Как сделать морфологический разбор глагола 5 класс разливается

Обновлено: 03.07.2024

Морфологический раз­бор гла­го­ла — это выяв­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Укажем план, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла. Приведем образ­цы раз­бо­ра гла­го­лов, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке гла­гол обла­да­ет мно­же­ством харак­тер­ных для него грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, по кото­рым его мож­но отли­чить от дру­гих частей речи. Прежде чем разо­брать­ся в этом, опре­де­лим, что такое гла­гол в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сделать?

  • (что делать?) сти­рать, слы­шать, думать;
  • (что сде­лать?) уйти, соста­вить, почув­ство­вать.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го зна­че­ния. Далее опре­де­лим посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла и его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти эта­пы раз­бо­ра пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • вид совер­шен­ный или несовершенный;
  • переходность/непереходность;
  • возвратность/невозвратность;
  • спря­же­ние I или II ;

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • накло­не­ние (изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное или условное);
  • вре­мя (толь­ко в изъ­яви­тель­ном наклонении);
  • чис­ло един­ствен­ное или множественное;
  • лицо (в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, в пове­ли­тель­ном наклонении);
  • род (про­шед­шее вре­мя изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, услов­ное наклонение)

III . Синтаксическая роль в пред­ло­же­нии (какой член предложения).

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в предложении.

Морфологический разбор глагола

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол в этом предложении:

По про­гно­зам синоп­ти­ков цик­лон будет буше­вать еще несколь­ко суток.

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • несо­вер­шен­ный вид (обо­зна­ча­ет неза­вер­шен­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?);
  • непе­ре­ход­ный (не может управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го падежа);
  • невоз­врат­ный (не име­ет пост­фик­са -ся)
  • I спря­же­ние (буше­вать име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ать).

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение;
  • слож­ное буду­щее время;
  • един­ствен­ное число;
  • 3 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Примеры морфологического разбора глагола

Под луча­ми весен­не­го солн­ца снег сна­ча­ла под­та­ял изнутри.

I. Подтаял — гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал?

Начальная фор­ма — под­та­ять.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение;
  • про­шед­шее время;
  • един­ствен­ное число;
  • муж­ской род.

III . В пред­ло­же­нии выпол­ня­ет роль про­сто­го гла­голь­но­го сказуемого.

Прослушайте эту ауди­о­за­пись еще раз.

I. Прослушайте — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай­те?

Начальная фор­ма — про­слу­шать

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • пове­ли­тель­ное наклонение;
  • мно­же­ствен­ное число;
  • 2 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

I. Возвратилась бы — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Начальная фор­ма — воз­вра­тить­ся.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • воз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

  • услов­ное наклонение
  • един­ствен­ное число
  • жен­ский род

III . В пред­ло­же­нии про­стое гла­голь­ное сказуемое.

Видеоурок


Навык определять грамматические признаки пригодится не только на уроках русского. Это часто делают при изучении иностранных языков и для лингвистических исследований. Сейчас узнаем, как делать морфологический разбор глагола.

О чем эта статья:

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

Начальная (неопределенная) форма.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Начальная форма (инфинитив).

совершенный (что сделать?);

несовершенный (что делать?).

переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

возвратность (возвратный, невозвратный).

изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

повелительное (что делай?);

условное (что делал бы? что сделал бы?).

время (только в изъявительном наклонении);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Примеры морфологического разбора глагола

В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?


Навык определять грамматические признаки пригодится не только на уроках русского. Это часто делают при изучении иностранных языков и для лингвистических исследований. Сейчас узнаем, как делать морфологический разбор глагола.

О чем эта статья:

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

Начальная (неопределенная) форма.

Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Начальная форма (инфинитив).

совершенный (что сделать?);

несовершенный (что делать?).

переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

возвратность (возвратный, невозвратный).

изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

повелительное (что делай?);

условное (что делал бы? что сделал бы?).

время (только в изъявительном наклонении);

лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Примеры морфологического разбора глагола

В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

Читайте также: