Как сделать несколько сюжетных линий

Обновлено: 06.07.2024

Наиболее распространенные жанры предполагают одного главного героя в сюжете, но есть произведения, созданные вне жанровых канонов, где действуют несколько героев. Помните, в главе 1 мы говорили о формах, в рамках которых может разворачиваться повествование, и упоминали линейное и параллельное действия. Несколько главных героев — это лучший способ развития событий. Вместо того чтобы последовательно показывать движение одного персонажа (линейная структура), автор показывает действия разных героев, совершаемые примерно в один и тот же момент. Здесь возникает опасность: если показывать слишком много персонажей одновременно, повествование перестанет быть повествованием — исчезнет главный вектор развития действия. Даже самые многоплановые сюжеты должны сохранять некоторую линейность, выстраивая события последовательно — одно за другим.

Чтобы создать успешный сценарий с несколькими героями, необходимо каждого из героев провести по всем семи этапам построения сюжета: слабость / нужда, стремление, появление противника, разработка плана, схватка, саморазоблачение и новое равновесие. Если герой не пройдет через все этапы, он не может быть главным: зрители должны видеть, как герой развивается.

Отметьте, что несколько главных героев автоматически ослабляют движущий импульс повествования (линейный). Чем больше действующих лиц нужно показать во всей их полноте, тем больше опасность, что повествование застопорится. Вот несколько приемов, позволяющих усилить движущий импульс повествования с несколькими главными героями.

• В ходе развития сюжета один из героев выделяется среди прочих.

• У всех героев одно и то же стремление.

• Герой одной сюжетной линии выступает основным противником главного героя в другой.

• Все герои служат иллюстрациями одной и той же темы или проблемы.

• Переходя от одной линии к другой, повествование обрывается на интригующем моменте.

• Герои из разных мест собираются в одной точке.

• Ограниченное время событий. Например, все происходит в один день или одну ночь. По крайней мере трижды показывается один и тот же праздник или событие, собирающее нескольких действующих лиц, чтобы показать прогресс и перемены.

• Время от времени герои встречаются случайно.

Техника работы с персонажами: удаление лишних персонажей

Избыточные персонажи — одна из главных причин, лишающих сюжет органичности и превращающих повествование в серию эпизодов. Вводя в сюжет любое действующее лицо, вы должны спросить себя: есть ли у него важная функция в общем сюжете? Если ее нет — персонаж нужен только для колорита или заполнения пустоты — откажитесь от него.

Система действующих лиц: архетипы

Другой способ связи персонажей в сюжете — создать систему архетипов. Архетипы — это глубинные психологические установки личности, они же роли, которые личность исполняет в социуме, сущностные формы взаимодействия с окружающей действительностью. И поскольку личностные архетипы универсальны, они понятны всем людям и не ведают культурных границ.

На архетипы зритель всегда отвечает сильными эмоциями. Но это грубое орудие в арсенале автора. Если не придать архетипу жизнеподобных деталей, он может превратиться в стереотип.

Ключевой момент: непременно придайте архетипическому герою своеобразие и индивидуальность, сделайте его уникальным.

Многие ученые, начиная с психолога Карла Юнга, писали о том, что означают разные архетипы и как они связаны между собой. Для авторов художественного произведения, пожалуй, главный момент концепции архетипов — понятие о тени — бессознательных установках и мотивациях, которые личность не приемлет в себе, но которые тем не менее существуют. Тень — это негативные черты архетипа, психологическая ловушка, в которую личность может угодить, играя ту или иную роль.

Каждый из основных архетипов нам предстоит использовать в практической плоскости — в создании сценария. Для этого рассмотрим каждый из существующих архетипов с точки зрения его пользы для повествования и слабостей, свойственных связанному с каждым архетипом типу личности.

Король / отец

• Сила: возглавляет семью или управляет народом, своей мудростью, прозорливостью и решительностью помогая им выживать и развиваться.

• Сопутствующие слабости: иногда заставляет жену и детей или целый народ жить по жестоким законам, может полностью отойти от дел и замкнуться в себе или твердо верить, что семья или народ существуют единственно для его удовольствия и выгоды.

Королева / мать

• Сила: дает заботу и защиту детям или народу.

• Сопутствующие слабости: покровительство и защита легко переходят в надзор и тиранию; королева может ради собственного комфорта удерживать ребенка рядом, намеренно заставляя его стыдиться и чувствовать себя виноватым.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Литературный турнир "Игры Фантастов" Турнир "Метаморфозы" (В виду чрезвычайных обстоятельств и по уважительным причинам (орг таки подцепил омикрон) дедлайн переносится на 5 февраля до 00 часов по Москве. Выкладка будет в воскресенье 6 февраля)


Волков Олег



Комиссар


Замполит 99-го уровня

Если вы решили написать не повесть с одной единственной сюжетной линией, а роман с двумя, тремя и более сюжетными линиями, то вам по определению придётся гораздо более тщательно моделировать сюжет. В идеальном случае написать пошаговый план, или хотя бы подробный синопсис.


Сампо


В чём проблема?
Сюжетная линия главного героя - рассказ о главном герое, с точки зрения которого ведётся основное повествование, с кем в первую очередь ассоциирует себя читатель и за кого он больше всего переживает.
Главная задача вспомогательного главного героя - дополнительное освещение событий со стороны главного героя.
Если сюжет вашего романа завязан на личном противостоянии, то у главного героя обязательно должен быть главный антигерой. С кем, собственно, главному герою предстоит бодаться, воевать, делить женщину/мужчину или конкурировать за кошельки покупателей на колхозном рынке.
Вспомогательный антигерой находится по одну сторону баррикады с главным антигероем. Он так же может быть начальником главного антигероя, подчинённым, соседом по лестничной площадке. Как и вспомогательный главный герой, он дополнительно освещает события со стороны главного антигероя.


если бы вы писали историческое исследование, то такой метод с целью "осветить наиболее полно события" имел бы смысл.
Но так как речь идет о художественном произведении, то полнота рассмотрения событий значения не имеет, и строить таким образом сюжетные линии не имеет смысла.
Задача вспомогательных сюжетных линий раскрывать, дополнять, оттенять основную идею и конфликт произведения. Поэтому не имеет значения кто чей начальник и подчиненный, важнее - в чем отличие от принципов, выбора, поступков главного героя.


Вермиллион


Cпасибо за полезную статью. Было весьма познавательно ознакомиться.

Вы пишите умные вещи. Убираете грабли, на которые часто наступают начинающие писатели. Даете возможность не совершать подобные ошибки. Вы так же приводите наглядные примеры из своего произведения (хорошо бы, если б кроме своего романа, вы приводили бы в пример еще и другие произведения) . Таким образом учите людей. Хоть и говорите, что "не претендуете на истину в последней инстанции", все же, любой здравомыслящий читатель прислушается. Советы дельные.

Но если все верно и правильно, то откуда у вас эта неуверенность насчет своей книги? Проскакивают фразы "надеюсь, удалось" или "надеюсь, прокатило". Мне кажется, что не стоит такими фразами принижать собственный авторитет, ведь советы и правда дельные. До чего-то я додумался сам в свое время, а что-то взял на вооружение после прочтения данной статьи.

Конечно, писательство - это весьма субъективный процесс. Что работает для одного писателя, может не работать для другого. Нет 100% гарантии, что ваши советы могут быть использованы всеми. Своей неуверенностью в собственной книге вы можете обезопасить себя от критики, троллинга, либо это просто ваша скромность. Однако, в грамотной полезной статье направленной на обучение и передачу опыта, я считаю, что занижение мастерства преподавателя не совсем уместно.


Сампо

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

Секрет хорошего сюжета состоит в придании идеям такой формы, которая вызовет у читателя интерес. Упорядоченный и последовательный сюжет поможет автору не запутаться в идеях и персонажах в процессе написания книги. Итак, мы расскажем вам, как создать хороший оригинальный сюжет.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 1

    Решите, о чем и в каком жанре вы хотите писать. Будет ли это комедия, драма, любовная история, детектив, приключения или нон-фикшн?

Изображение с названием Write a Book Plot Step 1

Изображение с названием Write a Good Plot Step 2

Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

Изображение с названием Write a Book Plot Step 3

Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

Изображение с названием Write a Good Plot Step 3

Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 4

Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 5

Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 6

Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 7

Изображение с названием Write a Good Plot Step 8

Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными — если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 9

Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

Изображение с названием Write a Good Plot Step 10

Развивайте события. Развитие событий — это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

Прежде чем начать непосредственно набрасывать схему сюжета на отрезке бумаги, прочитайте эту главу. Из нее вы узнаете о преимуществах использования сюжетной схемы, ее видах, о том, как она связана с сюжетом и с эмоциональным развитием. А глава 3 уже целиком посвящена самому построению сюжетной схемы.

Лучший показатель успеха — вовсе не талант, а то, насколько кропотливо вы готовы трудиться ради достижения цели.

ЗАЧЕМ НУЖНА СХЕМА СЮЖЕТА

Схема сюжета помогает вам увидеть вашу историю. Схема понадобится, чтобы:

• расположить ваши мысли и эпизоды в наилучшей последовательности;

• менять сюжетную линию и/или описания эпизодов, дабы вызвать у зрителя более сильный отклик и интерес;

• почувствовать, как будет читаться ваша история;

• можно было показать сюжет кому-нибудь еще и получить от него посильную помощь;

• пробудить в себе новые мысли;

• четко осознать ключевые моменты истории;

• убедиться, что вы хорошо понимаете свою историю.

Что еще более важно, схема сюжета позволит вам увидеть всю картину целиком, в то время как вы сосредоточены на написании конкретных эпизодов. Она помогает сфокусироваться на том, как наиболее продуманно и убедительно донести основную мысль до читателя.

ВИДЫ СЮЖЕТНОЙ СХЕМЫ

Схема сюжета может быть представлена в двух видах. Обратите внимание, что в обоих случаях линия постоянно движется вверх, медленно вырисовывая события, по мере того как растет напряжение. Каждый эпизод несет в себе больше и больше конфликта, пока наконец они не доходят до кульминации.

Я обычно использую для описания схемы сюжета метафору набегающих волн. Структура короткой истории, как правило, выглядит как одна огромная волна, в которой перелом сюжета и является кульминацией, как показано на первом варианте сюжетной схемы (вид 1). В сюжетных схемах романов, биографий, произведений литературной журналистики и сценариев, как правило, два гребня: темная ночь, или переломный момент, и высшая кульминационная точка.

Во втором случае переломный момент и кульминация — это разные эпизоды, как показано на сюжетной схеме (вид 2). Опять же нет никаких правил: используйте тот вид сюжетной схемы, который лучше подходит вашей истории.

ВСЕ В МИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИБО МАТЕРИЕЙ, ЛИБО ЭНЕРГИЕЙ. ВЫ НАБИРАЕТЕ ПОВЕСТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ. КОМПЬЮТЕР — МАТЕРИЯ. ВЫ САМИ СОСТОИТЕ ИЗ МАТЕРИИ. НО ВАША ИСТОРИЯ И ВАШИ ПЕРСОНАЖИ НЕ МАТЕРИАЛЬНЫ. ОНИ ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ. ВОЛШЕБНЫЙ РЯД СОБЫТИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ВАШЕМ ВООБРАЖЕНИИ, А ЗАТЕМ И В ВООБРАЖЕНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ.

История касается того, что случается с людьми, мира вокруг них, и потому она всегда состоит только из энергии. Энергия истории не однородна, равно как и линия на сюжетной схеме не прямая. По мере того как развиваются события, растет интенсивность истории, и ее энергия тоже растет.

ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА НАД И ПОД ЛИНИЯМИ

История показывает изменения в перемещающейся от героя к антагонисту силе. В итоге история рассказывает о борьбе героя на пути к собственному изменению и преображению.

В любой великой истории протагонист куда-нибудь движется (к цели), а внешние и внутренние силы препятствуют ему. Вашу историю подпитывает энергией борьба протагониста и антагониста. Чем более антагонисты сильны и значительны, тем больше драмы, напряжения и волнения в эпизодах.

Антагонисты делятся на шесть следующих категорий.

• Другой персонаж: семья, друзья, коллеги, враги или любимые.

• Природные причины: ураганы, землетрясения, наводнения, законы физики.

• Общество: религия, правительство, обычаи.

• Механизмы: машины, роботы, космические корабли, мотоциклы.

• Бог: мистические представления.

• Сам протагонист: внутренний мир, ошибки прошлого, страхи, пороки, сомнения, моральный выбор, сила воли.

Главная битва в истории происходит между протагонистом, который хочет чего-то настолько, что готов идти против всех напастей, и антагонистом (-ами), то есть внешними и внутренними силами, которые работают против героя.

Пока персонаж готовится столкнуться с невзгодами, нарастает саспенс, и читатель присоединяется к повествованию. Испытав противостояние, персонаж сопротивляется. Это дает нам представление о том, что творится в его душе. Необязательно показывать противостояние в каждом эпизоде. Сцены, которые предшествуют противостоянию или следуют за ним, не менее важны.

Как это отражается на схеме сюжета? В своей основе схема всего лишь линия, отделяющая те эпизоды, где есть волнение и конфликт (они помещаются над линией сюжета), от тех, в которых нет действия, а есть пересказ, предыстория или много подробной информации (они помещаются под линией сюжета).

Располагая идеи эпизодов под или над линией сюжета, вы создаете визуальную карту, которая пригодится для анализа истории. На ней вы сможете увидеть, насколько последовательно, без проколов течет сюжет. Еще на схеме можно наблюдать, как взлетает и ниспадает энергия вашей истории.

НАД ЛИНИЕЙ

Как на поверхности моря белеют барашки, бушуют волны и взлетают валы, над линией вашего сюжета находится все внешнее, захватывающее действие сюжета. Если персонажу страшно, если он растерян, смущен или оказался во власти антагониста, если эпизоды показывают сложности, конфликты, напряжение, выбор и саспенс, уводящие протагониста прочь от его цели, то такие эпизоды находятся над линией сюжета.

Что касается отрывков с пересказом и тех эпизодов, в которых видно, что перевес силы теперь не у героя, а у кого-то другого, то они тоже помещаются над линией. В этих эпизодах, как правило, есть:

Читайте также: