Как сделать намерение на возмещение поста месяца рамадан

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Ответ шейха аль-Албани: «Если ты хочешь узнать, можно ли так поступать, то ответ: да, можно . И здесь хотелось бы упомянуть, что всего возможны три разных варианта, пусть каждый мусульманин выберет, как ему следует поступить.

Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто постился в день Арафата или день Ашура, тогда, как на нем был долговой пост за пропущенные дни Рамадана, его пост будет действительным. Однако если он намеривался бы поститься в этот день и тем самым возместить долговой пост, то он приобрел бы две награды: награду за пост дня Арафата и другую, за возмещение пропущенного поста. Это относится к дополнительным постам (ат-татову аль-мутлякъ), которые никак не связаны с Рамаданом.


Вопрос: Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, хочу узнать, когда лучше возместить один день рамадана: сразу по истечении шестидневного поста в шаввале (то есть на следующий день), либо вместе с сунна-постом в понедельник или четверг? Как лучше всего? Это меня интересует. Джазакаллаху хайран. (Семенов, Нижегородская обл.)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Совершать каза (возмещение) за рамадан можно в любое время года, поскольку веление о возмещении пропущенных дней поста рамадана носит в Коране общий характер. Всевышний Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Верующие! Как и тем, кто жил до вас, вам предписан пост, чтобы вы могли быть богобоязненными. Он длится считанные дни. Если же кто из вас болен или находится в пути, ему – то же число других дней. (Коран, 2:183–184)

Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) так рассказывала о собственном опыте:

كان يكون علي الصوم من رمضان، فما أستطيع أن أقضيه إلا في شعبان، الشغل من رسول الله صلى الله عليه وسلم، أو برسول الله صلى الله عليه وسلم

У меня были (пропущенные) дни поста рамадана, и я не могла возместить их, кроме как в шаабане из-за занятости делами пророка (мир ему и благословение Аллаха). (Муслим. Сахих. – № 1146)

Из данного повествования следуют два момента:

1) Будучи женщиной, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) не могла поститься в некоторые дни рамадана. Поэтому ей приходилось возмещать пропущенные дни поста позднее, даже в шаабан (месяц, предшествующий следующему рамадану). Она задерживала возмещение с разрешения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из-за занятости его делами. Данный факт выступает доводом в пользу дозволенности совершения каза пропущенных дней поста рамадана в любое время года до следующего рамадана.

2) Она старалась восполнить все пропущенные дни поста рамадана до наступления следующего рамадана. Поэтому человеку, пропустившему дни поста рамадана, не следует откладывать их до следующего рамадана. Если такое произошло, то каза нужно совершить после того рамадана. (Кудури. Мухтасар. – Стр. 63)

وقضاء رمضان إن شاء فرقه وإن شاء تابعه فإن أخره حتى دخل رمضان آخر صام رمضان الثاني وقضى الأول بعده

Что касается того, как лучше всего поступать в случае наличия дней поста рамадана, которые нужно возместить, то лучше возмещать их сразу после рамадана, а после них исполнить шесть дней поста шавваля, ведь в хадисе говорится:

من صام رمضان ثم أتبعه ستا من شوال، كان كصيام الدهر

Кто постится в рамадан, после чего исполняет шесть дней поста шавваля, он словно бы постился весь год. (Муслим. Сахих. – № 1164, передал Абу Аюб)

Основываясь на данном хадисе, некоторые алимы говорят, что человек получит награду за соблюдение шести дней поста шавваля лишь в том случае, если они исполнялись после возмещения всех пропущенных дней поста рамадана в рамках шавваля. Но большинство алимов полагают, что человек не будет лишен награды за шесть дней поста шавваля, даже если он исполнил их до возмещения пропущенных дней поста рамадана. В пользу этого говорит и хадис госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), приведенный ранее.

Во избежание различия во мнениях по вопросу награды за шесть дней поста шавваля лучше всего возмещать все пропущенные дни поста рамадана в начале шавваля, чтобы можно было успеть совершить потом и шесть дней поста шавваля.

Как бы то ни было, если вы вначале исполните шесть дней поста шавваля, а уже затем, в какое-то иное время года, будете исполнять каза, вы, даст Аллах, получите ту же награду.

Вы не обязаны исполнять каза-пост именно по понедельникам и четвергам, но, как бы то ни было, это будет хорошим поступком, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил поститься в эти два дня недели по той причине, что в эти дни поступки человека представляются Аллаху.

تعرض الأعمال يوم الاثنين والخميس، فأحب أن يعرض عملي وأنا صائم

Поступки представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, поэтому я хочу, чтобы мои действия были представлены Аллаху в то время, когда я держу пост. (Тирмизи. Сунан. – № 747, передал Абу Хурейра)

Соответственно, даже если вы по понедельникам и четвергам держите каза-пост, то факт в том, что вы находитесь в состоянии поста, когда ваши поступки возносятся Аллаху.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Это частый вопрос, который задают сестры, и нет сомнения, что очень важно исследовать и обсудить его, хотя бы вкратце. Здесь можно выделить несколько ситуаций.

Первая ситуация: если беременная или кормящая женщина чувствует слабость и боится за себя, то, по единогласному мнению всех ученых, она имеет право разговляться в месяц Рамадан, но потом должна восполнять этот пост. И на ней нет больше другой обязанности.

Вторая ситуация: если беременная или кормящая женщина боится за себя и за ребенка, то она также может разговляться в месяц Рамадан и потом восполнять пропущенные посты, и только.

Третья ситуация: когда беременная или кормящая женщина боится только за своего ребенка. Она чувствует себя нормально, нет слабости и болезненного состояния, однако она боится, что ее пост в месяц Рамадан навредит ребенку.

По поводу данной ситуации, когда женщина боится за здоровье своего ребенка, есть разногласия между учеными.

Первое мнение: часть ученых сказала, что женщина должна после Рамадана восполнить этот пост и кормить за каждый пропущенный день бедняка.

Доводом на их мнение является аят, где Всевышний Аллах говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ

Данный аят касается больных, у которых нет надежды на выздоровление, и они не могут поститься. В связи с этим они должны накормить бедняка за каждый пропущенный день по болезни. И по мнению ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, это аят не является отмененным.

Также женщина должна восполнить этот день постом. Как сказал об этом Всевышний Аллах:

وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ

Исходя из вышеприведенных двух аятов ученые сказали, что женщина должна восполнить этот пост подобно больным. Также она должна накормить за каждый день бедняка, как та, которая могла поститься, но оставила пост по причине боязни за ребенка.

Четвертое мнение: оно принадлежит тем, кто сделал различие между кормящей и беременной. Они сказали, что беременная только восполняет пост и не кормит бедняка. Что же касается кормящей, то она и восполняет, и кормит.

Они разделили между ними потому, что беременная не имеет другого выбора, кроме как разговеться, в то время как кормящая может дать своего ребенка кормилице, чтобы самой поститься.

Как мы видим, вопрос немного запутанный и может показаться сложным. Однако, подведя итог всем этим разногласиям, можно прийти к выводу, что, если мы возьмем мнение, будто та девушка, которая разговлялась в Рамадан по причине страха за своего ребенка, не должна возмещать этот день, — то многие женщины сегодня перестанут поститься. Потому что, как правило, замужняя женщина либо беременная, либо кормящая. И это обычное явление: она один год беременна, два года кормит, затем опять: год — беременна, два года — кормит. Получится так, что она вообще не сможет поститься.

Поэтому ученые сказали, что в любом случае у такой женщины есть оправдание. И последнее, четвертое, мнение, которое разделило между беременной и кормящей, как будто бы наиболее сильное. Потому что они действительно не равны: беременная не имеет выбора, в то время как кормящая его имеет: она может дать ребенка кормилице, если желает этого, как, в основном, поступали ранее мусульманки первых поколений.

Таким образом, если беременная разговлялась из-за страха за своего ребенка, — она просто возмещает этот пост и не кормит, так же, как если бы она была больной. Та же, которая оставила пост из-за кормления, возмещает этот пост, а также кормит бедняка за каждый пропущенный день, потому что она могла не кормить, а отдать ребенка кормилице. Это мнение имама Малика, да помилует его Аллах, и, как будто бы, оно наиболее сильное.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Джумада аль-уля 1440 г. (13.01.2019)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Пост – это воздержание от пищи, питья и половой близости от рассвета до захода солнца.

Третьим столпом Ислама является соблюдение поста в месяц Рамадан. Обязательным этот пост стал во втором году хиджры [1] .

Количество дней в месяце Рамадан может быть 29 или 30 дней. Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, за свою жизнь успел соблюсти девять постов месяца Рамадан, четыре из которых были по 29, а пять – по 30 дней.

В этом месяце верующие соблюдают пост, посредством которого человек очищается от грехов, злых помыслов и плохих поступков. Всевышний Аллах в Священном Коране предписывает:

يَأيُها الَّذِينَ ءَامَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ

كَمَا كُتِبَ عَلَي الَذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَكُمْ تَتَقُونَ

Пост является одним из особо значимых видов поклонения – в мирской жизни он уберегает людей от плохих дел, а в Судный День – от Ада, способствуя прощению Аллахом грехов человека.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ПОЛЬЗА ПОСТА

1. Пост укрепляет нравственность.

Пост напоминает людям об Аллахе, повышает чувство ответственности, воспитывает нравственность, очищает сердца от низменных чувств и мыслей, предостерегает от неодобряемых поступков и от плохого отношения к людям.

Пост оберегает глаза от взглядов на запретное, язык – от лжи и недостойных слов, уши – от сплетен, живот – от запрещенной пищи, руки – от порицаемых действий, а ноги – от хождения за запретным.

Мудрость поклонения заключается в том, чтобы ради Аллаха выполнять Его повеления и избегать греховного.

2. Пост пробуждает чувство милосердия.

Человек, который никогда не испытывал чувство голода и недоедания, не поймет проблем бедняка. Постящийся же, сам испытавший данные чувства, способен на сострадание и готов протянуть руку помощи неимущим, помогая им преодолеть трудности.

3. Пост помогает осознать ценность благ, дарованных Всевышним Аллахом.

Человек осознаёт ценность чего-либо лишь после того, как лишается этого. Постящийся, отстраняясь от многих благ Создателя, лучше осознает их ценность, учится беречь их и еще больше благодарит Аллаха за Его бесчисленные дары.

4. Пост делает человека здоровым.

Благодаря соблюдению поста, уставшие за 11 месяцев непрерывной работы органы пищеварения получают отдых и после Рамадана с новой силой активизируют свои функции.

Ученые доказали, что пост полезен для человеческого организма. По мнению известного французского ученого, лауреата Нобелевской премии, доктора Алексиса Карреля, во время соблюдения поста из организма выводятся накопившиеся продукты распада и происходит обновление организма.

5. Пост учит человека терпению.

6. Пост становится причиной прощения грехов верующего.

7. Пост становится причиной вхождения в Рай.

8. Пост будет заступником в Судный День.

9. Всевышний Аллах принимает мольбу-ду‘а постящегося.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

По этой причине постящийся должен много молить Всевышнего Аллаха о счастье и спасении как в мирской жизни, так и Следующей.

Существует специальная мольба-ду‘а, которую читают во время разговения (ифтара):

اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ

ВИДЫ ПОСТА

Существует шесть видов поста:

1. Обязательный (фард) пост– это пост в месяц Рамадан, а также возмещение (када) пропущенного поста в месяц Рамадан и пост-искупление (каффарат).

2. Необходимый (ваджиб) пост – это пост по обету (назр) и возмещение (када) нарушенного добровольного (нафиль) поста.

3. Желательный (сунна) пост – это, например, пост в 9 и 10 день месяца Мухаррам или 10 и 11 день этого же месяца.

4. Добровольный (мустахаб) пост.

К этому же виду относится пост 13-го, 14-го и 15-го числа каждого месяца мусульманского календаря, понедельник и четверг каждой недели, шесть дней в месяце Шавваль после Рамадана, первые 10 дней месяца Зуль-хиджа, а также пост в месяце Шаабан.

5. Нежелательный (танзихан-макрух) пост – это, например, соблюдение поста только 10-го числа месяца Мухаррам один день, пост только в пятницу или только в субботу, или только в воскресение (можно держать четверг и пятницу, или пятницу и субботу, или же субботу и воскресение).

6. Крайне порицаемый (тахриман-макрух) пост – это пост в день праздника Ураза-байрам и в четыре дня праздника Курбан-байрам, а также соблюдение поста 2-3 дня без разговения.

УТРЕННИЙ ПРИЕМ ПИЩИ (СУХУР) И ВЕЧЕРНЕЕ РАЗГОВЕНИЕ (ИФТАР)

Утренний прием пищидо рассвета (сухур) является одобряемым действием (мустахаб). Принимать пищу во время поста желательно не вечером, а именно накануне первых признаков рассвета, так как вознаграждение (саваб) в этом случае будет больше.

В Священном Коране говорится:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

Выделяют следующие факторы благословенности утреннего приема пищи (сухур)[18]:

1) Это действие совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха;

2) Утренний прием пищи (сухур) придает силы для поклонения (‘ибада);

3) Утренний прием пищи (сухур) увеличивает искренность в поклонении (‘ибада), так как благодаря раннему подкреплению пищей человек не так сильно испытывает голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел;

4) Утренний прием пищи (сухур) помогает людям контролировать самих себя, свой темперамент, так как злость нередко вызывается сильным голодом;

5) Время утреннего приема пищи (сухур) – это время, когда мольбы-ду‘а принимаются;

Вечернее разговение (ифтар) приносит несравненную радость и награду постящемуся, который провел весь свой день в поклонении, соблюдая пост ради Всевышнего Аллаха.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЕН ПОСТ В МЕСЯЦ РАМАДАН

Каждый мукалляф – разумный мусульманин или мусульманка, достигший совершеннолетия, обязан (фард) соблюдать пост в месяц Рамадан. Это повеление Всевышнего Аллаха.

Ребенку, который не достиг совершеннолетия, соблюдение поста не обязательно. Вместе с тем, приучать к посту его лучше с детства, при этом делать это следует так, чтобы не препятствовать полноценному физическому развитию ребенка.

Женщины в дни менструации (хайд) и послеродового кровотечения (нифас) не соблюдают пост, но после их завершения восполняют (када) каждый пропущенный день поста.

ПРИЧИНЫ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ПЕРЕНЕСТИ СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА МЕСЯЦА РАМАДАН НА ДРУГОЕ ВРЕМЯ

Не поститься в Рамадан без уважительной причины – большой грех, который влечет за собой наказание Всевышнего Аллаха, если Он не простит грешника по Своей милости.

Не соблюдать пост в месяц Рамадан или прервать его разрешается по следующим причинам:

1. Болезнь. Если человек опасается, что его болезнь из-за поста может затянуться или осложниться, то ему разрешается не поститься или прервать свой пост. После выздоровления он должен будет возместить (када) каждый пропущенный день поста.

2. Путешествие. Тот, кто в месяце Рамадан отправился в дальнюю поездку, покинув свой населенный пункт более чем на 90 км, может не соблюдать пост. После поездки он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Однако, если в пути нет затруднений соблюдать пост, то лучше поститься.

3. Принуждение. Если постящемуся угрожают смертью или нанесением увечий, требуя, чтобы тот не постился, он может прервать свой пост. Позже он будет должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

4. Беременность или кормление. Если во время беременности или кормления грудью женщина опасается, что воздержание от еды и питья могут нанести вред здоровью ее или младенца, то ей разрешается не соблюдать пост или прервать его. После беременности или завершения кормления она должна возместить (када) каждый пропущенный день поста.

5. Невыносимый голод или жажда. Если постящийся испытывает голод или жажду настолько, что опасается потерять разум или причинить реальный вред своему организму, то он может нарушить пост, а потом возместить (када) его в другой день. В Священно Коране говорится:

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ НЕ ПОСТИЛСЯ В РАМАДАН

Соблюдать пост в месяц Рамадан – повеление Всевышнего Аллаха. Все мусульмане (мукалляф) должны соблюдать его.

Если мусульманин, не имея уважительной причины, пропустил пост в Рамадан, он должен возместить (када) каждый пропущенный день поста.

Если мусульманин без уважительной причины нарушил начатый пост, он обязан не только восполнить (када) нарушенный день поста, но и совершить искупление (каффарат).

Тот, кто в месяце Рамадан не держал пост без уважительной причины, считается грешником и несет ответственность за этот грех перед Аллахом. Невыполнившему повеление Аллаха соблюдать пост в месяц Рамадан необходимо покаяться. Совершивший грех должен молить Аллаха о прощении, не теряя времени, возместить (када) пропущенные дни поста, и, если необходимо, выполнить искупление (каффарат).

КОГДА И КАК СОВЕРШАЕТСЯ НАМЕРЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Обязательным условием поста является намерение. Пост без намерения не принимается.

Намерение для поста можно сделать в любое время после захода солнца и до рассвета.

Лучше всего совершить намерение после утреннего приема пищи (сухур). Но если человек проснулся после рассвета, то он может сделать намерение до наступления полудня, не совершая при этом после рассвета действий, нарушающих пост.

Тот, кто не собирается вставать на утренний прием пищи (сухур), может сделать намерение соблюдать пост следующего дня уже с вечера.

Намерение соблюдать пост-возмещение пропущенных дней (када) и пост-искупление (каффарат) можно также сделать с вечера, но успеть до рассвета – обязательно. Для данных видов поста нельзя делать намерение после рассвета.

Намерение совершается сердцем. Это значит, что человек, в сердце пожелавший соблюдать пост предстоящего дня, считается совершившим намерение. Человек, который встал на утренний прием пищи, также считается совершившим намерение.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ (Када) И ИСКУПЛЕНИЯ (КАФФАРАТ)

Если постящийся в месяц Рамадан сознательно и без уважительной причины нарушил пост, совершив в светлое время дня одно из следующих действий:

- пил, ел или принимал лекарство (таблетки или жидкость),

- вступил в половую близость,

то ему необходимо возместить нарушенный пост день за день (када) и совершить искупление (каффарат). Искупление (каффарат) является наказанием в этой жизни за сознательное нарушение поста месяца Рамадана, оно не налагается за нарушение других постов (в том числе и поста-возмещения (када)).

Искуплением (каффарат) является непрерывное соблюдение поста в течение 60-ти дней. Если пост-искупление (каффарат) прерван, необходимо совершать непрерывный 60-тидневный пост заново. Женщины, соблюдающие пост-искупление (каффарат), прерывают его на дни менструации и продолжают поститься с первого дня после их окончания.

Тот, кто по уважительным причинам не в состоянии соблюдать непрерывный 60-тидневный пост, обязан накормить 60 бедных мусульман завтраком и ужином (желательно найти богобоязненных). Искупление (каффарат) не выдается неверующим. Еда должна быть в достаточном количестве (например, хлеб пшеничный). Можно накормить одного бедняка 120 раз завтраком или 120 раз ужином или 60 человек накормить завтраком и 60 человек ужином.

Также возможно передавать стоимость еды в денежном эквиваленте в течении 60-ти дней одному бедняку или за один раз передать 60-ти беднякам. Если отдать одному человеку всю сумму единовременно, то это зачтется как один день искупления (каффарат).

Если в течении одного Рамадана человек сознательно нарушил пост несколько раз (или если сознательно нарушал пост в течении нескольких Рамаданов), то ему достаточно совершить одно искупление (каффарат) за все нарушения.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, передает:

«(Однажды), когда мы сидели вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, к нему пришел какой-то человек и сказал:

- О Посланник Аллаха! Я погиб!

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Что с тобой (случилось)?

- Я был с женой (в супружеской близости) во время поста.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

- А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаха, сказал: «После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, некоторое время хранил молчание, и пока мы находились в подобном положении, ему принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:

- Где человек, задавший вопрос?

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

- Возьми это и раздай в качестве милостыни.

Этот человек сказал:

- Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом нет в пределах Медины семьи беднее моей.

Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ И ТРЕБУЮЩИЕ ТОЛЬКО ВОЗМЕЩЕНИЯ (КАДА)

  1. Глотание непригодных в пищу предметов (бумаги, земли, хлопка, и т.д.);
  2. Закапывание лекарства в нос;
  3. Закапывание лекарства в уши;
  4. Случайное попадание воды внутрь, например, во время полоскания рта или носа;
  5. Глотание скопившейся слюны, содержащей посторонние примеси;
  6. Вынужденное нарушение поста;
  7. Заливание воды в горло спящему кем-либо посторонним;
  8. Искусственно вызванная рвота;
  9. Преждевременное разговение по ошибке (думая, что заход уже наступил);
  10. Прием пищи после рассвета по ошибке (думая, что он еще не наступил).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

  1. Есть, пить или иметь половую близость в светлое время поста по забывчивости. Если человек после того, как вспомнит, что соблюдает пост, сразу прекратит есть или пить и освободит (прополощет) рот от пищи, то пост этого дня продолжается. Если же после того, как он вспомнит, что постится, успеет что-либо проглотить, то пост этого дня нарушается;
    1. Попадание воды в уши;
    2. Закапывание лекарства в глаза;
    3. Непроизвольная рвота ( т.е. не вызванная специально);
    4. Поллюции (выделение спермы у спящего);
    5. Сдача крови;
    6. Случайное проникновение в горло пыли или дыма;
    7. Сглатывание слюны.

    ПОРИЦАЕМЫЕ (МАКРУХ) ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

    Совершение данных действий в светлое время поста не нарушают его, однако их совершение порицается:

    1. Пробование чего-либо на вкус (не глотая);
    2. Проглатывание слюны, скопившейся во рту;
    3. Многократная сдача крови, ослабляющая человека;
    4. Изнурительная работа.

    Не возбраняется во время соблюдения поста:

    1. Нюхать или использовать духи;
    2. Чистить зубы, используя мисвак или зубную щетку;
    3. Полоскать рот;
    4. Полоскать нос;
    5. Мыться.

    И‘ТИКЯФ

    И‘тикяф – это пребывание в каком-либо месте с целью совершения поклонения Создателю. Вознаграждение аваб) за совершение и‘тикяфа очень велико, и невозможно даже перечислить всю его пользу и благословенность.

    В соответствии с ханафитским мазхабом существуют 3 вида и‘тикяфа:

    1) Необходимый (ваджиб) и‘тикяф. Например, когда человек дает обет перед Всевышним Аллахом, что проведет определенное количество дней в и‘тикяфе, если Аллах исполнит его какое-нибудь конкретное желание. Тогда, с момента исполнения этого желания, и‘тикяф становится для этого человека необходимым (ваджиб). Или же человек может дать клятву без условий, что он делает и‘тикяф необходимым (ваджиб) для себя на какое-либо определенное количество дней;

    2) Желательный (сунна) и‘тикяф – совершается в последние 10 дней месяца Рамадан;

    3) Добровольный (нафиль) и‘тикяф. Для этого вида нет специального времени или точного количества дней. Человек может сделать намерение на любое количество дней, даже на всю жизнь.

    Длительность и‘тикяфа должна быть не менее одного дня.

    Следующая за ними по значению – это соборная мечеть в собственном городе, и, наконец, ближайшая от дома мечеть.

    Женщины, по мнению некоторых ученых, могут выполнять и‘тикяф в своих собственных домах, желательно в специально отведенном на время и‘тикяфа месте. Это является облегчением для женщин.

    Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    [1] Хиджра – переселение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину в 622 г.н.э. С этого года мусульмане ведут свое летоисчисление.

    Читайте также: