Как сделать наклонный цилиндр в автокаде

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Это пожалуй один из самых интересных Лиспов, который облегчит жизнь изыскателю, камеральщику да и проектировщику при работе скажем в CREDO или какой другой программе, которая понимает 3D dxf. Дак, что же такого интересного делает он?

Координата Z точки из подписи отметки

Получили Вы скажем от заказчика съемку, ну или раздобыли не важно каким образом топографические планы в формате AutoCAD, а планы эти как правило плоские (2D dxf), т.е. нет координаты Z точек рельефа. Задумались Вы, эх была бы третья координата у точки, сделал бы импорт dxf например в CREDO, нажал бы кнопку создать рельеф в слое, и проектировал бы вертикальную планировку или продольный профиль без проблем, а так сидеть сейчас пикать каждую точку.

Вот тут нам на помощь и придет этот самый Lisp. Только представьте, он способен вытащить данные из элемента ТЕКСТ или МТЕКСТ (значение подписи отметки) с рядом стоящей точкой, и поместить эти данные в высотную отметку (координата Z) и Ваш dxf превратиться из плоского в 3D, а дальше закидываем в программу где будем проектировать, немного подкорректировав наша ЦММ готова.

Перевод плоского dxf плана рельефа в 3D. Установка Лисп

1. Качаем архив с lisp для координаты Z точки рельефа из подписи отметки в AutoCAD здесь.

2. Распаковываем архив и сохраняем файл в папочку где хранятся все наши приложения, а если такой еще нет например в D:\MyLisp.

3. Запускаем AutoCAD и устанавливаем Lisp стандартным способом. Если не знаем как, читаем здесь.

4. Ну все Лиспом можно пользоваться, набираем в командной строке Ztxt , выбираем точки с подписями (работает предварительный выбор).

5. Ну и на последок для вывода команды с кнопки, создаем ее стандартным способом и в поле макрос пишем следующее:

^C^C(if (null C:Ztxt)(load "Ztxt"));Ztxt;

Полезно. Если не знаем как создать свою кнопку читаем здесь.

Примечание:

1. Перед запуском Лисп убедитесь, что точки и подписи имеют нулевую координату Z. Если они различны, выберите объекты используя быстрый выбор, и установите нулевое значение координаты Z. Это необходимо сделать, т.к. алгоритм работы приложения такой, что для высоты точки берутся данные из ближней подписи отметки.

2. Если точки рельефа представлены в виде блоков, необходимо заменить их на элемент ТОЧКА, воспользовавшись Lisp для замены выбранных объектов на образец. Для этого необходимо выбрать блоки соответствующие точкам рельефа через быстрый выбор, и заменить на объект ТОЧКА. Более подробно про Лисп замены объектов читаем здесь.

Z координата точки из подписи отметки в Автокаде. Видеоурок

Премьера уже скоро…

Видео посвящено тому, как назначить координату Z точкам из подписи отметок в Автокаде для дальнейшего построения рельефа в CREDO, Robur, IndorCAD и т.д. при проектировании дорог и генпланов.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смекаева Н. Ю., Шамрай-лемешко Е. В.

Описаны примеры построения некоторых цилиндрических поверхностей в современном исполнении в программе AutoCAD. Такие поверхности встречаются при изготовлении воздуховодов, вентиляционных систем, водосточных труб и др.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смекаева Н. Ю., Шамрай-лемешко Е. В.

РАЗВЕРТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ В ПРОГРАММЕ А^оСАй

Н.Ю. Смекаева, Е.В. Шамрай-Лемешко; Дальрыбвтуз, Владивосток

Описаны примеры построения некоторых цилиндрических поверхностей в современном исполнении в программе АШоСАй. Такие поверхности встречаются при изготовлении воздуховодов, вентиляционных систем, водосточных труб и др.

Технические развертки изделий, содержащие элементы цилиндрических поверхностей, широко используются при изготовлении воздуховодов, вентиляционных систем, водосточных труб и труб пневматического транспорта. В этих изделиях цилиндры обычно пересечены плоскостью, наклонной к образующим. В данной работе рассмотрены примеры построения разверток цилиндров вращения в современном исполнении в программе А^оСАй.

Цилиндрические поверхности относятся к развертываемым поверхностям, т.е. в общем случае их развертки строят как развертки гранных поверхностей, вписанных или описанных около них.

При построении разверток цилиндров вращения не требуется аппроксимации их гранными поверхностями, так как между параметрами их поверхностей и их развертками существуют простые аналитические зависимости. Ниже рассмотрены примеры построения разверток наиболее часто встречающихся случаев цилиндрических поверхностей вращения.

Развертка отсека цилиндрической поверхности вращения (рис. 1)

В общем случае построение развертки такой поверхности состоит в том, что в нее вписывают призматическую поверхность и строят ее развертку. Процесс развертывания поверхности состоит в спрямлении и изгибании принадлежащих ей кривых. Так как с помощью циркуля и линейки точное спрямление невозможно, развертывание поверхности выполняется приближенно [1]. Рассмотрим поверхность на рис 1.

Из чертежа видно, что образующие цилиндрического отсека -горизонтально проецирующие прямые, т.е. их фронтальные проекции -натуральные величины. Направляющая поверхности принадлежит горизонтальной плоскости уровня, т.е. проецируется на плоскость П1 в натуральную величину.

Для построения приближенной развертки данной поверхности впишем в нее трехгранную призматическую поверхность. Ее развертка будет приближенной разверткой данной поверхности. Направляющую линию аппроксимируем (заменяем) вписанной ломаной линией: для этого командой ТОЧКА разделим дугу на неравные части. Точки деления 11, 21, З1, 41 выбираем так, чтобы длины хорд мало отличались от длин дуг. Находим фронтальные проекции этих точек и из них проводим образующие 1212, 2222 и др. Развертку строим справа от фронтальной проекции поверхности.

Командой ОТРЕЗОК проводим горизонтальную линию от точек нижнего основания на П2. На этой прямой от точки 1о откладываем отрезки 1о2о = 1і2і, 2о3о = 2о3о и 3о4о = 3і4і КОПИРУЙ, ПЕРЕНЕСИ, ПОВЕРНИ, взяв их величины на Пі [2].

Натуральные величины хорд можно определить более точно и быстрее командой РАЗМЕРЫ ЛИНЕЙНЫЕ (рис. 1, а) и отложить их числовые значения от точки 1о (рис. 1, а).

Из точек 1 о, 2о, 3о и 4о восстановим перпендикуляры командой ОТРЕЗОК. На них отложим образующие цилиндрической поверхности. Размеры образующих переносим горизонтальными линиями с фронтальной проекции. Полученные точки соединяем плавной кривой (команда ДУГА) [1].

Построить развертку боковой поверхности цилиндра вращения прямого кругового цилиндра (рис. 2)

Для построения развертки цилиндра вращения нет необходимости вписывать в него многогранник, так как существует аналитическая зависимость между параметрами поверхности цилиндра и развертки.

Рис. 2. Развертка поверхности цилиндра вращения

Боковая развертка поверхности такого цилиндра представляет собой прямоугольник, высота которого равна высоте цилиндра, а ширина

- длине окружности основания цилиндра

где Я - радиус окружности основания цилиндра.

Построение начинаем с проведения горизонтальной линии от нижнего основания справа от фронтальной проекции. Выбираем точку 1о, от нее откладываем длину окружности основания цилиндра

I- = 2ж Я = 2- 3,14- 20 = 125,6.

При построении развертки используем режим ОРТО, команду ОТРЕЗОК и шаговую привязку.

Из концов отрезка восстановим перпендикуляры, равные образующей цилиндра - 55 мм, и обведем прямоугольник контурной линией.

Для построения на развертке точки М определим длину дуги 1121

Определим угол дуги командой РАЗМЕРЫ УГЛОВЫЕ, а = 120. Длина дуги 1121 = 41,7 мм. Отложим этот размер от точки 1о. Дальнейшее построение ясно из чертежа (см. рис. 2).

Построить развертку поверхности кругового цилиндра с отверстием 0 22 мм

Развертку цилиндра строим как в предыдущем примере -прямоугольником, а линия окружности (отверстие) изобразится на развертке в виде замкнутой кривой. Поверхность имеет фронтальную плоскость симметрии, а отверстие в продольном направлении может располагаться в любом месте развертки. Поэтому построим левую половину цилиндра с половиной отверстия, которое расположим по середине. Полный контур развертки с отверстием получим командой ЗЕРКАЛО.

Чтобы развернуть половину цилиндра, вычисляем длину нижнего основания и развертываем его половину прямую линию.

Для нанесения кривой на развертке выполним следующие построения.

Вначале на поверхности цилиндра командой ОТРЕЗОК проведем на фронтальной проекции две образующие - касательную в точке 4 и через диаметр (точки 1 и 2 на рис.3, б) [1].

Построим эти точки на развертке. Построение точек 1 и 2 видно из чертежа (рис.3, а). Образующую, на которой лежит точка 4, найдем, замерив дугу от точки 1 до точки 4 на горизонтальной проекции. Для построения точек 3 и 5 проведем произвольную образующую на фронтальной проекции, построим ее на развертке подобно точке 4 (рис.3, б).

Полученные точки соединим плавной кривой (команда ДУГА). Полный контур развертки поверхности цилиндра с круговым отверстием получим командой ЗЕРКАЛО (рис. 3, в) [2].

Развертка поверхности цилиндра вращения, усеченного плоскостью

Развертка этого цилиндра (рис. 4) состоит из двух частей: нижняя часть развернута в прямоугольник с высотой 11 и основанием, равным длине окружности. Верхняя часть развертки ограничена кривой линией. Цилиндр имеет фронтальную плоскость симметрии, поэтому построим половину развертки. Полную развертку получим командой ЗЕРКАЛО [2].

Построение начинаем слева от фронтальной проекции. Командой отрезок проводим горизонтальную линию от нижнего основания и отложим половину длины окружности DП/2 и высоту 11.

Боковую развертку верхней части строим следующим образом.

Командой МАССИВ разделим полуокружность на горизонтальной проекции на 6 частей. Командой ОТРЕЗОК построим образующие на плоскости П2. Таким же образом разделим длину полуокружности на развертке и восставим перпендикуляры из точек деления, они определят положение образующих цилиндра. Размеры образующих перенесем с фронтальной проекции командой ОТРЕЗОК.

Полученные точки соединим плавной кривой (командой ДУГА). Эта кривая является синусоидой [1].

Построения верхнего и нижнего оснований видно из чертежа.

Рис. 4. Развертка усеченного цилиндра вращения

Представленная на рис. 4 развертка построена в предположении, что поверхность данного цилиндра разрезана вдоль наименьшей образующей. Можно разрезать поверхность вдоль какой-либо другой образующей, в том числе, вдоль наибольшей. С геометрической точки зрения такие развертки равноценны. Выбор наиболее целесообразного варианта зависит от принятой технологии изготовления.

1. Высоцкая Н.Н. и др. Технические развертки изделий из листового материала. Л.: Машиностроение, 1968.

В AutoCAD разрезать 3D тело для получения новых 3D тел можно несколькими способами. Рассмотрим два способа.
Самый простой, воспользоваться командой РАЗРЕЗ (_slice в английской версии). Наберите в командной строке команду РАЗРЕЗ, нажмите Enter, выберите 3D тело и далее команда предложит несколько вариантов разрезания тела. Разрезать тело можно задав три точки (по умолчанию), выбрав плоский объект, поверхность, либо одну из координатных плоскостей (XY, YZ, ZX).



Другой способ создать еще одно 3D тело полностью пересекающее то, которое необходимо разрезать. Далее с помощью команды ВЫЧИТАНИЕ (_subtract) разрезаем нужное нам 3D тело вычитая из него другое 3D тело.



Однако после необходимо воспользоваться командой РЕДТЕЛ (_separate), чтобы фактически разделить тело на несколько.

Выполним одно из простых, но часто используемых в черчении построений – построим развертку конуса (боковой поверхности). В Autocad есть средства, позволяющие быстро и точно решать подобные задачи.
1. Для начала вспомним школьный курс геометрии:

Развертка конуса | AutoCAD 01

Развертка боковой поверхности прямого конуса – это сектор круга, радиус которого равен образующей конуса R, а длина дуги L=2αr, где r – радиус основания конуса. Угол α в градусах равен 360 * 2α r/2αR = 360r/R.
2. Пусть конус задан графически в виде треугольника (для твердотельного конуса построение также справедливо):

Развертка конуса | AutoCAD 02

Построим его развертку. Вариантов такого построения очень много, мы же применим способ, который не требует сторонних расчетов и использует только инструменты Autocad. Сначала построим произвольную дугу с радиусом R. Для этого начертим окружность, используя образующую конуса в качестве радиуса:

Развертка конуса | AutoCAD 03

Затем командой Обрезать (Trim) отсечем от нее любую часть, чтобы она превратилась в дугу. В качестве режущей кромки используем произвольную вспомогательную линию:

Развертка конуса | AutoCAD 04

Затем линию удаляем, выделяем дугу и открываем окно свойств:

Развертка конуса | AutoCAD 05

Если в окне свойств не хватает требуемых пунктов настроек, то нажимаем в окне параметров кнопку CUI (Адаптация)

Развертка конуса | AutoCAD 06

В появившемся окне адаптации пользовательского интерфейса настраиваем отображение требуемых параметров, в нашем случае добавляем параметры Начальный угол (Start angle) и Конечный угол (End angle) и нажимаем Применить.

Развертка конуса | AutoCAD 07

Изменяем Начальный угол (Start angle) – устанавливаем его в 0. Затем в окошке Конечный угол (End angle) нажимаем значок встроенного калькулятора:

Развертка конуса | AutoCAD

Развертка конуса | AutoCAD 08

Развертка конуса | AutoCAD 09

Указываем на экране радиус основания конуса двумя точками (середина основания и нижняя вершина треугольника). Затем c клавиатуры вводим знак деления / и таким же образом указываем длину образующей конуса. В итоге в окне появляется выражение с параметрами вашего конуса:

Развертка конуса | AutoCAD 10

Жмем Применить (Apply), и угол автоматически вычисляется и присваивается свойству Конечный угол (End angle):

Развертка конуса | AutoCAD 11

3. Построим основание конуса, чтобы развертка стала полной, и проверим правильность построений. Строим окружность на основании треугольника, как на диаметре, и переносим ее так, чтобы она касалась наружной дуги развертки:

Развертка конуса | AutoCAD 12

Вот готовая развертка:

Развертка конуса | AutoCAD 13

Теперь, если по очереди выделить окружность-основание и дугу, можно в свойствах сравнить их длины. У окружности это свойство называется Длина окружности (Circumference), у дуги – Длина дуги (Arc length):

Развертка конуса | AutoCAD 14

Если построения выполнены правильно, числа должны совпасть.

Развертка конуса | AutoCAD 15

Как видим, строить развертку конуса (как и многих других геометрических тел) в Autocad гораздо проще, чем на бумаге.

Создание 3D тела или поверхности путем выдавливания объекта или плоской грани в заданном направлении и на заданное расстояние.


Панель: Моделирование

Текущая плотность каркаса: ISOLINES=4

Пользователь перед запуском команды имеет возможность выбрать объекты для операции выдавливания.

Системная переменная DELOBJ определяет, будут ли объекты и путь (если он выбран) при создании тела или поверхности удалены автоматически или об удалении объектов и пути будет выдан запрос.


Задание выдавливаемых объектов. Операцию выдавливания можно применить к следующим объектам и подобъектам:

  • Отрезки
  • Дуги
  • Эллиптические дуги
  • 2D полилинии
  • 2D сплайны
  • Круги
  • Эллипсы
  • Двумерные фигуры
  • Полосы
  • Области
  • Плоские 3D полилинии
  • Плоские 3D грани
  • Плоские поверхности
  • Плоские грани на телах

Примечание Чтобы выбрать грани на твердотельных объектах, следует нажать и удерживать клавишу CTRL, а затем выбирать эти подобъекты.

Нельзя выдавить объекты, входящие в блоки, а также полилинии с пересекающимися сегментами.

Если заданная полилиния имеет ширину, эта ширина игнорируется, и полилиния выдавливается из центра своего пути. Если выбранный объект имеет толщину, эта толщина игнорируется.

Примечание Для преобразования имеющих толщину полилиний и кругов в тела можно использовать команду ПРЕОБРВТЕЛО. Для преобразования в поверхности имеющих толщину линий и дуг, а также незамкнутых, имеющих толщину и нулевую ширину полилиний можно использовать команду ПРЕОБРВПВРХ.

Выдавливание объектов вдоль положительной оси Z на системе координат объекта, если введено положительное значение. При задании отрицательного значения объекты выдавливаются вдоль отрицательной оси Z. Объекты не обязательно должны быть параллельны одной и той же плоскости. Если все объекты располагаются на общей плоскости, объекты выдавливаются в направлении, перпендикулярном к этой плоскости.

По умолчанию, выдавливание плоских объектов выполняется в направлении, перпендикулярном плоскости объекта.

Вторая точка: Указать точку


С помощью двух заданных пользователем точек определяет длину и направление выдавливания.

Задать начальную точку вектора направления: Задать точку

Задать конечную точку вектора направления: Задать точку

Задание траектории выдавливания. Траектория перемещается к центру тяжести профиля. Затем профиль выбранного объекта выдавливается вдоль выбранной траектории для создания тел или поверхностей.


Траектория выдавливания: Выбрать объекты любым способом

Траекториями могут быть следующие объекты:

  • Отрезки
  • Круги
  • Дуги
  • Эллипсы
  • Эллиптические дуги
  • 2D полилинии
  • 3D полилинии
  • Двумерные сплайны
  • Трехмерные сплайны
  • Грани тел
  • Грани поверхностей
  • Спирали

Примечание Чтобы выбрать грани на твердотельных объектах, следует нажать и удерживать клавишу CTRL, а затем выбирать эти подобъекты.

Траектория не должна принадлежать той же плоскости, что и объект, и не должна иметь участков большой кривизны.

Выдавленное твердое тело начинается от плоскости объекта и сохраняет его ориентацию относительно траектории.

Если в траектории имеется излом, программа выполняет выдавливание объекта в направлении каждого сегмента, а затем выполняет в месте соединения скос в плоскости, делящей пополам угол между сегментами. Если траектория замкнута, объект должен лежать в плоскости скашивания. Только в этом случае начальное и конечное сечения тела будут совпадать. Если объект не лежит в плоскости скашивания, он будет поворачиваться до тех пор, пока не окажется в плоскости скашивания.

Объекты с несколькими замкнутыми контурами выдавливаются так, что в конечном сечении выдавленного тела все контуры оказываются лежащими в одной плоскости.

Задать угол конуса выдавливания : Задать угол от -90 до +90 градусов или нажать клавишу ENTER или указать точку

Если вместо ввода значения пользователь указывает для угла конуса точку, необходимо указать и вторую точку. В применении к выдавливанию углом конуса является расстояние между этими двумя заданными точками.

Вторая точка: Указать точку


Положительные величины угла сужают объект, отрицательные — расширяют его. По умолчанию угол задан равным 0, а 2D объекты выдавливаются перпендикулярно их 2D плоскости. Расширение и сужение всех выбранных объектов и замкнутых контуров выполняется в соответствии с одним и тем же значением угла конуса.

Задание слишком больших значений угла конусности или глубины выдавливания может привести к тому, что объект сузится до нуля, не достигнув заданной высоты.

Отдельные замкнутые контуры области всегда выдавливаются на одну глубину.

При конусном выдавливании дуги ее центральный угол остается постоянным, а радиус изменяется.

Читайте также: