Как сделать новостной сюжет

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Читатель долго не выдержит.Чаще всего есть не больше одной минуты на чтение всего новостного сюжета и буквально 2-3 секунды на заголовок.

Этим-то мы сегодня и займемся. Параллельно мы пробежимся по видам новостей и поймем, почему новостная лента так важна для многих проектов. Начнем.

4 выгоды от размещения новостей на сайте

Полноценная новостная колонка на сайте — не прихоть и не каприз. Она решает 4 очень важные задачи:

Многие реально интересуются новостями отрасли и событиями из жизни компаний, а потому нужно постоянно подкармливать читателя свежими порциями информации.

Что вы подумаете, наткнувшись на пустой или давно брошенный новостной раздел? Правильно. У вас сложится впечатление, что эта компания не работает.

Доисторические даты статей просто отпугивают клиентов. Элементарная психология.

Напротив, если компания заполняет свой собственный новостной раздел, это явно идет ей на пользу. Потенциальные покупатели видят, что фирма держится на плаву. Возникает доверие к бренду. Актуальные новостные статьи демонстрируют успешность в бизнесе. Наконец, это солидно.

Кстати, в статье о поиске заказов для копирайтеров я дал очень необычную фишку поиске работы именно на сайтах со старыми новостями. Как, зачем и почему нужно искать сайты с “древними” новостями – читайте в заметке .

Скажем, ввел человек запрос “трикотаж в Челябинске оптом”, а тут и новость с вашего сайта трикотажа “Наша компания стала победителем в номинации “Крупнейший оптовый поставщик трикотажа в Челябинске”.

Вроде бы и писали новость для пиара и укрепления позиций бренда , а она еще и потенциальных клиентов может привести. Красивейшая красота.

Написание уникальных новостей для сайта — отличный способ войти в доверие Яндекс и Google без чрезмерных затрат. Вообще, обновление контента на сайте – один из главных признаков профессионального современного SEO-копирайтинга. Это обязательный элемент роста ресурса.

Конечно, необходима грамотная SEO-оптимизация новостей. Ключевые слова не должны резать глаз, вызывая недоумение. Гость пришел по ключу и получает ответ.

3 способа создания WEB-новостей

Ниже я расскажу о трех проверенных способах, которые реально работают. Все они достаточно просты для того, чтобы вы сходу, не имея никаких особых навыков журналистики, могли написать свою первую новость.

Этот способ подойдет даже тем, кто не очень представляет себе правила работы с WEB-новостями. Он удобен, поскольку уже заранее весь будущий текст разбит на логические участки-вопросы.

Чтобы написать новость, достаточно ответить на 6 вопросов ниже, а затем “собрать” это в единый материал. Вот эти вопросы:

WEB-новость можно считать хорошей, если в самом ее начале даются ответы хотя бы на 2 вопроса. Остальные раскрываются следом.

Кстати, совершенно не обязательно давать ответы на вопросы именно в “классической” последовательности.

Можно сначала, скажем, рассказать “когда и как”, а затем уже “кто, почему и где”. Главное, чтобы были все ответы, а порядок подачи – дело второе.

Новость из 5 статичных абзацев

Этот формат удобен тем, что он сразу же зажимает автора в очень конкретные рамки: вы должны написать новость именно за 5 абзацев. В идеале – еще бы нужно и ограничить размер одного абзаца. Неплохим вариантом будет 4-6 строк на каждый.

Абзац первый (лид)

Здесь мы обязательном порядке отвечаем на 4 вопроса:

Важно написать так, чтобы точно вместить ответы на все вопросы именно в 1 абзац. Как правило, после некоторой практике это выходит достаточно просто. Например:

В июне 2020 года (когда) коллектив компании N (кто) занял первое место по сбору ежей в корзины. Соревнования проходили в Москве (где), соперниками выступали 37 ежесобирательных компаний из России, СНГ и Европы.

Успех стал возможен благодаря ежедневным тренировкам и нашим фирменным способам технологиям укладки ежей (почему).

Словом, на протяжение следующих 3 абзацев мы раскрываем детали и “очеловечиваем” текст. Пишем WEB-новость так, чтобы ее было интересно читать людям.

Последний абзац

Здесь мы коротко подводим итоги, куда-нибудь приглашаем, что-нибудь обещаем, о чем-нибудь напоминаем и так далее. Словом, аккуратно сворачиваем текст таким образом, чтобы новость выглядела органично завершенной.

Принцип перевернутой пирамиды

Очень простой способ, которым, как правило, пользуются при написании классических пресс-релизов . Он похож на 2 предыдущих примера, но отличается тем, что мы не отвечаем на вопросы, а даем свою вольную интерпретацию самого важного.

Виды WEB-новостей

Теперь, когда мы немного разобрались с технической частью, самое время изучить виды такого контента. Ниже – основные градации WEB-новостей.

Жесткую новость пишут иначе – линейно. Лид четко рассказывает суть происшедшего, а основное тело статьи сообщает подробности. Затем можно дать предысторию, осветив весь процесс развития темы.

Сложносоставные материалы . Такая новость объединяет два (или несколько) логически связанных факта.

Скажем, хостинг-компания пишет о вводе специального тарифа для сайтов на базе WordPress. Сразу после этого сообщается, что перейти на тариф пожелали более 35 % ранее опрошенных клиентов. Первый факт дополнен вторым. В этом случае лид сообщает обо всех событиях сразу.

Полезные советы по написанию

– Старайтесь соблюдать контент-план . Заполнять news-колонку следует не наскоками, а по четкому расписанию. Например, по 2 материала в неделю. Регулярность важна. Новостные поводы есть всегда — нужно лишь немного подумать.

Не забудьте о заголовке. Согласитесь, вы нередко открываете тот или иной текст именно потому, что вас зацепил “заголовок”. по статистике, заголовки читают в 5 раз чаще, чем текст статьи.

Для новостных заголовков важна краткость, информативность, читабельность. Неясные, слишком длинные шапки отталкивают людей. Представьте, что вы на перроне, а собеседник проносится в скором поезде.

У вас пара-тройка секунд. Что вы успеете прокричать? Несколько слов, не более. Так и рождаются заголовки современных новостных материалов.

На этом рассказ о написании новостей для сайтов заканчивается. Если у вас есть вопросы, уточнения или недоуменные возражения – оставляйте их в комментариях.

Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Руководитель проекта “Панда-копирайтинг” и Университета копирайтинга. Создатель убедительно-позитивного стиля. Автор нескольких книг о копирайтинге

ТЕКСТ (слово латинского происхождения). В буквальном понимании– подлинник, подлинная речь человека.

Вы записали несколько интересных синхронов и сняли красивые планы деревенских домов и улиц. Вы возвращаетесь в редакцию и наступает
время писать текст

Азбучные требования к подготовке текста, прозвучавшего в телевизионном эфире или на радиоканале, выражаются тремя понятиями: точность, ясность, краткость.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА
  1. Излагать суть дела необходимо максимально доходчиво, потому что телезрители слышат ваш текст в эфире всего один раз, и нужно сделать так, что-бы он был сразу понят правильно.

2. Текст, передаваемый в эфир, нужно произносить уверенно, в этом случае
он будет вызывать доверие зрителя. Запинки и бормотание мешают произно-сить текст убежденно.

3. Телевизионщики должны готовить тексты своих выпусков, учитывая, что
их будут слышать те зрители, которые, возможно, видели предыдущие выпус-ки, и те, кто будет смотреть программу первый раз.

5. Текст обязательно должен содержать повтор наиболее важной информа-ции(например, местонахождение ограбленного банка)

6. Вы долж-ны объяснить зрителям, что они видят на экране– нельзя полагаться на то, что видеоряд говорит сам за себя.

7. Вы должны пользоваться литературным языком цитат, метафор и срав-нений, иначе зрители решат, что вы их не уважаете.

8. Вы должны сопровождать видеоряд непрерывным комментарием– даже если ничего существенного вы в данный момент сказать не можете.

9. В телевизионном репортаже видеоряд не менее важен, как и текст. Нет необходимости комментировать словами то, что зритель и так видит на экране телевизора. Ваша задача дополнить видеоряд информацией, которую оператор не может снять на камеру.

10. Пользуйтесь простым разговорным языком– употребляйте обычные слова и несложные предложения. Зрители слушают вас, а не читают– они не смогут остановиться и перечитать текст, если им что-то не сразу понятно.

11. Не пытайтесь, во что бы то ни стало, непрерывно говорить: если вам нечего сказать– помолчите. Пусть зрители спокойно смотрят на экран– видео-ряд вполне способен сам по себе передать часть содержания сюжета.

12. Никогда не оставляйте без объяснений то, что привлекает внимание на экране; объясните, либо исключите этот изобразительный материал из сюжета.

Золотые правила написания текста на телевидении от TV Sreda

1. Подчеркните значимость видеоряда– не объясняйте мне, что я вижу на экране; объясните, почему мне это показывают.

2. Пишите для слуха– текст должен хорошо звучать: это важнее, чем то, как он выглядит на бумаге.

3. Существенная информация– вычеркивайте все лишние сведения, оставляйте только то, что необходимо для понимания сюжета.

4. Правьте, правьте, и еще раз правьте– каждый следующий черно-вик всегда лучше предыдущего. Если вы запишете самый первый набросок
текста– в нем будет полно недостатков.

Пишите разговорным языком. Помните, что люди вас будут слушать, а не читать.

Правьте, правьте и еще раз правьте. Чем раньше вы начнете писать текст репортажа– даже в самом черновом виде– тем больше времени у вас бу-дет на правку. В этом смысле закадровый текст ничем не отличается от любого
другого литературного творчества, и с каждым новым черновиком вы будете избавляться от бессмысленных и уродливых оборотов.

Основные общие правила подготовки текста.

Вначале следует указать источник информации: если приводится высказывание, то нужно указать, кому
оно принадлежит, и только после этого переходить к комментированию.

Имена нужно приводить в полной форме(если это возможно); имена и
фамилии следует упоминать в сюжете дважды, если это важная деталь.
Должности или профессиональная принадлежность персонажей приводятся в краткой(но принятой) форме; иногда в интересах краткости и ясности пространные наименования официальных должностей подлежат сокращению.

Числительные округляются в тех случаях, когда точные данные не тре-буются.

Заглавные буквы используются в соответствии с правилами грамматики и установившимися формами написания наименований организаций, географических пунктов.

Цитирование. Как правило, лучше избегать цитирования. Причина про-ста– как профессиональный журналист, вы сумеете изложить суть дела лучше, чем большинство лиц, высказывающихся по данному поводу.

Фамилии, должности, профессиональная принадлежность. Не ставьте в начало текста незнакомые аудитории фамилии. Повторяйте фамилии персо-нажей; если сюжет рассказывает о человеке, чью фамилию зритель не услышал, (или не расслышал), то сюжет теряет смысл.

Указание первоисточников информации. Не следует начинать текст с цитаты, где содержится критика, нападки(особенно на политических и госу-дарственных деятелей), иначе зритель сочтет, что эта критика исходит непосредственно от ведущего.

Текст, содержащий определённого рода прогноз, также лучше начать с указания на имя автора.

Ключевые особенности текста телевизионного репортажа:
а) не дублирование, а дополнение изображения,
б) живая речь, приближённая к разговорной.

Основные телевизионные профессии, с представителями которых взаимодействует телерепортер:
— продюсер (англ. producer, от лат. produce — произвожу, создаю) – организатор творческого процесса;
— телеоператор;
— редактор (фр. r edacteur, от лат. redactus — приведенный в порядок) – 1) специалист, занимающийся редактированием – исправлением, обработкой и подготовкой материалов к эфиру; 2) руководитель средства массовой информации;
— режиссер (фр. régisseur, от лат. rego — управляю) – специалист, управляющий постановкой фильма, телепередачи, прямым эфиром и т.п.;
— монтажер (фр. montageur , от montage – подбор и соединение частей в единое целое), он же режиссёр монтажа;
— звукооператор, звукорежиссер;
— видеоинженер;
— ведущий программ.

Схему, по которой строится новостной текст, называют перевёрнутой пирамидой.

Главные вопросы.

Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы.

Традиционно эти вопросы выражаются формулой 5W+H. Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть "Как?".

Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Хорошим можно считать такое начало текста, в котором снимается как минимум половина вопросов из формулы 5W+H. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос. В тексте обязательно надо об этом упомянуть – что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация.

Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

При написании сложного текста помогает игра в Капитана Очевидность. Журналист берет информационный повод, выделяет из него ключевой факт, записывает и смотрит, на какие вопросы тот отвечает. Затем автор добавляет объяснения и факты до тех пор, пока все не станет абсолютно ясно.

Бэкграунд и контекст.

Факты, эмоции и порядок изложения.

Микрохарактеристики.

Охарактеризуйте действующих лиц и своего текста и, возможно, неодушевлённые предметы. Даже, если вам кажется это лишним – то, что хорошо известно вам, другие могут не знать:

Уроженец Тулы, певец и актёр Алексей Воробьёв.

iPhone — мобильный телефон Apple

1. Сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.

4. Дайте читателю возможность проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания. Широко используйте гиперссылки.

5. Избавьтесь в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

Предложение из 8 слов читатель понимает в 100 процентах случаев, а из 28 – лишь в пятидесяти.

3) таким образом;

6) кроме того/к тому же;

8) в частности/например/так.

Каждый элемент текста имеет свою значимость. Кавычки, выделение курсивом, полужирным начертанием должны быть обоснованы. Например, выделение жирным шрифтом в предыдущем предложении не имеет под собой никаких оснований. Его лучше убрать.

Есть простой способ анализа и проверки. Принцип называется

Пользоваться им просто. Намереваясь что-либо сделать, следует задать себе простой вопрос: "Я это делаю, чтобы что?". В половине случаев оказывается, что действие либо не имеет смысла, либо задачу можно решить проще/лучше.

Прелесть этого выражения в том, что оно автоматически толкает человека на конструктивные действия. На вопрос "почему" можно ответить "потому". На "зачем" ответ простой — "затем". А вот "чтобы то" сказать нельзя, это не по-русски. Приходится не говорить, а делать.

Более подробно изучить тему, в частности, почитать о жанрах и форматах текстов можно в книге Александра Амзина "Новостная интернет-журналистика"

Вы так же можете ознакомиться с альтернативным взглядом на предмет.

Интересную информацию по теме можно почитать в Вики-новостях.

До изучения этой темы рекомендуется узнать, как пишутся заголовки и попрактиковаться.

- использовать принцип перевернутой пирамиды (написать заголовок и не менее трёх абзацев, включая лид)

- никакой отсебятины (только то, что есть на видео и любая связанная информация, если сможете найти в интернете)

Всем, выполнившим задание бейдж в профиль (моё предложение). Ведь старания в учёбе должны поощряться.

Кто не выполнит будет иметь дело со мной:

А что я сделаю с тем, кто не выполнит задание?? Выслежу и подкараулю в подъезде! Колёса попротыкаю, нафиг!

Новостной сюжет: особенности съемки и монтажа

📌

Синхрон — видеоматериал, в котором используется кусок прямого интервью с участниками сюжета.
В готовом сюжете синхрон — это высказанная участником события одна законченная мысль, которая имеет начало и конец, целиком умещается в несколько предложений и однозначно проясняет отношение участника к событию и его личную оценку события.
В синхроне должна присутствовать не сухая информация, а словесное, вербальное утверждение эмоционального отношения героя к событию. Ради этого вы, собственно, и задаете вопрос.
Представленный в сюжете новостей случайный участник события вызывает такое же доверие, как и лидер страны.

Основные правила синхрона
• В сюжете хронометражем до двух минут может быть не более четырех синхронов.
• В сюжете не может быть больше трех синхронов одного человека. Лучше всего ограничиться двумя синхронами героя на сюжет.
• Оптимальное число синхронов для сюжета хронометражем до двух минут составляет два для героя и два — для свидетелей.

📌

Стендап — это кульминация материала, появление журналиста в кадре. Зрителя нужно убедить, что все показанное в сюжете было на самом деле. Ему надо предъявить автора сюжета.

Варианты съемки стендапа
• Стоять перед камерой, установленной на штативе. Репортер, застыв на месте, проговаривает весь текст.
• Двигаться на камеру, которая удаляется от репортера, по мере того как отступает оператор или отъезжает специальная тележка.
• Двигаться мимо камеры, которая стоит на месте и панорамирует, следуя за движением репортера.
• Монтажный стендап на движении. Это делается довольно редко, когда надо соединить два различных пространства.

Основные правила стендапа
• Делайте стендап по окончании активной фазы события или когда оно стало повторяться, а нужные эпизоды уже сняты.
• Не старайтесь приблизиться к месту события. Оно будет лучше видно издалека.
• Не переживайте из-за испорченного дубля. Переписать не получившийся стендап можно на любом фоне.
• Записывая дубль, надо смотреть в объектив, вернее, в точку, лежащую на два сантиметра выше его центра.
• Весь текст необходимо проговорить, глядя в объектив и не моргая.
• Камера должна всегда находиться на уровне вашего прямого взгляда, даже если хочется показать что-то высокое у вас за спиной.

📌

Закадровый текст
Текст сюжета – это логичная последовательность информационно завершенных блоков. Задача текста – максимально полно и всесторонне выстроить повествование о событии.

📌

Видеоряд — это визуальная череда образов реальности (события), которая подчиняется драматургии сюжета, не имея самостоятельного значения. Видеоряд должен как бы отсутствовать для глаза зрителя, а композиция практически незаметна. Никаких экспериментов и художеств в новостном сюжете не допускается.

Планы в новостном сюжете
Большая часть видеоряда в сюжете новостей обычно представлена средними и поясными планами. Меньше снимают общих планов. Еще меньше крупных. И совсем мало деталей.
• средние и поясные — 70 %
• общие — 25 %
• крупные — 4 %
• детали — 1 %.

Читайте также: