Как сделать намерение сердцем

Обновлено: 07.07.2024

Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.

Третьим столпом Ислама является соблюдение поста в месяц Рамадан. Обязательным этот пост стал во втором году хиджры [1] .

Количество дней в месяце Рамадан может быть 29 или 30 дней. Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, за свою жизнь успел соблюсти девять постов месяца Рамадан, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.

В этом месяце верующие соблюдают пост, посредством которого человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Всевышний Аллах в Священном Коране предписывает:

يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ

كَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ

Пост является одним из особо значимых видов поклонения – в мирской жизни он уберегает людей от плохих дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом грехов человека.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ПОЛЬЗА ПОСТА

1. Пост укрепляет нравственность.

Пост напоминает людям об Аллахе, повышает чувство ответственности, воспитывает нравственность, очищает сердца от низменных чувств и мыслей, предостерегает от неодобряемых поступков и от плохого отношения к людям.

Пост оберегает глаза от взглядов на запретное, язык – от лжи и недостойных слов, уши – от сплетен, живот – от запрещенной пищи, руки – от порицаемых действий, а ноги – от хождения за запретным.

Мудрость поклонения заключается в том, чтобы ради Аллаха выполнять Его повеления и избегать греховного.

2. Пост пробуждает чувство милосердия.

Человек, который никогда не испытывал чувство голода и недоедания, не поймет проблем бедняка. Постящийся же, сам испытавший данные чувства, способен на сострадание и готов протянуть руку помощи неимущим, помогая им преодолеть трудности.

3. Пост помогает осознать ценность благ, дарованных Всевышним Аллахом.

Человек осознаёт ценность чего-либо лишь после того, как лишается этого. Постящийся, отстраняясь от многих благ Создателя, лучше осознает их ценность, учится беречь их и еще больше благодарит Аллаха за Его бесчисленные дары.

4. Пост делает человека здоровым.

Благодаря соблюдению поста, уставшие за 11 месяцев непрерывной работы органы пищеварения получают отдых и после Рамадана с новой силой активизируют свои функции.

Ученые доказали, что пост полезен для человеческого организма. По мнению известного французского ученого, лауреата Нобелевской премии, доктора Алексиса Карреля, во время соблюдения поста из организма выводятся накопившиеся продукты распада и происходит обновление организма.

5. Пост учит человека терпению.

6. Пост становится причиной прощения грехов верующего.

7. Пост становится причиной вхождения в Рай.

8. Пост будет заступником в Судный День.

9. Всевышний Аллах принимает мольбу-ду‘а постящегося.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей.

Существует специальная мольба-ду‘а, которую читают во время разговения (ифтара):

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ

ВИДЫ ПОСТА

Существует шесть видов поста:

1. Обязательный (фард) пост– это пост в месяц Рамадан, а также возмещение (када) пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление (каффарат).

2. Необходимый (ваджиб) пост – это пост по обету (назр) и возмещение (када) нарушенного добровольного (нафиль) поста.

3. Желательный (сунна) пост – это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца.

4. Добровольный (мустахаб) пост.

К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан.

5. Нежелательный (танзихан-макрух) пост – это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).

6. Крайне порицаемый (тахриман-макрух) пост – это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения.

УТРЕННИЙ ПРИЕМ ПИЩИ (СУХУР) И ВЕЧЕРНЕЕ РАЗГОВЕНИЕ (ИФТАР)

Утренний прием пищидо рассвета (сухур) является одобряемым действием (мустахаб). Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение (саваб) в этом случае будет больше.

В Священном Коране говорится:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

Выделяют следующие факторы благословенности утреннего приема пищи (сухур)[18]:

1) Это действие совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха;

2) Утренний прием пищи (сухур) придает силы для поклонения (‘ибада);

3) Утренний прием пищи (сухур) увеличивает искренность в поклонении (‘ибада), так как благодаря раннему подкреплению пищей человек не так сильно испытывает голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;

4) Утренний прием пищи (сухур) помогает людям контролировать самих себя, свой темперамент, так как злость нередко вызывается сильным голодом;

5) Время утреннего приема пищи (сухур) – это время, когда мольбы-ду‘а принимаются;

Вечернее разговение (ифтар) приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЕН ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН

Каждый мукалляф – разумный мусульманин или мусульманка, достигший совершеннолетия, обязан (фард) соблюдать пост в месяц Рамадан. Это повеление Всевышнего Аллаха.

Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка.

Женщины в дни менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) не соблюдают пост, но после их завершения восполняют (када) каждый пропущенный день поста.

ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ

Не поститься в Рамадан без уважительной причины – большой грех, который влечет за собой наказание Всевышнего Аллаха, если Он не простит грешника по Своей милости.

Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам:

1. Болезнь. Если человек опасается, что его болезнь из-за поста может затянуться или осложниться, то ему разрешается не поститься или прервать свой пост. После выздоровления он должен будет возместить (када) каждый пропущенный день поста.

2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку, покинув свой населенный пункт более чем на 90 км, может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Однако, если в пути нет затруднений соблюдать пост, то лучше поститься.

3. Принуждение. Если постящемуся угрожают смертью или нанесением увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

4. Беременность или кормление. Если во время беременности или кормления грудью женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца, то ей разрешается не соблюдать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить (када) каждый пропущенный день поста.

5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, то он может нарушить пост, а потом возместить (када) его в другой день. В Священно Коране говорится:

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ НЕ ПОСТИЛСЯ В РАМАДАН

Соблюдать пост в месяц Рамадан – повеление Всевышнего Аллаха. Все мусульмане (мукалляф) должны соблюдать его.

Если мусульманин, не имея уважительной причины, пропустил пост в Рамадан, он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Если мусульманин без уважительной причины нарушил начатый пост, он обязан не только восполнить (када) нарушенный день поста, но и совершить искупление (каффарат).

Тот, кто в месяце Рамадан не держал пост без уважительной причины, считается грешником и несет ответственность за этот грех перед Аллахом. Невыполнившему повеление Аллаха соблюдать пост в месяц Рамадан необходимо покаяться. Совершивший грех должен молить Аллаха о прощении, не теряя времени, возместить (када) пропущенные дни поста, и, если необходимо, выполнить искупление (каффарат).

КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.

Намерение для поста можно сделать в любое время после захода солнца и до рассвета.

Лучше всего совершить намерение после утреннего приема пищи (сухур). Но если человек проснулся после рассвета, то он может сделать намерение до наступления полудня, не совершая при этом после рассвета действий, нарушающих пост.

Тот, кто не собирается вставать на утренний прием пищи (сухур), может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.

Намерение соблюдать пост-возмещение пропущенных дней (када) и пост-искупление (каффарат) можно также сделать с вечера, но успеть до рассвета – обязательно. Для данных видов поста нельзя делать намерение после рассвета.

Намерение совершается сердцем. Это значит, что человек, в сердце пожелавший соблюдать пост предстоящего дня, считается совершившим намерение. Человек, который встал на утренний прием пищи, также считается совершившим намерение.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ (Када) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ)

Если постящийся в месяц Рамадан сознательно и без уважительной причины нарушил пост, совершив в светлое время дня одно из следующих действий:

- пил, ел или принимал лекарство (таблетки или жидкость),

- вступил в половую близость,

то ему необходимо возместить нарушенный пост день за день (када) и совершить искупление (каффарат). Искупление (каффарат) является наказанием в этой жизни за сознательное нарушение поста месяца Рамадана, оно не налагается за нарушение других постов (в том числе и поста-возмещения (када)).

Искуплением (каффарат) является непрерывное соблюдение поста в течение 60-ти дней. Если пост-искупление (каффарат) прерван, необходимо совершать непрерывный 60-тидневный пост заново. Женщины, соблюдающие пост-искупление (каффарат), прерывают его на дни менструации и продолжают поститься с первого дня после их окончания.

Тот, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать непрерывный 60-тидневный пост, обязан накормить 60 бедных мусульман завтраком и ужином (желательно найти богобоязненных). Искупление (каффарат) не выдается неверующим. Еда должна быть в достаточном количестве (например, хлеб пшеничный). Можно накормить одного бедняка 120 раз завтраком или 120 раз ужином или 60 человек накормить завтраком и 60 человек ужином.

Также возможно передавать стоимость еды в денежном эквиваленте в течении 60-ти дней одному бедняку или за один раз передать 60-ти беднякам. Если отдать одному человеку всю сумму единовременно, то это зачтется как один день искупления (каффарат).

Если в течении одного Рамадана человек сознательно нарушил пост несколько раз (или если сознательно нарушал пост в течении нескольких Рамаданов), то ему достаточно совершить одно искупление (каффарат) за все нарушения.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, передает:

«(Однажды), когда мы сидели вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришел какой-то человек и сказал:

- О Посланник Аллаха! Я погиб!

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Что с тобой (случилось)?

- Я был с женой (в супружеской близости) во время поста.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, сказал: «После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, некоторое время хранил молчание, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:

- Где человек, задавший вопрос?

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

- Возьми это и раздай в качестве милостыни.

Этот человек сказал:

- Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом нет в пределах Медины семьи беднее моей.

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА)

  1. Глотание непригодных в пищу предметов (бумаги, земли, хлопка, и т.д.);
  2. Закапывание лекарства в нос;
  3. Закапывание лекарства в уши;
  4. Случайное попадание воды внутрь, например, во время полоскания рта или носа;
  5. Глотание скопившейся слюны, содержащей посторонние примеси;
  6. Вынужденное нарушение поста;
  7. Заливание воды в горло спящему кем-либо посторонним;
  8. Искусственно вызванная рвота;
  9. Преждевременное разговение по ошибке (думая, что заход уже наступил);
  10. Прием пищи после рассвета по ошибке (думая, что он еще не наступил).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

  1. Есть, пить или иметь половую близость в светлое время поста по забывчивости. Если человек после того, как вспомнит, что соблюдает пост, сразу прекратит есть или пить и освободит (прополощет) рот от пищи, то пост этого дня продолжается. Если же после того, как он вспомнит, что постится, успеет что-либо проглотить, то пост этого дня нарушается;
    1. Попадание воды в уши;
    2. Закапывание лекарства в глаза;
    3. Непроизвольная рвота ( т.е. не вызванная специально);
    4. Поллюции (выделение спермы у спящего);
    5. Сдача крови;
    6. Случайное проникновение в горло пыли или дыма;
    7. Сглатывание слюны.

    ПОРИЦАЕМЫЕ (МАКРУХ) ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

    Совершение данных действий в светлое время поста не нарушают его, однако их совершение порицается:

    1. Пробование чего-либо на вкус (не глотая);
    2. Проглатывание слюны, скопившейся во рту;
    3. Многократная сдача крови, ослабляющая человека;
    4. Изнурительная работа.

    Не возбраняется во время соблюдения поста:

    1. Нюхать или использовать духи;
    2. Чистить зубы, используя мисвак или зубную щетку;
    3. Полоскать рот;
    4. Полоскать нос;
    5. Мыться.

    И‘ТИКЯФ

    И‘тикяф – это пребывание в каком-либо месте с целью совершения поклонения Создателю. Вознаграждение аваб) за совершение и‘тикяфа очень велико, и невозможно даже перечислить всю его пользу и благословенность.

    В соответствии с ханафитским мазхабом существуют 3 вида и‘тикяфа:

    1) Необходимый (ваджиб) и‘тикяф. Например, когда человек дает обет перед Всевышним Аллахом, что проведет определенное количество дней в и‘тикяфе, если Аллах исполнит его какое-нибудь конкретное желание. Тогда, с момента исполнения этого желания, и‘тикяф становится для этого человека необходимым (ваджиб). Или же человек может дать клятву без условий, что он делает и‘тикяф необходимым (ваджиб) для себя на какое-либо определенное количество дней;

    2) Желательный (сунна) и‘тикяф – совершается в последние 10 дней месяца Рамадан;

    3) Добровольный (нафиль) и‘тикяф. Для этого вида нет специального времени или точного количества дней. Человек может сделать намерение на любое количество дней, даже на всю жизнь.

    Длительность и‘тикяфа должна быть не менее одного дня.

    Следующая за ними по значению – это соборная мечеть в собственном городе, и, наконец, ближайшая от дома мечеть.

    Женщины, по мнению некоторых ученых, могут выполнять и‘тикяф в своих собственных домах, желательно в специально отведенном на время и‘тикяфа месте. Это является облегчением для женщин.

    Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    [1] Хиджра – переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину в 622 г.н.э. С этого года мусульмане ведут свое летоисчисление.

    Нарушивший перечисленные выше запреты должен не только возместить (как када) ставшие недействительными дни поста, но и обязан соблюдать без перерывов пост в течение двух месяцев (60 дней) как искупление (каффарат)

    2. Как поститься и что можно кушать в Рамадан?

    Мусульманский пост подразумевает отказ от приёма пищи, питья, курения и интимной близости начиная с наступления утренней молитвы и до заката солнца (время утренней молитвы и заката могут отличаться в зависимости от региона проживания, можно посмотреть в интернете). После захода солнца (ифтар) и до утреннего намаза (сухур) желательно (для комфортного поста) пить больше воды, есть фрукты и только после этого овощи, крупы, сухофрукты, рыбу и т. п. Вечером лучше есть то, что быстро переваривается (фрукты и овощи), а во время сухура (предрассветного приема пищи) — что дольше переваривается, например, орехи и белковую пищу (яйца, рыбу или мясо). Старайтесь делать акцент на воду хотя бы за 30 минут до еды, чтобы непосредственно перед едой не разбавлять ею желудочный сок. После еды также желательно подождать очевидного чувства жажды (примерно через 40 минут после приема пищи), тем самым облегчив и ускорив пищеварение. В ночное время необходимо восполнять водный баланс организма. Старайтесь между вечерними и утренними приемами пищи выпивать до 2-х литров чистой воды

    Мусульманский пост подразумевает полный отказ от приёма пищи, питья, курения и интимной близости начиная с наступления утренней молитвы и до заката солнца (время утренней молитвы и заката могут отличаться в зависимости от региона проживания, можно посмотреть в интернете).

    Без проглатывания и в случаи крайней необходимости это не нарушает пост.

    3. Когда лучше делать омовение

    Мусульманин в целом всегда должен ходить с омовением. Нет конкретных правил о совершении омовения до или после сухура.

    Нет конкретных правил о совершении омовения перед ифтаром/сухуром или после него, но в омовении есть баракат, и мусульманину, желательно, всегда нужно ходить с омовением.

    Покрытые лаком ногти не омываются водой при совершении омовения, что делает последнее (омовение) недействительным. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы-намазы она не совершает. А вообще лучше не пользоваться вовсе.

    4. Можно ли заниматься сексом во время поста?

    Нет, интимная близость после ифтара и до наступления времени утреннего намаза разрешена, пост не нарушается.

    Нельзя, в дневное время суток интимная близость нарушает пост!

    Искуплением за нарушение поста таким образом является двухмесячный по лунному календарю непрерывный пост плюс один день нарушенного поста! Если нет физической мощи продержать два месяца поста, необходимо накормить 60 бедняков, выделяя на каждого сумму, которую человек нарушивший пост тратит на одного взрослого члена своей семьи.

    Если инициатором нарушения поста является муж, то он несет ответственность за этот грех, жене будет достаточно соблюсти один день поста после месяца Рамадан.

    После интимной близости каждый раз необходимо брать полное омовение (гусль)!

    Гусль — это обязательное полное ритуальное омовение всего тела, включая полоскание полости рта и носа, для очищения от ритуальной нечистоты в последствий половой близости и извержения семени во время сна (поллюции), а также после месячного цикла у женщин и окончания послеродового состояния.

    5. Какие молитвы читать на сухур и ифтар?

    Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста

    Намерение (ният) — присутствие в сердце желания и решимости поститься, следуя велению Господа. Место расположения намерения — сердце, но можно произнести словесно текст намерения.

    6. Можно ли закалывать барана (делать жертвоприношение) во время поста?

    Закалывание животного не портит пост постящегося человека. Во время поста можно закалывать животных.

    Все­выш­ний Ал­лаh воз­ве­ща­ет в Ко­ране о нис­посла­нии жер­твен­но­го жи­вот­но­го, за­менив­ше­го на жер­твен­ни­ке Ис­ма­ила(алейhис­са­лям):

    Вад­жиб Кур­бан оз­на­ча­ет бла­года­рение Все­выш­не­го Ал­лаhа за бес­числен­ные бла­га и ис­купле­ние за свои гре­хи. Часть мя­са жер­твен­но­го жи­вот­но­го ис­поль­зу­ет­ся семь­ей, ко­торая со­вер­ши­ла Кур­бан, а часть раз­да­ет­ся бед­ным, для ко­торых это яв­ля­ет­ся важ­ной под­дер­жкой

    Как из­вес­тно, для удов­летво­рения пот­ребнос­тей че­лове­чес­тва в мяс­ных про­дук­тах ежед­невно за­бива­ют­ся сот­ни ты­сяч жи­вот­ных. Но при­об­рести их мо­гут толь­ко те, у ко­го есть та­кая воз­можность, а мя­со жер­твен­но­го жи­вот­но­го пред­назна­чено, преж­де все­го, для рас­пре­деле­ния бед­ным, ма­ло­обес­пе­чен­ным лю­дям. По­это­му жер­твоп­ри­ноше­ние в Ис­ла­ме яв­ля­ет­ся ре­аль­ным вы­раже­ни­ем че­ловеч­ности и щед­рости.

    7. Что делать если не смог выдержать пост весь день и нарушил, как восполнить пост?

    Если Вы прервали пост преднамеренно, то должны возместить день поста (Када- 1 день) и искупить (Каффарат - 60 дней). В общем получается 61 дней поста за один преднамеренно нарушивший день.

    ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ, ТРЕБУЮЩИЕ И ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ):

    1. Осознанно принимать пищу и напитки.
    2. Осознанно, несмотря на запрет, вступать в половую близость.
    3. Осознанно курить.
    4. Жевать и проглатывать землю и глину человеку, который привык её есть.
    5. Прерывать пост после осуждения кого-то за глаза (гыйбат), если человек посчитал, что пост этим уже всё равно нарушен.
    6. Проглатывать слюну жены или любимого человека.

    Нарушивший перечисленные выше запреты должен не только возместить (как када) ставшие недействительными дни поста, но и обязан соблюдать без перерывов пост в течении двух месяцев (60 дней) как искупление (каффарат).

    8. Какие молитвы читать во время малого омовения?

    Тахарат — это приведение тела в состояние ритуальной чистоты посредством омовения (и масх — проведения мокрой рукой по определённым частям тела) по соответствующим правилам. Многие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуального омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Кто совершает намаз, будучи ритуально нечист и зная об этом, тот становится неверным.

    Из книги Мухтасар Ильми-Халь.

    9. Как совершать и что такое большое омовение?

    Гусль — это обязательное полное ритуальное омовение всего тела, включая полоскание полости рта и носа, для очищения от ритуальной нечистоты: последствий половой близости и извержения семени во время сна (поллюции), а также после месячного цикла у женщин и окончания послеродового состояния.

    При совершении полного омовения следует соблюдать три обязательных условия:

    1. Полоскать полость рта;
    2. Промывать водой нос;
    3. Омыть всё тело.

    В сунны полного омовения входят следующие моменты:

    Согласно сунне, полное омовение совершается в следующем порядке:

    Во время омовения всё тело протирать рукой для того, чтобы на теле не осталось ни одного места, на которое бы не попала вода, включая пупок и ушные проходы.

    10. Как читать намаз?

    11. Хочу принять Ислам, с чего стоит начать изучение Ислама?

    1. Вера во Всевышнего Аллаха.
    2. Вера в ангелов Аллаха.
    3. Вера в Божественные Писания.
    4. Вера в Пророков Аллаха.
    5. Вера в Судный День.
    6. Вера в Кадар (Предопределение) — в то, что и добро, и зло происходят по воле Аллаха, в истинность воскрешения после смерти. Считается, что если кто-то не соглашается хотя бы с одним из перечисленных шести столпов имана, то это значит, что он отвергает все шесть столпов. Например, если человек соглашается с пятью столпами имана, но не верит в Судный день или, например, в Предопределение, то в этом случае он не может считаться мусульманином.

    12. Можно ли видеться, держаться за руки или целоваться с девушкой или парнем во время поста (Рамадана)?

    В современном обществе добрачные отношения считаются обыденной нормой. Кроме того, подобные свидания сегодня – наиболее распространённый способ поиска второй половинки. А в исламе, как известно, стремление обзавестись семьёй поощряется.

    Несмотря на множество плюсов, свидания до никаха несут в себе и определённые риски. К сожалению, нередко такие связи приводят к совершению тяжких грехов. Чтобы избежать их, необходимо соблюсти ряд требований:

    Особое внимание следует обратить на выбор партнёра. От этого зависит во многом вся последующая жизнь человека и его детей. Будет ли он счастлив в браке – зависит от супруга. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами:

    • Вера – желательно делать выбор в пользу единоверцев, чтобы избежать каких-либо разногласий, которые могут возникнуть в смешанном браке. Однако мужчинам ислам всё же дозволяет вступать в брак с христианками или иудейками.
    • Набожность – т.е. следует учитывать степень богобоязненности партнёра. Очевидно, что мы не в состоянии определить её, так как от нас скрыта душа человека. Но какие-то выводы мы можем вынести из его поведения.
    • Отсутствие вредных привычек – наличие зависимости к алкогольным, наркотическим, одурманивающим и психотропным веществам, тяга к курению, азартным играм и другие пагубные пристрастия, безусловно, негативно отразятся на здоровье потенциального супруга и будут постоянным источником проблем в семье.
    • Целомудрие – желательно, чтобы ваш будущий спутник жизни был/была девственником/девственницей.

    После выбора будущего супруга следует с ним/ней познакомиться. В наши дни это часто происходит в социальных сетях, которые заменили живое общение. При общении в соцсетях мусульманам следует придерживаться благонравия, уважения к собеседнику, отказа от запретного, скромности (особенно для девушек).

    После знакомства наступает важнейший и самый волнительный этап – свидание, от которого во многом и зависят дальнейшие отношения. Во время встречи, согласно Шариату, необходимо:

    13. В каких случаях можно пропустить пост?

    Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада (с.а.в.).

    Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду(с.а.в.) нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

    Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

    Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

    Всевышний Аллах говорит в Коране:

    Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

    Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

    Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

    Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

    Все имамы мазхабов сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

    Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть

    Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

    Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

    Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

    Всевышний Аллах в Коране говорит:

    Фидия – это религиозно-материальная обязанность, возлагаемая на человека в случае невозможности выполнения некоторых видов поклонения, а так же в случае допущения некоторых недостатков при выполнении этих поклонений. Следовательно, человек благодаря выплаченной фидье будет считаться выполнившим обязанность поста месяца Рамадан.

    Важный момент: если человек излечится, он должен будет возместить каждый пропущенный день поста. В таком случаи фидия будет засчитана как садака.

    Фидия можно выплачивать ежедневно, в течение всего месяца Рамадан, и целиком за все дни сразу.

    В зависимости от региона размер (сумма) фидьи может меняться, лучше уточнять в муфтяите региона проживания.

    Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

    14. Что кроме поста еще нужно делать в месяц Рамадан?

    Рамаза́н (араб. رمضان‎) или Рамада́н (тур. Ramazan) — месяц обязательного для мусульман поста (саум), является одним из пяти столпов ислама. В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет около 30 дней и зависит от лунного календаря (см. Исламский календарь).

    Во время Рамадана следует сдерживать свой нрав, вести себя благородно, стараться выйти на новый уровень самосовершенствования во всем, совершать благие поступки: читать Священный Коран, делать приятное родственникам и соседям, помогать обездоленным, радовать свою семью, проявлять социальную активность, чтобы улучшить жизнь общества, учиться и передавать знания другим Одно из самых благих дел — накормить постящихся после заката. Это приравнивается к самому посту.


    Существуют два следующих предписания Поста (то есть обязанности) – это:

    1) Намерение (нийят)
    2) Отказ (воздержание) от всего, что нарушает Пост

    НАМЕРЕНИЕ

    Его место в сердце того, кто решил соблюдать Пост. Ему необязательно говорить о своем намерении вслух. Необходимо сделать намерение ночью, то есть в период времени от полного захода солнца и до начала рассвета дня Поста, в любое время этого периода. Для каждого дня Рама д ана нужно сделать отдельное намерение сердцем с ночи до рассвета, а также, если он выполняет долг за нарушенный им Пост. Например, если даже человек, соблюдавший Пост, после захода солнца сделал намерение соблюдать Пост следующего дня Рама д ъ а на до того, как разговеться, а затем не повторил своего намерения, этого достаточно для соблюдения Поста .

    В намерении необходимо определить какой Пост решил соблюдать, например, это соблюдение Поста Рама д ъ а на или Пост-назр (торжественный обет), или Пост-искупление (даже если при этом не определил причину искупления).

    Ученые посчитали, что полным намерением в Рама д ъ а не является следующее:

    نَوَيْتُ صَوْمَ غَدٍ عَنْ أَدَاءِ فَرْضِ رَمَضَانِ هذِهِ السَّنَةِ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً للهِ تَعَالى

    Если человек делает намерение держать Пост на целый месяц, то ему следует сделать намерение в первую ночь Рама д ъ а на:

    نَوَيْتُ صِيَامَ ثَلاثِينَ يَوْماً عَنْ شَهْرِ رَمَضَانَ هذِهِ السَّنَةِ

    Женщина, у которой вечером прекратилась менструация или период послеродового выделения, обязана сделать намерение о соблюдении Поста следующего дня Рама д ъ а на, даже если она еще не выполнила аль- г усуль [1] .

    Принятие пищи и воды, а также половые отношения после намерения, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

    Тот, кто ночью лег спать, не сделав намерения, и встал после рассвета, обязан отказаться от всех видов разговенья, но этот день остается за ним как долг. Если соблюдать необязательный Пост в соответствии с Сунной, то намерение может быть принято и позже этого времени, до времени зенита, но при этом необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.

    По школе имама Абу Х анифа обязательный Пост также принимается, если намерение было сделано до полудня [2] , но при этом также необходимо, чтобы до намерения человек абсолютно ничего не ел и не пил.

    Женщина, у которой вечером перед днем Поста прекратилась менструация или период послеродовых выделений, обязана намериться соблюдать Пост следующего дня Рама д ъ а на, даже если она еще не сделала гусль.

    Принятие пищи и питья, сон, а также половые отношения после того, как человек сделал намерение, не нарушают его, если все это происходило до начала рассвета.

    Кто проспал ночь, не сделав намерения, и проснулся только после начала рассвета, тот обязан отказаться от всего, что нарушает Пост, но этот день остается ему долгом.

    ОТКАЗ ОТ ВСЕГО, ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ

    В течение дня от начала рассвета до полного захода солнца нужно воздерживаться от всех видов разговения. То есть, чтобы не попало внутрь в желудок и мозг ничего, имеющего объем, кроме воздуха, которым мы дышим.

    Например, как еда или питье, курение сигарет или кальяна, а также воздерживаться от совершения полового акта, онанизма (мастурбации), вызывания рвоты. И все это в промежутке времени от начала рассвета до полного захода солнца.

    Поэтому тот, кто совершает по своей воле что-либо из вышеупомянутых вещей, зная о том, что это запрещено, и помня о том, что он соблюдает Пост, то его Пост нарушен.

    - Принятие пищи и питья, а также всего, что имеет объем (даже незначительный) и может попасть в организм через любое открытое отверстие – рот, нос (например, курение), а также то, что может войти в тело человека через передний и задний проход в период от рассвета до захода солнца. Если человек, забыв, что он соблюдает Пост, пил воду или ел (даже в больших количествах), но сделал это не сознательно, то его Пост не нарушается.

    Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал:

    رَوَاهُ البُخَارِي

    Передал имам Аль-Бухарий.

    - Вызывание человеком у себя рвоты при помощи пальца или какого-либо предмета (даже если при этом ничего не попало обратно внутрь), нарушает его Пост. Если же рвота произошла независимо от воли человека (и при этом он ничего не проглотил), его Пост не нарушается. Однако в этом случае он обязан очистить рот от нечистой слюны.

    Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал:

    Передал Аль- Х аким.

    - Совершение полового акта, а также выделение спермы при оргазме является причиной нарушения Поста. В случае если семяизвержение произошло вследствие наблюдения (в том числе за чем-либо запретным), а также в результате мысленного самовозбуждения, Пост не нарушается.

    Пост не принимается от женщины в период менструации [3] и послеродовых выделений. За это время она обязана отдать долг.

    Имеет рух с а (разрешение) не поститься, даже если он может, путешествующий на большое расстояние, т.е. мусульманин-мусафир.

    Также разрешается не поститься больному, беременной [4], кормящей грудью, если они не могут вытерпеть, боясь вреда для здоровья, но за это они впоследствии отдают долг, без искупления.

    В день Поста необходимо отказаться от ниже перечисленных обстоятельств, при возникновении которых, рассматриваются два вида восполнений:

    1. обязывает только восполнение долга, без искупления;
    2. обязывает восполнение долга вместе с искуплением.

    К первому виду относятся следующие обстоятельства:

    - при попадании вовнутрь чего–либо имеющего объём, но обычно не используемого для питания, как например: проглотить тесто или камень и т.п., так как при этом не обеспечивается потребность в пище;

    - при прекращении Поста по уважительной причине, например: болезни или путешествия;

    - при нарушении по причине насилия, например: если кто-то влил воду в рот спящему;

    - при ошибочном прекращении поста, как например: начал кушать, думая, что солнце уже зашло, но это оказалось не так;

    - при принятии пищи сознательно после того, как употреблял пищу по забывчивости, при этом, думая, по незнанию, что пост нарушился [5] ;

    - при вызывании рвоты, заполняющей полностью рот, согласно избранному мнению [6] ;

    - при выделении спермы в результате поцелуя или непосредственного прикасания к половому органу [7] ;

    - при попадании вовнутрь чего-либо через передний или задний проходы, например: при использовании клизмы, а также при закапывании в нос или ухо, если капли прошли вовнутрь или к мозгу [8] ;

    - при проглатывании остатков пищи, оставшихся между зубами после еды, размером с горошину и больше;

    - при отступлении от Веры.

    Ко второму виду относятся следующие обстоятельства:

    - при попадании вовнутрь какого-либо объёма из того, что обычно обеспечивает потребность в пище и питье, даже если это было лекарство, в независимости от количества, если это произошло умышленно, без уважительных причин, и не по забывчивости;

    - при любом виде курения;

    - при умышленном совершении полового акта.

    Нарушивший один день Поста месяца Рама д ъ а н без рух с а, совершением полового акта, попадает в грех, за который должен немедленно отдать долг и искупить его (кафф а рат- з ыh а р) – освобождением одного раба-мусульманина, если не смог, то должен поститься два месяца подряд; если и это не смог, то должен накормить шестьдесят нуждающихся – мискинов, давая каждомуполовину с а ‘ а пшеницы или с а ‘ а фиников, или ячменя.

    Кяффарат (искупление) не выполняется за нарушенный Пост вне месяца Рама д ъ а н, но мусульманин обязан возместить нарушенный Нафль-Пост без искупления.

    Не нарушает Поста хиджама (кровопускание), сплетни или намерение о прерывании Поста, т.е. без самого прекращения Поста.

    Запрещено поститься в дни праздников [9] и в дни Ат-Ташри к [10]. Является Макруh (нежелательным) поститься в один или два последних дня месяца Ша‘бан, а также в день сомнения. Исключением является Пост-нафль (дополнительный), для соблюдение которого, было твердое намерение, без колебания между Постом-нафль и другим [11].

    [1] Большое ритуальное омовение.

    [2] Полдень по Шари‘ату – это время между рассветом и заходом.

    [3] В случае, если у женщины прекратилась менструация в течение дня, то ей является у аджибом воздерживаться от дальнейшего принятия пищи, несмотря на то, что пост этого дня не засчитывается.

    [4] По школе имама Абу Х анифа беременная или кормящая грудью женщина в случае, если не держала Пост, по причине боязни за свое здоровье или за здоровье своего ребёнка, впоследствии обязана восполнить долг поста, без искупления .

    [5] Не нарушается Пост, если кушал или пил по забывчивости, а также не нарушается Пост, когда берётся проба пищи на язык, без проглатывания.

    [6] Если рвота не заполнила полностью рот, то Пост не нарушается.

    [7] Не нарушается пост при выделении спермы по причине наблюдения за тем, что вызывает половое возбуждение или во время сна.

    [8] Сюда также входит принятие лекарства во внутрь через отверстие оставшееся после операции в животе.

    [9] Сюда относится праздники ‘ Идуль-Фи т р, т.е. первый день месяца Ша уу аль и К урбан-Байрам (10-е число месяца З уль-Хиджа).

    [10] Три праздничных дня после 10-го числа месяца З уль- Х идджа (Дня жертвоприношения К урбан-Байрам).

    утром до рассвета намерением 1. Намерение (ният) , то есть присутствие в сердце желания и решимости поститься, придерживаясь веления Господа. Место расположения намерения – сердце, а можно произнести и следующие слова:

    “Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля”
    После захода солнца, при разговении и перед употреблением еды желательно будет сказать: "Аллахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли, я гаффар ма каддамту ва ма аххарту" (О, Господь! Ради Твоего довольства мною я постился, уверовал в Тебя, положился на Тебя и сделал разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!)

    1) Для совершения поста, необходимо иметь намерение совершить именно поклонение Аллаху, а ни что - то другое. Если же человек воздерживается от еды, по причине диеты, или следуя каким то рекомендациям врача, или же он просто не хочет кушать, то он не считается постящимся и не получит за это воздержание награду поста.
    2) Местом, в котором заключается намерение, является сердце мусульманина, а не его язык. Если он просто подумал и решил, что завтра он будет поститься, то этого намерения будет достаточно.
    3) Такие обязательные посты, как рамаданский, или посты искупления и обещания должны начинаться с рассвета и заканчиваться после заката солнца. Это возможно только для того, кто еще до рассвета решил для себя, что он будет совершать пост. Тот же, кто в течение дня, вдруг собрался поститься, не будет вознаграждён за него, по причине отсутствия главного условия, поэтому намерение для обязательных постов непременно должно иметь место, до наступления рассвета.
    4) Сделать намерение на совершение поста, как обязательного, так и добровольного, допускается в любое время ночи. Даже если после намерения, но до рассвета, человек сделает нечто нарушающее пост, то этим его намерение не нарушается, и нет необходимости его обновлять.

    Источник: Ассаламу алейкум сестра, да примет Аллах все твои посты и да вознаградит тебя Аллах в этой и вечной жизни

    Намерение постится: Навату савма гадин ан ‘ада’и Рамадана хазихи-с-санати ‘иманан ва-хтисабан ли-ллахи та’ала – Я намериваюсь держать Пост завтрашнего дня Рамадана этого года в соответствии с верой и искренни ради Аллаха.

    Или на целый месяц, то намерение делается в первую ночь Рамадана: Навайту сийама саласина йавман ‘ан шахри Рамадана хазихи-с-санати – Я намериваюсь соблюдать тридцатидневный Пост месяца Рамадан этого года.

    Перед едой сказать: Йа васи’а-л-магфирати, игфир ли Бисми-ллахи-р-Рахмани-р-Рахим – О Аллах! Ты Всемилостивый, Прощающий. Я начинаю с Именем Аллаха, Милостливого для всех на этом Свете и тольго для верующих – на Том Свете.

    После еды, читается следующее дуа: Аллахумма лака сумту ва-’ала ризкика ‘афтарту – О Аллах! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне.

    Г1яг1у зумиллягьи мина шайт1ани раджим бисмиллягь ряхманин рахим нуни нигет бикьулра ну жяг1ал дубдуцес ищ дуслизиб бакибси рамазан базла паризал баркаис аллагьу акбар

    Читайте также: