Как сделать музыкальный образ

Обновлено: 07.07.2024

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству , которое развивает творческое воображение и фантазию.

Оценить 848 0


Работа над образом в песне с детьми 5-10 лет.

В данной статье я бы хотела раскрыть проблемы и методы их решение, возникающие при работе над созданием образа в песне.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к искусству , которое развивает творческое воображение и фантазию.

Каждый ученик находит возможность для самовыражения личности через работу над созданием образа в песне. И в этой труднейшей работе педагог должен прийти на помощь творческой природе. Эта помощь выражается в том, чтобы довести ученика до естественного совершенства, раскрыть то, что дано природой, научить владеть как внутренним, так и внешним творческими аппаратами переживаний. Важную роль в работе над образом в песне играет внешнее воплощение, которое делает невидимую творческую жизнь видимой, раскрывает внутреннюю свободу и эмоциональное состояние ученика.

Песня - маленький спектакль, в котором педагог-режиссер, а ученик-актер. Работая над песней, нужно помнить, что разучивание ее с ребенком не самоцель, а средство решения главной задачи, состоящей в воспитании вокально-слуховых навыков; в полноценном, гармоничном, развитии музыкальных и актерских способностей.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа:

первоначальное ознакомление ученика с песней;

последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим и актерским навыкам.

Задачи второго этапа:

Обратить внимание на начальное умение пользоваться театральными средствами;

Научить детей входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах;

Развить импровизационное умение ребенка;

Педагог должен способствовать развитию у ребенка творческого мышления, фантазии и умения мыслить абстрактно и образно.

Прежде чем начать работу над песней, педагог должен побеседовать с ребенком об идее произведения: что хотел сказать композитор этой музыкой людям, как его идеи воплотит ученик. Для этого нужно раскрыть ученику образ, в который он должен перевоплотиться в песне.

Разучиванию песни способствуют следующие приемы – выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов ( как петь протяжно, отрывисто, как правильно воспроизвести точную интонацию и. т. д.) , образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий. Немаловажное значение имеют мимика, четкая артикуляция и дирижерский жест педагога. Рассмотрим использование основных приемов в ходе разучивания песни. Первое знакомство с песней должно строится на ярком , образном выразительном исполнении педагога, чтобы взволновать ученика и увлечь его.

Разучивание песни и перевоплощение в музыкальный образ может происходить через игру. Игра помогает ученику раскрепоститься, не задумываясь ни о чем перевоплотиться в той или иной образ поставленный педагогом перед учеником. Разучивание песни происходит не только в легких и удобных упражнениях, но и в игровой форме. Если занятия групповые, то занятия проходят таким образом. Разучивание песни с детьми происходит в основном так: заходим в класс, здороваемся, ставим стулья или же встаем в круг в зависимости от поставленной задачи. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок может ощутить свою значимость для других, детей почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом, хорошим настроем, веселым настроением и доверительной аурой. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения. Оно не снижет результативности развивающих и обучающих задач. Наоборот привлекает к деятельности всех детей, даже тех кто не уверен в себе.

Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства - Ростов – на Дону., -2008.

Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Актерский тренинг М.,- 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель музыкального воспитания сегодня - ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров. Как сделать урок специальности уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества, развить у учащихся творческое внимание и воображение, музыкальную фантазию и образное мышление, научить слушать себя и передать в своей игре художественное содержание произведений подробно описывается в данной работе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

на тему: «Создание и развитие художественного образа

преподаватель I категории МОУ ДОД УДШИ

Обсуждена и одобрена Унечским

зональным методическим объединением

ВВЕДЕНИЕ 2

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ 3

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ……………………………………………………………….4

АНАЛИЗ МУЗЫЛЬКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА………………………………………………………………………………………………………………………………………………5

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УЧЕНИКА……………………………………………………………………9

В настоящее время музыкальное образование является неотъемлемой частью формирования духовной культуры личности на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими культурными ценностями. Цель именно музыкального воспитания школьников сегодня – ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, вырастить грамотного слушателя, ценителя музыки в частности и искусства в целом, творчески образованного, интеллектуально развитого человека.

Общую задачу обучения в музыкальной школе можно определить как развитие у учащихся любви к музыке, способности к эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, яркости их восприятия и обеспечения всесторонней музыкальной подготовки, которая позволила бы исполнять сочинения самых различных стилей и жанров, раскрывая перед слушателем их художественное содержание. Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений - одна из самых важных задач для педагога – музыканта.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ

Мир музыкальных образов чрезвычайно обширен: каждое художественно – полноценное произведение имеет неповторимое содержание, раскрывает свой круг образов – от простейших до поражающих своей глубиной и значительностью. Что бы ни играл учащийся – народные песни, танцы, пьесы современных композиторов или классическую музыку – ему необходимо понимать это произведение, осознавая выразительное значение каждой детали, и уметь исполнить его, т.е. передать в своей игре художественное содержание. Развить у учащегося способности к такому пониманию музыки педагог сможет лишь в том случае, если на протяжении всех лет занятий будет серьёзно работать в этом направлении, никогда не допустит бессмысленного исполнения.

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ

Музыкальную фантазию нужно развивать удачными метафорами, поэтическими образами, аналогами с явлениями природы и жизни, чтобы в воображении играющего возникали образные ассоциации, жили более чувственные и конкретные звуковые образы, многообразные тембры и краски.

Приведу несколько примеров из своей практики.

Приложение №1 - 3

Способность ярко, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. Но они получают материал из повседневной жизни, а музыкант не имеет готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является высокий уровень слуховой культуры.

АНАЛИЗ МУЗЫЛЬКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Безусловно, самое интересное для учеников занятие на уроках специальности – это работа над художественным музыкальным произведением.

При разборе музыкального произведения я стараюсь погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, в которой было написано это произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию, определить, при помощи каких средств выразительности и технических приёмов будет показана основная тема, вариации. Следует отметить, что большинство сведений о музыкальном произведении, сообщаемых школьникам преподавателем, имеет форму словесных описаний, картин, неких ассоциаций. На их основе учащиеся воссоздают себе содержательный образ разбираемого музыкального сочинения (облик героя музыкального произведения, события прошлого, невиданные ландшафты, сказочные картины, природу и т.д.). И здесь очень важно – сумеет ли педагог разбудить и развить своим выразительным и эмоциональным рассказом интерес к музыке. Именно на данном этапе определяется дальнейший путь развития начинающего исполнителя: пойдёт ли он по пути творческого мышления или же строгого исполнения нотного текста. При этом только следует обратить внимание вот на что: нередко, желая как можно более полно объяснить ученику смысл музыки, даже опытные педагоги-музыканты идут по пути излишней конкретизации образа, вольно или невольно подменяя музыку рассказом о ней. При этом на первый план выходит не настроение музыки, не то психологическое состояние, что в ней содержится, а всевозможные детали, вероятно, интересные, но от музыки уводящие.

Многие педагоги-практики уделяют недостаточно внимания развитию мыслительных процессов при работе над музыкальным материалом. Анализ музыкального произведения зачастую просто опускается, делается акцент на чистое исполнение нотного текста. Как результат – у учащихся слабо развито музыкально-художественное мышление, которое необходимо при интеллектуально-интуитивном восприятии музыки. Между тем, как формирование художественного образа опирается на всестороннее понимание произведения, что невозможно в отсутствии эмоционального и интеллектуального начала. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует повышенный интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.

Уже на этапе знакомства с произведением я намечаю первые штрихи к возможному художественному образу, рассказывая ученику о композиторе, его творчестве, времени создания той или иной пьесы. Педагог должен обладать не только глубокими музыкально-теоретическими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, чтобы оказать необходимую помощь в работе над музыкальным содержанием и возможными техническими трудностями. Таким образом, от преподавателя требуется постоянная высокая эмоциональная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает его ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями. Важно уметь каждый раз свежими глазами взглянуть на музыкальное сочинение, даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки в давно знакомом произведении. Почти всегда есть возможность, основываясь на предыдущем опыте, внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения учеником, ускорить овладение его трудностями, – и тем самым сделать работу интересной и для себя, и для ученика.

Педагог должен владеть инструментом и уметь показать разбираемое произведение в своей художественной интерпретации. Конечно же, исполнение в классе, для ученика, обязано быть таким же ярким, увлекательным, эмоциональным, как и на большой сцене.

ПРОЦЕСС ВСЛУШИВАНИЯ В МУЗЫКУ

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ УЧЕНИКА

Как же помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя ученику, что надо делать, сразу же показываю, как это делается и вновь, и вновь возвращаюсь к действию, определённому движению.

За счёт хорошего знания текста можно полностью отдаваться во власть музыкально – образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами - всей личной целостности. Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится как бы продолжением музыкального произведения. Когда речь идёт о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление.

Образное мышление ученика – это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре.

\u041c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u044b \u0431\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442:\u00a0
-\u043b\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 - \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u044b \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432, \u043e\u0449\u0443\u0449\u0435\u043d\u0438\u0439;\u00a0
-\u044d\u043f\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 - \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u0435;\u00a0
-\u0434\u0440\u0430\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 - \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u044b-\u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u044b, \u0441\u0442\u043e\u043b\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f;\u00a0
-\u0441\u043a\u0430\u0437\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435- \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u044b-\u0441\u043a\u0430\u0437\u043a\u0438, \u043d\u0435\u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435;\u00a0
-\u043a\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435- \u0441\u043c\u0435\u0448\u043d\u044b\u0435\u00a0
\u0438 \u0442.\u0434.\u00a0
\u041f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044f\u0441\u044c \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u044f\u0437\u044b\u043a\u0430, \u043a\u043e\u043c\u043f\u043e\u0437\u0438\u0442\u043e\u0440 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u00a0
\u0432\u043e\u043f\u043b\u043e\u0449\u0430\u0435\u0442 \u0442\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043c\u044b\u0441\u043b\u044b , \u0442\u043e \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u043e\u0435 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435.\u00a0\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0432\u043e\u043f\u043b\u043e\u0449\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437 (\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043f\u0435\u0440\u0435\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043c\u044b\u0441\u043b\u0438, \u0440\u0430\u0437\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439; \u043a\u0430\u043a\u043e\u0435 \u2013 \u043b\u0438\u0431\u043e \u043f\u0440\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b, \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430, \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430. ">]" data-testid="answer_box_list">

manukyantwins000

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.
Музыкальные образы бывают:
-лирические - образы чувств, ощущений;
-эпические - описание;
-драматические - образы-конфликты, столкновения;
-сказочные- образы-сказки, нереальные;
-комические- смешные
и т.д.
Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором
воплощает те или иные творческие замыслы , то или иное жизненное содержание. музыкальный образ – это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.

Как сочинить произведение. Основы музыкальной композиции

Как сочинить произведение. Основы композиции

Создание музыки или композиция – это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Большим заблуждением является утверждение, что великие композиторы сочиняли собственные произведения под влиянием вдохновения. Гении музыки: Бах, Гайдн, Бетховен, Малер, Рахманинов ежедневно выделяли время для композиции.

Данная страница поможет музыканту не только научиться создавать профессиональную музыку, но и поможет разобраться в основной терминологии, в частности используемой при анализе. Будут разобраны программы, необходимые для набора нотного текста, предложены упражнения для освоения композиторской техники, а также дан план, как сочинить музыкальное произведение.

Из чего сделана музыка?

Грубо говоря, музыка представляет собой последовательность звуков в определенном ритме , которая имеет эмоциональную окраску. Наиболее часто произведение содержит в себе следующие элементы:

Рассмотрим каждое понятие более детально.


Что такое мелодия

Мелодия представляет собой одноголосно выраженную музыкальную мысль. Существуют рекомендации, касающиеся строения мелодической линии:

Принцип равновесия. Не стоит перегружать мелодическую линию. Если Вы хотите, чтобы слушатель быстро запомнил материал, тогда необходимо соблюдать принцип равновесия. Он заключается во взаимодополнении ритма и интонационного строя. Если интонационный строй включает сложно воспринимающиеся для слуха элементы, такие, как скачки на широкие интервалы , наличие мелизматики, отклонения или модуляции и прочие осложняющие факторы, тогда необходимо применять простой ритм . Если мелодия по интонационному строю простая тогда прописывается более сложный ритм.

Принцип мелодической волны. Отлично воспринимается мелодия, построенная на чередовании восходящего и нисходящего движения.



Стоит отметить, что мелодия необязательно должна проводиться в верхних регистрах, она также может быть в басу или другом голосе.

Чтобы написать по-настоящему выразительную и красивую мелодию необходимо:

  1. Представить художественный образ, который необходимо воплотить в музыке. Задайте себе вопросы: инструментальное или вокальное сочинение? Какой характер? Все эти вопросы, позволят определить средства выразительности. В одном из разделов статьи подробно разбираются средства выразительности.
  2. Импровизировать. Больше играйте и слушайте. Многие музыканты именно при импровизации находят отличную мелодическую линию. Наиболее интересные варианты могут появиться не сразу.
  3. Если импровизация дается тяжело, то попробуйте специально сочинить несколько похожих по эмоциональной окраске мелодий. Запишите их либо на диктофон, либо в нотную тетрадь.
  4. Изменять. Возьмите определенную тему вашего сочинения, попробуйте изменить в ней что-то, например, одну ноту, фрагмент или тональность. Вслушайтесь, стало ли лучше.
  5. Анализировать другие произведения. Отмечайте, какие средства выразительности использовал композитор в понравившихся вам мелодиях. Это поможет понять, что звучит хорошо, а что плохо.

Если создается классическое произведение, то мелодию необходимо развивать. Существует несколько способов мелодического развития:

  1. Разработочный позволяет дробить тему, а также секвенцировать ее (Секвенция – последовательное повторение музыкального материала на другом звуковысотном уровне.)
  2. Полифонический подразумевает использование канонической имитации.
  3. Вариационный допускает небольшие изменения в мелодии, с сохранением изначальной гармонии и формы.
  4. Вариантный способ основывается не только на изменении в мелодии, но и в гармонии и соответственно форме, объединяющим является интонационный строй.
  5. Жанровая трансформация подразумевает изменение жанра, заложенного в основе. Например, тема была жанрово-бытовой, а стала хоралом.

При усложнении музыкальной ткани допускается совмещение способов развития. В инструментальной музыке в качестве развития материала можно использовать арпеджио, пассажи и другие общие формодвижения, это позволит разнообразить сочинение.

Гармония

Гармония позволяет объединять звуки в созвучия, которые, в собственную очередь, образуют последовательность. Созвучия в данном смысле представлены интервалами и аккордами. Наиболее часто гармонические обороты в композиции характерны для аккомпанемента.

Проще говоря, аккомпанемент представляет собой сопровождение для мелодии. Фактура определяется как заполненное звуками пространство, имеющее развитие. Существует несколько типов фактуры в аккомпанементе:

  1. Аккордовая. В основе фактуры аккорды в ритмическом изложении.
  2. Фигурации. Различают гармонические - проигрывание звуков аккорда последовательно и мелодические фигурации – последовательное проигрывание звуков аккорда с добавлением неаккордовых звуков.
  3. Альбертиев бас ритмически равномерно разложенный бас. В некоторых случаях воспринимается, как скрытое двухголосие.
  4. Полифоническая или многоголосная имеет несколько относительно самостоятельных голосов.


Гармонические обороты произведения желательно прописывать сразу после мелодии, можно в виде цифровок. Важно помнить, что для конкретных исторических стилей, характерны собственные обороты. Исторически сложилось несколько направлений в данной науке:

Каждое направление имеет ряд правил, которые не рекомендуется нарушать при сочинении в данном стиле.


Форма и роль повторений

Обязательно необходимо соблюдать форму. Без этого произведение будет разваливаться. Для каждого типа произведения есть определенная форма. Современный музыкальный мир может похвастаться многообразием форм, как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Наиболее распространенными моделями являются:

Простая двухчастная состоит из двух внутренних разделов, при этом во второй части повторяется небольшой фрагмент первой, который развивается иначе.

Простая трехчастная репризная (da capo) состоит из трех частей. При этом вторая контрастна первой, третья является повтором первой.

Сонатная основывается на тональном контрасте структурно оформленных экспозиционных тем, развитие проводится в разработочном разделе, в репризе темы тонально объединяются.

Вариации – модель, построенная на многократном изменении первоначальной темы.

Куплетная и запевно-припевная применяются в вокальной музыке.

Допускается синтез между формами.

Не стоит бояться формообразующих повторов. Мышление человека лучше усваивает повторяющуюся информацию. В классической музыке можно найти подобное использование повторений:

Лейтмотив применяется для симфонических или театральных произведений, имеющих ярко выраженную драматургию.

Лейттема – это тема, выступающая как действующее лицо.

Формообразующие повторы характерные для определенных композиторских моделей.

В современной популярной музыке композиторы также активно используют повторения. Так в припеве сохраняются музыка и текст. В куплетах изменяются только слова. Электронная музыка также наполнена повторениями, примером является композиции с использованием сэмплов.

Драматургия

Музыка относится к ряду искусств, которые должны вызвать эмоциональный отклик у слушателя. В противном случае, музыкальное сочинение не будет пользоваться популярностью. При сочинении композиции важно помнить о роли драматургии. Существует несколько вариантов драматургического развития:

Трагедийная концепция имеет заложенный конфликт

Созерцательная лирика не имеет конфликта, преобладает эстетическое начало

Каждый из данных вариантов имеет бесчисленное количество подкатегорий, поэтому не будем подробно на них останавливаться. Важно понять, что в том и другом варианте, обязательно должна быть кульминация. Выделяют несколько разновидностей кульминаций в зависимости от ее расположения в сочинении:

Вершина-источник находится вначале. Характерно для лирических произведений.

Середина или в точке золотого сечения наиболее популярна в творчестве романтиков, так позволяет создать атмосферу напряженности.

Вершина-горизонт находится в конце произведения. Оставляет у слушателя ощущение недосказонности, незавершенности. Имеет сильный эмоциональный эффект.

В музыкальном произведении кульминация сопровождается следующими признаками:

Расширение диапазона мелодии (как правило самый высокий звук во всем произведении)

Композитор должен обязательно продумывать кульминационные моменты. В одном произведении может быть несколько кульминационных точек. Если сочинение включает в себя несколько инструментов, то с точки зрения драматургии, необходимо вводить их постепенно, чтобы не перегружать фактуру.


Средства выразительности

Содержательную сторону композиции позволяют олицетворить средства выразительности. К ним относятся:

Тональность сильно влияет на произведение, некоторые тональности в классической музыке имеют собственное значение. Например: Des-dur – это выражение истинной любви.

Лад. Наиболее распространенными являются мажор, который используется для выражения более светлых и лирических образов, и минор, обладающий более драматичным оттенком.

Наличие мелизматики или ее отсутствие.

Включение музыкальных символов. Особенно характерно для композиций в барочной стилистике.

Инструментальные тембры. Каждый тембр имеет собственную окраску и диапазон, в котором он наиболее эффектно звучит.

При сочинении произведения необходимо экспериментировать со средствами выразительности, меняя тональность, лад, добавляя или убирая мелизмы.

Упражнения

Существует ряд упражнений и заданий, помогающих освоить композицию:

Анализ произведений других композиторов. Прежде чем написать произведение в определенном стиле необходимо посмотреть, как это делают профессионалы. Выделить для себя наиболее удачные приемы и попробуйте применить их на практике.

Выберите текст или стихотворение, имеющие яркую эмоциональную окраску. Проанализируйте. Попробуйте импровизировать, воссоздавая атмосферу в тексте. Тоже самое можно делать, используя художественные образы в живописи.

Выберите определенную форму и постарайтесь сочинить в ней, используя все правила.

Играйте гаммы, пассажи, аккорды, пробуйте модулировать. Все практические навыки обязательно пригодятся при сочинении.

Занимайтесь подбором других музыкальных произведений, это даст вам базу для формирования музыкального слуха, а также улучшит технику игры на инструменте.

Совершенствуйте знания в теории музыки.

Программы для набора нот при сочинении музыкальных композиций

Sibelius 8 является одним из лучших нотных редакторов, отлично зарекомендовавших себя на мировом рынке программного обеспечения для профессиональных музыкантов, композиторов и аранжировщиков.


К функциональным возможностям данной программы можно отнести:

  • Большой набор встроенных шаблонов.
  • Возможность самостоятельно устанавливать разметки страницы
  • Наличие необходимых инструментов
  • Несколько удобных способов набора нот
  • Наличие функции MIDI
  • Можно прослушать композицию
  • Постоянные обновления

Sibelius – полезная программа, как для начинающих композиторов, так и для профессионалов.

Подобной по функциональным возможностям является программа MuseScore 2.



Примечание: во многих современных нотных редакторах есть функция прослушивания полученного текста, более того, можно сохранить файл, как аудиозапись в различных форматах. Единственным минусом подобных аудиозаписей можно считать плохое качество звука, не передающее тембровую окраску. Так, если автор хочет добиться максимально качественного звучания, тогда необходимо использовать специализированные программы для записи, такие как FL Studio 12, Mixcraft 8 или Audacity. Запись может проводиться как на виртуальных инструментах, так и при помощи MIDI-клавиатуры.

Резюме: план сочинения

Инструментальная музыка:

  1. Импровизация и сочинение мелодии;
  2. Анализ характера мелодии;
  3. Выбор музыкальной формы, способной выразить характер мелодии;
  4. Разработка драматургии: кульминационные моменты;
  5. Выписка гармонических оборотов в выбранной фактуре. По необходимости включение отклонений, модуляций;
  6. Аранжировка или инструментовка (по необходимости);
  7. Критический взгляд на произведение;
  8. Корректировка (по необходимости).

Вокальная музыка:

  1. Выбор стихотворения или текста;
  2. Выбор музыкальной формы;
  3. Анализ настроения текста;
  4. Определение кульминационных моментов в тексте;
  5. Сочинение вокальной мелодии;
  6. Создание примерного гармонического плана;
  7. Выбор фактуры, соответствующей содержанию;
  8. Выписка кульминационных моментов в музыке;
  9. По необходимости аранжировка;
  10. Критический взгляд (проиграть композицию спустя время);
  11. Корректировка.

Надеемся, что статья помогла Вам понять, как сочинить музыкальное произведение. Пробуйте. Совершенствуйте собственное композиторское мастерство. Ищите индивидуальный стиль. Желаем вам творческих успехов!

Читайте также: