Как сделать нотариус

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Срок стажировки может быть сокращен совместным решением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве и Московской городской нотариальной палаты лицам, срок стажировки которых на момент подачи соответствующего заявления составляет не менее шести месяцев.

Экзамен для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса, осуществляется Комиссией, в состав которой входят представители Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве и нотариусы г. Москвы.

Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, определяются нотариальной палатой по согласованию с территориальным органом.

По окончании стажировки квалификационная комиссия, образуемая при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с участием представителей Московской городской нотариальной палаты принимает квалификационный экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

Копия выписки из протокола результатов квалификационного экзамена выдается Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве экзаменуемому по его просьбе или заявлению не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующей просьбы или заявления.

Наделение нотариуса полномочиями проводится на конкурсной основе из числа лиц сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Фото: Pravinrus/shutterstock.com

Важное новшество 2021 года — возможность оформлять сделки дистанционно, с привлечением сразу нескольких нотариусов. (Закон был подписан в конце 2019 года, но положение о дистанционных сделках и об удаленных нотариальных действиях вступило в силу 29 декабря 2020 года.) Дистанционный формат позволяет сторонам сделки не встречаться в одной нотариальной конторе, но каждому выбрать свою. Это особенно актуально, если участники сделки проживают в разных городах — дистанционный формат в этом случае помогает сэкономить не только время, но и деньги на дорогу.

Вместе с нотариусом Всеволожского нотариального округа, председателем методического совета Нотариальной палаты Ленинградской области Николаем Быстровым рассказываем, как провести дистанционные сделки с недвижимостью при участии нотариуса.

Вопрос 1. Как работает схема?

Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны согласовывают время проведения дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.

Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.

Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе

Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе (Фото: Александр Артеменков/ТАСC )

Вопрос 2. Не опасен ли такой формат?

По его словам, по степени безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту удостоверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как и всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю участников договора и понимание ими правовой сути сделки, разъясняют ее юридические последствия и т. д.

Важно и то, что удостоверившие дистанционную сделку нотариусы несут за нее солидарную полную имущественную ответственность. То есть если кто-то из них ошибется, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба.

Вопрос 3. Какие сделки можно оформить таким способом?

Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.

Дистанционный формат помогает упростить заключение ряда сделок — например, если продается долевая недвижимость, собственники которой проживают в разных концах страны. Может быть и такое, что стороны просто не хотят встречаться лично: к примеру, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также дистанционно удобно будет оформить сделку, когда органы опеки разрешают продать имущество несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а квартиры, о которых идет речь, находятся в разных регионах.

Вопрос 4. Есть ли ограничения по числу участников сделки?

Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Число сторон не ограничено. Главное условие — каждый участник сделки должен пойти к нотариусу.

Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами

Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами (Фото: ТАСС/ Валерий Шарифулин )

Вопрос 5. Нужна ли доверенность?

При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого, чтобы купить или продать имущество в удалении от постоянного места жительства, нужно было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.

Вопрос 6. Понадобится ли электронная подпись?

При оформлении дистанционной сделки самим заявителям не нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для того чтобы подписать договор, нотариусы выдадут им специальные планшеты, где они смогут оставить так называемую простую электронную подпись.

Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет сохранен в отдельном реестре Единой информационной системы нотариата. Там ему гарантируется сохранность и защита от подделки, удаления или незаконного доступа третьих лиц. Получить свой экземпляр договора каждая из сторон сделки сможет в том формате, в котором ей удобно, — либо в электронном виде, либо на бумаге.

Вопрос 7. Какие документы нужны?

Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от того, который установлен законом для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого понадобятся:

Полный список документов, которые вправе запросить нотариус в том или ином случае, прописан в отдельном документе — регламенте совершения нотариальных действий. При это значительную часть сведений нотариусы запрашивают самостоятельно — в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.

С 29 декабря россияне смогут общаться с нотариусами онлайн. Соответствующий порядок утвержден Минюстом. А эксперты Федеральной кадастровой палаты прокомментировали новые поправки.

Фото: iStock

Затем нужно выбрать место совершения действия: нотариальный округ или регион. Заявление поступит первому в очереди нотариусу. Как только оно будет принято, человеку направят уведомление на адрес электронной почты и дополнительно в личный кабинет портала госуслуг или сервисы ЕИС. Оплатить нотариальные услуги можно наличными или безналичными средствами. После зачисления оплаты в Федеральную нотариальную палату тоже придет уведомление. В течение пяти рабочих дней со дня его получения заявитель получит электронный нотариальный документ. А если нотариальное действие нельзя совершить, то в тот же срок придет постановление об отказе. Тогда нотариус вернет заявителю деньги не позднее 10 дней со дня вынесения постановления по реквизитам, указанным в заявлении.

"Опция подачи заявления онлайн упростит совершение сделок с недвижимостью. При этом все сведения в документах, в том числе персональные данные, надежно защищены законодательством", - пояснил заместитель начальника Правового управления Федеральной кадастровой палаты Сергей Коркунов.

Нотариус может быть государственным или частным. Независимо от места работы он действует от лица Российской Федерации. За пределами страны заверить сделки могут в российских консульствах.

Какие операции с недвижимостью нужно заверять нотариально

1. Участие нотариуса необходимо при отчуждении недвижимости, которой владеет несовершеннолетний ребенок или гражданин, признанный ограниченно дееспособным или недееспособным.

Фото: Svitlana Unuchko/istockphoto

За детей, не достигших 14 лет, сделки по распоряжению недвижимым имуществом могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают такие сделки с письменного согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

2. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Подпись нотариуса необходима и при одновременной продаже всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

3. Завещание. Вид односторонней сделки, когда действующий собственник после смерти передает свои имущественные права новому владельцу. При составлении завещания согласие наследника не требуется. Нотариус удостоверяет завещание и оглашает его на процедуре открытия наследства.

4. Наследственный договор. Сделка, по форме напоминающая завещание. Отличительная особенность заключается в ее двусторонности. Договор составляется с обоюдного согласия наследодателя и наследника и заверяется у нотариуса. Сделка может быть возмездной и безвозмездной.

Что будет, если эти сделки провести без участия нотариуса

Когда по закону удостоверить сделку необходимо, но стороны пренебрегли этой нормой, сделку признают ничтожной.

Фото: iStock

Случается, что одна сторона полностью или частично выполнила условия сделки, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению, а другая - уклоняется от такого удостоверения сделки. По требованию добросовестного контрагента суд может признать сделку действительной.

Сколько стоят услуги нотариуса?

Стоимость услуг государственного нотариуса зависит от госпошлины. Работу частного специалиста необходимо оплатить по нотариальному тарифу и добавить к этой сумме плату за услуги правового и технического характера, если они были оказаны. Размер платы устанавливает региональная нотариальная палата.

Тарифы на оплату нотариальных услуг, требующих обязательного заверения, указаны на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Где хранятся данные сделок?

Нотариальные действия специалистов по всей России содержатся в Единой информационной системе нотариата. К данным, которые находятся в открытом доступе, относятся:

* сведения о доверенности (о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена);

* сведения о залоге движимого имущества;

* сведения об открытых наследственных делах с информацией о нотариусе, в производстве которого находится наследственное дело.

Российское законодательство разрешает нотариусам заверять электронные документы. Это значит, человек сможет оформить доверенность, договор или другой документ не только на бумаге, но и в электронном виде, а затем передать получателю за считанные минуты.

В каких случаях нужна нотариальная доверенность в электронной форме

Электронное нотариальное заверение

Преимущество электронных документов прежде всего заключается в скорости их передачи и удобстве хранения. К нотариальному заверению электронных документов обращаются, чтобы:

Как проходит процедура удостоверения

Согласно ст. 44.2 Основ законодательства Российской федерации о нотариате (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ), процедура нотариальных действий в электронной форме выглядит так:

  1. Нотариус удостоверяет личность заявителя. Для этого потребуется предъявить оригинал паспорта.
  2. Затем сканирует бумажный документ, соблюдая действующие технические требования Минюста России. Обратите внимание: нотариус не проверяет корректность содержания бумажного документа, он только подтверждает равнозначность бумажной и электронной версии.
  3. К скану документа нотариус создает квалифицированную электронную подпись в формате отсоединенной подписи. То есть подписанный документ и подпись к нему сохранятся в разных файлах.
  4. Если формат документа подразумевает подпись заявителя (например, доверенность на совершение действий от лица заявителя), он должен подписать документ своей простой электронной подписью. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой.
  5. Электронный документ и подпись к нему записывают на любой носитель (например, флеш-карту) или отправляют на нужный е-мейл.

Какие документы можно заверять у нотариуса?

Согласно ст. 103.8 Основ законодательства Российской федерации о нотариате (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ), не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.

Все остальные документы можно заверять, например:

  • свидетельство о рождении,
  • лицензии,
  • страховые документы,
  • доверенность на право действовать от лица доверителя и т.д.

Такой электронный документ разрешено использовать во всех инстанциях так же, как и бумажный вариант. Проверить действительность сертификата электронной подписи, с помощью которого подписали документ, можно в специальных программах, в том числе в бесплатных.

Действительность любой нотариальной доверенности, выданной в России с начала 2017 года, можно проверить в официальном Реестре доверенностей.

Читайте также: