Как сделать образование в россии доступным и качественным независимо от региона

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

МОСКВА, 9 августа. /ТАСС/. Система образования в России может раскрыть потенциал каждого ребенка, независимо от региона его проживания и уровня дохода семьи, заявила в понедельник в ходе открытия штаба общественной поддержки партии "Единая Россия" в Москве руководитель образовательного центра "Сириус" Елена Шмелева, которая входит в пятерку списка партии на выборах в Госдуму.

"Я уверена, что российская система образования может раскрыть потенциал каждого ребенка: мы все вместе продолжаем создавать условия для всестороннего развития каждого, независимо от региона проживания, уровня достатка семей, чтобы воспитать и подготовить профессионалов для российского общества, российской экономики, повышения качества жизни. У нас есть идеи и предложения, как именно это сделать", - сказала Шмелева.

Она отметила, что кроме образовательного центра "Сириус", где занимаются выявлением и сопровождением талантливой молодежи, подобные центры по его модели работают уже в 60 субъектах РФ, современные школьники нацелены на самореализацию, они хотят заниматься наукой, искусством, культурой, спортом.

"За последний месяц мы объехали несколько регионов, собирали обратную связь от родителей, педагогов, как они видят развитие образования, на чем надо сконцентрироваться именно сегодня. Почти все говорят о необходимости усиления кадрового потенциала, о расширении и развитии образовательной инфраструктуры, вложений в нее, обеспечении доступа к дополнительному образованию, уменьшении нагрузки на учителей и детей. Сегодня мы запускаем на площадке ОНФ платформу по сбору экспертных предложений, структурированию, подведем итоги этой работы в сентябре", - резюмировала Шмелева.

Образовательный центр "Сириус" был открыт фондом "Талант и успех" в 2015 году по решению президента Российской Федерации Владимира Путина, возглавляющего его попечительский совет. Цель работы образовательного центра "Сириус" - раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, естественнонаучных дисциплин. В "Сириус" ежемесячно приезжают до 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет из всех регионов России.

Руководитель образовательного центра рассказала, как сделать образование доступным и качественным независимо от региона

Общество

Руководитель образовательного центра рассказала, как сделать образование доступным и качественным независимо от региона

Российская система образования должна позволять раскрыть потенциал каждого ребенка

Шмелева убеждена, что у детей изначально должен быть равный доступ к языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям, а также к программам дошкольного и дополнительного образования. Она подчеркнула, что подход к обучению при этом должен быть индивидуальным.

Учебную нагрузку необходимо снизить

Региональные университеты должны стать центрами развития

Шмелева также отметила, каждый из университетов необходимо поддержать (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ. Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве.

Каждый ребенок рождается талантливым







Губернатор Алексей Островский ответил на статью руководителя образовательного центра. Он отметил, что сегодня наша региональная система образования в значительной степени меняет свое содержание и имеет большие перспективы. Ещё несколько лет назад мы не могли поставить в пример системно работающую коллаборацию общего, среднего, дополнительного, среднепрофессионального и высшего образования. Благодаря внедрению различного рода федеральных проектов и программ на сегодняшний день мы имеем не просто опыт, а значительный результат, который достигается на разного рода образовательных площадках, совмещая и дополняя образовательные практики как школьного уровня, так и профильного, и профессионального обучения.

Так, для реализации основных задач Стратегии развития образования в России и Стратегии научно-технологического развития страны заработали масштабные федеральные площадки для детей и молодежи, которые имели цель социального лифта в профессию, раннего самоопределения и самореализации.

В Смоленской области создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи является приоритетным направлением развития системы образования. Региону нужны люди, которые способны своим трудом, своей жизненной позицией приумножать его богатства, обеспечить научно-технологическое развитие. В этой связи большое значение приобретает выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей детей и молодежи.

— Активно привлекается опыт как региональных, так и российских ученых. Хорошей традицией стала практика выездного интенсива по математике Алексея Савватеева с последующим продолжением решения задач. Площадка открытых лекций в регионе позволяет не только привлечь внимание школьников к той или иной области знания, но и выровнять общий уровень предметной подготовки.

Творческая команда Смоленского Олимпа с интересом отслеживает дальнейшую судьбу выпускников образовательных программ. Будучи уже студентами, ребята работают на сменах в качестве тьюторов и даже авторов отдельных курсов. Крайне важно показать, что регион заинтересован в их знаниях, их опыте.

— Сегодня, следуя мониторингу регионального центра в области создания портрета современного мотивированного или одаренного ребенка, можем выделить основные черты: большая самостоятельность, ответственность, вовлеченность, работа на опережение, быстрое принятие решений, свободолюбие и свободомыслие. Именно такой кадровый потенциал у нас есть сегодня, и за ним будущее.


Наши достижения определяются нашими ценностями. И когда мы говорим о целях развития России, то неизбежно приходим к вопросу о том, как воспитать молодое поколение. Ведь именно им, нашим нынешним детям, предстоит своим трудом добиваться прогресса в экономике, повышения качества жизни. Как передать школьникам те ценности, которые важны для нас? Как обеспечить сохранение и развитие человеческого капитала страны? Все это — задачи воспитания и образования. А значит, мы должны делать все, чтобы его улучшить.

Каждому ребенку — по способностям

Во-первых, необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным.

Теперь нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах. Чем чаще мы будем говорить своим детям, что у них обязательно получится, чем больше будем верить в них — тем больше шансов, что каждый из них раскроется по-настоящему.

Для развития ребенка нужна разнообразная насыщенная образовательная среда. Нам необходимо расширять ее: увеличивать количество мест в детских садах и школах (за счет нового строительства и капремонта), создавать инфраструктуру для детских образовательных программ в университетах, колледжах, центрах дополнительного и профессионального образования. При этом обязательно надо предусматривать возможности для инклюзии. Нужно добиться того, чтобы действительно каждый ребенок осознал, что у него есть возможность попробовать себя в разных сферах.

Во-вторых, необходимо снизить учебную нагрузку на детей в рамках общего образования и снять бюрократический груз с педагогов.

Вместо этого и тех и других нужно поддерживать, консультировать, приобщать к новым методам обучения и воспитания. С особой тщательностью стоит подойти к подготовке учителей, руководителей образовательных организаций, клинических психологов. Мы всеми своими ресурсами должны повышать благополучие детей и их педагогов.

Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников. Последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться – даже самые тщательные формальные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас.

Третий момент: для гармоничного развития ребят принципиально важно развивать массовый спорт – детско-юношеский, школьный, студенческий. К сожалению, бесплатных секций для детей в возрасте 3-6 лет почти нет. Недостаточно бесплатных спортивных программ дополнительного образования и для школьников. Формирование здоровой нации – это государственная задача, которая должна полностью обеспечиваться за счет бюджета с гарантиями доступности и равных возможностей для всех россиян от трех до 18 лет. Подчеркну: для всех, независимо от места проживания, уровня обеспеченности родителей, ведомственной принадлежности спортивной школы или секции.

Столица региона – вуз

Следующий вопрос, который нуждается в пересмотре: как мы определяем статус образования. Традиционно во главу угла ставится его уровень. Но вообще-то в образовании ключевую роль играет качество. Образовательные стандарты, цифровые технологии, финансовые механизмы развития должны быть не самоцелью, а инструментом для создания общедоступного образования высокого качества, позволяющего любому ребенку выбрать свою траекторию и стать успешным.

Именно поэтому региональные университеты должны стать центрами развития территорий. Необходимо поддержать каждый из них (особенно в регионах, где университет всего один), повышая качество и уникальность программ. Это можно делать за счет сетевого взаимодействия: когда студенты поступают в региональный университет, но часть программы могут освоить в других образовательных или научных организациях, на производстве. Это можно делать за счет прикладных научных исследований по критическим технологиям регионов, внедряя российское ПО и применяя отечественное научное оборудование, снимая барьеры для поставки расходных материалов, повышая качество управления научными организациями и технологическими кластерами.

Талант нужно применить

Новая российская образовательная реальность формируется на междисциплинарном и межуровневом подходе. Способности детей нужно развивать, задействуя всю инфраструктуру учебных, научных, культурных и спортивных организаций. Наши дети достойны того, чтобы с ними занимались самые сильные педагоги, ученые, тренеры, деятели искусств и неравнодушные профессионалы из государственных и частных компаний. Такие наставники – это не просто носители знаний, а (может быть, в первую очередь) счастливые люди. Они делают то, что улучшает и меняет мир.

Каждый ребенок рождается талантливым, и чтобы стать счастливым, этот талант нужно проявить, применить на благо других людей!

В России много умных, ответственных и неравнодушных молодых людей, готовых сделать весомый вклад в ее развитие. Мы видим это по их включенности в гуманитарные инициативы последних лет. Ребята охотно приходят к тем, кому нужна помощь, практически круглосуточно дежурят у постели больных. Многие участвуют в разработке вакцин и лекарственных препаратов. Волонтеры, медики, добровольцы ОНФ активно проявляют свою гражданскую позицию, участвуют в политической жизни общества и государства. Именно профессионалы, лидеры значимых для общества проектов должны представлять наш народ в органах госуправления. Тут нужно не умение красиво говорить, а практические достижения, постоянное присутствие среди сограждан, умение понять суть их проблем и нести за их решение персональную ответственность.

Томский региональный образовательный портал

Читайте также: