Как сделать намаз джаназа намаз

Обновлено: 04.07.2024

Известно, что в некоторых крупных мечетях Дагестана было принято решение ежедневно после вечерней молитвы совершать коллективный заупокойный намаз. В связи с этим, стали часто поступать вопросы о том, есть ли основание этой практике в книгах, и что об этом говорят ученые. За ответами мы обратились к имаму центральной мечети города Буйнакск, Абдулкариму-хаджи, который предоставил нам следующие доводы:

К этим словам сын Мухаммад Тахира аль-Карахи ХабибуЛлах пишет такое примечание:

Имам Кайлюби пишет, что желательно совершать этот намаз в конце каждого дня после захода солнца.

После смерти мусульманина относительно него должно быть совершено четыре обязательных действия, которые относятся к фард аль-кифая (коллективная обязанность):

— ритуальное омовение тела;

— покрытие тела покойного саваном;

— совершение заупокойной молитвы (джаназа-намаз);

— погребение.

В этом небольшом материале будет коротко сказано о порядке совершения третьей обязанности в отношении покойного мусульманина – заупокойной молитве.

Время и место совершения

Нет проблем в совершении джаназа-намаза в нежелательные для совершения намазов времена. Однако выделять именно эти времена для намаза нельзя. Условием является, чтобы заупокойная молитвы была совершена после обязательного ритуального омовения покойного.

Заупокойную молитву можно совершить как в доме усопшего, так и в молельной комнате или мечети. Совершение в мечети будет более желательным из-за присутствия большого количества людей, которые могут совершить молитву за покойного. От Аишы, да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву за Сухейля ибн Байда’ в мечети. Хадис передали Муслим и Ат-Тирмизи.

Если мусульманин был погребен без совершения за него джаназа-намаза, то ее совершают у его могилы.

Условия совершения заупокойной молитвы

Джаназа-намаз имеет такие же условия, как и другие молитвы. Это прикрытие срамных мест (аурат), направление в сторону киблы, чистота одежды, тела и места совершения молитвы от нечистот (наджаса).

Обязательные действия джаназа-намаза

У джаназа-намаза, также как и у обычных молитв есть свои обязательные действия (арканы), без которых намаз не будет действительной. Ученые говорят, что таких обязательных действий в джаназа-намазе семь:

Порядок совершения

Желательно совершить джаназа-намаз коллективно в три ряда и больше. Если не удалось совершить намаз коллективно, то дозволено совершить молитву за покойного группами или поодиночке.

После этого совершается второй такбир, после которого читается благословение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также как в обычном намазе.

Далее совершается третий такбир, после которого желательно прочитать мольбу за покойного:

اللهم اغفر له، وارحمه، وعافه، واعف عنه، واكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقه من الذنوب والخطايا كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وابدله دارًا خيرًا من داره، وزوجًا خيرًا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر ومن عذاب النار، وافسح له في قبره، ونور له فيه

Аллахумма-гфир ляху, вархам-ху, ва-‘афихи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси’ мудхъаля-ху вагсил-ху би-ль маи, ва с-сальджи ва-ль баради, ва нак-ки-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина д-данаси, ва аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахлихи, ва зауджан хайран мин зауджихи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азабин-нар.

Если заупокойная молитва совершается за женщину, то арабские местоимения мужского рода (ху) следует заменить на местоимения женского рода (ха).

Затем совершается четвертый такбир, после которого немного простояв дается таслим. Также до таслима просить прощения за покойного и обращаться к Аллаху с мольбами за него.

[Нормы совершения джаназа-намаз, описанные в данном материале соответствуют нормам шафиитского мазхаба]


Обязанность совершения заупокойного намаза считается выполненной, если его сделает один мужчина. При наличии мужчин[1] женщина не совершает заупокойный намаз, однако если мужчин нет, женщины обязаны его совершить, и тогда обязанность совершения намаза считается исполненной.

Заупокойный намаз желательно совершать коллективно, и нежелательно его совершать на кладбище[2].

Последовательность предпочтения совершения заупокойного намаза аналогична последовательности предпочтения омывания покойного родственниками, кроме женщин – они не входят в эту последовательность. Опекуну отдаётся предпочтение перед султаном[3], а более старшему – перед более знающим. Если присутствуют несколько человек одного возраста, то предпочтение аналогично последовательности возглавления иных коллективных намазов[4]. Если покойный завещал, чтобы заупокойный намаз по нему совершил посторонний человек, предпочтение отдаётся опекуну[5].

При совершении заупокойного намаза имам становится у головы, если покойный – мужчина, либо в районе таза, если это женщина[6]. Если покойных много, то предпочтительнее совершить отдельный заупокойный намаз за каждого покойного, однако дозволено совершение одного намаза за всех покойных[7]. В таком случае покойных укладывают перед имамом рядами – одного за другим[8]: в первых рядах укладывают мужчин, затем мальчиков, затем женщин и далее по превосходству[9], не разделяя никого по признаку свободы или рабства. Если покойных приносят одного за другим, то их укладывают в соответствии с последовательностью их прибытия, даже если последовательность их превосходства или возраста нарушается; однако женщин укладывают позади последнего прибывшего мужчины.

Форма совершения заупокойного намаза с желательными элементами

1. Намерение[10]. В намерении следует упомянуть обязательность намаза (фард). Не упоминают то, что намаз относится к коллективной обязанности (фард кифая).

Если имам совершает намаз за покойного, чьё тело присутствует тут же, то маъмуму[11] дозволено совершать намаз за покойного, чьё тело отсутствует в данной местности.

2. Чтение четырёх такбиров с поднятыми руками. После каждого такбира правую руку кладут поверх левой подобно тому, как это делается в иных намазах. Если имам прочтёт пятый такбир[12], даже намеренно, его намаз не нарушается, однако маъмум не следует в этом за имамом, а выжидает до тех пор, пока он не даст салам.

3. Чтение суры Аль-Фатиха[13] после первого такбира[14].

– читать тааввуз[15] до суры Аль-Фатиха;

4. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) после второго такбира[18]. После салавата желательно прочитать мольбу за мусульман.

7. Чтение двух салямов.

Обязательные составляющие заупокойного намаза

2. Совершение намаза стоя.

3. Чтение четырёх такбиров.

4. Чтение суры Аль-Фатиха.

5. Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение) (после второго такбира).

7. Чтение первого салама.

Условия заупокойного намаза

Условия для заупокойного намаза – такие же, как для обычных намазов[22], а кроме них ещё:

1. предварительное купание покойного;

2. стояние позади покойного в направлении киблы[23].

Нежелательные действия при заупокойном намазе

Совершение заупокойного намаза до заворачивания тела в саван[24].

Если человек утонул или погиб под завалами и сложно достать тело, чтобы омыть его, заупокойный намаз не совершается[25].

Тот, кто опоздал на заупокойный намаз на один или более такбиров, вступает в намаз за имамом, читает суру Аль-Фатиха, затем соблюдает последовательность молитв между такбирами своего намаза, противореча в этом имаму, после салама имама читает непрочитанные такбиры и молитвы, читаемые между ними, после этого даёт салам.

Желательные действия при заупокойном намазе

1. Не поднимать тело до тех пор, пока опоздавшие на намаз не завершат заупокойную молитву.

Если имам прочитал второй такбир сразу после прочтения масбуком первого, масбук читает за имамом второй такбир, не читая суру Аль-Фатиха, так как обязательность её чтения в таком случае отменяется, и оба такбира будут считаться исполненными. Если имам прочтёт второй такбир во время чтения масбуком суры Аль-Фатиха, то масбук прерывает её чтение и следует за имамом. Если имам прочтёт такбир, а маъмум не последует за ним в этом до тех пор, пока имам прочтёт следующий такбир, намаз маъмума нарушается[26].

2. Совершившему заупокойный намаз единожды желательно не совершать его вновь.

3. Тому, кто пропустил заупокойный намаз, следует совершить его на кладбище, если на момент смерти покойного пропустивший намаз был совершеннолетним, разумным человеком[27]. В противном случае он не совершает заупокойный намаз.

[1] Даже мальчика, достигшего возраста тамйиза (возраст, при котором он способен сам исполнять функции –есть, пить, справлять нужду), так как он вправе быть имамом в намазе как перед мужчинами, так и перед женщинами.

[3] А также перед имамом, так как мольба родственника c большей вероятностью будет принята, потому что он тяжелее переносит утрату и потеря близкого человека больнее ранит его сердце.

[4] Более знающий, затем – лучше читающий Коран, затем – более богобоязненный и т. д.

[5] Так как он имеет больше прав на это.

[7] С согласия их опекунов, так как цель заупокойного намаза – это дуа (мольба), которое приемлемо совершать коллективно.

[8] Повернув в сторону киблы.

[9] Праведников укладывают ближе к имаму, чем грешников.

[11] Совершающий намаз за имамом.

[13] Сура читается тихо, даже если заупокойный намаз совершается ночью.

[14] Согласно основополагающему мнению в шафиитском мазхабе, читать суру Аль-Фатиха после первого такбира необязательно, дозволено её читать и после следующих такбиров. Читать суру Аль-Фатиха после первого такбира обязательно при следующих условиях: 1. если человек уже начали читать суру; 2. если он масбук (человек, совершающий намаз за имамом, который присоединился к намазу позже и потому отстаёт от него).

[17] Так как заупокойный намаз совершается в упрощённой форме.

[20] Не достигший совершеннолетия.

[21] О Аллах, прости этого покойного!

[22] Наличие полного и малого омовения, отсутствие скверны на теле, одежде и месте совершения намаза; укрытие аврата; обращение в направлении киблы.

[23] Относится как к имаму, так и к маъмумам.

[24] Так как в этом заключается пренебрежение к покойному.

[25] Так как не выполнено предыдущее условие – омывание тела покойного, что является обязательным условием, согласно основополагающему мнению. Однако группа поздних учёных посчитала, что в таком случае заупокойный намаз всё-таки совершается, так как при наличии возможности выполнения определённого условия требуется его выполнить.

[26] Так как такое отставание считается чрезмерным.

[27] То есть входил в категорию людей, на кого возложена обязанность совершения намаза.

Читайте также: