Как сделать мультиэкспозицию на зените

Обновлено: 30.06.2024

Что такое двойная экспозиция? Речь идет об эффекте, весьма популярном в художественной фотографии: это эффект совмещения, наложения, который позволяет, по сути, совместить два снимка. То есть кадр экспонируется насколько раз, и в одном кадре фотограф запечатлевает два объекта. Двойная экспозиция, она же мультиэкспозиция, может быть достигнута и средствами самого фотоаппарата, и при помощи фоторедакторов.

Забавно, что этот эффект появился из-за ошибки, но в итоге распространился как один из интереснейших художественных приемов.

Мультиэкспозиция при помощи фотоаппарата

Что касается цифровых камер – тут мультиэкспозиции в чистом виде быть не может, зато ее замена реализована очень удобно. Здесь многократная экспозиция доступна, если соответствующая опция есть у конкретной модели фотоаппарата. Они встречаются обычно лишь в профессиональных камерах, например у Canon 70D, Olympus OM-D, есть во многих камерах Nikon (например, D750) и в некоторых аппаратах Fujifilm. Возможно, чтобы сделать такой кадр, потребуется RAW-формат. Можно делать съемку в live mode-режиме, либо в режиме, который так и называется: multiple exposure.

Если присматриваете камеру с этой опцией, то самое главное в таком случае – выяснить, как именно будет делать мультиэкспозицию данная модель.

В некоторых камерах наложения делаются на один кадр до тех пор, пока функцию мультиэкспозиции не отключат. В других камерах опция отключается автоматически, например, у камер Nikon это обычно происходит через полминуты.

Кстати, мультиэкспозиция может использоваться не только для создания эффекта наложения. Пример от пейзажистов – применение функции для углубленной проработки цветов и подавления шумов. Также ее используют для фото в интерьере с разной освещенностью, чтобы усилить глубину резкости.

Общие принципы создания мультиэкспозиции

  1. Нужен не слишком яркий и максимально чистый фон. Например, если вы снимаете портрет, то это однотонный фон основы, если город – это может быть безоблачное небо.
  2. Заранее придумываете, какое будет заполнение. Не должно быть много деталей. Общий принцип: мелкая текстура на одном кадре, крупный объект – на другом.
  3. Делаете снимок силуэта, потом выбираете в настройках камеры эффект двойной экспозиции.
  4. В режиме просмотра сопоставляете сделанный снимок и выбранный фон, сопоставляете изображения и делаете съемку, а совмещение кадров произойдет автоматически.
  5. Снимков не обязательно должно быть именно два, цифровые камеры позволяют выставить число кадров для создания эффекта мультиэкспозиции.

Важные нюансы

Поскольку мы говорим о художественном приеме, а не бездумном совмещении двух снимков, нужно запомнить ряд приемов, которые позволяют достичь именно художественности.

  • Самые светлые части одного снимка совмещаются с самыми темными частями другого.
  • Каждое следующее изображение нужно снимать с недоэкспонированием в один шаг.
  • Если условия освещения кадров одинаковые, то не нужно менять настройки камеры, если только вы не хотите добиться дополнительного эффекта именно за счет этого.

Главные приемы мультиэкспозиции

Это дублирование одного и того же предмета, наложение эффектов при его изменении, создание иллюзии движения или художественной подложки.

Методы можно модифицировать и совмещать, добиваясь расплывчатого или другого интересного эффекта.

Мультиэкспозиция, в которой меняется только фокусное расстояние, создает различные эффекты предмета съемки без всякого фоторедактора. То же самое, но с другими визуальными эффектами, дает изменение выдержки.

Приемов очень много, и каждый фотограф, экспериментируя и меняя подход, придумывает новые и новые идеи, как снять нечто совершенно обычное так, чтобы это выглядело абсолютно необычно. В руках увлеченного профессионала мультиэкспозиция – один из наиболее интересных инструментов, а при помощи хорошего редактора можно сделать снимки еще более яркими, необычными, говорящими.

Интересный эффект дает также смешение цветов.

Начинать эксперименты стоит, конечно, с двух кадров, а более сложные приемы использовать позднее.

Динамические изображения

Хорошо, понятно, как сделать фото статических объектов: город, космос или человек, готовый позировать. А если вы хотите сделать крутые снимки на концерте или в театре, где музыканты и актеры все время находятся в движении? Или если перед вами животные, которые могут повести себя непредсказуемо?

Как работать с двойной экспозицией в фотографии движущихся объектов?

Это задача для мастеров, которые уже имеют определенный опыт в работе с двойной экспозицией и привыкли мысленно совмещать кадры. Тогда они могут, делая снимок, мгновенно представить, как наложится на него следующий и, сделав определенное количество снимков, создать в конце концов нечто очень любопытное.

Редактор для создания фотоэффектов

А что делать, если у вас обычная цифровая камера, используя которую, нельзя создать эффект двойной экспозиции? Приобретать новый фотоаппарат? Вовсе не обязательно! Готовая картинка, фантазия и Movavi Picverse – этого вполне достаточно, чтобы создавать интересные изображения без специального оборудования!

Среди множества других опций есть тут и функция замены фона одного изображения на фон другого – все равно что нужный режим экспозиции, только без многочисленных проб и ошибок и всегда с гарантированным результатом.

Программа для ПК работает со всеми популярными форматами изображений. А освоить ее очень легко даже новичку в деле обработки графики.

как создавать мультиэкспозиционные фотографии

Что такое мультиэкспозиция? Это объединение двух или нескольких кадров в один. Прием в фотографии, который начался с ошибки и получил со временем широкое распространение среди фотографов и применяется для создания художественной современной фотографии.

В данном кратком руководстве мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делать, если камера не поддерживает функцию двойной экспозиции?

позиция в фотографии

by Andrea Cisneros

При использовании пленочных камер возникновение двойной экспозиции чаще всего происходило из-за неосторожности фотографа, которая приводила к двойному воздействию на один и тот же кусок пленки. Но несомненная художественность некоторых полученных случайно кадров привела к тому, что направление мультиэкспозиции в фотографии стали развивать и использовали с уверенностью самые именитые фотографы. Например, Сара Мун.

двойная экспозиция фото Сары Мун

Некоторые современные цифровые камеры оснащены функцией двойной и более экспозиции. Чтобы создать мультифото, достаточно переключиться в настройках камеры. Тем не менее, для создания правильной мультиэкспозиционной фотографии необходимо знать некоторые нюансы.

При наложении одного кадра на другой, необходимо стремиться совместить темные и светлые части снимка таким образом, чтобы самые светлые пятна одного кадра приходились на самые темные фрагменты другого.

как расчитать мультиэкспозицию снимка

Рассчитывайте правильно общую экспозицию снимка. Если для получения правильно экспонированной фотографии при ваших условиях необходима экспозиция для первого и второго кадров 1/60 при f=8, каждое изображение должно быть снято с недоэкспонированием в 1 ступень.

Второй кадр желательно снимать с теми же настройками, что и первый. Но, если условия освещения у второго снимка другие, то естественно следует поменять и экспопару, а также не забыть сделать кадр на 1 стоп недоэкспонированным.

мульти в фотографии

Что делать, если камера не предполагает функцию мультиэкспозиции?

Поможет обычный редактор. Использование редактора предполагает даже больше контроля при комбинировании фотографий, хотя и некоторым образом убирает спонтанность и неожиданную фантазийность полученного результата. Редактирование в фотошопе становится техническим делом и каким бы ни был мастер, у снимка исчезает определенный флер, который состоит из тех маленьких недостатков и случайностей, которые делают снимок фотографией, а не рисунком.

мультиэкспозиция в фотографии

by Callum Baker

При использовании постобработки в редакторе нет необходимости изначально снимать два или более кадров одновременно. У фотографа появляется возможность комбинировать фотографии, снятые в разное время.

Необходимо открыть одно изображение, второе копируется и вставляется на новый слой в рабочем пространстве первого изображения. Затем с помощью широкого спектра инструментов фотограф смешивает два изображения вместе до получения нужного эффекта. Можно изменять "прозрачность" или "непрозрачность" слоев, "умножать", использовать "мягкий свет", Hard Mix или "исключение" – и это только несколько из многих режимов наложения, с которыми стоит экспериментировать. Каждый дает очень разные результаты с подходящими картинками.

Однако даже такая кажущая легкость обработки не снимает ответственности в правильном расположении темных и светлых участков кадров. Темное должно быть под светлым, а не наоборот.

как снимать фото мультиэкспозицию

Есть ли у мультиэкспозиции какое-то иное, нехудожественное применение?

Многие из лучших подводных фотографий сделаны с помощью двойной экспозиции. Одним кадром делается крупный план морского существа со вспышкой. При этом из-за глубины фон выглядит черным или очень темным. Но достаточно объединить полученную фотографию со снимком, сделанным на мелководье, итоговое изображение будет выглядеть более естественно.

где применяют двойную экспозицию

by Thomas Conrad (T.C.)

Двойную экспозицию также применяют для усиления глубины резкости и получения фотографии в интерьере, где используется разный свет.

Несколько подсказок для того, чтобы получить мультиэкспозиционный кадр

by Tanja Ghirardini

  • Смешивание цветов позволит получить интересные эффекты на снимках. Также можно совмещать картинки, сделанные разными объективами – например, портретником и широкоформатным.
  • Прекрасным вариантом будет совмещение street-photo с облачным небом или неспокойной поверхностью моря.

by Duncan Howsley

Не останавливайтесь на очевидном. Используйте для начала два кадра для совмещения. Вам может понравиться абстракция получаемых снимков и вы сможете уже с большей уверенностью совмещать большее их количество, чтобы в итоге стать автором самой абстрактной и самой необычной художественной фотографии.

Видеоканал Фотогора


Эффект двойной экспозиции относится к художественной фотографии. С помощью этого приема можно создавать эффект наложения и совмещения фотографий. Такие эффекты создают в графических редакторах, как, например, Photoshop. Но есть и фотоаппараты с возможностью съемки в режиме двойной экспозиции.Двойная экспозиция при фотосъемке означает, что на один кадр вы снимаете два разных объекта. Еще такой прием называют двойное экспонирование.


Такой эффект легко достижим на пленочных фотоаппаратах, когда можно нажать два раза кнопку пуск, при этом не прокрутив пленку. Получится на одном кадре два изображения. В цифровой технике эффект мультиэкспозиции возможен только в тех фотокамерах, где это предусмотрено в меню, и камера знает, как проводить съемку при таком режиме.



Встроенный режим двойной экспозиции могут иметь такие фотоаппараты: Canon EOS 5D Mark III, 1D X и 70D, большинство цифровых фотоаппаратов Nikon, камеры X-Pro1 и X100s компании Fujifilm, а также Olympus OM-D E-M5. Для создания таких снимков может потребоваться формат RAW. Можно для упрощения создания эффекта использовать съемку в режиме реального времени live mode. В меню режим может называться множественная экспозиция (multiple exposure).


Создание эффекта двойной экспозиции в фотоаппарате:

  1. Делаете фото силуэта. Нужно выбрать по возможности чистый фон, не очень яркий. Например, фоном может служить небо на закате.
  2. Подбираете структуру для заполнения на снимке. Структура так же желательно должна быть на чистом фоне, без лишних деталей.
  3. Теперь включаете фотоаппарат и готовите сохраненный снимок с силуэтом. В настройках фотоаппарата выбираете режим многократной экспозиции и включает просмотр в реальном времени.
  4. Оставляете режим просмотра фотографии и направляете фотокамеру на структуру (деревья, здания, листья и др.). Нужно сопоставить изображения, текстуру размещаете внутри силуэта. Производите съемку с выбранными параметрами и фотоаппарат сам произведет совмещение снимков.

Видео о применении двойной экспозиции в фотоаппарате:

Мультиэкпозиция в работах фотографов

Знаменитые фотохудожники использующие мультиэкспозицию в своих работах:


Альберто Севесо (Alberto Seveso), итальянец. Выливает в воду чернила и объединяет эти снимки с фото людей.


Кристофер Реландер (Christoffer Relander), фин. Фотоаппаратом, используя двойную экспозицию, соединяет природу и людей.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Хотите научиться делать красивые фото, на которых будет прослеживаться движение объекта(ов)? Раскрываем секреты мультиэкспозиции известных фотографов.


У многих людей мультиэкспозиция ассоциируется с плёночными фотоаппаратами. И это не удивительно, ведь впервые эффект слияния был получен именно на плёнке: кто-то по невнимательности проэкспонировал её дважды на одном и том же кадре. Результат получился настолько необычным, что идею подхватили другие фотографы, а метод получил художественное развитие. Вместе с экспертами Nikon рассказываем, как можно добиться такого же эффекта на снимках.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D5, объектив — AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED

Мультиэкспозиция — приём, который даёт возможность объединить несколько кадров в один. Если раньше для получения подобных снимков нужно было несколько раз проэкспонировать плёнку или наложить фотографии друг на друга в одном из редакторов, то сегодня можно переложить эту задачу на специальную функцию, которая есть во многих современных камерах.

Что снимать с мультиэкпозицией?

В режиме мультиэкспозиции можно снимать как одиночные кадры, так и целые сюжеты. Например, им пользуются во время съёмки грозы — в итоге получаются кадры, на которых можно увидеть сразу несколько молний. Другой вариант — съёмка спортивных трюков. Мультиэкспозиция позволяет наложить серию снимков друг на друга и детально отследить элементы, которые выполняет спортсмен.

К съёмке с мультиэкспозицией нередко прибегает Кирилл Умрихин — фотограф, который снимает экстремальные виды спорта. Так, на кадре, сделанном на зеркальную камеру Nikon D810, можно поэтапно отследить выполнение трюка виндсёрфером.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D810, объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Всего один снимок, а зритель может отследить полный цикл движения доски, паруса и спортсмена — от начала элемента и до приземления на воду. Однако стоит помнить: если кадров получилось много, их всё же придётся объединять через специальные приложения или редакторы.

К похожему приёму прибегают при съёмке звёздных треков — кольцевой фотографии. С её помощью можно показать красоту звёзд на небе и их движение по кругу. Для такой съёмки нужны камера, штатив, объектив и пульт или режим последовательной съёмки в камере. Правда, как и в случае с большим количеством элементов, объединить снимки при помощи камеры не получится.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов, снято на Nikon D850, объектив — AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Для того, чтобы сделать эффектную кольцевую фотографию, лучше снимать с выдержкой в тридцать секунд и интервалом в одну секунду, а значение ISO выставить в районе 800-1600. Тогда, примерно через час съёмки, получится кадр с прорисовкой звёздных треков.

Мультиэкспозицию используют для съёмки пейзажей — в том числе урбанистических. Яркий пример — черно-белая фотография Максима Мармура. В кадре — огромная техника в карьере, на фоне — туманный лес и большая луна. Интересно, что снимок сделан с использованием двух разных оптик: теле- и супертелеобъектива.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Максим Мармур, снято на Nikon D810, объективы: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR

Мультиэкспозиция также применяется при съёмке подводных фотографий. Одним кадром делается крупный план морского дна или существа со вспышкой, а после — добавляется снимок, сделанный на мелководье. В итоге, за счёт разницы в освещённости, итоговое изображение будет выглядеть естественно.

Помимо всех вышеперечисленных вариантов, фотографы нередко накладывают друг на друга два совершенно разных кадра. Природу, животных, людей — вариантов много. Важно заранее продумать идею и правильно выстроить композицию — так, чтобы кадр притягивал к себе внимание.

Как снимать?

Важно помнить, что существуют некоторые ограничения на съёмку в мультиэкспозиции. Так, все кадры должны быть сделаны в одном из режимов: P, S, A или M. Лучше всего остановить свой выбор на последнем — так вы сможете подобрать параметры, необходимые вам. Кроме того, мультиэкспозиция не записывается при включённом режиме Live View, по умолчанию имеет ограничение по времени (30 секунд) и будет работать до тех пор, пока вы её не выключите.

Магия на фотографиях: как снимать с мультиэкспозицией

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин, снято на Nikon D4S, объективы — AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED

Чтобы получить по-настоящему магические и захватывающие дух кадры, обязательно решите перед съёмкой, какого результата вы хотите добиться. Найдите свой источник вдохновения и подумайте, какие объекты будут сочетаться наилучшим образом, а какие — нет. Сделайте первый кадр и представьте, как в него впишется второй. Со временем вы станете видеть комбинации изображений и находить интересные сюжеты, в которые можно будет вписать мультиэкспозицию.

Общие советы для съемки с мультиэкспозицией

Снимая в этом режиме, важно не перегружать кадры деталями — иначе зрителю будет тяжело понять, что же происходит на снимке. Не стоит показывать движение по секундам, как и не нужно совмещать в кадре много одинаковых элементов.

Также стоит правильно рассчитать общую экспозицию снимка. Все кадры нужно снимать с одинаковыми настройками, а если условия освещения будут отличаться — поменять экспопару и не забыть сделать второй снимок недоэкспонированным на 1 ступень. Интересным решением будет смешение цветов и совмещение картинок, сделанных разными объективами.

Многие фотографические техники по праву сосредоточены на безупречных фотографиях. Они варьируют в любой точке спектра от получения более резких изображений и до передачи точного оттенка кожи. Тем не менее, иногда это не очень весело. Иногда это в точности то, что вам необходимо получить, и в точности то, какой фотография должна быть – забавной.

Этот урок по фотографии познакомит вас с особым эффектом, который позволит вам захватить мультиэкспозицию в одном кадре, используя тестовую кнопку на вспышке. С помощью этого метода вы получите новый инструмент для добавления движения и ощущения действия в ваших студийных фотографиях.

мультиэкспозиция

Что вам понадобится для эффекта мультиэкспозиции

  • Цифровая зеркальная камера с ручными настройками (установите от 2-10″ или режим bulb)
  • Очень темная комната (или вечером на открытом воздухе)
  • Штатив
  • Модель
  • Вспышка (speedlight) с кнопкой тестирования (чтобы вручную приводить ее в действие)
  • Кто-то в качестве дополнительной пары рук (не обязательно, но очень желательно)

Подготовка

мультиэкспозиция

Диафрагма

Так как вы используете вспышку, настройки диафрагмы являются самыми важными в этой технике. Пока ваша выдержка медленнее, чем скорость синхронизации вспышки, диафрагма будет способом контролировать то, как будет записана экспозиция вспышки, она также диктует, какую мощность установить на вспышку. Я предлагаю использовать диафрагму где-то между f/8 и f/16, чтобы получить наилучший результат. Меньшая диафрагма поможет минимизировать эффект любого окружающего света в ваших изображениях.

Настройки камеры

Установив камеру на штатив, переведите ее в ручной режим, ISO 100, а выдержка между 2 и 6 секундами. Чтобы проверить, правильно ли задана выдержка, сделайте тестовый снимок без вспышки. Если изображение абсолютно черное в конце экспозиции, то настройки подойдут для этой техники.

Это время может быть изменено и увеличено позже в зависимости от того, сколько движений вы хотите захватить в кадр.

Свет

Для начала придерживайтесь простой схемы света. Один источник света даст вам неограниченный потенциал. Эта техника будет работать и с несколькими источниками, но лучше переходить к этому позже, когда вы изучите все тонкости метода.

Что касается размещения света, то выбор за вами. Освещение будет и должно зависеть от того, какой изображение вы хотите создать. Однако, если вы не уверенны, то начните с того, чтобы разместить источник высоко сверху и перед вашей моделью. Это будет хорошей отправной точкой.

Используйте измеритель света или вручную рассчитывайте экспозицию, чтобы настроить вспышку так, чтобы она соответствовала выбранной диафрагме.

мультиэкспозиция

Простая схема света, как та, что использована на этих снимках, может быть наиболее эффективна.

Направление

Более детально – дождитесь, пока модель примет первую позу, задайте точку фокусировки и начните экспонирование. Нажмите тестовую кнопку на вспышке, чтобы привести ее в действие. После первой вспышки модель должна максимально быстро изменить позу, в то время, как вы снова нажимаете на кнопку. Повторяйте столько раз, сколько необходимо.

Продолжайте пробовать

Самое сложное в этой технике то, что она удивительно непредсказуема. Очень трудно получить хорошие ракурсы модели, чтобы они сочетались в одной композиции, без возможности оценить их в процессе съемки. На это потребуется время и практика. Вам понадобится сделать множество кадров, и большинство из них будут непригодны. Просто продолжайте делать столько попыток, пока не почувствуете, что у вас получается, а затем продолжайте пробовать.

мультиэкспозиция

Рекомендации

Вот несколько вещей, о которых следует помнить, чтобы упростить ваши попытки.

Начните с малого

Иногда очень трудно оценить, как то или иное движение будет выглядеть в кадре. Пытаясь втиснуть слишком много, в результате можете получить в кадре сплошной беспорядок. Начните с двух или трех движений, чтобы оценить расположение, а затем добавляйте еще.

мультиэкспозиция

Попытка отобразить слишком много движений может привести к беспорядку, как на этом изображении.

Пульт дистанционного спуска затвора

Если у вас есть пульт дистанционного спуска затвора для вспышки с ручной кнопкой, вы можете держать его в руке и приводить вспышку в действие. Это гораздо предпочтительнее, чем необходимость передвигаться между камерой и источником света при съемке каждого кадра.

Скорость цикла

Если вы хотите выжать больше, чем два или три движения в 6-секундной экспозиции, убедитесь, что ваша вспышка не установлена на полную мощность. Уменьшая мощность вспышки, вы уменьшаете количество времени, необходимое ей на перезарядку. Это позволит вам зажечь ее больше раз в короткий промежуток времени.

Четкость

Нет единого способа обработки такого рода фотографий, все зависит от вас. Тем не менее, если вы хотите получить более резкие и выраженные контуры модели, ползунок Четкость в Lightroom или Adobe Camera RAW очень поможет.

Нейтральные фоны

мультиэкспозиция

Цветные фоны будут подавлять изображения, выполненные в данной технике.

Для цветных фотографий пробуйте и придерживайтесь использования черного или серого фона. Так как ваша модель двигается в разные позиции, задний план продолжает экспонироваться при каждом движении. Если вы используете цветной фон, как сделал я в этом изображении, цвет будет преобладать в вашей экспозиции. Конечно, это может быть использовано сознательно, как составляющая изображения.

Таймер 2 сек.

Если вы не можете привлечь кого-нибудь в помощь вам, настройте камеру на использование таймера с отсрочкой 2 секунды, чтобы вы могли переместится между камерой и вспышкой.

Продолжайте

Как только вы освоите эту технику на людях, попробуйте и подумайте о том, где еще вы можете ее применить. Например, вы можете сфотографировать молот в разных позициях его раскачивания, или возможно баскетбольную корзину в разных частях обода. Выбор безграничен. Будьте креативны и получайте удовольствие!

Читайте также: