Как сделать мотивацию к уроку

Обновлено: 04.07.2024

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!

Учитель дополняет реальные события фантастикой Например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород

Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия.
Пример: Научиться пользоваться микроскопом, при этом рассматриваются микропрепараты.

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: "А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут
у нас на огороде".
Загадка: месть короля Казимира – причина плесневые грибы. См. удивительные факты

Погружение в урок.

Математика
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
***
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
***
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
***
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
***
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
Чтение
***
С.А.Есенин “Черёмуха”
- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
***
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”
- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.
Рушится трон снежной королевы – зимы.
***
И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”
- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Окружающий мир
***
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан . ”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
***
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
- Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

"Рифмованное начало уроков"

"Эпиграф к уроку"

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства …………………………

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Эмоциональный отклик

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…

Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
•если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление,эмоции,природа.Выводится определение: сентиментализм - литературное направление, возводящее в культ чувство.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую:

•дидактические игры и упражнения на уроках;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);

•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).

Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.

Методы:

• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами: эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

И всё-таки, с чего же лучше начинать?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Следует помнить пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагогическая задача Дифференциация

учащихся Дельность учителя

1. Мотивационно-целевой Сформировать

мотив достиже-

на успешное вы-полнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

рода Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить ре-зультат в мотив для новой по-знавательной деятельности Резуль-тат, адек-ватный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Необходимо возвращение к мотивационно -целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

"А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…

Мотивационная сфера:

• отсроченная загадка (или задание);

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неёследующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формыорганизации нестандартного начала урока:

o Мешок настроений.

o Мимические упражнения

o Рифмованное начало урока.

o Психологическая установка на урок.

o Интегрированная разминка.

• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

• Я радуюсь этому.

• Внимание моё растёт.

• Я как разведчик всё замечу.

• Память моя крепка.

• Голова мыслит ясно.

• Я готов (ва) к работе.

Или «Я умею думать, я умею слушать….

1. Какая гласная стоит всегда под ударением?

2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___

3.Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.

4. Найди лишнее слово в каждой строке

пара, парный, паровой;

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.

Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др.

Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:

– устойчивая неуспеваемость в обучении;
– нарушение поведения;
– конфликты в школе;
– искажения в личностном развитии.

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.

Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.

Для повышения мотивации учеников необходимо:

– обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
– использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
– самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
– видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

В данной статье рассказывается о тех приёмах мотивации, которые можно приметь на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

Приём 1: Обращение к жизненному опыту детей.

Приём заключается в том, что учитель обсуждает с детьми хорошо знакомые им жизненные ситуации.

Эти примеры, это обращение к опыту детей – это не только приём для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Многие навыки они начинают применять уже в школе: подготовка рефератов, презентаций.
Не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.

Прием 2: Ролевой подход и деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагаю выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Приём 3: Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
  • На дисплей неча пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
  • Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
  • По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)
  • Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)
  • Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)
  • Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  • Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)
  • Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).

Прием 4: Практико-ориентированные проекты.

Создание презентаций – процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для учащегося первостепенным мотивом.
Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

В каждой из приведенных групп терминов один термин (или число) является лишним. Найдите его.

1. Бейсик, французский, Си, Паскаль, ассемблер
2. Два, пять, ноль, сумма, один, девять.
3. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель.
4. Умножение, удаление, вычитание, сложение, деление.
5. Дискета, CD-ROM, таймер, винчестер, магнитная лента.
6. Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, манипулятор "мышь".
9. Евклид, Морзе, Нортон, Менделеев, Паскаль, Гейтс.
10. "Пробел", "Агат", "Esc", "Enter", "BackSpace".
11. Трансляция, интерпретация, архивация, компиляция.
12. "Файл", "Правка", "Закраска", "Вид", "Сервис", "?".
13. Арифмометр, счеты, калькулятор, пишущая машинка, компьютер.
14. Вирус, синус, косинус, тангенс.
15. Сантиметр, килобайт, бит, терабайт.

Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

– “Этот процесс орнитологи называют миграцией”
– “Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”
– “Он всегда имел запас калькуляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Текстовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам можно предложить создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.

В заключение, нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать.

Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.

В завершение, хотелось бы всем пожелать всегда работать так, чтобы у учащихся была устойчивая потребность в новом знании, которая будет порождать интерес, и как следствие, устойчивый мотив к учению.

Зачем учиться? Даже если ребенок и не задает себе этот вопрос, он играет в компьютер, смотрит 100 каналов, общается в социальных сетях — все это очень легко и интересно, а учеба — это ежедневный труд, требующий напряжения и концентрации. Как сделать так, чтобы школа стала не каторгой, а местом, куда хочется приходить? Учитель начальных классов с 20-летним стажем Наталья Тихонова из школы им. Н. М. Карамзина (г. Москва) делится своим опытом мотивации младшеклассников, ведь именно в первые школьные годы формируется отношение к учебе.

Наталья Тихонова со своими учениками

1. Создать клуб помощников учителя

2. Использовать компьютер для индивидуальной работы

Компьютер нельзя использовать как средство мотивации — я никогда не награждаю учеников работой на компьютере, но и не запрещаю его. Компьютер и образовательные онлайн-сервисы — это инструменты, с помощью которых учитель может настроить индивидуальную работу с каждым учеником. Ребенку важно чувствовать интерес к предмету, а это сложно реализовать в ситуации, когда учитель использует ко всем своим ученикам одинаковый подход.

Сейчас я пользуюсь сервисом Яндекс.Учебник. Это удобный сборник заданий по русскому языку и математике, он позволяет выдавать задания каждому ученику отдельно, ориентируясь на его уровень, индивидуальные особенности и даже увлечения. Одной группе детей можно дать задания на сервисе, другую группу — попросить им помочь, а с третьей группой — провести викторину или фронтальное занятие у доски. Потом ученики меняются местами.

После уроков можно проанализировать, насколько был усвоен материал. В сервисе видно, сколько времени ученик потратили на задания и с какой попытки справился с ним. На каждое задание есть три попытки. Если дети не хотят выполнять какое-то упражнение, они могут его пропустить — это я тоже вижу и тогда понимаю, что кто-то не усвоил тему.

3. Хвалить за ошибки и награждать за красивые буквы

Для ребенка важно получить не только внешнее признание — родителей, учителя, одноклассников, но и чувствовать гордость за свои успехи перед самим собой. Для этого можно с первого класса вести портфолио работ и достижений. Это позволяет ребенку посмотреть, чего он достиг, и стремиться к лучшему. Даже если в портфолио пока нечего добавить из совершенного, там должны находиться планы на будущее, которые дети выберут сами. У нас в классе действует закон, по которому портфолио никогда не должно быть пустым, поэтому цели в нем постоянно превращаются в достижения.

6. Применять знания здесь и сейчас

7. И никакой тишины в классе!

Впечатления — это еще и награда, которая работает! Придя домой после занятия по окружающему миру в лесу, ребенок будет полон впечатлений о том, что он там нового увидел.

Подводя итог, самое главное в мотивации — это достижение результатов и целей. Когда ребенок видит, что у него получается и он может достичь поставленной цели, то занятия будут приносить удовольствие не только ребенку, но и учителю, и родителям, и директору школы.

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе

Организационный момент . Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Первый этап урока. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

· У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность

Приёмы работы.

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

Психологические минутки:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· во всём (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,

1. Пожелайте всем любви и добра.

Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков

Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.

2. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

3. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

4. Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

5. С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!

6. Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

7. Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

8. А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

9. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

10. Прозвенел, друзья, звонок

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

11. Прозвенел уже звонок

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

12. Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минуты не теряем.

13. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

14. Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.

Начало урока с элементами театрализации.

Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.

Русский язык

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, нам без напоминания

Что знаете о букве Ц?

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняй-ке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

“ Не придёт ли новый друг?”

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

Математика

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

Старик и старуха.

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Только, что из печи.

А что может быть

В сказках, как в жизни,

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

Погружение в урок.

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.

. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собралися гурьбой.

(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.

Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!

Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”

- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”

- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Музыкальное сопровождение.

Окружающий мир

Тема: “Путешествие по карте полушарий”.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)

Тема: “Явления природы”.

- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?

- Какое сейчас время года? Как вы думаете, удалось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.

- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.

Кроссворды, ребусы, игры, загадки.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног

А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло - синий

По ветвям развешан . ”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

- Какие же явления вы записали в кроссворд?

- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

- Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

- Как могут называться рыхлый верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения?

- Из чего состоит почва?

- Какие виды почв вы знаете?

- Основное свойство почвы?

- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.

Эпиграф к уроку.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Пословицы, поговорки.

- Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

Начинается урок (дети – хором)

– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Самопроверка д/з по образцу.

Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

Поэтические минутки.

Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. Если же учитель продекламирует строки с выражением, необходимыми эмоциями, а еще и в тему, то успех в создании положительного настроя гарантирован.

В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Читайте также: