Как сделать описание внешности персонажа

Обновлено: 03.07.2024

Продолжаем говорить про персонажей и самое время затронуть внешний вид. А то, что это они у нас безликие и голые.

И здесь я предлагаю вам несколько вопросов, ответив на которые, работать станет проще.

Нужно ли описывать внешность вообще?

Прикольный вопрос. Да, на самом деле в некоторых случаях внешность – вообще не ключевой фактор. Можно обойтись общими определениями, такими как мужчина/женщина, высокий/низкий и всё.

Когда описывать подробно внешность не нужно? Тогда, когда вы погружаете героя в историю настолько, что он ассоциирует себя с героем и его переживаниями.

В интервью каналу Дмитрий Рус, вспоминал, что девушка его главного героя практически не описана в стандартном смысле слова. Он давал фактуру: как она ходит, пахнет, как за ней смотрят и так далее.

В вашем случае ситуация может быть аналогичной: вы описываете героев через действия, характерные проявления, а не через форму головы и цвет волос. Если вы решили идти этим путём, будьте готовы прописывать героя через все любые характеристики и характерные черты, лишь бы он оставался запоминающимся. Даже, если мы не знаем, какого его лицо.

От какой точки зрения ведётся повествование

Ещё один неожиданный вопрос, но отвечая на него, мы становимся чуточку профессиональнее. Подумайте, как описывает себя персонаж, который рассказывает о себе от первого лица; герой, о которой ведётся рассказ от третьего ограниченного и от третьего вездесущего?

Когда я смотрю на себя в зеркало, то не описываю во внутреннем монологе свой рост. Я увижу морщинки вокруг глаз, выскочивший прыщ или дурацкий шрам, который меня бесит уже пятьсот лет.

Зато мой рост сказывается в ситуации, когда я бьюсь головой о притолоку или о низкие ступеньки на винтовой лестнице.

То есть я про себя не могу сказать: я молодой человек ростом н-сантиметров, весом в к-килограммов, обожаю делать видео. Точнее, могу, но это не интересно и попадает под принцип расскажи, вместо покажи.

Если же у нас третье лицо, то появляются нюансы. Автор может вообще потратить несколько строк на описание внешности героя, даже без зеркала. Классики так делали: мол, пока у нас пауза и герой скучно едет на поезде в город Г, давайте взглянем на героя нашей истории поближе.

Это формат зайдёт при вездесущем третьем лице.

Так что определитесь заранее, в каком формате вы ведёте историю и исходя из этого описывайте внешность персонажа.

А использовать для этого зеркало, речь второстепенных персонажей или прямое описание – это уже вам решать.

Биология?

Далее уже стоит определиться, как выглядит персонаж и сколько деталей в него вложить. Ясное дело, что в главное героя привычнее вкладывать много усилий. Однако и здесь стоит подумать: если повествование ведётся от первого лица, то может дать герою лишь самые важные черты, типа роста, сила, шрамов и пола героя, а остальное показывать через действие?

Если же мы говорим про то, что видит герой, то здесь степень раскрытия зависит от его внимательности. Если героем буду я, то я увижу пол человека, цвет волос, может определю рост и обращу внимание на походку и цвет куртки.

Другой человек заметит сильные руки, красивые ноги, цвет лака на ногтях, размазанную тушь, синяки на костяшках и горящий ненавистью взгляд убийцы.

В общем, мои шансы на выживание даже в собственных историях крайне низкие…

Одежда/аксессуары.

Раз уж мы перешли к курткам и макияжу, то стоит задать себе ещё один вопрос: что надевает и использует в качестве аксессуаров герой. Как это подчёркивает его статус, привычки, жизненную ситуацию.

Если герой одет в рваньё, то мы воспринимаем его по одному. Если в строгий деловой костюм – по-другому. Если персонаж одет в кружевное бельё, то по третьему. Если в кружевах брутальный мужчина – то по четвёртому.

Подобные внешние признаки могут нам многое сказать, как о герое, так и об авторе. Поэтому, если у вас недостаток интимных отношений и вы реализуетесь через написание фанфиков, то это заметят.

Общий совет: как бы вы не описывали внешность, не стоит сразу вываливать всю информацию. Раскрывайте героя постепенно даже в этом. Если персонаж проходной, то уделите ему предложение или два, отметив самые интересные черты внешности. Если герой главный или важный, то у вас будет время показать и его размер ноги, и шрамы на спине, и любовь к модной одежде из сэконд-хэнда.

Показывайте внешность через действие и взаимодействие с миром и другими персонажами. Пусть вашу героиню хватит конкурентка за длинные вьющие волосы и попробует выцарапать её небесно-голубые глаза.

Пусть ваш герой оттирает белоснежный пиджак от капли соуса, которую на него пролил криворукой официант.

Ну, и пусть ваши влюблённые сдирают с друг друга одежду, добираясь до самых-самых густых кружев и вдыхая ароматы своей любви.

Итак, доброго вечерочка, подписчики. Сегодня я вам расскажу о том, как описывать внешность персонажа.

Я же знаю, что вам лень искать иные статьи на сторонних ресурсах, потому я расскажу вам об этом искусстве - описывать внешность персонажа.

Итак, из чего состоит внешность персонажа?
-Рост
-Раса
-Возраст
-Одежда
-Особенности внешности
-Цвет глаз
-Цвет волос

Это - основные параметры, которые указывают многие фикрайтеры в своих фанфиках.

Какие основные ошибки при описании внешности персонажа?

Почти каждый фанфик фикрайтера среднего уровня является сборником таких ошибок - фикрайтер зацикливается на внешности персонажа, пытаясь передать его внешний вид в одном абзаце или одном предложении. Особенно это типично для тех, кто использует прологи. Часто фикрайтеры прибегают к хитрости и оставляют в описании или же в комментарии к части ссылки на внешность героев, но от этого тогда теряется некая загадочность персонажа.

Ведь, если фикрайтер написал: "этот старик вспоминал те дни когда седина еще не тронула его волосы, а большинства шрамов у него не было, за исключением некоторых, вот этот на локте он получил при битве на Шау", то читатель может представить седину по-своему, например, что седина не просто тронула волосы старика, а почти полностью покрыла их или что шрам не просто коротенькая линия, а что он довольно толстый, покрывающий значительную часть локтя. Или что-то в этом духе.

Образ персонажа зачастую додумывается уже читателем и их фантомный персонаж не похож на другого. Это и есть изюминка внешности героя.

Другим распространённым явлением, особенно среди новичков, является анкетирование персонажа. Проще говоря, автор выписывает все основные параметры в отдельную начальную главу.

Например:
Имя: Анна
Фамилия: Пупкина
Возраст: 16 лет
Рост: 170 см
Внешность: белокурая девушка, иногда подкрашивающая свои волосы на кончиках краской, носит платья, трусики и все такое.

Короче, вы поняли, что я имел ввиду.

Анкеты хорошо составлять до написания своей работы, так как это только поможет вам сориентироваться в массе героев.

Итак, как же нужно описывать внешность персонажа?

1. Не стремитесь описать внешность героя одним предложением. Это создаст информационный перегруз для читателя и в итоге к 3-4 персонажу он уже не будет помнить как выглядел ваш первый герой.

2. Когда описываете внешний вид персонажа, постарайтесь не просто разбавить это действиями, а опишите его мысли, чувства, обстановку. Не зацикливайтесь только на внешности героя.

Например: "Его неожиданно приложили головой об зеркало туалета от чего он едва не потерял сознание, свалившись на грязный кафель. Помотав головой, Роб обнаружил. что на его белых брюках остались капли крови после такого близкого знакомства со стеклом. Вытерев рукавом такого же пиджака выступившую на лбу кровь, мужчина встал, кинув злобный взгляд раскосых глаз на своего босса.
Мафиози же лишь усмехнулся, сжав и без того тонкие губы в одну едва различимую черточку и медленно, будто бы с наслаждением, передёрнул затвор вороненного "Кольта".
-Я. - и грохнул выстрел.
Роб с аккуратной дырочкой прямо в центре своей рыжей головы упал на пол безвольной куклой. Его зеленые глаза смотрели все с той же злобой на склонившегося над трупом убийцу. "

Тот пример, что дал я - не идеал. И есть гораздо лучшие описания внешности героев.

3. Старайтесь придать внешности героя немного таинственности. Не указывайте цвет одежды, если в этом нет необходимости. Пусть читатель фантазирует.

4. Не бойтесь добавлять герою какие-то дефекты внешности - будь то раскосые глаза, рваное ухо или фингал под глазом. Но не переусердствуйте с этим.

5. Не пытайтесь сделать очень красивого героя или очень необычного. Это - признак Мэри Сью. Герой не должен быть слишком необычным. Если же этой его необычности есть разумное объяснение, то можно.

6. Этой относится к пункту 5, но напишу отдельно. НЕ ДЕЛАЙТЕ ГЕРОЯ ОЧЕНЬ СЕКСУАЛЬНЫМ/ОЙ.

На этом, пожалуй, все. Приведу вам как пример скрин из группы "Шыдевры Фанфиков", где некий аффтор описала своего героя.

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Шпаргалка по созданию/описанию персонажа

Модератор: maby

Шпаргалка по созданию/описанию персонажа

Надоело путаться в персонажах историй (кукольных и не кукольных), их предпочтениях, взаимоотношениях и прочем.
Поэтому была создан этот шаблон - пособие для подробного описания своего персонажа.

Является не истиной в последней инстанции, а основой для самостоятельной работы. Считаете, что чего-то не хватает - добавляете пункт, лишнее - вырезаете. Это ваше право автора!

Большое спасибо за дельные советы и подсказки: Andrew_S_Nikolaev, Messochka, BAqpEJIbKA, Kaimin, CarryPhoenix, m-u-h-a, shebaka!

И отдельное большое спасибо за энтузиазм и моральную поддержку: Мухе, Галинке и GALEKA-EKAGO!

Шпаргалка для писателей / художников / комиксистов / кукольников по созданию "листа персонажа".

1. Вселенная
2. Раса
3. Эпоха существования персонажа (для масштабных произведений)
4. Пол
5. Полное имя
6. Прозвище
7. Возраст (при необходимости)
8. Дата рождения / смерти (при необходимости)
9. Место рождения
10. Статус (главный герой, второстепенный, другой)
11. Краткая характеристика персонажа (что из себя представляет)
12. Семейное положение
13. Работа / профессия / занятие

1. Характер
2. Привычки
3. Вредные привычки
4. Манера поведения: А) при своих. Б) при посторонних. В) в стрессовой ситуации.
5. Причины такого поведения
6. Желания
7. Страхи
8. Что любит
9. Что не любит
10. Хобби / увлечения
11. Суперспособности (при необходимости)
12. Особенные навыки (если есть)
13. Любимое выражение / девиз / кэтч-фраза

1. Внешность
2. Манера одеваться
3. Модификации тела (если есть)
4. Особые приметы

1. Место проживания
2. Предки
3. Семья / родственники
4. Компаньон / напарник
5. Друзья
6. Любовь
7. Враги
8. Питомец /домашнее животное
9. Связи с другими персонажами (если персонажей много - этот пункт стоит делать в виде графической схемы на отдельном листе)
10. Отношение к окружающим

1. Состояние здоровья
2. Мутации (если есть)
3. Заметки

Спасибо. Интересный шаблон. Сама своих одно время почти так пыталась описывать, действительно помогает не забывать деталей о персонаже.

Так вышло, что в своем творчестве я либо вообще не описываю внешность главного героя/героини, либо даю всего пару ключевых (с моей точки зрения) деталей или намеков на них. Это, конечно же, не означает, что в моей голове нет картинки того, как этот персонаж выглядит. Просто. Мне так удобнее, что ли.


😆

То есть главный герой или героиня обходится без подробного описания в стиле "я - натуральная блондинка с волосами до пятой точки и во-о-от такими си. ними глазами" (пример утрирован, конечно же). При этом второстепенные персонажи все же удостаиваются какой-никакой визуальной характеристики, порой - достаточно подробной. Поэтому со временем внешность некоторых моих персонажей можно будет собирать подобно пазлу, так как второстепенный здесь может стать главным героем - там

Но возникла у меня в голове мысль: а как лучше-то?

Подробно описывать главного героя/героиню вплоть до прикладывания портрета к книге (не считая обложки). Ну или визуализировать уже существующими в сети изображениями, как многие делают в своих блогах.

Или оставлять простор для читательской фантазии в том случае, когда внешность персонажа в общем-то роли и не играет? Если нет у него каких-то колоритных черт, которые бросались бы в глаза или значительно влияли на его жизнь (вроде очень высокого или низкого роста и т. д.).

😉

Второй вариант мне всегда казался чуть более выигрышным - читателю проще ассоциировать себя с таким персонажем или, как минимум, не огорчаться из-за того, что его представление о внешности героя внезапно не совпадает с авторским. Мало ли у кого какие фетиши

Плюс, я так подозреваю, что многое зависит от жанра. В том же любовном романе, наверное, нужна картинка - поэтому без подробных описаний не обойтись, тогда как в экшне важнее действие, а не вот это вот все. Опять-таки, я могу ошибаться. Поправьте, пожалуйста, если это так.

Поэтому мне интересны мнения: насколько полную картину внешности своих ГГ вы предпочитаете давать? Оставляете ли простор для фантазии читателей? Любите ли сами фантазировать на тему внешности ГГ чужих произведений, если в них нет подробных описаний?

Читайте также: