Как сделать оон более инклюзивным

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.

Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.

Что такое Инклюзивность и Инклюзивный - простыми словами

Что такое инклюзивные ценности.

Инклюзивные ценности – это признание

  • разнообразия,
  • равенства и справедливости,
  • сотрудничества,
  • участия,
  • общности.

Что такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.

Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.

Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.

Что такое Инклюзивное образование

Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:

  • Олег не может ходить. Чтобы он мог пойти в дискуссионный клуб после школы, его заберет доступный микроавтобус.
  • У Оли дислексия. Чтобы она могла изучать книгу вместе с классом, учитель просит ее слушать аудиокнигу, а не читать текст.

Что не является инклюзивностью в системе образования:

  • Специальные школы и колледжи только для детей и студентов с ограниченными возможностями. Это называется сегрегацией.
  • Отдельные подразделения в обычных школах и колледжах. Это тоже сегрегация.
  • Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в обычных школах, но без достаточной поддержки. Это называется интеграцией: учащиеся с ограниченными возможностями получают общее образование, но их потребности не удовлетворяются.

Как работает и зачем нужно инклюзивное образование

Эффективная инклюзивная школа

предполагает такие действия:

  • дать возможность каждому учащемуся в полной мере участвовать в учебной среде, предназначенной для всех;
  • создавать позитивный климат, поощрять чувство принадлежности и обеспечивать прогресс учащихся в достижении соответствующих личных, социальных, эмоциональных и академических целей;
  • чутко реагировать на индивидуальные потребности в обучении, обеспечивая достаточный уровень поддержки и применяя практики и принципы преподавания, ориентированные на учащихся.

Что такое инклюзивное рабочее место

Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.

Что такое Инклюзия ролстыми словами

Принципы инклюзивной культуры:

  1. Инклюзивная культура обеспечивает равный доступ к возможностям роста.

Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.

  1. Инклюзивная культура вознаграждает талант и упорный труд.

Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.

  1. Инклюзивная культура приглашает к участию людей с ограниченными возможностями.

Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.

  1. Инклюзивная культура признает, что наем сотрудников с ограниченными возможностями полезен для бизнеса.

В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.

Что означает понятие Инклюзивность

Что такое инклюзивное развитие

Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.

Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.

ООН, 31 августа. /ТАСС/. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш ожидает, что движение "Талибан" (запрещено в РФ) сформирует инклюзивное правительство и будет уважать права женщин. Об этом заявил во вторник на брифинге официальный представитель генсекретаря Стефан Дюжаррик.

"Призыв генерального секретаря в адрес "Талибана" состоит в том, что он [Гутерриш] хотел бы видеть формирование инклюзивного правительства, полное уважение прав человека, особенно женщин", - сказал Дюжаррик. Кроме того, отметил представитель генсека, необходимо гарантировать, что Афганистан не будет использоваться как база для терроризма.

Дюжаррик охарактеризовал состоявшуюся в понедельник встречу Гутерриша с постпредами стран "пятерки" СБ ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), посвященную Афганистану, как конструктивную. "Это часть продолжающихся усилий для достижения единства в Совете Безопасности, сближения различных подходов международного сообщества по ситуации в Афганистане, - сказал он. - Данная встреча являлась частью интенсивных дипломатических контактов с начала нынешней фазы кризиса".

ООН продолжает поддержку нескольких гуманитарных операций в ряде районов Афганистана, заявил Дюжаррик. "Мы продолжаем поддерживать гуманитарные операции во многих районах страны", - сказал он, отметив, что ООН "находится в Кабуле уже более 60 лет". Дюжаррик подчеркнул также, что в организации в настоящее время обеспокоены состоянием внутренне перемещенных лиц и перебоями в поставках гуманитарных грузов.

menu

English français русский

  • Diminuer la taille du texte
  • Augmenter la taille du texte
  • Imprimer la page
  • Imprimer en PDF

Недавно в Европе вновь стали вести общественные обсуждения о необходимости обеспечить более инклюзивное образование для детей и молодых людей, которые сталкиваются с социальным отчуждением в многообразных обществах. Факты свидетельствуют о том, что во многих европейских государствах количество детей, которые происходят из семей-мигрантов или групп меньшинств, таких как рома-цыгане, покидают школу по крайней мере вдвое больше, по сравнению с учащимися из коренного населения или этнического большинства. Во многих странах дети с ограниченными возможностями и рома-цыгане по-прежнему обучаются отдельно, хотя соответствующая поддержка позволила бы им в полной мере интегрироваться в обычную систему образования. Бедность, продолжающаяся дискриминация и социальная маргинализация – вот основные глубинные причины этого дефицита инклюзивного образования, что необходимо изменить благодаря решительным и систематическим действиям со стороны всех европейских государств.

Отчуждение или разделение в образовании по этническим и языковым признакам имеет разрушительные последствия для социальной сплоченности и примирения в многоэтнических обществах, которые борются за то, чтобы преодолеть прошлое, отмеченное насилием. В Боснии и Герцеговине целое поколение молодых людей получали образование в моноэтнических школах или же в сегрегированных "двух школах под одной крышей". К сожалению, представляется, что иногда просто отсутствует политическая воля для того, чтобы изменить подобную систему, несмотря на постановления национального суда, который пришел к выводу о том, что эта система имеет дискриминационный характер. Раздельное обучение является реальностью и для многих сербских и хорватских детей в Вуковаре (Хорватия). Меня также обеспокоили негативные последствия раздельного обучения в "бывшей Югославской Республике Македония" для жизни и взаимоотношений учеников, а также для социальной сплоченности этой страны.

Каждый имеет право на качественное образование

Инклюзивное образование, по определению ЮНЕСКО, - это процесс, в котором учитывается многообразие потребностей всех детей, молодежи и взрослых, благодаря расширенному участию в образовании, культуре и сообществах, а также снижению уровня и ликвидации отчужденности в рамках образования и по отношению к образованию. Согласно этому принципу, ответственность ("позитивное обязательство") за образование всех детей без какой-либо дискриминации в основной системе образования возлагается на государство. Как отмечала в 2014 году Парламентская ассамблея Совета Европы, школы должны стать тем местом, где приоритет отдается обучению молодежи тому, чтобы жить гармонично в условиях, в которых уважается свобода мысли и совести, поощряется открытость обучающихся по отношению друг к другу и развивается критическое мышление, и при этом предоставляется соответствующая поддержка тем, кто в этом нуждается.

Право каждого ребенка на качественное образование "на основе равных возможностей" закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка. Это право неразрывно связано с инклюзивным образованием и состоит не только из когнитивного развития человека, но и воспитания ценностей и позиций ответственной гражданственности – и является важнейшей основой в демократических обществах. Помимо этого, Конвенция ООН о правах инвалидов требует предоставления качественного образования в основном потоке и в инклюзивных условиях, для детей с ограниченными возможностями и это рассматривается как международное юридическое обязательство. Действительно, согласно некоторым оценкам, отказ от включения лиц с ограниченными возможностями в Европе и Центральной Азии стоил этим регионам потери 35,8% ВВП.

В своем постановлении 2007 года по делу "D.H. и другие против Чешской Республики" Большая Палата Страсбургского суда пришла к выводу, что сегрегация рома‑цыган в сфере образования имеет дискриминационный характер, и при этом Палата отметила, что дискриминационные барьеры при доступе к образованию детей рома-цыган существуют в целом ряде европейских стран. Аналогичные постановления были вынесены в отношении Греции и Венгрии. Что касается образования меньшинств в целом, то Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств требует от государств содействовать равным возможностям для доступа к образованию на всех уровнях для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Пересмотренная Европейская социальная хартия гарантирует право лиц с ограниченными возможностями на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни сообщества, в том числе в образовании. Европейский комитет по социальным правам следовал этим принципам в решениях о коллективных жалобах, касающихся отсутствия доступа к инклюзивному образованию, например в отношении Франции и Бельгии.

Инклюзивное образование полезно для всех обучающихся. Оно не ограничивается интеграцией детей с особыми потребностями в основное образование, а имеет позитивное воздействие на всех детей, школьные учреждения и общество в целом, как отмечалось в Замечании общего порядка 2006 года Комитета ООН по правам ребенка.

Инклюзивное, межкультурное образование поддерживается программой Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека, которая включает конкретную программу для Юго-Восточной Европы: "Региональная поддержка инклюзивного образования". Данный проект содействует концепции инклюзивного образования в качестве принципа реформы, которая отражает и учитывает многообразие среди всех обучающихся, при этом особый упор делается именно на тех, кто подвергается более высокому риску маргинализации и отчуждения, например, члены групп национальных меньшинств.

Продвижение вперед

Инклюзивное образование требует изменения в сознании на государственном уровне, для того чтобы детей или взрослых не рассматривали как проблему, а выявлялись существующие недостатки и совершенствовались сами системы образования. Это должно быть направлено на любого ребенка, который может быть исключен из программы основного образования. Особое внимание следует уделять членам уязвимых групп, таким как мигранты и национальные меньшинства, прежде всего рома-цыгане, которые часто оказываются в положении бедности и социальной отчужденности или в отношении которых существует такой риск.

Основываясь на статье 30 Европейской социальной хартии, требуется принимать эффективные меры для содействия доступу этих лиц к качественному образованию. Это должно включать позитивные меры, направленные на расширение присутствия детей на всех уровнях образования, а также прием на работу и продвижение специалистов в сфере образования из числа мигрантов или принадлежащих к национальным меньшинствам. Существуют примеры лучшей практики, например ученики рома-цыгане из Чехии и Словакии, которые были успешно интегрированы в начальное или среднее основное образование в Соединенном Королевстве, после того как они посещали специальные или де-факто сегрегированные (только для цыган) школы в Чешской Республике или Словакии.

Что касается цыган и странствующих, то необходимо привлекать школьных посредников и/или помощников, нанимаемых в сообществах рома-цыган и странствующих, для содействия отношениям между этими сообществами и учителями и школами. Им необходимо предоставлять соответствующую подготовку и поддержку и принимать, насколько это возможно, в качестве полных членов профессиональных групп в школах. Многое предстоит сделать и для реальной интеграции детей с ограниченными возможностями.

В моих докладах по странам, например, по Чешской Республике и Румынии, я часто подчеркивал необходимость рассматривать интеграцию как основополагающий принцип и как конкретное обязательство для обычных школ, которые должны стать доступными и, где это необходимо, обеспечивать должную индивидуальную поддержку. В некоторых странах я столкнулся с тревожной тенденцией, а именно с закреплением сегрегации, при том что используются такие положительно звучащие концепции, как "соответствующее образование" (Нидерланды), или даже когда специальные школы называются "инклюзивными центрами образования" (Румыния). Подлинная интеграция требует соответствующих ресурсов – урезание бюджетов из-за в рамках жесткой экономии никогда не могут быть оправданием для некачественного образования для детей с ограниченными возможностями, как я это подчеркнул в отношении Испании.

Требуется уточнить потребности инклюзивного образования в национальных контекстах, продвигать его принципы и отражать и в национальном законодательстве, в политике и практике образования в масштабах всей Европы. Для этого необходимо повышать потенциал школ в том, чтобы создавать инклюзивные условия, в частности, совершенствуя практику преподавания для того, чтобы готовить учителей к многообразию в классах. Необходимо укреплять межсекторальное и межинституциональное сотрудничество в этой области, в частности, между органами образования, здравоохранения и социальной защиты. Кроме того, необходимо развивать системы поддержки в инклюзивном образовании, в том числе обеспечивая гибкую и инклюзивную политику приема на учебу для всех малообеспеченных учащихся. Также необходимо развивать мониторинг и оценку инклюзивного характера школ. И последнее, но немаловажное, - следует повышать уровень участия в этих процессах родителей и расширять их возможности.

Данные показывают, что каждый дополнительный год обучения в школе поднимает средний ежегодный показатель роста ВВП на 0,37%, тем самым помогая преодолевать бедность и искоренять социальную отчужденность и маргинализацию. Европейские государства больше не могут позволить себе игнорировать потребность современных обществ в инклюзивном образовании. Требуются справедливые и эффективные бюджетные дотации, содействующие инклюзивному образованию. И это – необходимая инвестиция для долгосрочного развития и социальной сплоченности всех европейских государств.

Читайте также: