Как сделать назад будущее

Обновлено: 07.07.2024

И все же спецэффекты в ленте использовались не так уж часто — всего три десятка раз, причем почти все они связаны с автомобилем. Над созданием визуальных эффектов, которые добавили к ленте всего за пару недель до начала ее проката, трудились сотрудники студии Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic. Они добавили нарисованные с помощью компьютера вспышки, сопровождающие переход из одного периода времени в другой, а также молнию в одном из финальных эпизодов

К слову, никакой молнии могло не быть вовсе. Первоначальная версия сценария предполагала, что необходимую для путешествия во времени энергию док и Марти найдут на ядерных испытаниях в пустыне Невада. Однако потом менеджеры подсчитали, что для подобных съемок всего лишь одного небольшого эпизода понадобится более миллиона долларов (около двух нынешних миллионов долларов с учетом инфляции)

Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим

Кроме того, инженерам пришлось придумать сложную систему из ремней, крепившуюся на кране. К ремням подвешивали актеров, и те чуть ли не по-настоящему летали в воздухе. Больше всего зрителей впечатляли кадры, когда актеров показывали ниже колен, с парящими ховербордами и ногами на них. Чтобы снять эти эпизоды, к доскам намертво привинчивали обувь, героев фильма сажали на специальную установку и возили, пока все действо снимала камера

На этот раз львиную долю съемок пришлось перенести из открытых павильонов Universal в Долину монументов — почти красную пустыню с отдельными возвышающимися скалами. То что надо для фильма о ковбоях и путешествиях во времени!

В сцене же, где пока еще целехонький поезд разгоняет перед собой DeLorean, многие кадры были сняты задом наперед — в реальности локомотив едет назад. Это было сделано в первую очередь в целях безопасности. Кто знает, вдруг автомобиль вместе с Майклом Фоксом внутри сойдет с рельсов? Когда Марти наконец-то возвращается в свое время, DeLorean едет по действующим железнодорожным путям. Пару раз в день по ним проходили поезда, и на это время автомобиль приходилось снимать с рельсов



Просматривая пожелтевшие фотографии, Гейл с удивлением узнал, что в школьные годы его папа был старостой класса. Гейл вспомнил старосту своего класса, с которым никогда не общался, и задался вопросом: что было бы, если бы он каким-то образом попал в прошлое? Сумел бы он подружиться со своим отцом или у них не нашлось бы общих интересов?

Когда Боб Гейл поделился этой историей со своим другом Робертом Земекисом, тот мигом вспомнил свою маму. Та очень любила раздавать нравоучения и рассказывать, какой ответственной была в школе и как никогда не целовалась с мальчиками (разумеется, все это не сильно соответствовало действительности). На стыке этих двух историй и родился сюжет про подростка, который попал в прошлое и встретил своих родителей юными.




Так что же представляла из себя машина времени, спросите вы? По сути, она описывалась как стационарная лабораторная установка с лазером. Так что для перемещения в прошлое героям не нужно было разгоняться до 88 миль в час. Вместо этого им требовалось много энергии и… кока-кола. Согласно сценарию, напиток был секретным ингредиентом, благодаря которому машина времени могла отправлять людей в прошлое. Что-то мне подсказывает, что руководство компании потом долго жалело, что не купило этот дерзкий продакт-плейсмент в картине Земекиса.



Ранний набросок потокового накопителя

Вернувшись в настоящее, Марти понял, что его действия изменили ход истории. Док из прошлого разгадал состав секретного ингредиента и в результате создал массу изобретений (летающие автомобили, роботы и т. п.), перевернувших мир. Что касается Джорджа Макфлая, он стал успешным боксёром. Но главное, после зажигательного исполнения героем песни Johny B. Goode учителя вызвали полицию, чтобы пресечь школьные беспорядки. Из-за этого по какой-то странной логике рок-н-ролл так и не был изобретён. Так что теперь Марти знает, чем будет заниматься в этом дивном новом мире.





В результате, Земекису пришлось искать замену. Был организован масштабный кастинг. Спустя много лет Боб Гейл просмотрел старые записи и с удивление обнаружил, что на роль Марти пробовался даже Джонни Депп (которого он тогда сорвершенно не запомнил). В итоге, выбор пал на 20-летнего Эрика Штольца.


К слову, роль Дока Брауна также досталась совсем не тому актеру, на которого изначально рассчитывали создатели. Они надеялись заполучить Джона Литгоу, но тот был занят над другим проектом. Так что в итоге Доком Брауном стал Кристофер Ллойд.

Из-за затянувшегося кастинга начало съёмок несколько раз сдвигалось, что поставило под сомнение возможность выпустить ленту в мае 1985 года, как того хотела студия. Но основные проблемы были ещё впереди. Когда съёмки всё же начались, Земекис достаточно быстро понял, что нанять Штольца было большой ошибкой.









Фокс очень хотел перейти с телевидения в кинематограф, а потому мужественно терпел все неудобства, связанные с работой в двух проектах одновременно. Актеру помогало то, что образ главного героя был ему очень близок. Эрик Штольц играл Марти Макфлая, Фокс же во многом им был. Он любил кататься на скейте, в школьные годы играл в нескольких группах и мечтал стать рок-звездой.


В итоге, вызванные заменой актера пересъёмки и перенос даты премьеры обошлись Universal в дополнительные 3 миллиона долларов. Но, думаю, вы не будете спорить с тем, что каждый цент из потраченной суммы того стоил.





Интересно, что Роберт Земекис всерьез подумывал вырезать из фильма исполнение Марти песни Johny B. Goode — по его мнению, оно не привносило ничего в сюжет. Но после тест-просмотра, когда публика зааплодировала во время сцены, благоразумно оставил её в фильме. Так что, как видите, тест-просмотры сами по себе не зло. Все зависит от того, какие выводы из них делает студия.


В любом случае, Сильвестри блестяще справился с заданием. Кстати, это именно он посоветовал создателям группу Huey Lewis and the News, которая написала песню для фильма. Правда, её первый вариант не устроил студию, зато вторым оказался The Power of Love.


Что касается киноакадемиков, они удостоили фильм четырёх номинаций, включая лучший сценарий, — но в итоге он получил лишь одну статуэтку за лучший звуковой монтаж. Впрочем, что-то подсказывает мне, что создатели вряд ли согласились бы променять народную любовь к своей картине на какие-то там формальные премии.



И вот с момента выхода фильма прошло уже целых 35 лет. От столь наглядного свидетельства того, как быстро уходит время, честно говоря, становится немного не по себе. Особенно с учётом того, что, в отличие от героев фильма, у нас нет возможности вернуться назад.



Для тех, кто хочет финансово поддержать:

Номер яндекс-кошелька: 410012753539930



20. Майкл Джей Фокс старше своего экранного отца


Вместо того чтобы набирать актеров постарше и пытаться сделать так, чтобы они выглядели моложе, создатели фильма взяли на роли родителей актеров примерно того же возраста, что и их юный герой, а в сценах 1985 года наложили грим, чтобы они выглядели старше.


Однако в действительности актер Майкл Джей Фокс старше Криспина Гловера, который играет в фильме его отца Джорджа, и едва ли моложе Леа Томпсон, которая играет его мать Лоррейн.

19. Джонни Депп, Джон Кьюсак и Бен Стиллер были претендентами на роль Марти Макфлая


Как мы все знаем, роль Марти Макфлая досталась Майклу Джей Фоксу, но на роль претендовало множество других молодых перспективных актеров.


Джон Кьюсак также был среди тех, кто пробовался на роль, незадолго до того, как он сорвал большой куш в таких фильмах, как Better Off Dead и The Sure Thing.

Бен Стиллер и Джон Крайер также размышляли о пробах на роль, и оба актера с радостью признали, что Фокс подходит гораздо лучше.


Единственным другим актером, который действительно приблизился к роли Марти Макфлая, был К. Томас Хауэлл.

18. Эрик Штольц был уволен после того, как сыграл Марти в течение пяти недель (но он все равно появился в фильме).


Однако через пару недель после начала съемок создатели фильма поняли, что более напряженный и серьезный подход Штольца к материалу просто не работает.

Однако широко распространено мнение, что некоторые кадры с Эриком Штольцем в роли Марти попали в окончательный вариант фильма. В начале фильма есть один быстрый кадр, где Марти ныряет в DeLorean, чтобы спастись от ливийских террористов, и считается, что это был Штольц, а не Фокс.

17. Оригинальная Дженнифер также была переснята после увольнения Эрика Штольца.

Сейчас уже довольно широко известно, что Майкл Джей Фокс стал исполнителем роли Марти Макфлая после того, как Эрик Штольц был признан неподходящим для этой роли. Однако не так широко обсуждается тот факт, что увольнение Штольца также привело к увольнению другого актера из фильма.

Этим другим актером была Мелора Хардин, которая первоначально была приглашена на роль подружки Марти, Дженнифер.


Когда Фокс заменил Штольца, Хардин была заменена Клаудией Уэллс, которая была ближе к Фоксу по росту. (В свою очередь, в сиквелах Уэллс заменит Элизабет Шу).

16. Дисней отказался от фильма из-за опасений по поводу романа Марти со своей мамой из прошлого.

Режиссер Роберт Земекис и соавтор сценария/продюсер Боб Гейл обнаружили, что им было трудно продать проект, отчасти из-за его центральной темы.


Они предложили проект компании Walt Disney Pictures, которая отказалась от него, потому что их беспокоили намеки на семейную романтику.


Разумеется, они беспокоились по поводу ключевого сюжетного момента, когда Марти случайно привлек романтический интерес своей матери-подростка в 1955 году.


15. Компания DeLorean уже вышла из бизнеса, когда вышел фильм


Однако к 1985 году автомобильная компания, названная в честь своего печально известного основателя Джона Делореана, уже давно разорилась.

Их флагманский автомобиль, DMC DeLorean, был единственной моделью, выпущенной компанией в период с 1981 по 1983 год.


14. Изначально машина времени должна была быть холодильником, а не DeLorean.



Вместо автомобиля первым обычным предметом домашнего обихода, который они предполагали использовать в качестве машины времени, был холодильник.

Вместо того чтобы использовать молнию, холодильник собирались доставить на испытательный полигон в Неваде, чтобы он принял на себя удар ядерного взрыва и отправил Марти домой.


В конечном итоге Земекис решил отказаться от этой идеи, опасаясь, что впечатлительных молодых зрителей могут побудить закрыться в холодильнике в подражание фильму.




Этот успех неожиданно сделал Земекиса горячей собственностью в Голливуде и дал зеленый свет его страстному проекту о путешествиях во времени.



Земекис и Гейл были возмущены, но, будучи относительными новичками в Голливуде, они были озабочены тем, как опровергнуть мнение старшего лица студии.

К счастью, в их углу был еще более влиятельный Стивен Спилберг, который знал, как лучше ответить.

11. Джефф Голдблюм и Джон Литгоу рассматривались на роль Дока Брауна.

Без обаяния Майкла Джей Фокса и дикой эксцентричности Кристофера Ллойда трудно представить, чтобы фильм получился настолько же удачным.



Однако сравнительная молодость Голдблюма (он всего на девять лет старше Фокса и на 14 лет моложе Ллойда) в итоге исключила его, поскольку возраст Дока считался ключевым для персонажа.


Любой молодой актер, несомненно, позавидовал бы удаче Фокса — но никто в здравом уме не позавидовал бы его загруженности, ведь Фокс работал над двумя сериалами подряд практически без отдыха более трех месяцев.


9. Эдди Ван Хален записал новую музыку специально для сцены Walkman


Юмор этой сцены основан на небезосновательном представлении о том, что скорость и громкость гитарных соло в стиле 80-х звучат для человека из 1950-х годов так, будто они прилетели с другой планеты.


Гитарный герой, о котором идет речь, более известен как Эдди Ван Хален, прославившийся как одноименный ведущий гитарист рок-группы 80-х Van Halen.


Оказалось, что группа Van Halen не давала согласия на использование своей музыки в фильме, но сам Эдди согласился — и с тех пор он подтвердил, что записал гитарное соло специально для этого эпизода.

8. Рональду Рейгану так понравился фильм, что он процитировал его в президентском обращении



7. Домашним питомцем Дока изначально должен был стать шимпанзе


В этой сцене Эйнштейн становится первым в мире путешественником во времени, пассажиром автомобиля DeLorean (которым Док управляет с помощью пульта дистанционного управления).


Однако эта сцена могла бы развиваться несколько иначе, поскольку изначально Док собирался завести более экзотическое животное.

Однако против этого категорически возражал руководитель Universal Сид Шейнберг, утверждавший, что фильмы с участием обезьян никогда не приносят прибыли.



Знаете ли вы, что вокалист Хьюи Льюис действительно появляется в фильме, в сцене прослушивания Марти на танцы в школе?

5. Гитара Марти не существовала в 1955 году.



Тот факт, что Марти играет песню за три года до ее написания, не единственный анахронизм в этой сцене.

Марти играет на гитаре, которая впоследствии станет фирменной гитарой Чака Берри: вишнево-красной Gibson ES-345.

Однако в 1955 году этой гитары еще не существовало: как и сама песня, ES-345 была выпущена компанией Gibson только в 1958 году.

Марти также отдает дань уважения ряду будущих гитарных героев: Питу Тауншенду из The Who (ударяя ногой по усилителю), Ангусу Янгу из AC/DC (ложась на спину), Джими Хендриксу (играя на гитаре за головой) и Эдди ван Халену (используя технику стучащей гитары).

4. Это не Майкл Джей Фокс, поющий Джонни Б. Гуда.


Поклонники Майкла Джей Фокса знают, что в реальной жизни актер действительно является гитаристом, поэтому его игра в сцене с Джонни Би Гудом выглядит настолько правдоподобно.

Тем не менее, в этой культовой сцене мы слышим не игру Фокса на гитаре и не его вокал.


Гитара в этой сцене была исполнена профессиональным музыкантом Тимом Мэем, хотя Фокс тренировался с преподавателем гитары Полом Хэнсоном, чтобы как можно точнее повторить работу пальцев Мэя.

Певческий голос Марти, тем временем, был предоставлен Марком Кэмпбеллом, который остался без аккредитации, чтобы создать иллюзию, что Фокс поет сам.


3. Концовка никогда не была предназначена для создания сиквелов.


Как, несомненно, помнят зрители, в финале фильма Док Браун вместе с Марти и его девушкой Дженнифер отправляется в новое приключение в будущее, которое становится еще более захватывающим после того, как DeLorean отправляется в полет.


.

Однако сценаристы Роберт Земекис и Боб Гейл уже давно признались, что изначально не планировали снимать сиквел, а просто решили, что летающий DeLorean — это крутой образ для завершения фильма.


2. Первый кадр тонко предвещает кульминацию


Возможно, вы не заметили, что эта сцена также содержит явный намек на то, что произойдет позже в фильме.


Если внимательно присмотреться к сцене, то можно заметить часы, на которых изображен человек, свисающий с их рук.

Мало того, сцена — и часы — являются прямой отсылкой к классической сцене из раннего кино.

Это кивок в сторону Гарольда Ллойда в фильме 1923 года Safety Last, в котором легендарный комедийный актер и каскадер фактически свисал с кронштейна часовой башни.


«.

Создателям фильма предложили крупную сумму денег за использование Ford Mustang в качестве машины времени.


Съемки фильма уже шли, когда Форд обратился к команде Universal с предложением о размещении продукции.

Речь шла о сумме в $75 000, что в сегодняшних деньгах составляет более $180 000: немалая сумма, учитывая, что бюджет фильма составил $19 млн (почти $46 млн сегодня).



Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов.



Проекту очень повезло с актерами — пожалуй, невозможно себе представить на месте Марти МакФлая кого-то кроме Майкла Дж. Фокса, а на месте доктора Брауна — кого-то кроме Кристофера Ллойда. Все идеально вжились в свои образы.










Майкл моментально включился в работу, сделав все сцены, отснятые ранее со Штольцем, всего за две недели. Наконец-то работа над фильмом пошла полным ходом. Фокс работал на износ, участвуя в съемках по вечерам, а дневные сцены снимались в выходные



Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности. Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".



Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим. Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим. Киношная версия DeLorean DMC-12



Этот же прием впоследствии применялся на съемках второй и третьей частей трилогии — все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.


Читайте также: