Как сделать обучение эффективным

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Большинство из нас, наверное, хоть раз откладывали на последний момент подготовку к экзамену или презентации, а потом в панике пытались успеть всё выучить за пару дней. В этой ситуации кроме очевидной проблемы с прокрастинацией есть и другая, куда более важная на мой взгляд — мимолётность знаний, полученных таким образом. Мало что вспомнится уже через пару дней.

Конечно, если речь идёт об экзамене в университете, вам может быть достаточно сдать его на пять и забыть это всё как страшный сон. Но что, если вы уже не студент, а хотите действительно выучить большой объём материала, хорошо в нём ориентироваться и желательно навсегда запомнить. Например, потому что решили сменить профессию, и эти знания вам будут необходимы для работы. В этом случае полезно познакомиться с основными методиками обучения, которые помогут учиться максимально продуктивно.

Все методы и концепции, которые я приведу далее, не будут интуитивными или основанными на личном опыте. Они подтверждены научными исследованиями и в некоторых случаях лабораторными экспериментами. Об этом полезно помнить, когда какие-то из методов покажутся вам неэффективными. А такой вариант очень вероятен, потому что исторически мы привыкли использовать одни из самых неэффективных методов обучения. Они кажутся нам понятными, привычными и даже действенными, хотя, к сожалению, это почти всегда не так, если речь идёт о долгосрочной перспективе.

Хорошим примером будет один из самых распространённых методов — перечитывание одного и того же материала раз за разом. В этом случае мы часто путаем ознакомление с материалом и его изучение. Из-за многократных повторений начинает казаться, что мы всё знаем, но на самом деле знать — это уметь воспроизвести материл и использовать его в разном контексте, а после перечитывания обычно не получается таким похвастаться.

Давайте попробуем разобраться, как всё-таки правильно учиться.

Методы продуктивного обучения

Припоминание

Как вы наверняка знаете по себе, мозг чаще всего крайне неохотно запоминает какую-то информацию надолго, если ему никак с этим не помогать. Учёные давно исследовали этот вопрос и узнали, сколько информации сохраняется в нашей памяти с течением времени. Цифры довольно печальные — уже через сутки после изучения материала мы помним в среднем только 30%.

Для предотвращения такого сурового забывания можно использовать один из самых эффективных способов — припоминание. Его суть в том, чтобы прилагать усилия и стараться извлечь информацию из памяти именно в тот момент, когда она уже начала немного забываться. Таким образом получится предотвратить забывание, а если делать это раз за разом, то в итоге информация отложится в долговременной памяти.

Как раз на таком регулярном возвращении к информации основан один из методов обучения — интервальное повторение. Его концепция строится на повторении материала через промежутки времени, которые постепенно увеличиваются. Увеличение шага повторения — ключевой момент, потому что для запоминания чрезвычайно важно, чтобы информация в какой-то степени подзабылась. Процесс извлечения её из памяти имеет решающее значение, в этот момент усиливаются связи между нервными окончаниями в мозге. Если информация вспоминается слишком легко, нужного эффекта нет будет, поэтому стоит увеличить интервал между повторениями.

Другой метод, который построен на припоминании — это тестирование. Мы привыкли, что его используют совершенно в другой (иногда не самой приятной) области — для проверки знаний на контрольных, например. Но, оказывается, тесты можно использовать для повышения продуктивности обучения. Многочисленные исследования показывают, что если ответить на вопросы по материалу сразу после его изучения, это значительно увеличит шансы запомнить информацию. Помните контрольные вопросы в конце главы в школьном учебнике? Если вы, в отличие от меня, на них отвечали, то поступали мудро. Подводя итог, использовать тесты для закрепления знаний можно и нужно.

Перемежающееся обучение

Следующий метод, который мы разберём, интуитивно кажется совершенно неэффективным, но дайте ему шанс. Перемежающееся обучение — это освоение двух и более предметов или тем одновременно. Да, такой подход по сути противоречит любому учебнику с его главами и упражнениями, чётко разбитыми по темам. Но реальность такова, что мозг гораздо лучше усваивает материал в долгосрочной перспективе, если вы переключаетесь с одной темы на другую. По ощущениям прогресс от такого обучения гораздо слабее, чем при интенсивном изучении одной темы или предмета. Но, оказывается, интенсивное обучение не так продуктивно, как нам кажется. Для консолидации информации и её запоминания требуется время, иначе весь материал сохранится только в краткосрочной памяти.

Вариативное обучение

Этот метод проще всего понять на примере решения задач, но, конечно, он применим не только в этом контексте. Допустим, мы разобрали образец решения задачи и нам кажется, что тема закрыта. Мы можем прорешать бесконечное множество задач такого типа, и всё будет хорошо, но как только попадётся задача, условие которой отличается от образца, могут возникнуть сложности.

Глубокое понимание материала подразумевает применение знаний в незнакомом контексте. И добиться такого понимания поможет вариативное обучение — нужно браться за решение задач разных типов, чтобы видеть паттерны, лучше понимать логику решения и выбирать то, которое лучше подходит для конкретной ситуации.

Осмысление

Изучаемую информацию полезно пропускать через себя — проводить аналогии, связывать с уже имеющейся информацией. Можно разбирать сложные теоретические концепции на простых примерах, соотносить их с реальными миром, придумывать прикладное значение изучаемому материалу. Один из способ осмысления — пересказывать материал своими словами.

Мнемотехники

Скетч про кота в пальто

Сфокусированное и рассеянное мышление

Давайте поговорим о решении задач, но не в узком смысле слова — по физике или математике, а в целом о любой мыслительной деятельности, направленной на поиск решения.

Существует два режима работы мозга, которые задействованы в процессе обучения — рассеянное и сфокусированное мышление. Когда вы сосредотачиваетесь на какой-то сложной задаче, для решения которой нужен аналитический подход, работает сфокусированное мышление. С этим всё ясно: мозг направляет своё внимание на конкретную проблему и ищет пути решения. А в случае рассеянного мышления можно сказать, что в этот момент мозг работает над решением проблемы в фоновом режиме, а вы даже не замечаете этого.

Представьте, что вы обдумывали какую-то задачу, пытались её решить, но ничего не получалось. Поэтому вы решили всё бросить и пойти на пробежку, и уже на втором километре пришлось срочно поворачивать домой, потому что вас осенило, как решить задачу. Здесь сначала работало сфокусированное мышление, а во время пробежки активировалось рассеянное. Вы не обращали внимания и наслаждались бегом, но мозг продолжал обрабатывать информацию и нашёл ответ.

Какой вывод мы можем сделать? Нужно отвлекаться от задачи и давать себе время выбросить её из головы. Чередовать работу в сфокусированном и рассеянном режимах может быть очень полезно. Если не получается найти решение, не стоит упрямо бросать все силы на его поиски. Переключитесь на другой вид деятельности и дайте мозгу время на анализ и поиск ответа. Вы удивитесь, как просто может прийти озарение.

Практика

Мы познакомились со многими методами продуктивного обучения, и у вас мог возникнуть справедливый вопрос — как это всё использовать? С решением задач всё более прозрачно, но какие методы применять для изучения нового материала — это вопрос. Какого-то готового шаблона нет, каждый может подбирать методы, учитывая специфику материала, свои привычки и предпочтения. Я расскажу, как построено моё обучение, и, возможно, это поможет вам понять, какую систему придумать для себя.

После первого знакомства с информацией я сразу же пишу старый-добрый конспект. Но при его составлении не просто копирую слово в слово, а делаю краткую выжимку из самого важного. Такой подход требует довольно глубокого анализа, и уже на этом шаге начинается осмысление изученного материала.

Следующий шаг — составить вопросы к материалу. Лучше всего это делать сразу после первого шага. В вопросах я стараюсь охватить все основные моменты, которые отражены в конспекте.

Сами вопросы группирую в модули примерно по 10 штук. Так как я использую метод перемежающегося обучения, в таком модуле могут быть собраны вопросы на разные темы.

Когда вопросы готовы, формирую график повторений. Промежуток времени между итерациями должен увеличиваться. Это необходимо, чтобы информация успевала немного подзабыться — помним о важности припоминания. Как видите, здесь использую микс интервального повторения и тестирования.

Шаг между повторениями

Во время повторения я обращаюсь к вопросам из второго пункта и отвечаю на них, пытаясь вспомнить весь материал. Если возникают сомнения, или хочется убедиться в правильности ответа, возвращаюсь к конспектам.

Очень полезно пытаться объяснить материал своими словами, связать с уже имеющимися знаниями, провести параллели. Это не всегда просто, но на этом этапе продолжается осмысление, так что очень полезно постараться.

Временные промежутки между повторениями в моём случае обычно такие:

  • через 1 день,
  • через 1 неделю,
  • через 2 недели,
  • через 1 месяц,
  • через 3 месяца.

Я заношу в таск-трекер пометку о том, что нужно повторить какой-то модуль, и не держу эту информацию в голове. Когда таких модулей становится много, за ними очень сложно уследить без напоминаний.

В общих чертах это всё. Довольно простая последовательность действий, которая не отнимает у меня много времени, но помогает запоминать почти всю информацию, которая нужна.

Вспомним их все ещё раз:

  • припоминание (интервальное повторение и тестирование),
  • перемежающееся обучение,
  • вариативное обучение,
  • осмысление,
  • мнемотехники,
  • чередование сфокусированного и рассеянного мышления.

Полезности

Инструменты

  • Флэш-карточки. На одной стороне карточки должен быть написан термин или концепция, а на обратной — определение, пояснение. Карточки можно делать из обычной бумаги или использовать для их создания и хранения приложения. Очень эффективно сочетать флэш-карточки и интервальное повторение. . Это графический метод, который помогает создать визуальное представление информации. Интеллект-карты можно использовать, пожалуй, для чего угодно. Но в разрезе обучения они пригодятся, чтобы обобщить и структурировать информацию, проследить связи и закономерности. . Поможет не отвлекаться и вовремя делать перерывы в учёбе. . Одно из лучших приложений для заметок. Очень подойдёт для ведения и организации конспектов.

Книги

Если не знаете, чему — попробуйте интерактивные тренажёры по вёрстке. Там теория и живой код — будет, на чём практиковаться.

Конспект лекции на ноутбуке получается подробнее и аккуратнее, и может показаться, что это помогает запомнить его быстрее. Однако это не так. Чтобы ускорить процесс обучения, записывайте всё старым проверенным способом — от руки. Исследования показали The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking , что люди, предпочитающие компьютер и гаджеты для ведения записей, обрабатывают и усваивают информацию хуже, чем те, кто использует бумагу и ручку.

Хотя письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием, оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти.

2. Улучшайте навыки ведения записей

Чем качественнее ваши записи, тем быстрее вы будете учиться. Умение делать подробные и точные конспекты поможет запомнить основную идею и глубже понять тему. Поэтому, прежде чем приступить к новой теме, проверьте, знакомы ли вам различные стратегии ведения записей. Например, метод Корнелла, который учит составлять легко воспринимаемые короткие резюме.

Какой бы способ вы не использовали, есть несколько основных правил ведения записей:

  • перерабатывайте услышанное или прочитанное и записывайте его своими словами;
  • оставляйте несколько пустых строк между основными идеями, чтобы вернуться к ним позже и дописать новую информацию;
  • разработайте собственную систему сокращений и специальных символов, чтобы экономить время;
  • пишите отдельными фразами, а не целыми предложениями;
  • научитесь выделять основное и отбрасывать неважное.

3. Используйте метод интервальных повторений

Эта техника подразумевает распределение нескольких занятий по одной и той же теме в течение какого-то периода времени. В отличие от долгого и упорного заучивания, отдельные короткие упражнения делают процесс более осмысленным.

Всегда составляйте подробный конспект лекции и её обсуждения. Сразу после этого уделяйте несколько минут просмотру сделанных заметок, вносите уточняющие дополнения или изменения. Не тратьте на это много времени, просто пролистывайте записи пару раз после каждого занятия. Постепенно увеличивайте промежутки между повторениями с одного раза в день до трёх раз в неделю.

Разделение процесса обучения во времени очень эффективно, потому что благодаря таким маленьким занятиям мы меньше устаём и дольше сохраняем мотивацию.

4. Не забывайте о сне

Представьте: завтра вас ждёт крупный проект или важная презентация, а вы не готовы. Большинство людей ляжет спать очень поздно, пытаясь успеть всё выучить. Конечно, даже если на следующий день вы будете валиться с ног от истощения, ваша упорная работа принесёт свои плоды. Но всё же для нашего мозга такой подход к изучению материала не самый эффективный.

Исследования доказали Memory for Semantically Related and Unrelated Declarative Information: The Benefit of Sleep, the Cost of Wake , что между сном и обучением существует тесная связь. Он крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна, для этого нужно лечь спать в течении 12 часов после её изучения. Студенты, которые усердно учатся, но при этом не отказывают себе в полноценном отдыхе, не только лучше успевают в учёбе, но и просто чувствуют себя счастливее.

5. Меняйте подход к обучению

Изучая какой-либо навык, не повторяйте одно и то же снова и снова. Делайте небольшие изменения в практических занятиях — это поможет вам улучшить его намного быстрее. Эффективность этого метода доказало исследование Motor Skills Are Strengthened through Reconsolidation , изучавшее процесс развития моторных навыков на специальном тренажёре. Результат участников эксперимента, которым после обучения предложили изменить способ тренировки, оказался лучше, чем у тех, кто продолжал повторять исходное задание.

Однако такой метод работает только в том случае, если изменения в процессе обучения невелики. Например, если вы хотите усовершенствовать свою игру в теннис, попробуйте просто взять ракетку другого размера или веса.

6. Используйте мнемотехнику

Один из лучших способов быстро запомнить большое количество информации — это использовать мнемонические приёмы: ассоциации с изображениями, звуками либо с какими-то знакомыми объектами и явлениями. Самый очевидный пример — песенка, в которой пропевается алфавит. Дети разучивают её ещё в детском саду или начальной школе и помнят едва ли не всю жизнь. Другой пример — рифмованные фразы для запоминания грамматических правил.

Мнемотехника помогает обобщить, сократить и сжать информацию, сделав её удобнее для запоминания. Это особенно полезно для студентов и тех, кто изучает иностранный язык. Если вам нужно надолго сохранить информацию в памяти, попробуйте использовать мнемонические приёмы. И даже через долгое время после сдачи теста или экзамена вы обнаружите, что всё ещё помните материал.

7. Давайте мозгу передохнуть, чтобы вернуть сосредоточенность

Чтобы узнать что-то новое, наш мозг должен послать сигналы нервным окончаниям и сохранить полученные от них данные. Но стресс и информационная перегрузка мешают этому процессу.

Когда мы растеряны, обеспокоены или просто чувствуем себя подавленными, наш мозг по сути отключается. И лучший способ борьбы с этим — дать ему передохнуть или просто переключить внимание на что-то другое. Даже пятиминутный перерыв поможет снять умственное напряжение и снова включиться в работу.

8. Избегайте обезвоживания

Как мы знаем, воду пить полезно — для кожи, иммунной системы и нормального функционирования организма. Но кроме этого она буквально делает нас умнее. Есть исследование Drink availability is associated with enhanced examination performance in adults , результаты которого показали, что студенты, которые брали воду с собой на экзамен, справились лучше, чем те, кто этого не сделал. Обезвоживание может серьёзно влиять на наши умственные способности. И если пить недостаточно жидкости, работать мозгу будет гораздо сложнее, чем обычно.

9. Используйте разные форматы обучения

Так вы задействуете больше областей мозга, которые способны накапливать информацию. В итоге она станет более взаимосвязанной и лучше отложится в памяти. По сути такой способ создаёт избыточность знаний в вашем уме, помогая именно усвоить их, а не просто запомнить.

Хорошего результата можно достичь, используя для обучения различные носители. Просматривайте заметки, читайте учебники, смотрите видео и слушайте подкасты или аудиофайлы по теме. Чем больше ресурсов вы используете, тем быстрее выучите материал.

10. Найдите связь между тем, что вы учите, и тем, что вы уже знаете

Ключевую роль в нашей способности выполнять сложные когнитивные задачи играет память. Например, она отвечает за то, чтобы мы могли применять полученные знания на практике, сталкиваясь с незнакомыми ранее трудностями, и делать выводы на основе известных фактов. Если вы сможете связать новые понятия с уже известными вам идеями, то лучше поймёте и запомните материал.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.

Изучение способов более эффективного обучения поможет вам максимально использовать время занятий. Чтобы настроиться на успех, создайте план действий со всеми ресурсами, которыми вы будете пользоваться для учебы. Настройте себя на позитивное мышление во время занятий и выберите тихое место, где ничто не будет вас отвлекать. Затем можно перейти к более эффективным стратегиям обучения, таким как самоопрос, переписывание конспектов и обеспечение частых перерывов.

Изображение с названием Study More Effectively Step 1

Разведайте ресурсы. Сядьте и составьте список того, что, по вашему мнению, будет на экзамене или контрольной. Затем запишите все доступные вам ресурсы, которые помогут в изучении информации, например, пробный экзамен или подготовительная группа. [1] X Источник информации

Опыт читателя: как сделать обучение нескучным и эффективным?

Учиться — это скучно, считают многие. Но сегодня есть цифровые сервисы, позволяющие перевести обучение в простую и даже игровую форму.


От редакции. Напоминаем, что у нас полным ходом идет конкурс, в котором мы призываем наших пользователей делиться собственным опытом покупки, эксплуатации, ремонта техники.Наш читатель Александр подготовил целый обзор сервисов, с помощью которых любое обучение можно сделать интересным и эффективным.

Сегодня мы все активнее движемся к тому, что современные гаджеты заменят бумажные тетради и учебники. Возможно, все что нужно будет брать с собой ученику в недалеком будущем — это планшет или ноутбук. Хочу рассказать вам о некоторых сервисах, способных сделать процесс обучения гораздо интереснее. Конечно, с использованием одного или нескольких гаджетов.

  1. Игровая платформа Kahoot.
  2. Интернет сервис Plickers.
  3. Онлайн конструкторов тестов и викторин Socrative.
  4. Конструктор интерактивных упражнений Learningapps.

Kahoot

Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста, позволяет создавать тесты, викторины для учащихся.

Опыт читателя: как сделать обучение нескучным и эффективным?

Kahoot предоставляет учителю:

Минусы Kahoot!

  • Интерфейс на английском языке.
  • Всего 4 варианта ответа.
  • У учеников должны быть смартфоны.
  • Наличие Интернета на смартфонах.
  • Компьютер и проектор в классе.

Плюсы Kahoot! и их больше.

  • Работа со своим смартфоном.
  • Элементы игры — мотивация на обучение.
  • Обратная связь с учениками.
  • Моментальный результат теста.
  • Простота создания опросов и работы учителя в приложении.
  • Сохранение тестов, результатов в системе и на компьютере.
  • Простая регистрация учеников.

Как работать в Kahoot

Ученики заходят на своих смартфонах на сайт kahoot.it и вводят ПИН-код, фамилию и имя, отвечают на вопросы со своего смартфона. На экран выводятся результаты по каждому вопросу и в целом за опрос.

Plickers

Онлайн сервис, который позволяет учителю проводить опрос и собирать данные на уроке, не используя мобильные устройства учащихся.

Опыт читателя: как сделать обучение нескучным и эффективным?

Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика личная с уникальным номером, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Это онлайн сервис, который предоставляет:

  • Проведение тестов, опросов и викторин в классе.
  • Мгновенный результат теста, опроса или викторины.
  • Каждый ученик видит свою оценку за тест.

Минусы Plickers!

  • Интерфейс на английском языке.
  • Всего 4 варианта ответа.
  • Наличие Интернета на смартфоне учителя.
  • Компьютер, проектор и Интернет.

Плюсы Plickers!

  • Работа с карточками.
  • Обратная связь с учениками.
  • Моментальный результат.
  • Простота создания опросов и работы учителя в приложении.
  • Сохранение тестов, результатов в системе и на компьютере.

Чтобы начать пользоваться Plickers, необходимо зарегистрироваться на сайте. После этого учитель попадает в интерфейс библиотеки.

Что нужно для работы с plickers?

Всего один мобильный смартфон у учителя под управлением iOS или Android с установленным мобильном приложением Plickers;

  • набор карточек с QR-кодами (приложение создает карточки QR-кодами);
  • проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View.

Алгоритм работы учителя:

На смартфоне учителя (тестирование с личного смартфона)

  1. Запустить мобильное приложение Plickers.
  2. Выбрать класс.
  3. Вывести вопросы на экран со своего смартфона.
  4. Сканировать QR-коды учеников своим смартфоном.
  5. Учащиеся поднимают карточки (QR-коды), поворачивают свои карты, чтобы поставить выбранный ответ сверху.
  6. Повторяем вопросы из очереди данного класса.
  7. Выводим результаты на экран и анализируем ответы.
  8. Открываем отчеты, чтобы просмотреть результаты тестирования.

Socrative

Socrative — это онлайн-сервис для проведения викторин, космических гонок на занятиях в учебных заведениях. Особенностями сервиса являются использование приложений для мобильных устройств и отсутствие необходимости регистрации для учеников.

Опыт читателя: как сделать обучение нескучным и эффективным?

Также сервис обладает обширной базой данных с уже готовыми и проверенными администрацией сайта тестами на английском языке.

  1. Создание множество вопросов (текстовые, логические).
  2. Работа со своим смартфоном.
  3. Обратная связь с учениками.
  4. Моментальный результат.
  5. Сохранение тестов, результатов в приложении и на компьютере.
  6. Простая регистрация учеников.
  7. Параллельное проведение онлайн и офлайн опросов (при отсутствия телефонов у обучающихся).

Алгоритм работы в приложении Socrative

Учитель готовит тест, викторину или опрос.

На экран выводятся результаты в целом за опрос.

Также существуют 3 режима проведения тестирования:

  1. Instant Feedback – ученики выбирают ответы в вопросах, расставленных по порядку, не имея права менять ответ и даже временно пропускать вопрос, оставив его на потом.
  2. Open Navigation – ученики могут отвечать в любом порядке и менять ответы. Тем не менее, даже до завершения теста учитель видит, какой ответ сделал ученик.
  3. Teacher Paced – учитель сам выбирает, какой вопрос будет следующим и имеет право пропустить или повторить вопрос.

Во время тестирования учитель может наблюдать в реальном времени за ходом проведения теста: в таблице у него отмечается, кто и как ответил на различные вопросы

Это бесплатный интерактивный конструктор для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью интерактивных модулей. Учитель может использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов. Интерактивные задания скомпонованы по предметным категориям.

Опыт читателя: как сделать обучение нескучным и эффективным?

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учеников.

Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:

Кроме того, можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.

Учитель готовит тест, викторину или опрос.

Если вам тоже есть, что рассказать нашим читателям, примите участие в конкурсе и выиграйте смартфон Redmi Note 7 с большим безрамочным экраном 6.3″ (2340×1080), двойной основной камерой 48 Мп/5 Мп, современным процессором Qualcomm Snapdragon 660 и мощным аккумулятором 4000 мАч. Полные условия конкурса ищите здесь.

Читайте также: