Как сделать обращение малой секунды

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

- одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал)
- последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал). Играется путём перебора ступеней, входящих в интервал.

2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.

Количество ступеней Название интервала
1 - Прима
2 - Секунда
3 - Терция
4 - Кварта
5 - Квинта
6 - Секста
7 - Септима
8 - Октава

Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.


Основной интервал - Обращённый интервал
Прима (1) - Октава (8)
Секунда (2) - Септима (7)
Терция (3 - )Секста (6)
Кварта (4 - )Квинта (5)
Квинта (5 - )Кварта (4)
Секста (6) - Терция (3)
Септима (7) - Секунда (2)
Октава (8) - Прима (1)

проще запомнить. Первый интервал Гимна России, это кварта, "в лесу родилась елочка, это секста и т. д.

Интервалы можно определить путем подсчета полутонов между звуками. Или по окраске, на слух.
Чтобы сделать обращение, перетасуй звуки интервала (или аккорда) по разным октавам так, чтобы нижним звуком стал какой-нибудь другой. Например, обращение интервала "до-соль" - это интервал "соль-до".

Презентация на тему: " Чистые интервалы обозначаются буквой ч Малые интервалы – буквой м Большие интервалы – буквой б Чистые интервалы обозначаются буквой ч Малые интервалы." — Транскрипт:

2 Чистые интервалы обозначаются буквой ч Малые интервалы – буквой м Большие интервалы – буквой б Чистые интервалы обозначаются буквой ч Малые интервалы – буквой м Большие интервалы – буквой б Для обозначения интервалов используется первая буква названия качества интервалов.

3 Например: ч5 – ч обозначает чистая, 5 – квинта м7 – м обозначает малая, 7 – септима б3 – б обозначает большая, 3 – терция Например: ч5 – ч обозначает чистая, 5 – квинта м7 – м обозначает малая, 7 – септима б3 – б обозначает большая, 3 – терция В обозначении интервала есть буква и цифра. Буква обозначает его качество, а цифра – количество ступеней. В обозначении интервала есть буква и цифра. Буква обозначает его качество, а цифра – количество ступеней.

4 В приме звучат две одинаковые ноты, поэтому в ней 0 тонов. Андрей-воробей Русская народная песня Андрей-воробей Русская народная песня

5 В октаве звучат две одинаковые ноты, но через 8 ступенек. В октаве – 6 тонов (12 полутонов). И. Брамс Колыбельная

6 В кварте 4 ступени и 2,5 тона (5 полутонов). Е. Тиличеева Труба

7 В квинте 5 ступеней и 3,5 тона (7 полутонов). Пляска Русская народная песня Пляска Русская народная песня

8 В чистых интервалах оба звука пишутся без знаков или оба звука – с одинаковыми знаками.

9 Чистая квинта Чистая кварта

10 В терции 3 ступени. В малой терции – 1,5 тона (3 полутона).

11 В терции 3 ступени. В большой терции – 2 тона (4 полутона).

12 В сексте 6 ступеней. В малой сексте – 4 тона (8 полутонов).

13 В сексте 6 ступеней. В большой сексте – 4,5 тона (9 полутонов). Ф. Лей История любви

14 В секунде – 2 ступени. В малой секунде – 1 полутон.

15 В секунде – 2 ступени. В большой секунде – 1 тон (2 полутона). Бабка ёжка Русская народная песня Бабка ёжка Русская народная песня

16 В септиме – 7 ступеней. В малой септиме – 5 тонов (10 полутонов).

17 В септиме – 7 ступеней. В большой септиме – 5,5 тонов (11 полутонов).

18 2 способ Сделать обращение сексты. Если при обращении получается малая терция, то секста – большая, если терция большая, то секста – малая. 2 способ Сделать обращение сексты. Если при обращении получается малая терция, то секста – большая, если терция большая, то секста – малая. 1 способ ч5 плюс м2 – получается м6 ч5 плюс б2 – получается б6 1 способ ч5 плюс м2 – получается м6 ч5 плюс б2 – получается б6

19 2 способ Сделать обращение септимы. Если при обращении получается малая секунда, то септима – большая, если секунда большая, то септима – малая. 2 способ Сделать обращение септимы. Если при обращении получается малая секунда, то септима – большая, если секунда большая, то септима – малая. 1 способ ч8 минус м2 – получается б7 ч8 минус б2 – получается м7 1 способ ч8 минус м2 – получается б7 ч8 минус б2 – получается м7


Секунда (переводится как вторая) — второй по счету интервал, который делится на два вида малая и большая и является ярко выраженным диссонансом.

Ступеневая величина секунды равна 1 шагу, тоновая величина соответственно равна полутон для малой секунды и целый тон для большой. Обозначается секунда как 2 (м2 или б2 соответственно)

Малая секунда

Минимальное расстояние между нотами в темперированном строе это полутон, который дает нам малую секунду.

В диатонике малая секунда возникает между 3 и 4 и 7 и 1 ступенями лада. Это те самые две белые клавиши подряд на клавиатуре фортепиано. Гармонические малые секунды в нотной записи

Гармонически малая секунда является самым острым диссонансом из всех интервалов и, пожалуй, больше ни одно сочетание звуков так сильно не режет уши, как соседство двух нот на расстоянии полутона.

В мелодическом же движении малая секунда является ключевым интервалом для создания тяготения ступеней. Именно тяготение 7 ступени в 1 предопределило закрепление ионийского лада в качестве главного лада тональной системы — мажор.

Полутоновое тяготение является основой мелодической совершенной каденции при разрешении 7 ступени в тонику, а также движение 7 — 1 гармонизуется прерванной каденцией V-VI.

Полутоновое тяготение 4 ступени в 3 создает плагальную каденцию. То есть формирование системы функции в гармонии есть не что иное, как влияние полутонового мелодического тяготения на гармонию.

Интонация малой секунды с давних времен используется для создания интонации плача, известный пример плач Юродивого из оперы Борис Годунов:

Большая секунда

Как и все большие интервалы, большая секунда строится на первой ступени мажорного лада. Мы можем ее получить двигаясь по белым клавишам фортепиано от ноты C. Двигаясь через один лад на гитаре.

Гармоническая большая секунда также является диссонансом.

Характерно, что большая секунда входит в состав натурального звукоряда и находится между 8 и 9 обертонами. В то время, как малая секунда только под 17 обертоном.

В мелодическом движении большая секунда является основной плавного, пошагового движения.

Все же остальные интервалы шире секунды обычно уже рассматриваются как скачки.

Это также один из самых удобных интервалов для пения. Поэтому движение по секундам составляет основу любой мелодии.

Так как тоновая величина малой секунды целый тон, а ступеневая одна ступень, то чтобы построить ее вам нужно вначале выписать соседние ноты, а затем внести нужные коррективы.

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук.

Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д.

Например, в до мажоре:


Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное.

Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.


Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники.

Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:


Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой.

Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:


Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда.

В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7 в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:


Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8 с удвоенной примой,


Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутся на ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:


Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами.

Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы.

В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:


Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид.

Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы).

В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой, обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда.


Это происходит в результате энгармонического равенства интервалов увеличенной секунды (образующейся при обращении уменьшенной септимы) и малой терции, из которых строятся уменьшенный септаккорд и его обращения.

Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:


Отмеченные выше свойства уменьшенного септаккорда широко используются в музыкальной практике при совершении так называемых энгармонических (или, иначе, внезапных) модуляций (см. главу XI).

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Помимо непосредственного разрешения в тонику (и ее обращения) различные виды вводного септаккорда могут переходить в нее через доминантсептаккорд и его обращения. Такой способ называется внутрифункциональным разрешением.

Для этого надо септиму вводного септаккорда повести на ступень вниз — в приму доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте. В результате образуется один из видов доминантсептаккорда (обязательно — следующий по порядку), который затем и разрешается по известным уже правилам в соответствующий тонический аккорд:


Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда проясняет и, тем самым, обостряет тяготение к тонике, способствует уточнению восприятия при определении на слух функции и вида аккорда, особенно если он — уменьшенный септаккорд (все виды которого энгармонически равны между собой) и взят изолированно.

Главная диссонирующая гармония субдоминантовой функции— септаккорд II ступени*[В отличие от трезвучия и септаккорда IV ступени септаккорд II ступени содержит в своем составе больше неустойчивых звуков (а в гармоническом виде мажора и в миноре еще и диссонирующий интервал — тритон) и поэтому ярче выражает функцию субдоминанты.] — по структуре может быть двух видов: малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре) и малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в натуральном и гармоническом миноре и в гармоническом и мелодическом видах мажора).

Септаккорд II ступени как субдоминантовая гармония разрешается непосредственно в тонику и ее обращения плагальным способом, то есть с оставлением септимы на месте в качестве общего тона между обоими аккордами.

Остальные звуки II7 движутся поступенно в ближайшие звуки тоники согласно ладовым тяготениям входящих в него ступеней. При этом, однако, надо следить за тем, чтобы не получилось движения голосов параллельными квинтами.

Например, прима II7, если она находится в басу, идет на ступень вверх — в терцию тоники, а в обращениях (когда она помещается в верхних голосах) прима может идти не только вверх, но и вниз на ступень — в приму тоники или же (чтобы избежать нежелательного движения к унисону с соседним голосом) двигаться скачком на кварту вверх — в квинту тоники.

Терция II7 также может разрешаться двояким (в зависимости от конкретных условий) образом: либо (как правило) ходом на ступень вниз — в терцию тоники, либо ходом на ступень вверх — в квинту тоники.

Однако, находясь в басу, она может также делать плагальный скачок на кварту вниз к приме тоники. Квинта же II7, как правило, всегда идет на ступень вниз — в квинту тоники.

Тем не менее иногда (находясь в одном из крайних голосов) она может двигаться скачком непосредственно в приму тоники.

Итак, септаккорд II ступени и его обращения могут быть разрешены в тонику следующим образом:


Септаккорд II ступени находится в таком же кварто-квинтовом соотношении с доминантой, как и доминанта с тоникой, поэтому II7 может также разрешаться и в различные виды консонирующей доминанты — подобно тому как доминантсептаккорд разрешается в тонику. Например:


Естественно, что в данном случае II7 разрешается автентическим способом.

Наконец, помимо указанных выше приемов разрешения в тонику (плагально) и доминанту (автентически), септаккорд II ступени может переходить в тоническое трезвучие не непосредственно, а через доминантсептаккорд и его обращения.

В этом случае надо квинту и септиму II7 повести на ступень вниз соответственно в приму и терцию доминантсептаккорда, оставив остальные звуки на месте.


В результате образуется один из видов доминантсептаккорда — через одно обращение по сравнению с септаккордом II ступени, — который затем и разрешается в тонику по известным уже правилам.

Схематически это выглядит так*

[Поскольку интервальная структура септаккорда II ступени в натуральном и гармоническом миноре и гармоническом и мелодическом мажоре совпадает со структурой малого вводного септаккорда (оба они являются малыми септаккордами с уменьшенной квинтой), то при изолированном звучании определить их функциональное значение на слух возможно только по разрешению.]:


д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

Выше уже отмечалось, что в условиях диатоники любой септаккорд может быть разрешен как автентическим, так и плагальным способом, однако при этом рассматривались лишь основные варианты этих разрешений, соответствующие первичной функции данного септаккорда.

Поскольку они далеко не исчерпывают всех возможностей, ниже показаны дополнительные приемы разрешения на примере разрешения доминантсептаккорда, подобно которому могут разрешаться и другие септаккорды лада:


Как видно из приведенных выше примеров, для основного варианта автентического разрешения доминантсептаккорда (как и любого другого септаккорда) характерным является не только ведение септимы на ступень вниз — в терцию тоники (или другого трезвучия, лежащего на кварту выше или квинту ниже данного септаккорда), но и скачок в басу на кварту вверх (или квинту вниз) от примы доминантсептаккорда к приме тоники, подчеркивающий их функциональную связь.

Точно так же для основного варианта плагального разрешения септаккорда V ступени типичным будет не только оставление септимы на месте, но и нисходящий скачок на кварту вниз — в приму трезвучия II ступени (или какого-либо другого, лежащего на кварту ниже или квинту выше данного септаккорда).

Таким образом любой септаккорд может быть разрешен в любое трезвучие лада, за исключением тех двух, которые входят в состав данного септаккорда.

Читайте также: