Как сделать музей интересным

Обновлено: 04.07.2024

Хотя на популярные выставки выстраиваются огромные очереди, посещение музея не всегда приносит посетителям положительные эмоции.

Искусство может вызвать непонимание — из-за этого к экспозиции пропадет интерес. А еще картины может быть сложно воспринимать просто из-за усталости или голода.

В этой статье я поделюсь советами, которые помогут сделать поход в музей приятнее и полезнее — как в одиночку, так и с компанией.

Что вы узнаете

Если попасть в музейный час пик, можно утомиться еще в очереди на вход, а в музее разглядывать спины других посетителей вместо экспонатов.

Этого можно избежать, если заранее узнать график загрузки музея — его можно найти в поисковике.

Из-за ковидных ограничений билеты во многие музеи нужно покупать заранее на сайте. Обычно такой билет дает возможность не просто зайти в музей, а попасть на сеанс в определенное время: количество билетов на сеанс ограничено, поэтому это позволяет избежать толкотни. Чтобы народу было совсем немного, можно выбрать непопулярное время: например, прийти утром к открытию или, наоборот, поздно вечером.

Выбирая вечерний сеанс, обращайте внимание на время работы музея: оно может меняться в зависимости от дня недели. Например, по вторникам, четвергам и воскресеньям Эрмитаж работает до 19:00, а по средам, пятницам и субботам — до 20:00.

В определенные дни в музеи можно попасть бесплатно или со скидкой: например, в третье воскресенье месяца в Третьяковке бесплатный вход для детей от 7 до 17 лет включительно, а в первый понедельник месяца бесплатно работает Музей истории религии в Петербурге.

В обычные дни купить билет со скидкой могут льготники: например, студентам, посетителям до 24 лет или старше 60 лет билет в Пушкинский музей обойдется в 250 Р вместо 500 Р . Помните, что льготы предоставляются только при наличии подтверждающих документов: даже если покупаете билет на сайте, захватите с собой паспорт или студенческий билет.

Курс о больших делах

Узнайте заранее, что есть в коллекции и какие временные выставки сейчас проходят. Это поможет определиться, на что смотреть в первую очередь, и составить оптимальный маршрут.

По этому же принципу можно заранее подготовиться к походу теоретически: скажем, немного почитать о периодах, художниках или стилях, представленных на выставке.

Эта информация обычно тоже есть на сайтах музеев и галерей, там же часто есть и дополнительные сведения, которые раскроют экспонаты полнее. Но не стоит превращать посещение музея в экзамен: иногда интереснее сначала посмотреть работы художника вживую, а уже потом изучить его творческий путь.

Заранее решите, сколько времени вы готовы гулять по музейным залам. Мне достаточно часа: после остается мало внимания и сил.

Не мучайте себя долгими прогулками и не пытайтесь посмотреть все сразу: большинство музеев на это не рассчитаны. Например, чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа, понадобится с десяток лет. Больная спина или замыленный взгляд испортит настроение или совсем отобьет желание ходить в музеи.

Синдром музейных ног — так называется боль в ногах после долгого похода по музею

Позаботьтесь о своем самочувствии

Об этом часто забывают, но идти в музей стоит, когда вы и ваши спутники чувствуете себя хорошо: сыты и полны сил.

Голод и физический дискомфорт точно не помогут насладиться искусством. Вкусная еда и предварительная прогулка на свежем воздухе сделают компанию более восприимчивой к красоте.

Если идете в музей с ребенком, следите за его состоянием и прислушивайтесь к жалобам. Если ребенок устал, возможно, стоит остановить осмотр, чтобы в будущем музеи и искусство не ассоциировались с чем-то тяжелым и неприятным.

Чтобы не пришлось уходить из музея слишком быстро, советую заранее позаботиться о развлечениях ребенка — о том, как это сделать, расскажу ниже.

Поход в галерею будет интереснее, если удастся не только осмотреть экспонаты, но и что-то о них узнать. Особенно это полезно на выставках современного искусства, которое часто вызывает много вопросов.

Если идете с друзьями или семьей, попробуйте заказать экскурсию для компании, если в одиночку — попасть на сборную экскурсию, записавшись заранее или присоединившись спонтанно. Преимущество экскурсии в том, что посетители точно знают, сколько времени проведут в музее, и никто не будет им мешать.

Cборная экскурсия в Пушкинском музее стоит 900 Р за взрослого, столько же заплатит один участник самостоятельно организованной экскурсии на 10 человек. В Третьяковке иначе: участие в сборной экскурсии стоит 850 Р за взрослого, а в собственной группе из 10 человек каждый заплатит 950 Р .

Помимо этого, можно попробовать задать интересующий вопрос смотрителям в зале. Многие из них с радостью ответят и, может быть, расскажут истории, которые ни от кого больше не услышишь.

На сайте музея есть небольшая историческая справка и снимки картин, которые помогут понять, что ожидает на выставке.

Там же можно почитать о других залах музея и спланировать свой маршрут, если вы захотите посмотреть еще что-то , кроме выставки.

Упражнение помогает развить фантазию, лучше почувствовать искусство, повысить восприимчивость к нему и к жизни и лучше узнать ребенка, партнера или друга.

Представьте, что вы внутри изображенного места, и попробуйте обсудить с компаньонами, какие чувства у вас оно вызывает: какая там погода, что это место вам напоминает и что бы вы сделали, вдруг оказавшись там. Проще всего объяснить это на примере пейзажа, но на самом деле такая техника работает с любыми жанрами: портретами, натюрмортами, сказочной или исторической живописью.

Еще один способ смотреть картины — придумать, что находится за пределами полотна, что герои будут делать дальше, прокрутить этот сюжет в голове или обсудить со спутником.

Фантазируя вместе, дайте возможность больше говорить ребенку, а сами задавайте вопросы, мягко развивайте историю. Потом можете поделиться и своей.

Чем еще развлечь ребенка в музее

В первую очередь отталкивайтесь от интересов ребенка. Например, возьмите с собой блокнот и карандаши — в большинстве музеев в залах можно рисовать. Если вы знаете, что ребенок любит котиков, предложите ему найти всех котиков на картинах, зарисовать их или записать имя художника и название. Так ребенок еще и научится читать карточки — описания картин.

Другие примеры заданий:

  • найти похожие картины: по сюжету, по технике рисования, по цветам;
  • найти самый красивый наряд и объяснить, почему он нравится;
  • найти картины художников, которые могли быть друзьями, и объяснить, почему так показалось.

Подход из предыдущего пункта подойдет и для нефигуративного искусства, например абстрактного. Василий Кандинский — один из создателей абстрактной живописи — говорил, что каждый может увидеть в этой живописи то, что захочет.

Чем больше произведений искусства вы увидите, постепенно расширяя кругозор, тем ярче может стать и интерес к искусству, которое выходит за рамки привлекательности и может быть даже уродливым. Однако если вы ищете в произведениях способ получить удовольствие и узнать немного больше и не готовы к слишком радикальным формам искусства, это тоже нормально. Лучше выбирать темы, периоды и художников, которые в первую очередь визуально интересны: так вы точно обеспечите себе удовольствие, интерес и желание вернуться.

Если вы волей случая попали на выставку абстрактного искусства и никак не получается воспринимать картины целиком, попробуйте сосредоточиться на отдельных частях или деталях: текстуре, сочетании цветов, прослеживаются ли движения кисти, как линии тянутся из одной точки в другую, подсказывая, куда смотреть дальше. Нефигуративное искусство может научить смотреть внимательнее, быть более открытым и видеть красоту там, где ее нет на первый взгляд.

Попробуйте не просто смотреть на картины в целом, а выбрать конкретный аспект и обращать внимание на него. Например, можно посмотреть, как художники изображают воду, вдохновиться натюрмортами с едой и набраться идей для красивого декора или изучить феномен картины в картине. Особенно это может быть интересно, если вы идете в эти залы не в первый раз.

Когда вы смотрите искусство, отталкиваясь от собственных интересов, вы повышаете мотивацию, интерес и азарт, а также учитесь видеть больше. Такой подход может распространяться и на другие области жизни, помогая видеть больше красоты вокруг, ведь искусство часто подсказывает, на что можно и стоит смотреть. Я не раз это замечала: например, после выставки импрессионистов люди часто обращают внимание, что блики на воде очень похожи на мазки кисти.

Вместе с ребенком вспомните, как вы когда-то рисовали мелками — так же как и, например, Эдгар Дега рисовал пастелью. Можно обратить внимание на то, как интересно выглядит бумага под пастелью, а потом сравнить это впечатление с тем, что производит картина, написанная красками.

Когда вы всматриваетесь в картины с конкретной целью, например рассматриваете текстуру красочного слоя, вы развиваете внимательность и логику, а еще обнаруживаете, как ценны могут быть детали.

После продолжительного локдауна становится очевидно, что коронавирусные ограничения в том или ином виде могут остаться с нами до 2022 года. Гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков рассказывает о том, что могут сделать музеи, чтобы привлечь больше посетителей.

За последние полгода мы стали свидетелями роста активности музеев в онлайне. Музеи научились удаленным формам работы с посетителями. Если бы не ограничения, мы бы едва ли увидели множество замечательных видеоэкскурсий и виртуальных туров.

Ограничения пандемии никуда не денутся, но власти будут подходить к ним избирательнее, не допуская тотального локдауна. Хорошая новость для музеев состоит в том, что их вряд ли закроют повсюду. Плохая новость — организовывать живые экскурсии и привлекать к ним посетителей станет сложнее.


Национальный центр интерактивного обучения США много лет изучает познавательные процессы, процессы обучения и поведения в музеях. Согласно их исследованиям, ключевая причина похода в музей — прикоснуться к тем реальным вещам, которые едва ли встретишь в обыденной жизни. Людей приводят в музей эстетика, обучение, социальные причины и желание получить незабываемые эмоции.

Это дает много пищи для размышлений. В частности, американский ученый Роберт Расселл выделил несколько правил успешной музейной выставки.

1. Выставка начинается со знакомства

Выставка — это путешествие в мир, который далеко не всегда знаком посетителю. Поэтому этот путь должен начинаться с чего-то знакомого. Понятная вводная часть позволяет посетителям легко и уверенно начать путешествие без страха потерять суть повествования. Можно начать с названия, некоторого введения, структуры или определения основных тематических областей и идей.

2. Создайте доступную, интересную и вовлекающую обстановку

Выставка должна предлагать только безопасную среду и стимулировать к интеллектуальному общению гостеприимством. Сведите к минимуму отвлекающие факторы, чтобы максимально вовлечь посетителя в путешествие.

3. Используйте простые и понятные правила взаимодействия с выставкой

Важное значение в выставке имеет дизайн. Дизайн, интерфейсы и графика связывают не только экспонаты между собой, но и помогают посетителям работать с ними. Особенно это касается интерактивных экспонатов с элементами управления. Дизайн должен быть продуман так, чтобы посетители могли легко понять, как использовать элементы управления, понимать связь между действием и его результатом, наблюдать эффект от своих действий. Дизайн должен также учитывать возможные ошибки посетителей.

4. Предложите реальные объекты и явления


Не всегда музей может использовать подлинные объекты и явления. Но чем они реальнее, тем сильнее будут эмоциональные переживания и интеллектуальное вовлечение, вплоть до wow-эффекта.

5. Создайте выставку, отвечающую ожиданиям посетителей

Выставка и экспонаты должны быть спроектированы так, чтобы доставлять посетителю эстетическое удовольствие, возбуждать любопытство, поощрять общение, обучать новому и вселять уверенность в полученных знаниях и опыте.

6. Разнообразьте точки контакта для разных посетителей

В первую очередь ориентируйтесь на потребности наиболее массовой части аудитории. Чтобы привлечь другие аудитории или возрастные категории, используйте вспомогательные инструменты взаимодействия и медиаконтент. Для оценки аудитории стоит понять ее знания, жизненный опыт и интересы. Это поможет привлечь посетителей чем-то знакомым или проблемным вопросом, который заставит поразмышлять и пробудит желание ответить на него.

7. Дайте посетителям возможность выбора, контроля и обратной связи


Посетитель должен иметь возможность персонализировать свой путь и действия, полностью контролируя его и получая ответы на поставленные, предполагаемые или подразумеваемые вопросы. Поскольку посещение выставки — это еще и исследование, посетители должны иметь возможность попробовать различные действия и наблюдать разные результаты этих действий. Взаимодействие с экспонатами должно обязательно иметь результат, помогающий отыскать ответ на вопрос.

8. Добавьте описаний

В путешествии посетителя немаловажную роль играют экскурсоводы. В свою очередь, сами экспонаты должны иметь четкие описания и инструкции, поднимать вопросы и отвечать на них, строить взаимосвязи с другими экспонатами, выставками и жизненным опытом посетителя, выделять важное. Всё это можно сделать в текстовом или аудиоформате.

9. Стимулируйте социальное взаимодействие

10. Оцените результаты

Как и любой новый продукт, непроверенная выставка или экспонат могут иметь серьезные недостатки. В музее, как и в образовательной среде, следует проводить фронтальное и формативное оценивание. Это помогает выяснить то, что знают посетители, какие виды экспонатов они предпочитают и насколько хорошо работают прототипы будущих экспонатов. С помощью оценки можно повысить релевантность, функциональность и эффективность выставки или ее элементов.

Проводить профессиональную оценку выставочного опыта довольно сложно. Но пандемия открыла окно возможностей — сама жизнь заставляет музеи сильнее уходить в виртуальную реальность. Фактически через виртуальные туры VR-технологии ворвались в нашу действительность, заменив реальный мир. О том, какие недостатки несут с собой VR-технологии для музеев, мы разбирались в предыдущей статье.


Проблемы VR связаны с отсутствием социального взаимодействия, кадровыми и учебными потребностями, стоимостью, доступностью, практическими и техническими проблемами, качеством графики, выставочным потоком, отвлечением внимания и принятием технологий.

Однако большинство ограничений, присущих VR, могут быть сняты с помощью AR. AR не вырывает посетителя из реального мира, а лишь аккуратно дополняет его. Именно поэтому AR называется дополненной, а не виртуальной реальностью.

Посетителю, привыкшему за долгие месяцы гулять по музеям виртуально, будет в новинку AR-приложение музея, которое заставит его всё-таки прийти в музей благодаря полезным элементам виртуальности. Оно поможет музею продолжать экскурсионные программы тогда, когда сотрудники вынужденно сидят на удаленке.

AR-приложение, которое требует лишь использование смартфона самого посетителя, открывает музею и его посетителям много возможностей:


1. Мгновенный доступ к информации об экспонате, которую подготовили сотрудники музея.

2. Возможность вовлечь посетителя в повествование электронными фото- и видеоматериалами, которые невозможно или слишком дорого разместить в музее.

3. Электронный аудиогид в AR-приложении заинтересует посетителей со слабым зрением, которым будет тяжело читать печатные описания экспонатов, и иностранцев, для которых можно подготовить аудиогиды на других языках.

4. Наложение несуществующих объектов на реальные экспонаты позволит добиться wow-эффекта и привлечь аудиторию, которая ранее была недоступна музею.

6. Музей сможет предложить более персонализированные варианты путешествия (например, стандартный или исследовательский, взрослый или детский) по выставке для разных категорий пользователей и возрастов.

7. С помощью музейного приложения посетитель сможет делиться своим путешествием в соцсетях, рассказывать о нем друзьям, узнавать о выставке еще больше с помощью подборок музейных материалов и вспоминать о музее чаще благодаря одной лишь иконке музея в смартфоне.

8. Музей сможет напоминать посетителям о новых мероприятиях и скидках с помощью уведомлений в приложении.


9. Музей может экономить на печатных материалах, добавив в каждый буклет AR-метки, которые открывают в приложении более подробную информацию о выставках, дополнительных материалах, правилах и т.п.

10. Приложение позволит собирать довольно подробную статистику о пользователях, проводить опросы и глубокие исследования опыта посетителей для повышения эффективности работы музея.

Подобное AR-приложение решил создать частный музей охотничьих трофеев российской компании SNS Group. Приложение предоставляет посетителям подробные сведения об экспонатах, трофеях и охотниках в дополненной реальности и систематизирует экспонаты.

Мы добились высоких показателей по точности распознавания экспонатов в слабоосвещенных местах и при различной удаленности от объектов. Дизайн приложения основан на типографике и авторских иллюстрациях. Это позволило разнообразить пользовательский опыт

Таким образом, во время просмотра информации в AR-приложении посетитель не теряет связи с реальным миром и легко делится эмоциями с друзьями. Он может показать объекты сотруднику музея и уточнить некоторые вопросы.

Если вы хотите внедрить в работу AR-технологии и создать приложение, которое поможет привлечь больше посетителей, наши специалисты готовы вам помочь. Спросите экспертов сегодня и узнайте больше о наших услугах.

Том Дункан, сооснователь архитектурного бюро Duncan McCauley, — о том, почему при создании выставки стоит думать минутами, а не квадратными метрами, а посетителей рассматривать как часть экспозиции.


Фото: личный архив

Как сделать так, чтобы посещение музея стало необычным опытом, о котором хочется рассказать другим? Сооснователь англо-германского бюро Duncan McCauley Том Дункан считает, что в этом вопросе архитекторам можно поучиться у киноиндустрии. На своих лекциях он предлагает выстраивать экспозицию через эмоции посетителей, а на экспонаты и само пространство музея смотреть как на декорации. Свой подход бюро воплотило, работая с Государственными музеями Берлина, Музеем Виктории и Альберта и Историческими королевскими дворцами в Лондоне, Туристическим центром Рейхстага и другими площадками.

Strelka Magazine пообщался с Дунканом во время его визита в Москву и узнал, какие схемы он чертит при создании экспозиции, как интересно обыгрывать инклюзивные составляющие выставки и сделать бывшую печь кирпичного завода одновременно обучающим и захватывающим экспонатом.

Далее — прямая речь Тома Дункана.

ВЫСТАВКА ПО СЦЕНАРИЮ: СПЛАНИРОВАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ



Есть кино для узкого круга зрителей, а есть массовое. И выставка, как мне кажется, похожа как раз на второе. Это действительно что-то для всех. Поэтому мы не придумываем отдельные сценарии для детей или людей с ограниченными возможностями. Даже если в музей пришёл человек с отставанием в развитии, он должен иметь возможность взаимодействовать с вещами простыми, но не подчёркнуто покровительственными, детскими. На той же выставке про Амарну у нас были экспонаты для слабовидящих, которые можно было потрогать. Но это же делали и другие посетители, это была общая возможность. Тема прикосновений стала отдельным сюжетом, потому что мы хотели приблизить зрителей к атмосфере раскопок. Можно было полистать виртуальный дневник работ, послушать интервью с археологами и узнать, что происходило в тот день, когда был обнаружен бюст Нефертити. И мы сделали его гипсовую копию, которую можно было трогать.

ГОВОРЯЩИЕ И ТАНЦУЮЩИЕ СТЕНЫ

Говоря о теории проектирования выставок, мы используем два термина. Interpretive Design — процесс, в котором главный акцент делается на обучении и предоставлении контента. И Scenography — этот термин в большей степени относится к театральности и описывает создание сценического пространства. Это не столько два разных понятия, сколько пересекающиеся области, внутри которых работает архитектор. Например, на выставке The Glorious Georges во дворце Хэмптон Корт, посвящённой 300-летию восшествия на престол династии Георгов, основной темой были порядки, обычаи и атмосфера двора того времени. Вплоть до запахов и звуков. Нашей задачей было заставить помещение рассказывать свою собственную историю.


Выставка The Glorious Georges во дворце Хэмптон Корт / фото: Historic Royal Palaces

Выставка The Glorious Georges во дворце Хэмптон Корт / фото: Historic Royal Palaces

Выставка The Glorious Georges во дворце Хэмптон Корт / фото: Historic Royal Palaces

В одном из залов мы использовали информацию о том, что в нём танцевали менуэт принцесса Амелия и герцог Графтон. Чтобы воссоздать эту историю, мы поставили близко к стенам манекены в одеждах того времени и попросили хореографов исполнить этот танец на специальном фоне. После чего спроецировали движения на стены. В итоге посетители, с одной стороны, попадали в пространство иллюзии, а с другой — могли считывать информацию о танцах и моде того времени. Причём многие из них даже не замечали, что у манекенов нет головы, а у их теней есть.

Самих посетителей тоже можно рассматривать как часть выставки. Когда они заходят в зал, будут они видеть спины других людей или встретятся с ними глазами? А может быть, люди на выставке помогут друг другу получить какой-то опыт. Мы создавали музей бывшего кирпичного завода в Германии, в конце которого люди попадали в бывшую круговую печь. Они должны были взять в руки белые макеты кирпичей и пройти сквозь неё. По мере движения макеты из белых превращались в красные. Как если бы действительно проходил процесс обжига. И чем больше посетителей одновременно находились внутри, тем эффектнее это смотрелось.

БОТТИЧЕЛЛИ НАОБОРОТ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛЬНЫЙ КУРАТОР


Как не заскучать в музее

Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если преследовать конкретную цель. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.

Цель — отдохнуть

Поход в музей для школьника — это смена обстановки и приток новых впечатлений. Именно это нужно для интеллектуального отдыха. Не обязательно интенсивно расширять кругозор, читая каждую табличку. Достаточно пройтись по залам, понаблюдать за людьми, мысленно примерить экспонаты к своей комнате: что бы хорошо смотрелось на стене вместо ковра.

Разрешить себе не просвещаться — отличная установка для перегруженного учёбой школьника. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли в этот поход найти хотя бы один артефакт или произведение искусства, которое притянет взгляд.

Для отдыха в музее не нужно обходить все залы или проводить там целый день. Если школьник сразу наткнулся на любопытные экспонаты, а больше ничем не заинтересовался или уже через 20 минут насытился атмосферой старины, не нужно себя насиловать. В следующий раз, возможно, захочется задержаться подольше.

Что это даёт

Цель — расширить кругозор

Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.


Что это даёт

Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.

Цель — познакомиться с новым предметом или профессией

Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.


Что это даёт

Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.

Цель — изучить дополнительный материал по предмету

Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.

Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.

Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.

Что это даёт

Цель — оценить музей

Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты или Карты Google. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.

Что это даёт

Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: