Как сделать опору при пении

Обновлено: 07.07.2024

Стереотипные заблуждения.

Опора голоса достигается увеличением силы звука, достижением ощутимой громкости.

Дополнение наше.

Так звонкость голоса зависит от присутствия в нем певческой форманты (элементная вокальность twang), округлость, как и прикрытие, не реализуются в принципе, устойчивое вибрато совершенно не нужно (в некоторых стилях пения, например, роке, вибрато зачастую становится запрещенным приемом). Свобода выполнения различных видов вокальной техники в современном вокале более велика, так как не скована рамками классических правил и классической музыкальной гармонии.

Ощущение опоры, возникающее в процессе певческой практики, связано с достижением четкой координации работы голосообразующего аппарата в целом. Такое ощущение, конечно, не приходит быстро и совсем не связано исключительно с повышением подсвязочного давления, необходимого для получения более сильного звука.

Ученица с преподавателем работают над вокальным дыханием

Вокальное дыхание - это тип дыхания характерный вокалистам во время пения. Певческое дыхание отличается от обычного методом вдоха. В жизни мы дышим грудью, а в вокале низом живота (диафрагмой). Такое дыхание позволяет сделать вдох намного глубже и набрать как можно больше воздуха.

В свою очередь вокальную опору можно охарактеризовать как своеобразное ощущение вокалиста при правильном дыхании во время пения. Создается чувство опоры звука на нижнюю часть живота, при этом чем выше поём, тем сильнее эти ощущения.

Как поставить вокальное дыхание

Как выглядит правильный вокальный вдох

Профессиональное обучение вокалу, первостепенно предусматривает постановку правильного вокального дыхания. Если вы решили заняться пением, то конечно, вам следует начать с дыхания. В процессе постановки вокального дыхания нет ничего сложного.

Для того, чтобы почувствовать как же работает диафрагмальное (певческое) дыхание - попробуйте просто прилечь и расслабить все мышцы, затем положите руки на живот и просто начните дышать. Вы заметите то, как начал работать ваш живот. Это и есть диафрагмальное дыхание. Попробуйте уловить эти ощущения и повторите их стоя.

Далее вам следует пройти небольшой комплекс упражнений на закрепление этих ощущений. В комплекс этих упражнений будут входить медленные, динамические, ритмичные, интервальные вдохи и выдохи, смена положений во время вдоха и выдоха. Это все поможет глубоко прочувствовать вокальное дыхание и укрепить навык его использования.

Второй этап, которому следует уделить особое внимание и большую часть времени - это направление воздушного потока. Тут вы должны быть особо внимательны и понимать, что правильно вдыхать - это мало. Очень важно петь (направлять воздух) в позицию (резонаторы).

После того когда вы укрепите навыки вокального дыхания, работы резонаторов при пении у вас появится певческая свобода. Именно тут вы с легкостью сможете дозировать воздушный поток переходя от легкого пения в миксте в мощную твердую атаку, у вас появится вибрато.

Если вы решили профессионально заняться вокалом, начните именно с дыхания. Комплекс упражнений поможет почувствовать ваше диафрагмальное дыхание, которое станет исключительной основой для дальнейшего развития вас как вокалиста.

вокал опора

Вы уже знаете, что правильное певческое дыхание – это дыхание от живота (или абдоминальное). Но как его развить?

Вот несколько упражнений, которые в свое время помогли мне – и надеюсь, что помогут вам.

2. Сесть прямо. Или встать. Вобрать воздух и выпустить его на звуке “с”. Пусть будет свистошипение “сссссссссссссссссссссссссссссс”. Дыхание кончилось – и снова “сссссссссссссссссссс”, потом снова и снова.
Сделайте это упражнение 30 раз.

2а. Модификация этого упражнения (более сложный вариант). Нужно не непрерывно выпускать воздух, а примерно раз в секунду. Получается “с, с, с”. Если все делать правильно, то рано или поздно вы ощутите мышцы живота, учавствующие в опоре (так называемые вокальные мышцы).
Так для начала нужно сделать 30 раз (то есть, 30 раз сказать “с”), а затем с наклоном вперёд непрерывно выдыхать на ту же букву, пока не выдохнете весь воздух. Говорят, что на одном дыхании можно сделать 3 подхода с наклоном. Важно: чтобы данное упражнение получилось, перед началом упражнения не старайтесь вдохнуть сильно много воздуха. И еще – дыхание нельзя брать до завершения наклона.

3. То же, что в предыдущем пункте, только на звуке “р”. Тоже 30 раз.

Правильное вокальное дыхание

4. Машинки. Одно из моих любимых упражнений. Сомкните губы, вберите воздух и выпустите через губы, заставив их вибрировать – “брбрбрбрбрбр”, получится как бы звук мотора. Вот этот моторчик пустите по “трассе” – вот машинка едет плавно, вот она разгоняется (более сильная струя воздуха, и в этот момент нужно представлять, что трасса опускается, чтобы и вы опустились на звук, а не доставали до него), вот снова останавливается, снова разгоняется и так далее. Это более сложно, чем в предыдущих случаях, но здорово развивает направленность струи, работая на будущую “даль”, “полетность” звука.
Сделайте это упражнение 30 раз.

5. Встаньте прямо – так, как вам удобно. Ноги немного расставьте (примерно на ширине плеч). Поднимите руки где-то на уровень груди тыльной стороной к себе. А теперь вдохните через нос – так, чтобы весь воздух ушел в живот, а сам живот выпятился (он будет такой кругленький). А теперь как можно более медленно выдыхайте через рот – и одновременно сжимайте руки в кулаки. Кончился воздух – снова вдох через нос и снова откройте ладошки, выдох через рот – снова ладонь медленно в кулак. Важно: следите, чтобы выдох не был чересчур шумным! Потом это пойдет в микрофон, и нужно уже сейчас начинать приучать себя дышать красиво и бесшумно.
Сделайте это упражнение… вы угадали:)

6. Данное упражнение, несмотря на некоторые физические неудобства, на самом деле является одним из самых легких и эффективных способов почувствовать нужные мышцы на начальном этапе. Поэтому его мы будем делать последним:)
Расставьте ноги пошире. Наклонитесь корпусом – ровно настолько, насколько вам удобно – и свесьте руки. Носом вдохните воздух в живот (помните – живот при правильном вдохе округляется и выдвигается вперед), а теперь начинайте выдыхать, одновременно опуская руки до земли. Важно: руки не должны быть напряжены, они именно что должны висеть. Мертвым грузом. И, как и в предыдущем упражнении, следите за бесшумностью выдоха.
Все помнят, сколько раз делать каждое упражнение? 🙂

С непривычки вы можете очень устать. Это нормально – упражнения действительно сложные. А главное – увы-увы! – их надо делать ежедневно. Но поверьте, чем усерднее вы будете стараться, тем легче и быстрее найдете опору, а когда вы найдете опору… Быть может, Большой театр ждет именно вас? 🙂

Но, даже если вы не обучаетесь вокалу и поете только в душе, вы все равно можете поделать эти упражнения – они исключительно полезны для всего организма!

Хотите поставить голос для пения, но не знаете, как держать дыхание? Мечтаете выступать перед публикой, но голос постоянно дрожит? Ищете способ поставить голос, чтобы он был громче и приятнее? Мы поговорили с оперной певицей и мастерами ораторского искусства, чтобы рассказать вам про техники постановки голоса.

как поставить голос

Ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли, даже когда вы повзрослели? Всегда хотели научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? У вас получается выступать перед публикой, но чувствуете неуверенность в речи? Мы подготовили для вас полезные инструкции, как поставить голос.

В статье расскажем:

  1. Как поставить дыхание?
  2. Как поставить голос в домашних условиях?
  3. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу вокала?
  4. Упражнения для постановки голоса;
  1. Упражнения для постановки голоса;
  2. Как сделать голос приятным?
  3. Как сделать голос громче?
  4. Как сделать голос мягче?
  5. Как поставить голос с преподавателем? Как выбрать школу ораторского мастерства?

Хотите изучить ещё больше техник по постановке голоса? Приходите на курсы вокала и курсы ораторского мастерства в Санкт-Петербурге, где вам расскажут все тайны о голосе и научат секретным техникам.

Как поставить голос для пения?


Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.

Начинающая оперная певица Дарья Герасимова рассказала нам обо всех тонкостях обучения вокалу.

Как поставить дыхание?

Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.

Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.

За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой.


Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.


Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Если вы всё прочитали, но ничего не поняли, вот вам видео. В нём всё то же самое, только визуально:

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу вокала?

Чтобы поставить голос с преподавателем, нужно сначала найти его. Искать своего преподавателя нужно методом тыка. Приходить на пробные занятия, слушать, слышать, чувствовать человека, твой он или нет. Каждый мастер вокала будет учить вас своим способом, но для начала должна быть база. Если вам комфортно с человеком и его указаниями, то вы нашли своего преподавателя.

Бывает и так, что на занятиях вы начнёте испытывать физический дискомфорт. Связки будут жать, голос — извлекаться с болью. Тогда нужно оставлять такого преподавателя. Пение — это момент чистого наслаждения.


Также, по словам Дарьи, не нужно подстраиваться под преподавателя, если вы чувствуете, что что-то идёт не так. Если же вы согласны со своим наставником, видите смысл в его словах, понимаете и можете выполнить его указания, то, конечно же, извлекайте пользу из мастера. Со своим преподавателем вы должны быть большими друзьями и чувствовать в нём родную душу.

Вокальных школ сейчас очень много, среди них бывает трудно найти что-то стоящее. Поэтому пробуйте, смотрите, и школа обязательно встретится вам на пути. На курсах по вокалу вам за 6–8 занятий расскажут базу о дыхании и звуке, научат простым упражнениям и поставят голос. Стоимость таких курсов — 7 500–9 000 рублей.

Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается.


Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.

как поставить голос

Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.

как поставить голос

Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.

Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Как поставить голос для речи?

Если вы никогда не боялись выступать перед аудиторией, а наоборот, вам нравилось это занятие, и вы всегда получали отдачу от слушателей, этот пункт для вас! В любимом деле всегда хочется достигать прогресса, улучшать свои навыки и совершенствоваться.

Оратору нужны поставленные речь и голос, которые будет привлекать внимание и держать аудиторию. Кстати, начинающие актёры как раз работают над своими связками, чтобы зрителю было приятно слышать реплики.

Как сделать голос приятнее, мягче, громче нам рассказали тренер по публичным выступлениям Людмила Пастернак и её ученица Елена Сергеева.

Упражнения по постановке голоса

Для оратора голос — главный кормилец. Поэтому его нужно тренировать, чтобы навыки в этом мастерстве никуда не пропали. Ловите упражнения, если вы начинающий оратор:

  1. Упражнение, чтобы голос не уставал. С этой проблемой мы не далеко уходим от вокалистов и начинаем вместе с ними заниматься спортом. В ораторском искусстве задействованы те же самые связки, поэтому не поленитесь сделать физическую разминку перед выступлением.


Сначала опустите его вниз и зафиксируйте в животе, затем постепенно поднимите наверх и зафиксируйте в грудной клетке. После этого через горло поднимите его в голову. Время на упражнение — 7–10 минут. Если почувствуете усталость связок, то сократите его и постепенно увеличивайте с каждой тренировкой.


Как сделать голос приятным?

Увы, но сделать голос приятным за одно занятие или после одной тренировки у вас не получится. Как и в любом деле, здесь нужны постоянство и упорство.


Неважно, на какую тему будет эта книга, хоть кулинарная, хоть словарь синонимов и антонимов. Читайте с чувством, с толком, с расстановкой, как учила вас любимая учительница литературы.

Лучше записывать себя на диктофон, чтобы услышать погрешности речи.

Проделывая это ежедневно, вы придёте к успеху и научитесь читать с разной интонацией и скоростью, выделяя логическими ударениями нужные слова и правильно расставляя акценты.

Как сделать голос громче?

Громкость нашего голоса зависит от резонаторов.

Резонатор — это объём воздуха, заключённого в ротовой полости.

как поставить голос

Как сделать голос мягче?

Часто у оратора возникает желание сделать голос мягче, но он вдруг становится тоньше и срывается, то есть садится на связки.


как поставить голос

как поставить голос

Как поставить голос с преподавателем и выбрать школу ораторского мастерства?

Для того, чтобы выбрать школу и преподавателя по ораторскому искусству, нужно определиться со своими целями и задачами. Наш эксперт Елена хотела добавить лёгкости для восприятия сложной темы аудиторией и чётко укладываться в тайминг. На физическом уровне ей нужно было научиться справляться с волнением, убрать излишнюю зажатость в теле и сделать голос сильнее (обычно её голосовые связки быстро уставали).


Выбрать преподавателя получается не всегда сразу. Делать это лучше по следующим критериям:

  1. Образование и опыт. Идеальный вариант — преподаватель сочетает в себе методики актёрского мастерства и техники речи.
  2. Психологический комфорт при общении с тренером. Для этого лучше устроить предварительную встречу или пробный урок. Обратите внимание на формат общения и речь тренера, обговорите план работы, цели и задачи.

В среднем курсы ораторского мастерства длятся 6–8 занятий. Стоимость таких курсов составляет от 10 до 15 000 рублей.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста и для оратора прост — в большинстве случаев нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе и выступать не хуже самого Черчилля.

А какие секреты публичных выступлений и техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Читайте также: