Как сделать музыкальный проект

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Занятия музыкой в начальной школе предполагают знакомство с музыкальной культурой и её освоение. На уроках музыки возможно создание необходимой среды, в которой ребёнок будет совершенствовать умение планировать и осуществлять не только творческую, но и поисковую, деятельность как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими учениками.

Групповые задания способствуют тренировке у учеников навыка совместной работы, распределения ответственности в небольших группах, выявляют способности учеников, а также способ коммуникации с окружающими людьми.

Индивидуальные задания преследуют цель активизации личного поиска детей при освоении материала, предполагают большую свободу творчества и большую ответственность за результат.

Смена групповых и индивидуальных заданий стимулирует активность ученика в обеих формах работы и обеспечивает больший простор для реализации фантазий, замыслов, которые играют важную роль и имеют большое значение в младшем школьном возрасте. То, что нельзя сделать индивидуально, возможно в группе и наоборот - то, что не получается осуществить в группе, ученик может сделать сам.

Проектный подход к обучению, с использованием групповых и индивидуальных заданий, позволит ориентироваться на личность ученика, что поможет раскрыть его способности, будет способствовать развитию интереса к освоению материала и к учебной деятельности вообще, что положительно скажется на дальнейшем обучении в школе.

Всё это является реализацией принципов гуманистической психологии и педагогики, предполагающей особый акцент на ученике, как отдельном самостоятельном человеке. Данный подход реализуется на практике при помощи таких педагогических технологий, цель которых состоит в выявлении и развитии творческих интересов ребёнка, расширении его сферы интересов, общей эрудиции, формировании способности в процессе самостоятельной и продуктивной учебной деятельности.

Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает проектно-исследовательский способ обучения в серии тематически запланированных уроков музыки. Это позволяет заинтересовать учеников, удерживать их внимание на протяжении длительного времени [1].

Проектная деятельность на уроках может преследовать различные цели, добиваться различного результата в зависимости от вида и характера конечного продукта этой деятельности.

Проектная деятельность может включать:

Ролевые проекты. Это может быть театрализованная инсценировка песен или разыгрывание "по ролям" тех или иных фрагментов биографии известных композиторов. Подобное погружение в тему позволяет ученикам лучше запомнить материал, "вжиться", сделать знание личностным.

Классическая работа в стиле информационно-исследовательских проектов, в ходе которых изучается, например, биография композитора с целью выступления перед классом, способствует развитию устной речи ученика.

Ученики участвуют в создании сценария внеклассного мероприятия с музыкальными или информационными элементами. Таким образом, ребята будут погружены не только в "жизнь класса", но и в "жизнь школы".

Разнообразные творческие проекты, которыми могут быть музыкальные спектакли, танцы, фестивали ещё больше способствуют раскрытию способностей и талантов учеников.

Создание стенгазет, стендов, то есть дополнительных информационных проектов, результаты которых станут фондом музыкального класса, останутся для дальнейшей работы.

Для учеников, обладающих выдающимися способностями, возможна дополнительная форма работы, предполагающая создание дидактических, разъясняющих материалов. Проект "Помощь начинающим музыкантам".

  • планирование работы,
  • поиск материалов по теме,
  • установка контактов с людьми,
  • решение возникающих конфликтов,
  • подбор и запись музыки.

При работе над проектом ученики с различным уровнем музыкальной подготовки могут выполнять разные действия, что позволит каждому поучаствовать в создании продукта.

Таким образом, учитель, задающий общие правила и контуры задания, оставляет большую долю свободы для реализации замысла учащихся. Такой подход, не снимая профессионального участия педагога, как специалиста, пробуждает интерес в самих учениках, поскольку проект - это их личный результат, их личная фантазия, нашедшая воплощение на практике.

В начальной школе проектная учебная деятельность существует в форме творческих заданий по темам, изученным ранее. На первых этапах обучения такой подход становится наиболее эффективным, он позволяет сформировать соответствующие навыки учеников и привычки к новой и нестандартной форме работы.

"От простого к сложному" - принцип работы проектной деятельности на уроках. В своей практической деятельности я использую следующие проекты для развития познавательного интереса к музыке.

Во 2-м классе учащиеся выполняют творческие проекты.

Проект: "Посмотрите, песенка".

Цель: Составление презентации, подбор рисунков к песне, создание мультипликационного фильма.

Планируемый результат: исполнение песни сопровождается презентацией или рисунками на выбранную тему, выполненную учениками.

В качестве тем предлагаю слова: дружба, природа, мама, папа и др.

Выбрав тему и подготовив выступление, ребята исполняют песню, сопровождая ее презентацией рисунков или фотографий. Важным требованием к рисункам будет их уникальность - они не должны повторяться, поэтому лучшим решением будет нарисованная авторская иллюстрация. То же относится и к фотографиям.

Также возможна упрощённая форма работы, когда дети в группах изображают ту или иную сцену из детской песни, которая разучивается на уроке. Разные группы рисуют сценки из различных куплетов.

Проект: "Мой музыкальный инструмент".

Цель: создание группы шумовых инструментов.

Планируемый результат: ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

В ходе выполнения этого задания ученики ищут способы звукоизвлечения из разнообразных предметов окружающего мира. Ученики могут найти или смастерить различные шумовые музыкальные инструменты, а затем показать его классу, продемонстрировав музыкальные возможности.

Такое задание позволит создать уникальные шумовые инструменты для дальнейшей работы в классе. Эти инструменты мы активно используем на уроках. Через исследование окружающего мира рождается новый уникальный инструмент.

Важно не только найти и смастерить свой музыкальный инструмент, но и составить инструкцию по его использованию для других. Это позволит выявить и развить артистические, коммуникативные и творческие навыки учеников.

Проектный характер деятельности, работа с необычными предметами будут способствовать концентрации внимания, развитию мышления и представления об окружающем мире.

Учитель должен правильно распределить ребят на группы для выполнения этого задания, потому что важно не только придумать и найти необычный музыкальный инструмент, но ещё и описать его, и продемонстрировать классу.

Сначала требуется указать на важность этого процесса и даже на его серьёзность, поскольку музыканты нередко прибегают к помощи необычных предметов для получения нужных им звуков.

Создание инструкции по использованию - ещё одна важная часть работы. Описание инструмента должно быть таким, чтобы любой ученик мог им воспользоваться.

  1. Тщательно изучить предметы дома и на улице, исследовать возможность получения необычных звуков.
  2. Продумать и смастерить "свой" инструмент, способный издавать эти звуки.
  3. Составить подробное описание того, как сделан музыкальный инструмент и как на нем играть.
  4. Рассказать в классе о полученном результате другим обучающимся, продемонстрировать игру на авторском инструменте.
  5. При возникновении трудности обратиться за помощью к родителям.

Технология проекта на уроках музыки продолжается и в 4-5 классах. И в этих классах проект предполагает творчество учащихся.

Проект: "Тайны музыкальной Вселенной".

Цель: создание стенгазеты с загадками по тематике изученного материала.

Планируемый результат: ученики должны составить загадки по темам изученного материала на уроках музыки и оформить их на стенгазете. Это могут быть кроссворды, шарады, ребусы и так далее.

Продолжительность данного проекта - 3 урока.

В дальнейшем следует организовать конкурс стенгазет, определив лучшие варианты, отметив находки и оригинальные решения в работах учеников. При составлении можно использовать справочные издания, различные учебники.

Учитель объявляет о предстоящем конкурсе стенгазет с загадками, разделив класс на небольшие группы, доходчиво объясняет смысл задания.

Эскизы выполняются учениками самостоятельно во внеучебное время. Помощь родителей возможна при выполнении данного задания.

Также к третьему уроку готовится итоговый вариант стенгазеты, выбранной редакционной командой. На заключительном третьем занятии всем классом обсуждается полученный продукт.

В пятом классе задания по проектам усложняются, но творческий характер работ остается.

Проект: "Я расскажу тебе сказку . "

Цель: сочинение музыкальной сказки.

Планируемый результат: разработка и сочинение сказок о "волшебной" силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.

Продолжительность данного проекта - 3 урока.

Сочинение учениками сказок об особой, "волшебной" или "чудесной" силе музыки может стать сложным и интересным испытанием для детей. Создание сказок, то есть фантастических коротких историй, учениками способствует развитию их эстетических способностей, художественных интересов, коммуникативных навыков, вовлечение в учебный процесс даже тех, кто не имеет особенных склонностей к занятиям музыкой.

Ученик может выступать здесь в нескольких ролях. Он может стать автором текста, художником, который оформит текст в виде иллюстраций, или руководителем проекта, координирующим деятельность одноклассников.

  • "История появления музыкального инструмента";
  • "Как появилась музыка";
  • "Где прячутся музыкальные нотки" и т.д.

Ученики, распределившись по ролям, приступают к выполнению задания на черновиках к следующему занятию. На третьем уроке обсуждаются готовые работы, выбираются лучшие для общего сборника.

Проект: "Музыка в театре, в кино, на телевидении. Компиляция известных детских песен".

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.

Планируемый результат: развить художественно-эстетические способности и навыки детей при создании своего произведения на основе известных детских песен.

Задача заключается в том, чтобы композиция была целостной, то есть представляла последовательно какую-то единую тему, например, дружбу или красоту.

  1. Что общего между музыкой и литературой?
  2. Что стало бы с музыкой без литературы?
  3. А возможна ли литература без музыки?
  4. Являются ли музыка и литература соперниками?

Важно, чтобы ученики аргументировали свои ответы, подтверждали теми или иными фактами, примерами.

Разделившись заранее по группам, ученики к занятию готовят свои варианты компиляций из известных песен (кинофильмов, мультипликационных фильмов). На уроке группы представляют свои проекты, затем в совместном обсуждении происходит выбор наилучших вариантов. В конце защиты проекта оцениваются содержательность, логика подбора и исполнение песен.

Таким образом, общая цель проектного подхода на уроках музыки состоит в том, чтобы вовлечь ученика в образовательный процесс, создать такие условия, когда он сам захочет активно и творчески искать информацию по теме в различных справочных источниках.

Дети учатся использовать приобретенные знания на практике, развивают коммуникативные навыки, навыки презентации.

Объёмы, способы и темы выступлений различны и зависят от количества времени и объёма пройденного материала.

Подобный тип работы позволяет закрепить изученные темы, сделать акцент на чём-то важном для обучения, заинтересовать учеников.

Создание проекта — достаточно рискованный момент: какой стиль выбрать, с каким артистом работать, — огромное множество вопросов, требующих незамедлительного решения со стороны продюсера, сразу встает перед организатором на этом этапе.

Имеющий многолетний опыт работы с проектами продюсер обычно сразу видит образ будущего проекта, руководствуясь креативным мышлением и интуицией в решении любых задач.

Как уже подчеркивалось, любой проект начинается с идеи, поэтому основными на этапе создания креатив-технологией будут генерация идеи и разработка концепции. Выделим основные черты креативной деятельности, приводя конкретные примеры.

1. Концепция проекта — основной опорный пункт, благодаря которому продюсер имеет детальное представление своего проекта.

Сюда включается формат группы, стиль музыки, идея, название, имидж артиста, специфика сценической деятельности (участие шоу- балета, режиссура ит.п.).

2. Создание имиджа — немаловажная составляющая на этапе создания проекта, когда артист еще неизвестен публике.

В имидж артиста входит как внешний вид, костюмы, так и общение с прессой, поведение на сцене и многое другое.

Бари Алибасов

Продолжая разговор об имидже артиста, следует отметить, что все компоненты имиджа желательно заложить сразу. Потом сложно будет что-то изменить, так как именно первоначальное представление отложится в сознании публики. С другой стороны, незначительные изменения всегда случаются, и хорошо, если они происходят в лучшую сторону. Так, можно привносить изменения во внешний вид артиста. Например, прямые волосы Бритни Спирс, придававшие ей вид школьницы в начале карьеры, сменились затем на роскошную кудрявую шевелюру. Иногда артист наоборот очень часто меняет свой имидж, что опять-таки заложено в концепцию проекта.

3. Постановка шоу. Процесс выхода, даже единоличного выхода, артиста на сцену — уже само по себе шоу. Но в связи с повышением уровня выступлений зарубежных и отечественных артистов в условиях жесткой конкуренции этим уже никого не удивишь. Поэтому из любого проекта и стараются сделать высококачественное шоу, на что не всегда хватает сил, времени и денег.

Мы первыми включили в наше шоу иллюзионные трюки, активное вмешательство зрителей в концертное действие, откровенную сексуальность и безумные технические возможности Бари Алибасов

4. Формирование репертуара. Наличие яркого музыкального материала — залог успешной карьеры артиста. Здесь проявляется, прежде всего, креативность композитора, аранжировщика, саунд- продюсера, всех тех, кто является непосредственными создателями альбома.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод- это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов- это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает:

Конструктивное влияние на социализацию личности.

Развитие самостоятельности в принятии решений.

Критический анализ информации, полученный при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:

Владение основными исследовательскими методами.

Умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой.

Умение применять знания для решения познавательных задач.

Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:

Систематизировать и углубить полученные учащимися знания.

Обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации.

Расширить опыт музыкально – творческой деятельности.

Научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные словари для музыкального самообразования.

Главное в методе проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материал совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается с учащимися.

Условия, при которых выполняется работа:

Проблематизация учебного материала.

Связь обучения с жизнью ребёнка.

Основные этапы работы над проектом:

Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта.

Организация работы учащихся.

Подбор необходимых материалов.

Работа над проектом.

Обобщение и оформление результатов.

Проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов по музыке.

Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение.

создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.

Творческие - п одразумевают разработку и представление творческого продукта .

Р езультат:

фонохрестоматия музыкального материала;

видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.

Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Музыкально – театральная постановка.

Литературно- музыкальная гостиная.

Практико - ориентированные - результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

программа действий, справочный материал;

монопредметные - проект в рамках одного учебного предмета (урочная деятельность)

межпредметные - проекты, объединяющие от двух и больше предметных областей (внеурочная деятельность)

Надпредметные - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты укладываются в один урок.

Краткосрочные проекты по музыке занимают 3-6 уроков

Недельные проекты выполняются в группах, работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов, возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения музыке является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.

Приоритетным в проектной технологии является процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.

Большие затраты времени на достижение запроектированных целей, невозможность уложить все требуемые учебные знания в проект.

Информационный проект.

Участники проекта: учащиеся 6 класса

Цель проекта: вызвать у детей интерес к изучению выразительного средства музыки – ритм.

Задачи проекта:

Сформировать представление о ритме, как об основе музыкальных жанров.

На основе чувственных ощущений научить отличать разные ритмические рисунки.

Возбудить интерес к форме работы в группах.

Вид проекта : монопроект

Форма работы: групповая

Время, запланированное на реализацию: 2 недели

Актуальность проекта:

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Сущность танца – движение. Движение – это выражение мыслей, чувств, стремлений человека, это действие, рождённое душой. Особенностью танцевальной музыки является ритм, который заставляет человека выполнять определённые танцевальные движения.

Танец от своих древних истоков до современности не утратил свою актуальность, продолжает заставлять человечество двигаться и выражать в движениях свои эмоции. Проект направлен на повышение интереса к изучению ритмических рисунков разных танцев.

Ожидаемый результат: развитие личностного роста ребёнка. В процессе самостоятельного добывания знаний учащиеся познакомятся с особенностями танцев разных народов, будут совершенствовать навыки анализа музыкального произведения, развивать умения публичного выступления работы в программах Microsoft Office Word , Microsoft Office PowerPoint .

Описание проекта:

За время реализации проекта ребята распределились на группы. Каждая группа поставила проблемный вопрос для своей работы. Для учащихся 6 класса нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность, поэтому учитель на этом этапе работы направляет и корректирует действия учеников.

Проанализировав ритмические особенности польки, узнав в какой стране появился танец, и почему он так называется, пришли к выводу: что двухдольный размер и ритмическая особенность польки делает этот танец подвижным и весёлым.

Обратившись к рождению и распространению вальса, узнав о его особенностях - выяснили, что признаки вальса это трёхдольность с акцентом на первую долю в характере плавного кружения. За волшебную лёгкость, ритмическую особенность, плавность и красоту кружения люди полюбили этот танец.

Работа этой группы была направлена на выяснение характера движений полонеза, анализ ритмического рисунка, появления и распространение танца в мире.

Вывод, к которому пришли ребята, работая над проектом. Своеобразие ритма определяет особенность танцевальной музыки. У каждого танца свой ритмический рисунок, который определяет индивидуальность танца.

Ребята собрали интересный материал и оформили его в виде мультимедийной презентации.

Результаты работы были представлены на итоговом уроке по изучению выразительного средства музыки ритм.

По работе каждой группы была оформлена таблица. Учащиеся класса оценивали оригинальность проблемного вопроса и оформление работы.

Интегрированный исследовательский проект.

Тема учебного плана по предмету: Лирические страницы советской музыки

Участники проекта: учащиеся 8 класса

Цель проекта: Познакомиться с историческими событиями XX века и проследить их отражение в искусстве.

Задачи проекта:

Определить важные исторические события XX века.

Узнать, как исторические события XX века отразились в литературе.

Выяснить, как исторические события XX века отразились в произведениях живописи.

Ответить на вопрос: Повлияло ли время на творчество композиторов XX века.

Развивать навыки исследовательской работы.

Воспитывать чувства любви и уважения к культурному наследию своей страны.

Форма работы: групповая.

Время, запланированное на реализацию: 2 недели.

Актуальность проекта: Проект разработан с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. К 8 классу учащиеся умеют рассуждать о роли искусства в жизни человека на основе знаний, полученных ранее на уроках 5-7 классов. Исследовательский проект направлен на повышение интереса к мировой художественной культуры.

Описание проекта: В 8 классе программа по музыке под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак построена в основном на знакомстве с произведениями композиторов XX века. Начало 20 го столетья – это переломный период не только политической и социальной жизни страны, но и в искусстве. Советская музыка включает культуру многочисленных национальностей и народностей, опирается на богатое наследие классической музыки и фольклора – это определяет разнообразие её стилей, национальных форм, жанров, средств выразительности. Проблема: как исторические события XX века отразились в искусстве? Класс делится на 5 групп. Предлагаются темы для работы в группах.

1 группа: Какие исторические события произошли в xx веке?

2 группа: Какова тематика полотен художников xx века?

3 группа: Что представляет литература XX века?

4 группа: Повлияло ли время на творчество композиторов XX века?

Вывод: Действительно, создавая свои произведения искусства, творцы XX века переживали все события через свою собственную жизнь. Были свидетелями всего, что происходило в России. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что искусство полностью отразило исторические события России XX века.

Информационный исследовательский проект

по творчеству Н.А.Римского – Корсакова.

Участники проекта: учащиеся 7 класса.

Цель проекта: вызвать у детей интерес к изучению классической музыки, творчеству Н.А.Римского – Корсакова.

Задачи проекта:

Способствовать формированию умений видеть актуальное, современное содержание в произведениях Н.А.Римского – Корсакова.

Совершенствовать проектные навыки деятельности учащихся.

Показать народность в творчестве композитора.

Воспитывать любовь к Родине, через произведения Н.А.Римского – Корсакова.

Показать чувства человеколюбия, дружбы, преданности, на примере жизни великого русского композитора Н.А.Римского - Корсакова.

Форма работы: групповая.

Время, запланированное на реализацию: 2 недели.

Ожидаемые результаты: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. В процессе добывания знаний учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством великого русского композитора Н.А.Римского – Корсакова, темами его творчества, будут совершенствовать навыки анализа музыкального произведения, развивать умения публичного выступления, работы в программах Microsoft Office Word , Microsoft Office PowerPoint . Научатся ценить такие человеческие качества, как дружба, честность, гражданское мужество, искренность, честь, через пример жизни великого композитора и человека с большой буквы.

Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся проводили в течение двух недель самостоятельное исследование.

Результат проекта – создание альбома о жизни и творчестве русского композитора Н.А.Римского – Корсакова. Альбом состоит из трёх разделов по числу исследовательских работ. Класс был разделён на 4 группы. Три группы занимались исследовательской работой и представили работу в виде презентаций. Четвёртая группа - теоретики оформляли трансфертный лист, который послужил кратким содержанием альбома.

Работа теоретиков заключалась в том, чтобы дать краткое представление о жизни и творчество композитора и обобщить ответ на проблемный вопрос проекта.

Проекты по музыке в начальной школе

Планируемый результат : ученики мастерят шумовые музыкальные инструменты, представляют их классу, аргументируя выбор и показывая способ изготовления.

Цель : Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в классе путём исследования окружающего пространства, применяя на практике свойства предметов для извлечения звуков.

1. Изготовление шумовых инструментов, подготовка инструкций, как другим ребятам можно сделать такие же инструменты.

2. Развитие исследовательских, коммуникативных, презентационных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.

3. Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире.

Работа над проектом .

Сразу определяется алгоритм работы:

1. Исследовать всё в доме и на улице, что может издавать необычные шумовые звуки, при недостатке идей обратиться в библиотеку.

2. Пользуясь этими исследованиями, попытаться смастерить шумовой инструмент.

3. При затруднении можно обратиться к родителям или учителю для помощи.

4. Описать, как и из чего можно изготовить такой же инструмент.

5. Рассказать о своём инструменте на уроке ребятам и показать, как он звучит, используя известную песню.

Этот проект представляет собой творческий конкурс сочиненных частушек о своем классе. Целью проекта является желание учителя развить интерес к предмету, погрузить детей в подлинно творческую атмосферу, закрепить на деле знание принципов построения частушки, воспитать деятельных, неординарно мыслящих личностей.

Образовательная – выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно, применяя полученные знания, умения, навыки, используя творческий подход.

Воспитательная – воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, доброжелательное отношение к творчеству других, приобщать детей к народной культуре.

Развивающая – развивать творческие и исполнительские навыки.

Учащимся предлагается основной признак проектной деятельности – наличие цели, её осознание. Ребята принимают данное предложение. Договориваются, что помимо исполнения своих частушек, будут оформлены и книжки частушек с иллюстрациями. Определяется время работы над проектом – две недели. Сообщается время для дополнительных консультаций.

Следующий этап проекта – организация деятельности детей. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно планируют свою деятельность, рождаются замысел и способ его решения. Дети могут обратиться за помощью к учителю.

На втором уроке разрешаются непонятные моменты, возникшие по ходу работы, а на третьем уроке группы представляют свои выступления, и книжки-малышки.

Данный исследовательский проект предназначен для осуществления учащимися 4 класса поисковой исследовательской деятельности в области музыки и истории (песни военных лет). Предполагается, что этот проект дети будут делать самостоятельно с помощью родителей, бабушек и дедушек, которые помнят о Великой Отечественной войне и могут поделиться своими знаниями с ребятами. Также необходимо будет обратиться в библиотеку для подбора литературы по данной теме.

Тема учебного проекта тесно связана с историей России.

Цели образовательные и воспитательные :

- вовлечение каждого ученика в познавательный процесс;

- воспитание у детей интереса к изучению истории России;

- воспитание чувства патриотизма;

Задачи учебно-педагогические :

- приобщение к творческой деятельности;

- развитие художественных способностей;

- формирование навыков исследовательской деятельности.

Возраст учащихся : 10 -11 лет (4 класс)

Режим работы : 3 урока (желательно в феврале).

Материально -техническое и учебно-методическое оснащение: аудиокассеты, энциклопедии, библиотечный фонд.

Осуществление учебного проекта

1 этап : погружение в проект.

Учащимся предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой Отечественной войны и проиллюстрировать свою работу фрагментами произведений, предварительно рассказав о нем. Лучшие групповые работы будут использованы в праздничном концерте, посвященном Дню Победы.

2 этап : планирование (20 минут в конце урока).

Учащиеся делятся на группы. В ходе обсуждения и разбора проекта вырабатывается план действий, распределяются роли участников проекта, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. В ходе обсуждения учитель должен помочь детям в корректировке их работы.

3 этап : исследование (выполняется самостоятельно согласно принятому в группе плану).

кто-то разучивает военную песню, о которой пойдет речь в групповом проекте, кто-то ищет материалы в библиотеке, кто-то оформляет титульный лист своего продукта, и все расспрашивают взрослых о войне и о том, как музыка помогала воинам.

4 этап : результаты и выводы

Учащиеся, собрав материал, представляют наброски будущего выступления, группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.

5 этап : презентация

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов из жизни, рисунков, фотографий из семейного архива.

6 этап : оценка результатов

Участники проектов делятся впечатлениями, мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами.

В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается история Родины, укрепляется осознание того, что музыка имеет большое значение в жизни человека, воспитываются патриотические чувства.

Этот же проект можно провести во 2-м и 3-м классе, но тогда он должен быть в упрощенном виде. Суть его будет сводиться к знакомству с песнями военных лет. В этом случае его уместно проводить в праздничную неделю Дня Победы. Ученики получают задание просмотреть праздничные концерты и записать названия песен. На презентации дети должны рассказать, сколько песен они услышали, как они называются, и поведать содержание наиболее запомнившихся.

Творческий групповой проект

Учебные предметы : музыка, литературное чтение, изо.

Продолжительность : 3 урока.

Педагогические задачи проекта : развитие художественно-эстетических творческих способностей младших школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса, увлеченности и деятельностного отношения к музыке.

Роли : Авторы, Художники-оформители, Руководитель проекта.

Ход проекта

- В нашей школе объявляется конкурс на лучшую музыкальную сказку. Я приглашаю и вас поучаствовать в нем. По итогам конкурса лучшие работы будут отобраны для сборника сказок. Ваша задача разработать, сочинить и оформить сказки, в которых музыка бы играла главную роль и помогала героям сказки в жизни. Решите, о чем вы хотите рассказать в своей сказке, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания:

  • Герой сказки -.Музыка
  • Оригинальность
  • Простота и доступность сюжета.

Творческий проект

Учебный предмет : музыка, изо.

Участники : ученики 4 класса

Продолжительность : 3 урока

Цель и содержание : проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала (музыкальных терминов, фамилий композиторов, названий произведений и музыкальных жанров) в форме музыкальных загадок разных видов (кроссворд, сканворд, шарады, ребус, загадка и т. д.)

Продукт : стенгазета с музыкальными загадками к предметной неделе.

Задачи проекта : разработка и составление музыкальных загадок, оформление лучших из них в общую классную стенгазету для участия в конкурсе стенгазет по музыке.

Материалы: справочные издания, учебники по музыке, 4 листа ватмана, оформительские наборы.

Ход работы над проектом .

1-й урок (20 минут до конца)

Между 1-м и 2-м уроками: самостоятельная работа.

2-й урок (20 минут до конца): показ и обсуждение эскизов, выбор лучших работ, планирование оформления их редакционной группой в общую стенгазету.

Между 2-м и 3-м уроками: самостоятельная работа редакционной группы по оформлению стенгазеты.

3 урок: презентация готового продукта, обсуждение результатов, представление газеты на конкурс.

Читайте также: