Как сделать намаз сидя в самолете

Обновлено: 05.07.2024

Отправляясь в дорогу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил следующее дуа:

Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саисис-сафари ва Кабатиль мункаляби валь-хаври бадель каври вадаватиль-мазлум.

Когда человек садиться на какое-либо транспортное средство, то должен читать нижеследующее дуа:

Субханаль-лязи саххара ляня хаза ва ма куна ляху мукринин ва инна ила Раббина лямункалибун. Аллахумма инни насалюка фи сафарина хазаль-бирра ват-таква ваминаль амали ма тардза. Аллахумма хаввин аляйна сафарина хаза ватни анна бу’даху. Аллахумма антяс-сахиби фис-сафари валь-халифату филь-али. Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саиссафари ва ка’батиль-манзари ва суль-мункаляб филь-мали валь-ахли.

«Он Аллах пречист от всех недостатков, и Он предоставил нам это для услужения нам, ибо не хватило бы наших собственных сил на это. Несомненно, мы все вернемся к Господу. О, Аллах! Мы просим блага, богобоязни и Твоего довольства в этом путешествии. О, Аллах! Облегчи нам дорогу, и приблизь далекое. О, Аллах! Ты защищаешь нас в пути и оберегаешь наши семьи. О, Аллах! Я прошу у Тебя убежища от трудностей в пути, от бед в дороге, от урона нашему имущества и семьям.

Сев на транспортное средство человек должен произнести:

Аллахумма азилни мунзалян мубаракан ва анта хайруль мунзилин.

Во время ночлега же человек должен просить у Творца:

Аузу би калиматилляхит-таммати мин шарри махаляка

Вернувшись домой человек должен прочитать:

Айюбина таибуна ’абидуна ли Рабина хамидун.

Комментарии

Отправляясь в дорогу Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произносил следующее дуа:

Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саисис-сафари ва Кабатиль мункаляби валь-хаври бадель каври вадаватиль-мазлум.

Когда человек садиться на какое-либо транспортное средство, то должен читать нижеследующее дуа:

Субханаль-лязи саххара ляня хаза ва ма куна ляху мукринин ва инна ила Раббина лямункалибун. Аллахумма инни насалюка фи сафарина хазаль-бирра ват-таква ваминаль амали ма тардза. Аллахумма хаввин аляйна сафарина хаза ватни анна бу’даху. Аллахумма антяс-сахиби фис-сафари валь-халифату филь-али. Аллахумма инни аузу бикя мин ва’саиссафари ва ка’батиль-манзари ва суль-мункаляб филь-мали валь-ахли.

«Он Аллах пречист от всех недостатков, и Он предоставил нам это для услужения нам, ибо не хватило бы наших собственных сил на это. Несомненно, мы все вернемся к Господу. О, Аллах! Мы просим блага, богобоязни и Твоего довольства в этом путешествии. О, Аллах! Облегчи нам дорогу, и приблизь далекое. О, Аллах! Ты защищаешь нас в пути и оберегаешь наши семьи. О, Аллах! Я прошу у Тебя убежища от трудностей в пути, от бед в дороге, от урона нашему имущества и семьям.

Сев на транспортное средство человек должен произнести:

Аллахумма азилни мунзалян мубаракан ва анта хайруль мунзилин.

Во время ночлега же человек должен просить у Творца:

Аузу би калиматилляхит-таммати мин шарри махаляка

Вернувшись домой человек должен прочитать:

Айюбина таибуна ’абидуна ли Рабина хамидун.

5.Путешественнику разрешается совмещать обеденный намаз с предвечерним ивечерний намаз с ночным. При этом их можно совершать как во времяпервого намаза, так и во время второго. В целом же шариат разрешаетсовмещать намазы в следующих случаях:

а) Мусульманские учёныеединодушны в том, что [во время большого паломничества — Ред.]обеденный и предвечерний намазы можно совмещать во время обеденногонамаза у горы Арафат, а вечерний и ночной намазы — во время ночногонамаза в долине Муздалифа, так как посланник Аллаха поступал такимобразом.

Этот хадис подтверждает дозволенность совмещения намазов в первом времени, а предыдущий — во втором времени.

Аль-Хаким признал хадис достоверным,

и с ним согласился аз-Захаби

Из книги "Столпы Ислама и Веры" Мухаммад Джамиль Зину

Ас-Саляам Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракяатух

глава из книги "Буруг Аль Марам"

432.Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала,что видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намазсидя, скрестив ноги.
Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

Аллах Всевышний сказал:

Сокращатьи совмещать молитвы во время путешествия разрешено Самим ВсевышнимАллахом. Сознательно совершать молитвы в пути полностью являетсянежелательным, а совмещать их является сунной .[1] Путник может совершить молитву полностью, если будет совершать её за имамом, который является местным жителем.

Совершать совмещённыемолитвы зухр и аср можно от начала времени молитвы зухр и до концавремени молитвы аср, а молитвы магриб и иша можно совершить от началавремени молитвы магриб до конца времени молитвы иша. [2]

Укорачивать следует только молитвы состоящие из четырёх ракаатов. Молитву магриб следует совершать полностью в три ракаата.

Каждыймусульманин, который, изучая сунну пророка, мир ему и благословениеАллаха, и удостоверившийся в том, что он приказал путнику сокращатьмолитвы и не указал на ограничения по поводу дней и мест во времяпутешествия, должен сокращать молитвы в пути, как это делали саляфы(т.е. праведные предки). Мусульмане в Нахавенде сокращали молитвы втечение шести месяцев. [3] Разрешается сокращать молитву на том расстоянии, которое принято считать за путешествие обитателями этой местности. [4]

Некоторые вопросы, связанные с путешествием. [5]

Есличеловек совершающий путешествие, на каком – либо транспортном средствепроизнёс такбир (вступление в молитву) до того, как транспорт тронулся,должен совершить молитву полностью.
Если человек произнёс такбир,после чего его транспортное средство въехало на родину, он так жедолжен совершить молитву полностью.
Если человек, будучи в путивспомнил, что молитва, которую он совершил дома, была недействительна,он должен совершить эту молитву повторно и полностью.
Есличеловек, будучи у себя дома вспомнил, что молитва, которую он совершилв пути, была недействительной, он так же должен повторить её полностью.
Путник, вставший на молитву за имамом, который является местным жителем, должен совершить молитву так же как совершает её имам.
Есличеловек, вставший на молитву за имамом, не знает, является ли имамместным жителем или нет, должен совершить молитву за имамом снамерением полной молитвы и выполнить молитву так, как совершит её имам(т.е. если имам прочитает полностью, он тоже должен совершитьполностью, а если имам сократит, тогда и он должен сократить).
Как должен поступить путник, который намеревался совершить молитву за имамом полностью, но потерял омовение в процессе молитвы?
а) если он успеет вернуться на общую молитву после совершения омовения он должен совершить молитву полностью;

б) если он не успеет вернуться на общую молитву после очищения, тогда он должен совершить молитву один и сократить её;

*если человек выехал в путешествие после наступления времени молитвы (несовершив молитву), он должен сократить эту молитву в пути;

*если человек въехал на родину после наступления времени молитвы (несовершив молитву), он должен совершить эту молитву полностью;

Путникдолжен сокращать молитву, не зависимо от того, имел ли он передмолитвой намерение совершить её полностью или сократить.
Путник должен сокращать молитву, даже если он сомневается, имел ли он соответствующее намерение перед молитвой.
Не существует временных ограничений по поводу сокращения молитвы в пути путником.

Есть уважительные причины по которым мусульманин пропускает намаз. И он будет обязан его восполнить.

Все ученые, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) /9/. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совер

Многие верующие мусульмане задают вопрос о том, как совершать намаз путника по Сунне, сокращая и совмещая молитву в пути, а также кого можно считать путешественником или мусафиром. В течение какого количества дней намазы можно сокращать, а также как совершать молитвы по Сунне, находясь в самолете, на корабле или в поезде. Профессии мусульман разнообразны, и они предполагают и поездки в командировки, и вахтовый метод работы. При таком образе жизни могут возникать проблемы с совершением намаза. Не следует переставать делать обязательные намазы, нужно только разобраться в вопросе правильного совершения намаза по Сунне.

Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами. Более подробную информацию о намазе путника по Сунне по шафиитскому мазхабу можно узнать в видео лекции выше.

Какие намазы сокращаются?

Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.

намаз путника по сунне таблица

Как передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат. Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха ﷺ совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину. Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.

При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:

  • Сокращению подвергаются только четырехракаатные Зухр, Аср, и Иша.
  • Полностью совершается обязательно утренний Фаджр и вечерний Магриб.
  • Eсли даже в пути не возникает трудностей при совершении намазов, путник все равно может воспользоваться правом на сокращение намазов.
  • Действительными сокращения будут только в том случае, если человек, совершающий путешествие, покинул пределы своего города или населенного пункта, а если он только намеревается уехать, но еще находится в пределах города, нельзя сокращать молитвы, поскольку путником он пока не является.

Совмещение намазов и перенос времени одного к другому

Многих верующих мусульман интересует вопрос, разрешено ли Сунной в пути мусафиру совмещать молитвы. Как следует делать намаз путника по Сунне, можно ли объединять молитвы – в этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб. Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно последовательность намазов соблюдать. В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда находился в пути, всегда объединял с послеполуденной полуденную и с вечерней молитвой закатную. Этот хадис был передан Муслимом и Бухари.

Объединение может быть двух типов. При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их, а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их. В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, когда шел в поход на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным совершая их вместе один за другим. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.

Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.

Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.

Расстояние пути для сокращения намаза

намаз путника

Намаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.

В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром? Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.

С какого места считать начало сокращения молитв?

Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.

Цели путешествия

Целью сафара (путешествия) не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву. Например, если мусульманин выезжает в путь для торговли запретным, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя, так как сокращение намаза в Исламе является облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Сколько можно делать намаз путника остановившись в определенном месте?

Еще один вопрос, который беспокоит мусульман, это в течение какого количества дней пути намазы путника по Сунне можно сокращать? В этом вопросе ученые, представляющие все мазхабы, согласны в своем мнении: путник сокращает молитвы, если не знает, какое количество дней его путь продлится. Если количество дней, проведенных в путешествии мусафиром, когда он задерживается в определенном населенном пункте, не превышает пятнадцати, то он может совершать намаз мусафира, но если же его пребывание длится дольше, чем пятнадцать дней, то ему следует полностью выполнять намазы по Сунне, - такого мнения придерживаются ученые ханафиты. Шафииты придерживаются в этом вопросе иного мнения: сокращать намазы следует, если поездка длится четыре дня, и в это число не входят дни, проведенные в дороге. Если же поездка превышает этот срок, то сокращать молитвы по Сунне нельзя.

Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями

Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы, но им стоит посоветоваться по этому вопросу с имамами в своей мечети, которые должны благословить их на это. Есть ученые, которые придерживаются мнения что мусульмане представители таких профессий не должны сокращать молитвы.

Молитва на корабле, в машине или самолете

Предписания Аллаха относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека – Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии, и всегда предписания Всевышнего Аллаха относительно совершения молитвы являются переносимыми и приемлемыми.

Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот

Еще одно условие по Сунне: путник не должен при совершении молитвы в том городе или месте, в которое он направился, следовать за местным имамом или местным жителем в его качестве, который совершает молитву по полной форме.

Если же путник следует ему, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.

По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются также как обычно.

Читайте также: