Как сделать операторские рельсы

Обновлено: 04.07.2024

Среди людей, профессионально не связанных с кино, нередко принято считать, что кинооператор – фигура незаметная и призванная лишь фиксировать задумку режиссера. Однако история киноискусства знает немало примеров, опровергающих данное представление, и сегодня мы расскажем об операторах, заслуживших репутацию настоящих творцов экранного пространства и придавших неповторимый колорит снятым ими картинам благодаря оригинальным изобретениям и неожиданным находкам.

1. Леонид Калашников

Крупный план героини в фильме "Станционный смотритель", снятый оператором Леонидом Калашниковым сквозь стекло

Крупный план героини в фильме "Станционный смотритель", снятый оператором Леонидом Калашниковым сквозь стекло

Леонид Калашников – представитель ярчайшего поколения советских кинооператоров, чье имя стоит рядом с такими выдающимися мастерами, как Вадим Юсов, Георгий Рерберг, Александр Княжинский и другими. Кроме того, он один из самых “литературных” операторов – на его счету экранизации таких произведений, как “Анна Каренина”, “Степь”, “Егор Булычев и другие”, “Станционный смотритель”. О последнем фильме стоит сказать отдельно. Перед оператором стояла задача создать визуально легкую, воздушную атмосферу. Обычно такую задачу решает использование специальной оптики или генераторов дыма, однако Калашников избрал иной путь – он снимал крупные планы героев сквозь обычное прозрачное стекло. Результат, как говорится, превзошел все ожидания – фильм “Станционный смотритель” и сейчас отличается безупречной визуальной составляющей.

2. Анатолий Петрицкий

Перед создателями советского фильма “Война и мир” стояла огромная задача не только художественного, но и идеологического характера – фильм задумывался как ответ зарубежной экранизации с Одри Хепберн в главной роли, и от кинематографистов требовалось показать высокий уровень советского кинопроизводства. Государство предоставило все – огромные деньги, множество специалистов разного профиля, целый кинематографический полк солдат-статистов… Взамен требовалось соблюдение лишь одного условия – использовать исключительно отечественные материалы. А так как советская кинопленка в те годы отличалась неважным качеством, то работу оператора фильма Анатолия Петрицкого можно расценивать как настоящий подвиг. Из-за частого брака при проявке некоторые сцены (не кадры!) приходилось переснимать по 30 – 40 раз, а низкая светочувствительность пленки вынуждала съемочную группу работать под прожекторами даже в яркий летний полдень. Кроме того, какие только операторские приемы не изобрел Петрицкий в ходе съемок – и канатную дорогу для камеры, с помощью которой снимались батальные сцены (в частности, известный эпизод полета пушечного ядра от первого лица), и сложные комбинации точек съемки (когда, например, не выключая камеры оператор снимал проходку с рук, а затем незаметно пересаживался на операторский кран)… А в эпизоде первого бала Наташи Ростовой Петрицкий и вовсе встал на ролики, чтобы свободно перемещаться по залу и при этом визуально передать ритм вальса. Словом, “Война и мир” – настоящий учебник необычных операторских приемов.

3. Сергей Урусевский

Сергей Урусевский – настоящий бог в кинематографическом мире. То, что он делал в каждом фильме, – больше, чем просто создание визуального ряда, это передача малейших импульсов, исходящих от героев и событий. Например, в культовом фильме “Летят журавли” Урусевский визуально воплотил мотив кругового движения – начиная от подъезда дома главной героини с его нескончаемой лестницей и заканчивая смертью героя Алексея Баталова , когда то же круговое движение изображает уже головокружение и предсмертную агонию. Кстати, для этого эпизода Урусевский впервые в отечественной практике сконструировал круговые операторские рельсы. Не менее примечательна его работа в фильме “Я – Куба” . В нем, как и в “Войне и мире” , множество длинных кадров, во время которых оператор постоянно меняет технику съемки. Например, в одном из эпизодов камера сперва движется в уличной толпе, затем резко взмывает вверх на высоту нескольких этажей, затем движется по переходу между двумя зданиями, проходит несколько комнат и, наконец, проплывает метров 30 по канатной дороге. И все это – одним кадром. Уже после этого дальнейшие разговоры бессмысленны – как говорится, лучше один раз увидеть.

4. Павел Лебешев

Неутомимый соратник Никиты Михалкова практически во всех его ранних фильмах, Павел Лебешев по праву считается одним из самых необычных мастеров своего дела. Молодой оператор несколько лет не мог окончить ВГИК, однако после съемок короткометражного фильма “Ангел” Андрея Смирнова он с блеском окончил институт и вскоре приобрел репутацию настоящего новатора. Дело в том, что Павел Лебешев использовал минимальное количество света, практически не пользуясь осветительными приборами и беря на вооружение свечи и другие бытовые предметы. Для этого перед началом съемок он “колдовал” над пленкой в лаборатории, придавая ей необходимую светочувствительность. В советское время такие эксперименты были чреваты серьезным наказанием, т.к. они нарушали технологические стандарты, однако Лебешев каждый раз выходил победителем. И по сей день снятые им фильмы отличаются крайне необычным визуальным решением.

5. Герман Лавров

Сегодня имя Германа Лаврова несколько затерялось на фоне более титулованных коллег, однако забывать о нем не стоит. Его камере принадлежат такие культовые фильмы оттепели, как “Июльский дождь” и “Девять дней одного года” . На последний стоит обратить особое внимание – его визуальное решение не имеет аналогов в отечественном кино. Дело в том, что практически весь фильм снят нижним ракурсом – камера находится примерно на высоте в один метр. Общие планы впечатляют не меньше – на них человек все время теряется на фоне окружающего мира. Особенно показателен в этом плане кадр с героем Алексея Баталова , идущим вдоль гигантской однотонной кирпичной стены, или эпизод прощания героя с родителями в деревне – линия горизонта в нем опущена до минимума, и люди кажутся крошечными на фоне гигантского небосвода. В эпоху, когда создавался фильм, спор “физиков и лириков” был особенно актуален, и потому столкновение человека и цивилизации нашло в фильме мощнейшее визуальное воплощение.

Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!

  • 15 Ноября 2018
  • Ольга Шмелева
  • 2799

1

2

Филигранной точности и аккуратности требует еще одна обязанность – установка рельсов для операторской тележки. Панорама должна быть идеально выровнена, а иначе рельсы погнутся или проезд тележки получится неровным, и вся кропотливая работа пройдет впустую. Установить рельсы правильно очень непросто, даже на ровной поверхности, например, на паркете или на полу павильона, не говоря уже о натурных съемках на пересеченной или гористой местности. Да и вопрос о том, какие требуются рельсы, требует глубоких познаний и полета инженерной мысли.

Кроме того, при работе с кран-стрелками, U-bangi и доу-джибами необходима балансировка устройства. Для этого используется грузобалласт, стандартный вес которого – 16 килограммов. При монтаже противовеса очень важный фактор, который важно учитывать, – это вес оператора. Чем он больше – тем больше нужно контрбалланса.

[Cinematographer/Director of photography/DP]
- специалист, непосредственно осуществляющий съемку с помощью киносъемочного аппарата и создающий совместно с режиссером и художником изобразительное решение фильма

Операторская тележка

[Camera dolly]
- оборудование, предназначенное для равномерного, плавного перемещения камеры во время съемки

Операторский кран

[Crane/Jib]
- оборудование, предназначенное для подъема камеры и, соответственно, получения высокой точки съемки и движения особой выразительности

Отъезд камеры

Панорамирование

[Panning/Arc shot]
- поворот камеры вокруг своей горизонтальной или вертикальной оси (стационарное панорамирование)
- свободное движение камеры в пространстве снимаемой сцены (динамическое панорамирование)

Передний/Первый план

[Foreground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены в непосредственной близости от камеры

[Shot]
1. крупность изображения; м.б. дальний план, общий, средний, крупный, деталь
2. удаленность расположения объекта относительно объектива камеры; м.б. передний план, средний, задний

Пленка

[Film stock]
- плотная эластичная перфорированная лента из светочувствительного материала; основные форматы кинопленки по ширине: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65 мм, 70 мм

Правило 180°

[180-degree rule]
- базовое правило при съемке двух персонажей (к примеру, во время диалога), согласно которому камера может менять ракурс, но не должна пересекать воображаемую линию, проходящую через героев, т.е. один персонаж должен всегда оставаться слева, другой – справа; нарушение правила дезориентирует зрителя

Ракурс

[Angle/Perspective]
- наклон оптической оси при съемке для получения изображения предмета с различных точек зрения; м.б. нейтральный ракурс – незначительное смещение точки съемки относительно объекта, и острый ракурс – сильное смещение точки съемки относительно объекта; используется для акцентирования внимания, усиления эмоционального воздействия, подчеркивания значения героя и т.д.

Рапид/Ускоренная съемка

[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
- съемка с кадровой частотой больше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта замедленного движения; усиливает художественную выразительность сверхбыстрых действий (бой, падение предмета, взрыв и т.п.)

Клип Fatboy Slim на песню Gangster Trippin снят режиссером Романом Копполой целиком в рапиде

Рельсы

[Track]
- алюминиевые или резиновые трубы, на которые устанавливается операторская тележка для обеспечения наиболее плавного и точного движения камеры; могут быть прямыми, закругленными и круговыми.

Ручная камера/Дрожащая камера

[Hand-held camera/Shaky camera]
- способ съемки, при котором движение объектива и, соответственно, изображения соответствуют динамике движения человеческого тела

Рыбий глаз/Фишай

Сверхширокоугольный объектив

[Ultra-wide angle lens]
- объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем широкоугольный объектив, и создающий сильные перспективные искажения; фокусное расстояние сверхширокоугольного объектива меньшего малой стороны кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 83° и более

Светофильтр/Съемочный фильтр

[Optical filter]
- оптическое устройство из пластика или стекла, располагаемое перед объективом для подавления, выделения или преобразования части спектра светового потока; применяется для различных цветовых и световых эффектов, в том числе для изменения цветовой гаммы снимаемого изображения

Соотношение сторон экрана

[Aspect ratio]
- формат экранного изображения, соотношение ширины и высоты кадра;

Основные форматы: традиционный или полноэкранное кино – 4:3 (1,33:1), широкоформатное кино в России и Европе – 5:3 (1,66:1), широкоформатное кино в США – 13:7 (1,85:1), широкоэкранный Cinemascope – 2,35:1

Средний план

[Medium shot]
- кинематографический план, при котором человек виден почти целиком; принято выделять первый средний план или укрупненный (medium close-up) – погрудный, и второй средний план (medium shot) – от пояса или от колен

Средний/Второй план

[Middle-ground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены на некотором расстоянии от камеры, за объектами первого плана

Стедикам/Подвесной штатив

[Steadicam]
- вспомогательное операторское оборудование, предназначенное для стабилизации камеры и, соответственно, изображения при ручной съемке; позволяет добиться плавного панорамирования

Субъективная камера

[Subjective camera/Point of view shot/POV shot]
- способ съемки, подразумевающий, что камера воспроизводит движение взгляда героя

Съемка с верхней точки

[High-angle shot]
- точка съемки, при которой камера направлена сверху вниз, а объектив расположен выше линии глаз; часто используется для уменьшения значимости снимаемого объекта

Съемка с воздуха/с высоты птичьего полета

Точка съемки

Траекторная съемка

[Tracking shot]
- сложный вид движения камеры, подразумевающий сочетание различных видов Тревеллинга и Панорамирования

[Zoom]
- объектив с переменным фокусным расстоянием, который позволяет имитировать наезд (zoom in) и отъезд (zoom out), не меняя положения камеры; обеспечивает одинаковое изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Наезд камеры, Отъезд камеры)

[Dolly zoom/Contra-zoom/Vertigo effect]
- комбинация трансфокации и направленного в противоположную сторону движения камеры, т.е. если трансфокатор совершает наезд, камера движется от объекта съемки, и наоборот; позволяет добиться эффекта движения фона при сохранении объекта съемки на месте, что напоминает эффект головокружения

Тревеллинг

[Travelling]
- движение камеры на колесах, рельсах, автомобиле и т.д.; м.б. боковой тревеллинг – сопровождение движущегося объекта справа налево или слева направо, вертикальный тревеллинг – перемещение камеры снизу вверх или сверху вниз по вертикальной оси, сопровождающий тревеллинг – камера следует за объектом

Угол съемки

Фокусное расстояние

[Focal length]
- расстояние от оптического центра объектива камеры до точки фокусировки, где образуется наиболее резкое изображение объекта; измеряется в миллиметрах

Широкоугольный объектив/Короткофокусный объектив

[Wide-angle lens]
- объектив, позволяющий добиться изображения, охватывающего большее пространство, чем нормальный объектив, за счет чего возникают оптические искажения по краям кадра; фокусное расстояние широкоугольного объектива меньше диагонали кадра или матрицы, а угол поля зрения составляет от 52° до 82° включительно

Хлопушка

[Clapper/Clapboard/Slate board/Sync slate]
- инструмент, в виде дощечки c подвижной верхней планкой, применяемый для систематизации отснятого материала и синхронизации звука и изображения; на хлопушке пишется рабочее название фильма, имена режиссера и оператора, номера сцены и дубля, дата и время

Цейтрафер/Замедленная съемка

[Timelapse/Time-lapse photography]
- съемка с кадровой частотой меньше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта ускоренного движения

Экспозиция

[Exposure]
- физическая величина, обозначающая общее количество света, используемого для создания изображения (с)

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Привет. Хотелось мне заменить оригинальные китайские детали: рельсы, валы с подшипниками на что то другое. В принтере пробовал бронзовые втулки Cargo, из напечатанных и напечатанных с фторопластовыми вставками. Есть ряд идей, и почему бы не применить что то самодельное.

Хотел применить маленькие мебельные шариковые направляющие, но они вылезают за пределы устройства при движении, точка опоры - шарики оказываются не там где нужно в крайних положениях, да и вообще мягкий тонкий металл.

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Нашел у себя более жесткие направляющие, толщина металла 1.2мм, достаточно широкие, состоят из 3 деталей. Я использовал наружнюю и среднюю части и сделал похоже на принцип обычной рельсы.

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Это уже вторая версия каретки. Исправлены ряд недостатков первой версии. Печатается из АБС пластика слоем 0,1. В нее вставляется кусок средней части направляющей (на картинке бирюзового цвета).

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Шарики катаются по металлу средней и наружней частей, по пластику катаются только 'ненагруженные' шарики

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Самодельные рельсы из мебельных направляющих

Кстати возможно это только для 450мм направляющей подойдет, не знаю отличается ли количество шариков в направляющих разной длины. Нужны все шарики.

1. Дешево (цена направляющей в районе 150 рублей).

2. Это все таки рельса, она не прогнется как 8 мм валы посередине.

3. Чтобы сделать одну рельсу уйдет около получаса времени (первый раз и час легко уйдет, шарики не так просто вставить), не считая печати (около 35 минут).

5. Это проще чем делать из алюминиевых квадратных труб и т.п. с подшипниками и компактнее.

1. Ход тяжелее (по сравнению с MGN15, которая у меня стоит на принтере).

2. Шумнее чем MGN15 (хотя MGN15 тоже не бесшумная).

3. Металл конечно мягче и тоньше. Следует учитывать.

Это конечно не замена китайский валов и рельс, это скорее из раздела дешево и сердито.

3д модель лежит тут. Там есть небольшое описание по сборке.

Если вам не понравилась статья пишите StarodubtsevSV, это он уговорил написать статью))).

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Читайте также: