Как сделать музейную выставку

Обновлено: 07.07.2024

Традиционно музеи ассоциируются у нас с экспонатами за стеклом и табличками "не касаться". Но когда речь идет о физических объектах, то почувствовать фактуру, прикоснуться или взять в руки - на самом деле врожденная реакция человека. Керамистка Наталья Хананова собрала интересные факты о том, когда в музеях люди могли прикасаться к экспонатам и какие интерактивные программы музеи используют сегодня, чтобы заинтересовать посетителей.

Касаться артефактов: эволюция отношения

В детстве мы все сначала изучаем мир на ощупь. Это нормальный путь и желание - проверить визуальную картинку, дополнить ее ощущением текстуры, веса, температуры, объема и формы, которые на глаз могут восприниматься по-другому. Но впоследствии взрослые значительно ограничивают это тактильное познания: нельзя касаться чего-то потенциально опасного или грязного, других людей (разве что очень близких) или чужих вещей - в магазинах нас предупреждают об этом специальные объявления.

Однако этот формат со временем становился более редким, особенно со второй половины 19 века, когда возникло много публичных музеев. Считалось (не без причины, ведь поток посетителей уже был гораздо большим), что такое взаимодействие аудитории с экспонатами может их повредить, к тому же распространенной стала эстетика отстраненного созерцания искусства.

Одни из первых музеев, которые вернулись (по крайней мере, частично) к практике интерактивных экспозиций - детские и научные. В классических художественных музеях перемены к большему участию и привлечению зрителей начались в конце 20 века. Частично на это повлияло общественное требование сделать музеи доступными для слабовидящих. На самом деле, во многих случаях музейные программы для слабовидящих позволили и остальным посетителям взаимодействовать с экспонатами.


В музее Виктории и Альберта. Фото с сайта музея

Вот несколько примеров того, как музеи решают эти задачи. Например, в Британском музее уже давно существует программа Hands on Desks - отдельные зоны (столы) в рамках постоянной экспозиции, где под присмотром обученного волонтера можно подержать в руках не только реплики, но и некоторые реальные артефакты, расспросить о них, обменяться своими впечатлениями. В то же время 96% посетителей, которые подходили к этим столам, отмечали, что это значительно улучшило качество их визита в музей.

В Лувре создана так называемая Touch Gallery, где проходят тематические экспозиции для слабовидящих, а также детей и просто всех желающих изучить на ощупь слепки музейных произведений искусства (преимущественно скульптур - и древних, и современных). Раз в несколько лет экспозицию меняют, а уже сняты с показа экспонаты путешествуют другими музеями как гостевые выставки.

Подобных примеров можно найти достаточно много. Ведь этот путь - создавать и предоставлять свободный доступ к копиям или 3D-моделям произведений искусства - логический с точки зрения сохранения самых артефактов. Хотя и здесь можно найти определенный компромисс.

Например, в экспозиции таиландского Музея керамики Юго-Восточной Азии есть отдельная секция, где любой может подержать в руках старинные гончарные изделия. Правда, в основном это печной брак с раскопок в местах древних керамических центров. В этих образцов есть недостатки (они треснули или слиплись во время обжига и т.д.), но они - действительно аутентичные, и посетители могут прикоснуться к подлинной истории, ощутить фактуру, вес, собственноручно покрутить и осмотреть артефакты со всех сторон.


Экспозиция в Музее керамики Юго-Восточной Азии

Интерактивные форматы: как музеи привлекают посетителей к взаимодействию

Кроме возможности исследовать экспонаты на ощупь, современные музеи также вводят интегрированные программы для интерактивного познания. Обычно они направлены на детей и юношество, но могут привлекать и взрослых.

К этому побудили исследования в образовании, свидетельствующие об эффективности эмпирического обучения. Поэтому современные музеи - это уже не просто собрание работ с соответствующими описаниями. Это, фактически, среда, где есть возможными взаимодействие, определенная игра или эксперимент.

Например, музеи могут предлагать квесты для команд или тематические маршруты с разными задачами, загадками, пазлами. Это может быть предложение сыграть в игру, которая была популярной несколько веков назад, или найти современные виды спорта на древнегреческой вазописи. Конечно, в этом помогают и современные цифровые технологии (мультимедийные экраны, виртуальные туры, игровые программы и мобильные приложения).

Поразительный опыт лондонского музея Виктории и Альберта, у которого есть большая коллекция произведений искусства и дизайна: керамики, стекла, текстиля, художественного металла, мебели рядом со скульптурой, живописью, графикой и фотографией. Здесь интегрированные много возможностей для интерактивного познания и участия.

Компьютеры с сенсорными экранами расположены по музею, в них есть игры с различными уровнями сложности, викторины, тематические туры, возможность запостить свои впечатления и почитать комментарии других посетителей. Конечно, есть и описания экспонатов, и поиск по коллекции.

Можно касаться копий, расположенных рядом с некоторыми артефактами. Для ряда объектов есть аудио интервью с экспертами-искусствоведами, их можно включить и прослушать через динамик, расположенный у экспоната. Беззвучные видеоклипы показывают объекты с разных сторон, или иллюстрируют их применения. У некоторых экспонатов есть бирки с вопросами - на их обратной стороне можно найти ответ.

В музее также существует открытая мастерская, где работает приглашенный художник-керамист, а посетители могут наблюдать за его или ее работой, видеть разные стадии процесса создания керамики.

Вообще, сотрудничество музея с современными художниками-керамистами очень интересно. Это многомесячная резиденция, в течение которой художник реализует свой проект. Как правило, результат - это не традиционное отдельное самодостаточное произведение, а современная художественная интерактивная экспозиция, инсталляция или перформанс.

Конечно, дистанция между зрителем и произведением сокращается также и в случае с современным искусством. Есть художники, которые сразу закладывают в концепцию работы возможность непосредственного взаимодействия с аудиторией.

В Киеве есть музеи, которые хоть и не столь комплексно, но все же начали вводить некоторые форматы тактильных и интерактивных экспозиций. Национальный художественный музей, Музей Ханенко, Национальный исторический музей, Национальный музей украинского народного декоративного искусства - лишь некоторые из тех, кто уже сделал первые шаги и активно привлекает аудиторию через игровые и интерактивные форматы.

Назначение и функции музейных учреждений и галерей сегодня действительно заметно эволюционируют. Роль собирателя и архиватора коллекций, конечно, никуда не девается, но постепенно отходит на второй план. Зато все более важным становится создание контекста для обучения, креативного познания и участия, а также инклюзии людей с нарушениями зрения и тому подобное. Поэтому в дальнейшем, очевидно, более заметным станет движение к созданию экспозиций нового типа, например тактильных или интерактивных.

Пошагово рассказываю, как я почти вдвое перевыполнил план по продажам билетов на выставку художественного музея без бюджета на маркетинг. Нахожу ошибки в собственном кейсе и исправляю их.

Привет! Меня зовут Юрий Печкин. Я разрабатываю маркетинговые стратегии для музеев, театров, филармоний, даже всей городской культуры. Мой первый текст о том, как я привожу людей в культуру, отлично зашел. Многим не хватило реального кейса с подробным разбором, цифрами и результатами. Публикую его.

Предуведомление: я описываю кейс создания и продвижения события, прошедшего в сентябре 2017 года. Многие механики актуальны до сих пор. Также я пишу о том, что бы я исправил, если бы делал это открытие прямо сейчас.

В 2017 году департамент культуры Тольятти предложил мне помочь местному художественному музею с маркетингом. Нужно было создать событие и придумать для него стратегию продвижения, научить музейщиков простым приемам маркетинга, которые они смогут применять сами.

Тольяттинский художественный музей создали в 1987 году как филиал Самарского художественного музея. Самостоятельный статус музей получил в начале девяностых. В коллекции порядка 10 000 произведений. Основа — работы, переданные в фонды еще во времена СССР. Фамилии художников, картинами которых гордятся музейщики, известны только искушенным ценителям прекрасного.

У музея несколько небольших выставочных залов в помещениях бывшего гастронома и микроскопическая парковка. Важный плюс: нет постоянной экспозиции, которая висит десятками лет без изменений.

Под событие отдали дальний зал. В остальных — выставка казанских художников. Директор музея поставила план — 70 билетов. Она не слишком оптимистично оценивала шансы на успех.

Выставки в музее обычно открывали по другой схеме:

Наш бюджет на организацию события, включая маркетинг, около 3000 руб.

Я решил, что для выставки нужно отобрать из фондов музея 12 лучших работ, по версии кураторов и местных инстаблогеров. Сделал ставку не на экспозицию, а на атмосферу светского события.

Привести обычных горожан посмотреть работы художников, фамилии которых очень сложно гуглятся, задача невыполнимая.

Я решил сосредоточиться на антураже:

  • рекомендуемый коктейльный дресс-код;
  • фуршет с шампанским;
  • диджей и легкая музыка;
  • хороший фотограф, который снимет гостям контент для социальных сетей;
  • краткая лекция об искусстве для любителей интеллектуальных развлечений;
  • детский мастер-класс для тех, кому не с кем оставить дома свое чадо;
  • выездная точка с кофейшиков с капингом.

Идеи мне согласовали и даже пообещали подключить продажу электронных билетов на сайте музея и взять на себя поиски кофейного партнера.

Что бы я исправил в 2020 году: ничего. Я все еще уверен (и не раз использовал этот прием позднее), дресс-код отлично мотивирует людей пойти на культурное событие, разумеется, вместе с другими факторами. Опыт продвижения мероприятий показывает, посетителям приобщиться к культуре все еще важнее, чем ее понять.

На сбор гостей мы отвели 30 минут. Торжественное открытие с речами всех важных людей в 19:30. Потом свободное время, экскурсия от куратора и две активности параллельно: лекция об искусстве и мастер-класс для детей. Потом снова можно сфотографировать в фотозоне, допить шампанское, послушать сет и выпить кофе.

Лекцию прочла сотрудница музея и известный в городе куратор, фотограф (его фотографиями оформлена эта статья) и диджей согласились поучаствовать за трансфер, респект, шампанское и промо. Недостающее звуковое оборудование одолжили в другом учреждении культуры.

Что бы я исправил в 2020 году: почти ничего. Я все еще люблю кураторские экскурсии и побочные активности: краткие лекции или мастер-классы. Я все еще уверен, что фотоотчет известного в городе фотографа и диджей-сет добавляют стоимости событию в глазах потенциального посетителя. Горячий кофе в начале сентября — провальная идея.

Основной трафик должен был пойти на событие ВКонтакте. Знакомая девушка-дизайнер подготовила афишу и весь визуал для ВКонтакте и Instagram бесплатно. Размеры шапки, аватарки и картинок для постов взяли из рекомендаций социальных сетей.

Я создал краткий контент-план на 11 дней и написал такие посты:

Фото для постов сделали сотрудники музея. Мне осталось только их обработать, превратить в посты и поставить в отложку.

Даже максимальная отстройка от всех мероприятий музея с помощью афиши и понятных текстов не приведет людей. Нужно было решить, как лить трафик, если нет денег даже на самый простой таргет ВКонтакте.

Лиды приходили на основной пост и репостили его, чтобы получить скидку (150 рублей за билет, вместо 200). Мы запустились 28 августа и собрали в этом месяце полный охват 6923. В сентябре — 8038.

Проблема: онлайн-оплата на сайте музея так и не запустилась.

Пришлось срочно придумывать выход. Решили, что будем собирать заявки на бронь билетов и предлагать выкупить их в кассе музея заранее. Сотрудники наотрез отказались принимать деньги на карту и тут же сдавать их в кассу. Даже топорных онлайн-продаж не вышло.

Схема бронирования выглядела так:

В начале кампании:

За день до открытия:

Отобрал работы из каталога всего один блогер. Музейщиков это только порадовало. Они очень переживали, что не смогут грамотно развесить картины.

Лучшая конверсия в брони у блогера, пишущего для мам с детьми (8000 подписчиков, ER 11%).

Итоги бронирования:

Маркетинг события не заканчивается на бронировании билета или его продаже. Важная часть — впечатления посетителей. Особенно, если публика абсолютно новая.

Я пришел за полтора часа до открытия, встал у кассы и приготовил толстую пачку мелких купюр. Хорошо, что банки в 2017 году не так пристально относились с десятку переводов на одну и ту же сумму. Мне отправляли деньги на карту, я выдавал кэш, с которым посетители отправлялись в кассу.

В кассе не было терминала для приема денег с карт и практически моментально закончилась сдача. Если ставишь некруглую цену билета — запасись разменом.

Очередь заканчивалась на лестнице у входа в зданий. Конечно мы не повторили очередь на Серова, но тольяттинские музеи редко видят такой ажиотаж на выставке из собственных фондов.

Когда мы резво преодолели планку в 70 билетов, ко мне подошла директор музея и сообщила, что закроет двери, кажется, из-за пожарной безопасности или несоблюдения еще каких-то норм. Договорились все-таки продолжить пускать посетителей.

Места на парковке закончились мгновенно. Я десять раз пожалел, что не писал о том, что в музей стоит ехать на такси или общественном транспорте. Машины оставляли на проезжей части вдоль здания. Хорошо, что эвакуаторы в 2017 году почти не работали.

Многие соблюли дресс-код, смотрели картины, пили шампанское и фотографировались. В музей пришла публика, которая никогда или почти никогда в нем до этого не была.

Итоги в цифрах:

  • 127 проданных билетов по средней цене в 167 рублей;
  • 21209 руб. — выручка (на самом деле, чуть больше);
  • 100 руб. — затраты на маркетинг (оплата капчи в парсере);
  • план перевыполнен почти вдвое;
  • абсолютно новая публика на событии;
  • сотрудники музея научились простым инструментам маркетинга.
  • событие можно собрать за минимальный бюджет, вообще не опираясь на контент (картины и имена художников);
  • можно потратить на маркетинг 100 рублей и очень много поработать руками, но добиться результата;
  • афиша и визуальный контент решают;
  • если сделать новое событие под старым брендом, люди придут посмотреть даже из интереса.

Исправления

Там я в самое ближайшее время начну писать о маркетинге музеев, театров, филармоний и ДК.

Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки тематико-экспозиционного плана. Так же рассматриваются основные требования к размещению оборудования, экспонатов и текстовой информации.

ВложениеРазмер
statya_ushakova_d_metodika_sozdaniya_ekspozitsii_shkolnogo_muzeya.docx 72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова Дарья Александровна

Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Методика создания экспозиции школьного музея

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ).

Схема построения музейной экспозиции

https://sun9-19.userapi.com/QWO1Vx8hgcANt-bsA5AZHiyIeSrs6b5eC3p89A/dGd-AYFIjpA.jpg

Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции:

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3. 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом.

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Архитектурно-художественное решение экспозиции

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Ориентирование в музее

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Текст в экспозиции

Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится.

Палаццо Веккьо во Флоренции. Студиоло Франческо I Медичи

Виды и типы музейных экспозиций

3 года ago Enottt Комментарии к записи Виды и типы музейных экспозиций отключены

Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-про­странственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (науч­ным и художественным) замыслом.

Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.

В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок:

  1. Тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет;
  2. Фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями;
  3. Отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов — так называемые выставки новых поступлений.

Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся:

  • принцип идейности или принцип соответствия экспозиции, определенной музейными специалистами — авторами экспозиции, идеи;
  • принцип предметности, который исходит из предметной сущности экспозиции любого музея, поскольку музейный экспонат является как доказательством фактов развития природы и общества, так и носителем эмоционально окрашенной информации;
  • принцип доходчивости и универсальности, т. е. принцип построения экспозиции с учетом восприятия ее различными группами посетителей.

Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют

  1. систематическая,
  2. ансамблевая,
  3. ландшафтная
  4. тематическая экспозиции.

Тематическая экспозиция

Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов — вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике — классовой борьбе, экономической и политической истории. С 1930-х гг. он стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

Систематическая экспозиция

Демонстрации однотипных предметов, представляющих собой часто систематические коллекции. Такие экспозиции сопровождаются пояснительным текстом с этикетажем. Примером могут быть выставки нумизматических коллекций, изделий керамики одного промысла и т. д.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали систематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица систематической экспозиции — типологический (системный) ряд; он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, научно технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.

Ансамблевая экспозиция

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гуманитарного, но и естественно-научного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов. Он может состоять из различных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Поскольку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметами, по своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть определенный недостаток. За редким исключением исторические интерьеры не существовали как единое стилевое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по времени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.

В том случае, когда музеем становится сохранившийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обстоятельствах необходимо воссоздавать достоверную среду, что влечет за собой целенаправленное комплектование, а иногда изготовление воспроизведений музейных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.

Ландшафтная экспозиция

Ландшафтные экспозиции воссоздают взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы — с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокгольме была создана первая биологическая панорама, воссоздающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную картину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил участок местности со скалами, растениями, болотом, ручьем.

В отличие от художественной панорамы, где живопись подчиняет передний натурный план, в ландшафтной панораме пейзаж служит только вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В биогруппе и диораме кроме животных размещают растения и макеты различных фрагментов местного пейзажа — валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно позволяют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать. Но достоверная передача особенностей поведения и образа жизни животных, характерных черт их среды обитания требуют проникновения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды — неправильная поза животного, анатомические дефекты, не подобающие сезону густота и окраска меха, растительность, не соответствующая данному ландшафту — все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познавательный смысл биогрупп и диорам.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспозиция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведческом музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафтный метод стал преобладающим в региональных естественно-научных музеях и отделах природы краеведческих музеев.

Экспозиция имени одного экспоната

Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.

Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции — музейные выставки. Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений). Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие длительному экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме. Зачастую тема может выходить за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают образовательно-воспитательную роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, расширяют географию деятельности музея — передвижные выставки обслуживают дальние регионы страны. В современных условиях активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаи- мообогащению различных культур и взаимопониманию между народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.

Читайте также: