Как сделать музыкальный портрет 6 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

Умения и виды деятельности: общеучебные: –– Наблюдать жизненные явления.
– Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
– Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
– Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
– Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.
– Умение задавать вопросы.
– Умение отвечать на вопросы.

–– Формирование у учащихся представлений о художественной картине мира.
– Овладение методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа.
– Обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны.
– Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами.
– Приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации.

–– Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
– овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
– определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
– совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
– расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
– совершенствованию формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.

Задачи урока:

расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;

развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Музыкальный материал:

Оборудование:

портреты композиторов А.Л.Гурилёва, Б.С.Шереметева;

I. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И былым моё время продли.

Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)

Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.

Учитель(берёт в руки веер)

-Что вы знаете об этом предмете?

Дети делятся знаниями о веере.

Учитель. По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады - существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.

-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?

Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.

(послушать звучание музыкальной шкатулки).

- Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?

- Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?

Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.

На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.

- А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?

Дети. Романс.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.

- Вспомните происхождение этого слова?

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

IV. Слушание и восприятие музыки.

Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

Дети. Управляющий лошадиной тройкой.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…

Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)

- Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться)

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…

Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)

Дети. Колокольчик, русский платок.

Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)

- Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)

Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

Повторное слушание

Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

VI. Обобщение урока.

- Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.

Работа в таблице (заполнить)

Учитель. Что вызвало затруднение?

Дети. Неизвестны композиторы

Учитель. Послушайте короткие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор?

1. Борис Сергеевич Шереметев (1822 – 1906 гг.) владелец имения в селе Волочаново. (портрет) Он был младшим из 10 детей Сергея Васильевича и Варвары Петровны Шереметевых, получил блестящее образование, с 1842 г. Служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, участвовал в Севастопольской обороне. В 1875 г являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.

2. Александр Львович Гурилёв(1802 – 1856 гг.) (портрет). Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

- О чём сочиняли романсы русские композиторы?

- Что могут рассказать нам старинные русские романсы?

VIII. Домашнее задание.

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского – 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в различных произведениях искусства – литературе, музыке, живописи, скульптуре, кино.

Св. преподобный Александр Невский. Икона

• Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.

Музыкальными красками можно изобразить не только пейзаж, но и портрет человека или сказочного героя.
Молодой он или старый, угрюмый или весельчак? Как он двигается? Как он говорит? Всё это мы можем услышать в интонациях его музыкального портрета.
Вслушайтесь в музыкальные портреты. Их создали композиторы Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Леопольд Моцарт.

Послушайте эти пьесы и представьте портреты тех, кого изобразила музыка. Подумайте, помогла ли вам музыка узнать, обычные это люди или персонажи сказок? Как вы думаете, какой у них характер, настроение, как они выглядят?

Выберите слова, которые помогут вам разгадать тайну незнакомцев. Какие слова передают настроение каждой пьесы?



Вспомните и спойте знакомые песни, в которых есть музыкальные портреты ваших сверстников, персонажей мультфильмов, домашних животных.

Читайте также: