Как сделать нцс

Обновлено: 05.07.2024

Главгосэкспертиза России запустила Проект ФСНБ-2022 (ФСНБ-2021) для проработки новой федеральной сметно-нормативной базы в ценах на 01 января 2022 года. На сайте ФГИС ЦС открыт раздел и база ФСНБ-2022 в рабочей редакции для обеспечения всестороннего учета мнений участников инвестиционно-строительного процесса в течение переходного периода.

ФСНБ-2022 утверждена Минстроем России приказом №1046/пр от 30.12.2021 и вступает в действие 30 июня 2022 года (скачать приказ с сайта ФГИС ЦС).

Новая ФСНБ-2022 обеспечивает применение ресурсно-индексной модели расчета стоимости строительства в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли № 11789п-П16 от 10.12.2020, утвержденного заместителем председателя Правительства России Хуснуллиным М.Ш.

В настоящее время ведутся работы по актуализации содержания сметных норм, корректировке отдельных положений технических частей, наполнению сборников строительных ресурсов ценовыми показателями и другие.

    (от 11.01.2022) (от 29.12.2021)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022 (изначально ФСНБ-2021) (от 22.12.2021)
  • Официальный обзор ключевых изменений в новой ФСНБ-2022 (изначально ФСНБ-2021) (Первый обзор)

Ресурсно-индексная модель и мониторинг цен в 2022 году

С введением 30 июня 2022 года новой ФСНБ-2022 расчет стоимости строительства производится по ресурсно-индексной модели.

Базисно-индексный метод расчета стоимости применяется для строительных объектов, строительство которых начато или завершено до ввода новой редакции базы в действие.

Основой ресурсно-индексной модели являются сметные цены, формируемые в результате Мониторинга цен строительных ресурсов. Обмен информацией осуществляется с использованием специализированных программ на основе открытого формата XML (Постановление Правительства России № 959 от 23 сентября 2016, 17 п.В).

До реализации проекта Мониторинга цен во всех субъектах страны, обеспечить достоверность цен призвана практика конъюнктурного анализа цен из региональных источников данных, собранных участниками инвестиционно-строительных проектов.

Синхронизация позиций и группировка строительных ресурсов в новой ФСНБ-2022

Главгосэкспертиза России проводит синхронизацию позиций в новой ФСНБ-2022: прописаны прямые связи от позиций строительных ресурсов к конкретным нормам и расценкам. Для этого строительные ресурсы собраны в однородные группы, что позволит правильно считать индексы к ним и отслеживать динамику изменений.

В каждом субъекте России группировка будет проводится по региональному принципу, потому как тренды удорожания групп ресурсов различаются в зависимости от наличия производств и обеспеченности спроса в конкретном регионе.

Кроме того, по словам Сергея Лахаева, в сметно-нормативной базе однозначно будет увеличено количество открытых ресурсов – то есть, тех ресурсов, которые могут применяться с разными нормами при использовании сопоставимых технологий производства работ.

Состав и нововведения в ФСНБ-2022

  • Федеральные единичные расценки исключены из ФСНБ-2022, их выпуск прекращается;
  • Для разработчиков сметных программных комплексов на сайте ФГИС ЦС размещается ФСНБ-2022 в формате открытых данных XML;
  • Готовы 118 сборников ГЭСН, включающих 51 601 норму, а также сметные цены по 24 873 номенклатурным позициям материалов и 1 658 – машин и механизмов, продолжается наполнение номенклатуры;
  • Изменены в различной степени 34 222 сметных нормы;
  • Произведено 49 224 замен строительных материалов на актуальные аналоги и 1544 замены конкретных материалов на открытые группы;
  • Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов рассчитаны в соответствии с уточненной методологией (например, расчет оплаты труда машинистов производится отдельно);
  • Проведена перешифрация сборников Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр).

Редакция ФСНБ-2022 (на сайте ФГИС ЦС)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СБОРНИК БАЗИСНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ, КОНСТРУКЦИИ, ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Редакция ФСНБ-2022 на сайте Минстроя России

ФСБЦ, Приложение № 6 – Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года

(ФСЭМ, Приложение № 7 – Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 года

ФСНБ редакции 2020 года (ГЭСН-2020 и ФЕР-2020)

Введена в действие с 31.03.2020, в ходе выполнения поручений Президента России, принятых по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 26 июня 2019 года. 15 января 2020 года Минстрой России опубликовал серию приказов:

Ранее я писала о том, как составить расчет предполагаемой (предельной) стоимости строительства с применением укрупненных нормативов цены строительства 2017 года ( вот здесь ).

Сейчас вступили в силу НЦС 2020 года, о которых мы и поговорим сегодня.

Итак, в чем же отличие от нормативов 2017 года (которые, к слову, так же не исключены из ФРСН).

Сейчас все коэффициенты (включая коэффициент перехода от цен базового района (Московская область), к уровню цен субъектов РФ, ранее определяемый, с использованием приложения 17 к приказу Минстроя РФ от 28.08.2014 г № 506/пр., в зависимости от региона) и основная формула расчета (ранее п. 9 МДС 81-02-12-2011) даны в общих указаниях (технических частях) НЦС.

Т.е. из МДС 81-02-12-2011 «Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов-укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры" нам теперь брать особо нечего.

Форму расчета теперь используем в соответствии с приложением 10 к Методике разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 года N 314/пр. Обратите внимание на эту Методику, она новая.

Основная формула расчета в технических частях не изменилась, но исчезла формула расчета Ипр (прогнозного индекса), см п. 10 МДС 81-02-12-2011 (МДС, кстати, тоже вполне себе в включена в ФРСН).

В технический частях про Ипр сейчас написано так:

И все, собственно. Из этого можно сделать вывод, что мы должны использовать один единственный прогнозный индекс, с учетом информации о продолжительности строительства объекта. Вернее соотношение индексов.

Как быть с формулой из п. 10 МДС 81-02-12-2011 пока непонятно. Наверное забыть о ней, как о страшном сне)))

Вообще на семинарах сметчиков рекомендуют рассчитывать дефлятор по п. 10 МДС 81-02-12-2011. Пока вопрос спорный.

Так же как и нет официальных разъяснений по поводу уровня цен в НЦС-2020. Кто-то считает, что они действуют весь 2020 год и если строительство будет завершено в 2020 году, то дефлятор применять не следует. Кто-то, что уровень цен (как и написано в общих указаниях к НЦС) на 1.01.2020 г., т.е. в уровне цен 2019 года.

Что применять? НЦС или объекты-аналоги…

Начиная с 2017 года в законодательство о градостроительной деятельности и о госзакупках введены новые понятия.

Чем они отличаются?

Согласно пункту 30 статьи 1 Градостроительного кодекса сметной стоимостью строительства является расчетная стоимость, определяемая на этапе архитектурно-строительного проектирования.

Пункт 33.1 дает еще одно определение:

укрупненный норматив цены строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.

Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145) установлено:

27_3. Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, сметным нормам, …, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненным нормативом цены строительства (УНЦС).

Таким образом, установлена зависимость между сметной стоимостью строительства и УНЦС.

Источниками объектов-аналогов могут быть:

- сайт Минстроя, где размещен Реестр повторно применяемых объектов (Данный реестр мы рассмотрим в следующей статье);

Частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК).

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола.

Обоснование НМЦК при осуществлении закупок работ на строительство является основанием для подготовки проекта сметы контракта в пределах НМЦК без использования предусмотренных проектной документацией сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. По результатам торгов с учетом снижения формируется Смета контракта, являющаяся приложением к контракту и основанием для проведения взаиморасчетов между заказчиками и подрядчиками.

В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 01.01.2020 включены базы ФЕР-2020 и НЦС 2020.

Также вступила в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства.

Сборники с НЦС 81-02-01-2020 по НЦС 81-02-21-2020 размещены на сайте Минстроя РФ и доступны по ссылкам:

Вы инвестируете в строительство?
Вы не специалист в сметном деле?
У Вас нет времени долго и скрупулезно собирать данные о средней стоимости объектов, аналогичных Вашему?
Вы хотите быть уверенными в правильности выбранной Вами методики расчета прогнозной стоимости строительства?
Вам нужно знать стоимость строительства объекта, если начать строительство сегодня, через полгода, через год и, обязательно, с учетом официальных прогнозных индексов-дефляторов?

Строительство любого объекта – это огромный и многоступенчатый процесс. Но очень часто еще на этапе планирования будущих работ, возникает необходимость понять, сколько будет стоить строительство задуманного проекта. В подобной ситуации наиболее удобным вариантом является составление сметного расчета по укрупненным нормативам цены строительства (НЦС), которые позволяют без составления подробной сметы определить стоимость строительства.Расчеты по НЦС представляют большую ценность на этапе планирования и проектирования объекта строительства, а также на момент инвестирования в строительный проект, поскольку ни один инвестиционный проект или бизнес-план не обходится без подсчета его предварительной стоимости.

Подобные расчеты удобны тем, что не требуют глубоких знаний сметного дела, но позволяют осуществлять следующие действия:

  • быстро и нормативно обоснованно определять максимальную цену будущего строительства с учетом прогнозных индексов-дефляторов;
  • планировать инвестиции (капитальные вложения);
  • готовить конкурсную (тендерную) документацию;
  • оценивать эффективность использования средств, направляемых на капитальные вложения;
  • подготавливать технико-экономические показатели в задании на проектирование;
  • минимизировать субъективные показатели в оценке стоимости строительного объекта.


Программа позволяет работать с базой данных НЦС, включая фильтрацию данных, поиск, выборку показателей, подбор нормативов цены строительства, а также осуществлять все необходимые расчеты стоимости строительства объектов непроизводственного назначения, инженерной инфраструктуры, отдельных видов строительных конструкций и выпуск выходных форм.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Через веб-платформу РИК

Отправив заявку

Обратившись к Вашему дилеру

В случае возникновения вопросов обращайтесь по телефонам:

  • 8 (499) 702-45-70
  • 8 (495) 347-97-18
  • 8 (499) 702-45-70
  • 8 (800) 707-45-70 (для регионов)

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов!

Читайте также: