Как сделать описание реки по географии 7 класс

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: продолжить формировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Салгир.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

· Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

· Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

· Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки?

· Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

· Дельта – устье реки с протоками;

· Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

· Речная система – это главная река со всеми притоками;

· Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;

· Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная и самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

1. Нил, Конго (Африка);

2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);

3. Амазонка (Южная Америка);

4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки.

Горные реки имеют:

· бурное и стремительное течение,

· относительно прямые русла,

· речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

· дно почти все занято руслом,

· неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

· плавное и спокойное течение,

· русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

· разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,

· русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

· Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.

· Режим реки – поведение реки в течение года.

· Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

· Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;

· назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;

· назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;

· назовите номера всех правых притоков – 9;

· назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;

2. На каком материке находится;

3. Исток (начало реки);

4. Устье (место впадения);

5. Направление течения;

6. Притоки (левые и правые);

8. Хозяйственное использование.

Волга является самой большой рекой Европы. Ее длина равна 3530 км, а водосборный бассейн равен 1360 тыс. км².

· Волга расположена на материке Евразия, в европейской части материка. Находится между параллелями 57 ⁰ с.ш. и 45 ⁰ с. ш., между меридианами 32 ⁰ в.д. и 47 ⁰ в.д.

· Исток реки Волга находится в Осташковском районе Тверской области.

· Течет река с севера на юг.

· По характеру – река равнинная, течение спокойное, речная долина – широкая.

· Режим питания смешанный. Большую часть воды Волга получает от снега (снеговое питание), но также пополняется за счет дождей и грунтовых вод. Для Волги характерны весенние половодья.

· Волга впадает в Каспийское море. Это бессточный бассейн, так как Каспийское море по сути является озером – оно не связано ни с одним из океанов. В устье Волги находится город Астрахань.

· Волга является одной из главных водных артерий России. В древние времена через нее проходили важнейшие торговые пути, связывающие Россию со странами Востока. В настоящий момент по Волге также перевозятся грузы, т.е она имеет транспортное значение. Также здесь развито рыболовство, особенно в нижнем течении реки.

· С хозяйственной деятельностью человека связаны экологические проблемы Волги. К ним относятся загрязнение стоковыми водами от работающих предприятий. Многие населенные пункты были затоплены для того, чтобы сделать водохранилища и наладить работу гидроэлектростанций. Неограниченный улов рыбы, особенно ценных пород, таких как осетровые, например, привел к уменьшению численности многих видов рыб. В настоящее время действуют специальные программы для решения экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

1) Река Амур протекает по территории двух стран – России и Китая. В физико-географическом плане Амур протекает в Восточной Азии.
2) Исток реки Амур образуется путем слияния рек Шилки и Аргунь. Устье Амура – Охотское море близ города Николаевска-на-Амуре.
3) Амур меняет свое направление. Изначально река течет с на юго-восток, при впадении в Охотское море – на северо-восток.
4) Река Амур большей соей частью протекает по равнинной территории, поэтому особых перепадов характера и скорости течения нет.
5) К источникам питания реки относятся муссонные дожди в летне-осенний период, весеннее половодье.
6) Режим питания реки смешанный. 75% годового стока составляют муссонные дожди. Резкие колебания уровня воды – одна из особенностей режима Амура.


Общая характеристика рек территории (материка, страны) дается в определенной последовательности: 1. Обеспеченность реками данной территории в сравнении с другими территориями (много или мало, преобладают большие по протяженности реки или небольшие реки); причины такого наличия рек (особенности климата, размеры материка, расстояние между водоразделами и устьем); самые крупные реки территории. 2. Направление течения большинства рек, причины (связь с наклоном поверхности территории); реки, относящиеся к различным бассейнам Мирового океана. 3. Характер течения типичных для территории рек; связь характера течения рек с рельефом местности, по которой они протекают. 4. Главные источники питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземными водами) в разные сезоны года, исходя из особенностей климата; в какое время года и из каких источников реки получают наибольшее количество воды и разливаются. 5. Наиболее типичная река данной территории (описание на основе карты и типового плана характеристики реки).

Содержимое разработки

29.10.2018 год

Тема. Реки и озера Земли

Цели:
• Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.
• Раскрыть роль рек в жизни людей.
• Продолжить формирование умения описывать реки и озера.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде; формирование основ экологической культуры - охрана водоёмов от загрязнения.

Метапредметные УУД: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) создавать схемы; 5) осуществлять комментированное чтение; формирование и развитие экологического мышления.

Предметные УУД: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о зависимости рек и озёр от рельефа и климата, о распространении рек и озёр на Земле; формирование умений и навыков использования знаний о реках и озёрах в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, слайды.

Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Тип урока: изучение нового материала

Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания:
1. Объясните основные причины образования течений.
2. Приведите примеры влияния течений на природу материков.
3. Какое влияние оказывают течения на климат?

Изучение нового материала:
Внутренние воды, или воды суши, — это многочисленные реки, озера, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоемы.
Наиболее широко в хозяйстве используются речные воды. Для оценки той или иной реки в жизни и деятельности человека очень важно знать ее характеристики.
План характеристики реки
1. Название реки.
2. Исток, направление течения, устье.
3. Характер течения.
4. Притоки.
5. Источники питания.
6. Тип водного режима.
7. Хозяйственное использование.
Общая характеристика рек территории (материка, страны) дается в определенной последовательности:
1. Обеспеченность реками данной территории в сравнении с другими территориями (много или мало, преобладают большие по протяженности реки или небольшие реки); причины такого наличия рек (особенности климата, размеры материка, расстояние между водоразделами и устьем); самые крупные реки территории.
2. Направление течения большинства рек, причины (связь с наклоном поверхности территории); реки, относящиеся к различным бассейнам Мирового океана.
3. Характер течения типичных для территории рек; связь характера течения рек с рельефом местности, по которой они протекают.
4. Главные источники питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземными водами) в разные сезоны года, исходя из особенностей климата; в какое время года и из каких источников реки получают наибольшее количество воды и разливаются.
5. Наиболее типичная река данной территории (описание на основе карты и типового плана характеристики реки).
При рассмотрении озер следует отметить, что в них сосредоточены значительные запасы воды. Озера занимают около 1,8% суши, но размещены неравномерно (см. Приложение, с. 246—247 учебника). В распространении озер по земной поверхности наблюдается зональность, объясняемая зависимостью озерности территории от климата. Особенно много озер в тундре и лесной зоне.
Учащимся следует напомнить, что озера различаются по размерам, особенностям стока, солености воды, происхождению озерных котловин.
Далее учитель знакомит школьников с планом характеристики озера и предлагает им описать крупнейшие озера мира.
План характеристики озера
1. Географическое положение.
2. Происхождение озерной котловины.
3. Особенности стока.
4. Особенности минерального состава воды.
5. Хозяйственное использование.
В конце урока учащимся предлагается отметить на контурной карте крупнейшие реки и озера мира.

Итог урока

Домашнее задание: 1) изучить § 16; 2) ответить на вопросы 2—4; 3) выполнить задания 1 и 7 на контурной карте; 5, 6, 8 — письменно в тетради.

1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк.

4. Какие океаны и моря омывают материк.

5. Как расположен материк относительно других материков.

План описания рельефа территории

1. Каков общий характер поверхности. Чем его можно объяснить.

2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории.

3. Каковы наибольшая и преобладающая высоты.

4. Если можно, выясните, каково происхождение формы рельефа.

План описания климата

1. В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория.

2. Каковы средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему.

3. Каковы господствующие ветры (по сезонам).

4. Каково годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков.

Работа с климатическими диаграммами

1. Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. (Месяцы года, через один, указаны буквами.) Что по ней можно узнать.

2. Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января. Какова годовая амплитуда температур.

3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата. Каков режим осадков в течение года.

4. Сделайте вывод о типе климата.

План описания реки

1. В какой части материка течёт.

2. Где берёт начало. Куда впадает.

3. В каком направлении течёт.

4. Как зависит характер течения от рельефа.

5. Каковы источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата.

План описания природной зоны

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами её природы.

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

1. Какие народы населяют изучаемую территорию.

2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно. Чему равна средняя плотность населения.

3. В каких местах население редкое. Чему равна наименьшая плотность.

План описания страны

1. Какие карты следует использовать при описании страны.

2. В какой части материка расположена страна. Как называется её столица.

3. Каковы особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.

4. Каковы климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Каковы различия по территории и по сезонам.

5. Какие крупные реки и озёра расположены.

6. Какие представлены природные зоны. Каковы их основные особенности.

7. Какие народы населяют страну. Каковы их основные занятия.

План описания географического положения океана

1. Между какими материками расположен океан. С какими другими океанами он связан.

2. Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана.

3. В каких климатических поясах расположен океан.

Как правильно сравнивать?

1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать — черты сходства или различия. Может быть, и то и другое.

2. Отберите признаки для сравнения.

3. Установите черты сходства и различия.

4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.

Темы проектных работ

Составление памятки туристу, отправляющемуся в кругосветное путешествие.

Интернет-ресурсы

Главные особенности природы Земли

Население Земли

Материки и океаны

Земля — наш дом

В издании использованы иллюстрации со следующих интернет-ресурсов:

Рабочая тетрадь по географии 7 класс Николина Просвещение

1. Народы Африки: туареги, тубу, народы банту, арабы, амхара, бушмены, готтентоты.

2. Наиболее плотно заселены северное и южное побережья материка, а также побережье Гвинейского залива. Наибольшая плотность населения характера для крупных населённых пунктов этих территорий, наименьшая – для территории пустыни Сахара.

3. Крупнейшие города Африки: Каир, Лагос, Ибадан, Алжир, Хартум, Киншаса, Йоханнесбург, Кейптаун.

Вопросы в конце параграфа

1. Крупнейшие страны Африки: Алжир, Демократическая Республика Конго, Судан, Ливия, Чад, Нигер, Ангола, Мали, ЮАР, Эфиопия.

2. Характерными чертами Африки, с точки зрения её места в мире являются богатство природных ресурсов, разнообразие культур, обилие сельскохозяйственной продукции, сильные различия уровня жизни населения.

3. Население Африки размещено неравномерно, наибольшая часть населения сосредоточена на побережье Гвинейского залива, а также в долине реки Нил и на северо-западе Африки. Внутренние районы заселены слабо, в особенности территория Сахары, в целом, можно отметить, что население тяготеет к водным объектам материка.

4. Африку принято делить на Северную, Западную и Центральную, Восточную, а также Южную. Для Северной Африки характерен средиземноморский тип климата и пустыни, население, относящееся к европеоидной расе (арабы), выращивание цитрусовых и добыча нефти и газа. Западная и Центральная Африка занята тропическими и экваториальными лесами, существует острая проблема неравенства стран (развитые и отсталые), стоят экологическая, продовольственная и медицинская проблемы. Восточная Африка лежит в пределах Великого Африканского разлома, знаменита вулканами, озёрами и национальными парками. Южная Африка богата алмазами, золотом, платиной и другими рудными полезными ископаемыми, это наиболее экономически развитая часть материка.

5. По диаграмме можно сделать вывод о том, что большая часть населения Африки занята сельским хозяйством, то есть большая часть стран материка являются аграрными.

6. Государственный язык Кении – английский, Сенегала – французский.

7. Самая большая плотность населения – дельта рек Нил и Нигер (Северная и Западная Африка). Наименьшая – внутренние районы Сахары (Северная Африка). Средняя плотность населения мира ниже (52 чел./км 2 ), чем самые густонаселённые районы Африки, тогда как минимальная плотность населения материка (в пустыне Сахара) ниже общемирового уровня. Это связано с природно-климатическими условиями территорий и х площади. Так как наиболее благоприятные природные условия на материке характерны для небольших участков суши, а неблагоприятные занимают значительную площадь.

8. Страны Африки – важнейшие производители нефти: Алжир, Ливия, Нигерия, Ангола.

б) Исследования проходили в Тунисе, Египте и Судане, бассейне Конго, Уганде и Занзибаре.

в) В.В. Юнкер впервые нанёс на карту ранее неизученные районы Восточной Африки. После этого он продолжил исследование южных районов Судана, центр Экваториальной провинции и забрался далеко на запад. Он пересек маршруты Швейнфурта и смог объединить общие изыскания в единую систему. Этнографическая коллекция, привезенная им из Африки, была подарена Российской академии наук. Выяснил, что река Уэллэ относится к бассейну реки Конго.

г) В.В. Юнкер был образованным, интеллигентным, пунктуальным и любознательным человеком, обладал профессионализмом, его карты были очень точны.

д) Материалы, собранные В. В. Юнкером, охватывают все вопросы, имеющие интерес для географов. Его картографические работы отличаются высокой точностью; много внимания он уделял также вопросам гидрографии и метеорологии. В его дневниках и статьях содержится множество весьма ценных исследований по флоре и фауне, особенное внимание уделено изучению образа жизни человекообразных обезьян. Любимой областью исследований В. В. Юнкера были вопросы этнографии. Изучая водораздел Нила и Конго, он совершил целый ряд географических открытий, впервые составил карту огромной части Центральной Африки, первым наладил регулярные метеонаблюдения на двух станциях. Проведя несколько лет среди племен ньям-ньям и мангбатту, Юнкер составил словари десяти негритянских племен, собрал большую этнографическую коллекцию, ценнейшие коллекции растений и животных Африки.

е) Рекомендованная литература и интернет-источники:

Читайте также: