Как сделать мотивированный отказ в фиас

Обновлено: 04.07.2024

22 августа сего года ФНС выпустила любопытное письмо, уже упомянутое на Регфоруме. В нем сказано о том, что если указанные в документах для государственной регистрации юр. лица сведения об адресе отсутствуют в федеральной адресной системе, то такое обстоятельство не может быть поводом для отказа в регистрации. А как будет на самом деле?

Как сказано в самом письме ФНС от 22 августа 2014 г. N ЗН-4-1/16666@ (текст есть во вложении), органы, оказывающие гос. услугу, не вправе заставлять заявителя самого согласовывать нестыковки в их же системах и реестрах.

Пример такого отказа любезно предоставлен kinyapina:

Может, стоило бы надеяться, что и отказы по такой причине могли бы прекратиться.

Вроде удобное нововведение, казалось, не нужно было при каждом изменении паспорта, например, директора, бежать к нотариусу, а после — отправлять заявителя в рег. орган.

Пришлось ему (точнее не ему, а его представителю) бегать несколько раз в ФМС по месту жительства и просить там справку о том, что данный паспорт не терялся, не менялся, что он вполне себе действует. После того, как в ФМС с боем такая справка была получена, я в нескольких последующих, связанных с этим заявителем, действиях прикладывал копию данной справки. На всякий случай. А казалось, сама ФМС должна бы скидывать в ФНС актуальные базы данных паспортов.

Также и тут. Письмо письмом, но вот что придет в голову регистрирующему инспектору — сказать трудно. Поэтому либо самому лучше проверять, есть ли адрес в базе, если нет — вносить его в ФИАС самостоятельно, и подавать документы уже со спокойной душой. Либо, если есть на то время (которого почти всегда заказчик не дает, ему все нужно вчера), оспаривать такие отказы самостоятельно со ссылкой на новое письмо ФНС. Тем более, досудебный порядок обжалования уже вступил в силу.

Еще одна мысль пришла мне в голову — вместе с комплектом документов на регистрацию подавать распечатанное вышеупомянутое письмо ФНС. Вдруг прочтут да образумятся?

Коллеги, кто может поделиться необычными отказами — буду крайне благодарен!

3.10.Режим формирования уведомлений о несоответствии

3.10.1.Создание уведомления

1) Рассмотрим режим создания уведомления о несоответствии:


В этом режиме увидим следующую форму с таблицей (рис 47.):


Рис. 47
Вверху имеется фильтр для эффективного поиска.

Для ФНС доступна кнопка "Уведомление о несоответствии". По её нажатию открывается форма ввода уведомления. (Сотрудники Муниципальных образований не могут создавать уведомления о несоответствии)

В п.1 нужно выбрать орган местного самоуправления, который уведомляется о несоответствии.

В п. 2.1 нужно указать/приложить отсканированный НПА, на основании которого выявлено несоответствие Рис. 49



А также указать пункты, по которым выявлено несоответствие.

В п 3 (подпункт 3.2) нужно выбрать адрес, по которому выбрано несоответствие, рис. 50


3.10.2.Обработка уведомлений

Для обработки уведомления нужно внести изменения в указанный адрес в соответсвии с приложенным нормативным документом.


Если внесенные изменения еще не вступили в силу, система выдаст предупреждение рис. 52:



Также в таблице имеется возможность распечатать уведомление и ответ(уведомление об исправлении/уведомление об отсутствии несоответствия)рис. 53

3.11.Предоставление информации из ФИАС

Далее будет описан режим формирования выписок и обобщенной информации.


Описание Бизнес Процесса(БП) формирования выписок и обобщенной информации представлено на рис.54

Заявителем может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

3.11.1.Работа с запросами в Налоговых органах



  • тип запроса

  • номер запроса

  • Дата создания

  • Информация о заявителе

  • Статус запроса

  • Все документы, которые были сформированы в процессе обработки запроса


Для осуществления действий над запросом необходимо воспользоваться кнопкой , в зависимости от статуса запроса, будут доступны те или иные пункты меню.


После ввода всей необходимой информации будет выведена информация о присвоенном запросу номере и предложена для скачивания расписка в получении документов. Данную расписку необходимо распечатать, подписать и выдать заявителю.


После формирования документов, если их необходимо выдать заявителю лично, на бумаге их необходимо распечатать и подписать. После выдачи документов запросу следует проставить статус, что документы выданы заявителю лично.

Если документы предназначены для передачи заявителю в электронном виде их необходимо подписать ЭП, после этого произойдёт автоматическая отправка документов заявителю.

3.11.2.Работа с запросами в ФКУ



  • тип запроса

  • номер запроса

  • Дата создания

  • Дата готовности

  • Информация о заявителе

  • Статус запроса

  • Статус оплаты

  • Источник запроса

  • Способ получения результата

  • Все документы, которые были сформированы в процессе обработки запроса


Для осуществления действий над запросом необходимо воспользоваться кнопкой , в зависимости от статуса запроса, будут доступны те или иные пункты меню.


На данной форме необходимо осуществить ввод информации с бумажного документа, а также отсканировать и приложить документы, поданные заявителем.



Вопрос: Хотим изменить юридический адрес ООО, но нового юр.адреса нет в ФИАС. Соответственно, налоговая отказывает в регистрации. Как нам добавить адрес в ФИАС?

Ответ: На основании заявления о присвоении адреса объекту недвижимости орган местного самоуправления регистрирует адрес, актуализирует данные в ФИАС, либо передает данные в налоговую службу для внесения в ФИАС.

Из-за отсутствия адреса в базе ФИАС налоговая инспекция не может отказать компании или предпринимателю в госрегистрации (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@). Предусмотрена обязанность налоговой службы при выявлении отсутствия адреса в ФИАС направлять уведомление в орган местного самоуправления. Недостающие сведения вносятся в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления. См. п. 1.

3. Органы местного самоуправления

2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.

Оператором ФИАС является налоговая служба, которая вносит в систему сведения об адресах и исправляет их на основании данных, полученных от органов местного самоуправления, а также Росреестра, Почты России и др. (ст. 4, подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 29.04.2014 N 384).

Частью 6 статьи 9 Федерального закона N 443-ФЗ предусмотрена обязанность оператора федеральной информационной адресной системы при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе направлять в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления.

Таким образом, выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Нет. Факт отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа инспекции в регистрации компании.

Обоснование: О том, что именно территориальный орган ФНС совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в ФИАС, сказано в Письме ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу 1 июля 2014 г.

Частью 6 ст. 9 этого документа предусмотрена обязанность ФНС как оператора ФИАС при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе направлять в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр необходимые сведения.

При этом в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указано, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя при предоставлении государственной услуги действий, в том числе согласований, необходимых для получения этой услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.

2. Возможно оспорить отказ.

Категория: Споры, связанные с внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Требования: О признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в регистрации изменений в учредительные документы, об обязании устранить допущенное нарушение прав.

Обстоятельства: Основанием для отказа в регистрации послужил вывод о недостоверности представленных в регистрирующий орган документов, в которых отсутствуют сведения о детальных элементах адреса постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также о регистрации поименованного в заявлении адреса в Федеральной информационной адресной системе.

Ответ: В настоящее время отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией ФИАС, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются: Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 492 "О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2015 N 68н "О порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе"; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2014 N 118н "Об установлении размера платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в случае предоставления их на бумажном носителе и за предоставление обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также порядка взимания такой платы"; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2014 N 146н "Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса".

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Отсутствие в ФИАС сведений об адресе, указанном в заявлении о госрегистрации ЮЛ, не является основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий

ФНС России является оператором, осуществляющим ведение государственного адресного реестра и эксплуатацию федеральной информационной адресной системы (ФИАС).

Выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе заявителя в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении ему государственной услуги. В этом случае территориальный орган ФНС России обязан провести работу по уточнению адреса либо его внесению в государственный адресный реестр.

Письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@

В Федеральную налоговую службу поступают обращения о фактах отказа территориальных органов ФНС России в оказании госуслуг физическим и юридическим лицам, в частности, по госрегистрации ЮЛ, в связи с отсутствием в федеральной информационной адресной системе (далее - ФИАС) сведений об адресе, указанном в заявлении о предоставлении соответствующей госуслуги.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации ФИАС, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует ФЗ от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О ФИАС и о внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, вступивший в силу 01.07.2014.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.

Ч. 6 ст. 9 ФЗ N 443-ФЗ предусмотрена обязанность оператора ФИАС при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе направлять в соответствующий орган госвласти субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией ФИАС и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора ФИАС" оператором ФИАС является ФНС.

При этом в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указано, что органы, предоставляющие госуслуги, при предоставлении госуслуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.

Таким образом, выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении госуслуги.

В этой связи территориальный орган ФНС России совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в государственный адресный реестр.

Таким образом, если информация об адресе лица отсутствует в государственном адресном реестре, то это не является основанием для отказа в предоставлении услуг по госрегистрации юрлиц.

Виды услуг от ААА-Инвест

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги регистрации компаний и ИП, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ. Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг!

Читайте также: