Как сделать опорный конспект по географии

Обновлено: 05.07.2024


Разработала:

Преподаватель географии

Асалханова А.Г.

Министерство образования и науки Республики Бурятия 1

Тарбагатайский филиал 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1

ДЛЯ педагогов и СТУДЕНТОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ 1

и работе с ЛОГИЧЕСКИми ОПОРНЫми КОНСПЕКТами НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 1

Разработала: 1

Преподаватель географии 1

Асалханова А.Г. 1

Тарбагатай 2

Пояснительная записка 2

1.Что такое ЛОК и ЛОС? 3

1.1Логические опорные сигналы. Идею применения опорных сигналов разработал В.Ф.Шаталов. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний. 4

1.2Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. 5

1.3.Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого студентами в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта. 6

2.Методические рекомендации педагогам по организации работы со студентами 8

3.Методические рекомендации студентам 11

3.1.Памятка: как работать с конспектом 11

3.2.Основные требования к содержанию опорного конспекта (ОК): 12

3.3.Примерный порядок составления опорного конспекта 13

3.4.Памятка: Как работать с текстом 13

3.5.Памятка: Как работать со схемой опорных сигналов (ЛОС) 14

3.6.Рекомендации по составлению логических схем 15

Литература 16

Пояснительная записка

Самостоятельная работа студента это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя: изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

Одной из форм организации самостоятельной работы студента является создание логических опорных схем и конспектов по заданной преподавателем теме.

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК).

1.Что такое ЛОК и ЛОС?

1.1Логические опорные сигналы. Идею применения опорных сигналов разработал В.Ф.Шаталов. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

По методике Шаталова - логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе педагога, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у обучающихся. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует студента на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний.

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята обучающимся. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым студентом данного фрагмента.

1.2Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

1.3.Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого студентами в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет обучающимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала педагог сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает студентам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.


  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Студент, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ преподавателя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог педагога малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всей группы.

  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.студента

  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.

  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.

  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления студента.

  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех студентов группы, но и оценить работу каждого.

2.Методические рекомендации педагогам по организации работы со студентами

При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд условий:

— определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение студентами;

— разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;

— все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;

— общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.

Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные конспекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков.

2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4. При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

5. Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди студентов (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6. Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы студенты могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения. С этой целью в ЛОКе или ЛОСе указываются страницы учебника и атласа, номера параграфов.

Поскольку технология применения ЛОК или ЛОС предполагает диагностику результатов обучения, то необходимо рассмотреть особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Смысловые сигналы педагог чаще всего воспроизводит на доске по ходу своего объяснения. Студенты выполняют логический конспект в тетрадях, следя за работой преподавателя. Возможно применение форм взаимоконтроля и самоконтроля по эталону, подготовленному педагогом.

Самостоятельное выполнение ЛОК и ЛОС студентами целесообразно применять для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с дополнительными материалами и источниками.

В опыте работы по технологии ЛОК применима индивидуальная работа с сигналами каждого студента. С этой целью каждый обучающийся обеспечен ЛОК или ЛОС. Сигналы перерисовываются студентами в тетради, а в ходе контроля усвоения знаний дать задание на уроке воспроизвести ЛОК по памяти, или при ответе у доски сигналы используются как своеобразные развернутые планы. На этапе закрепления, обобщения знаний и умений опоры особенно необходимы.

Для лучшего понимания и усвоения учебного материала студентам рекомендуется копировать ЛОК на отдельном листе или в особой тетради, что способствует пониманию связей, совершенствует логическое мышление, позволяет осуществлять самоконтроль. При применении групповой работы (особенно работы в парах) ЛОК может служить задачам взаимоконтроля.

Технология применения ЛОК предполагает, что при подведении итогов изучения какого-либо содержания каждый студент воспроизводит опорный конспект, что позволяет педагогу определить уровень усвоения, получить сведения о результатах обучения.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Педагог выстраивает и демонстрирует ЛОК в процессе изложения лекции. Студенты же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника.

3.Методические рекомендации студентам

3.1.Памятка: как работать с конспектом

Конспект представляет собой запись умозалючений, выводов, основные понятий по теме, в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Конспект может быть тематическим, т.е. составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

- осуществить подбор необходимой и рекомендуемой информации (литературы), наглядных пособий и других учебных материалов;

- составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

- дальнейшую работу построить в раннее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен одержать все то, что в процессе ответа Вы намереваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом),формулировки основных законов, определения.

3.2.Основные требования к содержанию опорного конспекта ( ОК):

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.

3.3.Примерный порядок составления опорного конспекта

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных

слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,

использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

3.4.Памятка: Как работать с текстом


  1. Понять, как построена книга, ее структуру.

  2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

  3. Работу с книгой желательно строить в три этапа:

- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

4. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

3.5.Памятка: Как работать со схемой опорных сигналов (ЛОС)

3.6.Рекомендации по составлению логических схем


  1. Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

  2. Внимательно изучите каждый параграф, выписывая из них основные понятия.

  3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

  4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

  1. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);

Презентация

Умение старшеклассниками писать конспекты очень может пригодиться при обучении в высших учебных заведениях после окончания средней общеобразовательной школы. Научиться графически лаконично излагать главные мысли изучаемой темы это всегда вызывает большие затруднения у учащихся любого школьного возраста. Предлагаю проектную работу по данной теме.Презентация в формате РРТ.

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Презентация "Технология опорных конспектов по географии" (10 класс, география)

Презентация

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

4. Виды и формы контроля.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
• ВВОДНЫЙ
• ТЕКУЩИЙ
• ТЕМАТИЧЕСКИЙ
• ИТОГОВЫЙ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
• ТЕСТОВЫЙ
• УСТНЫЙ
• ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
• ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
• ЗАЧЕТ
• УРОК – ИГРА
• ПРОГРАММИРОВАННЫЕ
ЗАДАНИЯ.
4

5. Устный опрос

УСТНЫЙ ОПРОС
• ОБРАЩЕНИЕ С ВОПРОСОМ КО ВСЕМУ КЛАССУ
• КОНСТРУИРОВАНИЕ ОТВЕТА
• РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТВЕТА
• ОЦЕНКА ОТВЕТА И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ
• ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ УЧЕНИКУ САМИМИ УЧАЩИМИСЯ
• ВЗАИМОПРОВЕРКА
• САМОПРОВЕРКА
5

6. Письменный контроль

ПИСЬМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
• ДИКТАНТ
• ЗАЧЕТ
• САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
• КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
• ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
• ТЕСТ
6

7. Нетрадиционные формы контроля

8. Игровые моменты на уроке

9. Творческие задания

10. Тестовый контроль

11. Опорные сигналы (ЛОК)

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ (ЛОК)
ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – это ассоциативный символ (схема, знак, стрелка…), заменяющий некое
смысловое значение
Значение опорных сигналов
• сжимает информацию
• облегчает понимание новой информации
• активизирует учащихся
• экономит время
• упрощает процесс запоминания новых терминов
• наглядно демонстрирует связи между природными компонентами
• помогает выделять главное
• благотворно действует на психологический климат урока
11

12. Опорные сигналы

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
ВИДЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ:
ФОРМЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ:
• СМЫСЛОВЫЕ
• СХЕМЫ
• АССОЦИАТИВНЫЕ
• ТАБЛИЦЫ
• АББРЕВИАТУРНЫЕ
• ДИАГРАММЫ
• ВЕРБАЛЬНЫЕ
• АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ
• ГРАФИЧЕСКИЕ
• ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
• АЛГОРИТМЫ
12

13. Главные критерии построения урока с использованием логических опорных конспектов

Современность
Умение
отображать
главное
графически
Критерии
урока
Умение отбирать
главное
научность
ГЛАВНЫЕ
КРИТЕРИИ
ПОСТРОЕНИЯ
УРОКА С
ИСПОЛЬЗОВА
НИЕМ
ЛОГИЧЕСКИХ
ОПОРНЫХ
КОНСПЕКТОВ
13

14. технология опорных сигналов

ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ
Применение
логически опорных
конспектов (ЛОК)
ЛОК- компактное графическое
отображение основного учебного
материала лекции с указанием
логической структуры в процессе
изложения его учителем
Требования: * лаконичность,
структурность, компактность
расположения учебного материала,
простота.*выделение основного
материала цветом, величиной
знаков.*словесная форма
отображения учебного материала, с
использованием графиков, диаграмм,
стрелок,символов
Применение
графических
конспектов
Визуальная интерпретация учебного
материала изложенного учителем и
выполняемого учащимися в процессе
рассказа или объяснения
преподавателя
Требования:* предыдущие (для ЛОКов),
*составление поэтапного конспекта, но с
большей долей самостоятельной работы,
выполняемой обучающими
14

15. Преимущества использования опорных конспектов:

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ
КОНСПЕКТОВ:
• 1.ВЫПОЛНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА ОБУСЛОВЛИВАЕТ
АКТИВНУЮ РАБОТУ ВСЕГО КЛАССА
• 2. ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ И УСИЛЕННОГО ВНИМАНИЯ
• 3. КОНСПЕКТЫ СЛУЖАТ СРЕДСТВОМ ПОЗНАНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
,ФОРМИРУЮТ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
• 4. ПОЗВОЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КОЛЛЕКТИВНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ, НО И ОЦЕНИТЬ РАБОТУ
КАЖДОГО УЧЕНИКА
• 5. ЭТО ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ
ЗНАНИЙ
15

17. Географическое положение Урала:

18. Городская агломерация:

19. Мегалополис:

20. Изучение полуостров Евразии

21. Ветер. Муссоны. 6 класс

22. ЛОК 6 класс .

23. Тема урока: План местности

ТЕМА УРОКА: ПЛАН МЕСТНОСТИ
План –(плоскость) – изображение небольшой части земной поверхности
сверху, в уменьшенном виде, при помощи условных знаков.
Условные знаки - азбука краты (плана)
Синий
цвет
Вставить
объект с
атласа
Зеленый
коричне
вый
Масштаб - число, которое показывает , во сколько раз расстояние на плане
меньше, чем на местности
ВИДЫ МАСШТАБА
численный
именованный
линейный
23
1: 1000
В 1 см. – 10м.
_10___0___10__20

24. Население и хозяйство. 9 класс

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО. 9 КЛАСС
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
Отрасли производственной
Отрасли
сферы ( примеры
непроизводственой сферы
отраслей)
(примеры отраслей)
• Средства производства:
Отрасли,
производящие
• Предметы потребления:
Отрасли,
производящие
24

25. Машиностроительный комплекс России - это…

26. Научный комплекс России

НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
Главная задачаОбщее число занятыхВиды организаций:
Особенность отрасли:
Проблемы:
СОСТАВ Н/К:
География научных
центров (работа с
картой)
Технополисы ( понятие,
работа с картой)
26

27. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК)
РОССИИ
ТЭК – это___________________________________________________
Нефтяная
топливная
угольная
ТЭК (40%)
электроэнергетика
газовая
ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС,
нетрадиционные
типы
электростанций
Проб
лемы
ТЭК
Топливноэнергетичес
кий балланс
27

28. Геологическое развитие территориии России. 8 кл.

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИИ
РОССИИ. 8 КЛ.
• Щиты, платформы/плиты/
(Балтийский щит,
Восточно-Европейская
плат.)
• Курило-Камчатская ветвь
(Тих.Океанское кольцо)
• Альпийско-Гималайская скл.
(Кавказ)
Кайнозойская
(64,8 млн.лет)
Мезозойская
эра
(170млн.лет)
• Ларамийская скл.(Д.Восток)
• Киммерийская скл.(Верхоянский
хребет)
Архейская эра
(2000 млн.лет)
Палеозойская
эра (345
млн.лет)
• Байкальская горы
Прибайкалья, Забайкалья)
• Каледонская (Саяны)..
• Герцинская (Урал Бырранга)
28

29. Зависимость между компонентами природы в зоне тундры

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ
ПРИРОДЫ В ЗОНЕ ТУНДРЫ
Географическое
положение:
Рельеф :
Климат:
Внутренние воды :
Природная
зона
Почвы :
Растительность:
Животный мир :
Хозяйственное использование человеком:
29

30. Схема-конспект лекции: География транспорта. 10 кл.

СХЕМА-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ: ГЕОГРАФИЯ
ТРАНСПОРТА. 10 КЛ.
География мирового
транспорта (стр. 136-143 учеб.)
Мировая транспортная
система(стр.136)
Влияние НТР на транспорт
(стр.136)
Региональная
транспортная
система
(стр.137)
Географические
различия в мировой
транспортной системе
(стр.137)
30

31. Этапы геологической истории развития Земли. 7 кл.

ЭТАПЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
ЗЕМЛИ. 7 КЛ.
Появление
человека
1.8 млн. лет
назад
Геологический
Начало жизни
3.5 млрд.лет
назад
Геологический
Формирование 4.6 млрд.лет.
горных пород и назад
литосферы
Геологический
Образование
атмосферы и
гидросферы
4.5- 5 млрд.лет
назад
Планетарный
период
Зарождение
Земли
7 млрд.лет
назад
Планетарный
период
31

32. Виды транспорта

ВИДЫ
ТРАНСПОРТА
водный
воздушный
наземный
Виды
транспорта
Транспорт и окружающая среда :
отрицательное воздействие
__________________________________________________________изменения и
перспективы развития транспорта:____________________________________
32

33. Рельеф Северной Америки

РЕЛЬЕФ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
1
2
3
Возраст,
геология
Высота, м
Формы
рельефа,
названия
учительский портал
Вывод:_________
_______________
_______________
_______________
_______________
Полезные
ископаемые
Почему Кордильеры расположены на западе материка?_________
Д/З контурная
карта. Нанести
Какое влияние оказало древнее оледенение?___________________
рельеф и
полезные
ископаемые
33

34. Типы задач, построенных на географическом содержании:

ТИПЫ ЗАДАЧ, ПОСТРОЕННЫХ НА ГЕОГРАФИЧЕСКОМ
СОДЕРЖАНИИ:
• ЗАДАЧИ НА ОСОЗНАННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОЖНОГО
СОДЕРЖАНИЯ;
• УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, СТРОЯЩИЕСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ,
ВХОДЯЩЕЙ В УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:
1.ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕНА, НО ДОСТАТОЧНА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
2. ИНФОРМАЦИЯ ВЫХОДИТ ЗА УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ, ДОСТАТОЧНА ДЛЯ ЕЕ
РЕШЕНИЯ, НО ДОЛЖНА БЫТЬ ДОПОЛНЕНА.
3. ИНФОРМАЦИЯ ИЗБЫТОЧНА И НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА
ПОЛНОСТЬЮ;
• ЗАДАЧИ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
34

35. Географические задачи способствуют:

36. Как давать полный ответ на продуктивный вопрос?

38. Работа со словами

39. Работа с картами

УРОК- ЭКСПЕДИЦИЯ
Цель: знакомство с географией Месопотамии и Палестины, с градусным счетом,
новыми географическими объектами и явлениями.
Ставится учебная проблема: помогала ли изрезанность берегов и островов в
плаваниях древних греков?
Дети вспоминают историю и рассматривают карту Греции, а затем от их лица у
доски поочередно выступают Геродот, Пифей и А. Македонский, рассказывая, что
и где им удалось увидеть.
41

44. Модульное обучение

45. Модульное обучение

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модуль - функциональный целевой
узел, в котором объединены учебная
информация и технология овладения
ею.
Модуль имеет:
1. учебные элементы – это
последовательные шаги, с
которыми школьник работает
непосредственно;
2. инструкцию, в которой
определены цели усвоения модуля и
каждого учебного элемента;
3. материалы для работы; указания
на вид и форму работы;
3. контроль определяющий степень
усвоения учебного материала.
10 (11) класс
Состав модуля:
1. Многообразие стран мира, группировки.
2. Типология стран. Международные отношения.
3. Государственный строй. Политическая география.
4. Контрольная работа.
Результат для учащихся:
1. Называть и показывать на карте государства разного
типа, их столицы;
2. основные формы правления и государственного
устройства стран.
3. Определить уровень экономического развития разных
стран.
4. Характеризовать этапы формирования политической
карты мира.
45

Читайте также: