Как сделать намерение на пост шавваль

Обновлено: 06.07.2024

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вопросы и ответы Шейха Усаймина о посте шести дней в месяц шавваль

Вопрос из Ирака , задавшая его мусульманка подписалась Н. Д.: Можно ли держать пост шести дней шавваля прежде возмещения пропущенных дней рамадана? А если нельзя, то можно ли держать пост по понедельникам шавваля с намерением что это одновременно и возмещение дней рамадана, и пост шести дней шавваля и пост в соответстви с сунной поста по понедельникам?

Вопрос от сестры Зейнаб Аль-Амри: Можно ли держать пост шести дней шавваля так что дни поста будут не подряд? И как лучше: держать пост последовательно день за днем или так что дни поста будут идти не подряд?

Вопрос: Женщина поклялась, и затем захотела отказаться от клятвы и искупить ее постом в три дня. Можно ли держать этот пост искупления одновременно с постом шести дней шавваля?

Вопрос: Разрешено ли держать дополнительные виды поста для того, на ком еще лежит возмещение пропущенных дней поста в рамадане, до того как возместит пропуски? И можно ли объединить два намерения: на пост возмещения и дополнительный пост, как например если будет держать пост в день Арафата чтобы возместить этим день рамадана и так же ради того, чтобы получить награду поста обещанную за пост в день Арафата?

В хадисе, переданном от хазрата Абу Аюба, радыйа Аллаху анху, сообщается, что человек, который по окончанию поста в Рамадан продержит 6 дней поста в месяц Шавваль, будет подобен тому, кто постился весь год.

Это еще одна великая милость Аллаха, одаряющего нас по Своей Щедрости. Сделать совсем немного и получить за это вознаграждение в пятидесятикратном размере — это хорошее вложение и прекрасная сделка.

В связи с этим, к нам поступает множество вопросов о том, как держать этот пост: непрерывно или с интервалами, после восстановления долгов Рамадана или до, в какие дни, в какое время и так далее.

По этой причине, мы решили разъяснить наиболее часто задаваемые вопросы.

1. В соответствии с ханафитским мазхабом, дозволено держать дополнительный пост в месяц Шавваль до восстановления пропущенных дней поста в Рамадан.

Женщины, путники, а также пропустившие несколько дней поста в Рамадан по причине болезни, или любой другой уважительной причине, и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут держать пост в месяц Шавваль, с условием обязательного последующего восстановления всех долгов поста в Рамадан до наступления следующего Рамадана.

Однако, если есть возможность, восстановить пропущенные дни поста в Рамадан, а затем продержать 6 дней поста в месяц Шавваль, является более предпочтительным.

Тем не менее, дозволено поступить наоборот, если человек не успевает, или боится, что не успеет продержать 6 дней Шавваля до окончания месяца.

2. Пост в месяц Шавваль держат только в месяц Шавваль. Если человек не успел этого сделать до окончания месяца, на нем нет греха, поскольку этот пост не является обязательным. Пост в месяц Шавваль можно держать сразу же после дня празднования Ид-аль-Фитр (Ораза айт), и это первый день праздника.

То есть, начиная со второго числа месяца Шавваль, человек может приступить к восстановлению пропущенных дней поста Рамадана и к дополнительному посту Шавваля.

3. Те, кто вообще не держал пост в месяц Рамадан, также могут держать пост в месяц Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины.

Однако, они не получат вознаграждение, как за год поста, поскольку для этого необходимо было держать обязательный пост в Рамадан, как сообщается об этом в хадисе.

Тем не менее, они получат, инша Аллах, вознаграждение за 6 дней поста в Шаввале, однако лучше для них будет восстановить пропущенный Рамадан, поскольку оставление обязательного является большим грехом перед Аллахом.

4. Все 6 дней поста Шавваля можно держать как непрерывно, так и с интервалами. Не следует держать пост только в пятницу, если к этому не добавить хотя бы еще один день. Например, четверг-пятница или пятница-суббота. В этом случае, держать пост в пятницу будет дозволено.

Если у человека нет никаких долгов по Рамадану, он может держать пост по понедельникам и четвергам, поскольку пост в эти дни также является сунной. Однако, это всего лишь одна из возможных форм. В какие дни держать дополнительный шестидневный пост, является личным делом каждого, в соответствии с его желаниями и возможностями.

5. Пост в месяц Шавваль, также как и пост в месяц Рамадан, или пост в любой другой месяц, совершается со времени фаджр и до времени магриб.

Итак, время фаджр – это время начала поста. Это значит, что до наступления этого времени необходимо завершить сухур (предрассветную трапезу) и все прочие действия, нарушающие пост (интимная близость с супругой, проглатывание зубной пасты во время чистки зубов, и так далее).

Все действия, которые нарушают пост в Рамадан, также нарушают и любой другой пост.

Время магриб – это время окончания поста. После наступления этого времени, человек может совершать все дозволенные вне поста действия.

Как мы знаем, для мусульманина, стремящегося к постоянству в поклонении, усердию в очищении сердца и довольству Аллаха, в Шариате есть дополнительные виды поклонений. При оставлении поклонения раб Аллаха отдаляется от внутренней чистоты, а чем больше человек поклоняется, тем больше очищается духовно, и поэтому набожные люди бывают мягкими, добрыми, радушными.

Это безграничная милость Аллаха нам, и мы не должны забывать воздавать за это хвалу. Когда некоторые праведные предки проводили ночь в поклонении, то следующий день они соблюдали пост – соблюдением поста они воздавали хвалу Всевышнему за то, что Аллах дал им возможность поклоняться ночью. Пусть Аллах даст нам возможность соблюдать пост в месяце Шавваль.

Мудрость поста в Шаввале

Мудрость поста шести дней в Шаввале такая же, как мудрость всех остальных дополнительных желательных поступков, которые узаконил Аллах, чтобы дополнить посредством этого обязательные поступки. Желательный пост – это как нафл-намазы, совершаемые после обязательных намазов, чтобы восполнить ими недостатки, которые были допущены в обязательных молитвах. Это милость Аллаха, что Он установил к деяниям обязательным деяния желательные, через которые достигается полноценность в делах обязательных и которыми восполняются упущения.

Достоинства поста в месяц Шавваль

Из хадисов мы знаем, что человек, соблюдающий эти дни поста после соблюдения месячного поста в Рамадан, получает награду поста за целый год.

Абу Аюб аль-Ансари сообщает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Ибн Умар сообщил, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Ибн Хузайма передал:

Имам ан-Навави, поясняя этот хадис, сказал:

Примечание:
У кого есть пропущенные посты в месяце Рамадан, тот обязан возместить их. Если сделать намерение на возмещение фарз-поста, то и за желательный тоже можно получить награду.

Желательно начать соблюдать пост сразу же после праздничного дня, подряд соблюдать пост необязательно, но желательно.

Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА?

Фетвы: МОЖНО ЛИ СОВМЕЩАТЬ НАМЕРЕНИЕ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ПОСТА?

Ассаляму алейкум уа рахматуллах.
В месяце Шавваль часто поднимается вопрос - можно ли соблюдать шестидневный пост Шавваля, если у тебя остались невосполненные дни Рамадана? А также такой: можно ли совместить намерение - чтобы один день поста засчитался и за возмещение Рамадана, и за пост Шавваля. На эту темы есть много фетв современных больших ученых, среди которых следующие.

Шейх Аль-Албани: Можно ли совмещать намерение для двух видов поста: возмещения Рамадана и шести дней Шавваля?

Ответ шейха аль-Албани:

«Если ты хочешь узнать, можно ли так поступать, то ответ: да, можно. И здесь хотелось бы упомянуть, что всего возможны три разных варианта, пусть каждый мусульманин выберет, как ему следует поступить.

Первый вариант (наиболее превосходный) – это соблюдать отдельно пост для восполнения Рамадана, а затем – отдельно шесть дней Шавваля. Это потому, что одно богоугодное дело приносит вознаграждения в десятикратном размере. В таком случае пост восполнения принесет награду в десятикратном размере, и пост Шавваля так же принесет подобную награду.

هل يجوز إدخال ليلة صوم ست من شوال مع أيام قضاء رمضان

السائل : بالنسبة لصيام ستة من شوال أنا ربما أفطرت يوم من رمضان الذي يسبق شوال أفطرت يعني وأردت أن أصوم ستة من شوال هل يجوز أن أجعل نيتي قضاء وصيام يوم من هذه الستة في آن واحد ؟
الشيخ الألباني : إذا كنت تسأل عن الجواز فالجواب نعم يجوز،و أنا أذكر لك الآن هنا ثلاثة مراتب فيختار المسلم منها ما يطيب له

*المرتبة الأولى وهي العليا :أن يصوم القضاء وحده وشوال لوحده لماذا لأننا نعلم أن الحسنة بعشر أمثالها فإذا صام يوم من رمضان فله على الأقل عشر حسنات وصام يوم من شوال لشوال عشر حسنات صار له عشرين هذه الحالة الفضلى العليا

*الحالة الثانية :هو ما عنده إستعداد ما عنده وقت ما عنده طاقة لسبب أو آخر هو يصوم في يوم مما عليه مثلا أو ستت أيام مما عليه من رمضان ويريد أن يشمل فيهم الستة من شوال هذا المثل الثاني نقول ينوي قضاء مما عليه من رمضان ويفعل ويفعل ويضم إلى هذه النية نية صيام الست من شوال هذا لا يكتب له عشرة زاد عشرةهذا يكتب له عشرة زائد واحد هذا الواحد هو النية الطيبة لقوله عليه السلام في الحديث القدسي إذا هم عبدي بحسنة فلم يعملها فاكتبوها له حسنة وإذا عملها فاكتبوها له عشرة حسنات إلى مائة حسنة إلى سبعمئة إلى أضعاف كثيرة والله يضاعف لمن يشاء هذه المرتبة الثانية إنكتب له لا أقل أحد عشرة حسنة

*المرتبة الثالة والأخيرة :يصوم ما عليه وبس لا يهيء نفسه للست من شوال أو يمكن ما يدري أنه في شهر شوال كما هو شأن كثير من العرب المتغربين ، واضح

Ответ Постоянного Комитета по фетвам об очередности между возмещением Рамадана и постом в Шаввале

Подписи: глава Комитета – Абдуль-Азиз Ибн Баз; заместитель – АбдуРаззак Афифи; члены Комитета – Абдуллах ибн Гудаян, Абдуллах ибн Кууд

س: هل من صام ستة أيام من شوال بعد شهر رمضان إلا أنه لم يكمل صوم رمضان، حيث قد أفطر من شهر رمضان عشرة أيام بعذر شرعي، هل يثبت له ثواب من أكمل صيام رمضان وأتبعه ستًا من شوال، وكان كمن صام الدهر كله؟ أفيدونا جزاكم الله خيرًا.

ج: تقدير ثواب الأعمال التي يعملها العباد لله هو من اختصاص الله جل وعلا، والعبد إذا التمس الأجر من الله جل وعلا واجتهد في طاعته فإنه لا يضيع أجره، كما قال تعالى: < إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا >(1) والذي ينبغي لمن كان عليه شيء من أيام رمضان أن يصومها أولا ثم يصوم ستة أيام من شوال؛ لأنه لا يتحقق له اتباع صيام رمضان لست من شوال إلا إذا كان قد أكمل صيامه.
وبالله التوفيق وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
عضو // عضو // نائب رئيس اللجنة // الرئيس //
عبد الله بن قعود // عبد الله بن غديان // عبد الرزاق عفيفي // عبد العزيز بن عبد الله بن باز //

Ассалямуалейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
А если совместить намерение за пост в месяце шауаль с постом в понедельник и четверг, то какая награда за такой поступок?

Вопрос: "Можно ли держать пост шести дней шаууаля прежде возмещения пропущенных дней рамадана? А если нельзя, то можно ли держать пост по понедельникам шавваля с намерением что это одновременно и возмещение дней рамадана, и пост шести дней шаууаля, и пост в соответстви с сунной поста по понедельникам?".

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух
Слышала, что Умар رضي الله عنه возмещал свои долги за рамадан во время зульхиджы в период 10 дн.
Можем ли мы возмещать свои долги по посту , совмещая их с постом зульхиджы? Мне даже один из требующих знания говорил, что так больше награды, так как Умар رضي الله عنه так делал, но я сомневаюсь пока не услышу слова ученых

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

А что касается такого понимания, что ‘Умар совмещал два намерения поста, а это - намерение возмещать обязательный пост Рамадана и намерение добровольного поста десяти дней Зуль-Хидджа, то подобное понимание вызывает сомнение.
Вот это высказывание ‘Умара:
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет проблем в том, чтобы возмещать пропущенные дни Рамадана в десять дней Зуль-Хидджа”. Ибн Аби Шейба 9768.
В другой версии говорится, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Нет более любимых для меня дней, в которые я пожелал бы возместить (пропущенные) дни Рамадана, чем десять дней (Зуль-Хидджа)”. ‘Абду-р-Раззакъ 7714, аль-Байхакъи 8468.
Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “Фатхуль-Бари” 4/189.
Имам Абу ‘Убайда об этом асаре ‘Умара сказал: “Мы считаем, что ‘Умар любил пост в эти десять дней Зуль-Хидджа и не желал того, чтобы человек упускал пост этих дней, желая соблюдать в эти дни добровольный пост. Но если на нём был долг Рамадана, то он не желал начинать соблюдать добровольный пост в то время, как на нём оставался обязательный (невозмещённый) пост. И он говорил, чтобы возмещали эти дни (пропущенные в Рамадан) в эти десять дней. Таким образом, человек не будет тем, кто не постился в эти дни, и не будет тем, кто начал с соблюдения добровольного поста прежде обязательного, объединяя, таким образом, оба деяния. И смысл этого его высказывания не в том, что желательно откладывать возмещения пропущенных дней Рамадана до наступления десяти дней Зуль-Хидджа. Однако речь о том, кто не специально застиг наступление этих десяти дней, не возместив пропущенные дни Рамадана”. См. “Гъариб аль-хадис” 3/398.

В любом случае, в вопросе объединения двух постов одним намерением и деянием есть разногласие среди учёных, о чём уже упоминалось в этой ветке. Как и есть среди учёных разногласие в вопросе: можно ли соблюдать добровольный пост прежде, чем возместить обязательный?
Но если кто-то, кто не успел возместить пропущенные дни Рамадана, пожелает объединить такой день со днём ‘Арафа или днём ‘Ашура, не желая упустить великие награды за пост в эти дни, опираясь на некоторых учёных, дозволявших подобное, как шейх Ибн ‘Усаймин, то ин ша-Аллах не будет в этом проблем.
Хотя, конечно же, желающему получить эти великие награды, не испытывая сомнений, следует соблюдать эти великие добровольные посты после возмещения обязательного поста Рамадана, как на это указывали упомянутые сподвижники.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Читайте также: