Как сделать опорный конспект

Обновлено: 05.07.2024

Опора - способ выделить главное в учебном материале, средство визуализации учебной информации, в котором компактно и кратко изображены основные смысловые линии изучаемой темы с широким применением ассоциаций и цветовой гаммы, других графических приемов повышения эффекта запоминания. Она лучшим образом, в сравнении с различными схемами, учитывает психологические особенности восприятия информации, поскольку не приемлет структуру.

Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова, который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный конспект - это структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов. Под опорным сигналом понимается ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий некое смысловое значение и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию.
Следовательно, опорный конспект - это опорные сигналы определённой информации.
Опорный конспект содержит подлежащие усвоению единицы информации и различные связи между ними. Также в него вводятся знаки, которые будут напоминать о примерах и опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет определяют иерархию целей по уровню значимости.

При выборе материала необходимо предусматривать возможные затруднения учащихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, определить вопросы, которые школьники могут рассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это определённым образом отражается в опорном конспекте.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

  • лаконичность,
  • структурность, унификация,
  • автономность блоков,
  • использование привычных ассоциаций и стереотипов,
  • непохожесть,
  • простота.

В.Ф. Шаталов рассматривает опорные сигналы (конспекты) как новый дидактический инструмент, в котором можно запрограммировать и содержание образования, и обучение практическим умениям и навыкам, и формирование у учащихся мировоззрения, и нравственности.

Использование опорного конспекта в процессе преподавания предмета

В условиях модернизации современной школы увеличивается объём учебного материала и знаний, а наряду с этим предъявляются высокие требования к качеству подготовки учащихся. В этих условиях ученики сталкиваются с огромным потоком информации, которую они могут получить из разных источников.

Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный учащийся, значительно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная загруженность и скудное структурирование учебного материала ставят перед ним проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Ускоренное прохождение материала, как правило, традиционными методами препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы.

Логические схемы в виде опорного конспекта призваны помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным.

В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака.
Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.

В опорном конспекте учебная информация разворачивается согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем - формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом объекте, с одной стороны, и общую систему учебно-познавательных действий по их формированию - с другой.
Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:

  1. Сбор фактического материала. Этот этап очень важен в плане обогащения знаний. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются из нее исторические справки, интересные факты, касающиеся изучаемой темы.
  2. Выделение ядра основных понятий. Из учебного материала выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие вспомнить весь материал.
  3. Составление опорного конспекта. На данном этапе на листе бумаги располагается весь подобранный материал, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.

Использование опорных конспектов при изучении предмета подразумевает определённую последовательность действий учителя и учащихся.

  • первичное предъявление ученикам нового материала;
  • оперативный контроль усвоения знаний;
  • разучивание материала и его глубокое усвоение;
  • тематический блочный контроль знаний;
  • систематическое повторение.

По окончании изучения блока осуществляется контроль знаний с обязательным оцениванием. Учитель к каждому блоку подбирает задачи и формы, распределяет и планирует время.

Для того, чтобы ученики легче ориентировались в материале и эффективнее его усваивали важно использовать контрольные вопросы взаимоконтроля, которые им предлагаются перед началом изучения темы.

Во время изучения определённой темы учитель объясняет материал, включённый в эти вопросы, затем проводит устный или письменный опрос по этим вопросам. К концу изучения блока все ученики оцениваются за знание этих вопросов. В каждой теме учащиеся приобретают практические навыки решения задач определённого типа. В конце изучения темы данные навыки обязательно проверяются.

Для изложения нового материала на уроке учитель выбирает форму предъявления новой информации. При этом эффективно использует различные технические и аудиовизуальные средства, демонстрационный эксперимент.

Применяя технологию опорных конспектов, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:

  • учитель должен строить лекцию (рассказ, беседу) в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержанием;
  • учитель должен осветить не только весь материал опорного конспекта, но и дать дополнительную информацию для расширения и углубления его содержания. Однако, в опорном конспекте, который раздаётся всем ученикам в конце урока, должен быть только тот материал, который будет понят и усвоен учащимися;
  • во время объяснения нового материала ученики должны слушать учителя, при этом, не ведя никаких записей. Они в это время думают, разбираются, задают и отвечают на вопросы. Такая форма подачи материала раскрепощает учеников и ориентирует их на получение целостной картины, так как, записывая, они могут пропускать важные моменты, терять нить рассуждений;
  • опорный конспект, в котором сжато изложена вся информация, имеет смысл раздавать каждому ученику в конце урока. Хотя иногда целесообразно их выдать и в начале урока.
  • после того, как учитель объяснил весь материал урока, он демонстрирует ученикам опорный конспект в крупном формате (на доске, плакате, слайде);
  • используя демонстрационный опорный конспект, учитель чётко и быстро во второй раз повторяет всю ранее изложенную информацию (2 – 3 минуты)

Такая форма закрепления позволяет ученикам наглядно видеть весь материал, формировать целостную информационную картину по изучаемой теме. Им понятно и видно, что они должны запомнить и выучить по данной теме. Учитель должен работать над этим и на следующих уроках, добиваясь, чтобы каждый ученик понял и осмыслил материал. Если ученик просто неосмысленно зубрит материал темы, то при воспроизведении опорного конспекта он будет делать много смысловых ошибок.

Существуют разные варианты работы с опорными конспектами. Учитель может раздавать ученикам конспекты без возврата. Тогда учащиеся вклеивают их в тетрадь и раскрашивают. Но если ребёнок перепишет конспект в тетрадь своей рукой, процесс запоминания материала будет более эффективным. Ученику легче выучить конспект, нежели параграф учебника. Запоминая конспект уже во время его переписывания, ученик выделяет главное, отделяет один блок материала от другого, что способствует более осмысленному запоминанию параграфа учебника.

В начале работы с технологией опорных конспектов, ученики могут тратить на приготовление уроков немного больше времени, чем обычно. Но через некоторое время ученики приобретают навыки эффективной работы с опорными конспектами и время на подготовку к урокам сокращается до минимума. Внимательно выслушав учителя и разобравшись в новом материале, ученики гораздо быстрее читают учебник, переписывают и запоминают конспект. Оставшееся время они могут посвятить решению задач, чтению дополнительной литературы, экспериментальной работе и т. д.

Использование опорных конспектов на уроках способствует повышению уровня знаний и умений учащихся, воспитанию и повышению у них интереса к школьным предметам и вообще к обучению.


На современном этапе перед профессиональным образованием остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития высшей школы с учетом современных требований к качеству подготовки специалистов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта.

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы. По определению С. А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [2]. Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте. Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект. Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта.

В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:

- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;

- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания);

- опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение;

- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований [1].

1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, абревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.

Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:

- освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;

- у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;

- студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;

- появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;

- позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;

- использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;

- сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;

- приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;

- приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам [3].

Значительный эффект при использовании опорных конспектов обеспечивает использование мультимедийной техники. Это позволяет значительно увеличить объем выносимого на лекцию материала и повысить эффективность чтения лекции в целом. Подготовка компьютерных презентаций учебного материала в виде опорных конспектов обеспечивают наиболее эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями и студентами

На факультете промышленности и транспорта при чтении лекционных курсов по дисциплинам экономического цикла и цикла специальных дисциплин используется методика чтения мультимедийных лекций с применением опорного конспекта. Перед началом лекции студенты обеспечиваются основой конспекта, которая может включать рисунки, чертежи, таблицы, схемы, а также некоторый текстовый материал и процессе чтения лекции дополняют опорный конспект своими заметками и комментариями.


Рис. 1. Понятие имущества предприятия


Рис. 2. Формирование имущества предприятия


Рис. 3. Капитал предприятия


Рис. 4. Состав имущества предприятия


Рис. 5. Формы капитала предприятия


Рис. 6. Основной и оборотный капитал

Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для педагогов. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

1. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный конспект, опорный сигнал, конспект, наглядная конструкция, блок, знак, некое смысловое значение, профессиональное образование, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом),формулировки основных законов, определения.

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими

блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную

идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным

расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация.При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он

должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же

влияет на усвоение материала.

Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по

тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление

обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

План опорного конспекта.

3.Классификация в виде схем, рисунков

4.Краткое пояснение принципа действия каждого типа приборов

5.Вывод-значение и применение этих средств измерения в профессии.

ЧАСТЬ Б.(практическая)

1.Определить основные параметры электромагнитного реле постоянного тока

Практическая работа

Определение основных параметров

Электромагнитного реле постоянного тока

1 Цель работы

1.1 Научиться рассчитывать параметры электромагнитного реле.

1.2 Научиться рассчитывать параметры обмотки электромагнитного реле.

Задача №1. Рассчитать параметры электромагнитного реле.

Пояснения к работе.

2.1 Краткие теоретические сведения:

Реле – это устройство, которое автоматически осуществляет скачкообразное переключение выходного сигнала под воздействием управляющего сигнала, изменяющегося непрерывно в определенных пределах. Электромагнитные реле по роду используемого тока делятся на реле постоянного и переменного тока. Реле постоянного тока делятся на нейтральные и поляризованные. Рассмотрим основные параметры, характеризующие работу, нейтрального электромагнитного реле постоянного тока.

1) площадь воздушного зазора:

где Sδ - площадь воздушного зазора, (мм 2 );

D - диаметр катушки.

2) величина магнитного потока:

где F – намагничивающая сила.

3) магнитная индукция:

4) магнитное напряжение, приходящееся на воздушный зазор:

где магнитная проницаемость.

Пример расчета

Исходные данные:

FK = 80 Н; D = 14 мм = 14× 10 -3 м; d = 0,15 мм = 1,5× 10 -4 м

Решение:

Задание:

3.1Рассчитать параметры электромагнитного реле. Исходные данные для расчета взять в таблице 1, согласно варианту.

№ варианта F (Н) D (мм) d (мм)
1 50 20 0,2
2 90 12 0,9
3 40 17 0,1
4 100 29 1,2
5 130 30 1,5
6 60 18 0,25
7 70 25 0,3
8 80 27 1,1
9 50 19 1,3
10 110 24 0,4
11 120 22 0,3
12 100 28 0,9
13 90 14 0,8
14 80 26 1,0

3.2 Произвести расчет:

3.3 Результаты расчета свести в таблицу 2.

S δ (м 2 ) Фδ (Вб) Вδ(Тл) I ·ωδ(А)

Контрольные вопросы к практической работе

1. В чем различие нейтральных и поляризованных электромагнитных реле?

2. Как должны располагаться тяговая и механическая характеристики электромагнитного реле друг относительно друга?

3. Какие этапы работы электромагнитного реле существуют?

4. Какие бывают типы нейтральных электромагнитных реле?

5. Какие существуют виды настройки контактов поляризованного реле?

1. Келим Ю.М. Типовые элементы систем автоматического управления.

ЧАСТЬ В.(практическая)

1.Составить сложное соединение звеньев (с отрицательной и положительной обратной связью),4 схемы.

2.Написать передаточные функции составленных соединений.

3.Аппроксимировать сложный объект совокупностью двух последовательно соединенных типовых звеньев (запаздывающего и колебательного)-построить кривую разгона, структурную схему соединения и написать передаточную функцию объекта

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Типы конспектов:

Краткая характеристика типов конспектов:

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект:

прочитайте текст учебника;

определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;

основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;

прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;

сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;

каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;

внимательно прочитайте материал;

определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;

определите центральную часть О. К., т. е. его "ассоциативный узел" в виде систематического класса и его особенностей;

Определите цель составления конспекта.

Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает. ", "раскрывает. ").

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Познакомьтесь с правилами конспектирования:

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта,то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.

Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: - сначала прочитывается текст-источник, - в нём выделяются основные положения; - подбираются примеры; - идёт перекомпоновка материала; - затем оформляется текст конспекта; - Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект - это более детальная проработка источника; - составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; - к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта- схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Опорный конспект

Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

При любом виде конспектирования важно помнить о том,что:

Записи полезно делить,для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.

При конспектированиинужно пользоваться оформительскими средствами:

1. Делать в тексте конспекта подчёркивания

2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"

3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.

4. Пользоваться при записи различными цветами.

5. Писать разными шрифтами.

В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

конспект

представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Правильно ли мы общаемся с ребенком? Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимодействующих.

Учите правильно говорить звук [Л] Одни дети правильно произносят все звуки уже в 3-и года, другие только в 4-5 лет, а у некоторых неправильное произношение остаётся на всю.

Игра — расставь правильно шашки Сказка про Женю и Вику Женя с Викой летом очень много времени проводили с друзьями на улице. А когда шёл дождь, они играли в компьютерные.

Как правильно одеть ребенка осенью? Осень характерна перепадами температур, то подморозит, то дождик, то яркое солнце создает в воздухе такое тепло, что температура не отличается.

Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ? По содержанию родительские собрания могут быть: • организационные - это собрания.

Читайте также: