Как сделать онлайн уроки интереснее

Обновлено: 02.07.2024

Для большинства педагогов эта задача все еще остается сложной и непонятной. Существует множество цифровых образовательных приложений, платформ и сервисов, но у каждого – свои технические особенности. Да и скомпоновать все в единую стройную и, самое главное, удобную для педагога и эффективную для студента структуру урока готов пока не каждый преподаватель. Колледж связи №54 тоже столкнулся с этой проблемой во время весеннего дистанта, но многие педагоги смогли успешно ее преодолеть. Предлагаем вам опыт преподавателя естественнонаучных дисциплин Ирины Александровны Бурбело.

- Весной, когда мы только перешли на дистанционное обучение, я вела уроки в программах Discord и Zoom.

Первое, с чем я столкнулась - при объяснении материала включала демонстрацию экрана, и при этом мне приходилось постоянно переключаться то на видео, то на упражнения, то на презентацию — в этом был большой минус.

Второе - огромное количество времени уходило на проверку электронной почту, когда приходят за неделю около 300 писем и необходимо скачать каждую работу, которую прислал студент, и проверить.

Уже тогда я решила разобраться, как сделать так, чтобы и оптимизировать проверку работ студентов, и улучшить качество дистанционных уроков, мотивируя ребят к обучению.

Вот что я использую в настоящее время:

В начале дистанционного урока я открываю ссылку с плакатом, в котором прописан план урока с этапами урока и заранее подготовленными гиперссылками. С плаката по гиперссылкам и перехожу на нужный мне сайт с заданиями, видео, интересной информацией к уроку, которые я заранее подобрала.

Вся структура занятия находится на двух плакатах, что очень наглядно и удобно и мне, и студентам.

Также я стала использовать в своей работе образовательные сервисы и приложения, в которых можно создавать свои тесты или использовать готовые. При этом в мой почтовый ящик приходят уже автоматически проверенные работы студентов, либо с баллами, либо с оценками, либо с процентами, что опять же очень облегчает работу преподавателя.

Какие ресурсы я использовала в своей работе:

- сервис https://www.liveworksheets.com/ позволяет преобразовывать традиционные печатные листы (формат doc, pdf, jpg.) в интерактивные онлайн-упражнения с самокоррекцией, которые мы называем "интерактивными рабочими листами". На этом сайте я составляю рабочие листы с тестами. Студенты, пройдя по ссылке, выполняют тест, на электронную почту приходят уже готовые результаты. Liveworksheets - мощный и простой инструмент для создания интерактивных заданий на рабочих листах в электронном виде.

На уроках также обязательно использую физкультминутку на 1-2 минуты, подбираю интересные факты, проблемные вопросы для мотивации и актуализации знаний ребят.

Я уже трачу существенно меньше времени для создания уроков, могу больше внимания уделить анализу проблемных мест, закреплению и отработке знаний студентов, а также творчеству, без которого создание интересного и эффективного он-лайн урока просто невозможно.

Практические советы по запуску собственного онлайн-урока от одного из ключевых спикеров конференции EdMarketLab Марии Губиной.

Онлайн-курсы — настолько популярная тема сейчас, что попробовать себя в ней хочется очень многим. Как показывает опыт, самое сложное — не придумать формат курса, не разработать программу и даже не собрать участников. Больше всего вопросов вызывает техническая сторона: какие сервисы и программы нужно освоить, чтобы качественно сделать первый онлайн-урок?

Вот несколько проверенных инструментов, которые позволят вам провести урок в режиме онлайн, сделать видеозапись и превратить его в настоящий обучающий онлайн-продукт.

Проведение урока в прямом эфире

Самое распространённое решение для онлайн-трансляций – это, конечно, использование специальной площадкой для проведения вебинаров. Но площадок очень много, какую и по каким критериям выбрать?

Основные возможности вебинарных комнат таковы: презентация, чат, аудио и видео спикера, рисование. Если вам достаточно этого списка опций, то в выборе площадки ориентируйтесь на цены, оперативность технической поддержки, возможность тестирования (наличие демопакета) и интуитивность интерфейса для спикеров и участников.

Но если вам потребуются дополнительные функции – демонстрация экрана, проигрывание видео- или аудиороликов, загрузка и скачивание материалов участниками, проведение опросов, сбор статистики и так далее – изучите эти нюансы заранее, так как они присутствуют не в каждом сервисе.

Плюсы:

  • Хорошее качество трансляции.
  • Автоматическая запись и сохранение вебинара, возможность скачать или смотреть его в режиме онлайн (эта опция есть не на всех площадках).
  • Автоматическое сохранение ленты чата, возможность её скачивания.
  • Отличная техподдержка 24/7.
  • Возможность участвовать в уроке со смартфонов и планшетов без установки каких-либо программ и приложений.
  • Множество функций: доска для рисования, опросы, конструктор лендингов и возможность выгружать платформу на другие сайты (то есть трансляцию можно провести с вашей собственной страницы).

Минусы:

  • Цена выше, чем у ряда аналогов.
  • Сервис не всегда адекватно функционирует в некоторых браузерах.

Другие вебинарные комнаты, которые я бы советовала рассмотреть:
Pruffme, Wiziq (англоязычная), ClickMeeting.

Создание записи вебинара, эфира или экрана

Большинство вебинарных комнат делают собственную запись урока. Однако технические проблемы возможны на любых платформах, поэтому я советую всегда делать дублирующую запись, чтобы рассылать её участникам или позже продавать как отдельный видеоурок.

С помощью Movavi Screen Capture Studio можно не только записать весь экран целиком, но и его часть (например, только окно с презентацией без чата), а также после обработать видео.

Плюсы:

  • Достаточно понятный интерфейс.
  • Программа может выполнять захват всего экрана, его части, одновременно писать экран и видеокамеру.
  • Возможность конвертировать контент в различные видео- и аудиоформаты.
  • Монтаж видео в программе.
  • Сжатие файлов без потери качества.

Минус:

  • Программа платная, хотя и сравнительно недорогая.

Альтернативы: Camtasia Studio (дороже, но с большими возможностями), Сam Studio (англоязычная, бесплатная), QuickTime (для Mac, удобная, но с меньшим количеством функций), iSpring Free Cam (бесплатная и очень простая).

Проведение группового занятия (видеоконференции)

Для полноценного проведения онлайн-урока вам может понадобиться формат конференции — возможность общения между участниками.

Некоторые вебинарные комнаты предлагают формат одновременного вещания нескольких спикеров, но редко больше двух. Если выбираете стандартный веб-зал, обращайте внимание в описании тарифов на количество выступающих.

Для общения с группой в режиме онлайн можно использовать Zoom.

Плюсы:

  • Возможность общения с группой без задержек в трансляции — и, пожалуй, абсолютных аналогов я не знаю.
  • Бесплатный пакет, позволяющий проводить мероприятия продолжительностью до 40 минут.
  • Возможность создания записи и сохранения её на компьютере или в облаке.

Минусы:

  • Всем участникам трансляции нужно скачать программу на компьютер или в телефон.
  • Презентация не загружается на сервис, а показывается с помощью демонстрации экрана, что не очень удобно для спикера.

Альтернативы: старый добрый Skype или YouTube Hangouts.

Предварительная запись урока

Если вы не планируете собирать группу онлайн, а хотите изначально сделать урок в записи, то помимо уже описанных программ, вам понадобится Loom — расширение для Chrome.

Плюсы:

  • Отсутствие необходимости конвертировать контент, видео (довольно хорошего качества) готово к просмотру сразу.
  • Возможность делиться ссылкой на видео. При этом не обязательно скачивать его на компьютер (но функция скачивания предусмотрена).
  • Функция записи видеокамеры — будет видно ваше лицо (можно отключить при желании).
  • Расширение бесплатно.

Минусы:

  • Отсутствие функции монтажа видео.
  • Отсутствие возможности выбрать отдельную область экрана или записать что-то, не открытое в браузере.
  • Наличие единственного формата выходного файла — MP4.
  • Нет возможности убрать строку инструментов сервиса.

Обработка видео или создание урока из слайдов

Если программы типа Camtasia Studio или Movavi Screen Capture кажутся вам сложными (или дорогими) и вам не нужно делать запись экрана, но требуется обработка видео, попробуйте YouTube Editor.

Плюсы:

  • Большое количество функций: можно обрезать видео, склеивать несколько частей, создавать слайд-шоу из фотографий или картинок из презентации, есть функция написания текста и подбора аудиодорожки.
  • Интуитивно понятный интерфейс.
  • Сервис бесплатный.

Минус:

  • Чтобы обработать файл, его нужно залить на свой YouTube-канал. А для того, чтобы скачать результат, нужны отдельные надстройки.

Перечисленные инструменты дают возможность создавать собственные онлайн-уроки при небольших или даже нулевых вложениях. При этом, повторюсь, рынок онлайн-технологий достаточно широк, на нём есть много интересных решений, с которыми вы наверняка познакомитесь в процессе освоения ниши онлайн-обучения.

26–27 октября в Москве состоится вторая практическая конференция по онлайн-образованию EdMarketLab. Знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские эксперты.

Чтобы выпустить полезный видеоурок, необязательно оканчивать ВГИК и тратить сотни тысяч рублей на аппаратуру. Качественный обучающий ролик под силу сделать каждому за небольшие деньги: достаточно любительской видеокамеры и микрофона.

В этой статье вместе с экспертами eLearning мы описали весь процесс производства обучающих видео: от сценария до съемки.

В конце вас ждет приятный бонус: учебный ролик о том, как из отснятого материала сделать видеоурок в PowerPoint.

Но для начала давайте разберемся, какие бывают видеоуроки. Обычно выделяют три типа обучающего видео:

Далее мы расскажем по шагам, что нужно для съемки видеоурока или видеосопровождения. Поехали!

Шаг 1. Определите целевую аудиторию

Шаг 2. Подготовьте сценарий

Даже если вы отлично разбираетесь в теме, проработать сценарий надо. Он поможет:

Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет лекция. В середине максимально подробно раскройте тему урока. В конце сценария сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам. Составьте небольшой анонс следующего урока — зритель всегда должен хотеть добавки.

На основе сценария можно сделать раскадровку обучающего видео. Раскадровка — это серия миниатюр, которые показывают, как будут выглядеть ключевые сцены.

Раскадровка видеоурока

Вовсе необязательно прорисовывать каждую сцену в деталях. Сойдет и грубый эскиз от руки — главное визуально показать основное действие.

Метод обычно используют, когда часто меняется положение героя в кадре или фон.

Со временем, когда вы привыкните работать в кадре, сценарий можно свести к десятку опорных тезисов, и построить выступление на чистой импровизации. Однако поначалу сценарий необходим.

Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office

Чтобы понять насколько длинным получится ролик, прогоните сценарий через сервис Honomer — по количеству текста он опроделяет продолжительность будущего видео.

Шаг 3. Подберите камеру и микрофон

Сегодня люди строже относятся к качеству звука и картинки. Некоторые принципиально не смотрят видео в качестве ниже HD. Судите сами, на какой ролик вы бы кликнули:

Плохой пример кадра

Хороший пример кадра

Как выбрать камеру для видеолекции, подробно описано в этой статье. Далее мы расскажем на каком микрофоне остановиться.

В первую очередь нужно знать о том, что микрофоны бывают динамические и конденсаторные:

  • Динамические микрофоны позволяют лучше подавлять эхо и фоновый шум.
  • Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к фоновому шуму и малейшим звукам. Но при условии, что запись проводится в полной тишине, с их помощью можно добиться отличного звучания.

Лучший микрофон для видеосъемки — маленький и незаметный.

Ручной микрофон лучше сразу забраковать, т.к. из-за габаритных размеров он отвлекает внимание от ведущего.

К тому же, у вас будет занята одна рука. Это неудобно, если в кадре есть действие – к примеру, вы проводите химический опыт.

Для видеоуроков подойдут три типа микрофонов:

Петличный микрофон подходит для интервью и съемки роликов, в которых персонаж говорит в течение долгого времени.

Петличный микрофон марки Rode

Головной микрофон — бюджетный вариант, представляет собой обычные наушники с гарнитурой. Профессиональные ораторы используют модели без наушников.

Микрофон-пушка марки Rode

Ниже представлены примеры микрофонов, которые чаще всего используют продвинутые видеолекторы и новички.

Для профессионалов Для любителей
1. Петличный микрофон — Rode Lavalier (~14 000 руб.) 1. Петличный микрофон — Audio-Technica ATR3350 (~ 1 900 руб.)
2. Головной микрофон — Countryman E6 mic (~49 000 руб.) 2. Головной микрофон — Rode HS1 (~ 16 000 руб.)
3. Микрофон-пушка — Rode NTG-4+ (~19 000 руб.) 3. Микрофон-пушка — Rode VideoMic GO (~ 4 900 руб.)

Если вы настроены серьезно, стоит выбирать микрофоны продвинутого уровня. Но если видеолекции для вас — хобби, можете начать с бюджетных микрофонов, хоть они и уступают по качеству.

Шаг 4. Выберите место съемок

Популярность видео во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. В идеале место съемки должно на 100% подходить под тему видеоурока.

Например: если вы снимаете химический опыт, оборудуйте место съемок под лабораторию.

Блогер стоит на фоне стены

Блогер в химической лаборатории

Фоном может стать любая локация

Фон задает тему. Так, если человек стоит на фоне библиотеки, подсознательно возникает ассоциация с писателем или ученым. А теперь взгляните на женщину, стоящую возле кухонного стола, — вы подумали, что это повар или домохозяйка, верно?

Фон для обучающего видео

Залитый солнцем парк, роскошный ресторан, вид города с крыши небоскреба – любая локация послужит рабочим фоном, если подобрана в тему.

Сменный фон для съемки

Backdrop, как правило, имеет нейтральный цвет. Потому отлично подойдет, когда нужно акцентировать внимание на ведущем

Сменные фоны делятся на несколько типов. Самые популярные это:

Используя хромакей, можно создавать невероятные спецэффекты

Впоследствии на каждый из этих фонов можно наложить любые виртуальные декорации, сделанные на компьютере.

Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга

Шаг 5. Выставите освещение

Плохое освещение – лютый враг хорошего кадра. Одно дело, если вы снимаете на улице: под погоду либо подстраиваешься, либо переносишь съемку. Другое дело, когда записываете урок в помещении. Здесь все в ваших руках.

Неправильное освещение в видео

Правильное освещение в обучающем видео

Один из самых простых способ выставить свет: расположите ведущего в двух-трех метрах от фона. Направьте на него один светильник. Он обеспечит основное освещение и сформирует тени. Учтите — лампа не должна слепить лектора.

Еще два светильника установите позади ведущего за пределами кадра и направьте их на фон. Эти лампы должны быть в два раза мощнее светильника, направленного на ведущего.

Шаг 6. Продумайте образ ведущего

Как ни крути, но встречают все-таки по одежке. Глядя на ведущего, зритель в первую минуту принимает решение: смотреть дальше или поискать другое видео. Поэтому внешний вид должен быть продуман до мелочей.

0001-1

При выборе одежды главное, чтобы она выглядела опрятно и дополняла художественный образ. Так, лектор, читающий курс об экономике стран Североатлантического альянса, вряд ли вызовет доверие у зрителя, если одет как байкер.

Из-за неправильно подобранного костюма возникнут сложности и чисто технического характера.

Во время съемок лучше отказаться от:

  • Вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек — будут рябить на экране.
  • Пестрых костюмов — крикливые цвета режут глаз.
  • Нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона — рискуете раствориться в кадре.

Стильные аксессуары, такие как солнцезащитные очки, ожерелье или наручные часы должны скромно дополнять образ, а не отвлекать внимание зрителя.

Вот еще несколько полезных советов от профессиональных телевизионщиков:

Важно: уделите внимание рукам. Сломанные ногти, заусенцы на коже, желтые пальцы от сигарет – бррр. Зритель вряд ли хочет видеть это крупным планом.

Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office

Шаг 7. Пишите видео частями

Перед чистовой записью видео прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте микрофон.

Не стоит записывать всю лекцию целиком. Поделите выступление на короткие дубли. Между ними вы сможете перевести дух, а оператор (если он у вас есть) — поменять ракурс камеры. Смена ракурса существенно разнообразит видеоряд.

Совет: при записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.

  • Выключите все кондиционеры, офисную технику и уведомления на компьютере — если вы записываете видео на веб-камеру.
  • Снимайте видео в конференц-зале или в офисе за закрытой дверью.
  • Избегайте пустых комнат, так как звук в таких помещениях отражается от стен и создает ненужное эхо.
  • Проверьте, не скрипит ли ваш стул.
  • Выключите все, что звонит и мигает. А еще лучше — унесите эти вещи из комнаты.

Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга

Для удобства зрителей раздробите длинный урок на несколько эпизодов с логическим вступлением и завершением, как в телесериале. Короткие видеолекции можно объединить в темы, а темы — в учебный курс.

Шаг 8. Подберите программу для создания учебных роликов и смонтируйте видео

После съемок на очереди монтаж. Эксперты, как правило, используют для этого две популярные программы: Sony Vegas и Adobe Premiere. Каждая из них требует тщательного изучения — сходу новичку будет сложно разобраться в функционале.

Однако если вы хотите сделать простой видеоурок без сложных спецэффектов, можно использовать другой софт, более легкий в обращении.

Так, к примеру, если объединить видео со слайдами PowerPoint, тоже получится интересный учебный курс:

Как создать обучающее видео

Это презентация с видеосопровождением. Она создана при помощи программы для создания видеокурсов iSpring Suite. Особенность этой программы в том, что все ее функции доступны в отдельной вкладке PowerPoint.

В iSpring Suite есть все необходимые функции для создания учебных видеороликов. Что удобно – основой для видео послужит любая презентация, которую вы используете при обучении школьников, студентов или сотрудников.

iSpring Suite предлагает несколько вариантов публикации:

  • Сайт или блог. Сконвертируйте лекцию в формат HTML5, чтобы ее можно было загрузить в интернет.
  • Социальные сети. Загрузите видеопрезентацию в облачное хранилище iSpring Cloud и отправьте ученикам ссылку на материал по почте или в социальной сети.
  • СДО. Упакуйте видеокурс в SCORM-пакет и загрузите в систему дистанционного обучения.
  • CD. Публикация презентации для последующей записи на компакт-диск.

Подробнее о каждом из этих вариантов читайте в отдельном материале.

Запомнить

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Fast course authoring toolkit

Редактор iSpring. Пишу статьи по eLearning, помогаю экспертам выпускать материалы для блога iSpring. Если у вас есть интересная тема по дистанционному обучению, напишите мне.

Как сделать так, чтобы онлайн-уроки для студентов проходили четко и конструктивно, как подготовить рабочее место и подобрать правильный фон для веб-конференции? Советы по организации полноценного образовательного процесса в режиме онлайн дает заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина, эксперт по цифровым технологиям в образовании Мария Лебедева.

 Фото: iStock

1. План действий

Организуя общение в веб-пространстве, рекомендуется задать себе четкий вопрос: "Что мне нужно делать с моими студентами?" Поддерживать общение с ними, размещать материалы для самостоятельного изучения, получать от них вопросы или домашние задания для проверки? Или вам нужно проводить уроки в прямом эфире? Нужно составить список конкретных задач и уже по ним действовать.

Фото: EPA

2. Выбор веб-платформы для видеоконференций

Большую часть необходимых для преподавателя функций выполняет связка из двух инструментов: это платформа для видеоконференций и LMS - платформа для организации дистанционного обучения.

Примеров масса, их можно легко найти в интернете по запросам "платформа для видеоконференций", или "для проведения вебинаров".

Самые востребованные сейчас - Zoom, Adobe Сonnect, Webinar, Google Meet, Microsoft Teams и др. Среди LMS можно назвать Moodle, Canvas, EdX, iSpring, но для преподавателей, которые сами организуют обучение, я бы рекомендовала Google Classroom.

Можно также оттолкнуться от того, какие платформы знакомы вашим ученикам. В таком случае, они смогут помочь вам разобраться с технологией. Например, школьники часто общаются друг с другом в приложениях для стриминга, например, Discord - и этот сервис вполне можно использовать, чтобы проводить онлайн-урок с голосовым общением и демонстрацией экрана.

Важная рекомендация: обязательно предусмотрите запасной вариант на случай, если платформа, на которой вы работаете, не выдержит наплыва участников, что в последнее время случается со многими платформами.

Запасным аэродромом может служить другая вебинарная платформа или привычный Skype, который вполне подходит, чтобы быстро собрать студентов.

3. Прорепетируйте онлайн-урок

Выбранную платформу стоит сначала протестировать в рабочем режиме с коллегами, друзьями или родными: включить, понажимать на разные кнопки, понять, что получается, что не получается и почему.

4. Рабочее место

Рабочее место не должно быть заваленным посторонними вещами. А фон его должен быть нейтральным, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов для студентов, освещение - хорошим, одежда удобной, но официальной, а кресло комфортным. "И обязательно имейте рядом с собой воду, потому что нагрузка на связки онлайн-преподавателя очень большая", - цитирует эксперта пресс-служба вуза.

Фото: iStock

5. Рабочий стол

На компьютере должно быть достаточно места для установки необходимых программ и максимально качественное интернет-соединение. Начиная онлайн-занятие, нужно остановить все загрузки, закрыть закладки, попросить домашних не смотреть ролики на YouTube и ничего не скачивать, потому что возрастает нагрузка на канал и соединение может прерываться.

6. Берите готовые материалы

Необязательно делать презентации для каждого своего занятия, можно брать готовые материалы с открытых образовательных ресурсов.

7. Студенты

Нужно заранее связаться со студентами, узнать, как у них дела, как они себя чувствуют и какие у них есть технические возможности. Это тоже повлияет на выбор инструментов: если мы понимаем, что студенты будут заходить с телефона, значит, нужно выбрать платформы, которые будут хорошо работать именно с телефона.

Попросите студентов заранее установить программы, которые будут нужны для занятий. При первой онлайн-встрече выделите, может быть, половину занятия, не на изучение нового материала, а на то, чтобы студенты осмотрелись, хорошо почувствовали себя в новой среде.

8. Правила и границы

По мнению специалиста, во время онлайн-урока может быть много отвлекающих факторов, поэтому нужны правила, чтобы группа могла эффективно взаимодействовать. Попросите студентов отключить уведомления на телефонах, положить телефоны экраном вниз, закрыть все сторонние вкладки, чтобы они не отвлекались.

Фото: iStock

9. Самостоятельные занятия

Во-первых, если есть такая возможность, стоит перестроить расписание занятий в онлайн-режиме. Один час очного урока не равен одному часу онлайн-занятия; более продуктивно сократить количество контактных часов и выделить больше времени на самостоятельную работу студентов в удобное для них время и в удобном для них темпе.

10. Физкульт-минутка

Мария Лебедева уверена: во время онлайн-занятий важно как можно чаще менять виды деятельности и делать перерывы: размяться, налить себе чаю и отвлечься от экрана. Такие перерывы можно делать прямо во время занятия, не отрываясь при этом от хода урока: можно дать студентам задание что-то нарисовать, со школьниками - провести разминку.

Читайте также: