Как сделать опреснок для причастия

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Четверг Страстной седмицы посвящен воспоминанию Тайной вечери, предшествовавшей взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию. Во время нее Спаситель установил таинство Причащения и омыл ноги учеников. Воспоминания установления таинства Евхаристии, а также Гефсиманского моления и предательства Иуды составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

Таинство Евхаристии, безусловно, занимает центральное место в жизни Церкви. Именно благодаря ему созиждется Церковь как единое Тело Христово, и верный христианин, участвуя в евхаристической Жертве, принимает оставление грехов, залог вечной жизни и сущностное соединение с Богом - соединение, недоступное более ни в каком церковном таинстве, без которого невозможно спасение в будущем веке.

На всем протяжении церковной истории богословие Евхаристии всегда было своеобразной лакмусовой бумагой в отношении истинности тех или иных воззрений и доктрин, прежде всего - в христологии (учение об Иисусе Христе) и триадологии (учение о Святой Троице). Неправославные, ошибочные учения почти всегда имели своим следствием еретические воззрения и на таинство Евхаристии.

Поэтому неудивительно, что именно вопрос, связанный с богословием и практикой совершения этого таинства, имел принципиальное значение в истории конфликта между Константинопольской и Римской Церквами, приведшего к расколу (схизме) 1054 года. В начале XII века Патриарх Антиохийский Иоанн IV Оксит писал: "Вопрос об опресноках - самая главная причина разделения между нами и ними. [Вопрос] об опресноках содержит в себе сумму благочестия".

Напомним, что Православная Церковь совершает таинство Евхаристии на квасном хлебе, выпеченном из теста с закваской, а Римско-Католическая - на опресноках, то есть на пресном хлебе, приготовленном без добавления разрыхлителей теста. На пресном хлебе таинство совершается также и в Армянской апостольской Церкви.

Вопрос о практике совершения католиками Евхаристии на пресном хлебе оставался в греческой богословской литературе одним из главных пунктов антилатинской полемики вплоть до XVIII века. Вопрос же об исхождении Святого Духа, Filioque, хотя и был поднят в споре XI века латинской стороной, однако не являлся основным вплоть до XII века.

Аргументация византийской стороны в полемике против римской богослужебной практики [1] тематически может быть разделена на четыре пункта:

  1. Восприятие иудейских обрядов. Большая часть сочинений против опресноков отождествляет хлеб латинской Евхаристии с иудейскими опресноками.
  2. Этимологический аргумент опирается на этимологию греческого слова ἄρτος (хлеб), употребленного в Евангелии при рассказе об установлении таинства Евхаристии. По мнению греческих полемистов, это слово происходит от глагола αἴρω (поднимать) или прилагательного ἄρτιος (совершенный). Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавливается квасной хлеб, поэтому только квасной хлеб может обозначаться как ἄρτος. Никита Стифат, ученик прп. Симеона Нового Богослова и главный оппонент римского кардинала Гумберта в споре 1054 года, писал: "Господь взял не опреснок и, благодарив, преломил и дал ученикам, но хлеб (ἄρτον), как свидетельствуют четыре евангелиста и божественный апостол Павел".
  3. Символический аргумент. Одушевленной и обоженной Плоти Спасителя, которой причащаются верные, может символически соответствовать только квасной хлеб. В наиболее полном виде символическая аргументация представлена у монаха Никиты Стифата, который разработал ее первоначально против армянской евхаристической практики: закваска живит и согревает тесто посредством "живой силы", так что хлеб, приготовленный с ее помощью, - одушевлен. "Опреснок, очевидно, бездушен, как этому ясно научает и сама природа вещей (. ) в опресноках нет никакой живой силы, поэтому они мертвы", - отмечает монах. Таким образом, только "одушевленный" квасной хлеб может символически соответствовать одушевленному Телу Христа (быть его "вместообразом").
  4. Историко-экзегетический аргумент, связанный с установлением таинства Евхаристии Господом.

В настоящей заметке мы остановимся подробнее на историко-экзегетической аргументации, ставшей основной в антилатинской полемике против опресноков на протяжении последующих восьми столетий. Православная сторона стремилась доказать, что Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии во время Тайной вечери именно на квасном хлебе, так что на нем оно и должно совершаться в Церкви.

Основной проблемой здесь было то, что Тайная вечеря, согласно евангелистам Матфею, Марку и Луке, была ветхозаветной пасхальной трапезой, а Ветхий Завет предписывал совершать ее только на опресноках, заранее удалив из дома всякий квасной хлеб. На этот факт указывали латинские авторы, для которых исторический аргумент был также одним из главных в полемике. В свою очередь греческие богословы доказывали, что Тайная вечеря была либо полностью совершена на квасном хлебе, либо установленная во время нее Евхаристия, принципиально новое таинство, требовала для себя использования нового продукта, не связанного с ветхой Пасхой. И даже если Господь совершил ветхозаветную Пасху на опресноках, таинство Евхаристии Он установил именно на квасном хлебе.

Православные авторы предлагали несколько вариантов толкования евангельского повествования, чтобы обосновать эту точку зрения. Архиепископ Лев Охридский, автор первого известного документа греческой полемики против опресноков (XI), Никита Никеец (I половина XII века), Патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий (XV), Патриарх Александрийский Митрофан (Критопул) (XVII) полагали, что в установленный день - 14-го числа еврейского месяца нисана - Христос совершил ветхозаветную Пасху, по предписанию Закона, с пресным хлебом, а затем установил новую Пасху (Евхаристию) на квасном хлебе.

После XVII века это мнение получило распространение в русском и греческом догматическом богословии, что нашло отражение в соответствующих разделах основных догматических учебников нашей Церкви - "Православно-догматического богословия" митрополита Макария (Булгакова) и "Православного догматического богословия" архиепископа Филарета (Гумилевского).

Некоторые авторы, соглашаясь с предыдущим мнением о том, что Тайная вечеря состоялась 13 нисана, тем не менее полагали, что Спаситель вообще не совершал ветхозаветную Пасху, но лишь установил Евхаристию на квасном хлебе. Защитниками этого мнения были: Никита Стифат, Никита Сеид (XII), Патриарх Иерусалимский Симеон II (конец XI века), Патриарх Иерусалимский Иоанн VIII (I половина XII века), Матфей Ангел Панарет (XIV) и Евстратий Аргентис (XVIII).

Особняком среди православных полемистов стоит блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (II половина XI - начало XII века). Согласно блаженному Феофилакту, Господь в установленный день совершил ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии, воспользовавшись в обоих случаях опресноками. Апостолы же начали совершать Евхаристию на квасном хлебе, использовав для таинства тот же хлеб, что и для обычной трапезы, в то время как опреснок, бесквасный хлеб, употреблялся лишь в определенные дни.

Блаженный Феофилакт подчеркивал, что, несмотря на то, что Господь совершил первую Евхаристию на пресном хлебе, употребление квасного хлеба предпочтительнее, поскольку именно такая практика стала общей для всех Поместных Церквей, а также поскольку мы совершаем Евхаристию не буквально воспроизводя действия Спасителя во время Тайной вечери, но так, как того требуют благоговение и вера.

Таким образом, мнение блаженного Феофилакта является в своем роде компромиссом, позволяющим не прибегать к сложным интерпретациям новозаветного текста и делающим акцент на дополнительном экклезиологическом аргументе - а именно, что в традиции всех православных восточных Церквей Евхаристия совершалась на квасном хлебе. Так, в приписываемом Никите Никейцу трактате "Слово в опровержение римского догмата [о том], что приношение должно совершаться на опресноках" сказано: "Итак, все говорящие на чужих языках племена и царства на востоке, западе, севере и юге и четыре Патриарха служат, используя закваску, за исключением Папы Римского и тех, кто у него в подчинении. Посему свидетельство многих есть более истинное и надежное, чем свидетельство одного".

Кроме того, общая распространенность практики использования квасного хлеба, по мнению полемистов, доказывает, что и сами апостолы предписали совершать Евхаристию на нем. В заключение отметим, что для исторической науки до сих пор остается открытым вопрос о том, когда именно в I тысячелетии [2] Римская Церковь отказалась от использования за богослужением квасного хлеба и перешла на использование пресного, что стало в итоге одним из поводов к разделению Церквей.

[1] Полемика об опресноках, приведшая в 1054 году к взаимным анафемам между римскими легатами и Константинопольским Патриархом, возникла на фоне сложных политических событий, которых мы здесь не касаемся. Подробнее об истории спора см.: Бармин А.В. Полемика и схизма. М., 2006; Бернацкий М.М. Спор об опресноках/Евхаристия (коллективная статья) // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 619–625.

[2] Во всяком случае, к XI веку употребление опресноков в самой латинской традиции воспринималось как древний обычай.

Здравствуйте, пастор. Подскажите пожалуйста почему в день опресночный (aximon) (Мф 26:17, Мк 14:12, Лк 22:7) Христос на вечере преломляет квасной хлеб — artos (Мф 26:26, Мк 14:22, Лк 22:19, 1Кор 11:23)? Ведь вряд ли сразу три еврея-Евангелиста и иудей из иудеев Апостол Павел перепутали греческие слова для обозначения праздничного хлеба. Как в еврейском доме на пасхальном столе мог оказаться квасной хлеб? И если первое причастие было совершено квасным хлебом, имеет ли какое-то принципиальное значение каким хлебом причащаемся мы, пресным или дрожжевым? Маца на причастии в наших церквях — это просто сложившаяся традиция или это богословски и литургически важный момент? Спасибо.

Здравствуйте, Олег! Простите за задержку с ответом — поскольку я сам не являюсь специалистом в греческом, мне пришлось проконсультироваться относительно Вашего вопроса с людьми, которые довольно неплохо знают греческий язык. Никто из них не сказал, что artos — это именно квасной хлеб. Все они говорят, что этим словом обозначается ЛЮБОЙ хлеб, как квасной, так и пресный. Собственно, как и на русском — если слово "опресноки" (или маца), означающее ТОЛЬКО пресный хлеб, а есть слово "хлеб", под которым может пониматься что угодно — есть множество мучных изделий, к которым это слово равно применимо. Правда, наши православные братья считают, что первое Причастие было совершено квасным хлебом (и закваска здесь тогда — это символ не греха, а Царства Божьего, как и в притчах Христа), но библейских подтверждений этому нет. Что касается Причастия в наших церквях, то нет никакого установления, каким хлебом оно должно совершаться. Лично я участвовал в Причастии, где преломлялась и маца, и лаваш, и лепешки, которые специально пекли для этого, и просто хлеб из магазина, обычный батон. И я с одинаковой радостью участвую в служении и Причастии, независимо от вида хлеба. Ведь первостепенное значение имеет не хлеб, а Господь, Который присутствует со Своим народом. Маца — это, конечно, просто сложившаяся в некоторых общинах традиция. Какого-либо значимого богословского основания или литургического значения у этого нет.

С уважением, Пастор Михаил Дубровский Руководитель отдела богословия РОСХВЕ

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлебные правила на Руси

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Хлебные правила на Руси

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

Хлебные правила на Руси

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

Хлебные правила на Руси

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

Хлебные правила на Руси

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Хлебные правила на Руси

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.
Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Хлебные правила на Руси

Хлебные правила на Руси

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

О просфоре, антидоре и об артосе

В церквях во время службы часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия. Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.

Просфора — что это и для чего нужно

Просфора — это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста, которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

Вопросы священнику о вере

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

После Литургии христиане, подавшие заказные записки, могут забрать просфоры.

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.

Обе части прокалываются иглой, чтобы выпустить воздух и предупредить образование пустот
Просфора, Антидор, Артос - как правильно употреблять
У нас, на Руси, в древности просфоры пекли частные лица, продавали их на рынке

Святая вода и просфора.

Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву.

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

Читайте также: