Как сделать мыло без животных жиров

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы сделать натуральное мыло своими руками понадобятся три основных ингредиента: щелочь, вода, жиры. Основой для изготовления мыла являются жиры, как растительного, так и животного происхождения. Растительные масла делятся на жидкие и твердые. Жидкие растительные масла также еще называют базовыми или транспортными, так как они служат основой (базой) для разбавления эфирных масел и транспортируют их полезные составляющие в нашу кожу. Твердые растительные масла по-другому еще называют баттерами (например, масло ши), причем некоторые масла относят к полутвердым или мягким маслам за их консистенцию (например, масло кокоса). Все растительные масла обладают определенными терапевтическими свойствами, содержат витамины, полезные минералы и другие питательные вещества.

Одним из преимуществ варки натурального мыла является то, что Вы можете сделать мыло под себя с индивидуальными свойствами: питательными или увлажняющими, очищающими или ранозаживляющими и т.п. Для этого нужно познакомиться поближе со свойствами масел, которые используются в мыловарении.

Мыло можно сварить как на одном виде масла, так и на смеси растительных и животных жиров. Наиболее популярны следующие виды мономыла (с использованием одного масла):

  • кастильское мыло: классический вариант такого мыла варится на 100% оливковом масле и зреет минимум полгода. Это мыло, как хорошее вино, чем дольше зреет, тем оно становится только лучше. Кастильское мыло очень деликатное, подходит для любого типа кожи, особенно для чувствительной и склонной к аллергии. Оно настолько нежное, что используется даже для купания грудных деток;

мыло на оливковом масле

  • пальмовое: варится из пальмового масла, мыло получается с очень экономным расходом и мелкой пеной;
  • кокосовое: мыло, сваренное на кокосовом масле, образует крупную обильную пену, его еще называют мылом моряков за способность пениться в холодной морской воде, однако может сушить кожу;
  • мыло из масла ши: такое мыло оставляет поистине ШИкарные ощущения на коже после применения, мыло хорошо очищает, но совсем не сушит кожу.

Однако не все растительные масла способны создать сбалансированное по всем показателям мыло, поэтому чаще используют смесь масел. Каждое масло отвечает за определенные свойства и физические характеристики будущего мыла: цвет, твердость, пластичность, пенообразование, очищение, кондиционирующий эффект и т.п. Это все учитывается при составлении рецепта мыла.

Для начала нужно определиться с маслами, которые станут базой, основой нашего мыла. Логично, что твердые масла (баттеры) будут отвечать преимущественно за твердость мыла, а жидкие растительные масла – за кондиционирующие и ухаживающие свойства.

Обычно используют следующую формулу для создания сбалансированного мыла:

  • 60% от всех масел должны составлять масла, отвечающие за твёрдость мыла (пальмовое, кокосовое, пальмоядровое);
  • 25% - масла, способствующие пенообразованию (касторовое, кокосовое, пальмовое, пальмоядровое, оливковое);
  • 15% - масла, обладающие кондиционирующими и ухаживающими свойствами (миндальное масло, масло авокадо, масло ши, масло какао, масло виноградной косточки, масло жожоба, масло абрикосовой косточки, масло макадамии и т.д.).

В первую очередь мыло должно выполнять свою главную функцию: очищение, поэтому при варке натурального мыла обычно включают в состав масла, наделяющие его хорошей очищающей способностью. К таким маслам/жирам относятся (в порядке убывания очищающей способности): масло мурумуру (73), масло бабассу (70), кокосовое (67), пальмоядровое (65) масло, козий жир (16), масло гхи (топленое масло) (15), сливочное масло (15), бараний жир (14), говяжий жир (8).

Кроме того в мыловарении используется такое понятие, как пережир. Это те масла, которые не прореагируют со щелочью, а сохранив все свои полезные свойства, передадут их мылу в качестве ухаживающей, смягчающей, увлажняющей добавки. В зависимости от типа мыла процент пережиривания колеблется от 0 до 15%. Например, при варке мыла для нормальной кожи добавляется еще 5-8% ухаживающих масел от всего веса основных масел, а для очень сухой кожи процент пережира может доходить до 15%.

Ниже приведен список наиболее популярных растительных масел и животных жиров, используемых в мыловарении, с указанием их свойств:

  • масло абрикосовой косточки: используется в мыле в качестве ухаживающей добавки для зрелой и чувствительной кожи, процент ввода 5-10.
  • масло авокадо: увлажняющее мыло для сухой кожи. В комбинации с оливковым маслом получится отличное мыло для детей. Используйте до 15% в рецептах.
  • масло виноградной косточки: используется в качестве увлажняющей добавки в мыле, ввод 5%.
  • говяжий жир: позволяет получить очень твердое белоснежное мыло. Дает невысокую, устойчивую пену. Придает мылу увлажняющее свойство. Хорошо сочетается с кокосовым и оливковым маслом. Классическое содержание в мыле - до 40%.
  • масло грецкого ореха: обладает превосходными увлажняющими и смягчающими свойствами, но плохо мылится, используйте до 10%.
  • масло жожоба: мыло с увлажняющими и успокаивающими свойствами, подходит для юной и чувствительной кожи. Обеспечивает стабильность пены, ускоряет наступление "следа". Достаточно 5% в рецепте.
  • масло зародышей пшеницы: богато витамином Е, натуральный консервант, хорошо питает сухую, повреждённую и зрелую кожу. Рекомендуется максимум 10-15% в рецептах.
  • масло какао: добавляет мылу шоколадный аромат и смягчающие, лечащие свойства. Придает мылу твёрдость и одновременно хрупкость, поэтому используйте не больше 15% в комбинации с мягкими маслами, иначе мыло будет крошиться. Пена стабильная, кремообразная.
  • касторовое масло: хорошо увлажняет, богато насыщенными кислотами, позволяет удерживать жидкость, из него получается смягчающее мыло с обильной кремообразной пеной. Не добавляет твердости. Ускоряет появление "следа". Используйте до 20%.
  • кокосовое масло: очень твёрдое мыло с крупной пушистой, но нестабильной пеной. Наделяет мыло отличными очищающими свойствами. Придает мылу белизну. В мыло для ежедневного использования добавляйте кокосовое масло до 15-30%, иначе оно будет сушить кожу из-за своих высоких очищающих свойств. В хозяйственном мыле или для использования мыла в соленой жесткой воде – до 100%.
  • масло конопли: легкая шелковистая пена, увлажняющие свойства, успокаивает кожу, помогает при нейродермите. Делает мыло мягким, поэтому широко используется при варке жидкого мыла. Мыло имеет небольшой срок годности. Поэтому желательно добавить в состав такого мыла витамин Е и хранить его в холодильнике около 3 месяцев. Используйте 10-15% в рецепте.
  • кунжутное масло: отличные увлажняющие и кондиционирующие свойства. Ярко выраженный характерный запах масла остается в мыле, поэтому многие используют совсем небольшой его процент ввода.
  • масло макадамии: увлажняющие и питающие свойства этого масла, как нельзя лучше подойдут для детской и чувствительной кожи, так как оно гипоаллергенно. Используется в мыле как пережиривающий компонент.
  • масло манго: обладает сильным увлажняющим действием, используется для разных типов кожи. При добавлении в мыло, масло нейтрализует его сушащее воздействие на кожу. Процент ввода: 3-12%.
  • масло миндаля сладкого: отлично увлажняет и смягчает кожу. Мыло легко мылится, образует стабильную мягкую мелкую пену. Придает мылу белизну. Типовой процент ввода 5-10%. Можно использовать как один из основных компонентов в рецепте мыла. Мыло, сделанное из 100% миндаля, очень приятное, но лучше использовать его в сочетании с оливковым и пальмовым маслами.
  • облепиховое масло: мыло с ранозаживляющими свойствами. Используйте до 5%.
  • оливковое масло: мыло из него получается приятное, деликатное, смягчающее с шелковистой пеной.
  • пальмовое масло: мыло из него хорошо мылится, твёрдое, медленно растворяется в воде. Мыло с большим сроком хранения. В рецептах используйте до 100%.
  • пальмоядровое масло: придает мылу необходимую пластичность, белизну, предупреждает растрескивание и обеспечивает хорошее пенообразование и мягкое, но эффективное очищение. Используйте до 100% в рецепте.
  • подсолнечное масло: лёгкое масло, подходит для сухой тонкой кожи. Плохо мылится, поэтому используется в сочетании с более мылкими маслами. Делает лёгкую пену с огромными пузырями. Ограничьте его количество до 15%, чтобы мыло было твёрдым.
  • рапсовое масло (англ.: Canola Oil, rapeseed): мягко ухаживает за кожей, питает и делает ее более эластичной. Дает в мыле нежную шелковистую пенку. Хорошо подойдет также для шампуневого мыла. Снижает скорость наступления "следа", поэтому используется при изготовлении мыла со сложными свирлами. Процент ввода: до 20%.
  • смалец (свиной жир): твердое белое мыло, стабильная кремовая пенка. Мыло получается по очущениям очень хорошее. Недостаток: низкий показатель очищения кожи. Типовой процент ввода 30-40%.
  • тыквенное масло: темное масло с запахом семечек, придает мылу цвет от сдержанного зеленого до насыщенно медово-коричневого. Процент ввода 5-10.
  • масло ши: великолепно увлажняющее и деликатное масло, придаёт мылу шелковистость. Процент ввода до 10. Однако практика показывает, что чем больше в мыле масла ши, тем мыло приятнее для кожи во всех отношениях. Прекрасный результат дает использование в мыле 15-30% масла ши.
  • масло шиповника: уменьшает рубцы и ускоряет заживление кожи, подходит для чувствительной кожи. Дозировка 5-10%.

При составлении рецепта для мыла важно также учитывать, что некоторые масла прогоркают. Мыло с такими маслами быстрее портится, на нем могут появиться пятна, неприятный запах. Среди таких масел: подсолнечное, масло грецкого ореха, льняное, кукурузное, свиной жир, масло фундука. Мыло, в составе которого есть прогоркающее масло, нужно побыстрее использовать.

Долго не портятся такие масла, как оливковое, жожоба, какао, пальмовое, кокосовое, пальмоядровое, масло мака, соевое.

Свойства масел в мыле

Каждое масло отличается составом кислот, которые по-разному реагируют со щелочью. Для составления рецепта используются специальные программы, т.н. мыльные калькуляторы. С их помощью вычисляется сколько нужно щелочи и жидкости для омыления определенного вида масла. О том, как пользоваться мыльными калькуляторами и составлять рецепты мыла - в следующей статье.

В заключение приведу для примера простой рецепт мыла:

  • оливковое масло первого холодного отжима 500 г;
  • дистиллированная вода 165 г;
  • гидроксид натрия 62 г.

В статье использованы материалы из книги: "Making Scented Soap" by Linda Hamblen.

Внимание! Полное или частичное копирование материалов статьи допускается исключительно при указании источника путем размещения активной ссылки на соответствующий раздел нашего сайта.

На этой волне распространяются разного рода мифы и крайности.

Видимо, они ориентируются на то, что именно антибактериальные салфетки и жидкости помогают решать данные проблемы за пределами дома.

Другие, ностальгируя по прошедшим временам, уверены, что лишь советское мыло было полезным, а нынешнее содержит одну химию.

Третьи на этой волне перешли на хозяйственное мыло, думая, что оно хотя бы частично приближается к советским стандартам.

Дошло даже до того, что в Сети появились целые сайты, которые торгуют советским мылом, за немаленькие деньги эксплуатируя ностальгию народа и моду на ретро и винтаж.

А как на самом деле – изменилось ли мыло, если ориентироваться не на субъективные ощущения, но на объективные факты: состав мыла в наши дни и в советские годы ?

Пройдемся по хозяйственному мылу

  • хлорид натрия;
  • антиоксидант;
  • вода;
  • натриевые соли жирных кислот подсолнечного, кокосового и пальмового масла (которого, кстати, в наши дни чураются), натуральных жиров.

Разумеется, это все не более чем домыслы. Никаких собак в те годы для мыловаренной промышленности в СССР не отлавливали.

Но животные жиры все-таки использовались – причем для изготовления как туалетного, так и хозяйственного мыла.

Как видите, не такой уж и свободный от химии этот состав.

Впрочем, в хозяйственное мыло не добавляли ароматизаторы, поэтому оно всегда воспринималось как более натуральное (а также имело специфический запах. ).

Согласно ему в состав современного хозяйственного мыла могут входить такие компоненты :

  • кальцинированная сода;
  • натр едкий;
  • вода;
  • натриевые соли жирных кислот натуральных масел и жиров;
  • поваренная соль;
  • титановые белила;
  • комплексообразователь ЭДТА Na4/ ЭДТА Na2.

Вспомним и о туалетном мыле

В советское время его классифицировали на группы:

Первые два вида были более дешевыми и, как следствие, их чаще покупали.

Обычно советское туалетное мыло содержало:

  • сало животное (пищевое или техническое);
  • саломас из подсолнечного, хлопкового либо соевого масла;
  • кокосовое масло или синтетические кислоты;
  • канифоль;
  • воду.
  • спермацет;
  • натуральное растительное масло;
  • ланолин.

На упаковке указывалось, что своеобразный аромат такого мыла обеспечивает ввод парфюмерной композиции. А это как раз то, что мы сейчас называем химией.

Marisha888 (Марина)

Я уже давно обещала выложить МК по мылу с нуля с животными жирами, давно сварила мыло, но вот никак не получалось заняться топиком, на то были свои причины. Итак, начнем.

Не буду сейчас расписывать про экологию, вредные вещества, которыми перенасыщены наши организмы и про кожные проблемы, дабы не отнимать у вас время, а просто скажу, что натуральное мыло — это самый простой и безвредный продукт домашней косметики. Последнее время многие мыловары стараются варить мыло только из растительных масел, но сейчас настолько эти масла дороги, что готовое натуральное мыло становится очень дорогим и не всем доступным, а ведь наши предки варили мыло из разных жиров, какие находились в хозяйстве и не годились для приготовления пищи. А какие волосы были у наших бабушек, а какая кожа была чистая и гладка, да что там говорить — натуральные продукты питания и натуральная косметика, свежий воздух и хороший сон позволяли нашим бабушкам выглядеть молодо, свежо и ухоженно без макияжа. Вот и сейчас люди стремятся переходить на все натуральное.

Натуральное мыло с нуля изготавливается путем омыления жиров щелочью.

Вот и мы сейчас займемся этим увлекательным и полезным делом — будем варить мыло горячим способом из растительных и животных жиров.

Но сначала приготовим средства защиты — резиновые перчатки, фартук, очки, маску- респератор и открытую бутылку столового уксуса. Поскольку мы будем работать с щелочью, а это опасное вещество, необходимо себя защитить.

Затем посмотрим какие жиры и масла у нас имеются в наличии. Взвесим все масла и жиры и запишем их массу на листочке.


Я использую вот такие весы.

Теперь идем вот по этой ссылке и заполняем мыльный калькулятор, выбираем компоненты и вписываем их массу, а когда все заполнили, смотрим результат, калькулятор рассчитает сколько воды и щелочи необходимо для изготовления мыла. Онлайн калькуляторов несколько, выбирам тот, который больше нравится:

Однажды на рынке я купила говяжий жир — мыло из него получается очень густым и твердым.

Дома был жир свиной и куриный, добавила масло подсолнечное, льняное, пальмовое, касторовое, масла виноградной и абрикосовой косточки, масло авокадо.

У меня получился состав масел немного неправильный, идеальная пропорция твердых и жидких масел 60:40, но у меня животные жиры и пальмовое масло, а жидких масел меньше, а значит — мыло будет более твердое. Плюсы твердого мыла — не размокает, на дольше хватает, не тает в мокрой мыльнице, не сопливится, но для получения пышной кремовой пены надо использовать мочалку, и еще один минус — это мыло трудно красиво разрезать, это надо делать, когда мыло еще свежее, когда оно высохнет — будет крошиться при нарезке… Но сделать мыло мягким поможет большее количество воды и глицерин. Об этом чуть позже.

Для раствора щелочи необходима очень холодная вода. Я использовала концентрированный отвар петрушки, который заморозила в лед. Таким образом, мы можем использовать любой травяной отвар, или настой, для этого его надо разлить в форму для льда и заморозить,


затем положить в кувшин и поставить на весы, и только потом долить холодной воды, доведя до нужной массы\ жидкости, необходимой для щелочного раствора. При добавлении щелочи в воду, раствор очень сильно нагревается и посуда может лопнуть, а лед обеспечит более холодную и более безопасную реакцию. Вот так я развожу лед с водой на весах. У меня специальный химический жаростойкий кувшин для этой цели. У меня неоднократно лопались банки, поэтому я купила этот кувшин и теперь работать с щелочью на много удобнее.


Теперь надо взвесить щелочь. Лучше это сделать в одноразовом пластиковом стакане, который сразу выкинете. Стол перед работой надо застелить клеенкой, или газетой. Я стелю газету и выкидываю ее вместе со стаканом, малейший кристалл щелочи, оставшийся на клеенке или стакане может сделать химический ожог на коже, поэтому не рискую, сразу после взвешивания щелочи выбрасываю газету и стакан.

После того, как отмерили щелочь, ставим кувшин с жидкостью в раковину и маленькими порциями всыпаем щелочь, помешивая деревянной палочкой. Во время реакции выделяется газ, поэтому не забываем про маску, окно открыто и если есть вытяжка, лучше ее включить. Рядом, под руками оставляем открытую бутылку столового уксуса на случай, если куда-то хлюпнет щелочной раствор, да и все предметы, которые я использую в приготовлении раствора и не выбрасываю, а это кувшин и сито, я обрабатываю уксусом и хорошенько промываю водой.


Вот так идет реакция щелочи в ледяной воде.

Пока раствор остывает, надо приготовить масла и жиры. Сначала топим твердые масла и жиры, а потом добавляем жидкие. Надо помнить о том, что когда мы будем вливать щелочной раствор в масла, может подняться обильная пена, как в сбегающем молоке, поэтому посуда должна быть объемной.


Когда масла и жиры растопятся, их надо остудить примерно градусов до 40-50. Важно, чтоб щелочной раствор и масла должны быть примерно одной температуры. В идеале надо иметь химический термометр, но у меня его нет, поэтому определяю температуру примерно))))


Вот здесь у меня специальная банка с пробкой и закручивающийся крышкой из химического пластика, я в ней храню щелочь. Вот рядом в пакете щелочь, которую надо пересыпать в банку. Банка подписана. Дело в том, что кристаллы щелочи очень сильно вбирают влагу, поэтому ее надо хранить в герметической посуде, которая не разобьется, специальные химические банки — идеальное решение, но и эту банку я потом упакую в два пластиковых пакета и уберу далеко — далеко, туда, куда кроме меня никто не полезет. И вот такое пластиковое сито я использую при добавлении щелочи в масла. Не могу сфоткать этот процесс, дело ответственное, а находиться со мной рядом в это время я никому не разрешаю, закрываюсь в кухне одна. На столе лежит распечатанный рецепт мыла. Я не буду его здесь указывать, поскольку порция огромная — 5 кг. Я указала ссылки на мыльные калькуляторы и вы всегда сможете составить свой неповторимый рецепт своего уникального мыла.

щелочной раствор готов, масла и раствор примерной одной температуры, пора их соединять. Тонкой струей вливаем щелочной раствор в масла через сито. Это на случай, вдруг какой-то кристалл щелочи не растворился, чтоб он не попал в масла и не сделал нам потом ожог. У меня поднялась огромная пена, надо размешивать. Размешали и сразу кувшин и сито залили уксусом и промыли, а посуду с мыльной массой ставим на паровую баню. Не перестаем размешивать мыльную массу до однородного состояния и оставляем на паровой бане часа на 2-3 до вхождения мыльной массы в стадию геля.


Под крышку лучше положить тканевую салфетку, или старое полотенце и каждые 20-30 мин помешиваем. Вот что у меня получилось. Очень густое мыло. У меня же говяжий жир, касторовое масло и пальмовое масло — это твердые масла, обеспечивают густоту массы и твердость мыла. Но пальмовое масло и касторовое также дают и хорошую пену в мыле


Как только мыло прошло стадию геля, его надо проверить на щелочной баланс. Нормой для


Густеет это мыло очень быстро, размешивать в нем остальные компоненты и эфирные масла надо очень быстро. Но вот тут и сложность. Эфиры надо добавлять, когда масса уже чуть остыла, но эта мыльная масса густеет просто молниеносно, поэтому добавляем чуть больше эфирных масел, учитывая, что часть их улетучится, поскольку мыло горячеватое. Его надо очень быстро уложить в форму. У меня разные формы, есть специальные для мыла, разные красивые, но из такого густого мыла красоту сделать не получится, поэтому просто укладываем в простую форму и накрываем пластиковым пакетом — тромбуем, чтоб не осталось внутри пустот.


Под мыло можно использовать любые формы. Самое простое и дешевое решение — это пластиковые контейнеры и пластмассовые формы для изготовления кирпича, они очень дешевы, вот здесь можно посмотреть их стоимость:

Стоимость специальных форм для мыла гораздо дороже.

Оставляем остывать мыло часов на 12. А потом, когда мыло остынет, поставим форму с мылом в морозилку на 5-10 мин, достанем, дадим постоять на столе минут 5, а потом перевернем форму вверх дном и мыло само выпрыгнет из формы. Сразу надо нарезать.


Мыла получилось у меня очень много. Для того, чтоб сделать мыло мягче и пластичнее, отложим мыльной массы в отдельную посуду, пока мыло горячее, добавим 10% горячей воды и 30% глицерина ( от массы мыла)


а потом можно добавлять любые уходовые компоненты, витамины, глину, травы, и т.д. Вот в этом мыле добавлены цветы календулы и витамины А и Е, для красоты добавила чуть натуральных пигментов, поскольку готовила мыло для мужчины и аромат у этого мыла мужской. В ароматический состав входит абсолют дубового мха.


Следующее мыло женское, аромат Пина Колада, я использовала косметическую отдушку.


Это два твердых мыла, а следующее мыло для интимной гигиены, мягкое и нежное с прополисом. Натуральный прополис надо растопить на паровой бане и вместе с глицерином и облепиховым маслом добавить в еще тгорячую мыльную массу., быстро перемешать. Поскольку при изготовлении мыла я рассчитала 3% пережира, поэтому я могу смело добавить в мыло еще 2% масла, я выбрала облепиховое, оно замечательно регенерирует кожу и слизистые оболочки, а прополис отличный антисептик, он прекрасно борется с грибковой инфекцией. Я добавила эфирные масла бергамота, лаванды и вербены, но перебить запах прополиса очень сложно, поэтому аромат непривлекательный получился, но нам-то важнее качество мыла.


Это мягкое мыло, которым мы будем мылить очень нежные места))))

Вот такие три вида мыла я приготовила из одной большой порции.


И еще осталось пол ведра мыла, которые я также переработаю на какое-то полезное мыльце, но уже в конце августа. Я еду домой к маме! И уже 25 июня буду в Калуге.

Дорогие мои девочки, я вас всех люблю, я не забыла о своих обещаниях и все их выполню по приезду из отпуска, пришлось копить денежку на дорогу.

Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало,костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств.Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое, оливковое,миндальное, кунжутное, кокосовое и пальмовое.

Чтобы сделать мыло нам потребуется: каустическая сода - 2 кг; сало (несоленое) - 12,8 кг.

Для того чтобы мыло более пенистое, то к указанномуколичеству воды следует добавить 4

00г очищенного поташа

. Дляпроизводства поташа необходимо взять древесную золу или золу,полученную от пережога сорных растений, и просеять ее сквозь сито,затем рассыпать ее, смачивать и перемешивать до тех пор, пока неполучится равномерно увлажненная масса золы. После этого золасобирается в кучу. Сверху делается углубление для добавления извести,которая гасится от присутствия влаги. Извести следует брать вполовинном количестве от веса взятой золы. Когда известь распадается втонкий порошок, покрываем золой, затем обливаем водой и оставляют на 24часа, после чего спускаем щелок. Это первый щелок, наиболееконцентрированный. Его помещаем в особый сосуд, и затем еще разобливаем золу водой, сливаем ее и получают более слабый щелок. Когда иэтот щелок будет готов, то более крепкий наливаем в котел и нагреваютдо кипения. Далее остается только добавить жир.

Для того чтобы получить жидкое мыло, следует в 2-хкг воды растворить такое же количество едкого калия, доведя раствор до25 0 градусов. После чего он смешивается с салом и выполняется та же процедура, что и в первом случае.

В небольших производствах иногда применяют для приготовления мыла калийный щелок,который можно получить обработкой щелока, полученного выщелачиванием водой древесной золы едкой известью. Ниже приводится способ варки мыла на калийном щелоке.

Сало (баранье или говяжье) помещают в котел для варки, прибавляют калийный щелок(в 8° по Бомэ) и разводят огонь или пускают пар. Когда щелок и сало нагреются, при перемешивании образуется похожая на молоко жидкость(эмульсия); при дальнейшем нагревании появляется прозрачный, смешанный с жировыми пятнышками мыльный раствор, и вскоре наступает процесс омыления. Наступление этого момента определяют по желтовато-коричневому цвету массы, которая кипит и время от времени вспучивается. Взятый на весле для размешивания раствор дает студенистую серо-белую массу, не выделяющую щелок. В таком состоянии масса содержит большое количество неомыленного жира и не является еще мылом. Если ее начать выпаривать,то она превратится в серую густую массу, растворимую только после прибавления щелока. Поэтому к спокойно кипящей в котле массе добавляют еще щелока, причем всего берут приблизительно 2/3 общего количества щелока в 8° по Бомэ и 1/3 его количества в 20° по Бомэ. Прибавление щелока продолжают до появления в котле густой однородной светлой массы,стекающей с весла в виде длинных и прозрачных клейких капель или тянущихся нитей, что означает, что мыло сварилось (по выражению мыловаров) в клей.

По виду клея можно судить, получилось ли полное омыление и было ли правильно взято количество щелочи по отношению к жиру. Если нанести немного мыльного клея на стекло, то проба должна при правильной варке оставаться некоторое время прозрачной и мутнеть лишь при застывании.Если проба быстро мутнеет или тотчас же получается серый край, то в мыльном клее еще имеется неомылившийся жир или же прибавлено слишком много щелока, вызвавшего выделение твердого мыла. Эти недостатки легко могут быть исправлены добавлением щелока или сала.

Если клей прозрачен,но проба, взятая на язык, дает хотя бы слабое ощущение жжения, то клей продолжают варить до тех пор, пока он вследствие испарения воды не будет при вынимании весла из массы стекать в виде нити. Тогда приступают к высаливанию мыла из его раствора посредством поваренной соли, причем одновременно происходит в случае применения для омыления калийного щелока превращение калийного мыла в натровое. Соль прибавляют к клею постепенно, небольшими порциями и при слабом кипячении клеевого раствора. Уже первая порция соли вызывает превращение клея в жидкость,при прибавлении последующих порций наступает свертывание мыла, которое поднимается в виде густой массы на поверхность. В отделившейся от мыла жидкости, в так называемом осевшем щелоке , содержится помимо прибавленной поваренной соли полученный, при превращении калийного мыла в натровое, хлористый калий, а также освободившийся при омыливании глицерин.

Высаливание нужно производить очень тщательно, так как при недостаточном прибавлении соли часть мыла остается в осевшем щелоке ,а в случае слишком большого прибавления соли происходит слишком быстрое выделение мыла, вследствие чего образуются маленькие комки, трудно соединяющиеся друг с другом и впитывающие в себя щелок. Правильно высоленное мыло должно кипеть в пластинках и, приподнятое в горячем состоянии веслом, должно задерживаться на нем в виде мягких хлопьев.Щелок должен легко стекать и быть прозрачным, при растирании между пальцами не должно получаться ощущения мази. На вкус осевший щелок должен быть солоновато-сладковатым и не давать ощущения даже слабого жжения.

По окончании отсаливания и удалении огня или по прекращении пара дают хорошо отделившемуся щелоку вытечь через имеющийся в котле спускной кран или же все содержимое котла переливают, в охладительный сосуд, где массе дают спокойно стоять до полного отделения щелока. В пустой котел тем временем наливают совсем слабый щелок и снова помещают осторожно отделенное от осевшего щелока мыло, которое теперь растворяется в щелоке при слабом нагревании и превращается в прозрачный клей. Еще раз осторожно высаливают небольшим количеством соли полученный таким образом мыльный клей.Затем приступают к следующей операции, посредством которой из мыла удаляется излишек воды, омыливаются последние частицы жира и мыло превращается в твердую массу без пены. Мыло в таком состоянии образует однородную компактную массу; этим оканчивается варка мыла. По удалении с огня или по прекращении пара мылу дают постоять несколько часов для выделения оседающего щелока и сливают мыло в формы.

Чтобы вызвать возникающую при этих условиях мраморизацию, можно примешать немного отмученного болюса (сиенской земли), ультрамарина и т. д. Если же желают получить гладкое мыло, то его шлифуют горячей водой, вследствие чего мыло становится более жидким и бывшая в нем грязь переходит в осевший щелок. Количество получаемого мыла несколько увеличивается при шлифовании.

Из 100 г сала получается 150 г нешлифованного ядрового мыла, в то время как после шлифования это же мыло весит 160 г.

Мыло, полученное при применении калийного щелока,нежнее и мягче чисто-натровых мыл, так как калийное мыло частично не поддается высаливанию поваренной солью и поэтому переходит в ядровое мыло, но зато оно значительно дороже, так как калийный щелок дороже натрового щелока одинакового процентного содержания; кроме того на удорожание влияет и то, что для омыления жиров надо брать большее количество калийного щелока, чем натрового. Для омыления 100 кг сала нужно затратить приблизительно 19.5 кг едкого кали или же 14 кг едкого натра.В настоящее время (1923 г.) применение калийного щелока весьма ограничено, и он употребляется главным образом при изготовлении мыл для бритья

Производство обыкновенного мыла

1. Варка мыла кустарным с способом. Берут древесную золу или золу, полученную от пережога сорных растений, и просеивают ее сквозь сито, затем рассыпают ее, смачивают и перемешивают до тех р, ка не лучится равномерно увлажненная масса золы. После этого ее собирают в кучу, в которой сверху образуют углубление. В последнее кладут известь, которая гасится от присутствия влаги. Извести следует брать в половинном количестве от веса взятой золы. Когда известь распадается в тонкий порошок, ее накрывают золой. Затем обливают водой и оставляют на 24 часа, после чего спускают щелок. Это первый щелок, наиболее концентрированный. Его помещают в особый сосуд, и затем еще раз обливают золу водой, сливают ее и получают более слабый щелок. Когда и этот щелок будет готов, то более крепкий наливают в котел и нагревают до кипения.

Далее прибавляют к щелоку соответственное количество различных жирных отбросов и кипятят, прибавляя более слабого щелока, ка взятая на стеклянную пластинку проба не застынет в прозрачную клейкую массу. Этим способом получают жидкое поташное мыло, обыкновенно называемое мыльным клеем. Чтобы обратить мягкую массу в твердое, плотное мыло, прибавляют к мыльному клею варенной соли. При этом выделяется так называемое мыльное ядро, которое и представляет собою твердое, натровое мыло.

После прибавления варенной соли вычерпывают полученное ядровое мыло, а также и щелок, после чего мыло помещают опять в котел, снова варят с более густым щелоком, еще раз солят, вычерпывают и кладут в ящики, обложенные полотном; когда излишний, приставший к мылу, щелок соберется каплям на дно ящика, переворачивают, вынимают мыло, разрезают его на куски и сушат на воздухе.

Для изготовления мыла лучше, конечно, брать не золу и известь, а непосредственно едкий натр.

2. Приготовление простого мыла - твердого и жидкого. а) Для приготовления твердого мыла берут 2 кг едкого натра, распускают в 8 кг воды, доводят раствор до 25° C и вливают его в расплавленное и охлажденное до 50° C сало (сало должно быть несоленое и берется его 12 кг 800 г на указанное количество воды и соды). Полученную жидкую смесь тщательно размешивают, ка вся масса не станет совершенно однородной, после чего разливают деревянным ящикам, хорошо окутанным войлоком, и ставят в теплое сухое место. истечении 4-5 дней масса затвердевает, и мыло готово. Если желают иметь более пенистое мыло, то к указанному количеству воды прибавляют еще 500 г очищенного поташа или берут сала на 2 кг меньше и добавляют взамен такое же количество кокосового масла.

б) Для приготовления жидкого мыла распускают в 2 кг воды такое же количество неочищенного едкого кали, доводят раствор до 25° C и тщательно смешивают с 8 кг несоленого сала, предварительно растопленного и охлажденного до 50° C. В дальнейшем ступают, как указано выше.

Аватар пользователя Ольчик2

100% натуральное "деревенское" мыло, бельди и шампунь варю с 2009 года.
В прошлой жизни варила ежедневно себе и на продажу. в этой жизни не так часто, как хочется.





Аватар пользователя Елена Гудкова

))) а шлем зря сняла техника безопастности при варке мыла играет большую роль!

Аватар пользователя Olga60k

Тааак, подтянулись корифеи, и чтоб студенту первокурснику, не затеряться на учёном совете докторов наук надо быстренько спросить.
Все масла выше перечисленные где берутся -инет?
Где берутся страшные химические ингридиенты?
Что такое омыленные?
И чтоб совсем не кидали тапками где читать матЬчасть?

Аватар пользователя Свада

девочки . можно к вам ?
давно хожу кругами вокруг мыловаренья. пора начинать , пока зима и делать нечего.
Кто б еще блог по хлебопеченью завел . я б поучилась .

Аватар пользователя Елена Гудкова

Вооооот, Оля. Как раз матчасти и нет, я думаю Ольчик все напишет я бы помогла, написала, но уезжаю туда где нет инета. Масла и жиры ищите в интернете, я брала в Новосибе, мне ближе тут.

Аватар пользователя Елена Гудкова

Аватар пользователя Olga60k

Лен, сейчас безразницы где. Я ткань на постельное заказывала из Екатеринбурга, довольна прям слов нет. Год пользуемся и прям как новое, и цена дешевле чем мне сходить в магаз города.

девочки . можно к вам ?
давно хожу кругами вокруг мыловаренья. пора начинать , пока зима и делать нечего.
Кто б еще блог по хлебопеченью завел . я б поучилась .

Воот, про хлеб согласна. Оооль, у тебя в сырном блоге было про хлеб, а давай отдельно?

где читать матЬчасть?

я бы помогла, написала, но уезжаю

ничо страшного.
-подождем твою маму?
-подождем твою мать(часть).

Аватар пользователя Ольчик2

Привет и я отмечусь ,хороший блог. Оленька спасибо .

Олечка, привет! Облепиховое ГС или ХС делала? Наверно ГС - лучше витаминки сохранятся?

Леночка, я делаю ХС, мне так удобнее)))
Но, ты права, витаминки лучше сохраняются при ГС

пАпрАшу не ругаться. у меня характер формируется.

Учите матчасть с целью правильного формирования характера laugh

Аватар пользователя Ольчик2

чтоб студенту первокурснику, не затеряться

Все масла выше перечисленные где берутся -инет?
Где берутся страшные химические ингридиенты?

Чуть выше давала ссылку на инет-магазин. В принципе их много, выбирай по вкусу))) У меня в моем просто уже скидки хорошие)))

И чтоб совсем не кидали тапками где читать матЬчасть?

МатЬчасть покладу, жди)))

девочки . можно к вам ?
давно хожу кругами вокруг мыловаренья. пора начинать , пока зима и делать нечего.

Татьяна, конечно можно и даже нужно! Рада видеть

Вооооот, Оля. Как раз матчасти и нет, я думаю Ольчик все напишет

Так я как великий Тормоз думала все в курсе только рецепты подавай ну как в Сыроварении

Аватар пользователя Ольчик2

я бы помогла, написала, но уезжаю туда где нет инета.

Жаль, что там нет интернета.

Кто б еще блог по хлебопеченью завел . я б поучилась .

Воот, про хлеб согласна. Оооль, у тебя в сырном блоге было про хлеб, а давай отдельно?

Подожди. чуть позже Надо разгрести сейчас тут пока Сыры, молочка и сад с огородом на весну. но и тут надо, я же все вместе не успею

-подождем твою мать(часть).

Аватар пользователя Olga60k

я как великий Тормоз думала все в курсе

Аватар пользователя Ольчик2

МАСЛА ДЛЯ МЫЛА С НУЛЯ

Для самостоятельного изготовления натурального мыла необходимы 3 компонента – вода, жиры и щелочь. Жиры могут быть растительного или животного происхождения, и они являются основой при изготовлении мыла с нуля.

Масла растительные подразделяют на две группы – жидкие и твердые.
Жидкие иначе называют базовыми, так как они используются в качестве базы (основы) – в них разбавляют эфирные масла.
Твердые масла иначе именуют баттерами (например, пальмовое масло). Среди масел для мыла с нуля есть и такие, которые относятся к полутвердым, благодаря мягкой консистенции – например, масло кокоса. Любому маслу присущи те или иные свойства, свой состав витаминов, минералов и питательных веществ.

Изготовление мыла с нуля имеет неоспоримое преимущество в том, что есть возможность создать его индивидуальным, с нужными питательными, увлажняющими, ранозаживляющими или иными свойствами. Для этого необходимо подбирать масла для мыла с нуля, которые как раз и будут наделять его тем или иным свойством.

Мыло с нуля можно изготовить как из смеси различных растительных масел и животных жиров, так и из одного вида масла – такое называют мономылом. При изготовлении последнего (мыло из одного вида масла) наиболее часто готовят следующие:
Кастильское мыло. Если используется классический рецепт, то состав мыла на 100% состоит из оливкового масла. Такое мыло требует длительного времени для созревания и от времени становится только лучше. Впрочем, оно оправдывает время ожидания – это очень нежное мыло, которое подойдет даже чувствительной и склонной к аллергии коже. Именно такое мыло чаще всего используется для детской гигиены с грудного возраста.
Пальмовое. Это мыло готовится из пальмового масла, получается довольно твердым, весьма экономичным и обладает мелкопузырчатой пенкой.
Кокосовое. Варится из кокосового масла, дает обильную пену с крупными пузырями. Прекрасно мылится даже в холодной соленой воде. У такого мыла высокие очищающие свойства, при этом оно сушит кожу.
Из масла Ши (Карите). Очень приятные ощущения при контакте с кожей такого мыла, бережно очищает и не сушит. Пенка небольшая.

Впрочем, далеко не из каждого масла можно сварить хорошее и сбалансированное мыло, используя только какое-то одно масло, по этой причине мыло готовят из смеси масел. Каждое масло будет наделять мыло теми или иными свойствами – будет ли мыло твердым или пластичным, пенка обильная крупнопузырчатая или мелкая кремовая, степень очищения, кондиционирования и прочее. Все это необходимо учитывать при составлении рецепта будущего мыла.

В самом начале необходимо выбрать масла для мыла с нуля, которые будут составлять его основу. Баттеры (твердые растительные мала) в основном в ответе за такую характеристику мыла как твердость, а вот жидкие отвечают за кондиционирующие и ухаживающие свойства, которые будут присущи мылу.

Как правило, при составлении рецепта мыла с нуля используется следующее процентное соотношение масел, позволяющее быть мылу сбалансированным :
• Около 60% всех масел в мыле должны отвечать за твердость будущего мыла (это такие масла как пальмовое, какосовое, мало ши, пальмоядровое, бабассу, и др.)
• 25% должны составлять масла, которые отвечают за пенообразование (касторовое, кокосовое, оливковое и др.)
• 15% масла, которые будут наделять мыло кондиционирующими и ухаживающими свойствами (к таким можно отнести масло жожоба, масло манго, виноградной косточки, масло какао и проч.)

Для чего чаще всего используется мыло?
Правильно, для очищения, а следовательно, в состав мыла должны входить масла, обеспечивающие хорошие показатели по очищению.
К таковым можно отнести следующие масла – мурумуру, пальмоядровое, кокосовое, бабассу, гхи, сливочное масло, а так же жиры – говяжий, козий и бараний.
Те же масла, что наделяют мыло с нуля очищающими свойствами, так же способствуют большому образованию пены. Обильная пена – это, конечно, хорошо, но если переусердствовать и добавить таких масел в мыло в общем количестве более 30%, то эффект может получиться не очень хорошим – мыло может сушить кожу.

Пережир (SF или superfat) – понятие, используемое в мыловарении для обозначения масел, которые не вступят в реакцию со щелочью и останутся в неизменном виде, будут передавать мылу свои полезные свойства (в зависимости от свойств масла, оставшегося в пережире).
Ухаживающий компонент в мыле. При ГС (горячем способе) изготовления мыла с нуля, можно выбрать какое масло пойдет в пережир, а при ХС (холодном способе) – нет. Процент пережира в мыле разнится от 0 до 15% (от общего веса масел в рецепте) – это зависит от типа мыла.
Так, в хозяйственном мыле пережир от 0 до 2%.
В мыле для нормальной кожи он может составлять 5-10%, а в мыле для сухой кожи или в соляном мыле может достигать всех 15%.
При этом не стоит упускать из виду тот факт, что большой пережир снижает пенистость мыла.

Каждое из масел для мыла с нуля придает ему те или иные свойства. Из наиболее распространенных:
абрикосовых косточек масло – в мыло с нуля добавляется в качестве ухаживающего компонента для всех типов кожи, в особенности для чувствительной и раздраженной. Дает не очень обильную пену. Использование в рецептах – 5-15% (от общего веса масел).

авокадо масло – используется при изготовлении мыла для сухой кожи – питает и увлажняет. Прекрасно подходит в качестве компонента для детского мыла с нуля ( в сочетание с оливковым). При использовании в шампуневом мыле придает волосам блеск, питает их и устраняет ломкость, но может оставлять налет - все индивидуально. Можно добавлять в рецепт мыла до 20%.

бабассу масло – очень хорошо увлажняет кожу любого типа. Используется в мыле до 30%, придает твердость и повышает пенообразование. Отличная, но более дорогая, замена кокосовому маслу, особенно в шампуневом мыле

виноградных косточек масло – увлажняет, регенерирует, регулирует салоотделение, подходит для жирной кожи и кожи смешанного типа. Дает долгий "след", что хорошо для свирлов. Ввод в мыло до 15%.

грецкого ореха масло – будет оказывать увлажняющее и смягчающее воздействие, однако добавлять его стоит не более 10 %, так как оно плохо мылится.

жир говяжий – при значительном проценте добавления в рецепт мыло будет твердым, иметь насыщенный белый цвет и обладать увлажняющими свойствами. Пена такого мыла устойчивая, не очень обильная. Можно использовать до 40%.

жир свиной (смалец) – можно приготовить весьма неплохое твердое и белое мыло с стабильной кремообразной пеной. Однако, есть один минус – очищающие свойства не очень хорошие. Обычно используется 20-25%.

зародышей пшеницы масло – подходит для зрелой, сухой и поврежденной кожи, питает; содержит в своем составе много витамина E; является натуральным консервантом. До 10-15% используется в рецептах.

какао масло – питает, смягчает, увлажняет, способствует заживлению ран; если нерафинированное масло, то придает мылу легкий аромат шоколада. Добавляет характеристикам мыла твердость, но может сделать мыло хрупким, поэтому надо комбинировать его с жидкими маслами, в противном случае мыло будет крошиться. Дает кремовую стабильную пену. Ввод в рецепт до 15%

кокосовое масло – мыло получается твердое, с хорошими очищающими свойствами и крупной пушистой, но весьма нестабильной пеной. Для получения обильной и устойчивой пенной шапки следует добавлять касторовое масло. Рекомендуемый процент ввода – 15-30, если больше, то может сушить кожу. Но, при этом, следует учитывать жесткость воды - если вода мягка, то достаточно будет 20-25% кокосового масла, а если жесткая, то и 30% может быть мало (тогда большой процент ввода этого масла следует компенсировать в рецепте смягчающими маслами и увеличением процента пережира). Так же, есть рецепты, по которым используется до 100% этого масла – например, соляное мыло.

конопляное масло – увлажняет, успокаивает, благотворно влияет на кожу при нейродермите. Пена не очень обильная, легкая и нежная. Наиболее часто используется в рецептах жидкого мыла, так как мыло с ним получается мягким. Срок годности весьма мал, в связи с чем, при использовании этого масла в рецепте рекомендуется добавлять и витамин E, а хранить следует в прохладном месте. По рецепту до 15%.

кукурузное масло - хорошее пенное масло, придает мылу смягчающие свойства. Замедляет "след", как и рапсовое масло, что ценно при создании мыла со свирлами. Процент ввода - до 30%. На основе кукурузного масла можно создать очень хорошее мономыло.

кунжутное масло – пенное масло; придает мылу кондиционирующие, а так же увлажняющие и отличные смягчающие качества. Подходит для сухой кожи. Хороший компонент и для пережира и как компонент в основном рецепте. Благодаря смягчающим свойствам им можно компенсировать большое количество пенных масел в рецепте (например, если вода жесткая и приходится добавлять более 30% кокосового и ему подобных масел). Так же, с данной целью можно использовать масло авокадо и масло макадамии. Имеет специфический запах, который сохраняется в готовом мыле. Используется до 20% в основном рецепте.

макадамии масло – прекрасно подходит для изготовления гипоаллергенного мыла для детской и чувствительно кожи. Питает, увлажняет; хорошо смягчает. Неплохо пенится. Ввод около 10-20%.

манго масло – подходит для всех типов кожи, хороший увлажнитель. Мыло с этим маслом не будет сушить кожу. По характеристикам мыло получается твердым, пена стабильная. До 15% можно использовать в составе основных масел. Очень хорошо пойдет в пережир.

миндальное масло – придаст мылу увлажняющие и смягчающие свойства. Дает стабильную мягкую пену. Обычно используется до 10% в рецепте. Из него получается неплохое мономыло, но все же лучше использовать его в сочетании с другими маслами.

ним (маргозы) масло – придает мылу лечебные антисептические, антибактериальные, а так же антивирусные свойства. Устойчивая кремовая пена. Масло обладает сильным своеобразным луково-чесночным запахом, который который сохраняется в мыле. Можно вводить в рецепт до 20%.

облепиховое масло – мыло подойдет для увядающей вялой кожи; придает мылу ранозаживляющие свойства. Рекомендуется использовать в мыле до 10%.

оливковое масло – придает мылу смягчающие свойства; очищение мягкое и деликатное, подходит для изготовления детского мыла. Пена получается нежной и шелковистой. Используется до 100% в рецепте (кастильское мыло).

пальмовое масло – отличное масло для изготовления мыла. Получается твердое мыло с хорошей кремовой пенкой и смягчающими свойствами, долго смыливается, не размокает. Рекомендуемый процент ввода - до 40%, но так же из него можно приготовить мономыло.

пальмоядровое масло – придает мылу пенообразование и очищение, но более мягкое, чем с кокосовым маслом. Мыло получается пластичным и белым. Можно использовать в рецепте до 100%.

подсолнечное масло – используется в мыле для тонкой сухой кожи. Дает хорошую легкую крупнопузырчатую пену. В рецепте до 15%, иначе мыло будет мягким.

рисовых отрубей масло - придает мылу смягчающие свойства; не очень пенное масло. В рецепт можно вводить до 20%.

соевое масло - по своим свойствам несколько сходно с кукурузным и рапсовым маслами. Рекомендуется вводить в рецепт до 15%.

тыквенное масло – хорошо подходит для сухой, огрубевшей и проблемной кожи; с таким маслом мыло будет иметь зеленоватый или коричневатый оттенок. Ввод до 10%.

ши (карите) масло – мыло получается шелковистое, с хорошим и деликатным очищением; обладает смягчающими свойствами. Можно использовать до 30% в рецепте. Отличное масло для пережира. Можно приготовить мономыло на его основе, но мылиться оно будет очень плохо.

шиповника масло – компонент в мыло для чувствительной кожи; обладает ранозаживляющим свойством, способствует уменьшению рубцов. Используется в дозировке до 10%.

Одни масла для мыла с нуля хранятся долго, а другие, наоборот, быстро портятся и прогоркают. Эти свойства масел так же следует учитывать, когда будет составляться рецепт мыла. Если в мыло добавлены быстро портящиеся масла, то его надо быстрее использовать, иначе, мыло может испортиться – приобрести неприятный запах и пятна на поверхности.
К быстро прогоркающим маслам можно отнести подсолнечное, льняное, кукурузное, масло фундука и грецкого ореха, а так же свиной жир.

А вот такие масла для мыла с нуля как оливковое, соевое, жожоба, кокосовое, а так же пальмовое и пальмоядровое дольше хранятся и не портятся.

В каждом масле для мыла с нуля есть свой особый состав кислот, которые по-разному вступают в реакцию со щелочью. Чтобы составить рецепт будущего мыла существуют специализированные программы, которые называются мыльные калькуляторы. Благодаря такой программе можно вычислить какое количество щелочи и жидкости требуется для омыления того или иного масла. Можно, конечно, рассчитать всё в ручную, только займет это определенное время, а мыльные калькуляторы существенно упрощают задачу и экономят время мыловара.

Читайте также: