Как сделать обзор литературы в библиотеке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Нобелевская литературная премия 2017

Обзор творчества Л.А. Гурченко

Рождество в русской литературе

Читайте книги Захара Прилепина

Новые детские книги

В библиотеке новая книга…

Новые книги из серии ЖЗЛ

Обзор книг, подаренных Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова

Обзор книжных новинок

Иван Алексеевич Бунин. К 145-летию со дня рождения

Гагарин: известный и неизвестный. 80-летию со дня рождения посвящается…

Ученый-энциклопедист. К 180-летию Д.И. Менделеева

Обзор мемуарной литературы

Книги для молодежи

4 комментария к “Библиографические обзоры”

Добрый день. Библиографического обзора по этой теме пока нет. Но литература есть. Приходите! Мы с удовольствием постараемся Вам помочь найти нужный материал.

Добавить комментарий Отменить ответ

Поиск по сайту

Обратная связь

Остались вопросы

Свяжитесь с нами

Продлить книгу

Заказать книгу

Поиск книг

Соцсети

Документы

Ссылки

Polpred.com Обзор СМИ


Независимая оценка качества услуг

Скоро в библиотеке

Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.



Библиотеки Истринской ЦБС на интерактивной карте:

Но каноны для того и существуют, чтобы их знать, опираться в творчестве на теорию.

Библиографический обзор


В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.


Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.


Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия;
• показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;
• рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; • обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.

В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.


Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры как составляющей общей культуры человека.


Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.


ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п. Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.


Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.


Список использованной литературы
1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214
2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - ; 23. – С. 54-58
3. Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто. // Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С. 12-13

Презентация на тему: " Библиографический обзор библиотечных документов. Стр. 220.01.2006 Презентация Библиографический обзор Библиографический обзор – библиографическое пособие." — Транскрипт:

1 Библиографический обзор библиотечных документов

3 Стр Презентация Библиографический обзор по целевому назначению (информационные, рекомендательные); по содержанию (отраслевые, тематические, персональные); по хронологическому охвату (новых поступлений, ретроспективные, смешанные); по видам включенных изданий (обзоры одного – двух типов изданий (книг, журналов, газет, библиографических пособий, электронных изданий, специальных видов литературы и других документов), смешанные); по форме (устные, письменные (печатные), наглядные и смешанного характера).

4 Стр Презентация Библиографический обзор Наименование формы Краткое описание Обзор новых поступлений Обзор изданий, поступивших в библиотеку за определенный период Отраслевой обзор Обзор литературы по определенной отрасли знания Тематический обзор Обзор, посвященный актуальным вопросам в области политики, экономики, культуры, науки, техники и т. п. Жанровый обзор Сводная характеристика печатных / электронных изданий определенного жанра Персональный обзор Обзор изданий о конкретном деятеле

6 Стр Презентация Библиографический обзор 1.Художественная ценность отобранных изданий, 2.научность, логичность, занимательность, доступность изложения материала, 3.четкость и наглядность, 4.стремление активизировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно ознакомиться и прочитать рекомендованные издания.

7 Стр Презентация Библиографический обзор 1.Выбор объекта обзора 2.Определение целевого и читательского назначения 3.Выявление документов путем просмотра СБА 4.Просмотр и отбор документов 5.Группировка документов 6.Составление текста обзора 7.Литературная обработка текста обзора. 8.Реклама обзора 9.Озвучивание составленного текста обзора 10.Подведение итогов сказанному 11.Рекомендация дополнительных изданий соответствую- щей тематики. 12.Оценка эффективности обзора.

8 Стр Презентация Библиографический обзор Определение вида обзора (тематический, новых поступлений и др.) Определение вида обзора (тематический, новых поступлений и др.) Литературная обработка текста обзора Составление текста обзора Группировка документов Просмотр и отбор документов Выявление документов Выбор типа обзора Уточнение и согласование места проведения обзора Уточнение и согласование места проведения обзора в залах библиотеки в другом учреждении, организации Определение целевого и читательского назначения Определение целевого и читательского назначения Решение организационных вопросов Уточнение даты и места проведения обзора Заключение договора / плана совместной деятельности Определение способа доставки изданий к обзору Определение перечня необходимого оборудования и технических средств Оформление выставки, соответствующей тематике обзора

9 Стр Презентация Библиографический обзор Оценка эффективности проведения обзора Реклама обзора Озвучивание и аудиозапись текста обзора на ПК, диктофон, электронные носители Организация прослушивания аудиообзора в ходе экспонирования говорящей выставки Аудиообзор Реклама обзора Сканирование текстов, иллюстраций Создание на жестком диске ПК отдельной папки для хранения оцифрованных и электронных материалов Оформление обзора в виде слайдов Предварительный просмотр Исправление замеченных недостатков, ошибок Демонстрация читателям Электронный Сканирование текстов, иллюстраций, обложек документов Создание на жестком диске ПК отдельной папки Создание веб-узла, к примеру, в формате html с помощью Microsoft Office FrontPage Предварительный просмотр Исправление замеченных недостатков, ошибок Размещение обзора на сайте библиотеки Виртуальный Реклама обзора Озвучивание составленного текста обзора перед пользователями Подведение итогов сказанному Рекомендация дополнительных библиографичес ких пособий соответствую- щей тематики Традиционный Выбор типа обзора

10 Стр Презентация Библиографический обзор Наименование формы Краткое описание Обзор новых поступлений Обзор изданий, поступивших в библиотеку за определенный период Отраслевой обзор Обзор литературы по определенной отрасли знания Тематический обзор Обзор, посвященный актуальным вопросам в области политики, экономики, культуры, науки, техники и т. п. Жанровый обзор Сводная характеристика печатных / электронных изданий определенного жанра Персональный обзор Обзор изданий о конкретном деятеле

11 Стр Презентация Библиографический обзор Обзор новых поступлений 1) в вводной части в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор; 2) в главной – даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг с использованием различных приёмов. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. Обзоры новых поступлений дают возможность читателю оперативно получать сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей:

12 Стр Презентация Библиографический обзор Обзор новых журналов Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются. Вступительная часть обзора содержит краткую характеристику самого журнала, а в основной части рассказывается о конкретных материалах. В заключительной части обзора – о критико- библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом журнале.

13 Стр Презентация Библиографический обзор Тематический обзор Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой по какой-либо теме. Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, перечисляются авторы, дается общая характеристика произведений. В основной части важно показать значение каждого произведения в раскрытии темы. Заканчивая беседу, необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы в новых произведениях, порекомендовать книги и публикации других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.

14 Стр Презентация Библиографический обзор Персональный обзор Такие обзоры проводятся в связи с подготовкой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.). Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора. В других обзорах в первую очередь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нем.

17 Стр Презентация Библиографический обзор Актуальность Творческий подход Соответствие целевому, читательскому назначению Оригинальность преподнесения материала Соответствие материалов заявленной тематике Наличие иллюстративного материала Использование звукового сопровождения / технических средств Сочетание обзора с другими формами работы Количество слушателей обзора Число изданий, выданных пользователям.

  • Самые краткие методики
  • Диалоговые формы
  • Игровые формы
  • Комплексные формы
  • Наглядные формы
  • Формы повышения квалификации
  • О нашей библиотеке
  • Идеи для игровых заданий
  • Крупные формы

среда, 24 августа 2011 г.

Библиографический обзор

В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.

Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.

• дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;

• игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы).

Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия;

• показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;

• рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; • обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.

В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.

Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры, как составляющей общей культуры человека.

Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.

ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п. Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.

Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.

1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214

2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. - ; 23. – С. 54-58

3. Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто. // Библиотека в школе. – 2001. - № 10. – С. 12-13

Читайте также: