  • Заполняйте анкеты. Лучше начинать отвечать на вопросы сразу же после поступления предложения: анкетирование ограничивается по времени, можно и не успеть.
  • Отправляйте результаты. Заполненные анкеты (только полностью, без пропущенных пунктов) поступают в систему для обработки.
  • Копите деньги. За участие в анкетировании можно заработать от 30 до 150 рублей, потратив на все-про все 15-50 минут времени (в зависимости от количества вопросов). Как только накопится минимальная сумма, можете ее вывести на электронный кошелек, счет мобильного телефона, карту и так далее (в зависимости от возможностей, предоставляемых ресурсом).

Иные виды анкетирования

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

Составление опросных анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

Классификация вопросов

Переходим к классификации вопросов по функциям:

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

ВЕБИНАР: Нейролингвистическое программирование: базовая теория и практика

Образ сексуального Я. Психотерапия сексуальной дисгармонии в паре

Скоро

Как проводить диагностическое интервью на первой встрече психолога с клиентом?

Автор

/module/item/name

На что нужно обратить внимание? Как мы проводим диагностику?

Мы начинаем диагностику с самого начала встречи, с того, как клиент вошел. Вы можете наблюдать и строить гипотезы. Диагностика нужна, чтобы вы выдвинули свое предположение, что это за клиент, какой у него тип личности, какие черты характера вы увидели. То, что вы для себя отмечаете, может быть использовано или нет, но важно, чтобы вы это видели и знали, что наблюдать.

1. Эмоциональное состояние клиента. Например, насколько клиент возбужден или апатичен.

2. Одежда клиента. Какая она: аккуратная или неряшливая, кричащая или скромная, соответствует ли его возрасту и ситуации? Как сочетаются детали его туалета?

3. Движения клиента. Он открыл дверь резко или тихонько постучал? Или он вообще ждал под дверью, пока вы выйдете и пригласите его? Как он садится на стул: сел на краешек или расположился полностью?

4. Состояние здоровья клиента. Наблюдаете ли вы болезненные симптомы: бледность, чрезмерный румянец, воспаленная кожа, покрасневшие глаза, дрожание, кашель и др.? Вы уже можете предполагать, почему дрожат руки, почему есть нервные тики.

5. Признаки напряженности клиента. Совершает ли клиент такие повторяющиеся действия, как глотания, почесывания, тики или другие?

6. Голос клиента. Каким голосом говорит клиент: твердым и уверенным, ровным и дрожащим, тихим, хнычущим или высоким? Что значит его интонация?

7. Как клиент держится. Какие он принимает позы? Как держит осанку? Например, он принимает детские позы и говорит детским голосом? Или юный клиент сутулится и подражает манерам кого-то, кто гораздо старше него?

Вы это отмечаете. Некоторые психологи сразу делают пометки в блокноте и предупреждают клиента, что записывают отдельные вещи для себя. На основе первых наблюдений и того, как клиент предъявляет себя в беседе, мы начинаем формулировать предварительные гипотезы.

Ваша задача – наблюдать, есть ли еще что-то за запросом клиента, на каком жизненном фоне происходит запрос. Например, мы с котерапевтом в консультировании семейных пар отмечаем, что раньше людям было сложно говорить о сексе, теперь же пары приходят с запросом, что что-то не ладится в сексуальной жизни. Но на самом деле весь разговор ведется про деньги, и деньги – более табуированная тема, чем секс.

Схема интервью достаточно большая. Вам не обязательно использовать ее всю, особенно, если вы знаете, что будете работать краткосрочно или с конкретным запросом. Но желательно, даже если вы будете работать с конкретной фобией, чтобы на первой встрече клиент рассказал вам, на каком фоне его симптом появился. Может быть так: у клиента умирает мама, он разводится с женой или теряет работу, и эта фобия обостряется. Может быть скрытый пласт, который тоже относится к его запросу, но он никак не озвучен, поэтому вам важно представлять, что еще можно спросить у клиента.

Диагностическое интервью

• Демографические данные (имя, возраст, пол, этническая и расовая принадлежность, религия, состояние отношений, родители, уровень образования, работа, предшествующий опыт психотерапии, кто направил на терапию в этот раз или как клиент выбрал специалиста, другие (кроме клиента) источники информации);

• Текущие проблемы и их состояние (главные трудности и понимание клиентом их причин, история этих проблем, предшествующее лечение, почему именно сейчас пришел на терапию);

• Личная история (где клиент родился, вырос, количество детей в семье и его место среди них, главные переезды, живы ли родители и сиблинги, их возраст, здоровье и профессия, их отношения с клиентом, психологические проблемы в семье);

• Младенчество и детство (хотели ли родители клиента рождения ребенка, условия в семье после его рождения, что-то необычное в критические периоды развития, некоторые ранние проблемы, ранние воспоминания, семейные истории или шутки в адрес клиента);

• Латентный период (проблема сепарации, социальные проблемы, проблемы в учебе, в поведении, жестокость к животным, болезни, семейные стрессы в это время, сексуальный или физический абъюз);

• Адолесцентный период (возраст полового созревания, физические проблемы, связанные с созреванием, семейная подготовка к сексуальности, первый сексуальный опыт, мастурбационная фантазия, школьный опыт, успеваемость и социализация, самодеструктивные паттерны (нарушения питания, рискованные эксцессы, суицидальные импульсы, антисоциальные паттерны), болезни, семейные стрессы в это время);

• Взрослая жизнь (история работы, отношений, адекватность текущих интимных отношений, отношение к детям, хобби, таланты, гордость или удовлетворение);

• Текущие представления, ментальный статус (общее представление, состояние аффектов, настроение, качество речи, присутствие тестирования реальности, уровень интеллекта, адекватность памяти, оценка надежности информации, исследование возможностей дальнейшего развития областей предполагаемых проблем (например, при депрессии – возможность суицида), сновидения, используемые вещества);

В заключение спросите пациента, нет ли другой важной информации, которой он обладает и о которой его не спросили. Спросите, было ли ему удобно и не хочет ли он что-либо сказать.

Читайте также: