Как сделать намаз сафар

Обновлено: 04.07.2024

Намаз в сафаре.

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они ини идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намаз нельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

Одна из распространённых ошибок в фикхе среди людей – убеждение в необходимости совершить намерение на сафар перед выходом в путь: якобы если перед выходом в путь не было выражено намерение, то сокращать и объединять намазы в пути не дозволено. Такое мнение является ошибочным. Совершение намерения перед выходом в сафар не является обязательным условием сокращения и объединения намазов.

Обязательными условиями для сокращения и объединения намазов являются следующие обстоятельства и действия (мы приведём их вкратце, так как полный разбор есть у нас на сайте):

  1. сафар должен быть длинным (81 км и более);
  2. сафар должен быть дозволенным;
  3. намерение должно быть сделано для сафара в протяжённостью более 81 километра;
  4. во время совершения сокращённого намаза молящийся не должен следовать за человеком, совершающим несокращённый намаз – если последовать за ним, то сокращать этот намаз уже нельзя;
  5. следует сделать намерение на сокращение молитвы во время вступления в намаз;
  6. следует остерегаться всего того, что портит намерение на сокращение;
  7. сафар должен длиться до тех пор, пока молящийся не закончит намаз, если путешествие завершится на середине намаза, то его надо довести до конца без сокращений;
  8. знание о дозволенности сокращения и объединения намазов в сафаре.

Как мы видим, среди обязательных условий нет условия совершить намерение для сафара. Скорее всего, это ошибочное мнение появилось у людей из-за неправильного понимания третьего условия – сафар должен быть запланирован в конкретное место. По этому поводу известный учёный из Дагестана Мухаммад Тахир аль-Карахи (да смилуется над ним Аллах) пишет следующее:

تتمة: المراد بنيّة السفر هو هذا القصد لا غير، فما اشتهر بين العوام من أنّه يشترط نيّة السفر قبل مفارقة الوطن منزّلٌ على هذا التفصيل، أرشدنا الله تعالى إلى قصد السبيل.

Путником (мусафиром) считается тот, кто вышел в путь на расстояние более 86 километров. А решения, связанные с путником, начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.

Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза, а также намаза витр-ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы, по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).

намаз в самолете

Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.

По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.

Запрещается объединять намазы в пути, даже при ненастной погоде и других неблагоприятных обстоятельствах, за исключением, когда путник совершает обряды Хаджа.

В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе, если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов.

Обязательный (фард) намаз в автотранспорте считается действительным лишь при выполнении следующих условий:

1) полноценное стояние в намазе, так же как и полноценное совершение земных поклонов;

2) направление в сторону Мекки;

3) автотранспорт должен стоять.

намаз в поезде

Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.

Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.

Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Вопросы связанные с нахождением в пути (сафар)

Путник считается мусафиром, когда позади останется последний дом его города или селения. Если это происходит в месяц Рамадан, он может не соблюдать пост. Пропущенные дни поста он обязан (как када) возместить позднее. Но лучше соблюдать пост,если это не во вред здоровью. Намазы фард, состоящие из четырёх ракаатов, мусафиру положено сокращать до двух ракаатов. Однако фард вечернего и утреннего намаза, намаз витр и все сунны, состоящие из четырёх ракаатов, он должен совершать без сокращений, полностью.

Любой мусафир, вернувшийся на свою основную родину, сразу же перестаёт быть таковым. Здесь он, как бы мало ни успел пробыть, считается мукымом и намазы свершает без сокращения.

Если мусафир во время сафара (путешествия) пропустил подлежащие сокращению намазы фард в четыре ракаата и остался за них должником, то он возмещает их, находясь в месте временного пребывания или по возвращении в место постоянного проживания,как када намазы, в два ракаата.

Если мусульманин пропустит намаз, состоящий из четырёх ракаатов, находясь у себя на родине, и не успев их возместить там, отправится в путь, то и в месте временного пребывания он должен совершить за них када-намаз в четыре ракаата.

Ватан, как место пребывания мусульманина, бывает трёх видов:

— ватан асли;
— ватан икамат;
— ватан сукна.

Ватан асли — это место, где человек родился или создал семью. Ватан асли – также и то место, где человек и не родился, и не создал семью, но намерен там жить постоянно.

Ватан асли перестаёт быть таковым с обретением другого аналогичного места пребывания.

Например, если мужчина, живет с семьей в другом городе или селении, тогда место его рождения перестаёт быть для него ватаном асли.

Если он, приехав на свой прежний ватан асли, останется здесь менее чем на 15 дней, то он должен будет сократить намаз фард в четыре ракаата до двух ракаатов. Точно так наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) при приезде из Медины в город Мекку, где он родился, вырос и женился, совершал намаз с сокращением.

Если у кого-либо больше одной жены и каждая из них живёт в другом городе или селении, то при пребывании у своих законных жён он нигде не будет считаться мусафиром. Ватан икамат не нарушает ватана асли.

Ватан икамат — это место, где мусафир намерен оставаться самое малое на 15 дней. Оно должно быть на расстоянии не менее 90 километров от его ватана асли. Здесь намазы в четыре ракаата совершаются без сокращения. Ватан икамат перестаёт для человека быть таковым при замене его другим ватаном икамат или по возвращении на ватан асли. Но он не перестаёт быть ватаном икамат при переезде на ватан сукна.

Ватан сукна — это место, находящееся на расстоянии 90 и более километров от ватан асли, где мусафир намерен находиться менее 15 дней. На ватане сукна намазы-фард в четыре ракаата совершаются в два ракаата.

Читайте также: