Как сделать обобщение

Обновлено: 07.07.2024

Социальные свойства явлений могут определяться с помощью понятий различного уровня абстракции или обобщения. Уровень обобщения определяется объемом понятия.

Объемом понятия называется класс обещаемых в понятии предметов, а совокупность признаков, по которым обобщаются и выделяются предметы в этом понятии, - содержанием.

Понятие с Пустым объемом - это такое понятие, которое не включает ни одного явления, существующего в реальной действительности. (Марсианин.)

Единичное понятие (понятие с единичным объемом) - это такое понятие, которое включает одно явление, существующее в реальной действительности. (Россия)

Обобщающее понятие (понятие с множественным объемом) - это такое понятие, которое включает более чем один предмет, наблюдаемый в действительности. (качество жизни, преступление)

Особенности Обобщающих понятий и работы с ними

¨ Обобщающие понятия нельзя наблюдать, так как выражаемые ими явления не существуют в действительности.

¨ Для выявления взаимосвязи Объекта и Предмета исследования, требуется оценка их состояния на основе эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать.

¨ Для определения эмпирических фактов, которые необходимо наблюдать в ходе исследования, требуется перевод обобщающих понятий в единичные понятия.

Перевод обобщающих понятий в единичные понятия начинается уже на этапе концептуализации при переходе от сущностного определения к содержательному, от сущностного качества к внутреннему содержанию, то есть при разложении сущностного качества на содержательные свойства.

9. Что такое понятия с различным уровнем обобщения? Перечислите и раскройте требования к операциональным понятиям как к переменным.

операциональные понятия как Переменные социологического исследования

1.От операциональных понятий к переменным

Операциональные понятия создают только исследовательскую базу. Необходимо отобрать те операциональные понятия, которые будут использоваться в данном исследовании.

Отобранные операциональные понятия представляют собой переменные социологического исследования.

Переменная – это средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования, то есть наблюдение изменения состояния которых (средств) позволяет провести это различие.

Другими словами, с помощью этих средств одни единицы исследования можно отличить от других.

Требования к операциональным понятиям исходя из их роли переменных

А) Чтобы операциональные понятия были переменными, необходимо чтобы они задавали определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления.

Если операциональные понятия не задают определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления, то произошла ошибка в выборе этих понятий для использования в качестве переменных.

Б) Будет операциональное понятие переменной или нет, зависит от проблемной ситуации

В зависимости от проблемной ситуации операциональное понятия может задавать, а может не задавать определенный диапозон изменения состояния единиц исследования для классификации, разделения их по типам исследуемого явления.

В) Операциональное понятие как переменная должна быть эмпирически интерпретируемой

Переменная представляет собой основу для выделения эмпирических фактов, подлежащих измерению. Чтобы была возможность отличить одно состояние переменной от другого, должна быть возможность наблюдать эмпирически различия, позволяющие отличить одно состояние переменной от другого.

В результате приведенных рассуждений можно сформулировать уточняющее определение переменной.

Переменная - это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения.

4. Роль операционального понятия как переменной

Операциональное понятие как переменная выполняет роль средства обобщение эмпирически наблюдаемых единичных состояний исследуемых явлений.

Переменная – это не единичное понятие, ибо оно включает в себя не единичные состояния исследуемого явления, а классы состояний.

Переменная, выражающая различные состояния исследуемого явления позволяют установить зависимость между социально значимыми типами исследуемых явлений.

Все вышесказанное означает, что Переменная предполагает работу не с единичными фактами, а массовыми фактами, что позволяет:

1. зафиксировать множество классов состояний;

2. установить зависимость между этими классами, так как единичные состояния не позволяют установить такой зависимости.

Измерение единичного состояния позволяет установить только тот факт, что при использовании данной матерью вовлекающего стиля дисциплинирования, данный подростков склонен к мошенничеству. При этом остается непонятным, повлиял ли используемый стиль дисциплинирования на формирование такой склонности.

Обобщение ср. 1. Процесс действия по гл. обобщить I, обобщать I 2. Результат такого действия; вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений. Толковый словарь Ефремовой

В принципе, любая информационная система сталкивается с одними и теми же вопросами. Как собрать информацию? Как ее интерпретировать? В какой форме и как ее запомнить? Как найти закономерности в собранной информации и в какой форме их записать? Как реагировать на поступающую информацию? Каждый из вопросов важен и неразрывно связан с остальными. В этом цикле мы пытаемся описать то, как эти вопросы решаются нашим мозгом. В этой части пойдет разговор о, пожалуй, самой загадочной составляющей мышления - процедуре поиска закономерностей.

Взаимодействие с окружающим миром приводит к накоплению опыта. Если в этом опыте есть какие-либо закономерности, то они могут быть выделены и впоследствии использованы. Наличие закономерностей можно интерпретировать, как присутствие чего-то общего в воспоминаниях, составляющих опыт. Соответственно, выделение таких общих сущностей принято называть обобщением.

Задача обобщения – это ключевая задача во всех дисциплинах, которые хоть как-то связаны с анализом данных. Математическая статистика, машинное обучение, нейронные сети – все это вращается вокруг задачи обобщения. Естественно, что и мозг не остался в стороне и как мы можем иногда наблюдать на собственном опыте, тоже порой неплохо справляется с обобщением.

Несмотря на то, что обобщение возникает всегда и везде сама задача обобщения, если рассматривать ее в общем виде, остается достаточно туманной. В зависимости от конкретной ситуации в которой требуется выполнить обобщение постановка задачи обобщения может меняться в очень широком диапазоне. Различные постановки задачи порождают очень разные и порой совсем непохожие друг на друга методы решения.

Многообразие подходов к обобщению создает ощущение, что процедура обобщения – это нечто собирательное и что универсальной процедуры обобщения, видимо, не существовует. Однако, мне кажется, что универсальное обобщение возможно и именно оно и свойственно нашему мозгу. В рамках описываемого в этом цикле подхода удалось придумать удивительно красивый (по крайней мере мне он кажется таким) алгоритм, который включает в себя все классические вариации задачи обобщения. Этот алгоритм не только хорошо работает, но и самое удивительное - он идеально ложится на архитектуру биологических нейронных сетей, что заставляет верить, что, действительно, где-то так работает и реальный мозг.

Перед тем как описывать алгоритм такого универсального обобщения попробуем разобраться с тем какие формы обобщения принято выделять и, соответственно, что и почему должен включать в себя универсальный подход.

Философско-семантический подход к обобщению понятий

Философия имеет дело с семантическими конструкциями. Проще говоря, выражает и записывает свои утверждения фразами на естественном языке. Философско-семантический подход к обобщению заключается в следующем. Имея понятия, объединенные неким видовым признаком, требуется перейти к новому понятию, которое дает более широкое, но менее конкретное толкование, свободное от видового признака.

Задача чистого обобщения


Родственна задаче чистого обобщения задача инвариантного представления. Имея явление, предстающее перед нами в разных формах, требуется инвариантно описать эти представления с целью узнавания явления в любых его проявлениях.

Задача классификации

Есть множество объектов. Есть предварительно заданные классы. Есть обучающая выборка – набор объектов, про которые известно к каким классам они относятся. Требуется построить алгоритм, который обоснованно отнесет любые объекты из исходного множества к одному из классов. В математической статистике задачи классификации относят к задачам дискриминантного анализа.

Индукция связана с обобщением в двух моментах. Во-первых, когда говорится о множестве объектов, то подразумевается, что предварительно что-то послужило основанием объединить эти объекты в единое множество. То есть нашлись какие-то механизмы, которые позволили сделать предварительное обобщение.

Во-вторых, если мы методом индукции обнаруживаем некий признак, который свойственен элементам некой группы, которая описывает определенное понятие, то мы можем использовать этот признак, как характеризующий для отнесения к этой группе.

Например, мы обнаруживаем, что существуют механические приборы с характерным циферблатом и стрелками. По внешнему сходству мы делаем обобщение и относим их к классу часы, и формируем соответствующее понятие.

Задача дискретизации

Имея дело с непрерывными величинами, часто требуется перейти к их описанию в дискретных значениях. Для каждой непрерывной величины выбор шага квантования определяется той точностью описания, которую требуется сохранить. Получившиеся в результате интервалы дробления объединяют различные значения непрерывной величины, ставя им в соответствие определенные дискретные понятия. Такую процедуру можно отнести к обобщению по тому факту, что объединение значений происходит, исходя из их попадания в интервал квантования, что говорит об их определенной общности.

Соотнесение понятий

Осуществляя обобщение любым из возможных способов, мы можем представить результат обобщения через систему понятий. При этом обобщенные понятия не просто образуют набор независимых друг от друга элементов, а приобретают внутреннюю структуру взаимоотношений.

Например, классы, получаемые в результате кластеризации, образуют некую пространственную структуру, в которой какие-то классы оказываются ближе друг к другу, какие-то дальше.

Таким образом, нас каждый раз интересует не просто выделение обобщений, но и формирование некой системы, в которой будет понятно, как эти обобщения соотносятся со всеми остальными обобщениями.

Чем-то похожая ситуация возникает при анализе естественного языка. Слова языка имеют определенные взаимосвязи. Природа этих связей может быть различна. Можно говорить о частоте совместного проявления слов в реальных текстах. Можно говорить о похожести их смыслов. Можно строить систему отношений, основанную на переходах к более общему содержанию. Подобные построения приводят к семантическим сетям разного вида.

I Tend to agree with you.
Я почти всегда с тобой соглашаюсь.
I Tend to go to bed early in winter.
Обычно я рано ложусь спать зимой.

Have a tendency to

The English Have a tendency to drink tea, not coffee.
Англичане, как правило, пьют чай, а не кофе.

Примечание: Have a tendency to обычно используется на письме, а не в речи.

Обобщение с меньшим оттенком согласия

Generally speaking

Generally speaking , more men than women use the Internet.
В целом, мужчины пользуются интернетом больше женщин.

In most cases

In most cases , wars are caused by land disputes.
В большинстве случаев, войны начинаются из-за земельных разногласий.

In some cases

In some cases , English beaches are unsafe for swimming.
В некоторых случаях, английские пляжи небезопасны для плавания.

Mostly, often, sometimes

Слова Mostly, often, sometimes ставятся перед главным глаголом, или после глагола To be .

We Are mostly concerned with costs.
Главным образом, нас беспокоят издержки.
They Mostly Go to the cinema at weekends.
Обычно они ходят в кино по выходным.
Eating chocolate Sometimes Causes migraines.
Иногда употребление шоколада может вызвать мигрень.
He Is sometimes difficult to work with.
Иногда с ним трудно работать.
English people Often Complain about the weather.
Англичане часто жалуются на погоду.

Уроки русского языка и литературы в школе очень увлекательны, но встречаются и определенные сложности. Одна из них - это написание изложения. Нам в данном задании необходимо укоротить рассказ учителя или имеющуюся информацию без потери основной мысли. Именно поэтому мы сегодня рассмотрим возможные способы сжатия текста и закрепим полученные знания на конкретных примерах. Обязательно смотрите их, они вам помогут разобраться с методом. Мы возьмем элементарные примеры для ознакомления.

Перед тем как мы рассмотрим способы сжатия текста, необходимо понимать, что бездумно удалять его части (предложения и абзацы) нельзя. Надо вникнуть, понять основную мысль. Лучше всего разделить весь текст на смысловые блоки, каждый озаглавить, опираясь на полученный план, продолжить работу.

Исключение

Способы сжатия текста очень разнообразны. Предложения можно объединять, укорачивать, упрощать, но первым делом мы хотим обратить внимание на такой способ, как исключение.


Это не говорит о том, что можно просто взять и выбросить слишком длинное предложение, нет, его можно заметно укоротить с помощью исключения некоторых слов. Что можно выбросить из исходного текста без потери смысла? Вот вам небольшой перечень:

  • синонимы;
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • фрагмент, который не несет смысловой нагрузки;
  • предложения с описаниями и рассуждениями.

Внимательно перечитывайте исходное предложение и получившееся. Второе должно быть компактным, но без ущерба смыслу. Для того чтобы было более понятно, приводим пример.

"На елке висели невероятной красоты шары, гирлянды, конфеты, она переливалась различными цветами: желтым, красным, синим, зеленым". Мы привели специально очень простой пример для тренировки. Попробуйте самостоятельно применить способы сжатия текста, а точнее, исключение и обобщение. Мы получим: "На елке висело много игрушек, которые переливались разными цветами". Смысл не потеряли, но предложение в разы короче изначального.

Обобщение

"На лугу росли одуванчики, лютики, ромашки, маки, тюльпаны и колокольчики". Каким одним словом можно заменить это бесконечное перечисление? Конечно, "цветы". Мы получаем компактное предложение: "На лугу росли разные цветы".


Способы сжатия текста изложения многообразны, но чаще всего используют именно обобщение. Что мы еще можем объединить? Если в тексте несколько предложений подряд повествуют об одном и том же, то можно сделать одно сложное предложение.

Упрощение

Мы рассмотрели некоторые способы сжатия текста с примерами, но не уделили внимания упрощению. Это очень значимый инструмент в работе подобного рода. Приступим!


Мы можем упростить сложное и длинное предложение, то есть разбить его на простые. Конечно, этот прием нужно использовать совместно с другими. Практически любое сложноподчиненное предложение можно заменить простым. Не забываем про эту особенность. Проверим?

"Я уже лег в постель, когда последние солнечные лучи медленно уходили за крыши домов". Получаем "Я лег в постель на закате". Еще пример: "Мама сегодня встала рано, чтобы успеть подготовить праздничный торт на Получаем "Мама встала рано, чтобы испечь торт".

Еще можно использовать прием перевода прямой речи в косвенную или формулировку основной мысли текста своими словами.

Приемы

Для того чтобы укоротить текст, часто обращают внимание на некоторые приемы. Итак, выделим основные способы сжатия текста, чтобы было проще запомнить:

Что мы можем заменить: фрагменты текста, сложноподчиненные предложения простыми, диалог косвенной речью. Исключаем все то, что не несет смысловой нагрузки: повторы, синонимы, предложения с описанием или рассуждением. Слиянию подлежат однотипные предложения, если речь в них идет об одном и том же.

Техника сжатия

Сначала мы внимательно читаем текст и делим на смысловые блоки, так мы составляем план, на который и будем опираться при написании изложения.


1. Выразить в форме общего положения, делая выводы из отдельных наблюдений, фактов, явлений. Обобщить свои многолетние наблюдения над метеорологическими явлениями.

2. Сделать общим, придать чему-н. единичному общее значение. Обобщить частный случай. Обобщить единичное явление.

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое "обобщить" в других словарях:

обобщить — подвести итог, универсализировать, просуммировать, суммировать, распространить, резюмировать, слить, синтезировать, подытожить, подвести итог Словарь русских синонимов. обобщить 1. подытожить, суммировать, резюмировать, подвести итог чему 2.… … Словарь синонимов

ОБОБЩИТЬ — ОБОБЩИТЬ, щу, щишь; щённый ( ён, ена); совер., что. Сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему н. О. свои наблюдения. О. опыт. | несовер. обобщать, аю, аешь. | сущ. обобщение, я, ср. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

обобщить — опыт • анализ … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Обобщить — I сов. перех. см. обобщать I II сов. перех. см. обобщать II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

обобщить — обобщить, обобщу, обобщим, обобщишь, обобщите, обобщит, обобщат, обобща, обобщил, обобщила, обобщило, обобщили, обобщи, обобщите, обобщивший, обобщившая, обобщившее, обобщившие, обобщившего, обобщившей, обобщившего, обобщивших, обобщившему,… … Формы слов

обобщить — обобщ ить, щ у, щ ит … Русский орфографический словарь

обобщить — (II), обобщу/(сь), щи/шь(ся), ща/т(ся) … Орфографический словарь русского языка

обобщить — B/A гл; 175 см. Приложение II обобщу/(сь) обобщи/шь(ся) обобща/т(ся) обобщённый A/B пр; 245, 254 см. Приложение II … Словарь ударений русского языка

обобщить — щу, щишь; обобщённый; щён, щена, щено; св. что. 1. Соединить, объединить в нечто общее, единое на основе каких л. общих признаков. О. порядки разных стран в единое понятие общественной формации на основе их сходства. 2. Сделать общие выводы из… … Энциклопедический словарь

обобщить — Познавательные процессы и их результаты … Словарь синонимов русского языка

Здесь нелишним будет вспомнить о том, что цель - это спрогнозированный результат. Результатом изучения литературы по определенному вопросу вполне можно рассматривать выводы, как обобщенные знания по изученному вопросу. Грамотно сформулированный вывод по вопросу вполне может рассматриваться показателем достижения цели изучения вопроса. Если цель ставит вопрос : что мы хотим узнать в процессе изучения вопроса?, то вывод – это ответ: что же мы знаем в результате изучения этого вопроса.

Необходимо помнить следующее:

тезисы в работе должны быть представлены в утвердительной форме;

заключение составляется кратко, так как в нем отражаются только теоретические и практические выводы, вытекающие из научных положений;

количество выводов должно соответствовать количеству положений плюс дополнительная формулировка, итоговая для всех выводов.

представлен ли изучаемый вопрос в научно – методической литературе?;

заявляется ли вопрос (тема) как трудно разрешаемый или совсем не разрешаемый, т.е. проблемный?;

исследуется ли вопрос (тема), кем и на каких уровнях?;

какие идеи, взгляды, концепции, теории представлены в литературе и как они между собою согласуются?;

1). Анализируем, какая цель преследовалась нами в изучении этого вопроса?

Изучение вопроса направлено было на доказательство актуальности темы. Изучение научно-методической литературы привело нас к пониманию важности развития и совершенствования заданного объекта исследования в образовательной практике начальной школы, к пониманию необходимости изучения этого вопроса. В качестве доказательства актуальности выступила научная информация о том, что логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний. Недостаток развития словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий и операций со словами. В младшем школьном возрасте в процессе овладения школьным материалом у детей возникают трудности, связанные с требованием решать задания в абстрактно-логической сфере. Извлеченная из литературы информация убедила нас в серьезности решения задачи развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста, высветила картину реального состояния этого вопроса в теории и образовательной практике (точки зрения, идеи, заявленные проблемы на уровне теории и практики, в т.ч. – проблемы, трудности в решении задач развития словесно-логического мышления из опыта работы учителей).

2).Обобщаем весь материал и формулируем выводы по вопросу.

Сначала нужно сделать некое резюме о том, как представлен вопрос в научно-методической литературе. Например: Анализ литературы позволяет говорить о том, что изучаемый вопрос широко освещен как в фундаментальной литературе, так и в периодической печати [17,21,28,29,43].

Далее необходимо обобщить информацию, доказывающую проблемность и актуальность темы. Например: Более того, авторы книг и статей, доказывая важность развития словесно-логического мышления, обозначают разнообразные аспекты трудностей и проблем в решении этой задачи в образовательной практике [17,21,28,43]. А.А.Афанасьев 1 [17] убедительно доказывает важность развития словесно-логического мышления у младших школьников и рассматривает это как одну из основных задач начальной школы (С.265). И.И.Иванов [21] предупреждает учителей о……… П.П.Петров и С.С.Сидоров [28,43] утверждают, что……. На основании вышесказанного можно говорить, что в рамках изучаемой темы констатируются не разрешенные проблемы, что обосновывает актуальность разработки данной темы.

Если процесс обобщения на этом завершить, то это значит, что автор КР не видит связи с опытно-экспериментальной работой в ОУ в период дипломной практики и не рассматривает КР как ее теоретическую основу. На этом этапе обобщения он сделал общий вывод о том, что тема КР проблемная, но это вовсе не значит, что автор КР за 4 недели дипломной практики сможет решить проблемы, обозначенные в научно-методической литературе. Следовательно, нужно сделать вывод о наличии узкой эмпирической проблемы методического характера, которую необходимо будет решить в период дипломной практики в специально организованном исследовательском процессе.

2.2. Как сделать вывод о наличии методической проблемы в ОУ

Такая формулировка вывода является своеобразным курсивом от КР (как теории вопроса) к практической исследовательской деятельности в ОУ в период преддипломной практики. Обнаруженное противоречие и сформулированная конкретная методическая проблема дает основание студенту организовать опытно-экспериментальную работу для выполнения выпускной квалификационной работы.

2.3.Как сформулировать выводы по каждому вопросу КР с проекцией на опытно-экспериментальную работу в ОУ

Для того, чтобы понять логику обобщения материалов и умозаключения о связи с предстоящей опытно-экспериментальной работой в ОУ поразмышляем следующим образом:

- сформулировать выводы по каждому вопросу плана изложения темы с проекцией на опытно-экспериментальную работу в ОУ- это значит показать объект и предмет исследования в реальной связи с жизнью;

- если КР выступает основой эксперимента, то какие же его компоненты определяются курсовой работой? ;

- как можно использовать полученные знания при подготовке и в процессе опытно-экспериментальной работы в ОУ?;

- для чего изучался тот или другой вопрос и какое отношение это имеет к экспериментальным урокам?.

Это практико-ориентированный ход размышлений.

Обратимся вновь к плану изложения темы и попытаемся усмотреть проекцию от каждого вопроса к опытно-экспериментальной работе в ОУ:

2. Вывод о проблемности темы на основе анализа литературы приводит к заключению того, что и в отдельно взятой школе, в отдельно взятом классе обнаружено некое противоречие между программными требованиями (нормой) и реальным состоянием объекта исследования (фактом).

2. Вывод о том, что будет пониматься под тем или иным термином поможет конкретизировать объект и предмет исследования. Конкретное однозначное понимание терминов определяет конкретные действия экспериментатора: что именно измерять, что именно формировать, что именно готовить к экспериментальному уроку.

3. Вывод о возрастных особенностях развития детей (учащихся) определяет возрастную группу и выбор методических приемов для учета их в работе с детьми с заданными особенностями во время эксперимента.

4. Изучение и анализ ФГОС, УМК, учебных программ подводит к пониманию нормативной базы процесса обучения в школе, к пониманию того, что для экспериментальных уроков необходимо отбирать программное содержание обучения, более того, программное требование поможет отобрать содержание тестовых опросников, определить объекты для педагогического наблюдения, использовать программное содержание как эталон для сравнения с фактическими результатами диагностического среза.

6. Изучение богатого разнообразия диагностических методик в научно-методической литературе дает возможность выбора вполне конкретных исследовательских методик как инструментария для измерения заданного в теме КР объекта исследования. Конкретное описание методики исследования (тест, анкета и др.) послужит алгоритмом в подготовке и проведении диагностических процедур.

8. Изучение вопросов о разновидности предмета исследования и критериях их отбора помогут осуществить критериальной отбор необходимых средств, методов, приемов обучения для экспериментальной проверки их эффективности. Это значит, что на основе материалов КР экспериментатор может разработать конспекты уроков и подготовить все необходимое для обучения (тексты, игры, раздаточный материал, символы – все, что подразумевает предмет исследования).

ПРИМЕРЫ ВЫВОДОВ (УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ) С ПРОЕКЦИЕЙ НА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ РАБОТУ В ОУ

(извлечение из студенческих работ)

Анализ программы позволяет в исследовании определить нормативную цель формирования умений и навыков детей, на которую мы будем ориентировать результаты входной диагностики. Более того содержание программы будет выступать основой для экспериментальных занятий.

Анализ литературы показывает достаточную освещенность методических приемов организации и проведения……(И.И.Иванов, П.П.Петров, Ф.Ф.Фадеева). Именно они будут заложены в содержание инновационных занятий в условиях опытно-экспериментальной работы в ОУ.

В своей работе мы будем понимать под выносливостью то, что понимает Г.Г.Гульбис:……. [3,с.182]. Этот вывод продиктован контекстом темы КР. Именно с этой позиции мы будем изучать исходное состояние выносливости в ходе эксперимента.

Проанализируем методы обучения в связи с их пригодностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач в процессе наших экспериментальных уроков в школе.

В представленной модели выделены структурные компоненты, критерии и уровневые показатели сформированности . , что можно адаптировать к нашей опытно-экспериментальной работе в условиях ОУ и разработать конкретную методику диагностики изучаемого объекта.

Однако оставалось неясно, как изменится способность к выполнению… Этот вопрос и предстоит выяснить в нашем исследовании.

Если же произвести полностью системный анализ всех разновидностей . то это практически невозможно сделать из-за огромного разнообразия данных разновидностей. Мы в своей работе остановили выбор на классификации . для того, чтобы осуществить критериальный отбор необходимых физических упражнений, с направленностью на развитие гибкости.

Таким образом, применение представленной тестовой методики, позволит определить фактический уровень физической подготовленности школьников в реальных условиях отдельно взятого учебного класса одной из школ г. Омска.

Изложенные фактические данные послужили опорой для определения методической проблемы, решением которой можно заниматься в период преддипломной практики в условиях специально организованного исследования в ОУ.

В нашем исследовании под качеством знания мы будем понимать качество усвоения знаний с ориентацией на уровни усвоения знаний.

Литературные научные данные привели нас к пониманию того, что не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что в процессе опытно-экспериментальной работы в ОУ мы будем тестирование обязательно сочетать с другими (традиционными) формами и методами проверки. Например, использовать письменные тесты и давать возможность обучающимся устно обосновывать свои ответы.

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что любой метод сам по себе не может быть ни активным, ни пассивным, тем и другим его делает исполнитель. Какие бы методы мы ни применяли для повышения эффективности обучения, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Именно это и будет выступать сутью нашей экспериментальной деятельности в период преддипломной работы.

Итак, на основе анализа научно-методической литературы можно сделать вывод о достаточно убедительном доказательстве важности применения специальных упражнений в воспитании выносливости (Р.Р.Романов, С.С.Смирнов и др.). Следует заметить, что к специальным упражнениям авторы разных источников по сути относятся по разному, а именно:

- специальные упражнения как средство

- специальные упражнения как условие, необходимое для………….

- специальные упражнения, как составляющая технологии тренировочного процесса.

В своей работе мы будем рассматривать специальные физические упражнения как средство воспитания выносливости (Р.Р.Романов). (или в своей работе мы будем вслед за Р.Р.Романовым использовать специальные физические упражнения как средство [17, с.154] ).

Именно такой подход будет осуществляться нами в условиях экспериментальных уроков, именно поэтому в дальнейшей работе предполагается разработка комплекса специальных физических упражнений и экспериментальная его проверка как средство воспитания выносливости.

Ведь все это зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. Об этом очень важно и необходимо помнить во время проведения экспериментальных уроков в школе во время дипломной практики, т.к. объектом исследования в нашем случае является активизация учебной деятельности учащихся.

В своей работе из всех изученных классификаций мы выбираем классификацию Смирнова А.Т., т.к. она более логичнее на наш взгляд соотносится с примерной программой ОБЖ в 7 классе.

Итак, учет возрастных особенностей – один из основных педагогических принципов. Реализуя его, преподаватель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами учебного труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности, средств обучения, адекватность применяемых методов контроля, что обязательно должно учитываться нами в процессе экспериментальных занятий.

Анализ специальной психологической литературы позволяет утверждать о возможности применения в обучении учащихся 7-х классов метода анализа конкретных ситуаций даже на уровне профессиональной деятельности студента.

На основе изученной методической литературы[3,7,17,45] мы можем говорить о том, что специальных упражнений предлагается очень много и при этом такие ученые, как Г.Г.Гульбис, И.И.Изгейм, предупреждают нас осуществлять строгий критериальный отбор упражнений в зависимости от возраста, уровня подготовленности и многое другое. При составлении конспекта специальных физических упражнений мы будем руководствоваться этими критериями.

На основании полученных противоречивых данных предварительного эмпирического исследования была поставлена исследовательская проблема: Можно ли добиться полного усвоения учебного материала в процессе применения метода конкретных ситуаций при изучении темы?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации можно использовать как практическое руководство для студентов, выполняющих курсовую и выпускную квалификационную работы. Однако, нужно учитывать специфику организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональном образовательном учреждении, а именно:

курсовая работа выполняется на 2 курсе обучения, выпускная квалификационная работа- на 3 курсе обучения;

обе работы выполняются на одну и ту же тему;

в процессе разработки темы студент осуществляет анализ научно-методической литературы, проводит пилотное и основное исследование на базе ОУ;

анализ литературы позволяет автору работы расширить, углубить и систематизировать профессиональные знания, которые выступают в свою очередь основой опытно-экспериментальной работы в ОУ. Такая специфика выполнения учебно-исследовательской работы предполагает обобщение теоретического и эмпирического материала на предмет обнаружения проблемы методического характера в образовательном учреждении и формулирование выводов в теоретических вопросах в связи с предстоящей опытно-экспериментальной работой в ОУ в период дипломной практики. Курсовая работа, которая выполнена и защищена студентом на втором курсе, может быть основой для опытно-экспериментальной работы лишь в том случае, если она способна выдать исследуемый объект в реальной связи с жизнью. Это означает, что каждый вопрос ее содержания должен быть обобщен и должен иметь заключение-вывод. Вывод при этом должен быть ориентирован на исследование в ОУ, которое студенту необходимо провести в период дипломной практики на 3 курсе.

Следовательно, перед студентом стоит задача освоения техники обобщения материалов курсовой работы и формулирования практико- ориентированных выводов.

Некоторые рекомендации

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна


Всем нам – родителям, прародителям – хочется благополучия для своих любимых чадушек. Это совершенно нормальное желание. Первое, чего желаем, это здоровья. Ну, а второе – хочется качественного образования.

Обобщение - важное свойство ума. Почему?

Обобщение в психологии это важнейшая мыслительная операция, являющаяся основой обучаемости.

Рассмотрим на примере обобщения понятий – одного из проявлений мышления. Обобщение понятий как мыслительное действие проявляется тогда, когда у нас есть 2 и более предметов, мы сравниваем их наяву или мысленно и находим общие черты (признаки).

Почему это важно? Например, ученики на уроках математики решают типовые задачи. Такие задачи задаются и на дом. Умеющий видеть сходство школьник скажет: "Ага! Подобную задачку мы решали в классе. Только в той было так, а здесь эдак". Домашняя задачка уже знакома. Если же ученик не видит сходства, каждую задачу он будет решать, как новую. А это огромные нервно-психические затраты.

Другой пример. Школьник знает правило "на зубок", а применять не может. В грамматике такая проблема "вылезает" обычно в 3 классе. Почему именно там? Потому что в 1 и 2 классах грамматические правила говорят, что надо делать конкретно, например, "Ча, ща пиши с буквой "а". В 3 классе характер правил меняется. Они уже задают не конкретные инструкции, а способ действия: чтобы проверить безударную гласную в корне надо… Надо подобрать однокоренные слова, то есть найти сходство по определенному признаку - обобщить понятия.

И ребенок страдает. А ведь в большинстве случаев проблему можно было решить до школы. Лучше всего с психологом. Но если такой возможности нет, давайте разбираться и делать сами.

Как психологи узнают, что у дошкольника, возможно, будут проблемы в обучении, и какие именно это будут трудности?

Тест на обобщение

Проведем обследование (не ранее пяти лет).

Инструкция, которую мы даем ребенку. Сейчас мы будем вместе придумывать предложение. Я придумаю начало, а ты – конец.

1. Лимоны кислые, а сахар … (сладкий).

2. Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками).

3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки … (женщинами, мамами, тетеньками).

4. Нож и кусок стекла оба … (острые).

5. Слива и персик - … (фрукты).

6. Кошка и мышка - … (животные).

Если задания 5-6 малыш выполняет правильно, задаем дополнительный вопрос: "А чем эти предметы похожи?". Ответы надо запомнить или записать, потому что они важны для анализа.

А теперь будем оценивать ответы. Оцениваем только для себя! Ребенка хвалим за старание и отпускаем восвояси.

Итак, оценим правильное выполнение первых четырех заданий – 1 балл, неправильное – 0.

Тонкости тестирования

1. Нет вариантов – 0;

2. Сладкие, круглые, синие и т. д. – 1 балл;

3. Фрукты – 2 балла, но.

Здесь задайте вопрос: "А чем они похожи?" Если дошкольник или младший школьник скажет: похожи тем, что растут на деревьях, то он молодец. Ему можно поставить высокую оценку, потому что он назвал главный признак сходства всех фруктов. Если он называет сходство по форме, вкусу, цвету или говорит, что у обоих предметов есть кожица, сок, косточка внутри (описывает устройство), ставим 1 балл, потому что он выделил признаки сходства, но второстепенные. Если не смог объяснить, - 0.

Аналогично поступаем и с вопросом 6.

А теперь вывод. Задания 1-4 выполнены правильно и за задания 5-6 получена максимальная оценка. Все в порядке. Но для разнообразия навык можно усовершенствовать. Во всех остальных вариантах обобщение понятий надо развивать.

Если в речи дошкольника имеются обобщающие слова, которыми он может назвать группу предметов (одежда, обувь, овощи, фрукты и др.), это не означает, что способность к обобщению понятий у него сформирована. Это может означать простую заученность, и не должно вводить в заблуждение ни родителей, ни специалистов (воспитателей, логопедов, дефектологов др.) Надо, чтобы дошколёнок понял, что основа обобщения понятий (объединения в группу) - сходство предметов и явлений. Учите это сходство находить. Так формируется другое замечательное качество ума (операция мышления) - сравнение.

Ещё родителям надо знать, что развитое обобщение позволяет значительно улучшить память ребёнка

Читайте также: