Как сделать мотор мтз 80

Обновлено: 03.07.2024

На новых тракторах зажигание калибруется на заводе. Оптимально выставленные рабочие настройки позволяют владельцам на несколько лет забыть о необходимости регулировать зажигание на МТЗ. Но со временем, когда детали изнашиваются, снимаются для дефектовки и ремонта и затем ставятся обратно, потребуется калибровать их заново.

Как отрегулировать зажигание на МТЗ? Как правильно выставить параметры для максимально эффективной работы двигателя? Как установить зажигание на МТЗ старого и нового образца? Эти и другие вопросы рассмотрим далее в статье.

Как устроено зажигание дизельного двигателя трактора Беларус

Чтобы разобраться в том, как отрегулировать зажигание на МТЗ, придется сначала понять, как работает система воспламенения воздушно-топливной смеси на дизельных двигателях.

Воспламенение топлива производится в камере сгорания, куда подается воздух и впрыскивается солярка. Если на бензиновых моторах для воспламенения воздушно-топливной смеси используются свечи зажигания, то на дизельных движках их нет. У дизелей возгорание смеси осуществляется за счет сильного сжатия воздуха, который во время термодинамического процесса нагревается до 700 градусов Цельсия.

Таким образом, регулировать зажигание на тракторе МТЗ можно, воздействуя на процессы:

  • подготовки и подачи воздушной смеси;
  • распыления топлива (ТНВД, форсунки);
  • сжатия воздушно-топливной смеси (цилиндро-поршневая группа).


Часто необходимость отрегулировать зажигание на тракторе МТЗ возникает зимой, когда температура окружающего воздуха значительно снижается. При этом в дизельном топливе увеличивается содержание парафинов, оно становится более густым и вязким. Как следствие – забиваются фильтры, и двигатель не может стабильно функционировать, дымит или не заводится. Чтобы компенсировать избыточную вязкость, в холодное время используются специальные присадки, но и они зачастую не способны обеспечить достаточную текучесть.

На двигателях тракторов МТЗ реализована система предпускового подогрева с использованием свечей накала. Они прогревают воздух, подаваемый в цилиндры, что помогает ему легче достигать температуры зажигания воздушно-топливной смеси.

Несмотря на то, что самостоятельная система зажигания на дизельных двигателях отсутствует (как это реализовано на бензиновых движках), воспламенение воздушно-топливной смеси производится. И с тем, как правильно отрегулировать зажигание на МТЗ, подробно разберемся далее.

Проверка угла начала подачи топлива

Настройка угла опережения подачи топлива является одним из способов, как отрегулировать зажигание на МТЗ на топливном насосе. Угол начала подачи топлива отвечает за своевременность сгорания смеси. Регулируя угол опережения подачи топлива на ТНВД, можно изменять время задержки воспламенения, скорость увеличения давления и расположение линии сгорания по отношению к верхней мертвой точке (ВМТ).

Обычно под тем, чтобы отрегулировать зажигание на ТНВД, понимают смещение сгорания топлива ближе к началу цикла расширения. Но регулировка должна быть контролируемой, поскольку при значительном смещении появятся проблемы: к концу сгорания упадет давление, повысится температура отходящих газов. Как следствие – возрастут потери тепловой энергии и увеличится расход дизеля.

Чтобы проверить угол опережения подачи топлива, действуют следующим образом:

  • Установить рычаг подачи топлива в положение для максимальной подачи.
  • Вкрутить моментоскоп вместо трубки на первой секции ТНВД.
  • Поворачивать коленвал при помощи ключа до тех пор, пока из стеклянной трубки моментоскопа не пойдет солярка без пузырьков воздуха.
  • Встряхнуть трубку, чтобы удалить часть топлива. Прекратить вращать коленвал, когда уровень солярки в стеклянной трубке начнет повышаться.
  • Выкрутить установочный болт и вставить его другим концом в то же отверстие до момента упора в маховик.
  • Установочный болт должен совпадать с отверстием в маховике – это означает, что поршень 1-го цилиндра находится в положении 26 градусов до ВМТ. Если этого не произошло, нужно изменить положение шлицевого фланца по отношению к шестерне привода ТНВД.


Как отрегулировать зажигание на МТЗ 80 на топливном насосе

Чтобы отрегулировать зажигание на ТНВД на МТЗ 80 и аналогичных тракторах, необходимо выполнить следующие действия:

  • Совместить установочный болт с прорезью в маховике, как было описано выше.
  • Используя ключ, повернуть валик топливного насоса, ухватив его за гайку. Также провернуть шлицевый фланец. Вращение проводить по часовой стрелке до тех пор, пока топливо в стеклянной трубке не начнет подниматься.
  • Когда отверстия в шлицевом фланце и шестерне привода совпали, вкрутить в них два болта. Если отверстия не совпадают, потребуется сделать полный оборот коленвала и прокрутить его до тех пор, пока отверстия совместятся.
  • Проверить момент начала подачи дизеля после закрепления шлицевого фланца.
  • Вкрутить вместо моментоскопа обратно трубку высокого давления. Установочный болт выкрутить и завернуть в отверстие в заднем листе. Затянуть все болты и гайки, установить на место крышку люка.

Для чего ставится раннее зажигание


Чтобы дизельное топливо воспламенялось до того, как поршень поднимется до верхней мертвой точки, нужно установить опережение угла зажигания. Как мы уже писали ранее, оптимальным является угол в 26 градусов. Но иногда поршень может доходить до ВМТ за 11-27 градусов поворота коленвала.

В процессе сжатия воздушной смеси ее температура повышается до 700-800 градусов Цельсия. И к моменту впрыска топлива температура сжатого воздуха настолько высокая, что это воспламеняет дизель. Таким образом, когда поршень доходит до ВМТ, сжимается уже горящая воздушно-топливная смесь. Выделяемые в процессе газы создают избыточное давление и выталкивают поршень.

Чтобы получить максимальное давление, т.е. иметь наибольшую отдачу при работе дизельного двигателя, требуется сжимать уже горящую смесь. Для этого на некоторых моторах даже реализован механизм подачи уже воспламененного топлива. За счет этого мощность двигателя увеличивается.

Универсальных правил того, как отрегулировать зажигание на тракторе МТЗ, нет, поскольку на Беларусы устанавливаются двигатели с различными углами опережения зажигания. Они ставятся в зависимости от расположения установочного шкива, расположенного на задней части мотора. Чтобы выставить зажигание на МТЗ, потребуется попасть в специальное отверстие в маховике. Если это сделать, то поршень будет располагаться как раз на требуемом угле опережения. После этого надо будет лишь отрегулировать зажигание на топливном насосе, установив начало впрыска дизеля плунжером первого цилиндра.

Особенности регулировки зажигания на разных тракторах

Как отрегулировать зажигание на МТЗ 80 и 82

На тракторах МТЗ 80 и 82 устанавливается дизельный двигатель Д-240 и его модификации. Разберемся, как отрегулировать зажигание в этом случае.

Шаг 1: Выставляем ТНВД на начало момента впрыска

Необходимость выставить зажигание появляется обычно после снимания топливного насоса. Соответственно, перед регулировкой зажигания нужно сначала поставить обратно ТНВД.

Главной конструктивной особенность МТЗ 80 и 82 с Д240 является наличие переходной пластины, посредством которой соединяется вал топливного насоса с шестерней привода. Переходная пластина сажается на вал ТНВД при помощи внутренней шлицевой части.

По краям переходной пластины сделано множество сквозных отверстий. Они необходимы для того, чтобы можно было совместить пластину с отверстиями на шестерне привода после регулировки положения вала топливного насоса.

Чтобы определить положение вала ТНВД, выполняют следующие действия:

  • В топливный насос закачивается солярка.
  • Откручивается штуцер с отводящей трубкой.
  • При помощи насоса в ТНВД создается давление до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха.
  • После удаления воздуха вращают вал топливного насоса, пока из отверстия секции 1-го цилиндра не покажется жидкость.

Момент достижения требуемого уровня давления в трубке, которая идет на форсунку, и является началом впрыска топлива.


Кулак на валу топливного насоса в сечении имеет эллипс, поэтому при вращении в определенном положении надавливает на плунжер. В результате перекрывается отверстие, через которое топливо поступает в полость плунжера, и в ней создается высокое давление. При определении угла впрыска нужно подловить такое положение плунжера, когда он пришел в движение и только-только перекрыл прорезь для подачи солярки.



Чтобы правильно отрегулировать зажигание на МТЗ 80/82 с двигателем Д240, не понадобится использовать какие-либо специализированные инструменты и датчики, ведь определить момент начала впрыска топлива можно визуально. Прокручивая вал топливного насоса, нужно отметить момент, когда в секции первого цилиндра появится дизтопливо. Далее вал необходимо чуть-чуть вернуть назад и снова медленно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока не начнется движение жидкости. В этом положении вал ТНВД нужно оставить.

Шаг 2: Выставляем коленвал на опережение

Чтобы выставить зажигание на тракторе МТЗ 80 или 82, следующим шагом будет установка поршня первого цилиндра на угол опережения зажигания. Последовательность действий следующая:

  • Проворачивать коленвал до того момента, пока коромысла 1-го цилиндра прекратят движение – в этом положении они перестанут давить на клапаны, и они окажутся закрыты.

Важно: Рабочий цикл включает два подъема поршня к верхней мертвой точке. Нам нужно поймать поршень при движении к ВМТ на такте сжатия, когда клапаны закрыты и коромысла не двигаются.

  • Когда вы отследили нужный момент движения поршня и клапаны закрылись, надо выкрутить регулировочный болт, который расположен на задней стенке двигателя. Его нужно перевернуть и обратной стороной вставить в отверстие, продолжая вращение коленвала до тех пор, пока болт не проскочит вниз, попав в отверстие маховика. В этом положении болт потребуется закрутить, чтобы зафиксировать коленвал.

Шаг 3: Устанавливаем переходную пластину


Переходная пластина или рябушка представляет собой диск со множеством отверстий. Пластину устанавливают на шлицы вала топливного насоса таким образом, чтобы ее отверстия совпали с отверстиями на шестерне.

Совет: Перед снятием ТНВД желательно проставить метку на шестерне и переходной пластине, чтобы потом при сборке не тратить время на подбор положения рябушки.

Но даже при наличии метки пластина может сместиться относительно первоначального положения. Причина может быть в износе шестерен ГРМ или установке новых деталей при ремонте топливного насоса. В любом случае, это не говорит о неправильной установке рябушки: главное – чтобы совпали отверстия.

Когда переходная пластина размещена в необходимом положении, ее нужно зафиксировать при помощи болтов.

Как отрегулировать зажигание на МТЗ 82.1 и 1221

Чтобы настроить зажигание на МТЗ 1221, 1221.3 или 82.1 нового образца с двигателями Д-245 и Д260, нужно выполнить действия, аналогичные описанным выше. Тем не менее, различая в регулировке зажигания все же имеются. Они связаны с тем, что на МТЗ 1221 и 82.1 соединение топливного насоса с приводом шестерни осуществляется через фланец, зафиксированный на валу ТНВД.

Соединительный фланец имеет три шпильки, которые размещены не симметрично. Это сделано для того, чтобы было легко найти нужное положение топливного насоса при его установке. Собственно, чтобы поставить ТНВД, достаточно попасть шпильками в отверстия.

Удобство такого подхода еще и в том, что можно отрегулировать зажигание на МТЗ путем тонкой настройки ТНВД благодаря тому, что отверстия имеют вытянутую форму, и шпильки можно немного двигать по часовой или против часовой стрелки.

Шаг 1: Выставляем топливный насос на начало момента впрыска


Поставив ТНВД после демонтажа на место, придется зафиксировать шестерню с фланцем таким образом, чтобы все три шпильки вошли в отверстия. Несмотря на то, что отверстия имеют вытянутую форму и позволяют немного регулировать положение насоса, вначале следует закрепить ТНВД так, чтобы шпильки находились по центру отверстий.

Далее нужно заполнить топливный насос соляркой и прокачать ее до полного вытеснения воздуха. После этого надо вращать коленвал, пока из секции 1-го цилиндра не покажется жидкость.

Шаг 2: Выставляем коленвал на опережение зажигания

Чтобы отрегулировать зажигание на МТЗ 82.1 нового образца или МТЗ 1221 с Д-260, не нужно вычислять, находится ли поршень в такте сжатия, поскольку для этих тракторов вал топливного насоса за цикл совершает лишь одно вращение. Нам необходимо поймать момент, когда впрыск происходит на секции первого цилиндра.

Создав давление в топливном насосе, нужно открутить гайки, которые скрепляют фланец ТНВД и шестерню. После высвобождения от креплений фланец надо вывернуть до упора влево. Чтобы найти требуемое положение вала, надо медленно поворачивать фланец по часовой стрелке, пока в штуцере секции первого цилиндра не начнет подниматься жидкость. Это будет означать, что в первый цилиндр впрыскивается топливо и поршень дошел до ВМТ за вычетом угла опережения зажигания.


Как установить двигатель на тракторе МТЗ-80?

Установка дизеля на трактор должна обеспечивать его правильное расположение, надежное крепление и гашение вибраций остова. Дизель, установленный на полураму трактора, сзади крепится к остову трактора (развитым фланцем заднего моста к корпусу сцепления), спереди — к брусу полурамы при помощи передней подвески, которая состоит из опоры и резинометаллического амортизатора.


Рис. 1. Установка дизеля Д-240 на трактор МТЗ -80:
1 — амортизатор; 2 — регулировочные прокладки; 3 — контргайка; 4 — регулировочный болт; 5 — болт; 6 — кронштейн крышки распределителя; 7 — передняя опора

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Амортизатор представляет собой резиновую подушку с двумя привулканизированными пластинами, посредством которых он соединяется с кронштейном крышки распределения и передней опорой. Амортизатор снижает уровень вибраций дизеля и остова трактора.

При установке дизеля на трактор с целью уменьшения вибраций необходимо соблюдать следующие правила регулировки передней подвески:
— отвернуть два болта крепления амортизатора к выступу кронштейна крышки распределения на 3—4 оборота;
— затянуть болты крепления передней опоры дизеля к переднему брусу трактора;
— отпустить контргайку и ввернуть регулировочный болт в выступ крышки распределения до упора в верхнюю плиту амортизатора;
— вворачивая регулировочный болт на 2-3 мм (1,5—2 оборота), сжать амортизатор, пока его высота не составит 39—40 мм;
— в зазор, образовавшийся между выступом кронштейна крышки распределения и верхней плитой амортизатора, поставить необходимое число специальных стальных прокладок толщиной 0,5 мм;
— отвернуть на 3—4 оборота регулировочный болт и зафиксировать его контргайкой;
— завернуть до отказа болты крепления амортизатора к кронштейну. В дальнейшем регулировать подвеску не требуется.

На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л) установлен четы-рехцилиндровый четырехтактный дизель номинальной мощностью 59 кВт (80 л. с.) Д-240 с электростартером (Д-240Л с пусковым двигателем). На рисунке 1 показан общий вид дизеля Д-240.


В дизеле применена неразделенная камера сгорания с объемно-пленочным смесеобразованием (рис. 2). Одна часть впрыснутого топлива распыливается в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает — происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы дизеля, которая харак¬теризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.

Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из криво-шипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: смазочной, охлаждения, питания и пуска.

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во враща­тельное движение коленчатого вала.

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порции воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго опре­деленные моменты и промежутки времени.

Смазочная система служит для подвода смазочных материалов к тру­щимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частич­ного отбора тепла.

Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима дизеля. В дизелях применяется жидкостная, обычно водяная, система охлаждения.

Система питания предназначена для точно дозированной и своевре­менной подачи топлива, а также воздуха в цилиндры дизеля и их тщательной фильтрации.

Система пуска служит для пуска дизеля.

На рисунке 3, а, б показаны разрезы дизеля Д-240 (Д-240Л), которые позволяют ознакомиться с его общим устройством.


Рис. 2. Схема камеры сгорания: 1 — форсунка; 2 — головка блока; 3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.

§ 2. БЛОК ЦИЛИНДРОВ, ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ, КАРТЕР

Блок цилиндров (рис. 4) —основная деталь корпуса дизеля и представляет собой жесткую отливку из серого чугуна. На блоке и внутри его монтируются механизмы, сборочные единицы и детали дизеля, для крепления которых предусмотрены отверстия, плоскости и посадочные места.


В вертикальных расточках блока установлено четыре гильзы цилиндров 12, уплотняемых в нижней части внутренней горизонтальной перегородки резиновыми кольцами 11. В осевом направлении гильзы фиксируются буртами в расточках верхней плиты блока цилиндров. Гильзы отлиты из легированного чугуна. Основные легирующие элементы (хром, медь, никель, сурьма) значительно повышают сопротивляе¬мость рабочих поверхностей гильзы износу, улучшают ее антифрик¬ционные свойства, повышают коррозийную стойкость. Внутренняя по¬верхность гильзы (зеркало цилиндра) закалке не подвергается.

Три поперечные вертикальные перегородки с окнами делят верхнюю часть блока на четыре полости, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, подаваемая в каждую полость из бокового водяного канала через отверстия против каждой гильзы цилиндров. Объем между стенками блока и гильзами служит водяной рубашкой, которая через отверстия в верхней плите блока и прокладке соединяется с водяной рубашкой головки цилиндров. Стенки блока цилиндров выполнены в виде арок> опирающихся на межцилиндровые перегородки, благодаря чему вокруг гильзы по всему периметру образуется водяная рубашка равномерной толщины и снижается температурный перепад по окружности гильзы цилиндров.

В трех вертикальных перегородках, а также в передней и задней стенках блока сделаны так называемые постели для коренных подшипников коленчатого вала. Они закрыты крышками 8, каждая из которых прикреплена к блоку болтами 10. Для стабилизации усилия затяжки крышек постелей под головки болтов 10 установлены закале¬ные цилиндрические шайбы. Постели коренных подшипников расточены совместно с крышками 8 с большой точностью, поэтому замена крышек, а также перестановка их с одного блока на другой не допускаются. Крышки в блоке цилиндров установлены по точно обработанным боковым плоскостям с небольшим натягом, обеспечивающим правильную их посадку и исключающим перекосы. Чтобы предотвратить неправильную установку крышек коренных подшипников, расстояния от оси расточки постелей коренных подшипников до отверстий под болты 10 в крышках делают различными.

Вверху и справа картерной части блока, в передней и задней стенках и средней перегородке в бобышках расточены отверстия для втулок распределительного вала. Эти втулки растачивают после запрессовки в блок цилиндров.

В блоке цилиндров сделан продольный масляный канал, от которого по поперечным наклонным каналам масло подводится к каждому корен­ному подшипнику ко всем опорным шейкам распределительного вала. Продольный канал соединен с масляным фильтром через сверленный горизонтальный поперечный канал, проходящий в средней вертикаль­ной перегородке над третьим коренным подшипником. Канал в средней вертикальной перегородке соединяет масляный фильтр с масляным насосом.

Правая наружная стенка блока колонного типа. В сверлениях вертикальных колонн установлены штанги толкателей, которые своим нижним сферическим концом упираются в толкатели, скользящие в обработанных отверстиях расширенной части колонн.

В зависимости от типа пускового устройства позади блока цилиндров устанавливают один из двух видов заднего листа 6, отличающихся друг от друга координатами и размерами центрирующего отверстия. Стенка заднего листа имеет резьбовое отверстие, куда ввернут специаль­ный винт (щуп) для установки начала подачи топлива в первый цилиндр дизеля. Через отверстие в середине заднего листа, проходит фланец коленчатого вала для крепления маховика. Цилиндрическая поверхность этого фланца и каркасная манжета обеспечивают заднее уплотнение коленчатого вала. К наружным отверстиям листа крепится корпус сцеп­ления, центрируемый двумя штифтами, которые запрессованы в фланец корпуса.

Спереди к блоку цилиндров прикреплены болтами щит распре­деления 13, Изготовленный из листового проката, и крышка распределения 14, отлитая из серого чугуна. Совместное центри­рование их осуществляется двумя штифтами, запрессованными в перед­нюю стенку блока цилиндров. Точно обработанные отверстия в щите распределения обеспечивают правильную установку топливного и мас­ляного (гидроусилителя рулевого управления) насосов и правильное зацепление шестерен привода. Центрированной установкой крышки распределения относительно блока цилиндров достигается также точ­ность зубчатого зацепления привода пневмокомпрессора, привода редук­тора тахомотосчетчика и переднего уплотнения коленчатого вала. Регули­руемая передняя подвеска дизеля крепится двумя болтами к плоскому выступу в передней верхней части крышки распределения. В пространс­тве между щитом и крышкой распределения находятся шестерни рас­пределения.

Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая устанавливается на блок цилиндров и крепится шестнадцатью шпиль­ками. Гайки шпилек затягиваются динамометрическим ключом в опре­деленной последовательности. Между поверхностями блока и головки находится специальная асбостальная прокладка. Внутренняя полость головки служит водяной рубашкой. Поступающая из блока цилиндров охлаждающая жидкость направляется по каналам к наиболее нагретым местам: перемычкам между клапанами и форсунками. Сверху на головке цилиндров установлены клапанный механизм и крышка головки, к кото­рой крепятся впускной коллектор и колпак крышки с сапуном, закры­вающий клапанный механизм. В нижней части головки расположены гнезда для впускных и выпускных клапанов. В каналы над этими гнез­дами запрессованы направляющие втулки клапанов.

Картер представляет собой алюминиевую отливку коробчатой фор­мы, которая болтами прикреплена к блоку цилиндров и крышке распре­деления. Передняя часть картера несколько углублена: здесь располагает­ся маслоприемник масляного насоса 5.

Установка дизеля на трактор (рис. 5) должна обеспечивать его правильное расположение, надежное крепление и гашение вибраций остова. Дизель, установленный на полураму трактора, сзади крепится к остову трактора (развитым фланцем заднего листа к корпусу сцепления), спереди — к брусу полурамы при помощи передней подвески, которая состоит из опоры 7 и резинометаллического амортизатора 1. Амортиза­тор представляет собой резиновую подушку с двумя привулканизиро-ванными пластинами, посредством которых он соединяется с кронш­тейном крышки распределения 6 и передней опорой 7. Амортизатор снижает уровень вибраций дизеля и остова трактора.


При установке дизеля на трактор с целью уменьшения вибраций необхо­димо соблюдать следующие правила регулировки передней подвески:

1) отвернуть два бол­та 5 крепления амортизатора к выступу кронштейна 6 крыш­ки распределения на 3. 4 обо­рота;

2) затянуть болты крепле­ния передней опоры 7 дизеля к переднему брусу трактора;

3) отпустить контргайку 3 и ввернуть регулировочный болт 4 в выступ крышки распреде­ления до упора в верхнюю пли­ту амортизатора;

4) вворачивая регулировочный болт 4 на 2. 3 мм (1,5. 2 оборота), сжать амортизатор, пока его высота не составит 39. 40 мм;

5) в за­зор, образовавшийся между вы­ступом кронштейна 6 крышки распределения и верхней пли­той амортизатора /, поставить необходимое число специальных сталь­ных прокладок толщиной 0,5 мм;

6) отвернуть на 3. 4 оборота регули­ровочный болт 4 и зафиксировать его контргайкой;

7) завернуть до отказа болты 5 крепления амортизатора к кронштейну. В дальнейшем регулировать подвеску не требуется.

Двигатель Д-240: технические характеристики

С 1974 года с конвейера Минского тракторного завода стал в массовых количествах сходить универсальный колёсный трактор модели МТЗ-80. Удачная конструкция делала его поистине универсальным и позволяла использовать в самых разнообразных отраслях – будь то сельское хозяйство, строительство или жилищно-коммунальная сфера. Другая важная причина повсеместного распространения и огромной популярности трактора МТЗ-80 – это простая и надёжная силовая установка: двигатель Д-240.

Четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели Д-240 и их модификации предназначались для установки на трактора тягового класса 14-20 кН; на сельскохозяйственные, лесные, промышленные машины и агрегаты всевозможного назначения.

Семейство двигателей Д-240

Дизель Д-240 является базовой моделью. В процессе дальнейшего развития самого этого мотора и тракторов МТЗ-80/82 появились другие модификации, которые отличаются от базовой модели регулировками по мощности и крутящему моменту, комплектностью, системой пуска, конструкцией некоторых отдельных деталей.

В зависимости от предназначения, дизели этого семейства могли комплектоваться дополнительными сборочными единицами: пневмокомпрессор, шестерённый насос усилителя рулевого управления с приводом, диски муфты сцепления в сборе.

  • Д-240 – с электростартером;
  • Д-240Л – с пусковым двигателем.

Семейство двигателей Д-240

Конструктивные отличия других дизелей данного семейства от базовой модели таковы:

  • на дизелях Д-241, Д-241Л изменили выпускной коллектор и установили глушитель в зоне 4-го цилиндра;
  • на Д-242, Д-242Л, Д-244, Д-244Л применили коленвал без противовесов, вентилятор 450-мм диаметра, шкив коленвала 170-мм диаметра.

На дизелях Д-245

  • установили турбокомпрессор;
  • изменили конструкцию патрубков впускного и выпускного коллекторов;
  • шкивов коленвала, водяного насоса и генератора;
  • ввели дополнительный клиновой ремень для привода вентилятора и генератора;
  • в коренных опорах блока цилиндров предусмотрели специальные форсунки для охлаждения поршней струями масла;
  • топливный насос с противодымным корректором;
  • головку цилиндров снабдили вставными сёдлами клапанов, изготовленными из жаропрочного и износостойкого сплава;
  • под 1-е компрессионное кольцо в поршне залили вставку из спецчугуна;
  • поршень снабдили тремя канавками под поршневые кольца;
  • верхнее компрессионное кольцо сделали трапецеидальным;
  • коленвал и шатуны изготовили из более прочных материалов;
  • применили 6-ти лопастный вентилятор 450-мм диаметра;
  • масляный насос поставили бо́льшей производительности;
  • применили воздухоочиститель 270-мм диаметра;
  • центробежный масляный фильтр стал иметь повышенную пропускную способность;
  • применили более длинные пальцы маховика, в связи с установкой двухдисковой муфты сцепления.

Основными отличиями дизеля Д-245.2 от Д-245 являются:

  • установка охладителя наддувочного воздуха;
  • изменение регулировочных параметров топливного насоса.

Общие сведения о конструкции дизеля Д-240

Двигатель Д-240 состоит из блока цилиндров, головки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения; узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и электрического оборудования.

В конструкции двигателя Д-240 была реализована неразделённая камера сгорания с объемно-плёночным образованием рабочей смеси. Одна часть впрыскиваемого дизтоплива распыляется в объёме камеры сгорания, а другая – растекается по её поверхностям, создавая на них тонкую плёнку.

Дизель Д-240 в разрезе

Первая часть горючего активно смешивается с потоком нагретого сжатого воздуха. При этом идёт интенсивное испарение и сгорание – процесс предварительного воспламенения дизтоплива. Шатровой формой камеры сгорания создаются завихрения воздушного потока, лучшее смешивание воздуха и дизтоплива. Часть горючего, находящегося в виде плёнки, испаряется, нагреваясь от потока сжатого горячего воздуха и стенки камеры сгорания. Такой поэтапный процесс сгорания дизтоплива создаёт условия для мягкой и экономичной работы двигателя.

Головка цилиндров

Головка цилиндров Д-240 – это чугунная отливка, во внутренних полостях которой есть впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров снабжена внутренними полостями, с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью. Головка цилиндров устанавливается на блок цилиндров и крепится при помощи 16-ти шпилек.

Головка цилиндров

На головке цилиндров сверху установлены стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм. Со стороны топливного насоса в головке установлено 4 форсунки, а со стороны генератора к головке прикреплён выпускной коллектор. Для уплотнения разъёма между головкой и блоком цилиндров предназначена прокладка из армированного перфорированным стальным листом асбестового или безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы стальными обечайками.

Блок цилиндров

Блок цилиндров – это основная корпусная деталь дизеля, жесткая чугунная отливка. В вертикальных расточках БЦ стоит 4 съёмных гильзы, изготовленных из спецчугуна.

Гильза установлена в блок цилиндров по двум центрирующим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закреплена буртом, а в нижнем – уплотнена 2-мя резиновыми кольцами.

Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.

Блок цилиндров

Торцовые стенки и поперечные перегородки БЦ снабжены приливами, для образования опор коленвала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников.

Блок цилиндров имеет продольный канал, от которого по каналам поперечным масло идёт к коренным подшипникам коленвала и подшипникам распредвала. На наружных поверхностях БЦ есть обработанные привалочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, водяного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, маслозаливной горловины.

Кривошипно-шатунный механизм

Основные детали кривошипно-шатунного механизма – это коленвал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники, маховик.

Коленчатый вал изготовлен из стали, имеет 5 коренных и 4 шатунные шейки. В шатунных шейках коленвала есть полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек прикрыты резьбовыми заглушками.

Кривошипно-шатунный механизм

Поршень сделан из алюминиевого сплава. В его днище сделана камера сгорания. В верхней части поршень снабжён 4-мя канавками (поршень Д-245 – тремя).

Поршневой палец – полый, изготовленный из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничено стопорными кольцами. Шатун – из стали, двутаврового сечения. В верхнюю его головку запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отверстия.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала сделаны из биметаллической полосы. На дизелях использованы вкладыши коренных и шатунных подшипников 2-х размеров, в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала.

Маховик сделан из чугуна, прикреплён к фланцу коленвала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Механизм газораспределения

В составе механизма газораспределения – распределительный вал, впускные и выпускные клапаны, а также детали их установки и привода: толкатели, штанги, коромысла, регулировочные винты с гайками, тарелки с сухариками, пружины, стойки, оси коромысел.

Распредвал – трёхопорный, приводимый в действие от коленвала через шестерню распределения. Подшипниками распределительного вала служат 3 втулки, которые запрессованы в расточки блока.

Передняя втулка (со стороны вентилятора) сделана из алюминиевого сплава, имеет упорный бурт, удерживающий распредвал от осевого перемещения, остальные втулки –чугунные. Толкатели – стальные. Рабочая поверхность тарелки толкателя наплавлена отбеленным чугуном и имеет сферическую поверхность большого радиуса (750 мм). В результате того, что кулачки распредвала изготовлены с небольшим конусом, толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.

Механизм газораспределения

Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, которая входит внутрь толкателя, и чашка штанги закалены. Коромысла клапанов – стальные, качающиеся на оси, установленной на 4-х стойках. Крайние стойки имеют повышенную жёсткость. Ось коромысел полая, имеющая 8 радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничено распорными пружинами.

Впускные и выпускные клапаны сделаны из жаропрочной стали. Они перемещаются в направляющих втулках, которые запрессованы в головку цилиндров. Каждый клапан закрывается под воздействием 2-х пружин: наружной и внутренней, которые воздействуют на клапан через тарелку и сухарики.

Уплотнительные манжеты, которые установлены на направляющие втулки клапанов, не допускают попадания масла в цилиндры мотора и выпускной коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

Система питания

Система питания дизеля Д-240 состоит из топливного насоса высокого давления, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, коллекторов впускного и выпускного, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака, который устанавливается на тракторе.

На дизелях Д-245 и их модификациях в систему питания также входит турбокомпрессор.

Топливный насос приводится в действие от коленвала дизеля через распределительные шестерни. Он имеет всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, 2 рычага управления. В регуляторе насоса размещены корректор подачи горючего, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах).

Система питания

Рабочие детали топливного насоса смазываются проточным маслом, которое поступает из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.

Форсунки предназначены для впрыскивания дизтоплива в цилиндры двигателя. Ими обеспечивается необходимый распыл горючего и ограничивается начало и конец подачи. На дизелях Д-240 применялись форсунки с 5-ти дырчатым распылителем закрытого типа.

Фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки дизтоплива от механических примесей и воды. Он состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, которое закрывается пробкой.

Фильтр тонкой очистки предназначен для окончательной очистки дизтоплива. Он имеет сменный бумажный элемент, очищающий дизельное топливо от механических примесей.

Воздухоочиститель предназначен для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Он комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлено 3 фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На всех дизельных двигателях с запуском от электростартера во впускном коллекторе установлен электрофакельный подогреватель, служащий для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха, с целью облегчения запуска дизеля при низких температурах окружающего воздуха.

Система охлаждения

Охлаждение дизеля – жидкостное, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру, датчик которого стоит в головке цилиндров.

Для ускорения прогрева мотора после запуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха предназначен термостат с твёрдым наполнителем.

Система охлаждения

Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленвала дизеля. при помощи клинового ремня. Система охлаждения дизелей с запуском от пускового двигателя соединена с системой охлаждения пускового мотора. Рубашка охлаждения цилиндра пускового двигателя сообщается с рубашкой охлаждения головки цилиндров дизеля, а рубашка охлаждения головки цилиндра пускового двигателя – с корпусом термостата дизеля.

Система смазки

Система смазки у данного двигателя – комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, шатунный подшипник коленвала пневмокомпрессора, а также механизм привода клапанов смазываются под давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала – разбрызгиванием.

Система смазки

Масляный насос – шестерённого типа, односекционный, прикреплённый болтами к крышке первого коренного подшипника. Насос подаёт масло по патрубку и каналам блока цилиндров в центробежный фильтр, где оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и износа. Очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения, а потом – в магистраль дизеля.

Масляный картер изготовлен из алюминия, выполен в форме коробки, которая крепится к нижней части блока цилиндров и к крышке распределения. В заглубленной передней части картера расположен маслоприёмник масляного насоса.

Электрооборудование и система пуска

На дизелях Д-240 использовались генераторы номинальной мощностью 1кВт и номинальным напряжением 14 Вольт.

Для запуска дизелей применялись электростартер или пусковой двигатель. В пусковое устройство дизелей с запуском от электростартера входил также электрофакельный подогреватель.

Электрооборудование и система пуска

Пусковой двигатель мотора Д-240 – одноцилиндровый, карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой. Для ограничения и поддержания постоянной максимальной частоты вращения коленвала пусковые двигатели были снабжены

однорежимным центробежным регулятором.

Технические характеристики Д-240 в цифрах

Установка мотора Д-240 на трактор МТЗ-80

Устанавливается двигатель Д-240 на трактор МТЗ-80 таким образом обеспечивать его надёжное крепление, правильное размещение и гашение вибраций остова. Двигатель, монтируемый на полураме трактора МТЗ-80, крепится сзади к остову, а спереди к брусу полурамы, при помощи передней подвески, состоящей из резинометаллического амортизатора и опоры.

Кстати, многие моторы Д-240 нашли своё применение на старых ЗИЛах и грузовиках ГАЗ-53.

Инструкция запуска тракторов Беларусь МТЗ и ЮМЗ с пускача или буксира

Касаемо запуска тракторов МТЗ 80 (82), а также родственного в конструкции и тяговом классе ЮМЗ 6 в зависимости от устройства системы запуска заводятся напрямую с электростартера или от пускового бензинового двигателя ПД 10. В свою очередь, сам пусковой двигатель может запускаться ручным способом или электростартером. А также в порядке исключения, которое в наших условиях часто приобретает традиционный метод трактор может запускаться с буксира или наката. Для понимания, как управлять системой запуска трактора от пускового двигателя, в статье описана практическая пошаговая инструкция действий и указаны рекомендации на основе опыта практиков при эксплуатации данной системы.




Как зимой завести трактор?

Не каждый новичок знает, как правильно осуществляется запуск трактора зимой. Из-за этого, в первую очередь, страдает двигатель сельхозмашины, так как в неумелых руках при запуске зимой он поддается ускоренном износу.


Многие современные трактора комплектуются специальными системами подогрева, которые позволяют запустить мотор даже в самую холодную погоду. Эта система предназначена для подогрева охлаждающей жидкости и масла в картере двигателя трактора до оптимальной температуры. При необходимости можно приобрести систему подогрева отдельно.

Чтобы завести трактор в мороз с использованием системы подогрева, необходимо действовать в таком порядке:

  1. В первую очередь потребуется тщательно промыть котел подогрева и аккуратно почистить горелки. Затем необходимо внимательно осмотреть мотор нагнетателя на предмет неисправностей;
  2. Перед тем, как приступить к запуску, потребуется открыть пробку подогрева на котле, чтобы слить с него остатки топлива. После этого кран и пробку нужно закрыть;
  3. Чтобы заполнить систему подогрева, нужно подготовить воду, открыть все имеющиеся заслонки в нагнетателе и выхлопном патрубке котла, после чего необходимо открыть топливный кран системы и через минуту включить свечу зажигания;
  4. После этого понадобиться на секунду запустить мотор нагнетателя, и сразу же плавно перевести его в рабочее положение. Далее в котел системы подогрева нужно аккуратно залить приготовленную воду, прогреть мотор до 85 ⁰C, и запустить его.

Точно придерживаясь этого алгоритма, фермер сможет завести двигатель трактора без риска подвергнуть чрезмерным нагрузкам его основные рабочие механизмы.

Работа системы пуска трактора Беларус с пусковым двигателем

Для некоторых механизаторов система пуска от пускового двигателя ПД 10 является сложной и хлопотной в процессе эксплуатации, а для неопытных трактористов это гремящее, адское устройство вызывает страх и ступор. Однако благодаря своим мощным характеристикам крутящего момента, передаваемого дизелю, является надёжным пусковым устройством. Кроме этого, в условиях применения ручного запуска ПД 10 исключается энергозависимость трактора от степени зарядки и тех. состояния стартерных аккумуляторных батарей, что часто является причиной сбоя при пуске в холодное время. Мощность в 10 л.с. бензинового пускача легко справляется с сопротивлением вращению остывшего дизеля в любое время года, обеспечивая надёжный запуск.


Особенно преимущество пукового двигателя в полной мере оценили работники эксплуатирующие технику в условиях полевых или лесных работ, на отдалённом расстоянии от цивилизации. Несмотря на громоздкость в устройстве и сложность в управлении, в отличие от электростартёрного пуска, данная система актуальна за счёт обеспечения энергонезависимости и надёжности пуска с обеспечением трактору дополнительной технической живучести.

Для осознанного выполнения действий при управлении запуском кратко опишем устройство и принцип работы данной системы.

Пусковой двигатель ПД 10 вместе со своей трансмиссией присоединён к задней плите дизеля и размещён с левой стороны трактора МТЗ 80. Одноцилиндровый бензиновый двигатель оснащён генератором искры – магнето, безпоплавковым карбюратором, связанным своей дроссельной заслонкой через тягу с регулятором.


Вращательный момент от двигателя передаётся через шестерню на редуктор трансмиссии 1, присоединённый своим чугунным корпусом снизу к картеру ПД 10. В состав узла входит дисковая муфта включения передачи вращения с обгонной муфтой в своём составе для автоматического отключения трансмиссии после пуска дизеля трактора. Второй частью редуктора является бендикс, с зубчатой шестернёй которого трансмиссия соединяется с венцом дизеля.

По правую сторону ПД 10 на коленчатый вал установлен шкив-маховик 10. Деталь имеет канавку для намотки троса, выдёргиванием которого создаётся пусковой вращательный импульс коленвалу пускача, в случае ручного запуска. Зубчатый венец на шкиве предназначен для привода стартёрного запуска ПД10. Для этого двигатель может комплектоваться крышкой маховика с посадочным местом под стартер. Также могут использоваться модифицированная крышка с установкой тросового приспособления с возвратной пружиной для ручного пуска.

Этапы запуска трактора МТЗ 80 с пускача

Для полного представления описываем наиболее сложный процесс запуска дизеля трактора от пускового двигателя с использованием ручного троса.

Подготовка трактора

Перед запуском производится стандартный осмотр трактора: креплений корпусов трансмиссии, двигателя и затяжки ходовой, а также узлов всех систем. Для безопасного и успешного запуска производят следующие контрольные проверки и действия:

  • Уровень жидкости в охлаждающей системе
  • Уровень масла в картере дизеля
  • Наличие дизельного топлива в баке
  • Наличие бензина в бачке питания пускача
  • Устанавливают трактор на стояночный тормоз
  • ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ! Переводят рычаг переключения КПП в нейтральное положение или при наличии датчика блокировки пуска в соответствующее положение
  • Для хорошего старта дизеля рычаг управления подачей топлива переводят на максимальную подачу

Запуск пускового двигателя

Учитывая упрощённую конструкцию глушителя и прямой выход выхлопных газов ПД 10 нужно быть морально готовым, что все действия при пуске вы будете выполнять в условиях грохота работы пускача.

  • Движением общего рычага управления трансмиссии или отдельного рычага по правую сторону корпуса трансмиссии вводят в зацепление шестерню бендикса с маховиком дизеля
  • Открывают кран для подачи бензина к карбюратору ПД 10,
  • Усаживают узел на конце пускового троса в паз проточки и наматывают плотно, с натяжкой на маховик, с учётом того, что коленвал ПД 10 вращается по часовой стрелке. Наматывать трос можно двумя способами непосредственной намоткой троса на маховик или его вращением. Для нейтрализации сопротивления компрессии при намотке троса на маховик открывают декомпрессионный клапан на головке цилиндра пускача.
  • Если пользовались клапаном — закрывают декомпрессор. Для создания стартового обогащения смеси, под действием разрежения воздуха в камере карбюратора, закрывают воздушную заслонку.
  • Дополнительно для хорошего старта пускача, нажатием на утопитель диафрагмы карбюратора, принудительно подают порцию бензина в диффузор. Важно, чтобы порция была умеренной без залива свечи.
  • Затем берут за рукоятку на конце троса двумя руками и на максимальной амплитуде замаха выдёргивают трос, предавая вращательный импульс маховику. При этом запрещается наматывать конец троса на руку и производить частичное выдёргивание. Холодный двигатель, естественно, с первой попытки может не завестись, для старта наматывают трос и повторяют попытку. Если двигатель не завёлся в результате перелива топлива – открывают клапан и производят продувку цилиндра, также вращая маховик с помощью троса.

Запуск дизеля.

После прогрева пускового двигателя, приступают к запуску дизеля. Для этого выполните следующее:

1. Выключите фрикционную муфту и введите в зацепление шестерню привода венца маховика дизеля, для чего рычаг переместите на себя, при этом должен быть слышен щелчок.

2. Плавно включите муфту сцепления механизма передачи, переместив рычаг от себя. Если при этом частота вращения пускового двигателя начнет быстро уменьшаться, что указывает на недостаточный прогрев дизеля, выключите фрикционную муфту, дождитесь пока пусковой двигатель наберет обороты и снова включите муфту. Следите за правильным включением и выключением муфты, рычаг должен быть в одном из крайних положений, в противном случае муфта пробуксовывает, а валик выжимного механизма и шарик центровочного штифта от трения нагреваются и могут привариться один к другому.

Меры безопасности

  1. Всегда перед пуском убеждайтесь в нейтральном положении рычага переключения передач и включении стояночного тормоза. Запуск на передаче грозит наездом трактора на человека, учитывая его местонахождение при ручном запуске.
  2. Стояночный тормоз включается для исключения перекатывания трактора спровоцированного вибрацией машины при пуске.
  3. Запуск осуществляйте в удобной прилегающей одежде без развивающихся полов, висящих концов рукавов и шарфов во избежание попадания элементов одежды в открытые вращающиеся детали пускового двигателя.
  4. Запрещается при попытках ручного запуска ПД10 наматывать пусковой трос на руку.
  5. Для безопасного старта осуществляют намотку троса не больше двух витков. При попытке запуска нужно осуществлять полный выход троса из маховика для избежания затягивания во вращающуюся деталь запущенного пускача.
  6. При закрытом хранении техники запуск производите в условиях хорошей вентиляции.

Практические советы

Часто запуск зависит от технического состояния поршневой группы ПД 10 и муфты, регулировки зажигания и системы питания. В практике каждый тракторист приноравливается к специфике работы своего пускового двигателя. Наблюдая за пуском, мы часто видим, как тракторист после старта ПД 10 для удержания оборотов проводит манипуляции: перемещает тягу регулятора оборотов, связанную с дроссельной заслонкой; дополнительно подаёт топливо нажатием на диафрагму карбюратора, обеспечивая сбалансированную подачу топлива до установки стабильной работы.

Причины плохого запуска ПД-10

Все нарушения являются следствием неправильной регулировки или плохого тех. состояния узлов зажигания и системы питания ПД 10. Плохой старт двигателя часто связан:

  • с холодной погодой
  • с недостаточной или чрезмерной подачей бензина
  • в связи с неправильно выставленным зажиганием
  • от технического состояния свечи или увеличенного зазора между её электродами
  • неправильной регулировкой магнето

Перелив бензина сопровождается заливом свечи, что препятствует искрообразованию и воспламенению. Недостаточная подача горючей смеси в камеру сгорания также не обеспечивает условий для воспламенения.

Устранение неполадок

Если двигатель не заводится проверьте работу свечи и магнето: выверните свечу из головки и проверьте искрообразование проворачиванием маховика ПД 10 при надетом насвечнике бронепровода магнето.

При нормальной работе свечи зажигания иска должна иметь яркий синий цвет. Тусклая, маленькая, красная искра недостаточна для воспламенения. Причинами могут быть закоксованость свечи или её пробой, неправильная настройка магнето или пробой бронепровода.

Для начала зачистите электроды свечи и проверьте зазор между ними, который должен быть в пределах 0,6-0,75 мм. Если процедура не дала результата замените свечу и проверьте искрообразование.

Как завести трактор с пускача?

Многие современные трактора оборудуются так называемым пускачом – дополнительным двигателем, необходимым для облегченного запуска основного мотора сельхозмашины.


Запуск пускача осуществляется в следующем порядке:

  1. Вначале необходимо открыть бензокран и подкачать горючее в карбюратор. После этого нужно закрыть дроссельную заслонку трактора и добавить топливо в цилиндры – для этого потребуется открыть кран декомпрессора, и, спустя несколько секунд, закрыть его;
  2. Далее нужно завести узел пускового шнура в паз на маховике пускача, после чего намотать шнур на маховике пускового мотора по часовой стрелке. После этого потребуется взять второй конец шнура в руки. Категорически запрещается наматывать шнур на ладонь, так как при возвратном движении шнура он может нанести фермеру серьезную травму;
  3. Далее потребуется резким рывком потянуть шнур на себя. В это время пускач должен начать работу. Если двигатель не заработал, то нужно еще раз повторить его запуск. В случае если пускач не заводиться, понадобиться очистить кривошипную камеру мотора от топливного конденсата. Для этого необходимо аккуратно вывернуть спускную картерную пробку, отсоединить свечу от привода, провернуть коленчатый вал мотора за маховик, и тщательно продуть кривошипную камеру. Затем необходимо вернуть все детали на их места, и завести пускач. Более подробно о запуске трактора с пускача расскажет видео.

После того, как вспомогательный мотор заведется, потребуется подождать, чтобы он прогрелся на низких оборотах. Спустя несколько минут нужно перевести мотор в режим работы на оборотах, ограниченных регулятором.

Запуск трактора МТЗ, ЮМЗ с буксира или наката

Преимуществом дизельного двигателя является воспламенение смеси в цилиндре сжатием. Многие механизаторы пользуются этой характеристикой запуская дизель, что называется, с толкача или буксира. Для дизеля с удовлетворительным состоянием поршневой и исправной топливной аппаратурой достаточно одного проворота двигателя, чтобы один из цилиндров зашёл в такт сжатия и осуществил запуск. Даже небольшого пригорка, на котором предусмотрительно оставляют на стоянку трактор, достаточно для запуска двигателя накатом.

  • Перед пуском, также устанавливают ручной газ в максимальное положение.
  • Включают передачу и для начала движения выжимают сцепление.
  • При достаточном разгоне трактора отпускают педаль муфты, соединяя трансмиссию с двигателем. Вращательный момент от колёс трактора передастся на дизель, проворачивая коленвал.
  • После того как запустится дизель выжимают педаль сцепления и останавливают движение трактора тормозом, рычаг переключения скоростей устанавливают в нейтральное положение.
  • Если трактор заводится буксиром — сразу после пуска звуковым сигналом нужно уведомить буксирующего об удачном старте.

Пуск с наката или с помощью буксира трактора МТЗ 82(8о) осуществляют с III-й или IV-й передачи, ЮМЗ 6 — с I или II-й повышенных передач.

Читайте также: