Как сделать описание реки по географии 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

План описания реки Волга
1.название
2.положения на материке
3.гле берет начало?
4.координаты истока
5.куда впадает?
6.координаты устья
7.принадлежность реки морскому бассейну
8.положение между параллелями
9.положение между меридианами
10.направление течения
11.положение относительно других природных объектов
12.зависимость характера течения реки от рельефа
13.тип питания
14.режим реки
15.падение реки
16.уклон реки
17.правые притоки
18.левые притоки
19.хозяйственное значение реки

1.река Волга
2.расположена на западе материка Евразия
3.берёт начало на Валдайской возвышенности
4.координаты истока : 57°с. ш. 32° в. д
5.впадает в Каспийское море
6.координаты устья: 45° с.ш. 48° в.д
7.река Волга относится к бассейну внутреннего стока
8.положение между 57° и 45° параллелями
9.положение между 32° и 48° меридианами
10.река течёт с севера на юг
11.исток реки расположен на Валдайской возвышенности, протекает по территории Среднерусской и Приволжской возвышенностям, нижнее течение расположено на территории Прикаспийской низменности
12. в верхнем течении до Костромы и ниже река протекает в узкой долине среди высоких берегов — течение быстрое; среднее и нижнее течение более спокойное и равномерное.
13.питание смешанное
14.режим реки: весеннее половодье в апреле-июне; маловодье (межень) летом и зимой. Осенние паводки в октябре месяце в результате затяжных дождей.
15.228 — (-28) = 256 м. (228 м — высота истока; -28 м — высота устья)
16. 256 00 : 3530 = 7,2 см/км (256 м переведём в сантиметры — 25600; 3530 — длина реки)
17.правые притоки: Ока, Сура, Свияга
18.левые притоки: Кама, Самара, Ветлуга, Унжа
19.хозяйственное значение реки: рыболовство, судоходство, получение энергии от ГЭС, заводы по разведению малька, отдых, туризм, водопотребление.

Волга является самой большой рекой Европы. Ее длина равна 3530 км, а водосборный бассейн равен 1360 тыс. км².

  • Волга расположена на материке Евразия, в европейской части материка. Находится между параллелями 57⁰ с.ш. и 45⁰ с. ш., между меридианами 32⁰ в.д. и 47⁰ в.д.
  • Исток реки Волга находится в Осташковском районе Тверской области.
  • Течет река с севера на юг.
  • По характеру – река равнинная, течение спокойное, речная долина – широкая.
  • Режим питания смешанный. Большую часть воды Волга получает от снега (снеговое питание), но также пополняется за счет дождей и грунтовых вод. Для Волги характерны весенние половодья.
  • Волга впадает в Каспийское море. Это бессточный бассейн, так как Каспийское море по сути является озером – оно не связано ни с одним из океанов. В устье Волги находится город Астрахань.
  • Волга является одной из главных водных артерий России. В древние времена через нее проходили важнейшие торговые пути, связывающие Россию со странами Востока. В настоящий момент по Волге также перевозятся грузы, т.е она имеет транспортное значение. Также здесь развито рыболовство, особенно в нижнем течении реки.
  • С хозяйственной деятельностью человека связаны экологические проблемы Волги. К ним относятся загрязнение стоковыми водами от работающих предприятий. Многие населенные пункты были затоплены для того, чтобы сделать водохранилища и наладить работу гидроэлектростанций. Неограниченный улов рыбы, особенно ценных пород, таких как осетровые, например, привел к уменьшению численности многих видов рыб. В настоящее время действуют специальные программы для решения экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

ВложениеРазмер
urok.ppt 2.51 МБ
tema_uroka.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование рек Судоходство Рыболовство Выработка электроэнергии Отдых и туризм

Что такое река? Река – это природный водный поток, текущий в выработанном углублении - русле.

Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет…… русло

Главная река со всеми притоками……. Речная система

Река – это природный водный поток, текущий в выработанном углублении - русле. Речная система – это главная река со всеми притоками Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки

Дождевое Снеговое Ледниковое Подземное Питание рек

Из списка выбрать реки со смешанным типом питания, только с дождевым типом питания: Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга, Конго, Лена.

Используя текст учебника стр.119-120, ответить на вопросы: 1.Что такое режим реки? От чего зависит? ( 1 группа) 2. Кратковременный подъем уровня воды… ? К каким последствиям может это привести? ( 2 группа) 3. Продолжительный подъем уровня воды….? Когда происходит? Может ли сопровождаться стихийным явлением ?( 3 группа) 4. Уровень воды снижается и вода не выходит из русла…. Когда это происходит? Как вы думаете на реках нашей области в это лето наблюдался это процесс? ( 4 группа)

Характер течения Равнинные Горные

Источники питания рек – дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Уровень воды зависит от количества выпавших осадков. Реки бывают горные и равнинные.

исток устье притоки бассейн водораздел питание режим Что изучили: характер течения значение рек Что можно добавить: географическое положение направление течения

План описания реки Пункты плана Источники информации 1.На каком материке, в какой стране Политическая карта мира Физическая карта мира, России 2.Где начинается и куда впадает Физическая карта мира, России 3.В каком направлении течет Физическая карта мира, России 4. Главные притоки Физическая карта мира, России 5. Характер течения Физическая карта мира, России 6. Водный режим Учебник стр.119 7. Использование человеком Справочник, Интернет

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока

развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор детей, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.

воспитание норм морали и нравственности, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитание критического мышления.

Психологическая установка на урок:

Уч. Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке,

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Уч. Давайте вставим пропущенные буквы в слова, поднимаясь снизу вверх. (Коньки, ребята, лопата, гора).

По команду учителя дети показывают карточку с нужной буквой и хором называют слово, где возможно, подбирают проверочные слова.

  1. Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова

Двое, заранее подготовленных детей, выступают с докладами .

1 ученик. Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

Текст читает учитель для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.

— Что вы можете сказать о прочитанном?

— Что особенно понравилось в этом рассказе?

— Кто главные герои этого произведения?

Вращение глазами по часовой стрелке и против, моргание.

1. Словарная работа.

Дворницкая — помещение, в котором дворник хранит приспособления для уборки территории.

Четвереньки — на четвереньках — на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени; на карачках.

Первый раз трудные слова читаются по слогам, затем — целыми словами.

Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой, написанной на доске, — выполним дыхательную гимнастику:

Как у горки на пригорке

Вспоминаем правила разучивания скороговорок.

Прочитав скороговорку быстро, на вдохе начинаем отсчёт: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… Необходимо считать до тех пор, пока есть воздух в лёгких.

Чтение 1 раз хором слоговой таблицы.

Ве-во-ви-вы-ва — в лесу выросла трава.

Са-си-сы-со-су — даю Саше лису.

Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра — начинается игра.

Ар-арь-ар—ар-арь — на стене висит фонарь.

Учитель при подготовке делит рассказ на смысловые части для анализа во время второго чтения.

Вопросы к 1-ой части:

— Что ребята делали во дворе?

— Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение).

— Прочитайте, что пришлось делать лопатами?

— Как вы думаете, какая горка получилась?

— Почему вы так считаете?

— Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

Вопросы ко 2-ой части:

— Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?

— Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?

— Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой? Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу. Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

— Как вы думаете, почему он так спешил?

Вопросы к 3-ей части:

— Зачем Котька посыпал горку песком?

— Что из этого вышло?

— Какие чувства вызывает в нас Котька во время чтения этой сцены? (Смех, потеху).

Уч. Верно, в этой ситуации мы ему не сочувствуем, он нас забавляет.

6. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

Уч. Расположите картинки по порядку.

Уч. Какой Котька Чижов? Да — зелёная карточка, нет — красная .

Слайд 6. Учитель показывает указкой.

настойчивый заботится о других

Уч. Добавьте недостающее.

Работа с пословицами в малокомплектных группах.

Уч. Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу из трёх, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать.

Ответы на вопросы учителя.

— Что вызвало у вас смех? Каким был этот смех?

— Как вы считаете, а сам Котька посмеялся над собой?

— Что можно сказать о ребятах из этого рассказа?

— С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?

— Что нового вы узнали о жизни Николая Николаевича?

Уч. Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке: хорошо — зелёная карточка, плохо — красная .

Объявление и комментирование отметок, похвала за усердие, старание.

Стр. 60-63 выразительно читать, вопросы (стр. 64). Дополнительно по желанию:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие задачи:

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2017.

Орг.момент Слайд № 1

Всем добрый день!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания: Слайд № 2

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземной воды.

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

Слайд №3 Ответы:

1) способность горных пород пропускать воду;

2) атмосферные осадки.

2. 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Слайд № 4 Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

(река) Слайд №5

Сегодня на уроке мы поговорим о реках.

- А что вы знаете о реках?

- А что бы вы хотели еще узнать о реках?

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.

Цель на уроке: мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд №6 На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Слайд №7 Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

Слайд №8 - Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Слайд №9 Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

- А откуда река может брать свое начало?

- Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать?

- Как называют это место? (устьем)

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Слайд №10 Правило определения правого и левого притоков:

Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

Если река впадает справа – это правый приток.

Если река впадает слева – это левый приток.

Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.

Слайд № 11 Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Слайд № 12 Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км 2 - чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.


Речной бассейн

- Давайте ее проверим.

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Слайд №13 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

Слайд №14 В зависимости от рельефа, какие бывают реки?

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

Давайте запишем в тетради схему типы рек.





Слайд №15Равнинные

Неудобна для судоходства

Широкая речная долина

Удобна для судоходства


Горные Слайд №16

Работа в группах

- Чем равнинная река отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Слайд №17 Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Слайд №18 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Слайд №19 Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А вот еще один водопад, о котором расскажет (рассказ ученика).

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

- За счет чего, река может питаться?

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Читайте также: