Как сделать ният

Обновлено: 04.07.2024

В этой статье мы, если пожелает Аллах, разберем что такое намерение и как оно совершается, узнаем две основы в исламе, которые помогут понимать некоторые положения ислама исходя из ситуации и разберемся, почему не надо произносить слова намерения перед поклонением и сделаем выводы. (рекомендую дочитать до конца, иначе может быть непонятно)

Что такое намерение?

Намерение - это то, без чего не может обходится ни одно поклонение в исламе, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал "Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)". Это значит, что если мы даем милостыню, мы должны намереваться дать милостыню ради Аллаха, если мы идем навестить брата (в исламе), который заболел, мы должны намереваться сделать это ради Аллаха и конечно все узаконенные Аллахом поклонения такие как: хадж, намаз, пост и другие, мы должны намереваться сделать ради Аллаха.

Какое определение слову "намерение" дает словарь русского языка?

В арабском языке слово نية (Ният, намерение) происходит от слова نوى (науа, намереваться). Теперь, когда мы дали определение слову намерение, в его общем понимании, делаем вывод: когда мы намереваемся мы не говорим о нашем намерении (например, если мы ставим чайник с намерением заварить чай, мы не говорим "я намереваюсь поставить чайник, чтобы заварить чай")

Какие две основы существуют в Исламе?

  1. Все, что не является поклонением разрешено, кроме того, что запретил Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
  2. Все, что является поклонением запрещено, кроме того, что разрешил Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Как следует понимать эти основы? Это значит, что если у нас встал вопрос о том, разрешено ли в исламе то или иное деяние или запрещено, то мы смотрим является ли это действие поклонением. Если является мы смотрим, есть ли на это действие указание в Коране или в сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (то есть дошли ли до нас достоверные хадисы, в которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах приветствует, велел делать какое-либо деяние, либо не запрещал делать, видя это, либо совершал это деяние сам). Если есть, то это дозволенно, если нет, то запрещено. Точно так же другая основа: если мы выяснили, что это не поклонение, то смотрим есть ли на это запрет в Коране и сунне (вопреки мнению некоторых людей, их не так уж и много), если нету, то смело делаем, значит это дозволенно.

Является ли произнесение намерения сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует?

Для начала давайте рассмотрим является ли намерение поклонением?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в известном хадисе от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сказал: "Воистину, все дела (принимаются) по намерению, и каждому человеку будет то, что он намеревался (получить). И кто делал хиджру (переселение) к Аллаху и его посланнику, то его хиджра (принимается как) к Аллаху и его посланнику, а кто делал хиджру к мирскому, чтобы получить его или к женщине, чтобы жениться на ней, то его хиджра будет к тому к чему он переселялся.

Приводится в обоих сахихах (аль-Бухари и Муслим), а так же имам Ан-Навави приводит в своем сборнике 40 хадисов под №1

Что мы понимаем из этого хадиса? А понимаем мы то, что если намерение было ради Аллаха, то дело будет принято ради Аллаха, а с намерением ради мирского дело будет принято как ради мирского. Таким образом одно и тоже дело намерение может сделать поклонением ( стремление к довольству Аллаха и надежда на Его награду является поклонением ) или не поклонением, а это значит, что намерение (для поклонения) является основой поклонения, следовательно тоже является поклонением.

Теперь, когда мы выяснили, что намерение ( для поклонения! ) это поклонение, мы можем вернуться к основам, которые мы рассмотрели выше. Все поклонение запрещено кроме того, что узаконил Аллах и Его посланник. А это в свою очередь значит и то, что добавлять в поклонение или убавлять от него мы не можем, если на это нет указания в Коране и сунне и подтверждением на это является хадис от пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который передает Мать правоверных Айша, да будет доволен ею Аллах:

Теперь, если мы посмотрим есть ли аяты указывающие на то, что надо произносить намерение или достоверные хадисы, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносит намерение или велит произносить его (замечу, есть масса хадисов о том где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает молитву, и она подробно описывается в хадисах, и нигде намерение не произносится вслух), соответственно произнесение намерения является не из сунны, то есть нововведением, которое не следует практиковать тем кто на религии Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Выводы

Не является благочестием излишествовать в религии и произносить перед каждой молитвой "я собираюсь совершить ради Аллах столько ракаатов намаза, за таким то имамом. " это усложнение религии, так как если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дал особых указаний относительно того как делать намерение перед молитвой или омовением, то мы его совершаем так как понимаем в общем смысле, то есть вознамерились прочитать какой-либо намаз (например утренний) и просто начинаем читать, вот и все. Вознамерились сделать малое омовение, подходим к воде с намерением в сердце (с пониманием того, что мы собираемся) совершить малое омовением и совершаем и ничего лишнего делать не нужно.

В завершении хочу привести хадис о тех, кто желал сделать в поклонении больше, чем делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

Намерения или ният – это то, с чего принято начинать месяц Рамадан. Проще говоря, когда по календарю приходит священный месяц, то все верующие произносят фразы – намерения – чтобы его совершить. Некоторые богословы утверждают, что сказать о нияте нужно всего лишь один раз в начале поста, а другие твердят, что намерения обязательно произносить по два раза каждый день.

Рамадан или Рамазан – это месяц, в течение которого верующие люди придерживаются строгого поста. Они соблюдают определенные правила и запреты. Этот период призван очистить душу и стать ближе к Аллаху.

Что такое намерения в период Рамазана


Намерения еще называют ният. Это основное фундаментальное положение, с которого начинается священный месяц Рамадан. При этом у намерения есть и определенные правила:

  • ният постоянно должен быть в сердце, но желательно произнести слова вслух;
  • необходимо понимать, что это не просто пост, это целый месяц жизни ради Аллаха;
  • намерение ежедневно нужно произносить вслух или же про себя;
  • обозначать ният стоит накануне поста: перед рассветом или вечером после захода солнца. Если вдруг вы начали Рамадан без намерения, то он считается недействительным.

Намерение (ният) звучит следующим образом:

Как правильно совершать намерения: место, порядок действий и условия


Место нията – это сердце. Когда намерение произносят вслух, это лишь помогает утвердить его в сердце и душе. Но это не является обязательным условием, скорее, желательное действие.

После произнесения нията, необходимо отказаться от всех деяний, который нарушают пост. В них входят:

  • курение или намеренное вдыхание дыма;
  • распитие алкогольных напитков;
  • употребление пищи в неположенное для этого время;
  • спровоцированная рвота;
  • намеренное вступление в половой акт.

Что делать, если забыл произнести намерение


Если вдруг перед началом Рамадана вы забыли произнести намерение, то этот день просто не будет считаться.

Начинать поститься в священный месяц можно уже на следующий день.

Кто может пропустить Рамадан и не произносить намерения

Есть 5 категорий людей, которым разрешено не соблюдать пост. Среди них:

  • беременные и кормящие женщины. А также девушки в период менструации;
  • пожилые люди;
  • путники;
  • люди, находящиеся в безумном или сумасшедшем состоянии;
  • те, кто страдает от хронических заболеваний.

Таблица намаза в Москве

В промежуток между фаджр и магриб необходимо воздерживаться от еды.

ДатаФаджр (окончание сухура)Магриб (Ифтар)
123.042:1319:51
224.042:0819:58
325.042:0319:58
426.041:5720:00
527.041:5120:08
628.041:4520:04
729.041:3820:06
830.041:3120:08
91.051:2320:10
102.051:1420:12
113.051:0320:14
124.050:4820:16
135.052:4920:18
146.052:4720:20
157.052:4520:22
168.052:4220:24
179.052:4020:26
1810.052:3820:28
1911.052:3520:30
2012.052:3220:32
2113.052:3120:34
2214.052:2820:36
2315.052:2620:37
2416.052:2420:39
2517.052:2220:41
2618.052:2020:43
2719.052:1720:45
2820.052:1620:46
2921.052:1420:48
3022.052:1320:50
3123.052:1020:51

Кто может не поститься

От поста в Рамадан освобождаются женщины, которые кормят ребенка, а также беременные, дети, больные и пожилые люди. Путешественники, которые находятся в длительном пути, могут пить воду, правда, потом им придется восполнять все пропущенные дни поста.

Ният - это прежде всего намерение сделать какой-либо поступок ради Аллаха

В исламе есть такое важное понятие, как ният – намерение, мотивация . Отнести его можно как к намерению сделать что-то во имя Аллаха, или же наоборот – отказаться от чего-то во имя Него. Намерение это рождается в сердце и им же управляется, от него же и выходят деяния. Как они совершаются? Намерения на деяния появляются в нашем сердце, далее доходят до языка (наши слова) или до органов (деяния нашего тела). В исламской культуре считают, что действия, исходящие из нията, являются разновидностью поклонения Всевышнему .

Для того, чтобы Аллах оценил наши деяния недостаточно сказать или сделать что-то Ему в угоду, ведь Он не судит нас по нашим внешним проявлениям. Для того, чтобы обратить на свои благие дела взгляд Всевышнего, нужно совершать благие поступки с ниятом из сердца. Если они такими не являются, то Аллах не оценит их, поэтому сердце должно всегда оставаться бодрствующим и готовым поклоняться своему Богу через деяния тела и языка. Именно согласно нияту и оценивается прожитая человеком жизнь, т.е. нияты определяют, был ли он верен своей религии и своему Богу в полную меру.

Ният на благие дела не распространяется только на религиозные предписания: любые хорошие поступки (или недопущение совершения плохих) исходящие из самой души, из самого сердца, и являются главным критерием в разборе совершенного в жизни человека плохого и хорошего. Даже убрав камень с дороги для того, чтобы он не мешал ходить другим, оценивается как ният на хорошее дело, ведь сделавший это человек пропустил через свое сердце чувства другого человека, пожалел его и намерился помочь, даже не зная кому – просто сделал благой поступок.

Однако что значит недопущение плохого дела ? Это не означает, что обязательно нужно вмешиваться в чужие дела и следить, чтобы никто не нарушал предписания. В первую очередь нужно подумать о том, не делаешь ли ты сам чего-либо неправильного, постыдного. Для примера: намереваясь заработать деньги нечестным путем человек навлекает на себя гнев Божий. Но если этот же человек осознал, что так делать нельзя и отказывается от постыдного дела – это благой ният, который дает ему прощение Божье.

Искренность является главной нияте, только с таким ихласом можно рассчитывать на получение вознаграждения за свое благое намерение. То, что его место в сердце, означает, что произносить его вслух не обязательно, ведь язык - это способ для осуществления нията, воспроизведения слов для совершения ими благих дел.

Намерение совершают обычно накануне каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур) - до рассвета (но возможно сделать ният уже сразу после захода солнца) на:

Если человек, забыв о том, что совершает пост, принял пищу или питье (даже в большом количестве) или же совершил половой акт, то его пост не нарушается.

Действия, нарушающие пост

Следующие намеренные действия человека нарушают его пост:

Кто сознательно нарушает свой пост, становится грешником, он обязан совершить искупление (каффарат) и соблюсти пост этого дня в качестве долга (када).

Следующие действия нарушают пост, но не требуют искупления (только возмещения в качестве долга):

Ният (намерение)


Ният - это прежде всего намерение сделать какой-либо поступок ради Аллаха

В исламе есть такое важное понятие, как ният – намерение, мотивация. Отнести его можно как к намерению сделать что-то во имя Аллаха, или же наоборот – отказаться от чего-то во имя Него. Намерение это рождается в сердце и им же управляется, от него же и выходят деяния. Как они совершаются? Намерения на деяния появляются в нашем сердце, далее доходят до языка (наши слова) или до органов (деяния нашего тела). В исламской культуре считают, что действия, исходящие из нията, являются разновидностью поклонения Всевышнему .

Для того, чтобы Аллах оценил наши деяния недостаточно сказать или сделать что-то Ему в угоду, ведь Он не судит нас по нашим внешним проявлениям. Для того, чтобы обратить на свои благие дела взгляд Всевышнего, нужно совершать благие поступки с ниятом из сердца. Если они такими не являются, то Аллах не оценит их, поэтому сердце должно всегда оставаться бодрствующим и готовым поклоняться своему Богу через деяния тела и языка. Именно согласно нияту и оценивается прожитая человеком жизнь, т.е. нияты определяют, был ли он верен своей религии и своему Богу в полную меру.

Ният на благие дела не распространяется только на религиозные предписания: любые хорошие поступки (или недопущение совершения плохих) исходящие из самой души, из самого сердца, и являются главным критерием в разборе совершенного в жизни человека плохого и хорошего. Даже убрав камень с дороги для того, чтобы он не мешал ходить другим, оценивается как ният на хорошее дело, ведь сделавший это человек пропустил через свое сердце чувства другого человека, пожалел его и намерился помочь, даже не зная кому – просто сделал благой поступок.

Однако что значит недопущение плохого дела. Это не означает, что обязательно нужно вмешиваться в чужие дела и следить, чтобы никто не нарушал предписания. В первую очередь нужно подумать о том, не делаешь ли ты сам чего-либо неправильного, постыдного. Для примера: намереваясь заработать деньги нечестным путем человек навлекает на себя гнев Божий. Но если этот же человек осознал, что так делать нельзя и отказывается от постыдного дела – это благой ният, который дает ему прощение Божье.

Искренность является главной нияте. только с таким ихласом можно рассчитывать на получение вознаграждения за свое благое намерение. То, что его место в сердце, означает, что произносить его вслух не обязательно, ведь язык - это способ для осуществления нията, воспроизведения слов для совершения ими благих дел.

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Смотрите также:

Социальные комментарии Cackle

Лицемерие – страшная болезнь сердца

Об этом негативном качестве мы можем встретить множество аятов в Священном Коране. Всевышний Аллах очень точно описывает лицемеров-мунафиков, дает им характеристику

Что можно успеть за минуту?

Время летит незаметно, не успеешь оглянуться - вся жизнь позади. А ты так и не успел.

Запретность совершения намаза женщинам, у которых месячные либо послеродовые кровотечения

Хайд (месячные) и нифас (послеродовые кровотечения) являются преградой для обязательности, дозволенности и правильности намаза. Женщине в состоянии хайда или нифаса не нужно совершать намаз. Обязанность намаза с неё спадает и не надо его восполнять (када)

Хиджаб vs никаб

В последнее время некоторые говорят, что в Коране нет повеления о ношении хиджаба женщиной и что никаб (закрытие лица) - это якобы не из ислама. Мы решили написать небольшую статью, разъясняющую позицию по этому вопросу как ислама в целом, так и, в частности, нашего, ханафитского мазхаба

Ду’а, которая помогает в победе над противником

Что такое тилават сажда и как он совершается?

Тилават сажда - это земной поклон, который является ваджибом и совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. В сурах Священного Корана имеется четырнадцать сажда аятов, для каждого покорного человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, будет ваджибом совершение земного поклона.

4 фразы, особенно любимые Всевышним

5 вещей, которые не делают хорошие жены

Если вы хотите, чтобы ваш брак был успешным, остерегайтесь указанных ниже пунктов, которые отдалят вас от статуса хорошей жены.


Предписания (обязанности-фард’ы) поста состоят в следующем:

- намерение (ният): “Я намерился соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаhа Всевышнего”. Место намерения - в сердце, и поэтому произнесение вслух слов нията не обязательно. Намерение совершают обычно накануне каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур) – до рассвета (но возможно сделать ният уже сразу после захода солнца),

- воздержание от приема пищи или питья,

- воздержание от половой близости.
Если человек, забыв о том, что совершает пост, принял пищу или питье (даже в большом количестве) или же совершил половой акт, то его пост не нарушается.

Намерение (ният) о соблюдении Уразы на арабском
(чтобы прослушать, нажать >>>)

Действия, нарушающие пост

Следующие намеренные действия человека нарушают его пост:
- сознательный прием пищи,
- сознательное употребление жидкости,
- сознательное совершение полового акта.

Кто сознательно нарушает свой пост, становится грешником, он обязан совершить искупление (каффарат) и соблюсти пост этого дня в качестве долга (када).

Следующие действия нарушают пост, но не требуют искупления (только возмещения в качестве долга):
1) непроизвольное проглатывание попавших в рот снежинок и капель дождя,
2) попадание через рот вовнутрь воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.),
3) наполнение рвотными массами рта при намеренном вызывании рвоты,
4) прием пищи или питья на рассвете, если человек думал, что время рассвета еще не наступило,
5) совершение разговения раньше времени (до полного захода солнца), если человек думал, что время разговения уже наступило,
6) употребление несъедобных веществ (вата, частицы табака, лекарства, поступающие через нос или рот); клизма,
7) семяизвержение вследствие прикосновения к женщине,
8) некоторые другие.

Пост не соблюдает женщина в период менструации и послеродового очищения (эти дни она обязана возместить). Путник, а также больной человек могут не соблюдать пост, но они будут обязаны его возместить. Детям пост не предписывается, но рекомендован. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость).


Религия

Дуа, Рамадана (намерение) утром:

Дуа Рамадана вечером:

Сухур – это период между окончанием ночи и началом зари, когда постящиеся прекращают приём пищи и начинают держать уразу.

Сухур не является обязательным условием поста, поскольку это сунна, а не ваджиб. Однако сухур очень важен тем, что сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах, приветствует) посоветовал принимать пищу во время сухура, сказав:

В еще одном хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порекомендовал:

Совершать молитву и намаз, читать Коран, дуа во время сухура тоже очень полезно, так как в это время они принимаются Аллахом.

Для того, чтобы не проспать время сухура следует сделать намерение (ният) и конечно же попросить об этом у Аллаха.

Намерение на пост, уразу (текст на русском)

После того как человек поел сухур, ему необходимо произнести ният (намерение) для поста (на уразу) такими словами:

Как правильно разговеться (совершить ифтар)

Ифтар (разговение, прием пищи после поста, уразы) нужно стараться начать незамедлительно и можно сразу после захода солнца перед вечерним намазом (магриб, ахшам).

Отсрочивать его на позднее время крайне нежелательно, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение (ифтар) на позднее время и не будет совершать сухур с ночи (чтобы не ставать с утра на сухур). (Хадис от Абу Зарра)

Разговение желательно начинать с воды или можно с нечетного количества свежих или сушеных фиников.

Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды.

Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и приветствует) до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то — с простой воды .

Молитва которая читается после ифтара

После разговения можно читать следующее дуа (текст на русском):

Время разговения считается таким моментом, когда принимаются молитва верующего и поэтому желательно обращаться к Всевышнему Аллаху с какой-либо дуа или просьбой, причем можно просить у Него на любом языке.

В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-дуа (мольба), которые принимаются Всевышним непременно. И одной из них как раз является молитва во время разговения (ифтара), когда человек завершает пост (уразу).

Читайте также: