Как сделать накат велосипеда лучше

Обновлено: 07.07.2024

Есть у меня в том числе вот такой чудо байк:

17 килограмм алюминия для ежедневных поездок. Оно ездит 365 дней в году по 10-20 км в день.

Собрано всё на Altus. Покрышки Schwalbe.
Требований к нему никаких кроме того чтобы ездить максимально легко. Сейчас в этой части есть две проблемы:
1. V-Brakes постоянно цепляют колесо после торможения. Там есть регулировочный болт, который позволяет как бы "преднатяг" пружины сделать но он выкручен уже до предела. На картинке внизу, только у меня без пружинок.
464096
Это как-то можно "затюнить" или только заменой тормозов (возможно вместе с родными манетками придётся менять?)

2. Задняя втулка в таком состоянии, что при раскручивании колеса не то чтобы кассета "виляет", а весь велосипед подпрыгивает от вибрации.
Интернеты говорят что замена втулок на накат не влияет и там теряются слёзы. Но может быть гнутая до такого состояния втулка всё же влияет на накат негативно?

Если это всё менять, то на что? С учётом режима эксплуатации, уличного хранения и его цены в 200 евро нового. :)

Проще новый купить, более лёгкий, ремонт в Бельгии будет дорого стоить. Во втулке скорее всего ось сломалась.

Это как-то можно "затюнить"
В том месте, где тормоз крепится к раме (или к вилке) есть два-три отверстия, куда вставляется ответная часть пружины. Надо проверить, стоит ли она в той дырке, которая дает максимальное усилие пружине.
Если же уже да, то только менять тормоза.

По поводу втулки - наверное есть смысл поменять крупноблочно. Или новую втулку, или новое колесо.

Проще новый купить, более лёгкий, ремонт в Бельгии будет дорого стоить
Более лёгкий у меня как бы есть и про ремонт в Бельгии я знаю уже очень хорошо. В двух заведения узнают в лицо и сразу рады. :)


Во втулке скорее всего ось сломалась.
Ну вот как бы имеет смысл её поменять на что-то разумное или пока не отвалится ездить?


Странные у вас интернеты


В том месте, где тормоз крепится к раме (или к вилке) есть два-три отверстия, куда вставляется ответная часть пружины. Надо проверить, стоит ли она в той дырке, которая дает максимальное усилие пружине.

Пока нет. С V-Brake никогда до этого дел не имел и пока только болтиками регулировочными крутил. Есть ещё вторая дырка под пружину.


По поводу втулки - наверное есть смысл поменять крупноблочно. Или новую втулку, или новое колесо.
Ну вот я как раз думаю про втулку. Но кроме того что это всё перестанет болтаться это в накате и лёгкости езды почувствуется?

Задняя втулка в таком состоянии, что при раскручивании колеса не то чтобы кассета "виляет", а весь велосипед подпрыгивает от вибрации.


или пока не отвалится ездить?
Оно ведь уже отвалилось, зачем ждать дальше?

Поменять колёса, собрать вилсет получше
(поменять велосипед..17кг. этовообщек� �ктаквышло)
Ехать в закат

на счёт потери во втулках, это идеальные втулки в сферическом ваакуме, а ваши похоже неисправны и это другое дело совсем.
покрышки швальбе это какие? говорят у них там несколько видов. Поставьте слики или полуслики, желательно не тяжёлые и качайте большое давление.

Но кроме того что это всё перестанет болтаться это в накате и лёгкости езды почувствуется?
Ну так это вам виднее - зависит от степени раздолбанности втулки.


Но кроме того что это всё перестанет болтаться это в накате и лёгкости езды почувствуется?
Ну так это вам виднее - зависит от степени раздолбанности втулки.


Оно ведь уже отвалилось, зачем ждать дальше?
Ну как бы если не переворачиваеть велосипед и не крутить в таком положении педали, то это как бы и не видно.


Поменять колёса, собрать вилсет получше
Менять колёса целиком точно того не стоит. А вот сломанную втулку на более качественную - почему нет?

(поменять велосипед..17кг. этовообщек� �ктаквышло)
Ехать в закат

Это офигенный велосипед по соотношению цена/качество для тупо ежедневных поездок на работу/магазин/в бар.
Для спорта есть совсем другая техника.

покрышки швальбе это какие? говорят у них там несколько видов. Поставьте слики или полуслики, желательно не тяжёлые и качайте большое давление.
Банальный Land Cruiser 28''
Слики или полуслики - можно и убиться где-нибудь. Давление там штатное 3.5.

1. V-Brakes постоянно цепляют колесо после торможения. Там есть регулировочный болт, который позволяет как бы "преднатяг" пружины сделать но он выкручен уже до предела. На картинке внизу, только у меня без пружинок.
Тросик, рубашка и направляющая износились. Замените их и все станет ОК. Вообще, 17 кг - это очень тяжелый велосипед. У меня утилитарник 13 кг и то считаю, что это много (там одна рама 2.4 кг).

Так по гарантии и чинить, и если есть доверие к мастерам - запытать их про тормоза. По гарантии, с доплатой за апгрейд, всяко дешевле выйдет.
А винты рычаги крепящие их качению не препятствуют?
Кстати: у меня подобная болтанка была когда, всего лишь, полый винт крепящий барабан раскрутился.

Более дорогой способ заменить заднюю покрышку на более узкую и менее зубастую.

Еще один способ поднять накат за недорого - навесить на велосипед 10-20кг груза. Накат увеличивается неимоверно. Проверено при перевозке картошки. Велосипед катит сам, да так, что и тормозами не сразу остановишь. Да - разогнать тяжело, но ТС же не спрашивает про спортивные фишки типа высокой динамики в вопросе быстрейшего ускорения, которое физически, кстати, не совместимо с "накатом". Накат - это долгий расход накопленной кинетической энергии (большая масса) а динамика - малые потери на кинетическую энергию (малая масса). В некоторых пределах можно повышать оба параметра сразу - но обычно это недешего.

Пружины тормозов крепятся выступом в отверстие у основания втулки. Таких отверстий обычно 3 шт. Выбирая другое отверстие можно регулировать натяжение пружины если винта уже не хватает.

Главный прирост в накате от спортивной посадки, значит надо взять новый вел, не обязательно дорогой, простой рабочий современный мтб с колёсами 27.5-29", в Триале такие Монгусты 45-60 тыс.

Далее контакты, они дают основной прирост, значительно больше, чем любые тотальные облегчения, резина полусликовая и тд. Но это тоже на будущее, пока просто нормальный велик.

Всё остальное ерунда и просто трата времени.

Понятное дело, если езда только по автобанам, то шоссер, он быстрее всего, но тут явно тема не про такую езду, на любом веле даёт прирост лежак при езде по дорогам, но тут тоже явно такая езда не планируется.

У меня есть быстрый правильный велосипед именно для спорта.
Это не он. Это - на работу/в магазин.

Простой рабочий вел за 45-60 будет, простите, редкостным хламом если мы о спорте.
И редкостным хламом для поездок в бар по пятницам.

Восьмёрок и яиц на колёсах нет. Давление штатное.
С учётом того, что сзади у него две сумки по 40 литров и регулярно на нём возится около 20 кг на багажнике то я уверено могу сказать наката от добавления веса нет и не может быть никакого.

Простой рабочий дешёвый шоссейник алю рамой и карбоновой вилкой при низкой стоимости в БУ будет весить менее 10кг и меньше стоить.
Иногда езжу на подобном, но уже переделанном дорожнике больше по утилитарным (детское кресло, леса, багажник) и сентиментальным соображениям. Для поездок 20 на работу, 80 на дачу - дешёвый шосс.

Простой рабочий дешёвый шоссейник алю рамой и карбоновой вилкой при низкой стоимости в БУ будет весить менее 10кг и меньше стоить.

Жёсткий оффтоп, конечно, но топовый Cube сейчас весит 8.9кг.
Рама там 1.180
Вилка там 1.8
Всё остальное - карбон и XTR. И всё равно 8.9 кг. То есть всего на 1 кг меньше дешёвого шоссейника с алю рамой?

Топовый сейчас Giant XTC в котором вилка весит 1.5 весит ужасные 9.35. То есть вообще просто один в один дешёвым шоссейником с алю рамой?

У меня топовый на момент покупки алю Giant XTC весит больше 10.

Я очень хочу посмотреть на вес этого шоссейника хотя бы на безмене.

Жёсткий оффтоп, конечно, но топовый Cube сейчас весит 8.9кг.
Рама там 1.180
Вилка там 1.8
Всё остальное - карбон и XTR. И всё равно 8.9 кг. То есть всего на 1 кг меньше дешёвого шоссейника с алю рамой?
Да. Будет.
Взвешивайте любой.
Сейчас стали появляться непонятные шоссейники в 10,5кг, но старые - даже с рамой из 6061 и на Соре - в пределах 10кг держались. Из плохой стали - могут и в 12кг выйти.

девушка с собачкой на велосипеде

Все хотят иметь хороший накат, но не все понимают как его достичь. Самое распространенное мнение и решение как этого добиться – это заменить втулки колес на получше, чтобы колесо лучше крутилось. Например заменить свои стоковые втулки с насыпными подшипниками на втулки с промподшипниками. Решение верное, но как правило не самое эффективное и при этом дорогое. Дело в том, что потери во втулках не большие и даже если вы сделаете их еще меньше все равно выигрыш будет маленьким. Если ваши втулки еще не имеют очевидных и сильных следов износа, то есть более эффективные и дешевые способы.

график изменения сопротивления качению в зависимости от скорости велосипеда

Следующий фактор — сопротивление ветра. Энергия требуемая на преодоление сопротивления ветра пропорциональна квадрату скорости т.е. на скорости 30 км/ч сопротивление будет в 4 раза больше, чем на скорости 15 км/ч. За счет этого потери на сопротивление ветра при движении по ровной дороге становятся основными уже при скорости порядка 20 км/ч. Поэтому я на спусках не очень налегаю на педали и берегу силы для подъемов. Стараюсь не ставить крылья шире, чем нужно. Обтягивающая одежда будет тормозить меньше, чем широкая и свободная.

Потери на трение в смазанных и обслуженных цепи, втулках, педалях и каретке относительно небольшие.

Чтобы улучшить накат в рамках ТО выполните элементарные действия. Подкачайте колеса (рекомендованное давление указано на покрышках). Проверьте не подтирают ли тормозные колодки. Для этого приподнимите колесо и крутаните его. Когда крутится быстро послушайте не трет ли. Когда будет останавливаться обратите внимание плавно ли останавливается. Смажьте цепь, проверьте правильная ли высота седла (нога должна выпрямляться в крайнем нижнем положении).

велопокрышка

Для своей выпускной диссертации в Немецком физическом образовательном колледже (Кёльн) Peter Nilges (Петер Нильгес, Питер Нильджес) исследовал вопрос сопротивления качению. Как только стала развиваться спортивная дисциплина маунтинбайка, возникли горячие споры о важности выбора модели покрышки, её ширины и давления, так как возможная экономия затрачиваемой энергии была значительна. И как показывает исследование Peter Nilges , сопротивление при езде по пересечённой местности может отнимать до 50% общей энергии велосипедиста, затрачиваемой им на движение. Поэтому так важен вопрос, какие же характеристики покрышки позволяют снизить это сопротивление и привести к более быстрой езде.

Рисунок протектора крупный редкий или низкий гладкий?
Пятно касания узкое или широкое?
Давление высокое или низкое?

Обратите, наконец, внимание на предоставленные ниже материалы, на основе которых вы можете принять решение, какую покрышку и с какими характеристиками вам надо выбрать для достижения наилучших результатов путём сведения к минимуму сопротивления качению.

Peter Nilges измерял сопротивление в разных условиях. В этом конкурсе участвовали три разных покрышки Schwalbe (Fast Fred, Racing Ralph и Albert brothers) трёх разных размеров и с четырьмя уровнями давления (1,5, 2, 3 и 4 bar — около 21, 28, 43 и 57 PSI соответственно). Тестовый полигон — участок апхила (подъема) 460 м длиной, с тремя идущими параллельно видами покрытия: дорожный асфальт, гравийная дорожка и покрытое травой поле. Затраченная энергия измерялась системой SRM. Скорость была выбрана в районе 9,5 км/ч, чтобы ликвидировать возможные ошибки, вносимые сопротивлением воздуха. Также была введена компенсирующая величина, учитывающая разный вес используемых покрышек. Для получения эталонных данных фирма Bohle (владелец торговой марки и производитель покрышек Schwalbe) измерила сопротивления на тестовом стенде. В основном данные, полученные по завершению полевых экспериментов, совпали с лабораторными.

Какую роль играет ширина покрышки?

Какая велопокрышка лучше катит — широкая или узкая?

Тест-драйв велосипедной резины

Покрышка Albert brother
100%-ная покрышка для настоящего бездорожья с агрессивным протектором. Ширина от 2,1″ до 2,35″.
Покрышка Racing Ralph
Высокий проектор и мягкий корд для кросс-кантри и марафонов. Для несложных сухих трасс. Ширина от 2,1″ до 2,4″.
Покрышка Fast Fred
Очень лёгкий и гибкий полуслик для сухих покрытий. Ширина от 2,0″ до 2,35″.

Сколько атмосфер надо накачивать в велосипедную шину?

Асфальт
Высокое 4 bar. Не важно, выпуклый ли рисунок протектора (центральная дорожка или близко стоящие выступы).
Трава

Очень низкое 1,5 bar. Широкая (60-62 мм / 2,3″-2,4″). Гибкие стенки (полуслик).

Низкое 2 bar. Широкая (60-62 мм / 2,3″-2,4″). Гибкие стенки (полуслик).

Cреднее 2,8 bar. Не шире 2,0″. Гибкие стенки, злой протектор.

Трудно найти оптимальное минимальное давление для езды по пересечённой местности, так как это зависит от многих других, не рассмотренных в этом исследовании факторов: вес велосипедиста, состояние покрытия, ширина обода, в конце концов, стиль управления велосипедом. Всё это также должно приниматься во внимание при принятии решения о выборе покрышки и приведении её в необходимое для соревнования состояние.


Собственно, разница в этих терминах, следующая: накат – свободное движение велосипеда без вкручивания педалей, а катимость зависит от эффективности преобразования вращательно-поступательной энергии ног райдера. В обоих случаях на легкость наката и катимости влияют множество технических и естественных причин, которые в совокупности определяют скорость разгона, затрачиваемую силу интенсивности педалирования и расстояние свободного движения. То есть легко ли разгоняться, педалировать при катимости и как далеко можно заехать при накате (насколько долго держит велик свой свободный ход). Хороший накат и катимость можно ощутить в движении, велосипед как будто парит, хорошо разгоняется и держит динамику, если с этим трудно, тогда действуют причины, затрудняющие движение. Как улучшить накат велосипеда и какие причины на него влияют, давайте разберем по порядку.

Материал и геометрия рамы


Этот вопрос имеет множество отдельных нюансов, и, если Вы начинающий велосипедист, прочтите отдельную статью в нашем блоге: Рама велосипеда. Как правильно выбрать? Заметим, что чем тяжелее и мягче материал рамы, например Hi-ten сталь, тем труднее разгоняться и соответственно катить. Также геометрия рамы играет существенную роль. Чем дальше вынесено заднее колесо от подседельной трубы, тем больше прогибается рама, забирая энергию движения. Такие геометрии великов, напоминающие морские баржи были распространены в советской велоиндустрии. У современных велосипедов задние колеса максимально приближены к подседельной трубе (это особенно видно у шоссейных велосипедов) сокращая базу велосипеда, что положительно отражается на эффективности разгона, маневренности, скорости.

Накат от совместимости характера дороги и класса байка


Разумеется, что накат будет зависеть от характера преодолеваемого пути. Городской асфальт и загородный грунт далеко не равнозначны, для этих дорожных условий выпускают городские велики и горные, которые в свою очередь оборудуются разными колесами и покрышками. Совмещать один велосипед с одной характерной резиной на разных дорогах можно, но с потерей эффективности движения, то есть наката и катимости. Городские велики отлично катят по асфальту на тонких шинах с незначительным протектором, но на грунте уже ведут себя совершенно иначе, горный байк заточен на проходимость сложных дорог с характерным протектором и на асфальте соответственно показывает не лучший результат.

Накат покрышек у велосипеда, какие лучше катят?


Общеизвестно что гладкая резина (слик) при оптимальном давлении воздуха показывает превосходный накат на твердой дороге из-за минимального трения площади контакта покрышки с поверхностью асфальта. Начинающие велосипедисты, использующие протекторную резину на горных байках в городских условиях попробовав прокатиться на слике заметят ощутимую разницу в накате, но что делать, если приходится крутить педали и на пересеченной местности? Если это не агрессивные условия уровня даунхилла или фрирайда, в любом случае требующие шипов на резине, тогда можно выбрать специальный слик для МТВ. Об этом уже подумали производители, он не будет дешевым приобретением, но позволит на порядок оптимизировать накат на асфальте и уверенно чувствовать себя на бездорожье, но в меру агрессивном, то есть у Вас будет возможность эффективно сочетать городские дороги и загородные ландшафты без потери наката и проходимости.

В других случаях можно попытаться поставить покрышку меньшей ширины, чем она уже, тем легче вес и лучше аэродинамика, однако важно при этом учитывать качество дорожного полотна, в котором проходит эксплуатация Вашего байка. Для неплохого качества дорог подойдет покрышка шириной 32-38 мм, для разбитых покрытий лучше шире от 42 мм. Более подробно читайте отдельную статью – Как выбрать велосипедную покрышку?

Накат колеса на велосипеде по диаметру


Об эту тему уже многие сломали себе головы, особенно когда появились найнеры (велики с 29 дюймовыми колесами). Кто с большим энтузиазмом принял это техническое новшество, кто-то категорически отвергает такой диаметр, отдавая предпочтение классическим 26 дюймовым колесам. Но найнеры уверенно заняли свою нишу и стремительно вытесняют из отрасли классические МТВ с 26 дюймовыми колесами. Поэтому факт остается фактом, 29 дюймовые колеса стали самыми эффективными в накате и катимости, особенно если это касается прохождения трудных участков, даже в разгоне они ничем уступают меньшим собратьям. Поэтому увеличение диаметра колеса от 26, 27,5, 28 до 29 дюймов ведет и к увеличению наката, скорости, устойчивости на дороге.

Плохой накат у велосипеда со спущенными колесами или перекаченными


В этом случае ключевую роль играет значение давление воздуха в колесах и условия дороги. На твердых покрытиях, хорошо накаченная резина демонстрирует лучший накат, при не докаченных колесах увеличивается площадь контакта с дорогой и крутить педали становится очень тяжело, а равно стремительно падает накат. В условиях бездорожья ситуация выглядит несколько иначе. На мягком грунте, трава, песок, земля, смешанные лесные участки, поля и т.д., накаченные до упора колеса затрудняют движение и отдачу от педалирования, возрастает так называемое качение – сопротивление движению и как результат потеря энергии. Поэтому на смешанных участках дороги с мягким составом почвы не нужно сильно накачивать колеса, площадь контакта резины должна быть больше, чем на асфальте. Также при накачивании колес, обращайте внимание на боковину покрышки, производитель маркирует на резине допустимое максимальное и минимальное давление, которое должно включать и Ваш вес. Читайте в деталях специальную статью в нашем блоге: Как накачать колесо велосипеда?

У какого велосипеда лучший накат зависит и от конструкции вилки


Еще один немаловажный фактор, влияющий на накат и катимость – это конструкция вилки на вашем байке. Не секрет, что начального уровня стальная амортизационная вилка не только тяжеловесна, не отрабатывает неровности дороги, а и значительно пожирает энергию движения. Лучшим вариантом для наката является жесткая ригидная вилка из легкого титана или карбона с гнутыми ногами, которая на порядок оптимизирует накат и скорость. Если амортизация необходима в силу смешанных условий дороги эксплуатации Вашего байка, лучше ставить пружинно-масляную или воздушную вилку с блокиратором амортизационного хода на ровных и твердых участках пути. Это качественные и многофункциональные современные вилки, стоят не дешево, но оно того определенно стоит. Чтобы разобраться во всех деталях выбора вилки читайте нашу полезную статью – Вилка для велосипеда. Как выбрать?

Состояние втулок, ходовых компонентов трансмиссии


Для того чтобы велосипед отлично функционировал, а колеса крутились как можно легче необходимо следить за передними, задними втулками и ходовыми компонентами трансмиссии. Смазки во втулках должно быть достаточно, подшипники не изношены и правильной формы, а конуса не перетянуты. Цепку, кассету/трещотку, звездочки шатунов, кареточный стакан рамы, саму каретку нужно чистить от грязи и обновлять на них смазку в каждом сезоне. Если этого не делать, попадающие частицы грязи, земли, песка, увеличивают трение и способствуют повышенному износу всего функционала и конечно затрудняют движение. Вовремя вымытые и смазанные компоненты всегда обеспечат ровный и плавный ход.

Правильно настроенная тормозная система


Выводы

В целом мы указали все существенные причины, влияющие на эффективность наката и катимости. Есть еще одна – вес велосипедиста, но это относится к субъективному фактору. Считается, что чем тяжелее вес наездника, тем легче ему катить с горки, но тяжелее на нее взбираться и здесь будет все равно: энергия, сэкономленная на спуске, растрачивается потом на подъем, поэтому оставим этот критерий для оценки самим велосипедистам, кому-то он может мешать, а кому-то и нет.

Читайте также: