Как сделать наклон вперед прогнувшись руки в сторону

Обновлено: 07.07.2024

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.

Общие рекомендации включают в себя:

обучить технике кувырков вперед, назад.

Оздоровительные и развивающие:

развивать координационные способности обучающихся

развивать гибкость обучающихся.

формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.

Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.

ВложениеРазмер
gimnastika._tehnika_obucheniya_kuvyrkov_vpered_ngazad.docx 120.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

по дисциплине: Физическая культура

Тема: Гимнастика. Техника обучения кувырков вперед, назад.

Выполнила преподаватель физической культуры

Морозова Елена Сергеевна

Основная часть. 4

Список литературы. 15

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.

Общие рекомендации включают в себя:

обучить технике кувырков вперед, назад.

Оздоровительные и развивающие:

развивать координационные способности обучающихся

развивать гибкость обучающихся.

формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.

Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.

Вводная часть занятия.

Наиболее эффективные средства активизации функций организма - ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

Особенно важно обратить внимание на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен обучающийся, умеющий сохранять заданный темп. Заслуживает внимания подбор приемов управления обучающимися при выполнении упражнений: учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью можно использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т. п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать. При проведении этих упражнений немаловажное значение имеет состояние обучающихся. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекут учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание.

Таковыми могут быть задания следующего типа:

Эту же цель преследуют задания, выполняемые во время движения в обход:

1)И.п. — о.с.8 шагов вперед, 8 прыжков на месте ноги врозь с хлопками над головой. Повторить 2-4 раза.

Если обучающиеся пришли на урок спокойными и сосредоточенными, можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

Подготовительную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Для выполнения общеразвивающих упражнений в разомкнутом строю впереди должны стоять меньшего роста. Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления упражнений основной части урока. Такими могут быть различные формы группировок, равновесия, отработка навыков приземления и т. п. Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладение ими школой движений. Для этой цели могут использоваться вольные упражнения для юных гимнастов из старых классификационных программ по спортивной гимнастике или вольные упражнения, составленные самим учителем, например:

И. п. — о. с. 1 — левую руку в сторону, 2 — правую руку в сторону; 3 — руки вверх скрестно (ладонями вперед); 4 — о. с; 5 — наклон вперед прогнувшись руки в стороны; 6 — о. с; 7 — присед, руки вперед; 8 — о. с, руки в стороны; 9 — мах левой вперед, хлопок руками под ногой; 10 — о. с; 11 — мах правой вперед, хлопок руками под ногой; 12 — о. с; 13 — прыжком ноги врозь, руки вперед; 14 — прыжком о. с; 15 — прыжком ноги врозь, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой; 16 — прыжком в и. п. Упражнение выполнить 2 раза.

По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями обучающихся, вносить в них необходимые корректировки, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях и уровне подготовленности. Проявление высокой требовательности учителя к обучающимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. Тогда можно и нужно время от времени давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, т. е. тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики.

Основная часть занятия.

Техника кувырка вперед

Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.

Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.

Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 1).

Основные элементы техники:

1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;

2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.

Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:

1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;

2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;

3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.

Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).

При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.

1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина — слабый толчок ногами или его отсутствие;

2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате — удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;

3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;

4) неправильная группировка: а) слишком поздняя — захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная — недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;

5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого — потеря равновесия назад;

6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).

1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);

2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);

3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).

При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.

При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.

Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.

При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.

Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.

ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение — руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение — то же, полуприсед с касанием лбом коленей.

На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).

На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:

  1. выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
  2. подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
  3. переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.

Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.

На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.

1. Перекаты в группировке лежа на спине.

При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.

3. Перекаты в группировке из положения упора присев : присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.

Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:

а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение — упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;

б) гимнастическом мате.

Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.

После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части — перевороту через голову.

4. Обучение перевороту через голову . Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:

а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;

б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.

Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.

Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, — движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 3).

Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись — сгибание и разгибание рук (рис. 4).

Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) — упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 5).

Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 — разогнуть ноги, поднять спину — счет 2 — согнуть руки — счет 3 — разогнуть руки — счет 4 — вернуться в исходное положение.

То же упражнение, но выполняется на два счета: раз — разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два — вернуться в исходное положение.

Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.

5. Кувырок вперед в целом . При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой — под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 6).

Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.

Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.

Техника кувырка назад

Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 7). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.

Основные элементы техники:

1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;

2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).

При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.

Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:

1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;

2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;

3) перекаты вперед и назад:

  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
  • из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
  • используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.

При обучении могут встретиться следующие основные ошибки :

1) трудность в переворачивании через голову — происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;

2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.

В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:

1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;

2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;

3) кувырок назад с шага назад;

4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.

Заключительная часть занятия

Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэтому, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из границ зала в одну шеренгу.

Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействия физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени. Для этой цели можно рекомендовать ряд упражнений отвлекающего характера.

В народе широко известно заболевание, которое протекает с болями в пояснично-крестцовой области. Это часто называется “прострелом” или радикулитом (остеохондроз) и является оно следствием поражения позвоночника, в частности, межпозвонковых дисков. Подвергаются этому заболеванию люди в наиболее цветущем и работоспособном возрасте.
Позвоночник представляет собой вытянутый конус, вершина которого расположена на шее, а основание опирается на кости таза. Он состоит из отдельных позвонков, соединенных между собой при помощи связок, суставов и межпозвонковых дисков. С точки зрения развития остеохондроза наибольший интерес представляет межпозвонковый диск, который состоит из двух хрящевых пластинок, пульпозного (студенистого) ядра и фиброзного кольца. Межпозвонковый диск является весьма упругим и эластичным образованием, особенно в молодом возрасте. Он обеспечивает соединение тел позвонков, между собой, гибкость и плавность движений позвоночника и предохраняет тела позвонков от постоянной травматизации.
Под влиянием вибраций, рывковых движений, подъема тяжестей, падений, работы в наклон к 40-летнему возрасту происходит естественное старение межпозвонковых дисков и развивается так называемый остеохондроз. У людей же, занимающихся тяжелым физическим трудом, с постоянным наклоном и переносом больших тяжестей, развитие остеохондроза начинается раньше. Кроме того, раннему развитию остеохондроза способствуют частые рывковые движения, непосильные физические нагрузки, работа в неудобных позах. При этом происходит высыхание пульпозного ядра, диски становятся неэластичными и при какой-либо физической нагрузке, резком рывковом или неудобном движений может произойти растрескивание межпозвонкового диска (фиброзного кольца). При наличии трещин в диске наблюдается перемещение (вколачивание) элементов пульпозного ядра в эти трещины, а иногда и выход через них за пределы диска. Это может приводить не только к определенным нарушениям опорно-двигательной функции, но и к ряду болевых и самых разнообразных рефлекторных проявлений. Клинические проявления его определяются степенью развития дегенеративно-дистрофических процессов в межпозвонковом диске и прилегающих элементах позвонков.

В течение остеохондроза различается четыре периода (А. И. Осна):
1) Внутридисковое перемещение пульпозного вещества. В фиброзном кольце появляются трещины, пульпозное вещество теряет свое центральное расположение и вколачивается в эти трещины. Раздражение нервных окончаний в периферических отделах фиброзного кольца вызывает боли в пораженном диске (дискалгия или люмбаго). Боли могут быть отраженными и симулировать заболевания различных органов. В этом периоде весьма часто наблюдается рефлекторное напряжение мышц, фиксирующих болезненные сегменты позвоночника. При этом может иметь место явление сдавления нервных сплетений с характерными клиническими проявлениями.
2) Неустойчивость позвоночного сегмента. Трещины, испещряющие фиброзное кольцо, нарушают его фиксационную функцию. Возникает межпозвонковая патологическая подвижность. Для компенсации неустойчивости сегмента мышцы, окружающие позвоночник, находятся в постоянном напряжении, в результате которого к предыдущим клиническим проявлениям присоединяются чувство переутомления и дискомфорта.
3) В дальнейшем дегенеративно-дистрофические процессы в диске постепенно нарастают и возникает полный его разрыв. При этом за пределыдиска выпадает пульпозное вещество, образуя грыжи. Грыжа может сдавить корешок спинного мозга или даже спиной мозг, пережать сосуд, питающий его. Развиваются рубцово-спаечные процессы. Все это проявляется соответствующими синдромами в зависимости от места локализации процесса.
4). В последующем процесс распространяется на другие элементы межпозвонкового сочленения, в частности, связочный аппарат и межпозвонковые суставы, обусловливая развитие спондилоартроза. Клинические проявления заболевания при этом усугубляются.
У одного и того же больного остехондроз поражает, как правило, не один диск, а несколько. Каждый из них может быть в другом периоде развития дегенеративного процесса. Поэтому общая картина заболевания проявляется суммой синдромов, характерных для различных периодов развития болезни.
Основной признак заболевания — боль. При пояснично-крестцовом остеохондрозе она возникает в пояснице внезапно или постепенно нарастая, достигает наибольшей остроты через 2-24 часа. Боли бывают ноющими, стреляющими, жгучими, режущими, иногда сопровождаются онемением и ощущением ползания мурашек. Они усиливаются, когда больной стоит, ходит, наклоняется, кашляет. У одних боли носят постоянный характер, у других — приступообразный. Наряду с болями и нарушением чувствительности для заболевания характерно ограничение движений, ослабление мышц, изменение осанки.
Заболевание протекает длительно с периодическим улучшением и ухудшением. Охлаждение в сочетании с вышеуказанными неблагоприятными факторами увеличивает возможность обострения остеохондроза.
В целях профилактики остеохондроза и его обострении рекомендуется остерегаться переохлаждения, не поднимать больших тяжестей, избегать резких движений, исключить длительное пребывание в том или ином вынужденном положении и т. д.
При появлении первых клинических симптомов остеохондроза рекомендуется ортопедическая профилактика, т. е. использование жесткой постели (со щитом под матрацем) и небольшой подушечки под голову, применение ежедневной гимнастики в целях укрепления мышечного корсета и производственной гимнастики для борьбы с неблагоприятным влиянием рабочей позы; правильная организация рабочего места.
Лечение поясничного остеохондроза должна быть комплексным. При этом основное внимание обращается на ликвидацию болей и восстановление двигательной функции. В комплексном лечении этого заболевания наряду с вытяжением, массажем, физио- и медикаментозным лечением значительное местозанимает лечебная физкультура, основной задачей которой является создание крепкого мышечного корсета туловища, способного разгрузить передний отдел позвоночника (уменьшить нагрузку на диски).
Лечебная гимнастика при поясничном остеохондрозе назначается через 2-3 дня после стихании острых болей.
В этом периоде (постоянный режим) выполняется небольшое количество упражнений (6-8) с незначительной нагрузкой. При назначении палатного режима нагрузка постепенно увеличивается. На фоне общеукреп-ляющих включается ряд специальных упражнений.
Лечебную гимнастику следует начинать с упражнений лежа на спине, которые не вызывают усиления болей.
Для лучшего расслабления мышц и уменьшения болей рекомендуется подкладывать под колени валик (чем сильнее боли, тем выше). Затем перекатываются на менее болезненный бок и, согнув колени (валик под боком), делают ряд упражнений с небольшой амплитудой движений. То же самое выполняют на другом боку (под больной бок валик не подкладывают).
Далее переходят к упражнениям, которые делают лежа на животе. Под живот подкладывают подушку, под голеностопные суставы — валик.
Вначале упражнения выполняют осторожно, максимально расслабляя мышцы. По мере уменьшения болей прибавляют движения на растягивание мышц, чередуя их с расслаблением. Все упражнения начинают со здоровой ноги, амплитуду движения надо увеличивать постепенно, чтобы не усилить боли. Темп — медленный и средний, в отдельных случаях — произвольный.
Начинают занятия с комплекса 6-8 упражнений, затем прибавляют по 1-2 новых упражнения. Каждое упражнение выполнять 3-4 раза.
Когда боли почти прекратятся и улучшится общее состояние, в комплекс лечебной гимнастики включают упражнения в исходном положении стоя на четвереньках, сидя на стуле и наконец — стоя. Постепенно вводят все упражнения, валиком и подушкой при этом не пользуются.
При хроническом течении заболевания, в зависимости от выраженности болей в поясиично-крестцовой области и общего состояния, помимо лечебной гимнастики больному могут быть разрешены плавание, лыжи, некоторые спортивные игры.

1. Потянуться, поднимая руку вверх — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (повтор. 3-4 раза).
2. Согнуть стопы в голеностопных суставах и разогнуть — дыхание произвольное (повтор. 4-6 раз).
3. Согнуть и разогнуть ногу в коленном суставе, не поднимая пятку от постели (повтор. 3-4 раза каждой ногой).
4. Потянуться, руки вверх, носки на себя, дыхание произвольное (повтор. 3-4 раза).
5. Ноги согнуты. Поочередно выпрямить ногу вверх. Если упражнение вызывает боль, то ногу можно выпрямлять не полностью (повтор. 3-4 раза каждой ногой).
6. Согнуть руки в локтях, опираясь на них, прогнуться в грудном отделе позвоночника — вдох, вернуться в исходное положение — выдох (повтор. 4-6 раз).
7. Ноги согнуты. Разводить и сводить колени, либо отводить колени в одну сторону, затем в другую, (повт, 4-6 раз).
8. Ноги согнуты. Поочередно подтянуть колено к животу с помощью рук — выдох. И. п. — вдох (3-4 раза).

9. Поднять руку вверх — вдох, И.п. — выдох (4-6 раз).
10. Согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставе и разогнуть (4-6 раз).
11. Из положения с согнутыми ногами поднять и опустить колено (4-6 раз).
Лежа на животе (на подушке)
12. Поочередно сгибать и разгибать ноги в .коленных суставах (по 5-8 раз).
13. Поднять голову — вдох, и. п. выдох (3-4 раза).
14. Полное углубленное дыхание, в котором равномерно участвуют грудь и живот (3-4 раза).

1. Вытяжение — потянуться (исключить движения руками).
2. Напряжение всей мускулатуры тела без движения.
3. Попытаться прогнуться всем туловищем вверх (лежа да спине) (3-4 раза).
4. Лежа на спине. Потянуть нижний отдел туловища, поочередно потянуть ногу вниз (носок на себя), (по 3-4 раэа).
5. Лежа на животе, слегка прогнуться назад без опоры руками (3-4 раза).
6. Сделать позу “змеи” (без опоры руками), посмотреть вправо, влево (3-4 раза).
7. Расслабление всей мускулатуры.

1.Создать впечатление, что “отталкиваете” потолок головой.
2. “Оттолкнуть” стену всем туловищем (стоя спиной к стене).
3. “Оттолкнуть” лбом стену.
4. Стоя правым боком к стене на небольшом расстоянии, правую руку за голову, “оттолкнуть” стену локтем, чувствуя напряжение в поясничном отделе. То же, стоя левым боком. Если есть боли в поясничном отделе, то это упражнение не, выполнять.
5. Лечь на спину, потянуться и расслабиться.

1. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах (поочередно и одновременно).
2. Отводить ногу в сторону (поочередно).
3. Упор руками о пол, прогнуться — вдох, и. п. — выдох.
4. Руки вверх, не касаясь пола прогнуться, немного подняв плечи и голову 3-4 раза.
5. Поднять разноименную руку и ногу вверх (4-6 раз) .
6. Руки под голову. Имитация ползанья “по-пластунски”.
7. Имитация движения руками при плавании “брассом”.

1. Поднять прямую руку и ногу вверх (6-8 раз).
2. Отвести руку вперед, ногу назад, вернуться в исходное положение (6-8 раз).
3. Отвести ногу назад — вдох, согнуть ногу и прижать к животу, обхватив колено рукой — выдох (3-4 раза).
4. Отвести руку из под головы вперед, а голову удерживать в этом положении, когда она лежала на руке (3-5 секунд). .

1. Присесть на пятки, не отрывая рук от пола, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. Поочередно поднять ногу вверх (по 3-4 раза).
3. Правым коленом стараться коснуться левой руки, вернуться в и. п., То же другой ногой.
4. Поочередно поднять руку в сторону—вдох, и. п. — выдох.
5. Прогнуться и вернуться в и. п., не выгибая спину вверх.
6. Поднять прямую левую ногу вверх; податься назад, не передвигая рук; податься вперед и вернуться в и. п.(3-4 раза).
7. Встать на колени. Руки вверх — вдох, слегка наклониться вперед, руки расслабленно вниз — выдох.

1. Вставая, руки вперед — в стороны вдох, сесть в и.п. — выдох.
2. Руки на поясе, наклоняясь влево, опустить левую руку и вернуться в и. п. То же в другую сторону (по 3-4 раза).
3. Взяться руками сзади за стул, прогнуться — вдох, слегка наклоняясь вперед — выдох (3-4 раза).

1. Встать спиной к стенке, держась на уровне пояса, согнуть левую ногу в коленном суставе и выпрямить вперед насколько позволяют боли и вернуться в и. п. То же правой (по 3-4 раза).
2. Поочередно отвести 'ногу в стороны.
3. Скользя спиной по стенке, присесть и выпрямиться в и. п. (3-4 раза).
4. Стоя боком к стенке, поочередно поднять ногу вперед и назад.
5. Стоя лицом к стенке, лбом коснуться стены, попытаться “оттолкнуть” стену (3 раза).
6. Создать впечатление, что “отталкиваете” потолок головой (3 раза).
7. Встать спиной к стене, всем туловищем стараться “оттолкнуть” стену.
8. Стоя левым боком к стенке, левую руку на затылок, правую на пояс, левым локтем стараться “оттолкнуть” стену, чувствуя напряжение в поясничном отделе. То же, стоя правым боком.

Выполняются общеукрепляющие упражнения с небольшим наклоном вперед.
Упражнения на растягивание мышц, силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.

Лечебная гимнастика при поясничном остеохондрозе
Г. Е. Егоров, Т. Н. Зайцева, М. Я. Камыжика
Новокузнецкий городской врачебно-физкультурный диспансер, Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа.


Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук (держать) – перекат вперед согнувшись в сед ноги врозь с наклоном вперед, руки вверх, обозначить – выпрямляясь и соединяя ноги, сед – наклон вперед, держать.

Кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись – выпрямляясь, стойка руки вверх.

Фронтальное равновесие с захватом (пятка поднятой ноги на уровне плеча), держать – опуская ногу, стойка ноги врозь, руки вверх.

Наклоном назад – мост, держать – поворот кругом в упор присев.

Кувырок вперед в сед согнув ноги – сед углом, руки в стороны, держать.

Поворот кругом в положение лежа на животе прогнувшись, руки в стороны, держать – упор лежа на согнутых руках – выпрямляя руки, упор присев – встать в стойку, руки вниз

Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.

Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.

Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.

Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).

Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.

Читайте также: