Как сделать ноя

Обновлено: 04.07.2024

Хананеи давно известны в истории человечества из-за своей жестокости и испорченности. Они происходили от Ханаана, внука Ноя от Хама (Быт. 9:18). У Ханаана, вероятно, от природы склонного к сладострастью, были несомненно плохие черты; это проявилось в извращенном поступке, совершенном им по отношению к его деду Ною. Хам, отец Ханаана, ничего не предпринял, чтобы воспрепятствовать такому поступку, и не предпринял также ничего потом, когда он о нем узнал, чтобы наказать злодея. Всемогущий Бог, как никто другой, хорошо знал, к каким последствиям может привести поведение извращенцев. Поэтому Ханаан был проклят Богом (Быт. 9:20—25).
Принесение в жертву детей, гомосексуализм и разврат с животными стал образом жизни хананеев! Кроме того, они занимались магией, ясновидением, колдовством и другими делами, ненавистными для Бога. — Втор. 18:9—12.
Уже во дни Авраама, часть ханаанейского населения, которая его окружала, т. е. жители соседних городов Содома и Гоморры, были в такой мере разнузданы и безнравственны, что Бог уничтожил огнем их и их города. Авраам ходатайствовал за них у Бога, но в этих городах не возможно было найти даже десяти праведников. — Быт. 18:20 до 19:29; 2 Петра 2:6—8.

По преданию, во время Потопа Хам со своей женой были единственными из людей, которые нарушили запрет Творца плодиться и размножаться и в наказание за это стали чернокожими.

Проклятие Ноем потомства Ханаана, сына Хама, мидраш [1] мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх) , которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял четвёртого сына Хама — Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией [2].

Также слово хам приобрело нарицательное значение — наглый, аммок, грубый человек, проявляющий хамство.

Чё за бред?
Если Хам стал чернокожим за то что не хотел иметь наследников,то откуда столько чёрнокожих?
И ещё.
Если бы Хам оскопил Ноя,то Ной просто сделал бы ему сикир башка, а не проклял.
И вообще,откуда столько воинствующего безумия у людей пишущих такую галиматью?
Вы что,недоедаете витаминов?
Так хоть рыбий жир пейте,всё же для мозгов питание.

Идеал, указанный обетованием, не мог найти себе скорого осуществления в действительности, и злое начало настолько восторжествовало над добром, что, по-видимому, исчезла всякая надежда на возможность возрождения человечества. Тогда оказалось необходимым нанести решительный удар старому греховному человечеству, и он нанесён был ему в страшной мировой катастрофе, так называемом Всемирном потопе, от которого спасся только один благочестивый Ной с своим семейством и с необходимыми родоначальниками всего живущего на земле (Быт. , VI—VIII гл.) . Через своих трёх сыновей, Сима, Хама и Иафета, он и стал родоначальником нового послепотопного человечества, колыбелью которого была обширная среднеазиатская возвышенность, откуда и началось расселение размножившихся потомков Ноя во всех направлениях и по преимуществу к западу. В Месопотамии, в южной части её, началась быстрая культурная работа и через несколько сот лет уже образовалась сильная монархия вавилонская.

Ной - Библейская история и годы жизни

Это всеми известная история про Ноя и его ковчег, тайна спасения, которая сокрыта в Библии. История человечества от Адама до Ноя, которая, к сожалению, закончилась трагично для большинства людей.

Так кто же такой Ной? Что он сделал, что бы заслужить спасение? Какими качествами обладал? Особенный ли он или нет?

На все эти вопросы ответ мы можем найти, изучая Библию и смотря на всю картину в целом. Господь как художник рисует на холсте времени свой план — замысел относительно человека.

План Божий

Но, вскоре, непослушание Богу привело человека ко греху, изгнанию из сада и потере близкого общения с Богом. Человечество в дальнейшем плодилось и размножалось уже не с праведностью Божьей, а с греховной натурой, которая противилась путям Творца. Непослушание росло из поколения в поколение.

Человек все меньше и меньше стал походить на Создателя. Каждый имел свободную волю в мыслях, поступках, сам выбирая свой путь.

Библейская история Ноя

Об этом свидетельствует то, что Ной общался с Создателем. Господь предупредил его о том, что Он хочет сделать, как и каких размеров построить ковчег и т.д. Писание характеризует Ноя, как человека праведного и непорочного в роде своем, ходившего пред Богом (Быт 6:9).

Он был послушен слову Господа, не только в строительстве ковчега, но и по жизни, чем и угождал Богу. Удивительная стойкость характера, мужество и твердость Ноя говорят о его доверии Богу, любви и уважении к Творцу.

Руководствуясь здравым смыслом, Ной поступал правильно — это не значит, что он не делал ошибок, но жизнь, которую он прожил, говорит о стремлении всеми силами угодить Богу.

Что же окружало Ноя? Абсолютная противоположность. Люди, живущие в то время, не заботились в своем разуме иметь Бога, были непослушны Его заповедям, своевольны, злы, надменны, в них отсутствовала моральная чистота (Быт 6:5-7).

Господь раскаялся

Человек был способен выбирать жить так, как он хотел, слушать или не слушать Бога. Результат его выбора — та жизнь, которую он избрал.

Господь не имеет ничего общего с грехом и никак его не поощряет. Творец праведен и непорочен, добр и милостив, творит добро и хочет, чтобы Его творение также походило на Него.

Среди распущенности того времени Ной сохранил веру в Создателя. В возрасте 500 лет у него родилось трое детей : Сим, Хам и Иафет. Ной впоследствии предсказал будущность своих сыновей — Сим продолжит служить Богу, а Хам будет в рабстве у братьев.

Строительство ковчега

Когда Ною исполнилось 600 лет, Бог проговорил к нему о том, что хочет уничтожить все живущее на земле, от людей до животных. Создатель заключил завет с Ноем, что он и его семья — его жена и сыновья с их женами — войдут в строение под названием ковчег (Быт 6:18).

Господь рассказал, как построить его и какого он должен быть размера. Ковчег напоминал трехэтажный корабль, в котором должны уместиться семья Ноя, все виды животных, птиц, млекопитающих, и запасы пропитания для всех. Ковчег являлся первым прототипом корабля (Быт 6:14-16).

Очень вероятно, что над Ноем смеялись и считали его ненормальным, но, несмотря на все унижения, он продолжал строить. Когда ковчег был готов, Сам Бог закрыл дверь корабля спасения (Быт. 7:16), после чего начался потоп.

Вода изливалась 40 суток, поднимаясь как из-под земли, так и потоками с неба, достигнув отметки выше вершин самых высоких гор (на 15 локтей= примерно 675 см). Никто не мог спастись (Быт 7:19-21).

После спасения Ноя и его семьи Бог заключил с ним завет, что никогда больше не наведет потоп на землю (Быт 8:21-22). Знамением этого завета явилась радуга на небе, появляющаяся по сегодняшний день после дождя.

Кто же может спастись?

План Божий продолжил свое исполнение в лице праведника Ноя и его семьи. Поэтому Ной стал отправной точкой для образования человечества — спасенные в ковчеге получили повеление плодиться и размножаться. Всех дней Ноя было 950 лет.

Хорошая, счастливая жизнь без Творца невозможна. Несмотря на это мы видим, что человек и сегодня выбирает жить без Бога.

Библия говорит, что как было во дни Ноя, так будет и в последние времена.

Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого (Матф.24:37-39).

Ковчег спасения Ветхого завета является прообразом Христа Нового завета. Грех сам по себе не уничтожить и не вылечить, это под силу только Богу. Господь хочет и всегда хотел общаться со своим творением, но вот человек не всегда, к сожалению, хочет общаться с Творцом.

Бог дал нам свободную волю и свободный выбор как жить и поступать. Но Христос — это единственная дверь в ковчег спасения (Иоан 3:16).

У многих древних народов тоже есть повествования о Потопе – в том числе, у ближневосточных соседей древних евреев, вавилонян. Там тоже катастрофическое наводнение губит человеческий род, и один человек – Утнапиштим – спасается, потому что его предупредил о грядущей катастрофе один из богов – Нинигику. Языческие рассказы похожи на современные блокбастеры в одном важном отношении – происходящее не имеет отношения к греху и праведности.

У язычников причина Потопа – непонятный каприз богов, которые потом и сами не рады, что устроили такое бедствие. Это не результат человеческих грехов, как и спасение Утнапиштима – не результат его личной праведности.

Совсем иначе события видит Писание. В Библии Потоп есть результат человеческого греха, оскорбляющего Бога: “Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт.6:11,12). Ной с семейством избавлен, потому что “Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом" (Быт.6:9).

Нам, живущим в мире, сформированном верой в Единого Бога, трудно понять масштабы этого переворота в сознании – для язычников боги существа могущественные, таинственные, вызывающие трепет и требующие поклонения, но не нравственные. Не в смысле “безнравственные” а в смысле “находящиеся за пределами добра и зла”. Никакого морального смысла в их поведении – в том числе, в устроении Потопа – нет. Боги капризны и непредсказуемы; захотят – устроят потоп, захотят – случайно выхватят из числа обреченных людей какого-нибудь любимчика.

Но Бог Библии требует праведности; Потоп – результат “развращения человеков”, это не каприз, а кара, пришедшая на злодеяния, наполнившие землю. Нам это может быть непонятно, как людям, во многом уже выпавшим из библейской картины мира. Даже когда мы готовы признать бытие Бога, Он воспринимается как какой-то могущественный Инопланетянин, Кто-то, кто снаружи вмешивается в “наши” дела. Но для людей Библии весь мир – каждая его пылинка – создан и поддерживается в бытии Богом. Все, что мы имеем, начиная с самого нашего существования – Его дар. Вы и я не исчезли из мироздания в это самое мгновение только потому, что Бог поддерживает нас в бытии. Я напечатал эту фразу только потому, что Он дал мне ее напечатать – мой мозг функционирует, руки двигаются по клавиатуре – а Вы ее прочли только потому, что Бог дал Вам ее прочитать. В этой вселенной, созданной Богом, грех – это не просто вопрос социальной дисгармонии, испорченных отношений между людьми. Грех глубоко ранит мироздание в целом и бросает вызов Богу.

В самом деле, представьте себе, что вы дали мне пожить в принадлежащей вам квартире, а я устроил там воровской притон. Я не просто сделался преступником против моих ближних – я сделал вас соучастником. Или, представьте, вы даете мне воспользоваться Вашей машиной, а я сбиваю на ней людей или развожу наркотики. До тех пор, пока вы не гоните меня из вашей квартиры и не забираете у меня вашу машину, Вы даете повод упрекать вас в соучастии. Грех – любой грех – это лжесвидетельство на Бога. Смотрите, я делаю это, и Бог мне не препятствует. Суд Божий, кара, приходящая на грех, есть свидетельство праведности и святости Божией – ясное указание на то, что грех противен замыслу Божьему о мире.

Бог долготерпит, и какое-то время попускает людям ходить их путями, но Его суд на злом и грехом неизбежен.

И в библейском повествовании он приходит именно как потоп – потому что воды, особенно соленые морские воды, в восприятии ближневосточных народов – это образ смерти. “Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. – взывает псалмопевец – Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего” (Пс.68:2-4). Темные воды смерти рано или поздно сомкнутся над головой каждого человека – произойдет ли это в ходе грандиозной катастрофы или тихо, в своей постели.

Но повествование о Потопе – это и повествование о спасении. Ной был спасен, потому что “ходил перед Богом”. Обычно мы “ходим перед людьми”, оглядываемся на своих соседей, сослуживцев, знакомых. Люди склонны искать себе разрешения на грех – и чаще всего находят его в том, что “все так делают”. В предпотопной ситуации, когда “земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями” “все” делают очень плохо. “И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле” (Быт.6:12). Люди считают нормальным то, что является чудовищным, и, похоже, искренне не понимают – а в чем проблема-то? Все так делают давно уже. Ну, разве что-то один-другой религиозный чудак считает все это неправильным.

И вот Ной не оглядывается на “всех”. Он смотрит на Бога и соизмеряет свое поведение с Ним. Бог призывает Ноя построить Ковчег, в котором спасется он и его домашние. И тут мы видим разницу между порядочным мирским человеком и верующим. Ной повинуется этому странному повелению. Он не просто приличный человек среди людей крайне испорченных – он человек, который слышит голос Бога и делает, что ему сказано.

Постройка ковчега – наверняка совершенно бессмысленное дело с точки зрения окружающих. Солнце всходит и заходит, времена года сменяют друг друга, никаких признаков потопа, а этот странный человек строит ковчег.

История Ноя: чем различаются языческие и библейские представления о Потопе?

Ной выпускает голубя из ковчега Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв.

Как-то в одном английском сериале я видел комедийного персонажа – странного сектанта с большой бородой, который уверял всех, что будет второй потоп, и строил ковчег. Сектант был, конечно, не прав – в Писании ясно сказано, что второго потопа не будет – но и для своих современников реальный Ной выглядел примерно также. Странный человек, который вкладывает немалые труды в совершенно нелепый проект. Как говорит Писание, “И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал” (Быт.6:22).

Наконец, приходит потоп, и мир погибает, захлебнувшись в своих беззакониях. Когда вода спадает, Ной высаживается на землю и совершает жертвоприношение: “ И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике” (Быт.8:20). Нам это может быть не очень понятно – но в библейском контексте это имеет очевидный смысл. Человек получает от Бога весь мир – и совершает жертвоприношение в знак признания этого факта. “Это Твой мир, Господи”.

Бог заключает с Ноем Завет – и это тоже резко противопоставляет библейский рассказ языческим легендам. Бог принимает на Себя определенные обязательства, Он дает обетование – мир больше не будет разрушен водами потопа. Бог благословляет Ноя и его потомство. В знак этого завета Бог устанавливает знак - радугу.

Главные элементы повествования о Ное – грех, суд, вера, праведность, спасение, жертва, завет, новое начало – являются сквозными для всей Библии. Как главные темы в симфонии, они повторяются вновь и вновь, слегка меняясь и в то же время оставаясь теми же. История Ноя служит прообразом многих библейских событий – и прежде всего, событий Нового Завета. Большинству наших современников это может показаться непонятным. Мы живем в мире очень бедном на смыслы, где у каждого повествования есть только один смысл - репортажный. Но до относительно недавнего времени образованные люди думали иначе – и текст, и исторические события, и повороты личной судьбы значили гораздо больше того, что лежало на поверхности. Они видели неисчерпаемо глубокое и абсолютно актуальное, для нас и сейчас возвещаемое послание там, где мы обычно не видим ничего.

В истории Церкви – начиная с Апостолов – повествование о Ное воспринималось как прообраз реалий Нового Завета. С точки зрения Апостолов – и Отцов – повествование о Ное относится к нам самым непосредственным образом. Потоп означает грядущий суд; Ковчег – Церковь, в которой спасаются верные; жертвы, которые принес Ной, предуказывают на жертву Христа. Выходя из Крещальной купели мы оказываемся, как Ной, новыми людьми в новом мире. Церковь призывает всех людей занять свое место в Ковчеге спасения – из спастись от потопа греха и смерти.



Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо

Быт.9:18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет .


Не каждый знает имена Сима и Иафета, а вот Хам известен практически каждому современному человеку. Впрочем, как имя нарицательное, а не как имя собственное.
То есть, Хамом в наше время называют тех людей, которые ведут себя вызывающе по отношению к окружающим .

Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.

А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.

«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. "



Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.

Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.



Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика

А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?




Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре

Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему".



Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.

Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.



Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов

Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.

. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)

Считается, что от сыновей Ноя пошли народы:
- от Сима (Shem) – семиты: негры, евреи и арабы.
- от Хама (Ham) – хамиты, обитатели африканского севера: негры, египтяне, суданцы, берберы.
- от Иафета (Japheth) - европейцы (индоевропейские народы).



Джером Сабле. Опьянение Ноя

Согласно Библии, сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
Иосиф Флавий полагает, что за именем Хуш скрываются эфиопы, Мицраим — египтяне, Фут — ливийцы (мавры), а Ханаан — доеврейское население Иудеи .

Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.



Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте

Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.

Читайте также: