Как сделать опевание устойчивых ступеней в минорных тональностях с 2 ключевыми знаками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.

К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)


К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YII ступени. Они стремятся перейти в устойчивые.


I II III IY Y YI YII I

II и YII ступени являются вводными звуками, окружающими тонику.


9. Полутон и тон

Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)

Тон – это два полутона. (1т)

Тоны и полутоны в гамме До мажор:


1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т

Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

10. Диез, бемоль, бекар

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

11. Тональность Соль мажор

Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль


I II III IY Y YI YII I Т5|3 YII I II

12. Тональность Фа мажор

Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.


I II III IY Y YI YII I Т5\3 YII I II

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.


Восьмая пауза


Четвертная пауза

15. Музыкальная фраза

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком \/ и указывают на окончание музыкальных фраз.

Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.


Знак репризы:

17. Басовый ключ

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Расположение нот в басовом ключе:


до ре ми фа соль ля си до

18. Тональность ля минор

Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.


I II III IY Y YI YII I t5|3

19. Тональность ми минор

Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.


I II III IY Y YI YII I t5|3

20. Тональность ре минор

Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.


I II III IY Y YI YII I t5|3

Интервалом называется расстояние между двумя звуками.

Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима

2. Секунда 5. Квинта 8. Октава

3. Терция 6. Секста


1 2 3 4 5 6 7 8

1. Перечислить названия октав на клавиатуре

2. Скрипичный ключ

3. Длительности звуков

4. Мажор и минор. Тоника

5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени

6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах

Главные трезвучия лада и их обращение

Обращение главных трезвучий — ключевая тема в теории музыки.

Главными трезвучиями называются трезвучия, построенные на I, IV, V ступениях гаммы.
Они называются Тоническое трезвучие (T 53 ), Субдоминантовое трезвучие (S 53 ), Доминантовое трезвучие (D 53 ).

Подробнее о главных трезвучиях лада можно почитать в статье .

Что такое обращение трезвучий

что такое обращение трезвучий

Обращением в музыке ( будь то интервал, трезвучие, септаккорд) называется перенос нижнего звука (интервала, трезвучия или септаккорда) на октаву вверх. Или перенос верхнего звука — на октаву вниз.

Например, задано трезвучие До-Ми-Соль. Нижний звук — До — переносим на октаву вверх. Получается аккорд Ми-Соль-До.

Теперь в аккорде Ми-Соль-До переносим ноту Ми на октаву вверх. Получится аккорд Соль-До-Ми.

Если же в аккорде Соль-До-Ми перенести ноту Соль на октаву вверх, то получится исходное трезвучие До-Ми-Соль.

Таким образом, трезвучие имеет два обращения.

Как называются обращения трезвучий

как называются обращения трезвучий

Итак, трезвучия имеют два обращения.

Первое обращение трезвучия называется — секстаккорд. Секстаккорд состоит из терции и кварты. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Посмотрите на пример выше .

Это означает, что между крайними звуками секстаккорда образуется интервал секста. Как в секстаккорде Ми-Соль-До. Крайние звуки Ми-До образуют интервал сексту.

Второе обращение трезвучия называется — квартсекстаккорд. Он состоит из кварты и терции. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 64 .

Посмотрите на квартсекстаккорд Соль-До-Ми в примере выше .

Свое название квартсекстаккорд получил по своей структуре — расстояние от нижнего до среднего звука равно кварте. А расстояние между крайними звуками равно интервалу сексте.

Трезвучие состоит из двух терций. Секстаккорд состоит из терции и кварты. А квартсекстаккорд — из кварты и терции.

Почему же трезвучие называется просто трезвучием, а не терцквинтаккордом? Это сразу бы указывало на его строение.
Почему секстаккорд называется не терцсекстаккорд — по аналогии с квартсекстаккордом?

Никто не даст вам точного ответа, потому что названия эти формировались исторически, по мере появления самих аккордов. Да и не так-то их много, чтобы затрудняться запомнить их все!

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице .

Обращение главных трезвучий — построение

обращени главных трезвучий - построение

Итак, напомним, что главными трезвучиями в тональности являются T 53 , S 53 , D 53 .

Обращениями тонического трезвучия — T 53 являются T6 и T 64 . Субдоминантовое трезвучие S 53 обращается в S6 и S 6 4 . А доминантовое трезвучие D 53 имеет обращения D6 и D 64 .

Прочитать об Обращении главных трезвучий можно в этой статье .

Обращение главных трезвучий в мажоре

обращение главных трезвучий в до мажоре

Приведем еще примеры обращения главных трезвучий в мажорных тональностях:

обращение главных трезвучий в соль мажоре
обращение главных трезвучий в ре мажоре
обращение главных трезвучий лада в ля мажоре

Обращение главных трезвучий миноре

В минорных тональностях обращения главных трезвучий выполняются аналогичным способом.

ВАЖНО: Доминантовое трезвучие всегда строится в гармоническом миноре! Поэтому, не забывайте повышать VII ступень как в самом трезвучии D 53 , так и в его общениях — D6 и D 64 .

Не забывайте, что в миноре главные трезвучия и их обращения пишутся с малой буквы, кроме доминантовых аккордов.

обращение главных трезвучий в ля миноре

И еще несколько примеров построения главных трезвучий с обращением в минорных тональностях:

главные трезвучия с обращением в ми миноре
главные трезвучия с обращениями в ре миноре
главные трезвучия с обращением в соль миноре

Обращение главных трезвучий и их разрешение

разрешение главных трезвучий

Разрешением называется переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую ступень.

Так, тоническое трезвучие (Т 53 ) и его обращения состоят только из устойчивых ступеней — I, III, V. Поэтому их разрешать не надо. А субдоминантовое (S 53 ) и доминантовое (D 53 ) трезвучия состоят из одного устойчивого и двух неустойчивых звуков.

Запомните, что трезвучия и их обращения надо разрешать в ближайшие устойчивые ступени тонического трезвучия.

Прочитать о Разрешении главных трезвучий можно по ссылке в этой статье .

разрешение главных трезвучий и их обращений

Заключение

Итак, главные трезвучия лада и обращения главных трезвучий состоят из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Вы помните, что тоническое трезвучие и его обращения состоят только из устойчивых ступеней. А субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения имеют по одному устойчивому звуку и два неустойчивых.

При разрешении аккордов субдоминанты в аккорды тоники образуется такая закономерность :
S 53 → T6 ; S6 → T 64 ; S 64 → T 53 .

При разрешении доминантовых аккордов в аккорды тоники образуется следующая закономерность :
D 53 → T 64 ; D6 → T 53 ; D 64 → T6 .


В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)


Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Устойчивые ступени от ноты До


Ступени и звукоряды


А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми


Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.


№5 Как нужно петь гамму Фа мажор

Вот пример письменного домашнего задания по сольфеджио, фотографии одного из учеников, так должны быть оформлены правила и гамма Фа мажор:

image%282%29.jpg
image%283%29.jpg

Конспект дистанционного урока

Задание 1. Повторяй правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд вместе с учителем по видеоуроку.

Гамма это движение звуков по порядку от Тоники до Тоники.

Тоника это I ступень (обозначается буквой T ) (№1).

Любая гамма состоит из 7-ми ступеней, которые обозначаются римскими цифрами.

I , III , V ступени это устойчивые ступени (они НЕ закрашиваются) (№2).

II , IV , VI , VII ступени это неустойчивые ступени (они закрашиваются) (№3).

Разрешение это стремление неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение обозначается стрелочками (№1).

Опевание это окружение устойчивых ступеней неустойчивыми ступенями Опевание как и разрешение обозначается стрелочками (№4).

Задание 2. Обводи, раскрашивай и повторяй скрипичный ключ, ноты, ступени, стрелочки по НОТНЫМ ПРОПИСЯМ вместе с учителем по видеоуроку: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор.

№1. Г амма Фа мажор

image%285%29.jpg


№2. Устойчивые ступени №3. Неустойчивые ступени

image%286%29.jpg

№4. Опевание устойчивых ступеней



image%287%29.jpg

№5. Как петь гамму Фа мажор .

Гамму Фа мажор нужно петь по ТЕТРАХОРДАМ.


Тетрахорд это звукоряд, состоящий из 4 звуков по порядку.

image%289%29.jpg

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание 1. Выучи и перепиши правила гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение, опевание, тетрахорд в нотную тетрадь (правила в рамочке).

Задание 2. Перепиши НОТАМИ: №1Гамму фа мажор, №2. Устойчивые ступени, №3. Неустойчивые ступени, №4. Опевание устойчивых ступеней, №5. Как петь гамму Фа мажор в нотную тетрадь, раскрась.

Задание 3. Научись писать знак БЕМОЛЬ на ПЯТЬ! Напиши знак БЕМОЛЬ всю строчку и выучи: ЗНАК БЕМОЛЬ ПОНИЖАЕТ НОТУ НА 1 ПОЛУТОН.

image%2810%29.jpg

Задание 4. Прислать учителю:

Читайте также: