Как сделать описание произведения

Обновлено: 06.07.2024

Здесь приведены правила и примеры библиографического описания книг, сборников, статей, диссертаций, журналов и других изданий, а также электронных ресурсов по состоянию на начало 2020 года. Примеры библиографического описания помогут Вам в оформлении выходных данных книг и других изданий, а также списка используемой литературы.

Библиографическое описание по ГОСТ

  • разделов библиографического описания;
  • условно разделительных знаков;
  • русских сокращений;
  • английских сокращений.

В данной статье в начале каждого примера указывается общее правило, по которому формируется библиографическое описание – что позволит Вам быстрее сформировать библиографическое описание для своего издания.

Библиографическое описание книг

Библиографическое описание книги, авторами которой выступают один, два, три человека и более, содержит в заголовке Ф.И.О. только одного автора, который указан первым. Ф.И.О. остальных авторов указывают через запятую в области сведений об ответственности, отделенной от заглавия косой чертой. Обычно фамилию автора отделяют от инициалов с помощью запятой.

Описание книги предполагает использование условно-разделительных знаков и включает следующие основные сведения:

Пример библиографического описания:

Библиографические ссылки

Библиографические ссылки по структуре проще, чем библиографическое описание. Для оформления научных работ, как правило, указывается большое количество библиографических ссылок по тексту или в списке литературы. Правила для библиографических ссылок регламентированы ГОСТ Р7.0.5 – 2008 (Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления). Далее приводятся примеры оформления библиографических ссылок.

Книги одного автора

Амосова, В. В. Проблемы уголовно-исполнительного права: практикум для магистратуры / В. В. Амосова. –Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1992. – 138 с.

Гусейнов, О. Н. Мария Иванова: террористка и жертва террора: повествование в документах / О. Н. Гусейнов. – Москва: Центр, 1998. – 388 с. – ISBN 945-5-143-04321-1.

Плаксунова, А. Т. Социальные основания квалифицирующих убийство обстоятельств: монография / А. Т. Плаксунова; под науч. ред. В. Д. Филиппова. – Уфа: Изд-во Уф. ун-та, 2003. – 543 с.

Гребешкова, А. А. Организация территориального общественного самоуправления: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений / А. А. Гребешкова. – Москва: Инфра-М, 2013. – 140 с.

Книги двух авторов

Клабунин, М. И. Математика. Алгебра. Начала математического анализа: профильный уровень: учебник для 9 класса / М. И. Клабунин, А. А. Прокопов. – Москва: Фокус, 2005. – 324 с.

Блондинский, А. К. Памятники Колтушей: альбом иллюстраций / А. К. Блондинский, Н. Б. Тикитина; Рос. акад. наук, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. – Санкт-Петербург: Лидер, 1999. – 71 с.

Бурков, О. А. Убийцы. Уничтожение династии: научно-популярная литература / О. А. Бурков, А. М. Хруст. – Москва: Старт, 1997. – 397 с.

Лагорский, Н. О. Страна перед европейским вызовом / Н. О. Лагорский, А. Лукаш. – М.: Международные отношения, 1992. – 522 с.

Книги трех авторов

Петров, О. А. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учебное пособие для вузов / О. А. Петров, К. Р. Пышко, С. Н. Роходов. – Москва: Старт, 1994. – 330 с.

Шапкин, Ю. Р. Маркетинг и консалтинг: учебное пособие для вузов / Ю. Р. Шапкин, А. Н. Ложкин, Н. О. Сидоров; под редакцией. Ю. Р. Шапкин. – Москва: Старт, 1999. – 535 с.

Удальцов, А. А. История английского языка = A history of the English language: учебное пособие для студентов и аспирантов лингвистич. ВУЗов и фак. / А. А. Удальцов, Т. А. Иваницкая, И. В. Мальцев. – Санкт-Петербург: Фортуна, 2003. – 396 с.

Книги четырех авторов

Использование виртуальных инструментов / Р. П. Ужаров, Л. В. Лапаев, С. К. Романов, О. С. Алексеев; Ред. А. С. Демидов, С. С. Улицкая. – Курск: Карьера+, 1997. – 165 с.

Современный курс алгебры: учебник для школ / О. Г. Артова, С. В. Ивлин, Г. С. Вознов, А. А. Якушев ; под ред. О. Г. Артова, С. В. Ивлина. – Москва: Фортуна, 1995. – 244 с.

Книги пяти и более авторов

Нейропсихология: учебное пособие / Ю. Д. Омская, И. А. Уфимова, А. А. Александрова [и др.]. – Москва: Спутник, 1995. – 221 с.

Английский для экономистов: учеб. пособие / В. Л. Ирманов, С. А. Светлова, У. С. Кваша [и др.] ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет иностранных языков. – Москва: Учение, 1993. – 175 с.

Основы криминалистики: курс лекций / А. В. Дерягин, С. С. Ковалев, Н. О. Андреева [и др.]. – Санкт-Петербург: Успех, 1993. – 357 с.

Книги без авторов только под заглавием

Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. – 341 с.

Псковские розы: Альманах / Псков, землячество в СПб; Ред. А. В. Серов. – СПб.: Информ, 1993. – 101 с.

Книги-сборники без общего заглавия

Записки института истории материальной культуры РАН = Transactions of the Institute for the history of material culture / Отв. ред. Е. А. Вознов ; Рос. акад. наук, Ин-т истории материал. культуры. – Санкт-Петербург: НПЛ, 2006. – 50 с.

Нумизматика: сборник / Редкол.: А. А. Иванов, Ю. В. Лепешкина, Я. Р. Степнова ; Гос. Эрмитаж. – Санкт-Петербург: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2004. – 354 с.

Сорокин, К. А.: повести, рассказы / К. А. Сорокин ; составитель, вступ. ст. Г. П. Ивашевич. – Москва: Победа, 2001. – 350 с.

Записки Ярославского музея / Ярославский музей ; отв. ред. П. В. Осыка. – Ярославль: Новый день, 1994. – 376 с.

Материалы конференций

Андронников, С. В. Современные музеи России: материалы всероссийской научно-практической конференции, Москва, 3–5 апреля 1997 года / под общей редакцией О. А. Антонова; Мин-во культуры Российской Федерации. – Москва: Успех, 1997. – С.183.

Количественные методы в искусствознании = Quantitative methods in art studies: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 10–12 октября 2011 года / науч. ред. В. М. Усиков; Ярославль, музей изобраз. искусств. – Ярославль: АРТ, 2011. – 238 с.

Примеры подзаголовочных данных для книг

Шапашников, А. А. История русского пчеловодства: монография / А. А. Шапашников. – Курск: Памс, 1994. – 387 с.

Волков, О. С. Промышленный комплекс: учебное пособие / О. С. Волков, М. А. Якушев. – М.: Эконом, 2001. – 304 с.

Супков, Д. М. Первая мировая война : курс лекций / Д. М. Абрамов. – Москва: Успех, 2011. – 217 с.

Кириченко, С. В. Создание киношедевра: историческое исследование / С. В. Кириченко, П. А. Сомов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – Санкт-Петербург: Лидер, 2010. – 464 с.

Юдин, И. Р. Мое детство : сборник рассказов / Юдин И. Р., Исеева С. А. – СПб.: Детская книга, 2015. – 82 с.

Книги без авторов с указанием сведений об ответственности: составителей и редакторов

Масштабные катастрофы: железнодорожные, морские и авиационные / Ред. В. Е. Кудряшов, Н. В. Трус. – Мурманск: Амфора, 1993. – 392 с.

Частное право: сборник нормативных документов [По сост. на 1.03.1993 г.] / Сост. Н. Ю. Ерпылева. – Москва: Восток, 1993. – 657 с.

Звездные завтраки: рецепты известных артистов / Авт.-сост. Актинов Н.В. – Курск: Альфа, 1992. – 322 с.

Книги с указанием номера переиздания

Танака, Аки. Функциональный анализ / А. Танака ; пер. с англ. и предисл. О. М. Исаев. – 2-е изд. – Москва: URSS: Изд-во НБК, 2005. – 542 с.

Григорьева, Е. А. Испанско-русский словарь: 50 000 слов, употребляемых в разговорной речи, науке, литературе и технике / Е. А. Григорьева ; Ред. К. Ю. Седов. – 3-е изд., испр. и доп. – Краснодар: Свет, 1992. – 1430 с.

Щуков, Л. И. Испанский язык = Espanol: Учеб. для 1–3 классов с углубл. изучением исп. яз. / Л. И. Щуков. – 2-е изд., дораб. – Москва: Учпросвет, 1993. – 255 с.

Муравьева, Е. С. Английский язык для юристов: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и научных сотрудников / Е. С. Муравьева, И. О. Дьяченко. – 5-е изд. – Москва: Сова, 2001. – 481 с.

Книги, переведенные с иностранных языков

Талалаев, Г. И. Встречи с князем тьмы / пер. с французского Г. Талалаева. – Москва: Спутник, 1994. – 278 с.

Силы природы / пер. с английского О. Антоновой [и др.]. – Москва: Альфа, 1996. – 167 с.

Григорьев, А. Л. Великие заговоры / пер. с итальянского А. Григорьева. – Краснодар: Факел, 1996. – 358 с.

Зиновьев, Д. С. Камни и ракушки: [о вулканах, горных породах, ископаемых] / пер. с немецкого Д. Зиновьева. – Москва: Свет, 1999. – 151 с.

Многотомные издания

На многотомное издание составляется сводное библиографическое описание, содержащее совокупность сведений об издании в целом или группе его томов. В общей части свободного библиографического описания многотомника должны быть приведены сведения, являющиеся общими для всех или большинства томов издания. В спецификации приводят частные сведения, которые относятся к отдельным томам издания.

Состоящее из одной общей части описание составляют на многотомник в целом, если в наличии имеются все тома издания.

При необходимости на отдельный том составляют библиографическое описание под частным названием тома или под общим заглавием многотомника.

Описание многотомного издания как единого целого

Краткая медицинская энциклопедия: [в 2 томах] / Гл. ред. Р. Е. Ивановский – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Медиздат, 1992.

Энциклопедический словарь: [в 9 томах] / Отв. ред.: Т. Д. Карпов, Е. Е. Хлыстов. – Москва: Шаг, 1990. – 9 т. – (Биографические словари и справочники / под общ. ред. К. В. Киселева [и др.]).

Сивьерра, Хуан. Тайная исповедь: роман: [в 2 кн.] / Хуан Сивьерра ; перевод с испанского А. Латышева [и др.] – Минск: Время, 1994.

Отдельный том

Ярославский, Ю. И. Босоногое детство: сборник рассказов: в 2 томах / Ю. И. Ярославский. – Омск: ТерраНова, 1994. –
Т. 1: Лето в деревне. – 1994. – 54 с.

Баранов, С. Е. Сталин. В 2 томах. Том 1. Власть / С. Е. Баранов. – Краснодар: Литиздат, 1992. – 120 с.

Теория вероятности. В 2 частях. Ч. 1. Классические понятия / С. В. Сидоров, О. Т. Труханов. – Омск: Рассвет, 1997. – 236 с.

Диссертации и авторефераты

Диссертации

Устинов, Р. В. СМИ в конфликтах современной России: дис. … канд. полит. наук: 05.26.02 / Устинов Роман Владимирович; Московский государственный университет. – Москва, 2001. – 239 с.

Игнатенко, С. И. Гнездовая биология птиц в условиях современных мегаполисов: дис. … на соискание ученой степени канд. биол.наук: 03.00.08 / Сергей Иванович Игнатенко ; Краснодарский государственный университет. – Краснодар, 2009. – 268 с.

Касаткина, И. Н. Особенности гигиены детей дошкольного возраста: дис. … канд. мед. наук: 14.00.06 / Ирина Николаевна Касаткина. – Гомель, 2003. – 210 с.

Усиков, Г. П. Особенности спортивной подготовки легкоатлетов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.06 / Григорий Петрович Усиков. – Пенза, 2007. – 226 с.

Авторефераты диссертаций

Воронова, С. Г. Особенности построения корпоративной культуры в IT-компаниях: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.05 / Воронова Светлана Геннадиевна. – Белгород, 2008. – 41 с.

Лисевич, Е. Л. Новые формы и жанры театра в Испании в ХIХ–ХХ вв.: автореф. дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.03 / Лисевич Елена Леонидовна; Санкт-Петербургская гос. академия театрального искусства. – Санкт-Петербург, 2002. – 53 с.

Андреев, Ю. Н. Ветеринарно-санитарная экспертиза субпродуктов крупного рогатого скота: автореф. дис. … канд. ветеринар. наук: 16.00.08 / Андреев Юрий Николаевич. – Казань, 1997. – 67 с.

Окунева, Т. М. Психологические особенности детей с разными типами отклоняющегося поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.16 / Окунева Татьяна Максимовна. – Екатеринбург, 2011. – 59 с.

Балабанов, Е. С. Религия и молодежь: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03 / Балабанов Евгений Сергеевич. – Ростов-на-Дону, 2007. – 78 с.

Законодательные акты

Российская Федерация. Законы. О полезных ископаемых: Федеральный закон № 3259 [принят Гос. думой 16 ноября 1991]. – Москва: Горизонт, 2015. – 124 с..

Российская Федерация. Законы. О ветеранах: Федеральный закон № 5-ФЗ [принят Гос. думой 12 января 1995]. – Москва: Успех, 2004. – 156 с.

Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон № 82-ФЗ [принят Гос. думой 19 мая 1995]. – Москва: Шанс, 2009. – 134 с.

Стандарты. Патентные документы. Правила

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения = Interstate system for standardization. Basic principles: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. № 2156-ст: введен впервые: дата введения 2016-07-01 / разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ). – Москва: Стандартинформ, 2016. – VI, 54 с.

Правила эксплуатации тепловых установок: обязательны для всех потребителей независимо от форм собственности: утверждены Минэнерго России № 205 от 12.09.02: введены в действие 01.01.03. – Москва: Колокол, 2013. – 145 с.

Отчеты о научно-исследовательской работе

Гладунов, А. С. Особенности Лабиринта: отчет о полевых наблюдениях / А. Гладунов. – Курск: Заря, 1993. – 124 с.

Из опыта образования в петербургском лицее: Аналитический отчет / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства ; Сост. Я. А. Кондратьева, Г. С. Филиппов. – СПб.: Даль, 1992. – 99 с.

Информационно-психологическое воздействие, направленного на нанесение ущерба частным лицам: аналитический отчет / Сост. А. Т. Максимов. – Москва: Флейта, 2001. – 105 с.

Депонированные научные работы

Социальная экономическая система Западной Сибири: статья / Растов Л. М., Огородникова О. И., Плотницкий Н. Н. [и др.] ; Институт экономики. – Барнаул, 2011. – 43 с.: ил. – Деп. в ВИНИТИ РАН 30.09.2011 № 134-В2011.

Устойчивый экономический рост: формирование предпосылок / Дятлов О. А. ; Казанский государственный экономический институт. – Казань, 2005. – 67 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 04.04.2005 № 094-В2005.

Митяева, О. В. Переходная экономика: особенности регулирования / О. В. Митяева, З. К. Зверев ; Тюменский государственный университет. – Тюмень, 2001. – 222 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 06.10.2001 № 367-В2001.

Организация правильного севооборота для повышения урожайности сельскохозяйственных культур / Измайлов Л. С. ; Ижевская государственная с/х академия. – Ижевск, 2012. – 156 с. – Деп. в ВИНИТИ РАН 23.09.2012 № 527-В2012.

Составление списка литературы или аналитическое библиографическое описание

Аналитическое библиографическое описание – это информация, состоящая из двух частей. В первой части указывают сведения о главе, параграфе, фрагменте, отдельной статье из сборника и т. п., на основании которых формируется список использованной литературы (источников). Во второй части, которую от первой отделяют две косые черты (//), указывают сведения об издании, в котором оно было опубликовано.
При составлении аналитического библиографического описания применяют условно-разделительные знаки. Используется следующая схема:
Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие составной части: сведения, относящиеся к заглавию составной части / сведения об ответственности, относящиеся к составной части. – Тип текста (непосредственный или электронный) // Основное заглавие периодического издания: сведения, относящиеся к заглавию периодического издания / сведения об ответственности, относящиеся к изданию. – Дата выхода издания (год). – Том (книга, часть, глава), номер (выпуск) издания. – Объем (страницы, на которых помещена статья).

Раздел из книги

Лаков, О. С. Характерные черты экономических кластеров / О. С. Лаков. // Проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сборник научных статей / под ред. К. С. Селиванова, О. М. Машковой, Г. Р. Гвоздикиной. – Самара: Факел, 2001. – Раздел 1. – С. 109–111.

Основные выводы и ближайшие задачи / ред. П. Т. Спицин. // Методические основы программы экономической реформы Курской области ; ИЭОПП СО РАН. – Курск, НПЛ, 1993. – Разд. 4, п. 1. – С. 98–112.

Статьи

При составлении аналитического библиографического описания статьи в области выходных данных не указывают сведения об издателе и распространителе. Однако, при необходимости идентифицировать статью в ситуации, когда разными издателями был выпущен документ с одинаковыми заглавиями, данного правила не придерживаются.

Также при описании статей, опубликованных в периодических изданиях, не приводят место издания, а вместо общего количества страниц в журнале или газете указывают начальную и конечную страницу, на которых размещен материал.

Если авторами статьи выступают один, два или три человека, составляют описание по первому автору. При наличии четырех и более авторов описание составляется на заглавие статьи по правилам описания книг.

Василькова, Е. В. Квалификация насильственных преступлений / Е. В. Василькова. // Известия Курского государственного университета. – 2011. – Том 3. – № 2 (67). – с. 122–127.

Пуговкин, С. Ю. Современная судебная практика / С. Ю. Пуговкин. // Уголовное право. — 2003. – № 5. – с. 44–49.

Луканов, Л. О. Некоторые вопросы уголовного законодательства / Л. О. Луканов, М. Н. Нарышкина // Четыре года действия УК РФ: итоги и перспективы ; Материалы 09 Международной конференции, состоявшейся на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 30–31 июня 2001 г. – Москва: Альянс, 2001. – с. 24–27.

Хлебников, В. О. Серийные убийства / В. О. Хлебников // Социальная и судебная психиатрия ; Материалы юбилейной конференции. – Москва: Истоки, 1995. – с. 366–369.

Аудио- и видеоиздания, мультимедийные электронные издания

Муравьев, Р. В. Романсы / исполн. А. Муравьев. – Москва: Музиздат, 2003. – 1 CD DA (1 ч 10 мин). – Формат записи МР3. – Музыка (исполнительская): аудио.

Учим хинди: [электронное учебное пособие]. – Москва: EuroTalk interactive: Новый диск: Heinemann, 2001. – 1 CD-ROM.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 17 человек(а).

"Весь мир - это то, что вы видите, то, что вы о нем думаете. Можете сделать его очень большим или совсем маленьким, как захотите". Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

Место действия – один из важнейших элементов хорошего художественного произведения. Удачное созданная обстановка сделает ваш роман живым и захватит внимание читателей. Если вы испытываете трудности с описанием места действия, эта статья как раз для вас.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 1

Потратьте несколько минут, чтобы представить себе мир из вашего романа. Разные писатели находят вдохновение разными способами. Одни слушают музыку, устраивая в это время мысленный "мозговой штурм"; другие отправляются на прогулку, ожидая встретить источник вдохновения в реальном окружающем мире; третьим нужно просто посидеть в тихом месте и спокойно подумать. Найдите подходящий для себя способ и позвольте себе затеряться на просторах собственного воображения.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 2

Как только у вас сложилось общее представление о месте действия, пора начинать записывать идеи. Если не хотите, можете пока не писать полными предложениями – иногда на ранних стадиях работы над книгой лучше набросать несколько существенных слов, чем сразу писать длинные абзацы. Записывайте все, что приходит в голову, даже если не уверены, что это пригодится. Ненужное вы всегда сможете вычеркнуть позже. При желании можно даже приблизительно нарисовать места, которые вы себе представили, если вам это поможет. Помните: делайте все, что считаете нужным. Правил не существует. Пусть ваши мысли свободно текут рекой.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 3

Сделайте место действия живым. Читатель должен словно проваливаться сквозь кроличью нору в созданный вами мир. Если действие происходит в тропическом лесу, пусть читатель услышит рычание, вопли и визг диких животных, вдохнет душный аромат экзотических цветов, ощутит ветер и струи дождя на своей коже, почувствует сладость брызнувшего сока, откусив от неведомого фрукта. Всегда опирайтесь на все пять чувств, даже если не собираетесь описывать каждое. Если в той или иной сцене погода имеет значение, опишит ее. Все зависит только от вас.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 4

"Показать, а не рассказать" – действенный прием. Фраза "было тепло" не пробудит читательского воображения и не будет очевидно связана с действием в книге. Вместо нее попробуйте поэкспериментировать с различными языковыми приемами или необычными образами. "Меня накрыла волна жаркого, дышащего сотнями ароматов воздуха" звучит интереснее, чем "было тепло", и сразу создает определенный образ, не так ли?

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 5

Имейте в виду, что не всегда следует показывать, а не рассказывать. Когда вы описываете динамичную, полную действия сцену, описание обстановки должно быть кратким. Слишком пространные описания будут нервировать читателя и отвлекать его от главного, так что не злоупотребляйте ими. Когда вы чувствуете единение с местом, о котором пишете, легко увлечься и погрузиться в лишние подробности. Помните, что главное – рассказать историю. Не упускайте из виду сюжет и персонажей.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 6

К данному моменту у вас должна сложиться вполне ясная мысленная картина мира, в котором живут персонажи. Если вы еще не погрузились в обстановку романа на 100%, можете сделать небольшое упражнение-"разминку". Напишите страницу или две о вашем месте действия, словно вы его исследуете. Пишите с любой точки зрения, какая покажется вам подходящей. Можете взять на себя роль одного из персонажей книги, создать нового персонажа или даже написать своего рода отчет об экспедиции от собственного лица. Позвольте себе углубиться в созданный вами мир и, что еще важнее, получайте от этого удовольствие.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 7

Найдите для себя действенную систему "отклика". В качестве писателя вы не всегда замечаете ошибки и нестыковки, которые заметит читатель. Покажите написанное человеку, которому доверяете, и спросите, удалась ли вам эта сцена. Можете выложить отрывок для обсуждения на писательском форуме.

Изображение с названием Write a Setting for a Book Step 8

Продолжайте, пока не добьетесь идеального результата. Большинство хороших писателей возвращаются к отдельным эпизодам своих произведений по столько раз, что запоминают их наизусть. Вычеркивайте детали, от которых нет толку, добавляйте новые, чтобы оживить сцену, или просто перечитывайте написанное.

1. Художники вносятся на русском так, как они записаны у нас на сайте. Другие варианты написания, в том числе на иностранных языках — пишутся в примечание.

2. В описании указывается художники, создавшие:

обложку (переднюю и заднюю) — Фамилия

При этом, если один и тот же художник создал и обложку, и внутренние иллюстрации, то можно сделать одним из двух способов:

3. Все иллюстраторы издания пишутся в один абзац.

Настоятельное рекомендуемые формулировки:

7. Если художников, оформлявших одну книгу, больше пяти, то в описание оставляем только того, кто оформлял обложку, а остальных тоже переносим в примечание.

8. В случае, если для оформления обложки было использовано произведение изобразительного искусства (картина, гравюра, литография и пр.) классиков или современных художников, настоятельно рекомендуются следующие формулировки:

9. Если издание не имеет иллюстрации на обложке и внутренних иллюстраций, но художник в нем указан — тогда в сериях возможно указание его имени только в описании серии (с пометкой — во всех ли изданиях он указан), в отдельных изданиях указывать в примечании (с тэгом :оформление).

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.


История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.


Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.


Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.


Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.


Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.


Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.


Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.


Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.


Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.


Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).


Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: