Как сделать микротемы

Обновлено: 05.07.2024

Одним из видов учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка является написание сжатого изложения. Написание сжатого изложения – это информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Эти умения формируются не только на уроках русского языка и литературы, но и при изучении иностранного языка, истории, биологии, географии и пр. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию. В памятке "Пишем сжатое изложение" ребята найдут ответы на вопросы: "Как определить тему текста?", "Что такое микротема, и сколько микротем в тексте?", "Какие есть способы сжатия текста?".

ВложениеРазмер
pamyatka_pishem_szhatoe_izlozhenie.docx 46.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Написание сжатого изложения – это информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Эти умения формируются не только на уроках русского языка и литературы, но и при изучении иностранного языка, истории, биологии, географии и пр. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Первое чтение текста

1.Этап определения темы текста.

Определяют тему текста.

Как же определить тему? Тема определяется различными способами:

-по началу текста;

-по ключевым словам;

-по ключевым эпизодам;

-по поступкам или размышлениям героев (автора);

-по заглавию текста

2.Этап определения идеи текста

Что нам помогает сформулировать идею?

-общая тональность звучания текста;

-настроение, которое вызывает прочтение текста;

-отношение автора к событиям, героям;

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3.Этап определения структуры текста

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются

вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

Второе чтение текста

4.Этап абзацного членения текста:

Определение микротем текста как частей общей темы.

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко ?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев – микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

ТЕКСТ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

1 Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

2 Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3 Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В

мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.

4 Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий,

которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные

5 Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на

много лет и делает нас добрее и лучше.

ПРИМЕР СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

А вот мечта это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.

И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111 слов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста.


Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения

Для подготовки учашихся к ГИА.

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово.


ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста.


Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож.

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов.

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс.


Изложения появляются еще в начальных классах и встраиваются в учебу каждый год. Старшеклассники уделяют им особое внимание, когда готовятся к ОГЭ по русскому языку. В этой статье расскажем, как подготовиться к изложению по русскому языку и получить высокий балл за такое задание.

О чем эта статья:

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Спрашивает, слушает и пишет

Отмечает в учебнике

Любит спокойствие и тишину. Если все в коридоре — ему комфортнее в классе

Разговаривает, кричит, слушает

Двигается, балуется, толкается, осваивает пространство

Описывает внешние показатели: цвет, форма, размер. Говорит ускоренно

Когда рассказывает, сам себя слушает. Речь выразительная, легко сочиняет истории

Говорит медленно, спокойно. Голос тихий, низкий — может стать звонким в комфортной обстановке

Пишет грамотно, без ошибок

Пишет, как слышит

Не контролирует глазами то, что пишет — сосредотачивается на ощущениях

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.




Как писать краткое изложение

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.



Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.



Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.



Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).




Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

"Из истории Олимпийских игр"
I. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции.
II. Установление правил соревнований:
1) Прекращение всех войн.
2) Выбор дисциплин.
3) Главный приз - лавр.
III. Закрытие Олимпийских игр императором Феодосием I на несколько веков. (Дорошина В.)

"История появления чисел"
1. Для чего нужны были числа.
2. Появление чисел.
а) первые альтернативы.
б) что стало образцом.
в) как появились современные цифры.
3. Как изменилась жизнь людей с появлением чисел. (Зуникова Д.)

Абзац - отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Абзац является единицей членения текста.

Абзац - отступ в начале строки (красная строка).

Микротема - это главная мысль одного абзаца.

Составьте СЛОЖНЫЙ ПЛАН на тему (по выбору):

Ответ запишите в комментариях.

Подробно изучить тему "Есть ли у вас ПЛАН? АБЗАЦ и МИКРОТЕМА?" вы можете, записавшись на мой онлайн-курс "Сочинение на 5+" на сайте

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Обратимся к тексту. Внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Как выделить микротемы?

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы :

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Хочешь хорошо написать изложение ОГЭ по русскому языку, но боишься, что не сможешь? Переживаешь, что тебя подведёт память, и на экзамене ты забудешь даже своё имя? Хватит сомневаться в себе! Мы поговорили с опытными преподавателями и узнали, как написать изложение ОГЭ по русскому языку на максимальный балл!

написать изложение ОГЭ

Как готовиться к экзамену и научиться писать изложение ОГЭ, мы узнали у практикующих преподавателей по русскому языку: Нины Павловой, Елены Кибардиной и Яны Гераськовой.

В статье расскажем:

Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написать сжатое изложение.

Задача учеников — прослушать аудиозапись текста и пересказать его в письменной форме.

При этом нужно сохранить основную мысль и передать все микротемы, сократив исходный текст со 150-200 до 70-100 слов.

Аудиозапись длится 2,5-3 минуты, и её дают прослушать дважды. Первый раз — для ознакомления, второй — чтобы закрепить услышанное. Между чтениями у тебя будет ещё 3-4 минуты, чтобы проанализировать текст и записать тезисы в черновик.

Экзамен по русскому языку длится 3 часа 55 минут. За это время нужно выполнить две письменные работы (изложение и сочинение) и тестовую часть, которая состоит из семи вопросов. При этом ученик сам распределяет время на выполнение каждого задания.

На изложение можно выделить 50-60 минут, а тем, кто много практиковался, обычно достаточно 15 минут.

Если начать готовиться заранее, написать изложение ОГЭ по русскому языку несложно. Главное — понять, по каким критериям оценивают работу, и научиться писать изложение в соответствии с этими критериями.

Как готовиться к изложению ОГЭ по русскому языку?

Чтобы тебе легче было написать изложение, важно понимать, как ты лучше воспринимаешь информацию: на слух или визуально. Если тебе сложно ответить на этот вопрос, выполни простое упражнение:

  1. Возьми два текста одинакового объёма и сложности;
  2. Один текст прочти самостоятельно, а второй попроси прочитать друга;
  3. Попробуй пересказать оба текста;
  4. Оцени, какой из текстов ты запомнил лучше.

Если ты аудиал и лучше воспринимаешь информацию на слух, во время первого прослушивания только слушай и анализируй текст, даже если все начнут что-то записывать.

написать изложение огэ

Если ты визуал, и у тебя развита зрительная память, лучше с первого прослушивания делать записи и пометки в черновике. Это могут быть основные фразы, простые ассоциативные рисунки, ключевые слова, имена, даты.

написать изложение огэ

Чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку и не ударить в грязь лицом на экзамене, практикуйся хотя бы раз в неделю. Это поможет тебе научиться логично и последовательно передавать главную информацию, а второстепенную — отсекать.

3 приёма, которые нужно освоить, чтобы научиться писать изложение ОГЭ по русскому языку

  • Пользоваться основными приёмами сжатия текста.
  • Выделять микротемы в каждом абзаце. Для этого обозначь ключевые слова текста — например, грамматические основы предложений. На основании этого ты сможешь сформулировать главную мысль каждого абзаца — это и есть микротема.
  • Определять главную мысль текста. В совокупности три микротемы составляют главную мысль исходного текста, поэтому важно правильно выделить микротемы для каждого абзаца.

Тренируйся писать изложение до тех пор, пока не выработаешь навыки записи и оформления текста.

написать изложение огэ

В идеале лучше начинать готовиться в начале учебного года, но даже если до экзамена осталось всего пару месяцев, это не повод опускать руки! Всё обязательно получится, если поставишь себе цель и будешь упорно заниматься!

Критерии оценивания изложения

За содержание изложения можно получить максимум 7 баллов.

3 критерия, которые учитывают эксперты при оценке содержания изложения

написать изложение огэ: критерии оценивания изложения огэ

Дополнительные 10 баллов можно получить за грамотность и фактическую точность изложения и сочинения. Эксперты оценивают сразу две письменные работы на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических и речевых ошибок.

5 критериев, по которым эксперты оценивают грамотность и фактическую точность изложения и сочинения

написать изложение огэ: критерии оценивания изложения огэ

Примеры изложений ОГЭ по русскому языку

Чтобы тебе легче было понять, как выглядит хорошее изложение, мы попросили наших экспертов поделиться реальными примерами.

Вот какой пример нам показала Гераськова Яна Георгиевна:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

В этом изложении выделено три микротемы:

  • Первый абзац: определить, что такое искусство, одним словом невозможно, потому что это понятие многогранное.
  • Второй абзац: каждый человек находит для себя что-то своё, особенное. Через искусство можно познавать себя.
  • Третий абзац: искусство – великая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Этим примером изложения поделилась с нами Елена Кибардина:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

В этом изложении микротемы такие:

Пример изложения от Нины Павловой:

написать изложение огэ: сжатый текст огэ

Микротемы для этого изложения:

  • Первый абзац: неуверенность в себе — древняя проблема и причина многих неприятностей.
  • Второй абзац: из-за неуверенности в себе человек зависим от чужого мнения и нерешителен.
  • Третий абзац: чтобы преодолеть неуверенность в себе, человек должен ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Главное, когда вы пишете изложение ОГЭ по русскому языку — понять принцип написания изложения и отточить навыки на практике.

Когда изложение написано, не забудь проверить, соответствует ли оно всем критериям оценки:

  1. Содержание. Убедись, что ты правильно передал содержание исходного текста и выделил все микротемы. Если для каждого абзаца выделена микротема, значит, содержание исходного текста передано правильно.
  2. Сжатие исходного текста. В готовой работе должно быть 70-100 слов, причём хотя бы один из приёмов сжатия нужно применить для всех трёх абзацев;
  3. Логичность. Убедись, что главная мысль передана правильно, а сам текст верно поделён на абзацы. Не забывай правило: одна микротема — один абзац.

Если ты всё равно сомневаешься в своих силах и думаешь, что самостоятельная подготовка не для тебя, запишись на курсы. Там ты повторишь школьную программу, научишься решать тестовую часть экзамена, писать изложение и сочинение. Преподаватель поможет тебе восполнить пробелы в знаниях и вместе с тобой будет разбирать ошибки.

Обычно курсы длятся от 3 месяцев до года.

Стоимость занятий обычно варьирует от 1 500 до 6 000 тысяч в месяц в зависимости от тарифа. Уроки с проверкой домашних заданий обойдутся дороже, но от них ты получишь максимальный результат.

Перед тем как оплатить курс, ознакомься с расписанием, и убедись, что в программу включены все темы из кодификатора ОГЭ. Обязательно поинтересуйся, будет ли теория отрабатываться на практике и есть ли обратная связь от преподавателя.

И самое главное — убедись в профессионализме преподавателя.

написать изложение огэ: курсы огэ

Обязательно обращай внимание на подачу материала, так как одну и ту же информацию можно преподнести по-разному.

Если учитель ведёт странички в социальных сетях, понаблюдай за ним. Это поможет понять, нравится ли лично тебе такая подача и насколько комфортно в дальнейшем будет заниматься с этим преподавателем. Не стесняйся попросить бесплатный доступ к одному уроку, чтобы оценить стиль преподавания.

Теперь ты знаешь, как подготовиться к изложению ОГЭ по русскому языку так, чтобы получить хорошую оценку. Не сомневайся, регулярные занятия не пройдут даром!

Вам может подойти это обучение:

  1. Лучшие Онлайн-Курсы Подготовки к ОГЭ
  2. 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ в Москве
  3. Лучшие Курсы Подготовки к ЕГЭ Онлайн от 300 Рублей
  4. 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ по Литературе в Москве

Расскажи в комментариях, есть ли у вас график подготовки к изложению ОГЭ? Сделай репост, чтобы одноклассники увидели статью и тоже хорошо написали изложение ОГЭ!

Читайте также: