Как сделать моноспектакль

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 28.09.2024

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петров Владислав Олегович

Объектом исследования статьи является инструментальный моноспектакль — жанр, являющийся признаком постмодернистской эстетики и входящий в общий жанровый пласт перформанса . Рассматриваются аспекты синтеза искусств , формирующие собой ритуальное пространство инструментального моноспектакля — соотношение музыки и слова, музыки и событийного действия, музыки и театра с его декорациями и реквизитом. Это соотношение предполагает превращение исполнения инструментального произведения в подлинное театрализованное действо, построенное по законам не музыки, но театра. Тем не менее, рассмотренная театрализация не снижает художественной значимости инструментальных сочинений Р. Эриксона, Ф. Ржевски, Л. Берио, К. Штокхаузена, И. Соколова. Статья предполагает комплексный подход к изучению объекта исследования и базируется на целостном анализе конкретных музыкально-театральных произведений. Большинство рассматриваемых сочинений анализируется в литературе впервые; также научную новизну статьи диктует выделение отдельных композиторских концепций. Понять зачем автор в инструментальную музыку вовлекает театральные эффекты — основной вопрос работы. Ответом на данный вопрос становится теория о том, что использование театра со всеми присущими ему элементами театрализации сценического пространства (от слова до бутафории) специфично для тех композиторов-постмодернистов, чье творчество неразрывно связано с идеями перформанса , с желанием наглядно выразить скрытую зачастую в музыке программность.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Петров Владислав Олегович

Проявление эстетики жанра инструментального театра в произведениях композиторов третьего течения (на примере сочинений г. Шуллера, Д. Аргью, Д. Глатцеля, Т. Маккинли)

Инструментальный моноспектакль: к вопросу о синтезе искусств

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения доцент, Астраханская государственная консерватория 414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Статья из рубрики "Современная композиция"

Аннотация. Объектом исследования статьи является инструментальный моноспектакль — жанр, являющийся признаком постмодернистской эстетики и входящий в общий жанровый пласт перформанса. Рассматриваются аспекты синтеза искусств, формирующие собой ритуальное пространство инструментального моноспектакля — соотношение музыки и слова, музыки и событийного действия, музыки и театра с его декорациями и реквизитом. Это соотношение предполагает превращение исполнения инструментального произведения в подлинное театрализованное действо, построенное по законам не музыки, но театра. Тем не менее, рассмотренная театрализация не снижает художественной значимости инструментальных сочинений Р. Эриксона, Ф. Ржевски, Л. Берио, К. Штокхаузена, И. Соколова. Статья предполагает комплексный подход к изучению объекта исследования и базируется на целостном анализе конкретных музыкально-театральных произведений. Большинство рассматриваемых сочинений анализируется в литературе впервые; также научную новизну статьи диктует выделение отдельных композиторских концепций. Понять зачем автор в инструментальную музыку вовлекает театральные эффекты — основной вопрос работы. Ответом на данный вопрос становится теория о том, что использование театра со всеми присущими ему элементами театрализации сценического пространства (от слова до бутафории) специфично для тех композиторов-постмодернистов, чье творчество неразрывно связано с идеями перформанса, с желанием наглядно выразить скрытую зачастую в музыке программность.

Ключевые слова: постмодернизм, инструментальный театр, перформанс, моноспекталь, синтез искусств, концепт, театрализация, сценическая драматургия, инструментализм, пространственная музыка

Дата направления в редакцию: 16-12-2017

Дата рецензирования: 16-12-2017

Моноспектакль (монодрама) как разновидность театрального искусства зародился в Европе в древние времена, когда непрофессиональные актеры демонстрировали свое мастерство на площадях и улицах поселений. Далее творческие эксперименты труверов и трубадуров, актеров и мимов, стремившихся к проявлению собственной индивидуальности, зачастую провоцировали исполнение вымышленных или взятых из

каких-либо источников (легенд, мифов, литературы, фольклора) сцен самостоятельно. В этом случае исполнитель превращался в единственно значимого для публики носителя информации, которую они получали, присутствуя на подобного рода выступлениях. Тогда существовало и в наше время существует множество типов моноспектакля — от небольших пантомимных или речевых сцен до крупных, достаточно серьезных по содержанию и развернутых во временном отношении представлений. Главная их особенность — наличие одного исполнителя на сцене, вследствие чего становится невозможным использование сопоставления всех видов пластов, выделенных ранее. При этом, сам исполнитель сталкивается с рядом трудностей, среди которых — необходимость сосредоточить внимание публики на себе, на тех действиях, которые он выполняет, находясь на сцене или площадке. По мнению Л. Березки, «В моноспектакле поднимаются темы любви, жизни, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства. То есть, те вопросы, которые всегда волновали, в той или иной степени, каждого человека. И актер, оставаясь один на один со зрительным залом, каждый раз пытается понять сам,

1) инструментальный моноспектакль не базируется на основе глобальных сюжетов (это, скорее, — прерогатива массового инструментального спектакля), что обусловлено наличием только одного игрока на сцене;

театрализованных инструментальных сочинений ХХ века [2, с- 51~52"Ъ

3) в большинстве случаев композиторы прибегают к воссозданию

4 ) моноспектакль не ограничен каким-либо одним содержанием: его основой

7 ) очень редко инструментальный моноспектакль отрицает одночастность (см.

2. Duke C. A performer's guide to theatrical elements in selected trombone literature. Louisiana State University, 2001. 185 р.

3. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. 72 с.

4. Силантьева И. И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: Автореф. дис. . докт. искусствоведения: 17.00.02. М., 2007. 49 с.

5. Гуляницкая Н. С. Методы науки о музыке: Исследование. М.: Музыка, 2009. 256 с.

7. Петров В. О. Инструментальный театр: историческая пирамида жанра // Культура и искусство. 2012. № 5. С. 99-109.

8. Петров В. О. Инструментальный театр: типология жанра // Музыкальная академия. 2010. № 3. С. 161-166.

9. Петров В. О. Камерный инструментальный спектакль: к вопросу о соотношении драматургических пластов // Музыка: искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова. 2014. № 4 (8). С. 16-26.

10. Петров В. О. Массовый инструментальный спектакль: виды драматургического

Указанные книги не участвуют в акциях "Последняя бесплатно" и "Скидка на колличество купленных книг"

Количество книг в заказе: 0

Общая стоимость: 0 RUB

Общая стоимость с учетом скидки: 0 RUB

Пожалуйста, введите доступный Вам адрес электронной почты. По окончании процесса покупки Вам будет выслано письмо со ссылкой на книгу.

Некоторые из выбранных Вами книг были заказаны ранее. Вы можете просмотреть ваш предыдущий заказ после авторизации на сайте или оформить новый заказ.

В Вашу корзину были добавлены книги, не предназначенные для продажи или уже купленные Вами. Эти книги были удалены из заказа. Вы можете просмотреть отредактированный заказ или продолжить покупку.

Список удаленных книг:

В Вашу корзину были добавлены книги, не предназначенные для продажи или уже купленные Вами. Эти книги были удалены из заказа. Вы можете авторизоваться на сайте и просмотреть список доступных книг или продолжить покупку

Список удаленных книг:


Ваша версия Java Runtime Environment не соответсвует необходимой для запуска приложения. Сейчас вас перенаправят на страницу установки JRE. После того как вы обновите вашу версию JRE приложение запустится автоматически.



Моноспектакль — это постановка с участием одного актера. В таких спектаклях, как правило, не используют сложные декорации и реквизит. В основе постановок лежат либо специально написанные литературные произведения — монодрамы, либо адаптированные традиционные пьесы.

Одиночные представления давали еще античные поэты. Такие выступления были популярны и в Средневековье. Их часто устраивали поэты-трубадуры, барды и менестрели. А в XVIII веке появились чтецкие и творческие вечера, а также мелодекламации, которые, в отличие от других представлений, использовали музыку. Исполнители читали стихотворные и прозаические отрывки, стараясь попасть в ритм мелодии.

o-o.jpg

Источник: Канал @greenlampbooks

Романы любить легко: они несут тебя на своих волнах долго-долго, ты успеваешь привыкнуть к героям, а у автора достаточно времени, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки, повторить, намекнуть, расставить путевые камни и зажечь все маяки. С рассказами уже сложнее, потому что новелла или любая другая небольшая форма не может позволить себе быть просто хорошей, она должна быть прекрасной, бить наповал, чтобы запомниться. Сложнее же всего — драматургия, потому что в ней нужен не только блестящий автор, но и блестящий читатель с желанием заниматься сотворчеством, прилежно воображать каждую интонацию, выискивать нюансы и подтексты в каждой реплике, исследовать каждое висящее ружьё, угол падающего света и крошечные ремарки.

Морис Метерлинк Слепые

Совсем крошечная пьеса, которая хорошо смотрелась бы в виде аудиоспектакля. В ней много слепых, как в прямом, так и в метафорическом виде, так что вязкая темнота и одни лишь голоса в экспрессивной манере создают то, чего так не хватает во многих пьесах, с которых начинают изучение драматургии: атмосферу. Очень символичная и весьма прозрачная вещь на один вечер, которую стоит представить в деталях и время от времени закрывать глаза, ощущая себя на месте героев.

Леонид Филатов Про Федота-стрельца, удалого молодца

Совсем недавно он был кумиром как молодёжи, так и взрослого поколения, а потом его стремительно начали забывать. Вместе с тем он не только развил почти лимеричные остросатирические стихотворные формы, но и прекрасно мог начитывать их сам, проявляя недюжинный актёрский талант. Есть моноспектакли с его декламацией, обращайтесь к ним, если захотите прекрасного и очень смешного. Мультфильм не советую, текст оригинальной сказки-пьесы там сильно урезан.

Бернард Шоу Пигмалион

Евгений Шварц Дракон

Теннесси Уильямс Трамвай "Желание"

Людмила Разумовская Дорогая Елена Сергеевна

Не слишком широко известная пьеса, потому что её не ставили и не печатали, уж слишком… Слишком в ней что-то такое тёмное, бередящее душу. Совершенно не советская по духу и на сто процентов советская по антуражу и темам, впрочем, актуальна до сих пор, так как у нас многих педагогов натаскивают по худшим канонам старой школы. Есть ещё неплохая экранизация, но пьеса заметно сильнее.

Сэмюэль Беккет В ожидании Годо

Александр Вампилов Старший сын

Том Стоппард Розенкранц и Гильденстерн мертвы и другие пьесы

Бертольт Брехт Мамаша Кураж и ее дети. Пьесы

Артур Миллер Смерть коммивояжера

Читайте также: