Как сделать ми минор

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.

VST инструменты

Урок 5. Создаем аккорды. Chords-ритм и арпеджио в FL Studio.

Со школы мы знаем, что в октаве 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Но при этом если мы глянем на клавиши фортепиано, то несомненно озадачимся, ведь там еще есть черные клавиши, и вместе с ними в октаве получается 12 нот (?). Да, именно так, в октаве 12 полутонов, но используют из них только 7. И это зависит от тональности, которую вы выберете. Самая простая тональность Ля-минор. С нее мы и начнем.
Вообще, гармонией называют красивое и благозвучное сплетение нот.
Гармония — это наука, которая учит, как правильно сочетать ноты, чтобы музыка была изумительно приятная и выражала необходимые нам эмоции. Гармония строится на аккордах, тем самым наполняя музыку разнообразием и великим множеством чувств: от сострадания до экстаза.

piano1 akkordy

Тональность ЛЯ-минор.

Выглядит она вот так: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль. И сразу же предлагаю вам запомнить латинское обозанчение этих нот (будет намного удобнее). A=Ля, B=Си, С=До, D=Ре, E=Ми, F=Фа, G=Соль (H=Си-бемоль, но пока не будем ее трогать). Достаточно запомнить то, что написано на картинке (или запишите себе в конспект как памятку). Так вот, мы будем использовать тональность Ля-минор (это только белые клавиши), используя белые клавиши — вы уберегаете себя от создания фальшивой музыки (о черных клавишах поговорим позже).

Но чтобы создать по истине музыкальную гармонию, нужно еще познакомиться с аккордами. Итак, наш Ля-минор основан на ноте Ля. Таким образом Ля — это основная, главная нота нашей будущей композиции (наз. Тоника). (Тоника — это главная нота музыки). Значит Бас надо делать на ноте Ля, а также часто использовать эту ноту в ритмах, пэдах, струнных, chords и т.д.

Гармония аккордов — онлайн урок для FL Studio 11.

Чтобы разобраться с аккордами, сразу же начнем создавать простейшую музычку. Смотрите рисунки ниже.

bass-chord2

1. Делаем Бас на ноте Ля.
2. Chords-ритм на нотах Ля-До-Ми.

Обычно аккорд состоит из 3-х нот, хотя можно использовать от двух нот до пяти и более (жестких правил тут нет)… Внимательно посмотрите на ноты Ля-До-Ми (или A-C-E). Смысл в том, что взяты ноты пропуская одну белую клавишу.

piano-am

Это самое приятное и гармоничное сочетание нот на основе Ля. Мы взяли три ноты Ля-До-Ми и получили аккорд Ля-минор. Если мы возьмем аккорд на основе ноты До (латинская C ). Пропуская по одной белой клавише по музыкальной логике следующими будут ноты Ми, Соль. Т.е. До-Ми-Соль (C-E-G) — это аккорд на ноте До, называется он До-мажор.

piano-c

Что такое Минор? И что такое Мажор?

Вернемся к нашим 12 нотам в октаве, включая черные клавиши. Если посчитать все клавиши, то аккорд Ля-До-Ми строится через 2 клавиши (между Ля и До) и 3 клавишами (между До и Ми). Грубо говоря, схема 2-3… Это Минор.

chord-minor akkord

В аккорде До-Ми-Соль, между До и Ми 3 клавиши, между Ми и Соль 2 клавиши. Получается наоборот, схема 3-2 — это Мажор. Поэтому сочетание нот До-Ми-Соль — называют аккордом До-мажор.

chord-major

Давайте посмотрим, что получится, если после аккорда Ля-минор мы наиграем аккорд До-мажор. Открываем flp-трек lesson-5 для FL Studio, смотрим и слушаем как звучат ноты.

Послушать онлайн FL трек, который мы создаем, на двух аккордах Am и С

Потрясающая гармония, не правда ли? Только еще я добавил снисходящие нотки арпеджио на третьем паттерне.

Уроки FL Studio: Что такое арпеджио?

В то время, как в Chords-ритме у нас звучат сразу все ноты аккорда (одновременно, синхронно) Ля-До-Ми, то в Арпеджио ноты звучат последовательно (по очереди), например, Ля-До-Ми-Ля. Или наоборот (вниз) Ля-Ми-До-Ля (как сделано в моем случае). Получается переливающееся звучание нот — это и есть арпеджио. Смотрим 3-й паттерн.

В этой композиции использовано только 2 аккорда, но ее можно слушать, музыка не приедается, переходы аккордов с Ля-минор на До-мажор вызывают восторг. Если бы мы сделали музыку только на одном аккорде, (например) на нотах Ля-До-Ми, то музыка не произвела бы такого впечатления, она была бы скучная, однообразная. Поэтому я призываю учиться писать музыку на несколько аккордов. Это очень важно для создания массовой музыки, например, в стиле eurodance, trance и др.

Какие еще бывают удачные сочетания аккордов для идеальной гармонии музыки? Об этом мы поговорим в следующем уроке. А из этого урока важно понять — какие ноты входят в состав простого аккорда — это 1-я, 3-я и 5-я ноты по счету снизу вверх (из семи нот октавы). Если вы хотя бы поняли половину из того что я написал, то я вас поздравляю — это уже прогресс! Все остальное обязательно придет позже. А сейчас уже можно начинать писать музыку, даже достаточно 2 аккорда — это уже суперское звучание!

•КАЛИМБА - Дыхание Африки• (kalimba, sansula)

Есть несколько способов транспонирования.

1. Самый простой, это набрать мелодию в программе, например Guitar Pro (или MuseScore) и просто выбрать там функцию транспонирования. Жмем в программе Guitar Pro меню "Инструменты", далее на "Транспонировать". В появившемся окне из выпадающего списка выбираем количество тонов для переноса и пользуемся.

2. Второй способ подходит, если у вас есть под рукой фортепиано и начальные знания музыкальной грамоты. При небольшой тренировке можно научиться сразу транспонировать мелодию опираясь на расположение клавиш на фортепиано.

3. Или можно предыдущий способ немного упростить и посмотреть на сколько линеечек в нотном тексте перемещаются ноты и просто переписать мелодию. Если присмотреться к примерам в мелодии все ноты передвинулись на пол линейки вверх - на один тон. (И не забыть про изменение знаков при ключе).

4. Обычно в руководствах по музыкальной грамоте встречается еще один способ. Здесь придется использовать знания о ступенях звукоряда. Здесь надо подписать какой ступенью звукоряда является каждая нота в мелодии. Потом сопоставить Ступени звукоряда нужной нам тональности и переписать ноты, соответствующие ступеням тональности в которую транспонируется мелодия.

•КАЛИМБА - Дыхание Африки• (kalimba, sansula)

Основные этапы транспонирования:

(Обратите внимание, что СТАНДАРТНЫЙ строй калимбы не предполагает исполнение мелодий в минорных тональностях, для этого придется перестраивать инструмент, но об этом позже).

3. Сопоставить из какой тональности в какую вы транспонруете мелодию. Минорные тональности транпонируются только в минорные тональности, мажорные только в мажорные. МИНОР-МИНОР/МАЖОР-МАЖОР.

4. Одним из вышеперечисленных способов перевести мелодию в нужную тональность.

•КАЛИМБА - Дыхание Африки• (kalimba, sansula)

О вышеописанных способах транспонирования можно прочитать в любом учебнике по музыке. Сложнее становится, когда дело непосредственно касается калимбы.

Вот пример изменения строя калимбы из G-мажора в F-мажор. Отмечены те язычки, которые нужно перестроить.

•КАЛИМБА - Дыхание Африки• (kalimba, sansula)

В этой теме мы рассмотрим только самые популярные модели калимб - Альто калимбу и Требл.
У обоих стандартный строй - Соль мажор, но это не значит, что нижний язычок должен быть обязательно настроен на ноту СОЛЬ.

При изменении строя калимбы желательно не перестраивать язычки более чем на тон выше или ниже, чем тот строй в котором изначально был настроен инструмент.

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

строение натурального минора

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

натуральный ля минор и ре минор

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

я на камушке сижу - песня, написанная в натуральном миноре

Гармонический минор – сердце Востока

правило повышения седьмой ступени в гармоническом миноре

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

гармонический ля минор и до минор

увеличенные характерные интервалы в гармоническом миноре

Песня бобыля - гармонический ля минор

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40 :

чередование гармонического и натурального минора в Симфонии № 40 Моцарта

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

мелодический минор - правило

мелодический ля минор и до минор

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

мелодический минор в песне

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

три вида минора в музыке

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

гамма ми минор в трех видах

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

гамма соль минор в трех видах

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

таблица минорных гамм

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

гамма си минор в трех видах

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

гамма фа минор в трех видах

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

трезвучия

трезвучия, ноты

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

обращение

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

септаккорды

септаккорды, ноты

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

обращения

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Dur

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

трезвучия до мажор

Септаккорды:

септаккорды до мажор

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

moll

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

трезвучия минор

Септаккорды:

moll7

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

елка исходник

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

елка фа мажор

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

елка ля бемоль мажор

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

бас
альт

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Читайте также: