Как сделать очерк по литературе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах.
Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Виды очерков

В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах.
Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.
Виды очерков

Как написать очерк о человеке

  • Как написать очерк о человеке
  • Как написать статью о человеке
  • Как писать сочинение-очерк

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного очерка - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и интервью с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - понять человека, о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он живет, чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.

Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.

Если ваш выбор - персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества - одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит обучающихся с основными отличительными признаками очерка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

План - конспект занятия

Демидова Е.В. – педагог

Новокузнецк 2016г.

План-конспект занятия

Тема занятия: Очерк. Его виды.

1. Ознакомить обучающихся с основными отличительными признаками очерка . Обучать воспитанников находить очерк среди газетных материалов

2. Развивать речь обучающихся, их творческие способности

3. Воспитывать нравственные качества: правдивость, деликатность.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение , работа с журналистскими терминами), наглядные (демонстрация слайдов), практическая работа с газетными материалами, метод контроля.

Оборудование и материалы: проектор, экран, тематические слайды, газетные материалы, выставка книг, учебников, стенды с газетными материалами.

Хронометраж занятия:

Приветствие, повторение ТБ

Введение в тему

II Основной этап

Повторение изученного материала

Объяснение нового материала. Знакомство с выставкой книг

Практическая деятельность детей

Обобщение деятельности, оценка

Контроль и взаимоконтроль детей, выполнение теста

Рефлексия. Самооценка обучающихся.

Подведение итогов занятия. Логика дальнейшего занятия.

Общая продолжительность занятия

Ход занятия:

I .Организационный момент.

1.1. Приветствие. Объявление темы занятия. Повторение ТБ при работе с ТСО.

Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с журналистским жанром- очерком ,его видами. Мы будем учиться находить очерк в газетных текстах.

Прежде чем мы приступим к занятию ,повторим правила техники безопасности при работе с техническими средствами обучения.

Тщательно проверить исправность технических средств обучения, убедиться в отсутствии повреждений

Не подключать ТСО в сеть влажными руками

Не наклоняться над ТСО, не класть на них никаких посторонних предметов, не подвергать механическим воздействиям.

Не трогать провода , при помощи которых подключены ТСО.

Не оставлять приборы , включенные в сеть, без присмотра

При малейшем проявлении неисправности , отключить прибор от электросети.

II. Основной этап .

2.1.Повторение изученного материала.

Опрос обучающихся.

1. Перечислите основные жанры журналистики .

2. Какие газетные материалы относятся к художественно- публицистическим жанрам?

Повторение журналистских терминов: Жанр- род журналистских произведений, характеризующийся определёнными признаками. Жанр- форма произведения, влияющая на его содержание.

Информационные жанры- несущие информацию, новость

Аналитические жанры- дающие анализ, оценку происходящему

Художественно- публицистические жанры- сочетают в себе художественность(описание, размышление, оценка) и публицистику (обращение к читателю, общественная значимость газетного материала, его информационная насыщенность)

2.2.Объяснение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с художественно- публицистическим жанром, который называется очерком.

Очерк –жизнеописание человека или художественное описание местности. Это художественно- публицистический жанр, включающий в себя функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания.

Очерк сочетает в себе журналистику и литературу. В очерке сочетаются образность и документальность. В очерке рассказывается о явлениях жизни,

Очерк- художественно – публицистический жанр , в нём не должно быть домыслов, фантазии , но автор может поразмышлять, осветить жизненный материал с разных сторон, выделить важные детали.

Очерк делится на портретный и путевой. В портретном очерке- главное- это жизнеописание человека. Путевой очерк содержит описание дорожных встреч и наблюдений.

Главные герои портретных очерков- живые люди .

В портретном очерке воплощается индивидуальность , неповторимость личности. Автор показывает внешний облик своего героя, раскрывает его нравственные принципы, внутренний мир, воспроизводит яркие эпизоды из жизни.

Персонаж портретного очерка- интересная личность или известный человек, нравственные идеалы и поступки которого могут оказать благотворное влияние на современников и потомков. Очень важно в очерке не просто перечислить факты и события, но и проанализировать их. Сами события не просто сухо перечисляются , а описываются ярко и выразительно.

Путевой очерк открывает перед читателем различные страны, города. Он позволяет увидеть не только местность , но и особенности быта людей, их обычаи. Путевой очерк имеет познавательное значение. Основа путевого очерка так же как и портретного- подлинный жизненный материал, поэтому автор путевого очерка должен быть наблюдательным и внимательным.

Задача автора- рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия, поделиться своими мыслями и чувствами с читателем, исследовать увиденное , размышлять о проблемах.

Главная задача очеркиста- не просто перечислить факты и события , а исследовать увиденное и услышанное, размышлять над ним, высказывать свою точку зрения, оценивать происходящее.

Для очерка характерен большой объём . поэтому материалы для очерка могут собираться довольно долго. Автор собирает факты, осмысливает их, берёт интервью, фиксирует диалоги, детали. Автор очерка должен быть очень деликатен , правдив и в погоне за сенсацией не должен навредить человеку

Об очерке более подробно вы сможете прочитать в книгах и учебниках, размещённых на стенде. Примеры газетных очерков размещены на стендах в кабинете.

2.3. Физ. минутка.

Возьмите ручку и тетрадь (руки вытягиваем вперёд),

Давайте вместе рисовать. (покрутили руками)

Мы нарисуем двор и дом,(размах рук)

И кошку озорную в нём. (руки в сторону)

Корабль , плывущий вдалеке, (руки на поясе)

И человечка на песке. (руки вверх)

Сделали гимнастику для глаз: закрыли глаза и представили себе эту картинку . Открыли глаза и приступили к занятиям.

2.4. Практическая работа

Опрос обучающихся:

1. Что такое очерк?

2.Какие виды очерков вы узнали?

3.В чём заключаются основные задачи очеркиста?

4. Каким должен быть очерк портретный и путевой?

Практическая деятельность. Обучающимся раздаются тексты – отрывки из материалов газет и журналов , из которых нужно выбрать очерк. В газетных материалах найдите очерк , определите , какой из них портретный, а какой путевой? По каким признакам вы определили этот газетный жанр? Дополнительное задание, для тех, кто выполнил работу быстрее- определить, к каким жанрам относятся другие материалы, данные для наблюдения.

(приложение к конспекту занятия)

2.5.Обобщение деятельности. Проверка правильности нахождения очерка. Оценка деятельности обучающихся.

2.6. Контроль и взаимоконтроль детей

III. Подведение итогов.

На занятии вы познакомились с художественно- публицистическим жанром- очерком. Вы узнали, что очерк может быть портретным и путевым. Более подробно с этими понятиями вы познакомитесь на следующих занятиях.

Чему научились на сегодняшнем занятии?

Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Было ли вам интересно?

Было ли вам трудно?

Как вы сами оцениваете свою деятельность?

Поощрение детей. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

Логика дальнейших занятий. Приобретённые навыки пригодятся вам на следующих занятиях .В дальнейшем мы составим план работы над очерком.

Занятие закончено. До свидания.

Использованная литература:

1.Ворошилов В. В. Журналистика.[Текст]: учебник /В. В. Ворошилов.-СПб: Издательство Михайлова В. А.,2000.-336с.;

2.Гуревич С. М. Газета: вчера,сегодня, завтра [Текст]:учебное пособие/С. М. Гуревич-М. :Аспект пресс,2004.-288с.;

3.Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике.[Текст]: учебное пособие/В. В. Кихтан.- Ростов н/Д.: Феникс,2004.-160с.

Приложение

Задания

1.В данных текстах найти очерк, объяснить по каким признакам его нашли.

2.Определить, в каких жанрах написаны остальные тексты

1. Осенью 2010 года мы с ребятами из нашего класса совершили незабываемую поездку по святым местам Кемеровской области. Одно из туристических агентств нашего города предоставило нам путёвки в города Гурьевск и Салаир.

Мы прибыли в старинный сибирский город Гурьевск. Наша экскурсия началась с посещения прихода Святой Троицы. Над входом в церковь висит икона с изображением Иисуса Христа. Мы поднялись на крыльцо и вошли в церковь. Гурьевский храм небольшой, но в нём много удивительных икон. Экскурсовод рассказывала нам о каждой из икон, о сюжете, истории

После посещения церкви мы отправились к святому источнику. Дорога к источнику пролегает через мостик и ведёт к веранде, где расположен колодец со святой водой. Каждый из нас набрал немного святой воды, чтобы отвезти домой. Купив в магазинчике, расположенном у церкви, крестики и иконки, мы отправились дальше, в город Салаир.

Салаир - небольшой город, но в нём есть очень красивый православный храм. Его большие купола, сверкая на солнце, высоко поднимаются в небо. Церковь носит имена святых апостолов Петра и Павла, она была воздвигнута в начале 20 века. В годы революции одного из священников и нескольких верующих зверски замучили и сбросили в яму. Через несколько лет в этом месте забил источник. Его считают святым.

На святых источниках устроили купальни, и там происходит крещение верующих. Во дворе храма очень красиво - кругом клумбы с множеством о цветов.

2. 11.февраля в лицее №104 был проведен районный смотр активов ученического самоуправления.

На смотр все коллективы подготовили документацию ученического самоуправления: положения, сценарии, паспорт ученического самоуправления, затем ребята приняли участие в конкурсах.

В конкурсе знатоков ученического самоуправления нужно было ответить на вопросы по теории ученического самоуправления , в конкурсе ораторов нужно было в течение 2-х минут изложить одну из проблем ученического самоуправления. Кроме того, совет старшеклассников гимназии №10 познакомил с сайтом школы, а ребята из лицея №104 подготовили творческое выступление команды КВН.

3. Внимание, по определению психологов, - это направленность нашего сознания (психики) на определенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний предмет или явление объективного мира, их отдельные свойства, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность .Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределяемостью и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств внимания проявляется у человека по-разному. Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого человеку надо заставлять себя быть внимательным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть.

что такое очерк в литературе

Определение

Очерк обладает следующими отличительными чертами:

  1. малой повествовательной формой;
  2. описанием реальных событий, реальных людей;
  3. описанием актуальных общественных проблем;
  4. социальной проблематикой;
  5. документальностью;
  6. образностью, эмоциональностью и красотой художественного стиля;
  7. имеет черты, присущие публицистике;
  8. ослаблением сюжета.

Различают 4 основных вида очерков в литературе

  1. Портретный очерк – это жизнеописание, внешнего и внутреннего мира какого-либо человека, анализ и описание среды через его поступки. В портретном очерке художественное описание преобладает над публицистическим.
  2. Проблемный очерк характерен острым конфликтом. Здесь имеет место публицистическое описание проблемы, которая решается путём анализа различных данных, в том числе и статистических. В конце автор, опираясь на свои знания и жизненный опыт, предлагает решение конфликта.
  3. Путевой очерк – самая ранняя разновидность очерка. Автор фиксирует события, произошедшие с ним в путешествии или поездке. Путевой очерк может содержать в себе элементы других видов, например, проблемного – при описании волнующих событий, или портретного – при описании обычаев и нравов повстречавшихся автору людей.
  4. Исторический очерк. Содержит хронологическое, научно обоснованное описание исторического явления и его анализ, сопровождающийся мнением автора.

Классификация очерка

  • Социологический очерк – анализ крупной проблемы общественности. Такой очерк максимально документален, но не лишён художественных оборотов речи.
  • Публицистический очерк отличается от социологического тем, что здесь автор выражает свою позицию, своё мнение.
  • Художественный очерк. Здесь не столь важны описываемые события, сколько их эмоциональное воздействие на читателя.

Многообразие классификаций очерка возникает, потому что его жанровые особенности не остаются неизменными. Одновременно, очерк является как научно-документальным отражением действительности, так и эстетическим, эмоциональным её осмыслением.

Очерк часто сравнивают с картиной, благодаря отражению в нём оценки автора и количеству подробных описаний.

Читайте также: